Содержание
Введение
1 Основы государственной поддержкималого бизнеса
1.1 Основные направлениягосударственной поддержки
1.2 Формы и методы поддержкипредпринимателей
2 Существующая системагосударственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области
2.1 Программа поддержки малогобизнеса
2.2 Кредитование малого бизнеса
2.3 Предоставление гарантий маломубизнесу
2.4 Предоставление грантов малому исреднему предпринимательству
2.4.1 Микрофинансирование субъектовмалого и микропредпринимательства
2.4.2 Оказание финансовой помощибезработным гражданам
3 Перспективы развития малогобизнеса в период кризиса
3.1 Особенности кредитования малогобизнеса в период кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Малоепредпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системыхозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективноразвиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемысамореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированныминалоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Мировой опыт свидетельствует, чтомалое предпринимательство в цивилизованных формах является важным условиемоздоровления не только национальной экономики, но всей общественной жизнигосударства.
Так малые предприятия представляютвозможность реализовывать творческие способности, предприимчивость, инициативу,создавать конкурентную среду.
Малый бизнес играет огромную роль в экономике любой страны. В настоящее времявлияние кризиса на малый бизнес снижает положительные тенденции развития малогопредпринимательства. Более того, кризис малого бизнеса влияет на экономикустраны в целом.
Безусловно, не весь малый бизнес в условиях кризиса будет нести убытки.Некоторый малый бизнес в кризис потерпит не очень сильный ущерб. К такимсубъектам малого бизнеса, прежде всего, относятся предприятия:
· производящиенедорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевыеуслуги населению;
· не использующие всвоей работе заемные средства;
· имеющиепостоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредитыв сложный момент;
· имеющиеадминистративную поддержку и работающие по государственному или муниципальномузаказу.
Кризис малого бизнеса может привести к значительному его сужению. Другимисловами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых предприятий,вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальнуюхозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризисавынужден сокращать численность работников. Также кризис малого бизнеса вызываетснижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
В основном малый бизнес в условиях кризиса имеет все-таки проблемы,которые носятся финансовый характер, а именно.
· отсутствиеоборотных средств;
· отсутствиесвободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основнойдеятельностью которых является поддержка малого бизнеса;
· отсутствиедоступа к банковским кредитным услугам;
· риск неплатежейот контрагентов;
· снижение спросана продукцию;
· снижение нормыприбыли и рентабельности бизнеса.
Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса осуществляется в соответствиис Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РФ».
Поддержка малого бизнеса и среднего бизнеса включена в переченьпервоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиямимирового финансового кризиса. Поддержка малого бизнеса имеет основную цель —использовать его потенциал для создания новых рабочих мест.
Чтобы снизить влияние, которое оказывает кризис и малый бизнес сделатьустойчивее, правительством осуществляется:
· финансоваяподдержка малого бизнеса;
· имущественнаяподдержка малого бизнеса;
· информационнаяподдержка малого бизнеса;
· иная поддержкамалого бизнеса в соответствии с законодательством.
В двойственном положении оказывается малый бизнес и кризис, с однойстороны, больше всего влияет именно на небольшие компании, у которых нетрезервов. С другой стороны, в отличие от больших компаний малые предпринимателиболее гибко ведут себя на рынке, а многие сферы деятельности, которыми онизанимаются, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания илинет? Это зависит от многих факторов, в том числе от качества работы вдокризисное время.
Актуальность темы данногоисследования обусловлена необходимостью усиления стимулирующего воздействиягосударства на эффективность деятельности малых предприятий в РФ путем активизациииспользования форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективнойсистемы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства,учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малыхпредприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволитгосударству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что всвою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.
Цель данной курсовой работы:исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержкималого бизнеса и ее эффективность.
Предмет исследования: проблемы,перспективы и возможности повышения эффективности, финансовая политикагосударства в сфере поддержки малого бизнеса в России в целом и в Оренбургскойобласти в частности.
1. Основыгосударственной поддержки малого бизнеса
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые встранах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственнойподдержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемыразвития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективностьгосударственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствованиевсей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится внастоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательствав Российской Федерации.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
— государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малогопредпринимательства;
-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональныхструктур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающихреализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулированиесферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
-государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие икоммерческие организации, созданные с участием или без участия государства,деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, ипредназначена для реализациисистемы государственной поддержки, направленной на развитие малогопредпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
1./> В 2009 году президент России Д. Медведев издалуказ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений приосуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административныхограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первуюочередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основныминструментом реализации государственной политики служат федеральные,региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития иподдержки малого предпринимательства.
Руководствореализацией государственной политики в сфере поддержки малогопредпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департаментаподдержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер поразвитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой,осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функциина региональном и муниципальном уровне.
2. Государственныйаппарат системы поддержки малогопредпринимательства включает государственные структуры, ответственные заразвитие малого предпринимательства на федеральном уровне.
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структурподдержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленныестраны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства является система государственных и муниципальных фондовподдержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоитиз Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учрежденыс участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства этогосударственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющаяфинансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержкималого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральнойпрограммы государственной поддержки малого предпринимательства в РоссийскойФедерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в томчисле, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение»,1 — «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается идействует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их — более 170.Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальныефонды — органами местной администрации. Состояние и деятельностьгосударственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремяфакторами: законодательством, государственными мерами поддержки малогопредпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личнымотношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральныйзакон «О государственной поддержке малого предпринимательства», которыйпредоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малогопредпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, поналогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётсяреализовать.
1.1. Основныенаправления государственной поддержки
На основании Закона РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Оренбургскойобласти об областной целевой программе «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Оренбургской области на 209 – 2011 годы». На основанииэтого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малогопредпринимательства в области, одним из направлений которых является разработкамер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенныхслоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи. В Оренбурге существуетмного организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства вобласти: государственная некоммерческая организация «Оренбургский областнойфонд поддержки малого предпринимательства», Оренбургское региональное агентствоподдержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата Оренбургскойобласти, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд для субъектов малого исреднего предпринимательства Оренбургской области и другие. Основной задачейэтих организаций является обеспечение эффективного взаимодействияпредпринимателей и органов государственной власти.
Внебюджетный фонд Правительства Оренбургскойобласти оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе предприятиям иобъединениям в приоритетных направлениях развития области, содействуетэкономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий.Общественный инновационный фонд содействует эффективному использованию научно-техническогои интеллектуального потенциала, оказывает социальную поддержку и защитуинтересов владельцев прав интеллектуальной собственности. Защищает интересыпредпринимателей также и Торгово-промышленная палата.
Достаточно развита сеть организаций,оказывающих информационные и консультативные услуги – это МУ «Бизнес-инкубатор «ОРСКИЙ», Тюльганский учебно-деловойцентр, Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организациималого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ООО «Деловой центр» и другие. Анализнаправлений деятельности существующих в Оренбургской области организаций,способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.
