Содержание
Введение
1. Теоретические аспектыфинансово-кредитных методов регулирования экономики
1.1 Роль государства врегулировании экономики
1.2 Сущность иинструменты финансово-кредитной политики
1.3 Методыфинансово-кредитного регулирования экономики
2. Анализ теоретическогои практического материала на примере конкретного объекта исследования
2.1 Теоретические основыденежно-кредитной системы в России
2.2 Основные направленияденежно-кредитной политики России в последние годы
3. Совершенствованиеэкономической политики государства в области денежно-кредитной политики
Заключение
Литература
Введение
Несмотря надолгие споры экономистов в прошлом веке по поводу вмешательства государства вэкономику, уже сформировалось четкое мнение, что участвовать в регулированииэкономики государство должно различными методами для того, чтобы избежатьслишком сильных кризисов и взлетов.
Одним изосновных методов регулирования экономики является финансово-кредитная политика.Именно она помогает регулировать одно из самых опасных явлений современнойэкономики – инфляцию, используя самые различные инструменты, помогающиерегулировать денежную массу.
В последниегоды Россия также активно пользуется этими инструментами. И если в 90-х годахвсе меры носили шоковый характер, то теперь экономика становится болеестабильной и есть возможность использовать более щадящие методы. И в то жевремя основными направлениями денежно-кредитной политики в РФ остается снижениеинфляции. При этом, как правило, не удается достигнуть намечаемых процентов.
Такимобразом, изучение методов финансово-кредитной политики очень актуальнопрактически для всех стран мира, но для России в сложный период перехода крынку она особенно значима.
Цель даннойработы состоит в выработке умений и навыков углубленного изучения и ясногоизложения сложных проблемных вопросов экономической теории, увязки теории спрактикой, пользования монографической экономической литературой,статистической информацией.
Задачамивыполнения курсовой работы являются:
Рассмотрениетеоретических аспектов финансово-кредитных методов регулирования экономики.
Анализтеоретического и практического материала на примере конкретного объектаисследования.
Разработкаэкономически обоснованных предложений по совершенствованию экономическойполитики государства.
1. Теоретические аспекты финансово-кредитных методов регулированияэкономики
1.1 Рольгосударства в регулировании экономики
Оценка ролигосударства в регулировании макроэкономических процессов и выполнение имфункций в данной сфере весьма неоднозначны. В научной литературе помакроэкономическим проблемам выделялись и продолжают существовать двадиаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономиканосит рыночный характер, тем меньше государственным инструментам нужновмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственныйсектор экономики. Другой подход базируется на концепции признания значительнойроли государственного регулирования, которая должна быть преобладающей всегда:и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самыевысокоразвитые механизмы рынка.
Периодразгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу.Господствующей в политической элите стала точка зрения, что саморегулирующиеначала рынка приведут хозяйствующую систему страны в желаемое состояние,адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда уже звучали предупреждения, чтоэффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и чтонаиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время.
В последующемфункцию государственного регулирования экономики перестали отвергать иосуждать. Стало утверждаться понимание, что развитая рыночная экономикапредполагает и развитое, квалифицированное государственное регулирование. Впоследние годы это становится все более признаваемым.[1]
В этой связи актуализируетсяпроблема соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономическихотношений.
Переосмыслениероли государства в экономике — явление, характерное не только для России. Онокасается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночныхтрансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран.
Идея единства«экономической свободы» и «экономического порядка» в рамках национальнойсистемы России представляется весьма продуктивной, в связи с чем целесообразноизучение различных аспектов государственного регулирования экономики, начиная собщих проблем осуществления регулирующих функций, эволюции экономических формгосударства и отражения их в разных теориях, и заканчивая конкретныминаправлениями государственного регулирования таких сфер, как социальная,инновационная, охрана окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность и др.
1.2 Сущность и инструменты финансово-кредитной политики
Финансово-кредитнаяполитика является одной из составляющих государственного регулированияэкономики.
