Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Традиционная материальная культура восточных славян

Содержание
Введение
Глава 1 Жилище восточных славян
§1.1 Техника постройки дома
§1.2 Планировка
§1.3 Интерьер
§1.4 Двор
Глава 2 Одежда и обувь восточнославянских народов
§2.1 Мужская одежда
§2.2 Женская одежда
§2.3 Штаны
§2.4 Обувь
Глава 3 Ремесленные изделия
§3.1 Добыча металлов и их обработка
§3.2 Керамическая посуда
§3.3 Прядение и ткачество
Глава 4 Земледелие
Глава 5 Поселение
Глава 6 Восточнославянские погребения
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Исследованиетрадиционной материальной культуры восточных славян даёт возможность увидетьродственную связь этих народов и изменить к лучшему взаимоотношения между ними.Именно в свете сложившихся отношений между восточнославянскими народами предметмоего исследования приобретает актуальность. Поиск общих корней и черт культурыи быта будет первый шаг к поиску решений данной проблемы.
Данныйвопрос достаточно изучен. И существует множество исследований посвящённых этойпроблеме. Я остановила свой выбор на трёх наиболее подходящих работах. Преждевсего это труд крупнейшего советского этнографа Д.К.Зеленина«Восточнославянская этнография». Зеленин родился в 1878, а умер в 1954. Член –корреспондент АН СССР с 1925 года. Труд был впервые издан в 1927 году нанемецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских,украинцев и белорусов.
Также дляосвещения данной проблемы мной был выбран труд под названием «Этнографиявосточных славян», главный редактор этой работы выдающийся советскийисследователь, отец знаменитой на весь мир теории этничности – Ю.В.Бромлей.Книга освещает происхождение и расселение трёх восточнославянских народов –русских, украинцев и белорусов, сформировавшихся на основе древнерусскойнародности, рассказывает об их быте, культуре, семье и семейных отношениях,обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах. Исследуетсячисленность, языки, черты этнической истории восточных славян в периодкапитализма и социализма, их роль и место в современных этнических процессах вСССР. Книга богато иллюстрирована.
Работавыдающегося чешского археолога – славяноведа конца XIX – начала XX века Любора Нидерле«Славянские древности» — это «классика жанра». Это единственная в своём родеподлинная энциклопедия истории и культуры древних славян. Уже на протяжениивека на этот капитальный труд ссылаются в своих работах все исследователи вэтой области.
Цель моегоисследования:
1.  Дать целостную картину материальной культуры восточных славян.
2.  Раскрыть особенности периода, когда все восточнославянские народыимели общие черты в традиционной материальной культуре и быте.
3.  Выявить возможности использования полученных знаний в практике.
Задачиданного исследования:
1.  Выявить общие черты в традиционной материальной культуре и бытевосточнославянских народов.
2.  Изучить особенности устройства домашнего хозяйства, одежды,ремёсел и др. аспектов жизни восточных славян.
3.  Показать сходства и различия материальной культурывосточнославянских народов. А также показать связь древних времен ссовременностью.