Особый интерес представляет женскоепредпринимательство.
Во-первых, нет организации, главнымизадачами которой было бы содействие развитию именно женскогопредпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малогопредпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (тоесть частное предпринимательство без образования юридического лица) до стачеловек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и помасштабам производства. Если судить по задачам большинства из этих организаций,то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность которых ближек верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять наперепрофилирование производства и развитие приоритетных направленийпроизводства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкоепроизводство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки.А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющийстартового капитала, чьи возможности ограничены.
1.2. Формыи методы поддержки предпринимательства
Возможно несколько организационныхформ предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностныхкачеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов.Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являютсяодним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых,отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временноетрудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но иорганизационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районномцентре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобныемастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготныхусловиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно срайонными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную иконсультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такоймастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которыерешили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская,мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская поизготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельноститаких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые ужебыли описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму,объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кромепервоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказыватьорганизационную помощь:
Например, чтобы арендовать помещенияили найти сотрудников для своей организации в информационном центре фондасуществует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получитьработу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно созданиебиржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органамизанятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек можетрешить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
2. Существующаясистема государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургскойобласти
Поддержка малого предпринимательстваявляется одним из основных экономических приоритетов России.
Правительство страны и Оренбургскаяобластная администрация предлагают конкретные инструменты этой поддержки. Обэтом газете «Оренбуржье» рассказал директор Департамента экономическогоразвития и внешних связей Оренбургской области Сергей Горшенин. Оренбургскаяобласть приняла активное участие в этом конкурсе и вошла в число победителей потрем направлениям с общей суммой федерального финансирования 13 миллионоврублей: — развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а конкретно,создание сети бизнес-инкубаторов; - развитие системыкредитования субъектов малого предпринимательства; - государственнаяподдержка экспортоориентированного малого бизнеса. Основным условием успешногоучастия регионов России в конкурсе является осуществление совместногофинансирования этого проекта за счет средств федерального и региональныхбюджетов. Эта норма уже заложена в областной целевой программе «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области». Главойадминистрации области Алексеем Чернышевым подписано распоряжение о создании вОренбурге на территории бывшего аппаратного завода областного бизнес-инкубатораобщей площадью 8,5 тысячи квадратных метров, в котором будут размещены 40офисных и 24 производственных помещения. Каждое офисное помещение будетоснащено мебелью, компьютерами, принтером, телефонами, доступом в сеть Интернет.Предоставляется доступ к использованию факсимильных аппаратов, копировальной идругой необходимой офисной техники. Кроме материальных удобств,бизнес-инкубатор предоставит субъектам малого предпринимательства сервисную,информационную, маркетинговую, учебно-методическую поддержку. По желаниюпредпринимателя специалисты бизнес-инкубатора помогут вести бухгалтерский,управленческий учет его деятельности, аудит и правовое сопровождение. Если упредпринимателя имеются хорошие бизнес-идеи, то у него есть реальные шансы напобеду в конкурсе по участию в данном бизнес-проекте. Отбор претендентов будетосуществлять конкурсная комиссия, созданная приказом по Департаментуэкономического развития и внешних связей Оренбургской области. Каждыйначинающий предприниматель, успешно прошедший конкурс, получает на три годаместо в бизнес-инкубаторе по льготной ставке аренды. В первый годпредприниматель оплачивает 40 процентов арендной платы, во второй год оплатасоставит 60 процентов, а на третий — от 80 процентов до 100 процентов. Вэтот период бизнесмен не отвечает за пожарную безопасность и санитарноесостояние объекта. У него есть рабочее место, все остальное — заботаадминистрации бизнес-инкубатора. Как рассказал Сергей Горшенин, сейчас вобласти идет масштабная поддержка малого предпринимательства со стороныучреждений банковской сферы.
Заключено соглашение о сотрудничествемежду администрацией Оренбургской области и акционерным коммерческимСберегательным банком Российской Федерации, ОАО «Внешторгбанк» в сфереподдержки субъектов малого предпринимательства. Наблюдается тенденцияувеличения кредитования проектов малого и среднего бизнеса. Если в 2003 годуобъем кредитов в этом секторе экономики составил около 7,9 миллиарда рублей, топо итогам 2004 года — уже более 13 миллиардов рублей. Но этого недостаточно,необходимо развивать систему малой кооперации. В настоящее время в Оренбургскойобласти получил развитие один из инвестиционных резервов для малогопредпринимательства — внебанковский рынок капитала и, в том числе,нетрадиционные формы финансовой поддержки проектов посредством кредитованиякредитными кооперативами.
Это тоже пилотный проектМинэкономразвития. За последние четыре года в области зарегистрировано околодвадцати сельскохозяйственных и потребительских кредитных кооперативов. Втекущем году сельскохозяйственным и потребительским кредитным кооперативам насубсидирование процентной ставки планируется выделить 4 миллиона рублей. Сельскохозяйственнымпотребительским кооперативам субсидии предоставляются за счет средствобластного бюджета из расчета 2/3 произведенных ими затрат на уплату процентов,но не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РоссийскойФедерации, сообщил директор департамента. Кредитным потребительскимкооперативам граждан и потребительским обществам субсидии предоставляются засчет средств областного бюджета из расчета 50 процентов произведенных имизатрат на уплату процентов, но не более 1/2 ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации. Одним из самых активных участниковпрограммы микрокредитования является Оренбургский фонд финансовой поддержки иразвития «ОПОРА», который только в текущем году профинансировал 300 субъектовмалого предпринимательства на общую сумму 15 миллионов рублей и открыл шесть центровмикрофинансирования в Оренбурге, Орске, Бугуруслане, Гае и Илеке. Недавносовместно с банком «Агросоюз» открыто второе отделение в Оренбурге. Основноепреимущество кредитных союзов в сравнении с банковской системой в том, чтопроцедура выдачи кредита максимально упрощена. Для этого необходимо вступить вчисло пайщиков, и необходимая сумма уже на следующий день будет переведена насчет предпринимателя. Риск невозврата кредита минимален, поскольку все членыкооператива близко знают друг друга, и поэтому здесь срабатывает принципсолидарной ответственности. Как показал анализ, уровень возвратности займовсоставляет в настоящее время 99 процентов.
Предприниматели, которые смоглираскрутить свой бизнес благодаря сотрудничеству с такими кооперативами, могутсмело претендовать и на банковские кредиты. Ведь кредитные потребительскиекооперативы, работая с начинающими, «выращивают» заемщиков с уже сложившейсякредитной историей. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы ипредприятия сориентированы на взаимодействие с Россельхозбанком.