Под финансово-кредитнойполитикой государства понимается совокупность мер экономического регулированияденежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивогоэкономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции,инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы.[2]
Кинструментам финансово-кредитной политики можно отнести: лимиты кредитования,прямое регулирование ставки процента, изменение нормы обязательных резервов,изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов,изменение учетной ставки (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке.
Основныеконечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национальногопроизводства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесиеплатежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цельденежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.
Наряду сконечными выделяют промежуточные цели. Ими являются приемлемый объём денежноймассы и уровень процентных ставок.[3]
Осуществляетденежно-кредитную политику Центральный банк страны.
МероприятияЦентрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваныобеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы.Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулированиеденежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объема денежной массы вобращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживленияконъюнктуры рынка в условиях спада производства – эффект денежногомультипликатора. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитнойэмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитнаярестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используетсяЦентральным банком в периоды экономического бума и в случаях появленияпризнаков «биржевой горячки». Кредитная рестрикция в условияхповышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание«перегрева» конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии наоборотиспользуется для «взбадривания» конъюнктуры рынка и применяетсяобычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается сдефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострениюинфляционных процессов.
Приосуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики странынеизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией ипроблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитнаяполитика Центрального банка должна быть самым тесным образом увязана синвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системойналогового регулирования экономики.
Государственноерегулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в томслучае, если государство через Центральный банк способно воздействовать намасштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитойрыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственныйконтроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидностифинансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворятьтребования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики,операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти жемеры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.
Регулированиеобъема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, длявоздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Регулированиебанковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд идепозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента.Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудныхкапиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок,структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.
Такимобразом, финансово-кредитная политика охватывает значительную частьэкономических областей и оказывает на каждую из них большое влияние.
1.3 Методы финансово-кредитного регулирования экономики
Конкретныеметоды и инструменты денежно-кредитной политики определяются законами страны,политикой ее Центрального банка и отличаются большим разнообразием.
Методыденежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынокссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулированияконкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм ит.д.).[4]
Охарактеризуемобщие методы кредитно-денежной политики.
Учетная(дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Онаактивно применяется с середины ХIХ века. Возникновение этого метода было связанос превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последниепереучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговыеобязательства. Повышая ставку по кредитам (учётную ставку, ставку дисконта),центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования.Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентныхставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольшейпопулярностью учетная политика пользовалась в конце ХIX — начале ХХ в. В 30 – 40-хгодах прошлого столетия Центральные банки проводили рекомендованную Дж. М.Кейнсом политику «дешёвых денег», т.е. низких процентных ставок иобильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 год учётная ставка сохраняласьна уровне 2%, в США с 1937 по 1948 год — 1%. Большую роль в поддержании низкихставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготныхусловиях в период после Второй мировой войны. С 50-х годов во многих странахвновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время зарубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%,отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклическиеколебания конъюнктуры, но в целом значение этого метода по сравнению с другимизначительно снизилось.
В Россииподобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е.предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей,ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а так же организациикредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияниепроцентной политики на формирование производственных затрат и на применениеуровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.[5]
Операции наоткрытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком укоммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и другихкредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случаепокупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам,увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральныйбанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операцииотражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются какметод ее регулирования.
В России подоперациями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФгосударственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности идоходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынкеценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитныевозможности.
Установлениенорм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствуетулучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают вкачестве прямого ограничения инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот методприменили в США в 1933 году.
В отличие отопераций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитногорегулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказыватьсильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.
Следующиеметоды денежно-кредитной политики относятся к селективным.
Контроль поотдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залогбиржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку,ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится впериоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремитсяперераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничитьобщий объём потребительского спроса.
