Реферат по предмету "Экономика"


Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
РассадинВладимир Вячеславович
Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями
Специальность08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва

Общаяхарактеристика работы.
Актуальностьтемы. Важнымвопросом, который должно решать государство,является вопрос, связанный с создани­ем предпосылок эффективногофункционирования национальной экономики. В свою очередь, эффективностьфункционирования национальной экономики определяется эффективностью функ­ционированияее отдельно взятых отраслей, и в первую оче­редь, отраслей, принадлежащихобщественному производству. Таким образом, вфункции государства должно входить реше­ние задачи, связанной с созданием предпосылок эффективно­го функционирования каждой отдельновзятой отрасли народ­ного хозяйства и всей их совокупности в целом. Еслиобратиться к общественному производству, то можно увидеть,что одной из его отраслей является промыш­ленность, занимающая ведущее место вэкономике развитых стран, и в том числе в России. В свою очередь, промышлен­ностьвключает в себя комплекс добывающих и перерабаты­вающих отраслей. Одной изнаиболее важных отраслей добы­вающей промышленности России являетсянефтедобывающая от­расль. Стратегически важноезначение этой отрасли для страны и государства обусловлено следующим. Во-первых, добываемая ею нефть жизненнонеобходима для функциониро­вания российской экономики, во- вторых, ее экспортявля­ется одной из главных статей поступления иностранной ва­люты, необходимойдля решения задач, стоящих перед госу­дарством.
В настоящее времяроссийская экономика функционирует в условиях рынка. Эти условияхарактеризуются самостоя­тельностью хозяйствующих субъектов в решении всехвопро­сов, относящихся к сфере их компетенции, включая планиро­вание объемоввыпускаемой ими продукции, установления цен на нее, выбор поставщиков требуемыхим материальных ре­сурсов и покупателей производимой ими продукции. Взаимо­действиехозяйствующих субъектов между собой строится наоснове товарно-денежных отношений. Сфера деятельности го­сударства, в основном,ограничивается установлением пра­вил, регламентирующих деятельностьхозяйствующих субъектов в систему ихвзаимоотношений между собой и с государ­ственнымиучреждениями, а также контролем за исполнением установленных правил. Существуети прямое воздействие со стороны государства в видеэкономических санкций и адми­нистративных мер, применяемое к тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых противоречит интересамгосудар­ства, и в том числе нарушающимустановленные регламенти­рующие их деятельность ивзаимоотношения правила.
Эффективностьфункционирования хозяйствующих субъек­тов, принадлежащих любой из отраслейнародного хозяйства, во многом зависит от политики государства в экономическойсфере. Эта политика в одном ее варианте может приводить к спаду общественногопроизводства со всеми вытекающими от­сюда негативными последствиями, в другомварианте может способствовать экономическому росту национальной экономи­ки икак следствие этого росту благосостояния населения. В свою очередь, политикагосударства в экономической сфе­ре, в значительнойстепени реализуется с помощью устанав­ливаемой системы его взаимоотношения схозяйствующими субъектами.
Если обратиться креалиям сегодняшнего дня, наблю­даемым в России, то можно увидеть, чтореализуемый в ней вариант рыночной экономики, при котором государство прак­тическисняло с себя все полномочия по управлению народ­ным хозяйством, а вследствиеэтого и ответственность за протекающие в нем процессы, обернулась катастрофой.Как показывает практика, рынок, особенно в странах с недоста­точно совершеннойправовой базой, с помощью которой осу­ществляется регулирование экономическихпроцессов, имеет свои негативные стороны. Именно поэтому в современных ус­ловияхРоссии государство может и должно выступать в ка­чествефактора, компенсирующего слабости рыночного хозяй­стваи его негативные свойства.
Исходя из вышеизложенного виднее, что проблема, рас­сматриваемая в данной работе и посвященная совершенство­ванию существующей системы взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями, является акту­альной. Ееактуальность на современном этапе развития на­циональнойэкономики усиливается двумя следующими обстоя­тельствами. Первое — российскаяэкономика в настоящее время переживает глубокий и затяжной кризис, который ка­саетсяи нефтедобывающей отрасли. Второе — новое россий­ское правительство,разрабатывая антикризисную программу, ставит своейцелью покончить со спадом в реальном секторе экономики и добитьсяэкономического роста во всех сферах общественного производства.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работыявляется разработка комплекса мероприятий по со­вершенствованию существующейсистемы взаимоотношений го­сударства с российскими нефтедобывающими компаниями. Реализация этого комплексамероприятий обеспечивает создание предпосылок к повышению эффективностифункционирования российской нефтедобывающей промышленности в перспективе.
В соответствии суказанной выше целью, в работе ре­шается ряд задач. Первой из них являетсязадача, связан­ная с анализом существующей системы взаимоотношений госу­дарствас российскими нефтедобывающими компаниями и выяв­лением присущих этимотношениям негативных сторон. Этот анализ затрагивает сферу ценообразования и налогообложе­ния российских нефтедобывающихкомпаний, а также вопросы планирования объемов добычи нефти и объемов ее экспортаи систему экономического стимулирования работников этих компаний. Следующейзадачей, использующей результаты про­веденного анализа, является задача,связанная с разработ­кой комплекса предложений по совершенствованию существую­щей системы взаимоотношений государства сроссийскими нефтедобывающими компаниями. Помимоэтих предложений в работе разработан ряд методических подходов к решениюследующих задач, так или иначе затрагивающих систему взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающи­ми компаниями. К ним относятся:задача, связанная с уста­новлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задача, связанная с определением оптимального объемаэкс­порта российской нефти; задача, связанная сопределением оптимального размера российскихнефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельныхеди­ниц; задача, связанная с определением размерадифферен­циальной ренты, взимаемой с российских нефтедобывающих компаний,разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи.
Предмет иобъект исследования. Предметом исследова­ния является существующая система взаимоотношенийгосу­дарства с российскими нефтедобывающими компаниями, функ­ционирующими вусловиях рынка. В свою очередь, объектом проводимогоисследования являются предприятия нефтедобы­вающей промышленности, выступающиев качестве хозяйствен­но самостоятельных единиц.
Методологическойосновой работы явились научные тру­ды и публикации отечественных и зарубежныхавторов, по­священных системе взаимоотношений государства и хозяйст­вующихсубъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики и относящихся кроссийской нефтедобывающей про­мышленности, в частности Алекперова В. Ю., Анисимова А. В.,Городецкого А. Д., ДанцигаДж., Доллана Э. Дж., Кочеткова В. А., Вяхирева Р. И., Хейнса П. и других.
Научнаяновизна.Диссертационная работа содержит в себе ряд методических подходов к решениюсовокупности за­дач, имеющих научную новизну. Кэтим задачам относятся: задача, связанная сустановлением цен на внутреннем рос­сийском рынке;задача, связанная с определением опти­мальногообъема экспорта российской нефти; задача, свя­занная с определениемоптимального размера российских нефтедобывающихкомпаний, выступающих в качестве хозяйст­венносамостоятельных единиц; задача, связанная с опре­делениемразмера дифференциальной ренты, взимаемой с раз­личных нефтедобывающих российскихкомпаний, разрабатываю­щих различные месторождения нефти, характеризуемые раз­личнымиусловиями ее добычи, располагающих различным тех­ническим уровнем производстваи техническим состоянием используемого оборудования.
Практическаязначимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты предназначены длясовершенст­вования существующей системы взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирую­щими вусловиях рыночной экономики. Это относится и к разработанныммероприятиям, и к разработаннымметодиче­ским подходамрешения ряда задач, возникающих в рамках взаимоотношений государства спредприятиями нефтедобываю­щей отрасли.
Апробацияработы. Срезультатами данной работы были ознакомлены ведущие специалисты нефтянойотрасли, которые дали на нее положительные отзывы, а также рекомендовали их для реализации в практикувзаимоотношений российских нефтедобывающих компаний с государством.
