ЦентросоюзРоссийской Федерации
Московскийуниверситет потребительской кооперации
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа по экономической теории на тему № 67
Фискальнаяполитика государства и ее роль в государственном регулировании экономики
Научныйруководитель:
доцент
ВенцкенеС.А.
Выполнилстудент:
гр.У1-2002, ФПС
Нечепоренко
Наталья
Викторовна
Москва
Тема:
Фискальнаяполитика и ее роль в государственном регулировании экономики.
Введение
1. Понятиефискальной политики, её виды и значение
2. Налогкак основной элемент фискальной политики
3. Рольгосударства в финансовой политике и её эффективность
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политикаявляется очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это,подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам иправительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политиканикогда не применялась.
Тем не менее, совершеннонесомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки,позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальнаяполитика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия.Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политикув здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводитнекоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будетнеосознанной и непоследовательной.
Таким им образом,фискальная политика государство — важное направление его финансовой политики,которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов иполитики доходов и расходов.
1. ПОНЯТИЕФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения истабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика— это система регулирования экономики посредством изменений государственныхрасходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основнымиинструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно,так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальнойэкономики.
Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированиюправительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась особенно во второй половине XX в., когда финансы государствастали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Среди многочисленных задач фискальной политики,образующих так называемое дерево целей, основными являются:
1. устойчивыйрост национального дохода,
2. умеренныетемпы инфляции,
3. полнаязанятость,
4. сглаживаниециклических колебаний экономики.
Инструментарийфискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговыхставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственныхрасходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективностифискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги ирасходы в единый механизм.
Различныеинструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки,образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупныхрасходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. Аименно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят иучитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребленияскорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертныеплатежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемыйдоход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупныерасходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размероврасполагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет ксокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика какспособ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощныхрычагов — налогообложения и государственных расходов. В связи с этимпроводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенныхстабилизаторов.
При дискреционнойполитике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетныерасходы для улучшения экономического положения страны. Это регулированиеразлично на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спадапроизводства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, чтоспособствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства,сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность(уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).
Фискальная политика,основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входятналоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чемсдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, чтоспособствует выходу из кризиса.
Автоматическая(недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величиныгосударственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета врезультате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальнаяполитика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистыхналоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения)ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти измененияпроисходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный(автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизитьамплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая кчастым изменениям экономической политики правительства. Встроенныестабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительныхвременных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаютсябез непосредственного вмешательства правительства.
Такимиавтоматическими стабилизаторами являются:
1. прогрессивнаяналоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периодыэкономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается болеевысокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванногоэкономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так какпроисходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговойставки.
2. пособияпо безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономическогоспада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, приналичии экономического роста, в результате которого происходит снижениебезработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
Встроенныестабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокругего потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
2. НАЛОГИ — ОСНОВНОЙЭЛЕМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Государство признано вносить вэкономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия дляэкономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимымиресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, напримердоходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основнойпроизводственной единицей является не государственное, а частное предприятие.Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает частьдоходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращаетсяв налог.
Налоги — обязательные платежи физических июридических лиц, взимаемые государством.
Всовременных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную иэкономическую.
Фискальная функция - основная, характернаядля всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды иматериальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция означает, что налоги какактивный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияниена воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляянакопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального доходавызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, чтообеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадиивоспроизводственного процесса.
Современная налоговаясистема включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые икосвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаютсянепосредственно на доход или имущество.
Косвенные налоги — это налоги на товары иуслуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара илиуслуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляетгосударству. В данном случае связь между плательщиком и государствомопосредована через объект обложения.
В современных условиях всвязи с расширением социальных функций государства широкое распространениеполучили взносыв фонд социального страхования. Они по своей сущностиявляются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.
В зависимости от органа,который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные иместные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством наосновании государственного законодательства и направляются в государственныйбюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций,таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти насоответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимаютпреимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Налоги по ихиспользованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассугосударства, и специальные (целевые) (например, налог на продажубензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).
В зависимости отхарактера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные,прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог это налог, ставкакоторого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которогоповышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивныйналог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.Кпоследнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.
