Реферат по предмету "Экономика"


Формирование бизнес-плана ОАО "Тепличка"

Адрес:415620 г. Саратов ул. Волынская 36
Телефон: (8452)41-53-63
e-mail:teplichka@rambler.ru

Бизнес — план
ОАО «Тепличка»

                                       


1.  Вводная часть
 Овощи – незаменимыепродукты питания, богатые минеральными веществами и витаминами. Ценность овощейопределяется содержащимися в них биостимуляторами, минеральными и прянымивеществами (витаминами, гормонами, ферментами, органическими кислотами).Овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства. Онопризвано удовлетворять потребности населения в свежей диетической продукции, атакже в консервированных овощах в течение всего года.
Производство овощей защищенногогрунта – прибыльная и перспективная деятельность в настоящее время. Ведь ихпроизводство не зависит от климатических условий, и продукция пользуетсяспросом круглый год.
ОАО «Тепличка»организовано на базе совхоза-комбината «Тепличка» и зарегистрированоПостановлением главы администрации г. Саратова от 1 марта 2008 г. № 125654.Хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правамиюридического лица. Образовано 5 учредителями с целью получения прибыли отпроизводства и реализации овощной продукции.
Основной учредительныйдокумент – Устав Общества (прилагается).
Местонахождение Общества:г. Саратов, ул. Волынская 36.
Общество имеет всобственности 60 га земельной площади, на 24 из которых располагаются теплицыблочного типа. Также в собственности имеются административное здание, гаражи,склады и прочие хозяйственные постройки.
ОАО «Тепличка» являетсямонопредприятием и занимается производством и реализацией овощной продукции. Ориентировочнаястоимость производства 340447 тыс. руб. Из них собственный капитал (вкладыучредителей) – 127785 тыс. руб. и заемный (кредиты банка сроком на 6 лет) –237825 тыс. руб.
Персоналсоставляют квалифицированные, высокопрофессиональные специалисты с многолетнимопытом работы и трудового стажа. Численность персонала по проекту составляет743 чел.
Планируетсяналадить производство и реализацию овощной продукции, провести рекламныемероприятия с целью привлечения дополнительных покупателей, а такжезаинтересовать инвесторов для возможности дальнейшего развития и расширенияпроизводства.
В первыегоды планируется выращивать и реализовывать томаты и огурцы. В дальнейшемассортимент расширится. Реализовываться продукция будет на рынок, а такжеперерабатывающим предприятиям. Предприятие реализует продукцию оптом и врозницу.
Основнымизадачами предприятия на инвестиционный период являются: выращивание овощнойпродукции; закрепление и расширение сегмента внутреннего рынка сбыта овощейзащищенного грунта на основе договоров с ресторанами, кафе, магазинами, перерабатывающимипредприятиями; укрепление каналов сбыта; обеспечение прибыли от производства иреализации овощей, достаточной для расширения и развития производства.
Наначальном этапе планируется занять 40 % внутреннего рынка и 35 % областного. Затратыориентировочно окупятся через 6 лет.
Целью бизнес-плана является оценка ожидаемых финансовыхрезультатов бизнеса и обоснование рентабельности проекта. Задачами бизнес-планаявляется выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции, расчеттребуемых ресурсов, оценка возможных рисков.
 
