Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Тихоокеанский государственный/> экономический университет
Кафедрабухгалтерского учёта, анализа и аудита
Курсовая работа
По дисциплине:Экономический анализ
Факторныйанализ рентабельности организации
Студент(ка):
Нефедьева Марина Геннадьевна
Группа: 541
Специальность:
Менеджмент организации
Владивосток
2010
Введение
Выявление и количественное измерение степени выявленияотдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно финансовойдеятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономическогоанализа.
Если изучение конкретной совокупности показателейприводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличиисвязей между показателями. Источником возникновения 'может бытьпричинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей отобщего фактора, случайное совпадение
Влияние факторов по-разному отражается на изменениирезультативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинахизменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора вформировании величины результативных показателей позволит классификацияфакторов.
Исследуемые в анализе факторы могут бытьклассифицированы по разным признакам.
Целью написания данной работы является изучениеметодики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
ü дать определение понятиярентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа иохарактеризовать основные области его применения;
ü рассмотреть системупоказателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показателирентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности ипоказатели рентабельности продукции;
ü рассмотреть общую методикуфакторного анализа показателей рентабельности организации.
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия1.1 Определение рентабельности
Чтобы провести факторный анализ рентабельностиорганизации необходимо для начала определить, что именно входит в понятиерентабельности организации.
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Еслипредприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показателирентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительнуюприбыльность.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений,создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическаякатегория, она характеризует финансовый результат предпринимательскойдеятельности и является показателем, который наиболее полно отражаетэффективность производства, объем и качество производственной продукции,состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых показателейплана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибылиосуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому исоциально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников.Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственныхпотребностей организации, но и приобретает все большее значение в формированиибюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
1.2 Показатели рентабельности
Доходность организации характеризуется абсолютными иотносительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли(доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
Абсолютные показатели позволяют проанализироватьдинамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить,что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показателис учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влияниюинфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенногокапитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить обуровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качествоработы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективностиработы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительныепоказатели, которые более полно, чем прибыль, характеризуют окончательныерезультаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта свложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценкидеятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности, применяемые в экономическихрасчетах, характеризуют относительную прибыльность.1.3 Группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности можно объединить в несколькогрупп:
* показатели, базирующиеся на затратном подходе(рентабельность продукции, рентабельность деятельности);
* показатели, характеризующие прибыльность продаж(рентабельность продаж);
* показатели, в основе которых лежит ресурсный подход(рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала,рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).
В практике российских предприятийиспользуют следующие показатели рентабельности:
Общая рентабельность (рентабельность предприятия) — определяют какотношение балансовой прибыли к средней стоимостиосновных производственныхфондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным иприравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.
Общаярентабельность определяется по формуле:
Ро=Пб /Ф*100% ,
гдеРо — общая рентабельность,
Пб– общая сумма балансовой прибыли,
Ф– среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальныхактивов и материальных оборотных средств.
Уровень общей рентабельности — это ключевой индикаторпри анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитиеорганизации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислитьдополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотовкапитала.
Общую рентабельность предприятия необходиморассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структурыи фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемыхоборотных средств, рентабельности реализованной продукции (см. схему 1.2).
Схема 1.2. Общая рентабельность предприятия
/>
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовойвыручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Роб. = Пн.п.*100 / В,
где Роб. – рентабельность оборота,
Пн.п. – прибыль до начисления процентов,
В – валовая выручка.
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия,тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил врыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видампродукции.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки(оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Чоб.к.= В / А,
где Чоб.к. – число оборотов капитала,
В – валовая выручка,
А – активы.
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше числооборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется последующей формуле:
Уо.р.= Роб * Чоб.к.,
где Уо.р. – уровень общей рентабельности,
Роб. – рентабельность оборота,
Чоб.к. – число оборотов капитала.
Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то естьиндикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняетсяприбыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.
Связь между тремя ключевыми индикаторами представленав следующей схеме:
Схема 1.1 Связь между тремя ключевыми индикаторами.
/>
Показателирентабельности продукции отражаютэффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности,характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются какотношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованнойпродукции:
Ррп=Прп /С*100%,
гдеРрп – рентабельность продукции;
Прп– прибыль от реализации продукции;
С — полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельностьконкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции,производительности труда, материальных и других затрат на производство.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибылиприходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя являетсяследствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованнойпродукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянныхценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также болеебыстрым ростом цен чем затрат.
Рентабельность вложений предприятия — это показатель рентабельности,который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности вложений предприятиявыделяют 5 основных:
1.Общая рентабельностьвложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб.имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющаяустановить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размеромприбыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений,показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельностьперманентного капитала. Показывает эффективность использованиякапитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Рост любого показателя рентабельности зависит отединых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствованиесистемы управления производством в условиях рыночной экономики на основепреодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышениеэффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизациивзаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексацияоборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Доходностькапиталаисчисляется отношением балансовой (валовой, чистой)прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельныхего слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного,производственного капитала и т.д.:
Рк=БП/SК; Рк=Прп/SК; Рк=ЧП/SК
Впроцессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателейрентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственныесравнения с предприятиями-конкурентами.
Показатели рентабельности (доходности) являютсяобщеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются вбухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходеи рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействиятехнико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономическогоанализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечныхфинансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основныхтехнико-экономических факторов.
Рентабельность является результатом производственногопроцесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышениемэффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельностипродукции и отдельных изделий.
2. Типы и задачи факторного анализа
Функционирование любой социально-экономической системы(к которым относится и действующее предприятие) происходит в условиях сложноговзаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов.
Фактор — это причина, движущая сила какого-либо процесса илиявления, определяющая его характер или одну из основных черт.
Выявление связи между показателями, ее направления иинтенсивности, а также формы зависимости между показателями необходимо дляпознания закономерностей формирования результатов деятельности субъектахозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит квыявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связеймежду показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственнаясвязь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора,случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязимежду показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателейна изменение другого, совокупного показателя.
Методика факторного анализа – методика комплексного и системногоизучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.2.1 Основные задачи факторного анализа
1. Отбор факторов определяющих исследуемыерезультативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с цельюобеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния нарезультаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами ирезультативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами ирезультативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого изних в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторногоанализа.
Отбор факторов для анализа того или иного показателяосуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли.При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется,тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, чтоесли этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учетаих взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут бытьошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанноеисследование влияния факторов на величину результативных показателейдостигается с помощью их систематизации, что является одним из основныхметодологических вопросов этой науки.
Важным методологическим вопросом в факторном анализеявляется определение формы зависимости между факторами и результативнымипоказателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная,прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический ипрактический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов,аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей такжепредставляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которойтребует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов — главный методологическийаспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показателииспользуется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа — практическое использованиефакторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, дляпланирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.2.2 Типы факторного анализа
В зависимости от типа факторноймодели различают два основных вида факторного анализа — детерминированный истохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методикуисследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носитфункциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной моделипредставлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализанаиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (посравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действияосновных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние,понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить дляповышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторныйанализ мы рассмотрим в отдельной главе.
Стохастический анализ представляет собой методикуисследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие отфункциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если прифункциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходитсоответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменениеаргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости отсочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например,производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности можетбыть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетаниядругих факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое моделирование являетсяв определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторногоанализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:
· необходимоизучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированнуюфакторную модель (например, уровень финансового левериджа);
· необходимоизучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной итой же жестко детерминированной модели;
· необходимоизучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены однимколичественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).
Кроме деления на детерминированный истохастический, различают следующие типы факторного анализа:
o прямой иобратный;
o одноступенчатый имногоступенчатый;
o статический идинамичный;
o ретроспективный иперспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализеисследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Обратныйфакторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связейспособом логичной индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатыми многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторовтолько одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составныечасти. Например, />. При многоступенчатом факторноманализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с цельюизучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. Вэтом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо также различать статическийи динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучениивлияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другойвид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей вдинамике.
И, наконец, факторный анализ можетбыть ретроспективным, который изучает причины прироста результативныхпоказателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследуетповедение факторов и результативных показателей в перспективе.
3. Методика факторного анализапоказателей рентабельности организации
Уровень рентабельности отдельных видов продукциизависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицыпродукции:
Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1
Факторный анализ рентабельности отдельных видовпродукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких данныхприведена в таблице 3.1.
Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельныхвидов продукцииВид продукции Средняя цена реализации Себестомость Рентабельность, % Отклонение от плана, % /> плановая условная фактичская общее за счет
цены себестоимости /> план факт план факт /> A
B
И т.д.
Необходимо также более детально изучить причиныизменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитатьих влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующейтаблицы (таблица 3.2.):
Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго порядка наизменение уровня рентабельностиФактор Изменение цены, руб. Изменение рентабельности, % Качество продукции Рынки сбыта продукции Изменение цен в связи с инфляцией Итого
Далее необходимо установить, за счет каких факторовизменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить ихвлияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому видупродукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования иполнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемомпредприятии.
Примерно также производится факторный анализрентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя,исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rп = Пп / В, где
Rп – рентабельность продаж;
Пп – прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производитсяметодом цепной подстановки.
Уровень рентабельности продаж отдельных видовпродукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi
Аналогично осуществляется факторный анализрентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объемареализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) ифинансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализациейпродукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала(KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб),который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотногокапитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказываетвлияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорциональноувеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотногокапитала при условии неизменности остальных факторов.
Для расчета влияния факторов на уровень рентабельностииспользуют следующие исходные данные (таблица 3.3):
Табл. 3.3 Исходныеданные.Факторы План Факт Прибыль от реализации, руб. Внереализационные финансовые результаты, руб. Сумма балансовой прибыли, руб. Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб. Выручка от реализации продукции, руб. Коэффициент оборачиваемости капитала
При углубленном анализе необходимо изучить влияниефакторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен,себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Для анализа рентабельности производственного капитала,определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимостиосновных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторнуюмодель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:
P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N +E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N), где
P – прибыль балансовая;
F – средняя стоимость основных фондов;
E – средние остатки материальных оборотных средств;
N – выручка от реализации продукции;
P/N – рентабельность продаж;
F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратныйпоказатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N – соответственно зарплатоемкость,материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора нафактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельностипроизводственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости,фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.3.1 Методика факторного анализа в системедирект-костинг
В нашей стране при анализе прибыли обычно используют следующуюмодель:
П = К (Ц – С),
Где П – сумма прибыли;
К – количество (масса) реализованной продукции;
Ц – цена реализации;
С – себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенныефакторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь неучитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.
В зарубежных странах для обеспечения системногоподхода при изучении факторов изменения прибыли и рентабельности ипрогнозирования их величины используют маржинальный анализ, в основе котороголежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме спостоянными затратами предприятия (Н):
МД = П + Н
Отсюда
П = МД – Н
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представитьв виде количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода наединицу продукции (Дс):
П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,
П = К (Ц – V) – Н, где
V – переменные затраты на единицу продукции.
Аналогично производится и анализ рентабельности,который дает более точные результаты, т.к. учитывается взаимосвязь элементовобъема продаж, издержек и прибыли.
Заключение
Рентабельность характеризует результативностьдеятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какуюприбыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия.Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мырассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельностина показатели,базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельностьдеятельности); показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельностьпродаж); показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельностьсовокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельностьоборотного капитала, рентабельность собственного капитала).
Как выяснилось в ходе проведения анализа, рентабельностьхозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупностьисточников, которые используются предприятием для осуществления своейдеятельности.
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестицийсобственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют вего распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получениямаксимального дохода в будущем.
И, наконец, показатели рентабельности продукции могутответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельностипредприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.
Списокиспользованной литературы
1. Любушин Н.П.,Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Маркин Ю.П.«Теория анализа хозяйственной деятельности», М.: КНОРУС, 2006.
3. Савицкая Г.В.«Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Минск: ООО «Новое знание»,1999.
4. ПостановлениеПравительства РФ от 07.10.2004 N 532 «Правило (стандарт) N 15».