2.1 Программа поддержки малого бизнеса
На территории Оренбургской области действуют около 82 тысяч субъектовмалого и среднего предпринимательства, в том числе: 15,6 тысяч малыхпредприятий (из них 12,9 тысяч – микропредприятия), 262 средних предприятия и59,4 тысяч индивидуальных предпринимателей, в числе которых и главыкрестьянских (фермерских) хозяйств. Также в области работают более 6,6 тысячкрестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц.
В малом и среднем бизнесе, по оценке, занято около 320 тысяч человек, чтосоставляет почти 30 % от всего занятого населения области.
По итогам 2009 года субъектами предпринимательства показаны следующиерезультаты:
· доля малых исредних предприятий в общем количестве предприятий и организаций областисоставляет 40,2%;
· оборот малыхпредприятий (без учета микропредприятий) составил около 48,9 млрд. рублей(90,09% к уровню аналогичного периода прошлого года в действующих ценах);
· оборот среднихпредприятий составил более 23,1 млрд. рублей (89,4% к уровню прошлого года вдействующих ценах);
· доля оборотамалых предприятий (без учета микропредприятий) в общем обороте организаций поосновным видам экономической деятельности составляет 11,94%;
· доли малых исредних предприятий в общем обороте организаций по основным видам экономическойдеятельности составляет до 17,6%;
· оборот малыхпредприятий по видам деятельности, характеризующим промышленное производство,составил 4 388,7 млн. рублей (1,6 % в общем обороте по полному кругу организацийпромышленных видов деятельности);
· на долю субъектовмалого предпринимательства приходится 60% объёма работ, выполненных по видудеятельности «строительство»;
· субъектами малогопредпринимательства оказано платных услуг населению на сумму 11 703,4 млн.рублей, что составляет 37 % от общего объема платных услуг, оказанныхнаселению, при этом бытовых услуг оказано на 2 853,6 млн. рублей (86 % отобщего объема);
· субъектами малогопредпринимательства обеспечивается более 72 % оборота розничной торговли;
· суммакредитования малого и среднего бизнеса составила 13,6 млрд.рублей (19,2% отобщей суммы выданных кредитов);
· в крестьянских(фермерских) хозяйствах области наблюдается увеличение поголовья крупногорогатого скота (на 4,7%) и увеличение численности свиней (на 26,2%), овец и коз(на 17,9%);
· производство мясакрестьянскими (фермерскими) хозяйствами увеличилось на 7,6%, производствомолока – на 6,4%, яиц – на 1,8%.
Сложилась и действует организационная структура поддержкипредпринимательства. Созданы Гарантийный фонд для субъектов малого и среднегопредпринимательства и Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты МСП вОренбургской области.
Активно функционируют специализированные организации инфраструктуры,такие как: Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургскийобластной союз промышленников и предпринимателей (работодателей), областнойфонд поддержки малого предпринимательства, информационно-аналитические центры,центры правовой поддержки и т.д. Созданы и действуют центры поддержкипредпринимательства в г. Ясном, Орске, Новотроицке, в п. Саракташ, п.Энергетик,Александровском, Новосергиевском и Пономаревском районах. Планируетсярасширение сети таких центров.
В рамках мероприятий областной целевой программы «О развитии малого исреднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы»реализованы проекты по созданию Оренбургского областного бизнес-инкубатора,муниципального бизнес-инкубатора в городе Орске.
Проводится планомерная работа по созданию технопарка. Активно развиваетсямикрокредитование субъектов предпринимательства. Всего за получениеммикрозаймов обратилось более 1000 субъектов предпринимательства. За времяреализации программы микрокредитования профинансировано более 460 проектов насумму около 117,2 млн. рублей. В результате реализации программымикрокредитования создано более 700 новых и сохранено 2100 рабочих мест. Дляпредоставления гарантий и поручительств по кредитным обязательствам субъектовпредпринимательства Гарантийным фондом для субъектов малого и среднегопредпринимательства Оренбургской области рассмотрено и принято положительноерешение о предоставлении поручительств по 26 заявкам на общую сумму около 47,4млн.рублей. Осуществляется предоставление грантов начинающим субъектам малого исреднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса.Заключены соглашения с муниципальными образованиями по отбору документов напредоставление грантов. Конкурсной комиссией рассмотрено 49 заявок начинающихпредпринимателей, принято положительное решение о выделении 24 грантов на общуюсумму около 3,9 млн.рублей. Принимая во внимание существующие показатели,необходимо отметить, что потенциал малого предпринимательства значительно выше,поэтому развитие малого бизнеса в Оренбургской области находится в числеосновных приоритетов.
На основании Распоряжение Губернатора Оренбургскойобласти от 19.10.2007 N 505-р разработана и принята программа «О развитиималого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 -2011годы»
Целью данной программы является: реализациягосударственной политики поддержки и развития малого и среднегопредпринимательства в Оренбургской области, направленной на создание благоприятнойсреды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономическогоразвития области.
Основные задачи Программы: усовершенствование нормативно-правовойбазы Оренбургской области, регулирующей деятельность субъектов МСП и предусматривающейреализацию основных направлений государственной поддержки МСП, равноправноевзаимодействие субъектов МСП и органов государственной власти, защиту прав изаконных интересов предпринимателей; сокращение административных барьеров приразвитии МСП, обеспечение улучшения внешней среды организации деятельностисубъектов МСП, упрощение административно-разрешительной и контролирующейпрактики. Решение данной задачи обеспечит развитие предпринимательскойактивности и прирост числа субъектов малого предпринимательства в количестве: в2009 году — 1440 единиц (2,3 процента к уровню 2008 года); в 2010 году — 1536единиц (2,4 процента к уровню 2009 года); в 2011 году — 1639 единиц (2,5процента к уровню 2010 года).
Малое и среднее предпринимательство,как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти всеотрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развитияОренбургской области:
в социальном аспекте — способствоватьобеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному икультурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширениерынка потребительских товаров и сферы услуг;
в экономическом — содействоватьразвитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового региональногопродукта, повышению доходов консолидированного бюджета области и внебюджетныхфондов;
в политическом — обеспечитьформирование среднего класса — основного гаранта социальной и политическойстабильности общества.
Выполнить своюсоциально-экономическую и политическую роль сектор МСП сможет лишь при наличииблагоприятных условий для его деятельности, что в конечном итоге определяетзадачи органов государственной власти и управления в отношении МСП. В последниечетыре года в российской политике и экономике наметились положительныетенденции к улучшению общей среды деятельности субъектов МСП. МерыПравительства Российской Федерации по дебюрократизации экономики и созданиюусловий для развития МСП способствовали расширению предпринимательскойинициативы, росту количества субъектов МСП, увеличению объемов оборота иинвестиций в основной капитал субъектов МСП.
Настоящая Программа разработана всоответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ „Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, атакже на основе анализа современного состояния МСП в области, тенденцийразвития МСП в наиболее развитых регионах России и с учетом результатоввыполнения областных программ развития и поддержки малого предпринимательства в2006 — 2008 годах.
Основной задачей на предстоящийпериод должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественноговоспроизводства субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленныхна повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мерепредпринимательского ресурса. Программно-целевой метод поддержки МСП обеспечиткомплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а такжеопределит приоритеты в развитии МСП области.
2.2 Кредитование малого бизнеса
Кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) для многих банкиров – одиниз основных видов деятельности. Но вместе с тем это и довольно рисковое дело.Не зря банки требуют столь внушительные пакеты документов. Так, ни одинперечень не обходится без заявления на предоставление кредита для бизнеса,анкеты поручителей, финансовой отчетности за два последних квартала текущегогода с отметкой инспекции, списка основных средств, копий договоров с крупнымипокупателями и поставщиками, учредительных документов.
Как отмечают аналитики, за последние три-четыре года объем кредитованиямалого и среднего бизнеса вырос на 80%. И банкиры уверяют, что они открыты длясотрудничества с малым и средним бизнесом. Предприниматели же это отрицают,жалуясь на то, что им проще занять на «черном» рынке, нежели получить кредит вбанке.
Как считает Чаба Зентаи, директор по работе с корпоративными клиентамималого и среднего бизнеса «Альфа-Банка»: «Одним из основных препятствийразвития сегмента является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию освоем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятийработает с применением так называемых серых схем».
Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки:часто заемщикам деньги нужны «прямо сейчас». Банк отдает предпочтениезаемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят закредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщикузаранее подготовиться к «высокому» сезону, собрать все документы, получитькредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы,продолжает специалист.
Выход из ситуации очень простой – повышение доверия между банками изаемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщикидолжны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно.Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта дляклиентов. Нужно стараться консультировать своих клиентов по всем возникающимфинансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свойбизнес, резюмирует Чаба Зентаи.
Основными проблемами кредитования бизнеса, по мнению Юлии Поляковой,руководителя отдела по связям с общественностью кредитного брокера«Фосборн Хоум», являются несколько причин.
1. Не развит спрос: предубеждения малых предпринимателей относительнодоступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования. Крометого, многие представители МСБ не могут взять кредит, поскольку несоответствуют жестким требованиям банков.
2. Низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением,необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малымпредприятиям.
3. Банки недостаточно обеспечены ресурсами и технологиями для работыс МСБ.
4. Правовая база несовершенна. Например, предприятиям МСБ сегоднятрудно работать из-за тяжелых бюрократических процедур.
Алексей Клецко, управляющий директор блока розничного бизнеса БанкаМосквы перечислил основные проблемы с кредитованием МСБ:
«черная касса» в большинстве малых предприятий и, соответственно,бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплатыналогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать оченьдорого, так как требуется тщательная проверка;
средний бизнес обслуживать и развивать сложно, так как в силуисторических причин компании часто хотят очень специализированных услуг, которыесложно вписываются в продуктовые схемы больших банков. Соответственно, клиентычасто перемещаются «кустами» от одного банка к другому вместе с клиентскимименеджерами.
Главной проблемой кредитования малого и среднего бизнеса, считает ОлегЛуговой, начальник управления розничного кредитования НОМОС-БАНКа остаетсяотсутствие у предприятий этого сектора экономики достаточного обеспечения. ВНОМОС-БАНКе эта проблема решается при помощи беззалоговых кредитов.Но хотя их размер может составлять около 1 млн руб., размеры всеравно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен такжевариант, при котором лимит беззалогового кредитования определяется взависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт порасчетному счету. Однако многие предприятия МСБ до сих пор не полностьюпроводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимиткредитования.
«Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки малого исреднего бизнеса на федеральном уровне», – поясняет Олег Луговой. Существующаяв настоящее время законодательная база носит в основном декларативный характер– она утверждает необходимость поддержки МСБ, предусматривает определенныепрограммы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленныхцелей, очень ограничено.
У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы,уверен Чаба Зентаи. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение ибудет только расти. Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в2009году более чем на 90%, и составил около 10 млрд долл. При этом, по оценкамМЭРТ, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25–30 млрд.долл. В настоящее время эта потребность удовлетворена примерно на 20–30%,объясняет специалист.
В наше время понятие «малый бизнес» подразумевает предпринимательскуюдеятельность физического лица в ограниченном диапазоне, направленную нарегулярное поступление доходов от торговли, аренды или выполнения каких-либоработ. Успешно развивающийся бизнес основан не только на покорении высот, но ина умении удержаться на них. Без дополнительных финансовых вливаний бываетдостаточно трудно сохранить достигнутое. В таких случаях, несомненно, огромнуюпомощь окажет банк с его услугой — кредитование малого бизнеса.
Одним из таких банков является Альфа-Банк. Основанный ещё в началенестабильных 90-х годов, этот банк и поныне успешно работает, предоставляяширочайший спектр услуг в сфере банковских операций. Среди банков-конкурентовАльфа-банк устойчиво сохраняет стабильность, благодаря тому, что являетсябесспорным лидером в различных отраслях финансового рынка. КлиентамиАльфа-Банка являются многие крупнейшие предприятия, но всё-таки основную долюсоставляют именно представители малого и среднего бизнеса.
В Альфа-банке создана своя уникальная программа кредитования малогобизнеса, учитывающая индивидуальный подход к любому из клиентов:
· кредит выдаётсядля реализации любых планов, направленных на дальнейшее успешное развитиемалого бизнеса;
· все вопросы по кредиту,от подачи заявки до выдачи кредита, решаются при участии закреплённогоменеджера;
· реальные данныеоб истинном положении дел в бизнесе помогают принять правильное решение опредоставлении кредита;
· имеетсявозможность установить график выплаты кредита персонально для каждого клиента,учитывая сезонность его бизнеса;
· сразу же послебеседы с экспертом по кредитам объявляется предварительный вердикт овозможности предоставления кредита;
· предоставляетсявозможность отсрочить оплату первого взноса на период до 6 месяцев.
Документы, необходимые для оформления заявки на выдачу кредита для малогобизнеса:
· регистрационные иучредительные документы, подтверждающие законность предпринимательскойдеятельности;
· бухгалтерскиедокументы, в том числе и финансовые сведения по оценке деятельностипредприятия;
· свидетельствоправа собственности на имущество, выставленное в качестве залога;
· более полныйсписок документов будет составлен после уточнения структуры кредитной сделки.
Необходимые требования к получателю кредита:
· российскоегражданство;
· заёмщик долженбыть зарегистрирован как частный предприниматель или юридическое лицо;
· наличие динамичноразвивающегося бизнеса, приносящего стабильный доход;
· началопредпринимательской деятельности должно быть не позднее 9 месяцев до датыобращения за кредитом;
· местоположениебизнеса и его регистрация должны быть в едином регионе с банком;
· доля государстваили иностранных граждан в уставном капитале должна составлять не более 49%.
· положительнаякредитная история;
· на моментоформления заявки заёмщик не должен быть задействован в судебныхразбирательствах.
Альфа-Банк предоставляет возможность использовать два вида кредитованиямалого бизнеса – это «Универсальный» и «Овердрафт». «Универсальный» кредит выдаётсяна срок до 5 лет:
· длядополнительного финансового вливания в развитие бизнеса, в связи с ожидаемойприбылью;
· для покупки илиреконстуирования нового оборудования, транспортных средств, объектовнедвижимости;
· на какие-либодругие варианты развития малого бизнеса.
Возможна выдача кредита в от 2600001 до 78 000 000 рублей илиравнозначная сумма в следующих денежных единицах:
· американскийдоллар;
· евро;
· швейцарскийфранк.
Предоставляется четыре формы кредита для бизнеса:
· кредит;
· кредитная линия,ограничивающая максимальную величину ссуды;
· кредитная линия,ограничивающая сумму одномоментной задолженности;
· предоставлениебанковской гарантии, подтверждающей гарантированную выплату денежной суммы;
· гарантированныйаккредитив, позволяющий списывать определённые суммы с корреспондентскогосчета.
«Овердрафт». Такой вид кредита для малого бизнеса выдаётся на короткоевремя для восполнения средств на счетах предпринимателя при их отсутствии илинедостаточном количестве. Кредит обеспечивается рублёвым эквивалентом в суммеот 2 600 000 до 78 000 000. Процентная ставка устанавливается персонально длякаждого клиента. Данный вид кредита не требует залогового обеспечения, нонуждается в поручительстве со стороны учредителя малого бизнеса. Разработаны двесхемы погашения кредита: внесение каждый месяц процентов и списание основногодолга банком с расчетного счета предпринимателя при поступлении на негосредств.
Для Альфа-Банка кредитование малого бизнеса является одним изприоритетных и перспективных направлений. Постепенно, в течение двух лет, ростдоли кредитования такого вида достигнет 70 -100% в год.
Широкий спектр кредитных программ, адресованных малому и среднемубизнесу, предлагают сегодня многие банки в стране. Один из них – АбсолютБанк.Каждая из разработанных его финансовыми специалистами программ адресованаклиентам определенного финансового уровня. Таким образом, банк учитываетинтересы самых разных клиентов.
Вот, к примеру, кредит «БИЗНЕС-ЭКСПРЕСС». Сумма кредитования – от 150 000до 300 000 рублей на срок от 3-х до 12-ти месяцев. Проценты по кредиту взависимости от суммы и срока погашения составляют от 19 до 24%, если кредитберется в рублях; и от 19 до 19%, если в долларах.
Если клиента интересует возможность получения большей суммы, можно выбратьпрограмму «ПОДДЕРЖКА». По ней предложат кредит для бизнеса в сумме от 300 000до 900 000 рублей на пополнение оборотных средств на срок от 3-х до 12-тимесяцев или на приобретение основных средств. Здесь срок погашения кредита – от3-х до 24-х месяцев. В том и другом случае банк ставит условие, чтобы бизнесустойчиво работал не менее 6 месяцев и был расположен в регионах присутствияБанка.
Третье предложение – кредит «РАЗВИТИЕ». Его условия следующие – суммакредита от 900 000 до 6 000 000 рублей на пополнение оборотных средств на срокот 3-х до 36-ти месяцев, или на приобретение основных средств на срок от 3-х до60-ти месяцев.
Если необходимо получить кредит на сумму больше, чем 6 млн. рублей, естьеще три программы — «ПАРТНЁРСТВО» с суммой кредита от 6 000 000 до 30 000 000рублей под 14,25% годовых на срок до 60 месяцев, «ОВЕРДРАФТ» на сумму от 1 000000 до 15 000 000 рублей под 14,25% годовых на срок до 30 дней и«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ» с суммой от 900 000 до 30 000 000 рублей под 14,25% годовых насрок до 84 месяцев. У каждой из этих кредитных программ свои тонкости и нюансы.Узнать подробнее о них можно в любом из филиалов банка или на его сайте.
Чтобы получить кредит для бизнеса по любой из программ, необходимопредставить пакет документов как юридических (свидетельство о государственнойрегистрации, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, копиипаспорта), так и бухгалтерских. Кроме того, вас попросят представить копиидоговоров аренды помещений, копии договоров с покупателями и поставщиками,копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, предлагаемоев залог и др. Подобная предусмотрительность вполне объяснима – банк не хочетрисковать и стремится кредитовать только реальные проекты, способные принестиприбыль.
Конечно, АбсолютБанк не единственный предлагает малому бизнесу финансовуюпомощь. Но он один из немногих, чьи кредитные предложения так богаты вариантамии разнообразны.
К преимуществам кредитования малого бизнеса в Сбербанке можно отнестиминимальный пакет документов, требующийся для оформления, гарантии банка,возможность выдачи кредита наличными деньгами, удобные схемы погашения. К томуже заемщик имеет возможность получить помощь кредитного работника в оформлениидокументов. Основные требования программы кредитования:
· Срок рассмотрениязаявки – до 8 дней со дня предоставления пакета документов.
· Сумма кредита неограничена.
· Кредиты маломубизнесу выдаются на срок до 3 лет.
· Не менее 25%суммы кредита должны обеспечиваться залогом имущества, также требуются личныепоручительства заемщика или членов его семьи на всю сумму кредита. При этомкредиты до 1,5 лет по усмотрению банка могут оформляться без залога имущества.Подробную информацию об этом можно узнать в филиалах Сберегательного банка.
Кредиты для бизнеса погашаются в течении полугода равными платежами.Возможна отсрочка платежа.
2.3 Предоставление гарантий малому бизнесу
Правительством Оренбургской области создан «Гарантийный фонд длясубъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области».
Основная цель фонда – выдача гарантиипо кредиту (в случае если Вам не хватает полновесного обеспечения при оформлениикредитной сделки). Срок действия гарантии не можетпревышать трёх лет, и ее размер составляет не более 50 процентов отобеспечения по кредиту.
Стоимость поручительства – не более 3процентов от размера кредита. Конкретный размер платы для каждого заёмщикаустанавливается решением Правления фонда.
Дляполучения гарантии предпринимателю необходимо обратиться в один из трёх банков – ОИКБ «Русь», ОАО «Банк Оренбург» и ОАО «Оренбургскийфилиал АКБ «Росбанк». В случае нехватки полновесного обеспечения иудовлетворения всем остальным требованиям, Банк обязан направить заявку наоформление дополнительного поручительства в Фонд.
Воспользоваться услугами Фонда может предприниматель, отвечающийследующим требованиям:
- регистрация иосуществление своей деятельности на территории Оренбургской области;
- отсутствиезадолженности по отчислениям в бюджеты всех уровней;
- устойчивоефинансовое состояние.
Для получения гарантии необходимо подать в Фондследующие документы:
- заявкуустановленной формы на получение поручительства с указанием финансово-кредитнойорганизации, цели и суммы кредита и требующейся величины поручительства;
- письмо иливыписку из решения финансово-кредитной организации о возможности предоставлениякредита;
- копии документов,представленных в финансово-кредитную организацию для получения кредита;
- бизнес-план илитехнико-экономическое обоснование кредита;
- справкуналогового органа об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательнымплатежам в бюджеты бюджетной системы;
- декларацию поисчислению налогов в зависимости от применяемой системы налогообложения,сдаваемую в налоговый орган;
- справку о среднейчисленности персонала за последние 6 месяцев (подписанную руководителеморганизации);
- справку осоздаваемых, сохраняемых рабочих местах за период реализации проекта, а такжеоб объеме будущих налоговых платежей в бюджетную систему (за подписьюруководителя и главного бухгалтера организации);
- документы,подтверждающие право собственности на предлагаемое обеспечение по кредиту;
- проект кредитногодоговора с приложением копии графика погашения процентов и кредита;
- справку оботсутствии просроченной задолженности перед областным бюджетом, завереннуюорганизацией, предоставившей средства.
2.4 Предоставление грантов малому и среднему предпринимательству
С целью увеличения количества субъектовмалого и среднего предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда в условияхфинансово-экономического кризиса, Правительством Оренбургской области принятопостановление №363-п от 10.07.2009, определяющее порядок предоставления грантовначинающим субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъектыМСП) на создание и развитие собственного бизнеса.
Гранты предоставляются за счет средствобластного бюджета в рамках областной целевой программы «О развитии малого исреднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011 годы» и засчет субсидий, поступающих из федерального бюджета.
Объём финансирования предоставлениягрантов 2009 году составил 24,5 миллиона рублей.
Условия предоставления грантов:
1. Рекомендуемая сумма заявки наполучение гранта — до 200 тысяч рублей.
2. Гранты субъектам МСП предоставляются:
— на безвозмездной и безвозвратной основе;
— на условиях софинансирования: субъектМСП должен на момент подачи заявки вложить в реализациюбизнес-проекта по созданию собственного дела не менее 10 %собственных средств (на расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности,в том числе с арендой помещений, приобретением основных средств и материалов,за исключением оплаты труда);
3. Каждый субъект МСП может бытьучастником конкурсного отбора на предоставление грантов по одномубизнес-проекту.
4. Участниками конкурсного отбора напредоставление грантов могут быть субъекты МСП, срок государственнойрегистрации которых на территории Оренбургской области в качестве индивидуальногопредпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения загосударственной поддержкой не более одного календарного года.
5. Государственная поддержка не может оказываться субъектам МСП:
находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства,ограниченных в правовом отношении согласно действующему законодательству;
имеющим задолженность по налоговым и иным обязательным платежам вбюджетную систему Российской Федерации;
в отношении которых было принято решение об оказании аналогичнойподдержки, в том числе в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011 годы».
Порядок конкурсного отбора.
Гранты предоставляются министерствомэкономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области(далее – министерство) по итогам заседаний конкурсной комиссии по отборузаявок.
Администрациимуниципальных образований городов (районов) осуществляют приём, регистрациюзаявок от субъектов МСП, проверяют правильность оформления предоставленныхдокументов, достоверность содержащихся в них сведений, готовят рекомендацию набизнес-проект.
Перечень документов для представления вадминистрацию муниципального образования города (или района):
заявка на участие в конкурсном отборе попредоставлению грантов;
копиясвидетельства о государственной регистрации (с представлением оригинала вслучае, если копия не заверена нотариально);
копиясвидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с представлениеморигинала в случае, если копия не заверена нотариально);
копииучредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор) (спредставлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально);
выписка изединого государственного реестра юридических лиц (индивидуальныхпредпринимателей) (с представлением оригинала в случае, если копия не заверенанотариально);
справка осредней численности работников за последний отчетный период, завереннаяподписью руководителя и печатью заявителя (только для юридических лиц);
бизнес-планили технико-экономическое обоснование бизнес-проекта (плана субъекта МСП, раскрывающеговозможности создания собственного бизнеса (производство товаров, выполнениеработ, оказание услуг), выполненный в форме описания, расчетов, прогнозов) по установленной форме;
справканалогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплатеналогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная в срокне позднее одного месяца до даты подачи заявки на предоставление гранта (длядействующего предприятия);
заверенныеначинающим предпринимателем копии документов, подтверждающих оплатупроизведенных расходов за счет собственных средств на реализацию проекта посозданию собственного дела (договоров, счетов, платежных поручений и другое);
справка осоздании новых или сохранении действующих рабочих мест в результате реализациибизнес-проекта, заверенная подписью руководителя и печатью заявителя.
При выявлениинедостоверной информации, содержащейся в представленных документах,администрации муниципальных образований городов (районов) возвращают их заявителюс указанием причин возврата.
Муниципальныеобразования передают заявки субъектов МСП в конкурсную комиссию министерства по отборузаявок.
2.4.1Микрофинансирование субъектов малого и микропредпринимательства
Микрофинансирование является видом финансовой помощи малообеспеченным,экономически активным людям с целью повышения их уровня жизни и обеспечениясамозанятости, а также расширения бизнеса предпринимателей, позволяющееполучить доступ к кредитам банков.
Под микрофинансированием понимается заем денежных средств в размере до600 тысяч рублей, на срок не более 12 месяцев, с начислением процентов поставкам, установленным настоящим Положением.
Микрозаймы предоставляются субъектам малого и микро предпринимательства,в том числе индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица,зарегистрированным в установленном порядке на территории Оренбургской области.
Таблица. Установлено три уровня участия заемщиков в микрофинансировании:Уровень Условия перехода Сумма займа Ставка % (в месяц) Максимальный срок заимствования первый Баллы начисляются заемщикам за своевременное внесение платежей помикрозайму и отсутствие пролонгаций (5 баллов), принятие на себя солидарноответственности за другого заемщика (2 балла), своевременное исполнениепоручителем своих обязательств по договору поручительства (5 баллов).
Количество баллов уменьшается, если заемщиком допущены: просрочка выплатыпроцентов (-3 балла), несвоевременный возврат суммы займа (-10 баллов),пролонгация договора займа (-6 баллов), а также поручителем допущены (принеисполнении должником своих обязательств по договору займа): просрочка выплатыпроцентов (-1 балл), несвоевременный возврат суммы займа (-7 баллов),пролонгация договора займа ( -3 балла).
Заемщик представляет в Фонд заявку и анкету по установленным формам
Финансовая отчетность должна быть предоставлена за последний истекшийотчетный период в случае, если с даты окончания отчетного периода прошло более30 календарных дней. В случае если с даты окончания последнего отчетногопериода прошло менее 30 календарных дней, может быть предоставлена отчетностьза предшествующий отчетный период. В случае, если последний отчетный периодявляется завершающим в календарном году, отчетность может быть предоставлена вследующие сроки: 3 календарных месяца + 30 календарных дней.
2.4.2 Оказание финансовой помощи безработным гражданам
Всоответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РоссийскойФедерации», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности нарынке труда субъектов Российской Федерации», приказом МинздравсоцразвитияРоссии от 16 июня 2008 г. № 281н «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработныхграждан», иными нормативными правовыми актами в нашей области проводятсямероприятия по организации содействия развитию малого предпринимательства исамозанятости безработных граждан, а также предоставление финансовой помощи наразвитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства исамозанятости осуществляются в отношении лиц, желающих развивать малоепредпринимательство, а также организовать собственное дело посредством созданиямалого предприятия либо осуществления в иной форме предпринимательскойдеятельности
Мероприятияосуществляются территориальными Центрами занятости населения, которые информируют(консультируют) граждан о возможностях реализации предпринимательства, условияхпредоставления финансовой помощи и рекомендует им при выборе видапредпринимательской деятельности учитывать приоритетные направления развитияпредпринимательства.
Финансовая помощь предоставляется в виде разовойвыплаты денежных средств и предназначена для частичной компенсации расходов, связанныхс развитием малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Размер финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятостибезработных граждан определяется на основании бизнес-плана, но не можетпревышать суммы, установленной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 31.12.2008 № 1089, увеличенной на размер районного коэффициента.
Лицо, претендующее на получение финансовой помощи,подает в центр занятости населения заявление на предоставление финансовой помощи,а также разрабатывает и предоставляет технико-экономическое обоснованиевыбранного вида предпринимательской деятельности (бизнес-план).
Рассмотрение бизнес-планов, представляемых для оказания финансовойпомощи, осуществляется экспертной комиссией, состав которой утверждаетсяприказом директора центра занятости населения. В состав комиссии рекомендуетсявключить не менее 3 представителей органов местного самоуправления.
Решение о предоставлении финансовой помощи на развитие малогопредпринимательства и самозанятости безработных граждан принимается комиссией,утвержденной приказом министра труда и занятости населения Оренбургскойобласти, на основании заключения экспертной комиссии центра занятости населения.С безработным гражданином, желающим заниматься предпринимательскойдеятельностью, центр занятости населения заключает договор, в соответствии скоторым гражданин обязуется организовать собственное дело, а центр занятостинаселения – оказать ему финансовую помощь. Центр занятости населения оказываетпрактическую и методическую помощь в подготовке документов, предоставляемых пригосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,оказывает финансовую поддержку на развитие малого предпринимательства исамозанятости безработных граждан в соответствии с действующим законодательством.
Лицо, получившее финансовую помощь на развитие малого предпринимательстваи самозанятости, по истечении 6- и 12-месячного периодов со дня предоставленияфинансовой помощи представляет в центр занятости населения отчеты о результатахпредпринимательской деятельности за указанный период. Отчет предоставляется ввиде копии налоговой декларации о доходах, заверенной в налоговых органах,квитанции об оплате налогов, а также копии иных документов, подтверждающих расходованиесредств.
На основании представленного отчета комиссия осуществляет проверкуисполнения условий договора, составляет акт и принимает соответствующеерешение.
3 Перспективы развития малого бизнеса в период кризиса
Правительство России верит в успехималого бизнеса и заявляет о необходимости создания максимальноблагоприятных условий для его развития. Создание максимально комфортной средыдля сохранения и развития потенциала малого бизнеса – одно из приоритетныхнаправлений государственной политики, которое заложено в стратегию работыправительства на период до 2012 года.
По словам Владимира Путина, в малом бизнесе работают самостоятельные иэнергичные люди, немалая часть которых начинала своё дело „с нуля“,но они сумели добиться успехов в малом бизнесе и создать огромное количествоновых рабочих мест. Кроме того, малое предпринимательство реализует одну изнаиболее значимых социальных задач – формирует устойчивый средний класс.Немаловажное значение имеет также и то, что малый бизнес вносит ощутимый вкладв экономику страны и увеличивает доходы бюджета.
Согласно мониторингу, проведённому специалистами Национального институтасистемных исследований проблем предпринимательства, успехи малого бизнеса внекоторых регионах достаточно серьёзные. По данным исследования, в десяткулидеров были включены: Хабаровский край, Смоленская, Оренбургская, Тюменская иТамбовская области, Республики Алтай, Тыва и Адыгея, Ненецкий и Ямало-НенецкийАО.
Самый большой рост количества малых предприятий был зафиксирован вНенецком АО (279,9%), рост объёмов оборотов здесь составил 122,7%, рост числазанятых в малом бизнесе – 100%, рост инвестиций – 125,5%. Такие серьёзныеуспехи малого бизнеса в Ненецком автономном округе специалисты связывают с тем,что основной сектор экономики здесь – топливно-энергетический, и руководствоокруга приняло хорошие антикризисные меры.
В Оренбургской области успехи малого бизнеса также значительные: ростколичества предприятий – 179,7%, рост объёмов оборотов – 106,2%, рост инвестиций– 132,3%, рост числа занятых – 120,9%. В этой области, в связи с кризисом, былибольшие сокращения на крупных предприятиях. И руководство области провело оченьсерьёзную работу, чтобы обеспечить людей рабочими местами. Именно благодаряэтим мерам и были созданы многие предприятия малого бизнеса.
Тот факт, что в Хабаровском крае успехималого бизнеса одни из самых значительных в стране, экспертыобосновывают не только хорошей работой руководства края, но ивнешнеэкономическими связями региона. Так как Китай активно реализует программуразвития малого бизнеса, то созданные там предприятия начинают выходить насоседний рынок, тем самым, стимулируя его развитие. В Хабаровском краеколичество малых предприятий увеличилось на 262,8%, рост объемов оборотов составил103,9%, рост числа занятых – 226,4%, а рост инвестиций – 119,4%.
Республики Алтай и Тыва никогда ранее не занимали первых позиций врейтинге развития малого предпринимательства, но данные проведённогомониторинга позволили включить эти республики в десятку лучших. По ростуинвестиций республика Алтай заняла первое место (471,9%), а республика Тыва –второе (255,5%). Специалисты это объясняют антикризисными мерами, предпринятымируководством республики.
Влияние финансового кризиса на рост показателей в различных районахсказалось по-разному, что связано с устойчивостью экономики региона ипреобладающими в нём отраслями. Но, кроме того, успехи малого бизнеса во многомзависят от усилия местных властей, от принятия ими своевременных мер внепростой кризисный период.
3.1 Особенности кредитования малого бизнеса в период кризиса
Основные особенности кредитования малого бизнеса в условиях кризиса – эторазмер получаемых кредитов, их обеспечение и уплачиваемая процентная ставка.Многие банки считают, что кредиты малому бизнесу – дело рискованное и не спешатвыдавать средства предпринимателям. Сами же представители малого и среднегобизнеса среди причин, затрудняющих получение кредитов, выделяют следующие:проблемы залога и гарантий, и высоки процентные ставки.
Одна из слабых сторон существующих кредитных программ для малого бизнеса– нежелание банков давать кредиты на открытие бизнеса. Чаще всего займ можнополучить только тогда, когда предприятие уже функционирует (от трёх месяцев –для торгового предприятия, от шести – для предприятий, оказывающих услуги илипроизводящих продукцию).
Помимо этого, одним из условий получения кредита часто является наличиезалога, в качестве которого выступает движимое и недвижимое имущество клиента.Это могут быть: сертификаты, автотранспортное средство, оборудование, товары ит.п. Также рассматривается платежеспособность заёмщика
На сегодняшний день недвижимость, автомобили и иные активы упали в цене,доходы большинства предприятий тоже снизились, поэтому многие бизнесмены могут рассчитыватьтолько на небольшие суммы кредитов. Кроме того, многие банки в условиях кризисавыдают кредиты малому бизнесу под 20-30 % годовых. В связи с тем, чтоПравительство РФ считает поддержку малого и среднего бизнеса приоритетнымнаправлением, включая кредитование малого бизнеса в условиях кризиса, в этомгоду государство направило 30 млрд. рублей на реализацию специальной программыВнешэкономбанка.
Суть программы в следующем: банки, желающие выдавать кредиты маломубизнесу, должны подать заявку во Внешэкономбанк, который будет рефинансироватьэти кредиты согласно утверждённым лимитам. Выдача кредитов другим банкамВнешэкономбанком будет осуществляться под 10,5-10,7%. По словам министраэкономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, маржа банков не должнапревышать 2-3%, тогда субъекты малого и среднего предпринимательства смогутполучать кредиты под 13-14% годовых. Программа Внешэкономбанка предусматриваети финансирование небанковской инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес, ивключающей кредитные кооперативы и финансовые организации. Сюда же относятсяфакторинговые и лизинговые компании, работающие с малым бизнесом.
В настоящий момент 75 банков подали заявки на участие в этой программе,сумма заявок составила 12,5 млрд. рублей. Один из основных критериев отборабанков – максимальная ставка по кредитам для предприятий.
Кроме того, Внешэкономбанк и немецкая банковская группа KfW — Kreditanstalt fur Wiederaufbau подписали соглашение о финансировании малых исредних предприятий, согласно которому германская сторона (под гарантии ВЭБа)предоставит банкам России кредиты для малого бизнеса на 200 млн. евро. Привыборе объектов для финансирования приоритетными будут считаться те проекты,которые направлены на разработку и внедрение энергосберегающих технологий.
Также и Сбербанк РФ намерен продолжить кредитование малого бизнеса вусловиях кризиса, и планирует выдать в этом году предпринимателям более 1 трлн.рублей. В 2008 году Сбербанк выдал 114 тысяч кредитов малому бизнесу, средняясумма кредита – 5,3 млн. рублей, общая сумма кредитов – 1 трлн. руб.
Хотя уровень просроченной задолженности по таким кредитам на конецпрошлого года вырос более чем в полтора раза, а в этом году эта цифра такжеможет увеличиться из-за снижения рентабельности и других финансовых показателейзаёмщиков, Сбербанк намерен наращивать объёмы.
Заключение
В мировой практике считается нормойгосударственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства.При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономическиеусловия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В зарубежных странах с высокимуровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и вразвивающихся зарубежных странах эффективная поддержка малого бизнесаосуществляется путем реализации комплекса мер государственными органамифедерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом мерыосуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействиеоказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства;сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданиюновых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночнойэкономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются ужедесятилетия и представляют собой большой комплекс эффективных программ,включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всегосрока их функционирования (это: формирование государственных программобеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых иамортизационных льгот, и т.д.). В результате проведения такой политики вразвитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а такжеявляются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этогосектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм вВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых — чуть более10%.
Хотя сложившаяся в России системагосударственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полныйкомплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитыхстранах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектовмалого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственныхмеханизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами вэтой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализациюгосударственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработкаи внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболеедейственных механизмов. Повышение эффективности системы государственнойфинансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальноенаправление экономических реформ в России.
В настоящее время в тяжелых условияхмирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.
В условиях мирового финансовогокризиса для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмернаязависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовымпотрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
Во многих странах для финансовойподдержки малого бизнеса в условиях кризиса формируются специальные резервы дляинвестирования в основные средства, субсидии или фискальные льготы наинвестиции, льготные займы или дотации. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция идр.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условияхпредоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.)ему выдаются гарантии под займы. Очевидно, что игнорировать этот международныйопыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд лицелесообразно.
Однако, при разработке мергосударственной поддержки малого бизнеса в России в условиях мировогофинансового кризиса в 2010 г. необходимо учитывать и специфические российскиечерты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этомэффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, аорганично дополнять друг друга.
В период мирового кризисаПравительство РФ возлагает особые надежды на малый бизнес в первую очередь какодин из главных факторов экономического роста — потому что малый бизнес (какуже рассматривалось в теоретической части работы) быстро адаптируется кизменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочиеместа.
Так правительству РФ, формируяпрограммы и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следуетучитывать как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран,так и учитывать собственный позитивный опыт.
Механизмами обеспечения доступамалого предпринимательства к источникам финансирования являются: развитиелизинга современного технологического, коммуникационного, офисногооборудования, имущественных комплексов, транспортных средств, включая вторичныйрынок, для обновления производственной базы малых предприятий; развитие ивнедрение системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства.
На сегодняшний момент не на всехтерриториях муниципальных образований РФ сформирована инфраструктура финансовойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Но именно отмуниципалитетов, во многом, зависит, как работается малому бизнесу на местах.
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РФ».
2. ЗаконОренбургской области Об областной целевой программе «О развитии малого исреднего предпринимательства в оренбургской области на 2009 – 2011 годы».
3. Положение о порядке микрофинансирования субъектов малого имикропредпринимательства в Оренбургской области.
4.Программа „О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургскойобласти на 2009 -2011 годы».
5. В. Блюменфельд «Большие проблемымалого бизнеса»: Экономика и жизнь,2009 г.с. 57-68
6. Ю.А. Львов«Основы экономики и организации бизнеса» — Спб.: ГМП «Фармико», 2008 г. с.132-140
7. Жигулина Т.А.Малый бизнес – важное звено развития экономики в России // Управляющийдиректор, 2009. № 5. С. 22-24.
8. Новости малогобизнеса №41 от 12.10.2009.с. 11
9. www.opora
– credit.ru
10. Новости малого бизнеса: № 4 от06.02.2009г «Оренбургская область: поддержка малого бизнеса в условияхкризиса».
11. Свиридов Н.Н., Петраков Г.А. Экономическоеотношение и стратегия развития малого бизнеса., Кострома: КГУ – 2005г – 181.