Регулированиериска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственныхположениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.),регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяетсяликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился впоследние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельностиопределяется не через оценку финансового положения должников, а черезсоотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Поэтому вомногих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов.Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе клиентов,должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: вСША — не более 10%, во Франции — 75%. В других развитых странах такжеопределяется соотношение общего объёма кредитных операций и собственныхсредств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должнапревышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Главнымиособенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялосьв соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменениеофициальной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослаблениепрямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеровсовокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции;использование операций с государственными облигациями преимущественно длястабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.
Принципиальноеотличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подходасостоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которыхобусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того илииного показателя в качестве ориентира во многом определяет главные объекты, исаму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть каксовокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты. Особо следуетподчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнеевремя всё чаще используют «политику развития конкуренции» вбанковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расширяют для нее место, включаяи меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этойполитики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализациивнутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентнымиставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценныхбумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступиностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый факторповышения эффективности последних.
Таким образом,денежно-кредитная политика может осуществляться различными методами, выборкоторых зависит от конкретной ситуации, сложившейся в стране и требующейгосударственного вмешательства.
2. Анализ теоретического и практического материала на примереконкретного объекта исследования
2.1Теоретические основы денежно-кредитной системы в России
Рассмотримпроведение денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Конкретные методыи инструменты денежно-кредитной политики в России определены Федеральным законом«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отличаются большимразнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия иполная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий поденежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующегозаконодательства.
Кредитнаясистема государства складывается из банковской системы и небанковскихинститутов (инвестиционные компании, страховые компании, пенсионные фонды). ВРоссии существует двухуровневая банковская система. Первый уровень банковскойсистемы образуется Центральный банк, второй уровень – коммерческие банки. ЗаЦентральным банком РФ закреплена монополия на эмиссию национальных денежныхзнаков. Центральный банк хранит золотовалютные резервы страны, обязательныерезервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетногоцентра. Центральный банк является кредитором последней инстанции длякоммерческих банков, а также финансовым агентом правительства.[6]
Деятельностькоммерческих банков в настоящее время характеризуется высоким процентом покредитам, большой рискованностью вложений, а также сокращением численностисамих коммерческих банков из-за нестабильной политикой и экономической ситуации.Острой проблемой является нестабильность национальной денежной единицы, котораяособенно стала актуальной после кризиса 1998 года. Вместо инвестированияпроизводства предприятия и население все свободные денежные средства направляютна валютный рынок, что увеличивает спрос на валютные средства. Центральный банкпредпринимает ряд усилий для выхода из сложившейся ситуации. Создаются условиядля возобновления функционирования фондового рынка, в том числе и рынкагосударственных ценных бумаг с целью создания альтернативных видов вложений иотвлечения средств с валютного рынка.[7]
Одной изпроблем стабилизации в экономике России является проблема инфляции. Онаопределяется прежде всего сверхмонополизацией бывшей плановой экономики,неэффективной утяжеленной структурой промышленности, притоком средств из бывшихреспублик СССР и оказанием им помощи. Существенный источник нагнетания инфляции– льготные кредиты, ведущие к дальнейшему росту дефицита государственногобюджета. Темпы инфляции ускорились в России и потому, что в результателиберализации внешнеэкономической деятельности стремительно стали сближатьсяцены внутреннего и мирового рынка. Антиинфляционная политика – это комплекс мерпо государственному регулированию экономики, направленных на борьбу синфляцией. Варианты данной политики выбираются в зависимости от приоритетов.Если ставится цель сдерживать экономический рост – то проводится дефляционнаяполитика (методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный иналоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышенияпроцентной ставки за кредит, усиление налогового пресса и т.п.).
Если цельювыбирается стимулирование экономического роста, то предпочтение отдаетсяполитике доходов, которая предполагает параллельный контроль над ценами изаработной платой путем полного их замораживания или установления пределов ихроста в закрытой экономике (в частности в России до 90-х годов), такжеприменяется индексация-компенсация потерь в результате обесценения денег иразличные формы сдерживания контролируемого роста цен («замораживание» цен наопределенные товары и сдерживание их уровня в определенных пределах).
Одолетьинфляцию невозможно без сокращения бюджетного дефицита и сдерживания ростасовокупной денежной массы. Стратегическим путем выхода из инфляционной спиралиявляется поощрение здоровой конкуренции и проведение последовательнойантимонопольной политики, включая открытие экономики, ввоз иностранных товарови организацию притока иностранных инвестиций.
Еще одинмомент денежно-кредитной политики – управление государственным долгом. Управлениегосударственным долгом является направлением государственного регулирования вусловиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственнойзадолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственногодолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудныхкапиталов. Для этого Центральный банк использует различные методы управлениягосударственным долгом: покупает или продает государственные обязательства;изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает ихпривлекательность для частных инвесторов.
В России внастоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом[8]:
1.Добровольный рыночный кредит — размещение государственных ценных бумаг нарынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом, принадлежат государственныекраткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигациисберегательного займа (ОСЗ).
2.Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактическогогосударственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютногозайма (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов,которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий побанковским кредитам, предоставленным под государственные программы.
3. КредитЦентробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературеназывают дружеским.
Важнейшиминаправлениями и инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФявляются[9]:
отказ отпрежней практики использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансированиябюджета;
предоставлениекредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитныеаукционы, ломбардные кредиты) с использованием для этого ставокрефинансирования Центробанка РФ;
повышение эффективностидругих имеющихся инструментов денежно-кредитного регулирования, например,обязательных резервов (это — депонирование части привлечённых средствкоммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышенияэффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.
Главныезадачи денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемыхЦентральным банком РФ «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитнойполитики» и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФоб экономической политике.
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики России впоследние годы
Как известно,в 90-х годах наша страна находилось в тяжелой кризисной ситуации. Создавалосьмножество коммерческих банков, которые тут же разорялись, инфляция достигалаогромных размеров. Поэтому большинство мер, направленных на стабилизациюэкономики, имели экстренный характер. Основным направлением денежно-кредитнойполитики было сдерживание инфляции за счет жесткого регулирования эмиссии.
Так, в 1994 — 1996 годах наиболее эффективным средством выполнения основной задачиденежно-кредитной политики — сдерживания инфляции — было соблюдение положенийежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевыеориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк Россииисходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ееотдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета,международных резервов и др.), устанавливал поквартальные предельные величиныроста денежной массы, а также целевые показатели объемов международныхрезервов, предельные величины внутренних активов Центробанка РФ (внутренниеактивы Центробанка РФ включают кредит расширенному правительству, коммерческимбанкам, государствам СНГ и прочие неклассифицированные активы; кредитрасширенному правительству определяется как сумма требований органовденежно-кредитного регулирования к федеральному правительству, кредитаЦентробанка РФ местным органам управления и внебюджетным фондам). Осуществлениеэтой политики в 1994 — 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в1995 и 1996 годах.
Сейчасситуация изменилась. Экономика стала несколько стабильней и постепенно выходитиз кризиса. Как уже отмечалось ранее Центральным банком РФ ежегодноразрабатываются «Основные направления единой государственной денежно-кредитнойполитики». Рассмотрим некоторые из этих документов.
Всоответствии с «Основными направлениями единой государственнойденежно-кредитной политики на 2004 год» в результате проведенияденежно-кредитной политики должны быть созданы благоприятные условия для долгосрочногоэкономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальнойвалюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществлениясбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивого экономическогороста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики,проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, являетсяустойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
Всоответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерациина 2004 год и сценарными условиями социально-экономического развития РоссийскойФедерации на период до 2006 года, согласованными с Банком России, предполагалосьснизить темпы инфляции до 8 — 10% в 2004 году, 6,5 — 8,5% в 2005 году и 5,5 — 7,5%в 2006 году.