Соотношение различных видов налоговна различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XXвеков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущуюроль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характеренрост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережаеткак прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развитиявзглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
· на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривалисьисключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственнойказны
· затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения вфискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование неподрывать воспроизводительный процесс в микро экономике
· для настоящеговремени стало характерным стремление все в большей степени использовать налогидля корректировки хозяйственных пропорций в обществе
В развитых странах это направлениеналоговой политики получило более широкое развитие. Считается, что налоги недолжны гасить стремление производителя наращивать выпуск продукции. Этопозволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштабапроизводства, при котором возможно получать наибольшую прибыль на вложенныйкапитал. В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но игосударства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибовозросшие доходы позволяют увеличить сумму собираемых налогов.
Следующая ступень развития концепцииналогообложения связана с пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками,увязка налогов с использованием ресурсов превращает их в мощный регуляторхозяйственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистуюводу и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Платаза землю обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижениеналоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует ростпроизводства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.
Во второй половине XX в. налоги активно используются какрегулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использованиеналогов предусматривается в многочисленных анти циклических программах. Этипрограммы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависитот концепции, которой руководствуется правительство.
По Keйнcy, no время спада налоги снижаются длястимулирования производства. Во время подъема, наоборот, — налоги возрастают,что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономикинарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъемапозволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась вдепрессивный период для финансирования государственных расходов.
По теории монетаристов и концепцииэкономики предложение о снижении налогов становится значительным стимуломэффективного производства. М. Фридмен — идеолог монетарной школы — рекомендуетснижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точкуи оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. Вэтом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставятим большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на болеевысокую ступень эффективности производства.
Теория предложения рекомендуетподдерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до примененияналоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпусктоваров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.
Принципы налогообложения проявляются в способах взиманияналогов.
Таких принципов достаточно много:
Принцип выгоды предполагает увязку налога сиспользуемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду втехнических целях, должен платит налог за нее.
Принцип пожертвования исходит из того, что заиспользование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам илипредприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковымявляется налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.
Современное налогообложение доходовопирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мереувеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разныевозможности социальных слоев населения в финансировании государственныхрасходов.
Принцип равенства. Равенство налогов на доходыпредприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условиядля их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенныев налогах условия для эффективного хозяйствования.
В командно-административной системе,которая не учитывала законы рынка, налоговые привилегии всегда сопровождалигосударственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу,было «задушено» налогами.
Среди принципов налогообложенияобычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимсяобщественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следуетсоблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Еслиставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще и заднимчислом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочнойстратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, чтоукрепляет стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивнымиоперациями.
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетомвозможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушениеэтого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков,уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжестьналогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и темсамым угнетающе действует на стимулы производства.
Очень сложен для выполнения принциписключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюденияэтого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностьюему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строитсяна двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибылькомпании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах Бенилюкса,США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократногоналогообложения используемого сырья является введения налога на добавленнуюстоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающаяпри прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всегоодин раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которыедобавляются к полученному извне полуфабрикату.
В налогообложении важно соблюсти принцип,исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитойрыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, таккак предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсацииудорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается напокупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, посуществу, собирателем этого налога.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными ипонятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынкаосновным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц.В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всеголишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. ВРоссии же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % вобщем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в Россииобъясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственногосоциализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку.В результате налоговая система в России становится источником хозяйственныхдеформаций. Это проявляется по следующим направлениям:
· государствосталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множествоспособов укрыть налоги
· налогообложениепровоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятсяпереложить налог на отпускные цены
· возможностьпереложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциациюобщества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряетсоциальную напряженность.
В дальнейшем по мерероста доходов населения Россия должна сместить акценты налогообложения,увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Таккак основным показателем эффективности применения фискальной политики являетсягосударственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментовфискальной политики на этот показатель.
Рассмотримвлияние отдельных инструментов фискальной политики на государственныйбюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, нерассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощаетанализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальнойполитики в более наглядной форме.
Рассмотримвлияние увеличения государственных закупок на состояние государственногобюджета. Так как государственные закупки относятся к числу государственныхрасходов, то при неизменном фискальном воздействии следует говорить обобразовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. Сразувстает вопрос, какого размера возникает дефицит? Дать ответ на данный вопросможно проследив последовательность изменений в экономических показателях: увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые всвою очередь, через действие мультипликатора государственных расходовувеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Таккак величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы,не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений вгосударственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величинадефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственныхзакупок.
Влияниеизменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можнорассматривать на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияниеизменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величинеравны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственногобюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть. Трансферты иногдаеще называют отрицательными налогами.
Механизмвоздействия увеличения автономных налогов на состояние государственногобюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственногобюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размеркоторого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Этообъясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства,которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговыхпоступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговыхпоступлений не зависит от величины национального дохода.
Можносделать вывод, что в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величинадефицита государственного бюджета или его профицита будут равны тем изменениямв статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иныминструментом фискальной политики сокращении госзакупок — профицит будет так жеменьше суммы снижения госзакупок.
Влияниеизменения автономных налогов при неизменном фискальном воздействии по принципусвоего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственныхзакупок.
Измененияв объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие на состояниегосударственного бюджета как и госзакупки с различием только в силе данноговоздействия. Это различие вытекает из формул ложных мультипликаторов.
Избытокили дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году несвидетельствует о той или иной направленности фискальной политикиправительства.
Дефицитили избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционныефискальные решения о расходах и налогах, но также и на уровень национальногопроизводства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.
Решениеданной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета при полной занятости. Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит илипрофицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов,если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.
Исходяиз этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политикацеленаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклическийдефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклическогодефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политикиправительства.
Эффективностьфискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства наизменения в экономике.
Вданной связи существует несколько препятствий, которые снижают степеньэффективности применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый«разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени междуначалом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этихтенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности.Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозироватьэкономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Поройпроходит несколько месяцев прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этотпериод, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
Во-вторых,существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократическогоуправления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времениотделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от тогомомента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногдауходит так много времени на корректировку фискальной политики, чтоэкономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые мерыстановятся совершенно неуместными.
В-третьих,существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение офискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие напроизводство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменитьдовольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов наобщественные работы требует длительного планирования и еще болеепродолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходыприносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления короткихспадов в 6-18 месяцев.
Из-запроблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степениориентируется на изменение налогов.
Фискальнаяполитика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет ихприменение для стабилизации экономики.
Какизвестно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственнойполитики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается итакими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами иперераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономическойстабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победав войне.
Вполитических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьмапривлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольноболезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнутьполитическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике можетвозобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налоговочень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственныхрасходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают отэтого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей,да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера дляполитиков.
Некоторыеэкономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защитаинтересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новыйсрок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существованииполитического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение.Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальнойполитикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, дажеесли их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политическихинтересов. Это возможное извращение фискальной политики явление оченьтревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьманеоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теорииэкономического цикла.
Дажепри тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты,снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той илииной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект отприменения фискальной политики может быть достигнут только если у штурваланаходятся профессиональные специалисты – асы своего дела.
По мнению большинствапредпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих вРоссии рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов.Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явночрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальнуюэкономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряднегативных явлений.
Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность.
Во-вторых, многие затратоемкиеотрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций,автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенностагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградацияроссийской экономики.
В-третьих, нестерпимый налоговыйпресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики,обострил бюджетные проблемы страны.
В сложившихся условияхактуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискальногорегулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественныйметод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться отпрактики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме,предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счетпредприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискальногорегулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическуюструктуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основнымпринципам построения налоговой системы российского государства и регулироватьэкономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализацияфискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственногоуправления налогообложением:
1. Обеспечение финансированиягосударственных расходов, то есть прямая функция налогов.
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
3. Государственное антициклическое ипротивоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулированиеэкономики (собственно регулирующая функция).
Фискальная политика можетбыть дискреционной и встроенных стабилизаторов Дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенныхстабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидныхполитических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временногоснижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политическогофакта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
Подводя итог, хотелось быособенно отметить, что в любом случае государство, имея возможностьприменять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом,позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы непостигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться попути укрепления экономики и возрождения государства.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1 Аркин В., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов вроссийской экономике. М.: РПЭИ/Фонд Евразия. 1999.
2 Базелер У., СабовЗ., Основы экономической теории. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 800 с.
3 Борисов Е.Ф.,Волков Ф.М. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 1993 – 224 с.
4 Зубко Н.М.Экономическая теория – Мн.: «НТИ АПИ», 1998. – 312 с.
5 Курс экономическойтеории. Учебное пособие/ А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,Издательство «ДИС», 1997. – 736 с.
6 Л.Л. Любимов,Н.А. Раннева. Основы экономических знаний. – 1995.
7 Основы экономической теории: Учебник / С.В. Мочерный. -: О-во «Знамя» 608 с.
8 Общаяэкономическая теория. / Под ред. Г.П. Журавлевой. М., 1999.
9 Общаяэкономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И.Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
10 Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 446 с.
11 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
12 Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, 3-е изд. Издательский дом «Питер», 2000. – 544 с.