Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

ТЕМА
Возрастные особенности мышечной системы толкателей ядра

СОДЕРЖАНИЕ1.Общие сведения о возрастномразвитии человека
2. Возрастные особенности мышечной системы толкателейядра
Список используемой литературы
1.        ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМРАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКАОрганизм здорового человека имеетвысокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, втом числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего телаимеют большой запас прочности — огромный функциональный резерв, которыйорганизм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений иподдержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья.Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определитькак сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормыздоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительныереакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любымповреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация(пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) взначительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.Таким образом, естественно-защитныереакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле.Они лежат в основе приспособляемости — способности живых органов сохранять исовершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней ивнутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими инеспецифическими. Специфические — это иммунитет, вырабатываемый организмом наопределенную инфекцию. Например — иммунитет после перенесенных заболеваний — корь, оспа и т.д.Неспецифическая сопротивляемость — общее биологическое свойство для всего живого на земле, но у человека этареакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления, т.е.тренировки, может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этомиграют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемостиорганизма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.Под развитием организма понимают 3основных процесса: 1. Рост – увеличение числа клеток (вкостях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах инервной ткани), т. е. количественный процесс; 2. Дифференцирование органов итканей; 3. Формообразование, т.е.качественные изменения. Эти процессы взаимосвязаны.Основными закономерностямивозрастного развития являются периодизация и гетерохронность.Весь жизненный цикл (после рождениячеловека) делится на отдельные возрастные периоды, т.е. отрезки временионтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическимиособенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими ипсихологическими.Возрастная периодизация основана накомплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенениескелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие железвнутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.С учетом количественных икачественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды: 1-10 дней – новорожденный; 10 дней-1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство;8-12 лет М и 8-11 лет Д – второедетство; 13-16 лет М и 12-15 Д – подростки; 17-21 год – юноши и 16-20 девушки –юношеский; 22-35 первый зрелый; 35-60 М и 35-55 Ж – второй зрелый; 60-74 – пожилой; 75-90 – старческий;90 и более -долгожители.В связи со школьным обучениемвыделяют дошкольный возраст (до 6-7), младший школьный (до 9-10); средний(до13-14); старший возраст (до 17).Особо отмечают период половогосозревания (переходный или пубертатный период). В этот период происходитсущественная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половыхпризнаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков,возрастает утомление, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций иповедения.Гетерохронность (греч. гетерос –другой, хронос – время), т.е. неравномерность и разновременность роста иразвития.В ходе онтогенеза наблюдаютсяопределенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение изамедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают.Скачкообразные моменты развитияцелого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Сними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности),которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е.являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в т.ч.педагогическим и тренерским. Тренировочные воздействия в сенситивные периодынаиболее эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие физическихкачеств – силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходятреакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваютсяфункциональные резервы организма.Сенситивные периоды для различныхфиз. качеств развиваются гетерохронно. Сенситивный период развития мышечнойсилы – 14-17 лет; развития быстроты – 11-14л; выносливости – 15-20л; гибкости3-15л; ловкости 7-15.
2.        ВОЗРАСТНЫЕОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
Динамика физическогоразвития и анализ контрольных показателей на этапе начальной спортивнойспециализации дают возможность определить два периода, в соответствии соспецификой заданий и возрастными особенностями, имеющих характерные для нихуровни физической, технической и функциональной подготовленности юныхтолкателей ядра:
— период становлениядвигательных навыков (возраст 11-12 лет) — начальное обучение техникефизических упражнений: медико-биологические показатели и их влияние на развитиефизических качеств;
— период стабилизациидвигательных навыков (13-15 лет) — формирование техники толкания ядра:показатели уровня физической, технической подготовленности и их взаимосвязь с функциональнойподготовленностью юных атлетов.
В силу возрастнойвариативности к модельным характеристикам физического развития юных толкателейядра относят, прежде всего, те, которые отображают влияние вида спорта наособенности строения тела и опорно-двигательного аппарата. В первую очередь,это — весоростовые показатели. В этот период особенное значение приобретаетконтроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокимитемпами полового созревания. Поэтому, о функциональной подготовленности юныхатлетов в целом можно судить лишь на основании результатов комплексноготестирования, которое предоставляет возможность определять модельные показателиюных толкателей ядра в возрасте 11-12 лет.
Особое значение придаетсяфункциональной подготовленности и физическому развитию, что, в свою очередь,влияет на развитие физической подготовленности юных атлетов. В результатепроведенных исследований, как пример, в табл. 1. приведеныматематико-прогностические модельные характеристики показателей физическогоразвития, функциональной подготовленности и физической подготовленности для12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.Второй период (возраст 13-15 лет) — период стабилизации двигательных навыков (формирование техники толкания ядра),определяется активным развитием физических качеств и специальной работой наусовершенствование двигательных навыков, специальными физическими качествами,необходимыми для участия в соревнованиях.
Таблица 1. Математико-прогностические модельныепоказатели 12-летних юных толкателей ядра на этапе начальной спортивнойспециализацииПоказатели Девушки Юноши Х±δ низкие средние высокие Х±δ низкие средние высокие Длина тела, см 161,8±10,7 151,1 161,8 172,5 170,3±5,1 165,2 170,3 175,4 Масса тела, кг 60,4±11 49,4 60,4 71,4 72±11,7 60,3 72 83,7 Динамометрия правой кисти 22,2±3,0 19,2 22,2 25,2 27,2±3,5 23,7 27,2 30,7 Динамометрия левой кисти 21,1±3,1 18 21,1 24,2 26,2±3,4 22,8 26,2 29,6 ЧСС до нагрузки 70,2±4,7 65,5 70,2 74,9 67,7±1,4 66,3 67,7 69,1 ЧСС после нагрузки 102±3,5 98,5 102 105,5 100±3,5 96,5 100 103,5
V02 42,9±1,1 41,8 42,9 44 44,5±0,4 44,1 44,5 44,9
PWC170 933±23,4 909,6 933 956,4 1235±72,1 1162,9 1235 1307,1 АТmax до нагрузки 102±2,3 99,7 102 104,3 108±5,6 102,4 108 113,6 АТmin до нагрузки 65±3,2 61,8 65 68,2 65,8±3,4 62,4 65,8 69,2 АТmax после нагрузки. 121±6,2 114,8 121 127,2 130±14,1 115,9 130 144,1 АТmin после нагрузки 67±5,1 61,9 67 72,1 66±3,4 62,6 66 69,4 Бег 30 м с в/с 5,2±0,4 5,6 5,2 4,8 4,8±0,1 4,9 4,8 4,7 Прыжок в длину с места 177,5±7,8 169,7 177,5 185,3 198,7±15,7 183 198,7 214,4 3-ой прыжок в длину с/м 532±28,5 503,5 532 560,5 648±18,1 629,9 648 666,1 Жим штанги лежа 30±5,9 24,1 30 35,9 50,8±3,4 47,4 50,8 54,2 Приседание со штангой 54,2±4,5 49,7 54,2 58,7 Рывок штанги 40±4,1 35,9 40 44,1 Прыжок вверх 27,7±1,8 25,9 27,7 29,5 33,8±1,5 32,3 33,8 35,3 Именно в этот период, по мереобучения юных спортсменов технике толкания ядра, что подтверждено улучшениемспортивных результатов, повышается уровень ведущих двигательных качеств,усиливаются взаимосвязи между скоростно-силовыми и силовыми показателями соспортивным достижением. Именно в этот период появляются значимые корреляционныевзаимосвязи между спортивным результатом и показателями физической итехнической подготовленности. Как у юношей, так и у девушек с возрастомусиливаются взаимосвязи соревновательной результативности и морфологическихпоказателей с показателями физической, технической подготовленности.Таблица 2. Показатели антропометрическихизмерений исследованных толкателей ядра 11-15 лет на этапе начальной спортивнойспециализацииПоказатели Пол 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет
/>
/>
/>
/>
/> Длина тела Ю 166,6 170,3 172,8 179,8 183,8 Д 154,4 161,8 165,5 169,3 171,8 Масса тела Ю 63,1 72,0 77,6 89,8 90,3 Д 54,2 60,4 62,7 66,8 70,1
Отметим, что модельныеантропометрические показатели современных юных толкателей ядра, приведенные втабл. 2, как у девушек, так и у юношей, значительно выше, чем модельныепоказатели длины и массы тела более раннего периода. Вес у юношей и девушекявляется одним из основных и очень лабильных показателей, быстрореагирующих иизменчивых под воздействием разных экзо- и эндогенных факторов и не имеетдоминирующее значение в связи с недостаточным формированием мышечного корсета.
В связи с тем, чтопоказатели роста стабильнее, чем показатели массы, в качестве базовогохарактера используется длина тела, и относительно нее определяются величина истепень соответствия результата в толкании ядра в пределах данного возраста13-15 лет у девушек и юношей. Эти изменения выражаются в виде коэффициента корреляции(r). Масса тела находится в прямой зависимости от роста. У девушек 11-12 летприрост общего веса опережает абсолютную силу, потому вес тела имеет теснуюкорреляционную связь с ростом тела (в 11-12 лет r =0,79, 0,83 у девушек и r =0,14, 0,64 у юношей), но ее увеличение с возрастом происходит неравномерно. Анализ корреляционных связей в группедевушек – толкательниц обнаружил, что в 13-15 лет наблюдается повышение связиспортивного результата с ростом тела в длину и весом (тела r = 0,58, 0,67, 0,79,вес тела r =0,55, 0,51, 0,77) и до 15 годов становится более тесной. У юношей спереходом на более тяжелое ядро (6 кг) наблюдается отсутствие корреляционныхсвязей длины и веса тела со спортивным результатом.Кроме обследования антропометрическихпоказателей юных толкателей ядра ставилась задача оценить состояние здоровья,выучить динамику тренированности и перенесения тренировочных нагрузок во времятренировочного процесса. На этом этапе для юных толкателей 11-15 летминимальный комплекс медико-биологического контроля включает такие показатели:ЧСС, АД, V02, PWC170. Следует отметить, что ЧСС в покое является влиятельнымфактором на спортивный результат только у девушек в 15 лет, на что указываеткорреляционная связь r = 0,71 и имеют лучшее функциональное состояние, чем уюношей этого векового периода, который связан с ускоренным ростом тела в длину13-15 годов, (табл.2), а потому нет связи со спортивным результатом. У юныхспортсменов — относительно чаще наблюдалось повышение максимального давления(так названа юношеская гипертония), особенно у юношей в связи со вторичнымвытягиванием тела в длину и половым созреванием (13-14 лет), особенно к концуэтого периода — в 15 лет.
Таблица 3. Математико-прогнозированныемодельные показатели физического развития, функциональной подготовленности,физической и технической подготовленности 15-летних толкателей ядраПоказатели Девушки Юноши Х±δ низкие средние высокие Х±δ низкие средние высокие Длина тела 171,8±6,6 165,2 171,8 178,4 183,8±4,3 179,5 183,8 188,1 Масса тела 70,1±10,3 59,8 70,1 80,1 93,7±10,2 83,5 93,7 103,9 Динамометрия правой кисти 27,9±3,2 24,7 27,9 31,1 43,5±7,7 35,8 43,5 51,2 Динамометрия левой кисти 25,7±3,6 22,1 25,7 29,3 42,7±8,5 34,2 42,7 51,2 ЧСС до нагрузки 69,8±3,8 66 69,8 73,6 76,3±3,7 72,6 76,3 80 ЧСС после нагрузки 95,9±11,4 84,5 95,9 107,3 110±7,5 102,5 110 117,5
V02 49,3±1,2 48,1 49,3 50,5 49,7±1,2 48,5 49,7 50,9
PWC170 1489±31,2 1457,8 1489 1520,2 1539±86,2 1452,8 1539 1625,2 АТmax до нагрузки 116±9,1 106,9 116 125,1 128±9,0 119 128 137 АТmin до нагрузки 68±8,7 59,3 68 76,7 78,3±4,7 73,6 78,3 83 АТmax после нагрузки 134±21,8 112,2 134 155,8 169±11,7 157,3 169 180,7 АТmin после нагрузки 73±10,8 62,2 73 83,8 79±14,3 64,7 79 93,3 Бег 30 м с в/с 4,87±0,4 5,27 4,87 4,47 4,35±0,2 4,55 4,35 4,15 Прыжок в длину с места 203±13,5 189,5 203 216,5 236,8±10,0 226,8 236,8 246,8 3-ий прыжок с места 605±22,0 583 605 627 735±17,7 717,3 735 752,7 Жим штанги лежа 39±5,4 33,6 39 44,4 80±10,4 69,6 80 90,4 Приседание со штангой 57±8,7 48,3 57 65,7 93,3±11,1 82,2 93,3 104,4 Рывок штанги 30±5,2 24,8 30 35,2 63±6,3 56,7 63 69,3 Взятие штанги на грудь 37±6,4 30,6 37 43,4 53±6,9 46,1 53 59,9 Прыжок вверх 39,4±2,7 36,7 39,4 39,1 42±2,9 39,1 42 44,9 Угол скручивания 15,9±2,5 13,4 15,9 18,4 18,5±1,5 17 18,5 20 Путь актив. воздействия 1,09±0,04 1,086 1,09 1,13 1,37±0,1 1,27 1,37 1,47 Ампл. движений суставных углов 181±1,9 179,1 181 182,9 183±3,2 179,8 183 186,2 Ампл. в пр. кол. суставе 146±2,6 143,4 146 148,6 149±3,2 145,8 149 152,2 Время 1-ой безоп. фазы 0,146±0,003 0,149 0,146 0,143 0,151±0,003 0,154 0,151 0,148 Время 2-ой безоп. фазы 0,041±0,002 0,043 0,041 0,039 0,041±0,002 0,043 0,041 0,041 Время. фин. усилия 0,342±0,003 0,345 0,342 0,339 0,346±0,003 0,349 0,346 0,343 Соревновательный рез-т 9,86±0,77 9,09 9,86 10,63 9,98±0,51 9,47 9,98 10,49 Большое значение в достиженииспортивного результата в соответствии с установленными нормативнымитребованиями в этот период приобретает оценка физической и техническойподготовки юных толкателей ядра, с применением эффективных средств и методов втренировочном процессе. Это дает возможность контроля за их выполнением,предоставляет возможности оценить и определить уровень физическойподготовленности юных атлетов, принимая во внимание возрастные особенности, чтоспособствует увеличению эффективности обучения процесса. Ранняя диагностика способностей юныхметателей — давняя проблема легкоатлетических метаний. Насколько великипотенциальные возможности спортсменов, как выявить из них наиболее одаренных? Теория не дает четких ответов на этивопросы, а практика решает их интуитивно, на глазок. Необходим специфическийтест для раннего отбора и определения перспективности юных метателей. Намипредлагается следующий подход к решению этой проблемы.Предполагается, что быстрота «пустойруки» в специфическом для метателя движении, обусловлена «генетически». Она независит ни от возраста, ни от веса, ни от силы спортсмена, а потому может бытьпримерно равной и у взрослого мастера, и у юного метателя.«Если внешнее отягощение невелико, тоуровень силы не сказывается на скорости» (В.М. Зациорский «Физические качестваспортсмена»). Экстраполируя этот постулат на предмет наших усилий, получаем чтои при метании очень легких снарядов юноша и мастер могут показывать примерноодинаковые результаты. Но чем больше вес отягощений, тем больше разницапроявления этой специфической быстроты. И она выражается в разительном различиирезультатов.При прочих, условно принятых равными,факторах, наш юноша сильно отличается от взрослого мастера, прежде всего — весом и уровнем развития силы. Как же сравнить их возможности? Надо попытатьсяпоставить их в равные условия, дать каждому по снаряду, соответствующему ихкондициям. Так называемому — соизмеримому снаряду. Создать условия, при которыхюный спортсмен сумеет показать результат мастера спорта международного класса(МСМК). В толкании ядра это будет результат порядка 20 м.Если при этом: 1) юноша показывает искомыйрезультат; 2) технический уровень исполнения имдвижения удовлетворителен; 3) антропометрические характеристикиюноши и мастера сопоставимы; 4) соотношение их кондиций и массаядра примерно равны, то одаренность юного метателя сомнений вызывать не должна.Но кондиции — это большой наборкачеств, необходимых метателю. Здесь рост, вес, длина рук, сила ног и туловища,взрывная способность ног, психофизические особенности. Возьмем в качествепримера одну из составляющих кондиций — силу в упражнении «жим лежа».Ведущие атлеты мира, показывающие втолкании ядра результаты порядка 20 м, имеют, как правило, уровень развитиясилы в этом упражнении 210-220 кг (мужчины) и 115-125 кг (женщины). Количествокг силы атлетов, приходящейся на 1 кг массы ядра, равно примерно 30 ед. (умужчин 210-220 кг: 7,257 кг, у женщин 115-120 кг: 4 кг).Величину силы атлета, приходящуюся на1 кг массы ядра, при дальности его полета на 20 м, мы условно назвали«нервно-мышечный индекс» — НМИ.НМИ мастера, равный или примерноравный 30 ед., принимается нами как критерий высокой эффективности деятельностинервно-мышечного аппарата толкателей ядра высокого класса. НМИ юноши, близкий к30 ед., достигнутый с соизмеримым снарядом, характеризует возможности егонервной системы производить мышечное усилие, по своим параметрам не уступающееаналогичным параметрам мастеров спорта и МСМК. И может служить тестом — оценкойпотенциальных возможностей юных атлетов.Показатели на уровне 30 ед. и нижебудут диагностировать повышенные возможности атлетов, выше — пониженные.Значения НМИ могут меняться с ростом технического мастерства спортсменов. Чемспортсмен техничнее, тем при меньшем уровне развития силы он может добитьсяискомого результата.Значения НМИ зависят также отантропометрических особенностей атлета. Здесь могут сыграть свою ролькомпенсаторные механизмы. Метатель низкорослый, короткорукий обязанкомпенсировать эти недостатки суперразвитием других качеств. Стать оченьсильным, быстрым, техничным. И наоборот: Недостатки в развитии силы отдельныеспортсмены компенсируют выдающимися антропометрическими данными, добиваясьнизких значений НМИ, что в свою очередь, является признаком высокойодаренности.В процессе тренировки возможностинервно-мышечной системы возрастают в основном за счет увеличения силовыхфакторов. Вполне резонно предполагать, что наш юноша сумеет реализовать своиспособности и при условии приложения большей силы будущего уровня к болеетяжелому будущему снаряду. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл изменитьосновную стратегическую линию многолетней подготовки метателей. Главным,доминирующим фактором становится достижение уровня МСМК с соизмеримым снарядом.При рациональной тренировке, на фоне возрастающих кондиций, метатель переходитс одного веса снарядов на другой, вплоть до взрослых соревновательных снарядов.Наверняка найдется немало скептиков,не приемлющих подход по использованию силы в упражнении «жим лежа», как однойиз составляющих кондиций в расчете НМИ. Ведь возможно, видимо, подсчитать НМИ ипо другим составляющим. Например, по уровню взрывной силы, взяв за примерпрыжок в длину, тройной или метание ядер. Действительно, мы знаем, чтоединственным производителем усилия в метаниях являются ноги спортсмена, аплечевой пояс (ПП) — суть звено, передающее это усилие на руки и снаряд. Онодолжно быть сильным и эластичным, чтобы выдержать скоростно-силовой импульс,создаваемый ногами. Оно только терпит, но не создает. И, тем не менее, экспериментальноустановлено, что наибольший прирост скорости ядро получает за счет сокращениямышц ПП в фазе финального усилия. Абсолютная величина ускорения ядра в этойфазе зависит от силы и сократительной способности мышц, обеспечивающихприведение плеча и разгибание руки. Корреляционная связь этого упражнения соспортивным результатом очень высокая. Она начинает прослеживаться на уровнеII-III разрядов (0,455-0,621) (данные Т. Пресс) и идет по возрастающей,достигая к уровню МСМК почти линейной зависимости. Очевидно, что увеличениеабсолютной силы (Fабс) этих групп мышц в итоге создает условия длянепосредственного увеличения и силы, прикладываемой к ядру.В 1969 году В.Н. Тутевичматематически доказал, что «зависимость дальности метания различных весов отсредней силы F является практически линейной: и каждый кг увеличения силы даетвполне определенный и одинаковый прирост дальности». Безусловно, речь идет осиле, прикладываемой к снаряду. И если: обе эти силы (Fабс и Fприкл)практически линейно влияют на результат, то с некоторой натяжкой мы можем ихотождествить.Принять, что каждый кг увеличенияFабс атлета дает «вполне определенный прирост дальности» (толкания ядра вчастности) — что и требовалось доказать. Силу Fабс в упражнении «жим лежа»правомерно использовать как одну из составляющих кондиций метателей. А это, всвою очередь, доказывает корректность подхода по использованию соизмеримыхснарядов в качестве теста по определению способностей юных метателей.В возрастной период 11-15 лет у юныхспортсменов на этапе начальной спортивной специализации создаютсяморфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любымвидом движения. Однако в период полового созревания возникает необходимость вдифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости отстепени половой зрелости юного атлета. Таким образом, главной особенностьюисследования юных атлетов в период 11-12 лет является уровень физическогоразвития и функциональной подготовленности. В этот период особенного значенияприобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано свысокими темпами полового созревания. А период 13-15 лет (активного развития физическихкачеств и специальной работы над усовершенствованием навыков, специальныхфизических качеств, необходимых для участия в соревнованиях) необходимкомплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности юногоорганизма к адаптации его к физическим нагрузкам, которые способствуютповышению эффективности тренировочного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Бондарчук А.П.Тренировка легкоатлета. -К,: Здоров’я, 1986, — 160с.
2.        Гальперин С.И.Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьнойгигиены. Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Высшая школа,1974.
3.        Годик М.А.Спортивная метрология. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
4.        Зациорский В.М.Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 38.
5.        Зациорский В.М.Основы спортивной метрологии. Ч 2. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С.61-149.
6.        Круцевич Т.Ю.,Воробьёв М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. — Киев: НУФВСУ, 2005. — 195 с.
7.        Матвеев Л.П.Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
8.        Нормированиенагрузок в физическом воспитании школьников; Под ред. Л.Е. Любомирского. — М.:Просвещение, 1989. — 190 с.
9.        Основы управленияподготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М.: Физкультура испорт, 1982. — 280 с.
10.      Пангелов Б.П.Развитие двигательных качеств и спортивная одаренность юных легкоатлетов:Методические рекомендации для студентов физического воспитания и тренеров ДЮСШ.- Переяслав-Хмельницкий, 1989. — С. 1-17.
11.      Платонов В.Н.Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — К.: Олимпийскаялитература, 1997. — С. 588.
12.      Сухарев А.Г.Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 270с.
13.      Фомин Н.А.Физиология юношеского спорта: Уче6. пос. для студентов фак. физ. воспитанияпед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1982. — 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Опера П. И. Чайковского "Чародейка"
Реферат Учет денежных средств на предприятии на примере ООО СК Исток Сервис
Реферат Сравнительно-историческое языкознание
Реферат Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в
Реферат Взаємозв'язок самооцінки та готовності до фінансового самозабезпечення у студентів випускних курсів
Реферат Политические теории XIX ст. консерватизм, либерализм, социализм
Реферат Комплекс економічних розрахунків на торгівельному підприємстві
Реферат Henry Bailey The Nature Of Me Essay
Реферат Good Morning Vietnam Essay Research Paper The
Реферат Створення оптичної пам’яті на основі плівок з металів та діелектриків
Реферат Fdr Essay Research Paper
Реферат Расцвет и упадок Нового царства Реформа Эхнатона
Реферат Диагностика финансовой деятельности предприятия
Реферат Методы комбинированной общей анестезии
Реферат Пользователи информации финансовой отчетности