Содержание
Введение
1. Понятие и роль прибыли на предприятии
1.1 Экономическаясущность прибыли и ее функции
1.2 Планирование прибыли
1.3 Распределение прибыли и ее использование
2. Расчёт прибыли на примере предприятия ГУ«Республиканского
киновидеоцентра»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.2 Расчет показателей прибыли на предприятии ГУ«Республиканского
киновидеоцентра»
2.3 Формирование и использование прибыли на предприятии ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.4. Пути повышения прибыли на ГУ «Республиканскогокиновидеоцентра»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прибыль,известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест средисовокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую наукуи хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной этапроблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростомдефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса,увеличением предпринимательских рисков.
В рыночнойэкономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия,которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала.Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченныхпрограмм любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работыкаждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своейдеятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала,увеличения прибыльности предприятия.
В связи сэтим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. Вплановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота,основное внимание уделялось таким показателям эффективности, какпроизводительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевойфункцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое местовыходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежитприбыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибылиявляется не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности,но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия,накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условиядля материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальныхзадач современного этапа является овладение руководителями и финансовымименеджерами прогрессивными методами эффективного управления формированиемприбыли в процессе деятельности торгового предприятия.
Грамотное,эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение напредприятии соответствующих организационно-методических систем обеспеченияэтого управления, знание механизмов формирования прибыли, использованиесовременных методов её анализа и планирования.
Запоследние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибылии возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следуетотметить, что взгляды современных исследователей на сущность прибыли восновном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболееэффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей еёувеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль – это основной оценочныйпоказатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Но несмотряна схожесть мнений о сущности прибыли, критерии и индикаторы для её оценкивыдвигаются разные. Существуют вопросы, недостаточно разработанныеприменительно к нынешней ситуации переходного периода. Многие проблемы,относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. На сегодняшнийдень отсутствует единая система показателей прибыли, не сложилось общегомнения относительно конкретных форм и методов расчёта прибыли, методики еёанализа, поиска путей повышения прибыли и рентабельности.
1.Понятиеи роль прибыли на предприятии
Прибыль — это основнойисточник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валовогодохода, она является важнейшей экономической категорией и основой цельюдеятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категорияприбыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, ивыполняет ряд функций.
Во-первых, прибыльхарактеризует экономический эффект, полученный в результате деятельностипредприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходыпревышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыльобладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль являетсяодновременно не только финансовым результатом, но и основным элементомфинансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получениимаксимальной прибыли, так как это является основой для расширенияпроизводственной деятельности, научно-технического и социального развитияпредприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыльявляется одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На рынке предприятиявыступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену напродукцию, они реализуют ее потребителю, получая при это денежную выручку, чтоне означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результатанеобходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию,которые принимают форму себестоимости продукции.
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции .
На каждом предприятиеформируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине,экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетовслужит балансовая прибыль – основной финансовый показательпроизводственно-холяйсвенной деятельности предприятия. Для целейналогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль,а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемаяналогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и другихплатежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью.Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Основнымисоставными элементами балансовой прибыли являются:
1. прибыль отреализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммывыручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затратна производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимостьпродукции (рис. 1.1).
2. прибыль (илиубыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяетсяаналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки)подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и другиххозяйств, находящихся на балансе основного предприятия (рис.1.1).
3. прибыль (илиубытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитываетсякак разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС,акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент,соответствующий индексу инфляции (рис.1.2).
4. прибыль (илиубытки) от внереализационных доходов и расходов определяется разнымиспособами, в частности на основе опыта прошлых лет.
/>НДС получаемые
спокупателей
+
Акцизы (на отдельные
виды товаров)
/>/>/>/>/>/>прибыль от выручкаот +
реализации реализации ― Себестоимость
продукции = пролдукции продукции (работ, услуг)
/>/>(работ, услуг) (работ,услуг) +
Экспортные тарифы
Рис. 1.1 Выручкапредприятия за реализованную продукцию
/>
Расходы на реализацию:
реклама, транспортировка
подготовка к реализации
/>/>/>/>/>/>прибыль от выручкаот +
реализации реализации Остаточная
основных средств = О.С., излиш - ― стоимость
и иногоимущества него оборудо-
предприятия вания и др. /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1.2 Прибыль отреализации основных средств
Таким образом, балансоваяприбыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = ± Пр ± Пи ±Пв.о,
где Пр –прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг
Пи — прибыль (убыток) от реализацииимущества предприятия
Пв.о – доходы (убытки) от реализациивнереализационных операций.
Н-р:
Пр= 200млн.руб., Пи= 152млн.руб., Пв.о.=2млн. руб., то по формуле можно вычислить Пб=200±152±2=50; 454.
Как правило, основнойэлемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции,выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль от реализацииимущества – это финансовый результат, не связанный с основными видамидеятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, ккоторой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося набалансе предприятия.
Переченьвнереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен.Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачиимущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек идругих видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходыот дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам иоперациям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам,числящимся на счетах предприятия.
Валовая прибыльпредприятия может отличатся от балансовой прибыли в силу ряда причин:
1. Валовая прибыльувеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализациюпродукции по ценам не выше себестоимости
2. При осуществлениипрямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этихвидов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяетсяпо рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованногоили выбывшего имущества.
3. Выручка в валютепересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов дляналогообложения прибыли по этим операциям
4. Налогообложениюподлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий приотсутствии совместной деятельности.
5. По имуществу,полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, покоторой оно числится у передающего предприятия.
6. Валовая прибыльучитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней,перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Исчисленная вустановленном выше порядке валовая прибыль является базой для определенияналогооблагаемой прибыли, расчет которой производится в такойпоследовательности.
Валовая прибыльуменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
а) доход от долевогоучастия в деятельности других предприятий
б) доход от сдачи варенду и других видов использования имущества, а также от посредническихопераций и сделок.
в) доход юридических лицпо государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а такжедоходы от оказания услуг по их размещению
г) суммы прибыли, покоторым установлены налоговые льготы.
После всехперечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль,с которой уплачивается налог на прибыль.
В соответствии с законодательствомваловая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различныхформ хозяйственной деятельности, называется чистая прибыль, которая остается враспоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется надальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Формирование прибыливыглядит таким образом (рис. 1.3)Выручка Себестоимость (-)
/>/>/>/>/>/>
/>Прибыль от реализации
/>Прибыль от прочей реализации
/>Внереализационные доходы (убытки)
/>/>Балансовая прибыль Корректировка прибыли (-)
/>/>/>/>/>Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)
/>/>/>/>/>/>/>/>
Чистаяприбыль
/>
Рис. 1.3Схема формирования прибыли
1.2Планирование прибыли
Прибыль является основнымфактором экономического и социального развития не только для предприятия, но идля экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планированиеприбыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируетсяраздельно по видам, аименно:
прибыль от продажипродукции и товаров;
прибыль от реализациипрочей продукции и услуг нетоварного характера;
прибыль от реализацииосновных средств;
прибыль от реализациидругого имущества и имущественных прав;
прибыль от оплатывыполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
прибыль (убыток) отвнереализационных операций
Существует три основных методапланирования прибыли :
1. метод прямого счета
2. аналитический метод
3. метод совмещенногорасчета
Метод прямогосчетаприменяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыльпри этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарнойпродукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной еесебестоимостью:
П = (О× Ц) ― (О × С),
где П – плановаяприбыль
О – объем выпуска товарной продукции впланируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена на единицу продукции (за вычетомНДС и акцизов)
С – полная себестоимость единицыпродукции
Прибыль от реализуемойпродукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп =Врп – Срп,
где Врп – планируемаявыручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговыхи сбытовых скидок)
Срп – полная себестоимость реализуемой впредстоящем периоде продукции
Объем реализуемойпродукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяетсякак сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода(пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп)без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода(Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле
Прп =Пн + Птп – Пк
Достоинством данногометода является его простота. Однако его целесообразно использовать припланировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитическийметодпланирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукциии заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. Прианалитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой впланируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль понесравнимой продукции определяется отдельно.
Методсовмещенного расчетавключаетэлементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценахпланируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методомпрямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменениесебестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие,выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше методы неединственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализлимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности имногие другие аналитические методы.
Существуют факторы,которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различнымпризнакам:
— внешние
— внутренние
В свою очередь внутренниефакторы подразделяются на:
— внепроизводственные
— производственные(экстенсивные и интенсивные)Факторы, влияющие на величину прибыли
/>/>
/>/>Внутренние Внешние
/>/>Производственные Внепроизводственные Экстенсивные Интенсивные
Рис. 1.4Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Внешние факторы – это природные условия,государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок ильгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельностипредприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.
Производственныефакторы – этофакторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественныеизменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственныефакторы –снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия трудаи быта и др.
1.3Распределение прибыли и ее использование
Для налогообложениябалансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговым стандартами(Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, идругими.). Надо отметить, что понятие чистой прибыли в России не соответствуетпонятию чистой прибыли по международным стандартам, «наша» чистая прибыль по ситуне является чистой, а включает в себя значительные расходы (фонды потребления,социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам.
Из прибыли, остающейся враспоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством иучредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фондпотребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативыотчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самимпредприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальныефонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибылипроисходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумманераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.
Эта прибыль направляетсяна капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытиеубытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социальногохарактера; а также на выплату дивидендов и доходов.
При этом под фондомнакопления понимаются средства, направленные на производственное развитиепредприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоениепроизводства новой продукции, на строительство и обновление основныхпроизводственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующихорганизациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительнымидокументами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
За счет средств фондовнакопления финансируются главным образом капитальные вложения напроизводственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счетсобственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходитпреобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопленияуменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетногогода, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, невключенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основныхсредств.
Под фондамипотребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятийпо социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрениюколлектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории,единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, неприводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплатыиз фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты потруду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия.Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительныхмероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальноежилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели,предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временногоухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит длякомпенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства ипотребления продукции.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы прираспределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.
Распределение чистойприбыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, болеедешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходыорганизации на привлечение дополнительных источников./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Чистая прибыль = резервный ф. + ф. накопления + ф. потребления
Рис. 1.5Распределение чистой прибыли предприятия
Распределение прибылитоварищества такаяже, как на рисунке 1.5 и плюс прибыль, распределяемая между учредителями.
Распределение прибылиакционерных обществвыглядит так же как на рисунке 1.5 только фонд потребления в свою очередь будетраспределятся на: проценты по облигациям, тантьему, благотворительные цели,социальные нужды, дивиденды по привилегированным акциям, дивиденды пообыкновенным акциям, целевые отчисления.
Объектом распределения налюбом предприятии является балансовая прибыль предприятия. Под еераспределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьямиспользования на предприятии. Распределение прибыли регулируется законодательнов той части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов идругих обязательных платежей.
2.Расчётприбыли на примере предприятия ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
2.1 Технико-экономическаяхарактеристика предприятия
ГУ «Республиканский киновидеоцентр» — учреждение,которому орган государственной власти, в ведении которого находятсявопросы культуры (Министерство просвещения), делегировал полномочия по реализациимероприятий в целях удовлетворения потребностей населения и предоставленияуслуг в сфере кинематографии.
Деятельность ГУ «Республиканский киновидеоцентр»осуществляется на базе ККК «Тирасполь».
ГУ «Республиканский киновидеоцентр» входит вструктуру Министерства просвещения, как учреждение культуры республиканскогозначения, и осуществляет деятельность в рамках уставных функций, целей и задач, аименно: осуществляет методическое руководство районнымикиновидеопредприятиями, планирует деятельность предприятий в рамкахреспубликанских мероприятий, систематизирует статистическую отчетность,проводит консультации по нормативно-правовым документам по линии киноотрасли,предоставляет помощь в формировании репертуарного плана, частичное обеспечениекиновидеопродукцией, деятельность, связанная с удовлетворением спроса населения накинопродукцию (заключение договоров с дистрибьюторами и производителямикинопродукции), анализирует показатели деятельности киноотрасли республики,определяет тенденции, вносит предложения и разрабатывает проекты нормативно-правовыхдокументов в сфере кинематографии кинообслуживания.
В 1994 году все кинопредприятия республики были объединены в единую систему, набазе кинотеатра
«Тирасполь» создана ее головная организацияРеспубликанский киноцентр (с 2001 года Государственное учреждение«Республиканский киновидеоцентр»).