2. Анализ состояниярынка
Для создания новогопредприятия очень важно проанализировать текущее состояние рынка. Данный разделочень важен для инвесторов, потому что именно состояние рынка, рыночной конъюнктурыопределяет функционирование производства, прибыльность и рентабельность всегопроекта. Ведь именно прибыль является основной целью любой предпринимательскойдеятельности.
Мы провели исследованиесостояния рынка овощей и выявили, что большим спросом из овощной продукциипользуются томаты и огурцы. Основными конкурентами 0А0 «Тепличка» являютсяместные производители такие как ОАО «Совхоз-Весна», ЗАО «Энгельсский», ООО «Мегафрукт», личные подсобные хозяйства, а также зарубежные производители.
Следует отметить, чтоимпортная продукция имеет красивый внешний вид и достаточно широкий рыноксбыта. Однако есть и негативные черты: высокий цены, не всегда хорошие вкусовыекачества и неэкологичность продукции. Личные подсобные хозяйства составляютнезначительную конкуренцию, так как реализуют продукцию на рынок виюле-сентябре. Что касается местных конкурентов, то следует отметить достаточновысокий их уровень.
Наше предприятие ставитперед собой цель снизить себестоимость за счет применения высокоурожайных,раннеспелых сортов, внедрения интенсивных технологий, что позволит уменьшитьцену реализации.
Мы планируем использоватьбиологические методы защиты растений от болезней и вредителей, вместоприменения ядохимикатов, поэтому производимая продукция будет экологическичистая и безопасная. Также овощи должны быть свежими, т. е. производиться иреализовываться в максимально короткие сроки, для этого требуется заключитьдоговоры с перерабатывающими и другими предприятиями. Транспортировка к местампереработки будет осуществляться транспортом нашего предприятия, чтобы невозникало сбоев с поставками.
На оценку потребителяминашей продукции, а также на формирование имиджа большое влияние оказывает упаковка.Томаты и огурцы будут упаковываться в тару с символикой нашего предприятия, а наразвес в магазинах фирмы — в яркие пакеты, с эмблемой фирмы.
Повышение качества иконкурентоспособности продукции является дополнительным источником финансовыхпоступлений, важным резервом повышения эффективности производства в целом.
Овощеводство – трудоемкаяотрасль. На возделывании 1 га овощных культур расходуется 600 – 800 чел.-час,что в 35 – 45 раз выше по сравнению с производством зерна. Высокая трудоемкостьовощеводства объясняется недостаточным уровнем механизации производства и большимобъемом ручного труда. Поэтому необходимо наиболее рационально использоватьтрудовые ресурсы, что позволит снизить себестоимость.
Отличия 0А0 «Тепличка» отконкурентов:
· наличие тары,позволяющей при транспортировке дольше сохранять товарный вид продукции;
·  хорошохранящиеся, устойчивые к болезням и вредителям высокоурожайные раннеспелые сорта;
· продукция будетиметь отличные вкусовые качества;
· экологичностьпродукции.
 
3. Обоснованиепредпринимательской идеи
ОАО «Тепличка»организовано на базе совхоза-комбината «Тепличка», который в свою очередь былсоздан по инициативе Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР и зарегистрированоПостановлением главы администрации г. Саратова от 1 марта 2008 г. № 125654.Хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правамиюридического лица. Образовано 5 учредителями с целью получения прибыли отпроизводства и реализации овощной продукции.
Полное фирменноенаименование Общества: Открытое акционерное общество «Тепличка».        Сокращенноефирменное наименование: ОАО «Тепличка». Общество имеет исключительное правоиспользования своего фирменного наименования.
Местонахождение Общества– Российская Федерация, г. Саратов, ул. Волынская 36.
Почтовый адрес Общества:415620, г. Саратов, ул. Волынская 36.
Основными видамидеятельности акционерного общества являются:
¨ производство, закупка,переработка и реализация продукции сельского хозяйства (в том числеживотноводческой);
¨ производство и реализациятоваров народного потребления, продукции промышленного и производственно-техническогоназначения;
¨ организацияоптовой и розничной торговли, в том числе промышленными товарами, продуктами питанияи сельскохозяйственной продукцией, открытие магазинов и торговых точек;
¨ торгово-закупочная,коммерческая и посредническая деятельность (в том числе маркетинговые услуги);
¨ строительствои монтаж производственных объектов, оборудования хозяйственных и жилыхпомещений;
¨ иныевиды хозяйственной деятельности.
Выпуск продукции в полномассортименте осуществляется круглый год, независимо от сезона. Производствоовощей защищенного грунта не зависит от капризов природы. Спрос на продукциюпредприятия имеет незначительные сезонные колебания.
За ОАО «Тепличка» закреплено60 гектаров земельной площади. Из них под теплицами — 24 га, а остальные 36 га занятыгаражами для автотранспорта, административным зданием, столовой, медпунктом,дорогами, хранилищами для готовой продукции и другими подразделениями. На нашемпредприятии трудится 743 человека.
В нашем хозяйстве будутиспользоваться теплицы блочного типа каждая площадью 3 га.
Наше предприятие применяетразработки лучших российских фирм. К таким технологиям относится системакапельного орошения российской фирмы «ФИТО», система управления микроклиматом.
Системакапельного полива предназначена для подачи в заданное время и в требуемомколичестве питательного раствора заданной концентрации в корневую зону каждогорастения в теплицах любой площади.
Будетиспользоваться широкая гамма автоматизированных растворных узлов для капельногополива. Функциональные возможности и надежность растворных узлов новой серии FD- 326D не ниже, чем у аналогичных импортных систем.
Во всехсистемах фирма «Фито» использует собственные модули: управляющиемикроконтроллеры, измерительные датчики, эжекторные насосы для точногодозирования удобрений и кислоты, и многое другое оборудование, что позволяетпри сохранении высокого качества изделий поддерживать низкие цены.
Системыорошения российской фирмы «ФИТО» — уникальная возможность получатьвысокие урожаи овощей в защищенном грунте.
Составсистемы капельного орошения:
1. Автоматизированныйрастворный узел.
2. Полиэтиленовыебаки для хранения маточных растворов.
3. Магистральныетрубопроводы из ПВХ.
4. Внутритепличныетрубопроводы из полиэтилена.
5. Капельницыразличных типов и производительности.
6. Электромагнитныеклапаны различных типов.
Управлениеполивом производится по программе, задаваемой с пульта микрокомпьютера. Этодает возможность гибко программировать количество воды и минеральных удобрений,выходящих из растворного узла, позволяя оптимально организоватьсбалансированное питание растений. Программирование заданий полива имеет дружественныйинтерфейс, не требует специальных знаний и осваивается в течение несколькихчасов.
Производительностьодного растворного узла для капельного орошения — до 3 Га. Узел может ежедневнопроизводить 50 индивидуально программируемых поливов, в которых задаютсяпараметры питательного раствора, время включения и требуемый объем раствора длякаждого клапана. Каждый из 50 поливов, может повторяться до 99 раз за сутки.
Управляемаякомпьютером система дозации удобрений обеспечивает приготовление подкормочныхрастворов с точно выдержанной концентрацией питательных веществ с помощьюпостоянного измерения и управления электропроводностью (ЕС) и уровнемкислотности (рН) раствора.
Блокуправления позволяет автоматически по заданной программе изменять концентрациюпитательного раствора в течении суток и в разные дни. Кроме того он ежедневновычисляет усредненные характеристики раствора, его объем и время полива черезкаждый клапан и сохраняет эти данные в течении полугода для контроля и анализа.
Распределительнаясеть обеспечивает равномерное поступление раствора к каждому растению с помощьюкомплекса трубопроводов и капельниц.
Питательныйраствор из растворного узла поступает в магистральный НПВХ-трубопровод. Далеечерез регулировочные вентили и электромагнитные клапаны, управляемыекомпьютером, раствор поступает в раздаточный трубопровод, проложенный по краямтеплицы.
Магистральныйтрубопровод соединен с полиэтиленовыми грядковыми рукавами, на которыхсмонтированы материнские капельницы. На материнских капельницах установленыадаптеры, к каждому из которых через полиэтиленовую микротрубку присоединенакапельница-стрелка производительностью 2 л/час, совмещенная с колышком дляустановки у корня растения. Парниковый эффектвызывает быстрый подъем температуры внутри помещения теплицы или парника отпадающего на них света, что негативно воздействует на растения. Вероятностьраспространения вредителей и болезней также выше в непроветриваемом сооружениизакрытого грунта. Все это делаетнеобходимым регулярное проветривание теплиц и парников для поддержания в нихнормального уровня влажности воздуха и температурного режима. Необходимость впроветривании определяют термометром и влагомером, наличие которых обязательнов каждой теплице.Приток свежеговоздуха внутрь теплицы или парника обеспечивают посредством устроенных в стенахили крыше форточек, а также через дверной проем. При этом площадь участка,через который осуществляется проветривание, должна составлять не более 20% отобщей. В теплицах, имеющих значительную площадь, форточки предусматривают черезкаждые 2 м или сплошным рядом на обеих сторонах крыши.
Форточки, устанавливаемыев теплице, будут двух видов: обычной конструкции и жалюзного типа.Форточки-жалюзи будут устанавливаться в теплицах, в которых планируется выращиватьтомат. Главным достоинством таких форточек является способность обеспечиватьприток свежего воздуха, не создавая при этом сквозняков.
Для эффективногоиспользования нововведений необходимы высококвалифицированные рабочие кадры.
 
4. Производственныйплан
На данном этапе мыпланируем выращивать и реализовывать томаты и огурцы.
Технологии тепличногопроизводства овощей базируются: на управлении режимом выращивания культур; наиспользовании высокоплодородных стандартных субстратов, совершенной системызащиты растений от болезней и вредителей; на выборе высокопродуктивных сортов игибридов, обеспечивающих получение продукции высокого качества. Сорт – ведущеезвено технологии, но потенциальные возможности сорта могут раскрыться лишь приучете его биологических особенностей в технологическом процессе. Дадим краткуюхарактеристику основных сортов огурца и томата, которые планируется выращивать вОАО «Тепличка».
 Огурец Эстафета –урожайный среднеспелый пчелоопыляемый гибрид; длина от 15 до 20 см, урожайностьв зимних теплицах составляет 25-44 кг/кв.м. Обладает хорошими вкусовыми ипотребительскими качествами.
Огурец Гладиатор –среднеспелый пчелоопыляемый гибрид-опылитель; длина – 15-17 см., урожайность взимних теплицах составляет 20-25 кг/кв.м. Гибрид характеризуется высокимкачеством плодов.
Огурец Маринда – втеплицах используется во 2 обороте, длина – 8-10 см., диаметр 3-4 см., сшипами, мякоть плотная, без пустоты.
 F1 Фарон TmC5F2N –высокопродуктивный среднеспелый индетерминантный гибрид томата генеративноготипа. Растения характеризуются очень быстрым ростом, открытым габитусом ислабой облиственностью. При выращивании в продленном обороте число побегов кмаю-июню можно доводить до 4-5 шт. на 1 кв.м. плоды крупные, массой 140-160 гокруглые, 4-6 камерные, очень прочные и прочные. Вкусовые качества оченьвысокие. Количество не тандартных плодов в урожае обычно не превышает 2-3 %. Спелыеплоды способны сохранять товарные качества при хранении в нерегулируемыхусловиях в течение месяца. Данный гибрид не рекомендуется для ранних сроковпосадки (декабрь-январь). Средняя урожайность в продленном обороте 40-42кг/кв.м.
 F1 Шульга TmC5F2N –новый индетерминантный среднеранний гибрид томата, отличающийся высокойустойчивостью к галловым нематодам и отличным качествам плодов. Рекомендуетсядля выращивания в зимне-весеннем, продленном и летне-осеннем оборотах. Растениясильнорослые, хорошо облиственные. Кисть короткая простая или промежуточная с4-6 плодами плоды массой 140-150 г, плоскоокруглые, гладкие с ярко-краснойокраской. Показал отличные результаты.
F1 Ля ля фа TmC5F2N –среднеспелый (110-115 дней от всходов до вступления в плодоношение) гибридтомата с уникальным сочетанием признаков урожайности, скороспелости,крупноплодности, отличного качества и хорошей лежкости плодов. Рекомендуетсядля выращивания в весенне-летнем обороте. Средняя урожайность около 20 кг/кв.м., в летне-осеннем обороте 10-12 кг/кв. м. при отличном качестве урожая (98 %товарных плодов).
F1 Мастер TmC5F5 — среднеспелый(105-110 дней от всходов до созревания первых плодов) гибрид. Характеризуетсяуникальным сочетанием признаков скороспелости и дружной отдачи с красивыми,крупными и лежкими плодами. Урожайность в зимне-весеннем обороте 18-22 кг/ кв.м. Они способны сохранять свои товарные качества в течение 3-4 недель внерегулируемых условиях.
F1 Кострома TmC5F2 –скороспелый (105-110 дней от всходов до созревания первых плодов) гибрид.Рекомендуется выращивание в зимне-весеннем, продленном и летнее-осеннихоборотах зимних теплиц. Устойчив к резким перепадам температуры и влажностивоздуха. Урожайность в среднем 20 кг / кв. м.
Технология производстваогурца.
Технология производстватомата.
Семена и посадочныйматериал планируется закупать в агрофирме «Лилия» (г. Москва, м. Тульская ул. Самаринскаяд. 1/5), ООО «АГРОФИРМА-АЭЛИТА» (г. Москва ул. Снежская д. 14 кв. 1), селекционно-семеноводческойфирме «МАНУЛ» (Московская обл. г. Мытищи, Ярославское ш., д. 116), аминеральные удобрения в ОАО «Сильвинист», ОАО «Балаковские минеральные удобрения».Данные производители находятся на рынке давно и зарекомендовали себя с хорошейстороны. Для оптовых покупателей существует гибкая система скидок.
Планируемая себестоимость346264 тыс. руб., из них семена и посадочный материал 6877 тыс. руб., оплататруда 143634 тыс. руб., амортизация 10324 тыс. руб., удобрения минеральные и органические13610 тыс. руб.
5. План маркетинга
Продукция ОАО «Тепличка» будетреализовываться на рынок, работникам. А также планируется заключить ряддоговоров на поставку овощной продукции с перерабатывающими предприятиями,которые находятся в черте города, что способствует быстрой реализациипродукции. Доставка овощей будет осуществляться собственным транспортом воизбежание перебоев с поставкой, так как продукции скоропортящаяся.
Планируется разместитьрекламу в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение,рекламные щиты). Она должна быть яркой, звучной, привлекать внимание. Так жедолжна быть отмечена экологичность нашей продукции.
Цель рекламной — кампаниирасширить круг потребителей. Наше предприятие планирует проведение следующихмероприятий: выставки, ярмарки, дегустации, рассылка рекламных буклетов.
Основным элементомстратегии противодействия конкурентам и увеличения приобретения продукцииявляется низкая цена на продукцию за счет снижения доли прибыли.
Препятствия к сбытутовара:
¨ конкуренция;
¨ овощи –скоропортящаяся продукция.
Позиционирование товара:
¨ экологичность;
¨ доступная цена;
¨ высокое качество.
На организацию ипроведение рекламной кампании планируется выделить 3 % от прибыли.
 
6. Организационныйплан.
Решение овыборе организационной структуры принимается высшим руководством организации.Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногдаи предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшейструктурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимальновзаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребностиорганизации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегияорганизации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.
Организационная структураОАО «Тепличка» представленна в прил. 1, она является функциональной(классической). Такая структура предполагает деление организации на отдельныефункциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу иобязанности.
Важную рольиграет степень централизации организационной структуры. В централизованнойорганизации все функции управления сосредоточены у высшего руководства.Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координациидеятельности организации. В децентрализованной организации некоторая частьуправленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Этуструктуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильнойконкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией. Под структурой управления понимаетсяупорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающихфункционирование и развитие организации как единого целого. Структурауправления определяется также как форма разделения и кооперации управленческойдеятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления посоответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач идостижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляетсяв виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав иответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органамиуправления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиямиструктур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники(руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппаратауправления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющихопределенные функциональные обязанности.Отношения между элементами структурыуправления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять нагоризонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являютсяодноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в нихвозникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличииразличных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. В структуре управления организацией различаютсялинейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия иреализации управленческих решений и движения информации между так называемымилинейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельностьорганизации или ее структурных подразделений. Во главе ОАО «Тепличка»стоит Совет директоров, далее генеральный директор. Генеральному директоруподчиняются главный агроном, главный экономист, главный бухгалтер, главныйинженер, главный энергетик, главный теплотехник, заместитель генеральногодиректора по производству, по реализации, по хозяйственной части, заведующийздравпунктом, заведующий столовой, начальник отдела кадров, начальник охраны,юрисконсульт, управляющие отделениями. Каждому из выше перечисленныхподчиняется еще ряд работников, что показано в прил. 2.Средняя заработная плата12 — 17 тыс. руб. в зависимости от занимаемой должности и квалификацииработника. Планируется, что оплата труда будетповременная, т.е. согласно окладу за фактически отработанное время.Главное преимущество для работника при повременной оплате труда состоит в том,что он имеет гарантированный ежемесячный заработок, не зависящий от объемапроизводства и реализации продукции в данный период времени. В дальнейшемпланируется ввести повременно-премиальную систему оплату труда. Годовой фондоплаты труда составит 126908 тыс. руб.
Определяем среднююзарплату за год:
Ср зп год = ФОТ / кол-вочел.                        
Ср зп основных рабочих = 126908/ 743 = 170805 руб.
Определяем среднююзарплату за месяц:
Ср зп за месяц = ФОТ / 12
Ср зп за месяц основныхрабочих = 170805 / 12 = 14240 руб.
7. Оценкарисков
Для оценки вероятностивозникновения производственных и коммерческих рисков воспользуемся экспертнымметодом. Рассчитаем возможную величину потерь в процессе производства иреализации продукции и представим результат в таблице.
Виды рисков
Объем производства продукции, ц.
Вероятность возникновения
Норматив потерь
Величина потерь, ц. Недостаточное внесение удобрений 96200 15 % 30 % 28860 Риск отключения электроснабжения 96200 3 % 10 % 9620 Плохие условия хранения 96200 25 % 30 % 28860 Сбой в системе орошения 96200 20 % 25 % 24050
Для устранения неполадоки неисправности систем на предприятии имеются квалифицированные кадры,способные в короткие сроки устранить их. Механики и техники должны проходитьежегодную стажировку с зарубежными специалистами.
8. Финансовыйплан.
 
В первый год планируетсяполучить 96200 ц овощей. С учетом потерь при уборке и реализации предполагаетсяреализовать 95629 ц овощей по цене в среднем 4155 руб. за ц.
Следовательно,предполагаемая выручка составляет 397231 тыс. руб. Себестоимость планируемойпродукции 365610 тыс. руб., из них постоянные затраты составляют 340447 тыс.руб., а переменные — 25163 тыс. руб. Прибыль составит 56784 тыс. руб. дляреализации данного плана необходим заемный капитал в размере 237825 тыс. руб.Уровень рентабельности составит 15,5 %.
Рассчитаем точкубезубыточности в натуральном выражении по следующей формуле:
Н Т = Q  , где
Дм
Т – точка безубыточногообъема продаж
Q – объем проданнойпродукции в натуральных единицах, ц,
Н – постоянные затраты,тыс. руб.,
Дм – маржинальный доход,тыс. руб.
Дм = прибыль + постоянныезатраты = 56784 + 315284 = 372068 тыс. руб.
315284
 Т = 95629 = 81034 ц.
372068
Объем продаж 95629 ц.выше точки безубыточности, следовательно, предприятие прибыльно и рентабельно.
В денежном выраженииточка безубыточности определяется по следующей формуле:
 Н
 Т = ВР , где
 Дм
ВР – выручка отреализации продукции, тыс. руб.
315284
 Т = 397231 = 336607 тыс.руб.
372068
В процентном отношении кобъему продаж точка безубыточности равна:
 Н  315284
 Т = 100 = 100 = 84,7 %
 Дм 372068


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :