Е.С. Квитко
Методам обучения, от которых зависит результативность учебной работы, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Современная педагогика все чаще обращается к личностному общению учителя и ученика, их диалогу, который имеет безграничные возможности для становления и развития человеческой индивидуальности.
Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация, - чрезвычайно широкое и емкое понятие, оно имеет много форм и видов.
А. А. Леонтьев определяет общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, при этом автор выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентированность, направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса [4].
Первые уроки-диалоги начал проводить С.Ю. Курганов (послужившие основой для книги «Ребенок и взрослый в учебном диалоге») [3]. Д. Гонт, ученик Школы диалога культур, поддерживал концепцию С.Ю. Курганова и его школы. Автор считал, что диалог - это беседа учителя с учениками на темы, предусмотренные школьной программой, в которой и учитель, и ученик находятся в равном положении, то есть учитель не навязывает ученикам заранее определенные книжные мысли, а помогает им дойти до всего своим умом в процессе размышлений и обмена мнениями.
И.В. Сапегина в своей диссертационной работе «Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание» [5] пришла к выводу, что полноценный диалог с учениками 5-6 классов трудно организовать. В связи с этим актуален вопрос о конкретной реализации диалогового обучения математике младших подростков.
Очевидно, что проблема общения в учебно-воспитательном процессе требует пристального внимания, так как способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и находиться в диалоге имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя - найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика.
А.Г. Асмолов с группой авторов сформулировали определение: «Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем коммуникативной компетентности и должны быть приняты в качестве одной из приоритетных целей образования» [1: с. 61].
В настоящее время резко выросла информированность детей. Интернет является существенным фактором формирования подростка. Следствие этого процесса - потеря интереса к учению, проблема в общении (в частности, ведения диалога). Вместе с тем диалог имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала.
Достоинством младшего подросткового возраста считается его готовность и способность ко многим различным видам учебной деятельности. Этот возраст отличается естественной любознательностью, желанием развить и продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
Основная задача учителя - найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика.
Для достижения поставленной цели мы предлагаем методический подход, представляющий собой организацию различных учебных диалогов. Основной его составляющей является разработка специальных заданий. Учитывая особенности курса математики 5-6 классов и выделенные в стандартах виды универсальных учебных действий (УУД), нами предложена следующая типология заданий: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, задания на конструирование ситуации по ее графической интерпретации, задания на выявление ошибок, задания на планирование деятельности, на нахождение и выбор рациональных способов решений, задания на практические вычисления. При выполнении таких заданий мы обеспечиваем продолжение диалога между учителем и учащимися, но уже в письменной форме в ходе выполнения заданий. В условия заданий мы заложили обучение решению задач. Для этих целей мы используем метод специально выстроенных, дополнительных наводящих вопросов. С помощью этих вопросов учитель и организует ДИАЛОГ, воздействуя в комплексе на развитие различных УУД, в том числе и коммуникативных.
Рассмотрим, например, задания для 6-го класса на моделирование реальных жизненных ситуаций. Тема: «Умножение обыкновенных дробей». Данное задание можно отнести и к типу заданий на практические вычисления. Одна задача может содержать различные типологии. Задание отличается от остальных тем, что условие задания изображено на картинке.
Задание: 1
Условные обозначения в правом верхнем углу таблицы (Л) (Р) (П) (К) отражают возможность развития у учащихся 4-х видов УУД при изучении нахождения дроби от числа
Нахождение дроби от числа(Л)(Р) (П) (К)
Один трактор может вспахать поле за 14 часов, а другой за 8 часов. Какой трактор больше вспашет: «Первый за 7 часов или второй за 5 часов»? Ответьте вначале письменно на вопросы:
За сколько часов может вспахать поле первый трактор?_ За сколько часов может вспахать поле второй трактор?_
Какой трактор быстрее вспахивает все поле?
Какую часть 7 часов составляют от 14 часов?
Какую часть поля вспашет первый трактор за 7 часов?
За сколько часов второй трактор вспашет половину поля, если все поле - за 8 часов?
7) За 5 часов второй трактор вспашет больше половины поля или меньше?
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий, которые применял ученик. Разработчики стандартов второго поколения выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия и определяют УУД как систему действий учащегося, обеспечивающую культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности [1].
Данное задание развивает в комплексе следующие основные виды УУД:
Личностные действия способствуют развитию интереса к обучению, к предмету. Изучая рисунок и отвечая на поставленные вопросы, ученик видит значимость данного задания и увязывает его с реальными жизненными ситуациями (вспашка поля). В широком плане данное задание позволяет выработать способности у учащихся при сборе информации или статистических данных, расчете заработанной платы и др. Данная задача будет полезна тем учащимся, кто планирует в дальнейшем выбрать, например, профессию экономиста, бухгалтера, менеджера, статиста.
Регулятивные действия включают целеполагание, где происходит сопоставление того, что известно и неизвестно, и оценку действий, где учащийся выделяет для себя, что известно и что необходимо освоить.
Познавательные действия формируются при соотнесении известной и неизвестной информации; при структурировании знаний: от того, что имеем, до того, что нужно найти; а также при развитии умения извлекать нужную информацию из рисунка и из данного текста задания (определение важной информации).
Происходит развитие логических познавательных действий при выявлении известных и неизвестных компонентов, при выстраивании логической цепочки рассуждений (используя при этом как само условие задания, так и рисунок к нему).
Коммуникативные действия развивают у учащихся способность выражать свои мысли самостоятельно, совместно с учителем или родителями.
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович считают, что обеспечение всех требований ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования только средствами учебника математики в 5-6 классах труднодостижимо.
С учетом мнения авторов нами для достижения цели по формированию УУД на уроках математики была разработана рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, в виде индивидуального учебного пособия «Умножение обыкновенных дробей».
При использовании данного учебного пособия был проведен обучающий эксперимент на основе разработанного метода: на уроках было организовано ведение диалога.
Был разработан материал для вводного и итогового контроля учащихся. В эксперименте принимали участие учащиеся 6-х классов ГБОУ г. Москвы ЦО № 1438.
Все задания в рабочей тетради даны последовательно для лучшего закрепления темы. Тетрадь использовалась и в классе, и дома. Так как все задания рассчитаны на то, чтобы учащийся самостоятельно додумался до правильного решения задачи, каждое задание сопровождается вспомогательными вопросами или комментариями.
Разработанные задания, изложенные в виде письменного диалога и созданные с целью формирования у учащихся универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, могут использоваться не только в виде рабочей тетради, но ив виде тестов или интерактивных дидактических пособий.
Для решения заданий в классе использовался компьютер и интерактивная доска.
Для различного контингента учащихся периодическое проведение хорошо сконструированных и правильно подобранных тестов при помощи компьютера может существенно облегчить процесс учения. Тесты выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют ученика. Они могут дать информацию о том, каким объемом знаний и навыков в действительности овладел учащийся. Их можно применять для совершенствования преподавания и оценки степени достижения образовательных целей. Для создания тестов удобно использовать специально разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОС) во Flash для интерактивной доски, проекторов, компьютеров.
Интерактивные дидактические пособия можно разработать при помощи программы Macromedia Flash или Microsoft PowerPoint для каждого задания в отдельности. На персональном компьютере для работы с Flash-фильмом не требуется никаких специальных и дополнительных программных или технических средств. Он может просматриваться учащимися на персональном компьютере самостоятельно, без помощи и управления со стороны преподавателя. В задания заложены обучающие дополнительные вопросы. Поэтапно отвечая на них, ученик приходит к правильному решению.
Flash-фильм играет роль демонстрационного пособия с интерактивными элементами: позволяет осуществлять проверку и самоконтроль полученных учащимися знаний. После изучения теоретического материала учащиеся могут проверить свои знания при прохождении теста или при выполнении заданий на первичное закрепление понятий.
Учебные пособия в виде рабочей тетради по математике для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы, созданные при помощи Microsoft Word, могут использоваться и в печатном, и в электронном варианте.
Использование мультимедийных средств при решении разработанных заданий способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий (действия контроля, самопроверки).
Каждый ребенок, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания, пытается самостоятельно оценить свою работу, еще не зная ответов. После решения задания на компьютере, отвечая поэтапно на вопросы, компьютер выставляет оценку. Если учащийся недоволен своим результатом, он может самостоятельно проверить решение задачи. При этом учащийся проверяет не только свои знания, но и правильность выставления ему оценки компьютером (внимание, взаимоконтроль), так как компьютер тоже может ошибиться.
Выполняя задание в виде теста на компьютере, учащийся получает возможность в случае неправильного ответа повторить попытку или получить подсказку, чтобы самостоятельно разобраться и понять ход решения задания. В случае верного решения учащийся получает поздравления от компьютера и автоматически переходит к следующему заданию. Подобные тесты удобны для самопроверки знаний, приобретенных после просмотра или до просмотра мультимедийного пособия.
Анализ, обобщение и систематизация результатов исследования показали, что использование метода организации различных учебных диалогов при помощи специально выстроенных наводящих вопросов предоставляет учителю инструмент, направленный на активизацию самостоятельной работы учащихся, способствует формированию УУД при изучении курса математики в комплексе, в том числе и коммуникативных.
Использование мультимедийных средств в обучении математике в 5-6-х классах способствует организации индивидуальной траектории обучения школьника, своевременному выявлению ошибок, непонимания, уровня овладения материалом и пр.
Вместе с тем такое обучение дает положительный эффект и для формирования УУД:
систематизируются полученные в начальных классах представления о мире знаков и соотношении между ними;
создаются учебные ситуации, показывающие значимость освоения компьютера, происходит освоение навыков управления компьютером;
формируются общеучебные навыки работы с информацией (поиск, оценка, структурирование, классификация).
Подводя итог, можно сказать, что использование ИКТ в учебном процессе (см., например, [2]) открывает новые перспективы в совершенствовании системы образования, в получении новых знаний о мире, развивает при этом познавательную деятельность и коммуникативную среду учащихся.
Список литературы
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.
Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2002. - 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru
Дата добавления: 21.04.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |