Реферат по предмету "Экономика"


Фискальная и монетарная политика России на современном этапе

Тема1. Введение в экономическую теорию
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1
«Проблема выбора иоценка альтернативных издержек»
Описать ситуациюэкономического выбора, с которой вам приходилось столкнуться в повседневнойпрактике,  на работе или дома. Указать основные факторы, необходимые дляпринятия решения, и факторы, которыми можно пренебречь. Оценить альтернативныеиздержки принятого решения.
Каждыйиз нас, будучи человеком разумным, наделенным волей и сознанием, но в том жевремя и существом иррациональным, природа которого иногда не в мерурасточительна, обладает определенными потребностями, структура которых, являясьпредметом особого внимания психологии, не обойдена вниманием и в экономическихнауках. На протяжении развития учения о домохозяйствах, экономики, усложненияобщественных отношений в экономических источниках появились и были все четчесформулированы основные, исходные положения поведения потребителя: во – первых,экономический суверенитет, т.е. возможность повлиять на предложение товаровчерез спрос, а, во – вторых, рациональность поведения потребителя, при которомосновное внимание уделяется полезности при ограниченном доходе. При этом подполезность обычно понимают ту степень удовлетворения от потребления товара, вомногом субъективную, зависящую от множества факторов.
/>

Используядля описания поведения потребителя категорию полезность, возможно объяснить изакон спроса. Так, кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.е.с увеличением количества товара цена на каждую единицу падают. Это происходитиз-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.Потребительский выбор, обладая определяющим влиянием цены и дохода, может бытьописан и альтернативно, с помощью эффектов дохода и замещения.
Эффектдохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его ценыза счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот,сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счетсокращения реального дохода, вызванного ростом цен.
Эффектзамещения — реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящегов потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего благаи к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Нарядус общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуютособенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а такжевкусов и предпочтений.
Функциональныйспрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара.
Нефукциональныйспрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особоезначение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного ииндивидуального спроса, которые часто называют эффектом присоединения кбольшинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффектсноба (стремление выделиться из толпы) и эффектом Веблена (престижное илидемонстративное потребление).
Функциональныйи нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным ианомальным поведением потребителя.
Нормальноеповедение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущейцене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться.При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве. Аномальноеповедение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемо,он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Вместес тем, при любом поведении потребителя его главным принципом деятельностиявляется максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.
 Теорияпредельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тотили иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и  предельнуюполезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребительполучает за счет разницы между тем, что он готов отдать за  приобретаемое благои тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш)потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимостьпотребитель имеет проигрыш.

Тема 2. Рынок, рыночныймеханизм и его элементы. Рыночное равновесие
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2
«Анализ спроса ипредложения»
На основе открытой информации изэкономических изданий, а также Интернет – ресурсов  дать письменный анализрынка, на котором работает ваша  компания. Анализ должен включать:
·               краткое описаниерыночной конъюнктуры,
·               перечень наиболеезначимых факторов спроса и предложения,
·               графическуюмодель равновесия и
·               подтвержденныемнением экспертов и графическим анализом  прогнозы относительно динамикицен и объемов продаж в перспективе.
Общий объем текстане должен превышать 3-4 страниц. Работа должна быть выполнена в стилистике Аналитической записки или в виде Презентации, иметь точное название анализируемогорынка, его географические границы, период,  в рамках которого дается анализ, атакже источник(и) информации.
.  Результатыисследования потенциала рынка сотовой связи в Екатеринбурге
директор«Маркетинг-Бюро». />
Исследование потенциала рынка сотовойсвязи проводилось компанией «Маркетинг-Бюро» в период с 1 по 30 июня 2002 г.Исследование проводилось среди жителей Екатеринбурга, не имеющих сотовыхтелефонов и не подключенных ни к одному оператору сотовой связи. Выборка дляисследования составила 750 человек. Выборка репрезентативно представляет всенаселение города, данные, полученные в ходе исследования, экстраполировались навсе население, с учетом ошибки 3%, а владельцы сотовых телефонов из выборкиисключались. При проведении опроса отсекались жители города, уже имеющиесотовый телефон, и, поскольку заранее было известно их количество ихарактеристики, соответственно параметры генеральной и выборочной совокупностиперед началом исследования были пересчитаны, а в инструменте был предусмотренотсекающий вопрос — фильтр.
Цель исследования: определитьколичественный и качественный потенциалы рынка сотовой связи г. Екатеринбурга.
Задачи исследования:
1.             выявлениеколичественного потенциала рынка сотовой связи Екатеринбурга (количествочеловек, собирающихся стать абонентами сотовых компаний);
2.             социально-демографическиехарактеристики потенциальных абонентов;
3.             покупательскоеповедение потенциальных абонентов сотовой связи;
4.             сроки подключенияпотенциальных абонентов к системе сотовой связи;
5.             мотивацияпотенциальных абонентов на приобретение сотового телефона;
6.             предполагаемаяструктура расходов потенциальных абонентов.
Опрос проводился по месту жительствареспондентов методом личного интервью на основании бланка интервью (анкеты,которая содержала конкретные вопросы, соответствующие цели и задачамисследования).
Одной из задач исследования былоизучение основных характеристик потенциальных абонентов сотовой связи. Расчетыпроизводились, исходя из данных о генеральной совокупности населения города ввозрасте от 16 до 69 лет, — это 976 800 человек (данные городского комитетастатистики).
По итогам исследования потенциальныеабоненты сотовой связи были типизированы следующим образом:
1.             реально-потенциальныепокупатели — те, кто намерен приобрести сотовый телефон до конца 2002 г. Это23,1% от генеральной совокупности населения города в возрасте от 16 до 69 лет(максимальная граница потенциала рынка). От этого количества 73,4% ужеопределились с выбором оператора — минимальная граница потенциала);
2.             условно-потенциальныепокупатели — те, кто намерен приобрести сотовый телефон, однако не определилсяс датой подключения и надеется на понижение цен на сотовую связь. Это 48,4% отгенеральной совокупности населения города в возрасте от 16 до 69 лет.
РЕАЛЬНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АБОНЕНТЫСОТОВОЙ СВЯЗИ
Портрет реально-потенциальногоабонента
Исследование потенциала рынка сотовойсвязи, проведенное «Маркетинг-Бюро» в 2000 г., показало, что среди покупателейданного сегмента рынка мужчины составляют — две трети, а женщины — одну треть.Результаты исследований 2002 г. свидетельствуют о паритете среди покупателейэтой группы: мужчин — 54%, женщин — 46% в возрасте активного карьерного роста(от 25 до 54 лет). Можно констатировать, что за последние два годапотенциальная абонентская база смещается в сторону женщин (рис. 1).
Со статусной точки зрения эту группуформируют преимущественно наемные работники: менеджеры, инженеры, рабочие ислужащие — преимущественно люди с высшим образованием. 2002 г. отмечен почтиисключительным ростом, по сравнению с 2000 г., числа потенциальных абонентов,работающих в бюджетной сфере. Достаточно большой процент студентов планируютстать абонентами сотовой связи, однако в силу нестабильности заработка иотсутствия постоянной работы, телефон в основном приобретается на деньгиродителей в качестве подарка за успешно сданную сессию или для связи с любимымчадом. Число пенсионеров, планирующих стать абонентами сотовой связи,значительно возросло, что можно наблюдать на приведенной ниже диаграмме (рис.2). Количество предпринимателей, работников торговли, топ-менеджеров,военнослужащих, в свою очередь, существенно уменьшилось, ввиду того чтопредставители этих отраслей, имеющие более высокий уровень дохода, уже сталиабонентами сотовых компаний. Потенциальные абоненты — это средний менеджерскийсостав, или люди, которые либо недавно вступили, либо ожидают вступления вновую должность.