Глава 1 Жилищевосточных славян
 
§1.1Техника постройки дома
 
Традиционноежилище восточных славян формировалось в определённой исторической обстановкепод влиянием изменившихся условий жизни народа. К середине XIX в. – времени, когдасложились основные особенности сельского жилища восточных славян, — наряду собщими чертами жилище разных районов на всей обширной территории расселениярусских, украинцев и белорусов имело локальные отличия (природные, социальные,экономические и исторические) приводили к созданию разных типоввосточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этихнародов. На пространствах России, где в качестве основного материалаиспользовался лес, преобладала срубная техника. Уже в Древней Руси срубнаятехника достигла высокой степени совершенства. Для строительства жилых домов насевере и в центре зоны распространения срубного жилища использовали в основномхвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглыхочищенных от коры, но неотёсанных брёвен.[1]
Столбоваятехника возведения стен жилого дома, не менее древняя, чем срубная, былараспространена преимущественно в лесной и лесостепной зонах Украины. Основустен при столбовой технике составляли столбы, врытые в землю на одинаковомрасстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различнымматериалом.[2]
Поконструкции потолка и крыши жилище восточных славян при наличии многих общихособенностей варьировало в разных ландшафтных зонах. Для восточнославянскогожилища характерен плоский горизонтальный потолок. Основой потолка служилтолстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Его обычно врубали впредпоследний венец сруба или в «основу», в «верхнюю связь» — балку, положеннуюповерх стены в домах, построенных из других материалов.[3]
§1.2 Планировка
Основнойчастью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещениепрямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение –служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильёмпосредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемымпомещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственноговоздействия дождя, снега и мороза. Позднее сени превратились в большое, имеющеесамостоятельное значение, помещение для хранения вещей, содержания скота и дажедля пребывания в нём человека в летнее время.
Трёхкамерноежилище (изба – сени – клеть) в большинстве районов было характерно длясередняцких хозяйств. Затем клеть с целью увеличения жилой площади сталипревращать в жилую избу (хату), которая служила только летним параднымпомещением (горница, светлица, чистая изба) или, если её отапливали,использовалась для повседневной жизни.
На севере,в районах распространения двухэтажного крытого двора, на ряду с типомтрёхкамерного жилища бытовали и его видоизменённые формы; здесь клеть илигорница устраивались на втором этаже двора, вплотную примыкающего к дому.[4]

§1.3 Интерьер
Внутренняяобстановка избы отличалась строгими, издавна установившимися формами, которыепри наличии общих черт имели различия в отдельных областях восточнославянскойтерритории, являясь важным этническим признаком отдельных народов и ихэтнографических групп.
Примерночетверть избы занимала духовая печь. Она является характернойособенностью жилища всех восточных славян. Большинство русских печей былиглинобитными, позже во многих селениях стали класть печь из обожжённогокирпича. От положения печи в избе зависело расположение других частейинтерьера. Подобное соотношение печи и переднего угла – одна из общих ихарактерных черт восточнославянского жилища. Каждый угол, каждое место в старыхтрадиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался переднийугол. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, в праздник, а нередко ив будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками,позднее – литографиями, искусственными цветами. В этой части избы отмечалисьвсе важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углуизбы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон,делались полки. До конца XIX века у восточных славян преобладала неподвижная встроеннаямебель. Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли сней одно целое.
Взависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устьяпечи в восточнославянском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы:северносреднерусский, украинско-беларусский (он же – западнорусский), восточныйюжнорусский и западный южнорусский.[5]
§1.4 Двор
Отмечалосьособое устройство двора у славян. Кладовые строились либо в виде плетённого изпрутьев шалаша, подобно тем, какие ещё и теперь встречаются в Русской частиГалиции, либо виде глиняных мазанок, встречались также деревянные из крепкосбитых брёвен. В таких кладовых всегда имелись двери, запиравшиеся даже наключ. Эта кладовая называлась житница.
Место, вкотором обмолачивали зерно, так называемое гумно, первоначальнонаходилось на дворе под открытым небом, однако поскольку необмолоченный хлебтак же нуждался в укрытии от дождя, наряду с гумном очень скоро появился инавес, под которым, естественно, начали хранить и обмолоченное зерно. Такжитница образовало с гумном одно целое, и в результате чего возникло строение,на которое перешло старое название – гумно.
Хлев для содержания крупного рогатого скота первоначально представлялсобой повсюду простой загон без крыши. Однако суровая зима в славянских земляхзаставляла прибегать к более серьёзным мерам для защиты скота от холода инепогоды, что и привело к строительству специального деревянного здания снаглухо заделанными стенами и кровлей над ними. Весьма вероятно, что обычайстроить рядом с жилищем и специальный навес для скота возник под германскимвлиянием. Однако первоначально славянское хлевина означало жильё для людейвообще и помещение для скота.
Важным иинтересным по своей конструкции сооружением была сушильня для зерна и,очевидно, также и для плодов, называвшаяся в древней Руси, да и в других местаховин. Влажный хлеб, а по видимому, и плоды складывали внутри овина нащиты из плетёных прутьев, под которыми разжигался огонь, которому ещё в XII веке простой народ возносилязыческие молитвы. Конструкция овина в общем была такой же, как и устройствопримитивных приспособлений для сушки снопов, какие ещё встречаются в России.Они представляют собою яму для разведения огня, над которой возводитсяпримитивное деревянное строение, в котором крестьяне и теперь охотно сидят испят у огня.
Последнейизвестной нам самостоятельной деталью славянской усадьбы является одрина,засвидетельствованная в древней Руси с X века. Скорее всего, это было наземноестроение, какой-то навес, под которым складывали сено, а то и спали.
Внутридвора в удобных местах выкапывались колодцы, обкладывавшиеся брёвнами. Такиечетырёхгранные колодцы глубиной до 15 м, относящиеся ко времени княжения князяВладимира, были найдены в Старой Ладоге и Белгородке.
Такимобразом, жилище у восточных славян имело некий сакральный смысл. Каждаяпостройка во дворе, расположение мебели в избе и мн.др. играли своюопределённую роль.

Глава 2 Одеждаи обувь восточнославянских народов
 
§2.1 Мужскаяодежда
 
Древняяславянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесныхпропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, вцелом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и изверхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнёми завязывались у щиколоток. Плечи и спину древние славяне часто оставлялинеприкрытыми и даже в бой шли так. Но тем не менее условия среды, в которой онижили, всё же вынуждали их носить одежду, которая прикрывала бы и верхнююполовину тела.
Основнойчастью одежды, являющейся одновременно и нижней, была рубаха. Она надеваласьпрямо на тело. И имела вид грубой конопляной или льняной рубашки длиною доколен, несомненно, весьма простого покроя.[6]Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются главнымобразом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манеройносить рубаху – поверх штанов или иначе. Менее существенный моменты – вышиваниеособых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди. Чтокасается разреза для надевания рубахи, то во всех русских рубахах этот разрезделают не посреди груди, а сбоку, иногда у самого плеча. В большинстве случаевон идёт он идёт вертикально книзу, реже – косо, от плеча к середине груди. Этоттип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцамнеизвестен. Очевидно он появился не раньше XV века. Во всяком случае,косоворотка, как модная и праздничная рубаха вытеснила ещё в XIX веке издавна существовавшуюу русских рубаху с прямым разрезом на груди. Предположение некоторых учёных отатарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований.Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки,однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делалинеобязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков вКарпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрезсбоку, на левом плече, причём он захватывает часть рукава и груди. Рубаха сразрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плечапозволяет свободно двигать рукой.
Рубахимогут быть трёх типов – со стоячим или отложным воротником или без воротника.Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же,как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи,так что получается низкий стоячий воротник. Особенно широко распространённый наУкраине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи несверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые –обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли изшейных украшений. В старину такие украшения были широко распространены увосточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Широкий отложнойворотник, белорусская передняя, распространён у украинцев и белорусов, носовершенно неизвестен русским.
Рубахузастёгивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц илитесёмок. Запонки с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно ещёувидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чащеиспользуют для женских рубах.
Носятрубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцыотказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подолрубахи в штаны. Русским и белорусам совершенно чужд это способ ношения рубахи.У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способносить рубаху поверх штанов. Когда украинцы Екатеринославской губернии одеваютпокойника, перед тем как положить его в гроб, они выпускают рубаху поверхштанов, если умерший женатый или вдовец, и заправляют её в штаны, если умершийбыл холост.
Что касаетсяпокроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками изчетырёхугольных, реже треугольных кусков материи. Донские казаки считалиотсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т.е. открестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. Русские любят рубахи сластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.
Полотнянаяподкладка на груди и спине рубахи от плеча до пояса распространена у всехвосточных славян. Кое-где сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более,что сборки у ворота затрудняют её пришивание. Плечи чаще всего прошиваютсястрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки, напоминающие погоны, так ивышитые вставки – уставки.
Старинныемужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногдаещё длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья, либо собшлагами. Этот последний вид преобладает у украинцев и белорусов, у русских жевстречается крайне редко.[7]
Поверхлёгких одеяний славяне в X и XI веках надевали более тяжёлые верхние одежды. К ним относиласьславянская свита, изготавливавшаяся из грубых материалов. Свита – длиннаякуртка местного происхождения, делалась с рукавами, и носили её в XI веке на Руси, где онаудерживается и поныне (на Украине). Уже в X и XI веках у славян существовали ряд других видов верхней одежды – длиннополой, застёгивавшейся на ряд пуговицили петлиц, с опущенными или стоячими воротниками, стянутых поясом – кабать.Верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одеждапревращалась в шубу. Все эти одежды стягивались поясом, изготавливавшемся изразличных тканей и, как правило, просто завязывавшемся. На поясе висело оружие,мешочек с огнивом, ножик и футляр с туалетными принадлежностями. Большая мошнатак же была типичной принадлежностью русского крестьянина. Рукавицызасвидетельствованы у древних славян уже в XI веке. Верхнюю половину телапростой народ защищал от ненастной погоды и холода тем, что обёртывал вокругвсего тела большой кусок грубой шерстяной ткани или целую, надлежащим образомобработанную баранью, волчью или медвежью шкуру. Для такой накидки у древнихславян было специальное название плашть.
§2.2 Женскаяодежда
Женскаяодежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собойдлинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинствеслучаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней быланеобходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывалифартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, неотличавшемся от мужского.[8]
Женскаярубаха длиннее мужской, как правило шьётся из двух частей: нижнюю часть,охватывающую тело ниже пояса, обычно делали из более грубой материи.
Верхнюючасть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. У русскихраспространены верхние рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это такназываемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка.
Встречаютсятакже не составные, а целые рубахи, чаще всего у украинцев. Именно такие рубахиу украинских женщин считаются нарядными и праздничными; существует обычайнадевать такие рубахи на покойниц.
Бываюттакже женские рубахи без воротников и с воротниками, очень похожие на мужскиерубахи. Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянскойженской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшитсверху. Рубаха с воротником называется польская. Как у русских, так и убелорусов рубаха без воротника служит обычно будничной, а с воротником –праздничной.
Обычайукрашать подол рубахи вышивкой особенно распространён на Украине, где подолрубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждойрубахи, не только праздничной, но и повседневной. Широко распространён обычайподнимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс. Приэтом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубахвстречаются и у русских.
Кромевышитой каймы, чаще всего с узором в виде лошадок, севернорусские используюткружева: ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет собойряды кружев, чередующихся с вышитыми между ними лентами.
Рукаваженской рубахи также весьма разнообразны; рубаху с прямыми рукавами, безклиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская;рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью вшитых в них остриёмк плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские любят такжеширокие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно подвязаны наконце лентой или присобраны почти до плеча.[9]
У женщины,целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда,которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко.Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудьдругим видом накидки, название которой понева.[10]
 
§2.3 Штаны
 
Штаны увосточных славян носят только мужчины. Женщины стали носить их как бельё лишьпод влиянием современной городской культуры. В старину мальчики не носилиштанов до 15-летнего возраста и даже до самой свадьбы.
Характернымпризнаком восточнославянских штанов является способ, которым их закрепляют нателе: верхний край штанов загибают внутрь, так что образуется широкий рубец,сквозь который продёргивается шнурок или ремень. Шнурок завязан узлом и не даётштанам спадать. Ремень с пряжкой употребляли с этой же целью только украинцы,которые, застегнув ремень на пряжку, ещё раз оборачивает его свободный конецвокруг талии. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличаются оченьбольшой шириной. Между штанинами вшивается так называемая матня. В широкихштанах она сделана из прямоугольных кусков материи с подшитым внизупараллелограммом и образует нечто вроде мешка между двумя штанинами. В брюкахобычной ширины матня состоит из двух клиньев, вшитых между штанинами, которыесоединены матнёй под углом к продольной оси штанов.[11]

§2.4 Обувь
В качествематериала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных,дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, изкоторых обувь плетут, а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.
Древнейшаясчитается кожаная обувь, которую не шьют, а закладывают складками, морщат.Такую обувь привязывают к ноге длинной верёвкой. Название этой обуви – морщуны.Это – прямое продолжение древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкуркикакого-либо небольшого зверька.
Поршни вбольшинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда из свиной. К ноге ихпривязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров. Оборы обвивают вокругголени до самого колена.
Кожанаяобувь с высокими голенищами называется сапоги. Раньше их делали без каблуков,что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железнаяподковка на пятке. В середине XIX века у восточных славян преобладалособый вид сапог, так называемые выворотные. Подмётки пришивались к сапогуизнутри, после чего сапог смачивали и выворачивали. Все перечисленные видыобуви носят как мужчины, так и женщины.
Лапти плелииз древесного лыка; по своему типу они полностью повторяют простейшую кожануюобувь, однако не шитую, а «морщенную». Они привязываются к ноге длиннымишнурами.[12]Таким образом, мы видим, что одежда восточнославянских народов мало отличаласьдруг от друга. Некоторые влияния востока сыграли свою роль в различии отдельныхстилистических черт в одежде и способе её носки.

Глава 3 Ремесленныеизделия
 
§3.1 Добычаметаллов и их обработка
 
Не подлежитникакому сомнению, что славянам были известны основные металлы, а именнозолото, медь, серебро, олово и железо. Золото, медь и олово были известны вЦентральной и Северной Европе с конца третьего тысячелетия до н.э., а железо –с конца второго тысячелетия, хотя собственно железный век начинаетсянесколькими столетиями позже. Прямые доказательства добычи и обработки металловславянами можно привести, разумеется, только со времён исторической эпохи.Также и археологические свидетельства весьма многочисленны и бесспорны.Металлические вещи, встречающиеся в погребениях той эпохи, славяне частичнополучали из чужеземных стран путём торговли, частично выделывали сами, сами жедобывая металл.[13]
§3.2 Керамическаяпосуда
Праславянскаякерамика пока ещё неизвестна, так как до сих пор не удалось определить, чтоявляется собственно славянским в доисторической культуре Восточной Европы.
Ясной иопределённой представляется нам славянская керамика лишь в находках IX – XI веков, к которым новейшиеисследования присоединили и более древний период VI – VIII веков. Всё, что относится кболее раннему периоду, совершенно неопределённо, и нет смысла рассматриватьздесь теории, приписывающие славянам различные древние культуры, а вместе с ними различные виды керамики.
Славянскаякерамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошообожжённая посуда, сделанная на кругу в форме горшков (иные формы, напримерформа кувшина с суженным горлом, встречаются редко) без ручек, с отогнутымвенчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда горизонтальныхпрямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек или кружков.[14]
§3.3 Прядениеи ткачество
Изготовлениеткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые дляэтого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна иконопли. Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменныхисточников, так и данными археологии. Пряслица, надеваемые при прядении наверетено, очень часто встречаются в славянских находках IX и       X веков, а в Киеве известно одно пряслицесо славянской надписью.
Что жекасается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, прощетой, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то,что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что всяткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а так же термины,относящиеся к процессу работы, являются общими для всех славян и чрезвычайнодревним. Да и вообще немыслимо, что бы вся эта терминология развилась позднее.Она возникла ещё на прародине славян, и несомненно, что в конце языческогопериода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческуюэпоху. Веретено (вретено) в руке женщины – древний символ,засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках. Ткацкий станокбыл, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием станъ, ставъ(от глагола стоять).
Мы узнали,что восточнославянские народы владели основными видами ремесла, что позволялоим обеспечить себе нормальное существование. Некоторые техники ткачества,металлообработки дошли до наших дней и приобрели промышленные масштабы.[15]

Глава 4 Земледелие
Системыземледелия: подсечное в лесных районах и залежная в степных. Трёхпольепоявилось не раньше XV века, а до этого преобладала подсечная система: с помощьюпримитивных орудий легче было обработать лесистую почву, чем степные земли, иуберечь посевы от кочевников проще было в лесу.
Подсекойназывают при подсечной системе лесную поляну, на которой вырубали и сжигалилес, чтобы удобрить почву золой и пеплом.
Подсечноеземледелие играло значительную роль в истории заселения северо-восточной Европыи Сибири. В поисках новых плодородных и пригодных для расчистки подсек русскиенередко совершали переходы в несколько сотен вёрст и таким образом заселялиотдаленные земли.
Древнейшимиз восточнославянских земледельческих орудий, сохранившихся до настоящеговремени, несомненно, является украинское рало с одним сошником. Корпус рала исохи не четырёхугольный, как у плуга, а треугольный. Одну сторону этоготреугольника образует стебло, или жёрдка, гридка, заменяющая оглобли, вторую –ральник, или кописть, т.е. рассоха, на которой укреплена режущая часть –сошник; третья сторона – жабка – перемычка, соединяющая стебло и ральник.
Белорусскуюсошку отличает от украинского рала с одним сошником лишь один существенныйпризнак: у неё по обеим сторонам сошника имеются две небольшие полицы (немноговыгнутые наружу дощечки, которые отбрасывают землю на сторону).[16]
Тегеографические условия, в которых жили древнеславянские народы, способствовалипоявлению во многом схожих орудий труда. А так же были похожи способыобрабатывания земли в силу тех же причин.

Глава 5 Поселения
Основныетипы поселений восточных славян сложились ещё в период феодализма. Онисуществовали и в Древнерусском государстве, бывшем общей колыбелью всех трёхвосточнославянских народов. У русских, украинцев и белорусов главной отрасльюсельского хозяйства сельского хозяйства, определявшей всю жизнь народа напротяжении длительного исторического периода, было хлебопашество. Формыземлевладения и землепользования отразились на характере сельских поселений.
Древнейшимизвестным нам типом сельского поселения является село. Первоначально селомназывалось, по видимому, всякое сельское поселение вообще. Можно подумать, чтов дофеодальную эпоху сельская община – «мир» или «вервь» — представляла собойнесколько сёл, объединённых вокруг служившего их центром поселения – погоста. КXIV – XV вв. отличительным признакомсела в Северно-Восточной Руси стал господский «большой двор», при которомразмещались дворы зависимых людей, зачастую также церковь и дворы церковногопритча. К XVIII и особенно в XIX в. отличительным признаком села стала церковь, зачастую стоявшаяв нём уже не одно столетие.
В процессеосвоения новых земель появился другой важнейший тип сельского поселения –деревня. Произошло это в эпоху феодализма в Северо-Восточной Руси. Она включалав себя поселение с принадлежавшими к нему землями, которые обрабатывали егожители.
Село былоболее древним типом поселения, раньше попавшим во владение феодалов, деревняпредставляла собой тип более поздний, тесно связанный с освоением новых земель,но уже достаточно развитый. В дальнейшем положение сёл и деревень всё болееуравнивалось.
Кроме сёл идеревень, у восточных славян в эпоху средневековья сложилось ещё несколькотипов сельских поселений, отразивших различные стадии освоения пахотных земель.Займище – это собственно ещё не поселение, а лишь его зародыш. Займищем в XVI веке назывался участокземли, занятый кем-либо под пашню, сенокос и т.п., — «угодье». На займище моглоещё не быть никаких построек. Когда на нём возникал постоянный крестьянскийдвор, займище становилось починком, а если занятую землю почему-либоотбрасывали, она превращалась в пустошь. Починок, это были либо выселки,отделившиеся от деревень, либо поселения, заново возникшие на вновь освоенныхземлях. Они состояли первоначально из одного только крестьянского двора, нобыстро росли, превращаясь чаще всего в деревни или сёла.[17]
Проникновениев деревню капиталистических отношений вызвало к жизни во многом сходный спочинком тип однодворного крестьянского поселения – хутор. Это указывает науменьшение значения общинной организации крестьян с её периодическимипеределами земель и зачастую принудительным севооборотом.
У восточныхславян города возникали вместе с классовым обществом. Основное ядро городасоставлял детинец или кремль, где размещались феодал и его двор и находиласьгородская «святыня». Ремесленная и торговая жизнь города сосредотачивалась подстенами укрепления – на посаде, который в крупных городах защищался ещёдополнительно внешней линией укрепления.[18]
Во многомсистемы поселений похожи у всех восточнославянских народов. Организации сёл идеревень, починков и др. Основой любого поселения были духовный и военныйаспекты поселения, т.е. церковь и детинец.

Глава 6 Восточнославянскиепогребения
У восточныхславян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русскиеплемена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, которыйставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обрядзаключался в том, что тело умершего с плачем доставлялось на кладбище скореевсего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена.Там из поленьев уже был сложен костёр, на который укладывали покойника водежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, — непосредственно на костёр, или на доске, или в ладье. После этого родственникиподжигали костёр. Тотчас же по сожжении покойника или на следующий день пепел собгоревшими остатками костей, оружия и украшений собирали в кучу или складывалив урну, которую закрывали в могилу или ставили, наконец, на могилу сверху накамень или на столб. В урну вкладывались также и дары, которые должны былислужить умершему в загробной жизни. Если покойник был похоронен без сожжения,тело его вместе с принесёнными дарами опускали в такую же могилу и здесь жеподжигали жертвенный костёр, у которого совершалось и первое погребальноепиршество.
Сама могила,называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, была различной высоты, всреднем примерно 1-2 метра. Образцы высоких курганов славяне видели уже задолгодо прихода руссов у своих южных соседей – скифов и сарматов, проникавших натерриторию славян. Лишь особо высокие курганы на севере России, в Новгородскойгубернии, так называемые сопки, созданы под скандинавским влиянием. Основнаяформа кургана округлая или в более древнее время, и главным образом вкривической Руси, продолговатая. Иногда на кургане устанавливались ещё истолбы, на которые ставились урны, или определённым образом укладывались камниили строились какие-нибудь столики либо небольшие навесы и домики, где душаумершего могла бы отдохнуть. В более поздний период под влиянием печенегов иполовцев славяне начали устанавливать на курганах вытесанные из камняизображения умерших. Часто вокруг кургана вырывался небольшой ров, а основаниекургана местами обкладывалось большими камнями. Над урнами, так и наднесожженными трупами, местами строились специальные навесы на столбах или дажедеревянные срубы, образцы которых славяне видели, по всей вероятности, пристроительстве скифо-сарматских курганов. Внутреннее устройство курганаизменяется ещё больше в зависимости от того, производилось ли захоронениепокойника на уровне земли или же выше уровня, в насыпи или, наконец, в яме подкурганом.[19]
Если вкаких-то сферах материальной жизни у восточнославянских народов и былиразличия, то в одном аспекте они стирались. Погребения восточных славян имелиодинаковый характер и сопровождались одинаковыми традициями (хоронили покойникав одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни).

Заключение
Мы раскрыли особенности периода, когда все восточнославянскиенароды имели общие черты в традиционной материальной культуре и быте. Мыпознакомились с особенностями устройства домашнего хозяйства, одежды, ремёсел идр. аспектов жизни восточных славян; показали сходства и различия материальнойкультуры восточнославянских народов.
Мы пришли кнекоторым заключениям в ходе работы:
Жилище длявосточных славян имело некий сакральный смысл. Каждая хозяйственная постройка,расположение мебели в доме и мн.др. играли свою определённую роль, одежда восточнославянскихнародов мало отличалась друг от друга. Если и были какие то отличия, то этобыло связано с влиянием восточных культур.
Восточнославянскиенароды владели основными видами ремесла. Некоторые техники ткачества,металлообработки дошли до наших дней и приобрели промышленные масштабы.
Географическиеусловия, в которых жили древнеславянские народы, способствовали появлению вомногом схожих орудий труда. Весьма были схожи способы обрабатывания земли всилу тех же причин.
Также малоотличий имела система поселений восточнославянских народов. Организации сёл идеревень, починков и др. Основой любого поселения были духовный и военныйаспекты поселения, т.е. церковь и детинец.
Погребениявосточных славян имели одинаковый характер и сопровождались одинаковымитрадициями (хоронили покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые онобычно носил при жизни).
Конечнокроме всех этих схожих черт, восточнославянские народы имели и отличия (водежде, сельскохозяйственных орудиях, способе обработки земли и др.). Но именносхожие черты материальной культуры наиболее чётко показывают родство русских,украинцев и белорусов. Если бы все эти народы помнили о своих корнях, товозможно было бы избежать многих поворотов в истории в неположительную сторону.

Списокиспользованной литературы
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. ЦивинойК.Д. М.: Наука, 1991 – 511с.
2. Нидерле Л. Славянские древности / Пер. с чеш. М.: Наука, 2000 –528с.
3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Гл.ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1987 – 559с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.