Такаятраектория инфляции в рамках намеченной на этот период бюджетно-налоговой политикипредставлялась реальной, и Банк России ставил целью обеспечить указанную динамикуинфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики. В то же время Банк Россиине считал на рассматриваемый период времени возможным отказаться от политики управляемогоплавания валютного курса по следующим причинам. Во-первых, в отсутствие законодательнооформленного и эффективно функционирующего стабилизационного фонда ПравительстваРоссийской Федерации, достаточно полно аккумулирующего дополнительные доходы отвысоких цен на нефть, переход на использование режима плавающего обменногокурса может привести к его переоценке. Это может нанести ущерб национальной промышленности.Во-вторых, слишком быстрый переход в условиях относительно высоких цен на нефтьот режима управляемого плавания к режиму плавающего обменного курса можетпривести к резкому изменению относительной привлекательности активов,номинированных в российской и иностранной валюте. Предоставление возможностидомашним хозяйствам и предприятиям адаптироваться к изменяющимся показателямстоимости рубля в такой ситуации, по мнению Банка России, необходимо.
По мере созданиястабилизационного фонда Банк России считает необходимым последовательно сокращатьсвое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмовопределения стоимости рубля. Сокращение необходимости в проведении интервенций БанкаРоссии на валютном рынке позволит более эффективно контролировать динамикуденежного предложения и инфляции. Кроме того, сокращение интервенций на валютномрынке повысит роль процентной политики Банка России. Такая политика будет способствоватьстимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающихотраслях промышленности.
Такимобразом, воздействие на уровень инфляции в 2004 году должно было осуществлятьсяБанком России посредством комбинированного использования трех основныхинструментов денежно-кредитной политики: выбора курсовой политики, ограничения спомощью операций на открытом рынке денежного предложения в соответствии с параметрамиденежной программы, установления краткосрочных процентных ставок по операциям БанкаРоссии.
Несмотря наснижение эффективности использования показателя денежной массы в качествепромежуточной цели для достижения запланированного уровня общей инфляции, динамикаи структура денежной массы остаются в соответствии с данной программой важными ориентирамидля оценки текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и определения среднесрочноготренда инфляции.
Посмотрим,как реализовалась данная программа.
Всоответствии с условиями разрабатываемого Банком России сценарияпредусматривалось, что темп прироста ВВП составит 5,2%, среднегодовая цена нанефть сорта «Юралс» — 22 доллара США за баррель, среднегодовой курсрубля к доллару США — 31,3 рубля за доллар США, годовой прирост валютныхрезервов органов денежно-кредитного регулирования — 12,8 млрд. долларов США.Указанным условиям соответствовал прирост денежной массы М2 (денежная масса вобращении) за год (25%), который был заложен в основу денежной программы на2004 год.
Фактическимакроэкономическая ситуация развивалась по иному сценарию, который по многимпараметрам был близок к 2003 году. В первом полугодии 2004 года по отношению кпервому полугодию 2003 года ВВП увеличился на 7,4%, средняя цена на нефть сорта«Юралс» за январь — сентябрь текущего года составила 33,3 доллара СШАза баррель, средний курс рубля к доллару США за тот же период — 28,9 рубля задоллар США, прирост золотовалютных резервов за девять месяцев 2004 года достиг18,1 млрд. долларов США. В этих условиях фактический рост денежной массы М2 задевять месяцев текущего года сложился несколько выше предполагаемого.Увеличение денежного агрегата М2 на 01.10.2004 по сравнению с показателем на туже дату предыдущего года составило 35,4%.
Наиболеесущественными факторами, обеспечившими более значительный, чемпрогнозировалось, рост спроса на деньги, стали высокие темпы экономическогороста и увеличения денежных доходов населения, а также сложившиеся темпыукрепления рубля.
Если задевять месяцев 2003 года темпы прироста денежного агрегата М2 заметно опережалитемпы прироста денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте (29,0%против 25,7%), что свидетельствовало об ускорении роста спроса на национальнуювалюту, то за девять месяцев 2004 года наметилось отставание динамики агрегатаМ2 (16,0% против 17,0% соответственно). Это объясняется активизацией спроса наиностранную валюту. По предварительным оценкам платежного баланса, за апрель — сентябрь текущего года объем наличной иностранной валюты у нефинансовыхорганизаций и домашних хозяйств увеличился на 1,2 млрд. долларов США, тогда какза аналогичный период 2003 года отмечалось его снижение на 4,2 млрд. долларов США.
Что жекасается такого важного показателя как инфляция, то потребительские цены воктябре 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года выросли на 9,3% (всоответствующий период 2003 года — на 9,7%). Инфляция за скользящий 12-месячныйпериод составила в октябре 2004 года, по оценкам, 11,5% (при ориентире 8 — 10%,предусмотренном в «Основных направлениях единой государственнойденежно-кредитной политики на 2004 год»).
Базоваяинфляция (рассчитывается Федеральной службой государственной статистики сянваря 2003 года на основании набора потребительских товаров и услуг,используемого для подсчета сводного индекса потребительских цен, за исключениемотдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основноймассе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также взначительной степени подвержены воздействию сезонных факторов[10]) в октябре 2004 года по отношению к декабрюпредыдущего года составила 8,1% (в соответствующий период 2003 года — 8,9%).Таким образом, в отличие от 2003 года, когда по итогам аналогичного периоданаблюдалось ускорение базовой инфляции на 1,2 процентного пункта по сравнению сянварем — октябрем 2002 года, в 2004 году рост цен на товары и услуги, входящиев расчет базовой инфляции, был меньше, чем за десять месяцев предыдущего года.Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен нанепродовольственные товары. В октябре 2004 года по сравнению с декабремпредыдущего года непродовольственные товары стали дороже на 6,3% (засоответствующий период 2003 года — на 7,7%).
В октябре2004 года за скользящий 12-месячный период базовая инфляция составила, пооценкам, 10,5%, что является высоким уровнем с точки зрения возможностидостижения принятого на год целевого ориентира по общему уровню инфляции.[11] Такимобразом, задачи, поставленные Банком России, были выполнены не до конца. Хотядостигнутые результаты достаточно ощутимы.
Теперьрассмотрим подобную программу 2005 года.
Банк Россииисходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проектафедерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию,посчитал возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2005год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5 — 8,5%.
Поставленнойцели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровеньбазовой инфляции 7 — 8%.
При некоторомухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притокаиностранной валюты должен был обусловить замедление процесса накоплениязолотовалютных резервов, активизировать ослабление рубля и повысить привлекательностьактивов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денегв 2005 году должно происходить медленнее, чем в 2004 году, и может составить поагрегату М2 8 — 11%, что при более низких темпах экономического роста посравнению с 2004 годом определит диапазон изменения темпов роста спроса наденьги на уровне 20 — 24%.
Условиявторого и третьего вариантов при ценах на нефть в диапазоне от 26 до 28долларов США за баррель можно определить как достаточно благоприятные дляроссийской экономики, способствующие высоким темпам роста ВВП и доходовэкономических агентов. При более благоприятном по сравнению с первым вариантомсостоянии платежного баланса на фоне продолжения накопления золотовалютныхрезервов тенденция к укреплению рубля в реальном выражении должна сохраниться.Снижение скорости обращения денег в этих вариантах может быть болеезначительным по сравнению с первым вариантом (11 — 14%). Диапазон измененийтемпов роста спроса на деньги может составить 24 — 28% по второму варианту, 26- 30% по третьему варианту.
В случаеразвития внешнеэкономической конъюнктуры по четвертому или пятому вариантупрогноза платежного баланса при среднегодовых ценах на российскую нефть впределах 31 — 35 долларов США за баррель рост экономической активности можетбыть более высоким, а снижение скорости обращения денег — более интенсивным(свыше 14%), вследствие чего спрос на деньги будет формироваться на болеевысоком уровне — в диапазоне 30 — 32%. Сильный платежный баланс,обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, должен способствоватьобеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом наденьги.[12]
Говоря обинструментах денежно-кредитной политики, которые ЦБ РФ планировало использоватьв 2005 году, следует отметить планы по расширению ломбардного списка за счетвысоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов с относительновысоким рейтингом, а также признание необходимости перехода к регулярномувыпуску облигаций Банка России и формированию их ликвидного рынка. Последнее вопределенной степени должно способствовать усилению влияния процентных ставокпо операциям ЦБ РФ на целевые ориентиры денежно-кредитной политики.[13]
Важноотметить, что инфляционный ориентир не меняется в зависимости от вариантаразвития экономики. Вместе с тем, очевидно, что влияние на инфляцию в каждомварианте различно.
Что касаетсяпрограммы 2006 года, то в ней, в основном, сохранены принципы денежно-кредитнойполитики, которая проводилась в предыдущие годы.
При этом вдокументе упоминается о том, что реализация денежно-кредитной политики впредыдущие годы значительно отклонялась от прогнозных показателей, и это,прежде всего, было связано с заниженными оценками стоимости нефти. Комитетсчитает, что нужно включить в основные направления денежно-кредитной политики,помимо трех предлагаемых в сценариях, расчет денежной программы исходя из ценына нефть в размере $60 за баррель.
Срединаиболее важных пунктов документа можно отметить снижение уровня инфляции,применение режима управляемого плавающего курса, ограничение темпов укреплениярубля, сглаживание динамики валютного курса, использование инструментовпроцентной политики, стерилизацию значительной части избыточной ликвидности.
В этойпрограмме просчитаны 4 варианта макроэкономического прогноза, исходя из уровняцен на российскую нефть сорта Urals на уровне 28, 40, 50 и 60 долларов забаррель. По мнению составителей, это позволяет Банку России заблаговременносформировать тактику действий практически в любых условиях конъюнктуры.[14]
Кроме того, отмечается,что план мероприятий Центробанка на 2006 год дает достаточно полноепредставление о планируемой работе по совершенствованию банковской системы,банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Но в то жевремя у многих вызывает сомнения целевая установка по инфляции в 7 — 8,5% споследующим снижением к 2008 году до 4 — 4,5%. Как пишут многие СМИ, такойориентир представляется неоправданно оптимистичным. Фактически речь идет о1,5-2-кратном уменьшении этого уровня по сравнению с 2005 годом.
Такимобразом, несмотря на то, что наша страна уже давно ступила на рыночный путьразвития и постепенно выходит из кризиса, говорить о кардинальных переменах клучшему пока рано. Как видно из рассмотренных программ, на протяжении ужемногих лет задачи остаются прежними, а поставленные цели полностью недостигаются.
3. Совершенствование экономической политики государства в областиденежно-кредитной политики
Как видно израссмотренных программ за последние три года, основным направлением денежно-кредитнойполитики нашей страны является сдерживание уровня инфляции. И, как правило,поставленные показатели не достигаются. Может быть от того, что Центробанкставит слишком оптимистические цели, а инструменты выбирает не стольэффективные…
Для совершенствованияденежно-кредитной политики важно пересмотреть способы составления указанныхпрограмм. “Основные направления…” готовятся на основе фактических данных за Iполугодие текущего года, что является одним из главных недостатков документа.Это приводит к необходимости пересмотра ряда показателей в конце года. Так,например, по мнению некоторых экономистов, по итогам 2004 года были существеннонедооценены показатели оттока частного капитала и инфляции.
Еще однимнедостатком разработки программ является занижение цен на нефть, особенно вусловиях их быстрых изменений на мировом рынке. Во многом из-за этого занижениямногие предсказанные варианты развития рыночной экономики не достигаются.
На данныймомент основным направлением сдерживания инфляции в свою очередь являетсяконтроль денежной массы. В то же время параллельно необходимо уменьшатьбюджетный дефицит различными способами.
Очень важнопроводить активную политику в сфере управления государственным долгом, каквнешним, так и внутренним.
Еще одним направлениямдолжно быть осуществления жесткого контроля над банковской системы с цельюнедопущения ситуации 90-х годов, когда большинство коммерческих банковоказались банкротами и их число резко уменьшилось.
Также оченьважно привлекать инвестиции в отечественное производство. Это сейчас остаетсядостаточно острой проблемой, так как большинство инвесторов, как отечественных,так и зарубежных очень настороженно относятся к еще не очень стабильнымроссийским предприятиям и предпочитают вкладывать свои средства за рубеж, либона валютный рынок.
Еще однойзадач денежно-кредитной политики является развитие фондового рынка, в том числерынка государственных ценных бумаг как альтернативных видов вложений иотвлечения денежных средств с валютного рынка.
Для борьбы с инфляциейнеобходимо развивать в стране здоровую конкуренцию во всех отраслях экономики.Для этого необходимо проводить жесткую антимонопольную политику.
Такимобразом, денежно-кредитная политика наиболее эффективна лишь в том случае,когда ее инструменты используются в совокупности и с учетом других направленийгосударственного регулирования экономики, таких как фискальная политика,социальная и др.
Заключение
Такимобразом, в данной работе были рассмотрены теоретические аспектыфинансово-кредитной политики, ее организация в Российской Федерации и основныенаправления развития, а также пути ее совершенствования.
Итак, врезультате изучения данной темы можно сделать ряд выводов.
Несмотря нато, что существует множество возможностей самостоятельного регулированияэкономики рыночными механизмами, зачастую экономика любой страны нуждается вдополнительном регулировании со стороны государства. Это особенно важно дляэкономики переходного периода, которой и является наша страна в данный момент.
Денежно-кредитнаяполитика включает в себя множество инструментов и методов, выбор которых каждаястрана осуществляет самостоятельно в соответствии со своими законами и политикойЦентрального банка.
Экономикунашей страны все еще нельзя назвать стабильной. Поэтому ей особенно необходимаподдержка государства. Основным направлением денежно-кредитной политики в нашейстране является снижение уровня инфляции. Ежегодно Центральный банк Россиисоставляет «Основные направления единой государственной денежно-кредитнойполитики». В этом документе рассматриваются различные ситуации возможногоразвития экономики страны на рассматриваемый период с указанием конкретныхцифр, которых необходимо достичь (уровень инфляции, ВВП, объем денежной массы вобращении, спрос и предложения денежных средств и т.п.), в этом же документеподводятся итоги за соответствующих показателей за предыдущий год, а такжеинструменты денежно-кредитной политики на текущий год. Рассматривая документыза последние три года включают в себя практически аналогичные направления. Ипрактически ежегодно не удается достичь намечаемых результатов, особенно вотношении главной цели – снижения инфляции. Таким образом, несмотря напредпринимаемые меры, денежно-кредитную политику нашей страны сложно назватьэффективной.
Литература
1. АмосоваВ.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002.– 480 с.
2. БазылевИ.И. Экономическая теория. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.
3. БаликоевВ.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА»,НПК «Модус», 2001. – 416 с.
4. Госдумаоформила государственную денежно-кредитную политику на 2006 год // www.rosinvest.com/news/149842.
5. Курсэкономической теории. Учебник / Под ред. Плотницкого М.И. – Минск:Интерпрессервис, Мисанта, 2003. – 496 с.
6. Макроэкономика.Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М.: ИТД«КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 544 с.
7. МищенкоВ.В. Государственное регулирование экономики. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.
8. Основныенаправления денежно-кредитной политики в 2005 году //
9. СеменихинаВ.А. Экономическая теория (Введение. Макроэкономика). Учебное пособие. –Новосибирск: НГАС, 2000. – 96 с.
10. Экономическаятеория. Учебник / Под ред. Кузнецова Н.Г. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д:Издательский Центр «МарТ», 2004. – 496 с.
11. Экономическаятеория. Учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Соколинского В.М. – М.:КНОРУС, 2005. – 464 с.
12. ЯсинЕ.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. – М.: Высшаяшкола, 2003. – 437 с.