Основныминаправлениями деятельности учреждения являются:
— организация кинопроката, фильмопродвижения,киноконцертной деятельности на территории республики;
— удовлетворение потребностей населения в общественныхформах потребления кино и видеофильмов;
организация правильной эксплуатации кинотеатров, киноустановок, кинопередвижек,видеоустановок;
— внедрениеновых форм и видов услуг кинопроизводства;
— закупкакиновидеопродукции и последующая ее передача в кинопрокат;
— организация централизованной закупкикиновидеоборудования и запасных частей для его ремонта;
— координациявзаимоотношений между киновидеопредприятиями республики.;
— оказаниеметодической помощи киновидеопредприятиям;
— разработка нормативных и законодательных документов всфере развития кинотрасли.
ГУ РКВЦ находится в тесном взаимодействии исотрудничестве с учреждениями культуры, организациями образования,министерствами и ведомствами республики. В связи с осуществлением деятельности поорганизации кинообслуживания, кинопроката и фильмопродвижения Республиканскимкиновидеоцентром налажены связи с компаниями — дистрибьюторами кинопродукцииРоссии, Молдовы, Украины.
ГП «Республиканский кинопрокат» входит вструктуру ГУ «Республиканский киновидеоцентр» (Постановление Правительства ПМР от27 марта 1998г. № 60), как организация кинематографии, основной функциейкоторой является организация проката кинопродукции на территорииПриднестровья, следовательно предоставляет районным киновидЗееопредприятиямв пользование кинопродукцию из республиканского кинофонда, что позволяет имосуществлять деятельность по кинообслуживанию населения, т.к. киноустановки,имеющиеся в наличии, рассчитаны на использование киноматериалов, зафиксированныхна 35-мм пленке. Условия предоставления фильмокопий из фонда РКВП, которыйнасчитывает более 900 наименований киноматериалов, является перечисление50% от валового сбора.
На данный момент ГУ «Республиканский киновидеоцентр» и ГП«Республиканский киновидеопрокат» находятся в стадии реорганизации путемслияния.
Государственная система кинообслуживания населенияПриднестровья включает 34 действующие киноустановки, включая киноустановки 3кинотеатров в городах Каменка, Григориополь, Тирасполь. За исключениемКиноконцертного комплекса «Тирасполь», являющегося республиканскойсобственностью, кинозрелищные предприятия являются муниципальной собственностью иосуществляют свою хозяйственную деятельность на основе дотаций из местныхбюджетов, с подчинением городским и районным администрациям. В гг. Григориополь,Слободзея киновидеопредприятия реорганизованы в отделы по кинообслуживанию прирайонных (городских) управлениях культуры. Каменское киновидеопредприятие входитв структуру районного управления культуры, но сохранило статус муниципальногоунитарного предприятия.
К киновидеозрелищным предприятиям негосударственнойформы собственности на 01.10.05 отнесены к/р «Юность» (г.Тирасполь,долгосрочная аренда ), к/им.Горького (Бендеры, приватизирован), к/р «Мир»(Рыбница, приватизирован), «Искра» (г.Дубоссары, приватизирован). К/р «Октябрь»приватизирован, фактически сменен профиль деятельности.
кинематография — область культуры и искусства,объединяющая деятельность, связанную с созданием, производством,финансированием, распределением, распространением и использованием(тиражированием, восстановлением, прокатом, показом) фильмов и других произведенийкинематографии;
кинематографическая деятельность — виддеятельности, направленной на создание кинематографических произведений,финансирования их создания и продвижения, использование и распространениепосредством публичной демонстрации, тиражирования, проката ипродажи.
кинозрелищные предприятия — физическиеили юридические лица, имеющие право распространения фильма, организующие илиосуществляющие его использование и способствующие формированию репертуара вкинотеатрах и киновидеоустановках;
организация кинематографии — организациянезависимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основнымивидами деятельности которой являются: производство фильма, производствокинолетописи, тиражирование фильма, прокат фильма, показ фильма, техническоеобслуживание кинозала, изготовление киноматериалов и кинооборудования,образовательная, исследовательская, рекламно-пропагандистская деятельность вобласти кинематографии, хранения фильмов, исходных материаловкинолетописи.
Организационная структурапредприятии ГУ «Республиканского киновидеоцентра» изображена на Рис. 2.1
2.2. Расчет показателей прибыли напредприятии
Таблица 2.1.Динамика показателейприбыли
Показатели Отчетный период 2006г, тыс.р. Аналогичный период 2007г., тыс.р. Отчетный в % к предыдущему периоду 1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг 11 375 8 680 131 % 2. Себестоимость (производственная) реализация товаров, продукции, работ, услуг. 10 656 8 075 131,96% 3. Валовый доход 719 605 118, 80
4.Расходы периода
коммерческие
управленческие
81
342
67
283
120,90
120,80 5. Прибыль (убыток) от реализации
296
255 116 6. Сальдо операционных результатов -9 -105 8, 60 7. прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 287 150 191,30 8. Сальдо внереализационных результатов - - - 9. прибыль (убыток) отчетного периода
287
150 191, 30 10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации 180 107 168, 20 11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода
Изменения в структуреприбыли отчетного периода характеризуются данными табл. 2.2.
Таблица2.2. Структура прибыли
Показатели
Отчетный период
2006 Аналогичный период прошлого года 2007
Отклонения
(+, — ) Прибыль (убыток) отчетного периода- всего в % 100 % 100% В том числе: а) прибыль (убыток) от реализации 103% 170% -67 б) от финансовых операций в) от прочей реализации 3,14% 70,67 % -67,53% г) от финансово-хозяйственной деятельности 100% 100% - д) от внереализационных операций - - - е) чистая прибыль 62,72% 71,33% -8,61 ж) нераспределенная прибыль
Как следует из данныхтабл. 2.2., в отчетном периоде произошли отрицательные изменения в структуреприбыли. Уменьшилась доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ,услуг), от прочей реализации. Уменьшилась также против предшествующего периодадоля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли).
Из табл. 2.3. видно, чтосумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличенияприбыли от реализации продукции (услуг), уменьшения операционных расходов и засчет оплаты заказчиками выполненных работ прошлого года (согласно учетнойполитике «по оплате»).
Но рост себестоимости способствовал уменьшению суммы налогооблагаемой прибыли.
Таблица 2.3. Расчет налогооблагаемой прибыли,тыс. руб.
Показатели
2006 г.
тыс.р.
2007 г.
тыс.р.
Отклонения
(+, -) 1. Выручка от реализации товаров, продукции, услуг 11375 8680 +2695 2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг. 10656 8075 +2581
3.Расходы периода
коммерческие
управленческие
81
342
67
283
+14
+59 1. Прибыль от реализации продукции и услуг 296 255 +41 2. Прибыль от прочей реализации - - 3. Операционным доходы 1 1 4. Операционные расходы 10 106 -96 5. Балансовая прибыль 287 150 +137 6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения +19 -8 +27 7. Льготы по налогу на прибыль - - 8. Налогооблагаемая прибыль 306 142 +164 9. Ставка налога на прибыль 35% 30% +5% 10. Сумма налога на прибыль 107 43 +64
Далее рассмотримформирование чистой прибыли.
Таблица2.4. Расчет влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли Показатели 2006 г. 2007 г.
Отклонения
(+, -) 1. Прибыль от реализации продукции и услуг 296 255 +41 2. Прибыль от прочей реализации - - 3. Операционным доходы 1 1 4. Операционные расходы 10 106 -96 5. Балансовая прибыль 287 150 +137 6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения +19 -8 +27 7. Льготы по налогу на прибыль - - 8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) 306 142 +164 9. Ставка налога на прибыль 35% 30% +5% 10. Сумма налога на прибыль 107 43 +64 11.Чистая прибыль 180 107 +73
Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 тыс. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счетувеличения налогооблагаемой прибыли и увеличения налоговой ставки (с 30% до35%).
На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятиине сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда ненаправлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.
Итак из табл.2.4. следует, что сумма чистой прибыли увеличилась основном за счет роста прибылиот реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли.Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятиюнеобходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательновлияющие на формирование ее величины.
2.3 Расчет формирования,распределения и использования
прибыли
Таблица 2.5. Формирование и распределениебалансовой прибыли ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
Показатели
Отчетный период
2006г., тыс.р. Аналогичный период 2007 г., тыс.р. 1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг 11 375 8 680 2. Себестоимость (производственная) реализация товаров, продукции, работ, услуг. 10 656 8 075 3. Валовый доход 719 605
4.Расходы периода :
коммерческие
управленческие
423
81
342
350
67
283 5. Прибыль (убыток) от реализации 296 255 6. Сальдо операционных результатов -9 -105 7. прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 287 150 8. Сальдо внереализационных результатов - -
9. прибыль (убыток) отчетного периода
балансовая прибыль
287
150
Выявлен финансовыйрезультат: прибыль в 2006 г. составляла – 150тыс. руб., а в 2001г. – 287 тыс.руб.
Таким образом, в данном пунктерассмотрены формирование финансового результата ГУ «Республиканскогокиновидеоцентра»
за 2006 год и 2007 год.
После формированиябалансовой прибыли предприятие уплачивает налоги в бюджет государства, а оставшаяся, часть прибыли остается в распоряжении предприятия.
Таблица2.6. Налоги из прибыли
Виды налога Сумма, тыс. руб. Доля отчислений %
Прошлый год
2006
Отчетный год
2007 2006г. 2007г. Налог на милицию 1262 1512 3% 3% Налог на ЖКХ 95 000 - 1,5% - Налог на имущество 9 584 8 810 2% 2% Налог на прибыль 42 500 10 705 30% 35%
Для анализа и оценкиуровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 2.1.).
Общий финансовыйрезультат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде ипредставляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ,услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества ирезультата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационныхопераций.
Из данных табл. 2.1.следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 191,30%,что привело также к соответствующему увеличению прибыли, оставшейся враспоряжении организации.
Выручка от реализациитоваров, услуг, работ растет быстрее, чем прибыль от реализации товаров, работ,услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производствопродукции.
Чистая прибыль растетбыстрее, чем прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Это связано сотменой начисления налога на ЖКХ, который увеличивал операционные расходы, темсамым уменьшал налогооблагаемую прибыль. Все это привело к увеличению прибылиотчетного периода.
Рассмотрим на примере ГУ«Республиканского киновидеоцентра» расчет распределения и использованияприбыли.
Резервный фонд на данномпредприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда ненаправлялись.
Проведя расчет распределениячистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторыформирования этих фондов. Основным фактором является — чистая прибыль.
Таблица2.7. Данные об использовании чистой прибыли, тыс.р.
Показатель
Отчетный год
2001 Аналогичный период прошлого года 2000 Отклонения (+, -) 1. Чистая прибыль 180 107 +73
2. Распределение чистой прибыли: в фонд накопления 45 32.1 +12.9 в фонд потребления 108 54 +54 в фонд социальной сферы 18 16 +2
3. Доля в чистой прибыли, % фонда накопления 25 30 -5 фонда потребления 60 50 10 в фонд социальной сферы 10 15 -5
2.4. Пути повышения прибыли на ГУ«Республиканского
киновидеоцентра»
Как показывает расчет ГУ«Республиканского киновидеоцентра»
наблюдается повышениеприбыли от реализации продукции. Так в 2006 году она составила 150 тыс. руб.,а в 2007 году – 287 тыс. руб.
На изменение прибылиповлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность выполняемых работ,объем реализации. Широкая гамма выполняемых работ и услуг укрепляет позиции ГУ«Республиканского киновидеоцентра»на рынке, расширяет объем оказываемых услуг.
Расчет использования прибылиГУ «Республиканскогокиновидеоцентра»
показал, как распределялисьсредства в фонд потребления и в фонд накопления.
На ГУ «Республиканскомкиновидеоцентре» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления ииспользовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности ростатоварооборота и прибыли.
Недостаточностьсредств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит кувеличению потребности в заемных средствах.
Направление средств вфонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособностьпредприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объемавыполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.
Таким образом ГУ«Республиканскому киновидеоцентру»
нужно пересмотретьпорядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонданакопления.
Таким образом, дляувеличения положительного результата ГУ «Республиканскому киновидеоцентру»предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:
1. Основнымиисточниками увеличение суммы прибыли является увеличение объема реализациипродукции, услуг, снижение ее себестоимости, повышение качества товарнойпродукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
2. Строгое соблюдение заключенныхдоговоров на выполнение работ. Особо важно предприятию, найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.
3. Проведение масштабной иэффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собойособую форму вложения капитала.
4. Повышение эффективностидеятельности предприятия по сбыту продукции, услуг. Прежде всего, необходимобольше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств,сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвиженияготовых изделий от производителя к потребителю.
5. Улучшать качествовыполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованностивыбора данного предприятия заказчиками работ.
6. Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полногоиспользования производственных мощностей предприятия.
7. Сокращение затрат на производство засчет повышения уровня производительности труда, экономичного использованиясырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
8. Сокращение не производственныхрасходов и производственного брака.
9. Применение самых современныхмеханизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.
Выполнение этихпредложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенноевоспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный периодрыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а врезультате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничествапредприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времениуделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции и услуг, так как нужды изапросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынкиочень разнообразными по своей структуре.
Как уже упоминалось,максимальное получение прибыли в основном связывается со снижениемпроизводственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратамипредприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена накаждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено ввозможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличенияприбыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки другихкачественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Современное производстводолжно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью,способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянноприспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложниласьна столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации иразделения труда.
3. Требования к качеству не простовозросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы,необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителямдополнительных фирменных услуг.
4. Резкоизменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастаетдоля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиальноновых подходов к управлению и организации производства, непосредственнокасается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место вразработке управления ею в рамках предприятия в целом.
Особой проблемой является и повышение эффективности деятельностипредприятия по поиску заказчика. Прежде всего необходимо больше вниманияуделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видовзапасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ.
Осуществляя тактикупостоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечитьсебе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.
Заключение:
Постоянное улучшениетехнологического процесса производства, повышение качества оказываемых услуг,«нормальное» налоговое законодательство, расширение производства, снижениесебестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление – этосамые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия встране с рыночной экономикой.
Прибыль, вот для чего, иради чего, человек — предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведьвкладывая каждый рубль, имеющийся у него в кармане, он надеется получить отнего отдачу, в виде прибыли.
Государство должно всячески помогатьразвиваться предпринимательству в стране, ведь это одна из основных частейгосударственного дохода. А осуществлять оно это может через законодательныеакты.
Постоянная нестабильность налоговогозаконодательства заставляет каждого желающего человека стать предпринимателемсто раз задуматься, а не окажется ли он в убытке после очередного измененияналогового кодекса, не произойдёт ли так, что прибыль, ради которой, преждевсего, рискует именно он, превратится в «гроши», ради которых и вовсе не стоилобы рисковать.
Списоклитературы:
1. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Экономика предприятия-М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бланк И.А.Управление прибылью — М.: Ника-Центр,2000.
3. БороненковаС.А. Экономика предприятия- Екатеринбург: УГЭУ, 2000.
4. Глушков И. Е.Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие побухгалтерскому учету: 6-ое издание, перераб. и доп. – Новосибирск: ЭКОР, 2000.
5. Дьякова В.Г., Лещева В. Б., Любушин Н. П. Финансово-экономическая деятельностьпредприятия — М.; 2001.
6. Ковалев В.В.Средства предприятия и их использования. Бухгалтерский учет. – М.; 2000.
7. КодацкийВ.П. Проблемы формирования прибыли-М.: Жур.«Экономист»,№3,2000, с.49-60.
8. КондраковН.П., Бухгалтерский учет: учебное пособие. — 4-еизд., пере-раб. и доп. — М.:ИНФРА-М.; 2002.
9. Негашев Е. В.Финансы предприятия в условиях рынка — М.: Высшая школа, 2000.
10. Полтрак А.Ф.Экономика предприятия-М.: Инфра-М,2001.
11. Савицкая Г.В.Экономика предприятия – М.: Инфра-М.,2004.
12. Сайфулин Н.Е.Анализ финансовых результатов деятельности предприяти. Консультант директора.– М.;2000.
13. СелезневаН.Н., Ионова А.Ф. Затраты и прибыль – М.: ЮНИТИ – Дана, 2002.
14. Сумцовой Н.В., Орловой Л. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.
15. Шадрина Г.В.Экономика предприятия – М.: финансы и статистика, 2003.
16. Шамай Л.Г.,Трубочнина М.И. Экономическая деятельность предприятий – М.: ИНФРА – М, 2004г.