Рисунок 1 Пол реально-потенциальныхабонентов в динамике
/>
Более половины желающих приобрестителефон находятся в зарегистрированном браке. Эти семьи формируют нижнююподгруппу в среднем классе, чьи доходы на человека составляют 4 500 руб.
В целом же исследование показало, чтопроисходит стабильное повышение благосостояния горожан, и существенная частьреально-потенциальных абонентов убеждена, что в следующем году доходы будутрасти, что позволяет семьям среднего достатка тратить деньги на удовлетворениене жизненно важных потребностей.
По результатам маркетинговыхисследований потенциала рынка сотовой связи Екатеринбурга, проводимых в течениедвух лет, можно отметить изменение портрета реально-потенциального абонента.Так, если в 2000 г. реально-потенциальными абонентами являлись преимущественномужчины в возрасте от 24 до 54 лет, с доходом от 100 до 160 долларов начеловека в месяц, то на сегодняшний день возрастные и экономические рамкицелевой аудитории смещаются. Реально-потенциальные абоненты 2000 г. уже сталиактивными пользователями сотовой связи. Теперь потенциальные абоненты сотовойсвязи — молодые люди (18—24 года) и люди зрелого возраста (35—54 года),независимо от пола, с доходом 150—200 долларов на человека в месяц, которыхтрадиционно относят к нижней подгруппе среднего класса. Следует отметить ростчисла потенциальных пользователей в возрасте от 55—69 лет по сравнению с 2000г. (рис. 3).
Рисунок 2 Социальное положениереально-потенциальных абонентов в динамике
/>
Рисунок 3 Возрастреально-потенциальных абонентов в динамике
/>
Источниками дохода реально-потенциальныхабонентов служат основное место работы (63%), предпринимательская деятельность(14%) и доходы по другому месту работы (11%). Иными словами, определеннаястепень финансового благополучия и возможность удовлетворения своихпотребностей достигается интенсивностью и качеством выполняемой ими работы.Реально-потенциальные покупатели ведут активный образ жизни, развлекаются итратят деньги на питание в кафе. Около половины из них покупают продукты всупермаркетах. Место приобретения продуктов и качество последних, в числекоторых значительную долю составляют полуфабрикаты, экономящие время и силы, нои стоящие на порядок выше, нежели продукты обыкновенного приготовления,характеризуют развернутую структуру потребностей покупателя среднего класса ивысокий уровень их удовлетворения.
Мотивация реально-потенциальныхабонентов и причины покупки сотового телефона
Основные мотивы приобретения сотовоготелефона остались неизменными по сравнению с 2000 г., изменилась лишь степеньвлияния различных мотивов на целевую аудиторию:
1.             Необходимостьпостоянной доступности для партнеров по бизнесу. По сравнению с данными за 2000г. доля покупки с этой целью немного увеличилась с 29,9% до 32,7%, что можнообъяснить ростом количества людей, которые в силу своих экономическихвозможностей могут позволить себе приобретение сотового телефона дляпрофессиональных целей.
2.             Желание иметьмобильную связь с семьей и близкими, по сравнению с 2000 г., все болеестановится определяющим при покупке сотового телефона; в 2000 г. среди абонентовсотовой связи преобладали мужчины, с высоким уровнем доходов, покупавшиетелефон для решения деловых проблем. К 2002 г. наблюдается рост числа абонентовс доходами до 150 долларов, в первую очередь женщин, на первый план выступаютскорее межличностные, нежели деловые отношения. Поэтому стремлениеудовлетворить потребность в общении с семьей обеспечит дальнейшее расширениерынка потребителей сотовой связи и постоянный спрос на сотовые телефоны.
3.             Одной из причинпокупки сотового телефона также выступает отсутствие домашнего телефона, либовозможности его установить (с 16% в 2000 до 19% в этом году). Нежелание снижатьстоимость установки стационарных телефонов монополистом в лице ГТС, большиеочереди на их подключение в 2002 г., наряду с интенсивным развитием мобильныхтелекоммуникаций и достаточно демократичной ценовой политикой основныхоператоров побуждает становиться пользователями услуг сотовой связи.
4.             Акцент намодность и престижность сотового телефона сохраняется, но становится менееявным: только очень дорогой и эксклюзивный сотовый телефон может быть предметомгордости, а в основном он начинает рассматриваться как вещь массовогопотребления. Мобильник перестает быть роскошью (рис. 4).
Рисунок 4 Причины подключения ксотовой связи в динамике
/>
Предполагаемая структура расходов наподключение к сотовой связи
Реально-потенциальные абоненты такопределяют для себя время подключения:
·               42,2% — намереныподключиться до конца лета;
·               30,5% — осенью додекабря 2002 г.;
·               27,3% — до конца2002 г.
Реально-потенциальные абонентысотовой связи тщательно готовятся к покупке телефона, просчитывая оптимальныйвариант соотношения цены трубки и целей ее приобретения. Поэтому, решив купитьтелефон, они вполне адекватно представляют, какую модель телефона выберут,сколько денег отдадут за подключение. Наиболее популярные марки сотовыхтелефонов среди реально-потенциальных абонентов: Nokia, Motorola, Ericsson вценовой категории от 2 000 до 4 000 рублей.
Планируемая сумма на подключение(SIM-карта) существенно варьирует: от 300 до 1 000 рублей, 4% готовы заплатитьболее 2 000 рублей за подключение.
Потенциал рынка сотовой связи
Важнейший вопрос, на который былопризвано ответить исследование — каков потенциал рынка сотовой связи?
Технология расчета емкости рынка былаприменена стандартная, с учетом половозрастных квот, заданных при опросе,исходя из объема генеральной совокупности, которая по данным городскогокомитета статистики составляет 976 800 человек.
До конца 2002 г. абонентами сотовыхкомпаний собираются стать почти 24% населения города — около 233 000 человек.По половозрастным группам представители указанной аудитории делятся следующимобразом (табл… 1).
Приведенная цифра, по нашему мнению,— верхний порог прогноза. Нижний порог прогноза может быть определен следующимобразом: среди реально-потенциальных абонентов 73,4% тех, кто определился свыбором оператора. Если принять эти данные за базовые, то минимальный потенциалрынка сотовой связи может быть ограничен 170 000 человек.
Наличие достаточного количестваинформации о количестве абонентов сотовой связи в Екатеринбурге за предыдущие годыи полученный в ходе последнего исследования прогноз, позволили нам построитьтренд увеличения абонентской базы сотовых компаний до конца 2003 г.Статистический анализ спрогнозировал, что к концу 2003 г. количество абонентовсотовой связи (при сохранении нынешних темпов снижения цен и всех прочихвходящих) будет уже 450 000 человек.
Эфирное время, которое планируетсяиспользовать
В целом основное количествореально-потенциальных абонентов, планирующих говорить до 30 минут, приходитсяна доходную группу 1 500—3 000 руб. на человека, самое существенное количествореально-потенциальных абонентов, собирающихся разговаривать до 60 минутприходится на доходную группу 3 000—4 000 рублей (рис. 5).
Таблица 1
Рисунок 5
Количество минут в зависимости от дохода респондентов
/>
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА СОТОВОЙСВЯЗИ ЕКАТЕРИНБУРГА
(и региона: безусловно, рано или поздно крупные города области пройдут тот жепуть, что и Екатеринбург)
1.             Скорость приростаабонентской базы, которая была продемонстрирована в 2001 — начале 2002 г. (доиюня 2002), как выяснилось, была вполне умеренной — по сравнению с прогнозируемымна 2002—2003 гг. валом подключений. Прогноз, который дан по итогамисследования, предполагает увеличение количества абонентов до конца 2002 г. на170—233 тыс. человек.
2.             Изменяютсякачественные характеристики потенциальной абонентской базы. Как и былоспрогнозировано специалистами компании «МБ» в 2000 г., идетпереструктурирование потенциальной абонентской базы за счет уменьшения доливновь подключаемых мужчин и увеличения доли вновь подключаемых женщин, Хотелосьбы обратить внимание на возраст потенциальных абонентов. Если предыдущие годыбыли ознаменованы бумом подключений людей в возрасте 25—34 года, то в ближайшембудущем акценты сместятся, — все большее число потенциальных абонентов будет запорогом этого возраста — от 35 до 54 лет. И это есть смысл учитывать вмаркетинговой стратегии и рекламной политике, при персонификации рекламнойпродукции.
3.             Зафиксированоувеличение в потенциальной абонентской базе количества студентов — наиболееперспективной части населения, которая, хоть и не является сейчасвысокодоходной, однако имеет массу возможностей для роста какпрофессионального, так и финансового. И то и другое делает студентов желаннымии перспективными абонентами.
4.             Немаловажно исимволично появление в потенциальной абонентской базе сотовых компанийнекоторого (уже вполне заметного — 8,8%) количества бюджетников — работниковобразования, здравоохранения, культуры. В 2000 г. таковых в потенциальнойабонентской базе не было зафиксировано вовсе. Появление бюджетников средипотенциальных абонентов уже совершенно однозначно переводит сотовую связь изранга услуги «для продвинутых» в ранг массовой услуги.
5.             Интереснаяхарактеристика потенциальных абонентов — источник получения дохода. Достаточнаячасть их получают доходы от предпринимательской деятельности или работают внескольких местах. В 2000 г. людей, зарабатывающих на жизнь предпринимательскойдеятельностью, было чуть более 16%, а в 2002 г. уже 25% потенциальных абонентовнашли возможность зарабатывать деньги предпринимательской деятельностью илидеятельностью, дополняющей основную работу.
6.             Исследование 2002г. показало, что потенциальный абонент четко знает, для решения каких задач емунужен сотовый телефон. Если в 2000 г. еще было некоторое количествопотенциальных абонентов, которые затруднялись четко определить, для чего имнужен сотовый телефон, а некоторые мотивировали приобретение сотового телефонамодой и престижем (10,3%), то в этом году все абоненты четко знают, для какихцелей приобретают телефон, а случаи приобретения сотового телефона «для имиджа»сократились вдвое.
7.             Весьмасущественная часть потенциальных абонентов намерена говорить по сотовомутелефону не более 60 мин в месяц, а потому формируют значительную потенциальнуюгруппу малоговорящих пользователей сотовой связи, весьма доходную, каквыяснилось, для выбранного ими оператора[1].
Тема 5-6. Основытеории производства. Издержки производства и условия эффективного производства
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4
«Закон убывающейотдачи и оценка неявных издержек»
Напишитенебольшое (2-3 стр.) эссе об истории возникновения (включите в работукорпоративную легенду создания вашей компании, если таковая существует) ипроизводственной деятельности вашей компаний. Представьте свою компанию, укажитерынок,  на котором она работает, продолжительность и характер  еепроизводственной деятельности (заказное, гибкое массовое и т.д.).
В чемвы видите сильные стороны и конкурентные преимущества вашей фирмы?
Какиепроблемы существуют в настоящее время у вашей фирмы (вашего подразделения)?Всегда ли эффективно используются внутренние ресурсы фирмы? Существуют линеявных издержек и упущенные выгоды?
Наблюдаетсяли действие закона убывающей отдачи? Использование каких ресурсов являет«слабым звеном» и тормозит производственный процесс? Нехватка персонала,производственных помещений или что-либо другое? Напишите ваши предложения повыходу из ситуации.
Многимиз нас известна притча о том, что бог, создав человека, наделив его разумом, атем самым и властью над миров животным, сделал его существом свободным,независимым, предоставив ему, возможность самому определять свою судьбу, давему шанс, стать богом на земле, всемогущим, всепонимающим и всепоглощающим,разум которого не разрушает, а создает, создает новое, приумножая. Простотаэтого утверждения, доступного и очевидного для понимания, не могла не статьпопулярной в наше время в условиях все большего распространения идеаловсвободного рынка, где главенствующим является  принцип laisses faire – не мешать.
         Стать тем, кемты хочешь быть, найти свое, уникальное, дело, будь то написание статей,производство фильмов, программирование, простое и интересное, приносящее тотуровень дохода, который позволяет обеспечить достойное качество жизни.
Курган стал 47-м городом, где работает сеть МТС.
На этапе запуска сети МТС связь в городе Кургане и районном центреКетово обеспечивали девять базовых станций, работающих в стандарте GSM-1800.Коммутатор производства Lucent Technologies емкостью до 50000 абонентов.Высокое качество связи поддерживается оптоволоконным кольцом общейпротяженностью 11,5 км.
Компания МТС предложила абонентам г. Кургана федеральные номера (вкоде 912) и тарифные предложения, рассчитанные на все группы абонентов: тарифы«Санни», «Летний», тарифы для корпоративных клиентов. Для массового рынкакомпания предложила тарифы без абонентской платы линейки «Джинс». АбонентамКургана доступны широкий спектр дополнительных услуг, Мобильный помощник,Единая система приема платежей, в том числе федеральные карты«Экспресс-оплаты».
7 мая 2003 года Компания отметила подключение 10 000 абонента вКурганской области, а в декабре 2003 года количество активных абонентовкомпании достигло 40 000.
ОАО«Мобильные ТелеСистемы» не только постоянно обновляет тарифные предложения длясвоих абонентов, но и активно развивает сеть обслуживания на территорииКурганской области. Уже охвачены связью автомобильные трассы федеральногозначения «Курган-Челябинск», «Курган-Екатеринбург», компания предлагает услугисвязи не только в областном центре, но и еще в 8 районных центрах области и вг. Шадринск[2].
         Что моглообъединить этих людей в их стремлении создать новую, необычайно полезную идоступную массовому потребителю, вещь – сотовую связь, страстные натуры, желаяпобедить перед неизведанным, выигрывает тот, кто думает, открывает новое, слегкостью усваивая веяния эпохи, ее нарратив. Объединение их качеств, ума, силыи таланта – вот это и стало содержанием их  нового дела, фирмы
         Опираясь наполученные знания, неизменное качество и достижения современных технологий,наладив производство, вот уже вскоре стали известными в этом новом мире, мирецифровых технологий и виртуальной реальности. В чем же ее преимущества, помимоназванного, нет, опора на науку, ученость не формальную, на уважение, наценности свободы, запад. Традиции, оперативность, обдуманность решений, кадры,которые решают все.
         Да, затраты, да,срыв контрактов, да, налоги, бюрократизм. И все же, грамотные люди, деловые, сопорой на  мозги,

Тема7-9. Анализ рыночных структур. Конкуренция и монополия
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5
«Анализконкурентной среды фирмы»
Дайте анализрыночной структуры рынка, на котором действует вашакомпания, указав примерное количество участников, коэффициент их концентрации(коэффициент Херфиндаля-Хиршмана и др.), тип продукта, существующие на рынкебарьеры и т.д.
Каковхарактер взаимоотношений фирм на рынке. Можно ли говорить о существованииценового лидера? Применяются ли на рынке стратегии ценовой дискриминации, иесли да, то какого типа?
Оценитекоэффициент рыночной власти вашей компании за последние пять-десять лет. Каковадинамика данного коэффициента? Дайте графическое изображение. Сравните (повозможности) полученные цифры с показателями ваших ближайших конкурентов.Проанализируйте данный фактор с точки зрения перспектив долгосрочного развитиявашей компании и ее позиций на рынке.
Сделайтевывод о типе рыночной структуры, на котором действует ваша компания
Структурарынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементоврынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынкапоказана в таблице.

Классификация структуры рынка
по экономическому назначению объектов рыночных
отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
по степени
ограничения
конкуренции
монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной
конкуренции. по отраслям
автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок
 сельхозпродукции и т.д. по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок.
Некоторыеиз выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так,товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первойнеобходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынокинвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынокинформации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметомкупли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различныхформах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложенийкапиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного сэмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для ихперераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютногорынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
/>

Раздел2  МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 1-2. Введение вмакроэкономику. Модель совокупного спроса и совокупного предложения
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6
«Анализ факторовсовокупного спроса и совокупного предложения в экономике России»
На основе открытыханалитических материалов и данных официальной статистики  проанализируйтефакторы совокупного спроса и совокупного предложения, действующие в  экономикеРоссии настоящего периода. Анализ не должен ограничиваться простымперечислением факторов, обязательно предполагается краткий комментарий покаждому пункту.
Дайте  графическоеизображение модели AD-AS в динамике, отразите сдвиги кривыхпод воздействием рассмотренных вами факторов. Отразите изменения общего уровняцен и  равновесного объема ВВП.
 «парадоксамакроанализа», его суть в том, что вместо привычной картины, когда подвоздействием роста цен спрос сокращается, а предложение растет, складываетсясовсем иная: кривые совокупного спроса и совокупного предложения ведут себяоднозначно, двигаются в одном направлении. На графике это выглядит такимобразом, что кривые AD  и  AS не пересекаются

.
Парадокс макроанализа
Уровень цен/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
AS  
AD   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>                                                          Реальный объем  производства
Такоеположение объясняется возникновением инфляционной модели потребительскогоспроса при которой ограничивается потребление многих ценных продуктов питания имногих предметов личного обихода, но приобретаются вещи, чтобы спастиобесценивающиеся деньги. В условиях финансовой нестабильности и продолжающейсяинфляции равновесие нарушено, связь между совокупным спросом и предложениемразорвана. Поэтому требуется определенное время и кардинальные перемены вхозяйственной ситуации, чтобы свободные цены побуждали производство красширению и совершенствованию.
Модельвзаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения также может бытьиспользована и для объяснения экономической сущности шоков – отклонения объемавыпуска и занятости от потенциального уровня. Как показывает анализ,проведенный А. Варшавским,, можно выделить несколько основных внешних факторов,вызывающих дестабилизацию в российской экономике:
q либерализация цен и непродуманнаяприватизация, сопровождавшиеся перетоком денежных средств из первичного ивторичного секторов экономики в третичный (кредитно-финансовая сфера, услуги,торговля);
q высокая стоимость кредита дляпредприятий реального сектора экономики;
q низкая эффективность банковскойсферы, действующей на основе финансовых пирамид;
q отток капитала за рубеж;
q чрезмерно высокий для предприятийреального сектора уровень налогообложения;
q значительная роль государства вформировании задолженности.
Действиеэтих факторов привело, в частности, к нарушению обычных зависимостей вфинансовой системе. В нормальной рыночной экономике неплатежи, внутренняя ииностранная валюта являются чистыми субститутами.  Однако в российскойэкономике между ними действуют иные связи. Переход к бартеру и денежнымсуррогатам сопровождался ростом неплатежей. Это позволяло компенсироватьснижение ВВП под действием внешних факторов, а также  замедлить темпы инфляции.Иными словами, бартер, неплатежи и денежные суррогаты в условиях хроническогокризиса способствуют выживанию российских предприятий и сохранению социальнойинфраструктуры. Такое положение требует особой стабилизационной политики состороны государства.

Тема 14. Инфляция, еесущность, виды и социально-экономические издержки
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8
«Характеринфляционных процессов в России»
На основе данныхГоскомстата («Экономические индикаторы России») проанализировать зависимостьинфляционных процессов в России от темпов роста денежной массы. Для этого рассчитатькоэффициент эластичности инфляции по денежному предложению.  Отметить периодысовпадения  роста цен и роста денежной массы. Подтверждается ли тезис онемонетарном характере инфляции в России 2004-2005 гг.? Отразился ли надеятельности и на ценовой политике вашей компании инфляционный рост центекущего периода?
Уровеньинфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в своюочередь измеряемого индексом цен.
/>,
 где Р2– средний уровень цен в текущем году,  а Р1 — средний уровень цен впрошлом году.
Монетарные рычаги
Контроль за денежной эмиссией; осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; пресечение обращения денежных суррогатов; проведение денежной реформы конфискационного типа
Немонетарные рычаги
против инфляции спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования
против инфляции предложения: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 11
Фискальная имонетарная политика России на современном этапе
Подготовить эссепо теме «Фискальная и кредитно-денежная  политика России на современном этапе».Отразите на модели IS-LM  возможные изменения вкредитно-денежной и фискальной сферах.
Основополагающейцелью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общегоуровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с цельюстабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости иуровня цен.  На современном этапе Центральный банк РФ использует всеустановленные законом «О Центральном банке»  инструменты денежно-кредитногорегулирования. Ставка рефинансирования на сегодняшний день находится на отметке13%, установление ставки рефинансирования выполняет для коммерческих банковфункцию ориентира (ожидаемый уровень инфляции и т.д.), а ее изменение служитсигналом для банков о необходимости внесения соответствующих корректив в своюдеятельность, что во главу угла была поставлена стабильность национальнойденежной единицы, приток капитала из — за рубежа обеспечивает ростмеждународных резервов Центробанка как базы уверенности в национальной валюте.Действительно, можно финансировать бюджетный дефицит неинфляционным способом засчет внешних заимствований и снизить процентную ставку. Однако нельзя надеятьсяна постоянный приток иностранного капитала — последние события на нашемфинансовом рынке подтверждают этот нерадостный тезис.
         Модель IS-LMсостоит из двух частей – рынка товаров и услуг (кривая IS) и рынка реальныхденежных остатков или реальных денег (LM).
«I»-означает инвестиции (investment);
«S»-сбережения (savings);
«L»-ликвидность(liquidity);
«M» — деньги (money).
ТерминIS отражает равенство инвестиций и сбережений, которое достигается на этойкривой (investment=savings).
ТерминLM отражает равенство спроса на деньги и их предложения (liquiditypreference=money supply).
Обарынка уравновешивает ставка процента (r), которая влияет как на инвестиции, таки на спрос, на деньги. Модель IS-LM показывает, как взаимодействие этих двухрынков определяет совокупный спрос, а так же, что и в какой степени вызываетизменения совокупного спроса, а через него – и совокупного дохода или выпуска вэкономике, в краткосрочном периоде, когда уровень цен фиксирован, изменения всовокупном спросе воздействуют на динамику объема выпуска в экономике.Графически это может быть представлено смещением кривой совокупного спросавправо (на увеличение), либо влево, вдоль горизонтальной кривой, отражающейфиксированный уровень цен. Вслед за этим изменяется и доход (выпуск) вэкономике (Y), увеличение совокупного спроса от AD1 к AD3 ведетк росту дохода (выпуска) в экономике от Y1 до Y3. Инапротив, уменьшение совокупного спроса от  AD1 к AD2 вызываетснижение дохода (выпуска) от Y1 до Y2.
Кредитно-денежнаяполитика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильнымсторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальнойполитикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность вполитическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных ифинансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь неисчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельностьгосударства, его органов прежде всего по динамике параметров экономическогороста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.