Публикации. По теме диссертации опубликованы три пе­чатныхработы, в которых отражены основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования по про­блеме,выступающей в качестве темы данного исследования. Структура и объем работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой ли­тературы.
Объем работысоставляет 193 страницы машинописного текста, 3 таблицы л 44 формулы.
В первой главе,посвященной проблеме рынка и госу­дарства, рассматриваются: характерные особенностирыночной экономики; функции государства в условиях рыночной экономики.
Во второй главе,посвященной российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе ее развития, рассматриваются:
условия и результаты функционирования предприятий даннойотрасли;
организационно-экономическиеструктуры в нефтедобывающей промышленности и механизм их взаимоотношений сгосударст­вом.
В третьей,заключительной главе данной работы, по­священной основным направлениямсовершенствования сущест­вующей системы управления деятельностью российскихнефте­добывающих компаний, рассматриваются:
основныенаправления совершенствования организацион­ных структур управлениянефтедобывающими российскими ком­паниями и системы их взаимоотношений сгосударством ;
государственноерегулирование объемов добычи нефти российскими нефтедобывающими компаниями иобъемов ее про­даж на мировом рынке ;
созданиепредпосылок эффективной деятельности нефте­добывающихроссийских компаний.
Основноесодержание работы.
Во введенииобосновывается актуальность проблемы, выбранной в качестве темы даннойдиссертационной работы.
В первой главе,используя существующие публикации отечественных и зарубежных авторов,рассматриваются во­просы рынка и государства в их взаимосвязи. В результатетакого рассмотрения определены:
характерныепризнаки рыночной экономики, в том числе и на современном этапе ее развития ;
функциигосударства в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере управлениянародным хозяйством и его отраслями.
Проводя эти исследования, был сделан следующий вы­вод. Еслирассматривать характер взаимоотношений государ­ства с хозяйственносамостоятельными субъектами в разви­тых странах с рыночной экономикой, можноувидеть, что в функции государства входит достаточно большое число во­просов.Это и разработка и установление правил, регламен­тирующих деятельностьхозяйствующих субъектов рыночной экономики в различных сферах и по различнымнаправлениям, и контроль за их исполнением, и прямое воздействие в видеэкономических санкций и административных мер к тем пред­приятиям и организациямвне зависимости от форм их собст­венности и организационно-правовой структуры управления,деятельность которых противоречит интересам государства. Помимо этого видно,что государство вмешивается в сферу внешнеэкономической деятельностихозяйственно самостоя­тельных субъектов и сферуценообразования монополистиче­ских объединений, если их действия наносят вред обществу и государству.
Во второй главерассматривается российская нефтедо­бывающая промышленность на современном этапеее развития. В рамках данной проблемы былопроведено исследование ус­ловий и результатовфункционирования предприятий данной отрасли, а также организационно-экономическихструктур, используемых в российском нефтедобывающем комплексе, и механизма ихвзаимоотношений с государством.
В результатепроведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В настоящее времясложилось крайне неблагоприятноеположение с обеспечением добычи нефти.Ускоренная отра­ботка наиболее богатых и высокопродуктивныхзалежей и ме­сторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы даннойотрасли, обводненность добываемой продукции,изношенность существующей технической базы без ее свое­временного обновления втребуемых объемах — вот те причи­ны, которые привели к неутешительномуположению дел в российской нефтедобывающей промышленности.
Если в этой связиобратиться к цифрам, то можно уви­деть, что по имеющимся оценкам на находящихсяв промыш­ленной разработке месторождениях нефтиотобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1января 1998 года возросла до 82%.
Рассматриваятенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можноувидеть следую­щее. Начинаяс 1991 года, т. е. с момента начала реформи­рованияроссийской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти.Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвести­ций,ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот периодвремени предприятия нефтедобы­вающей отрасли не располагали достаточныминакоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчисле­ний.Положение, связанное с нехваткой средств у предпри­ятийнефтедобывающейпромышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемоепри добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в областиценообразования, взявшего курс на невмешательство государствав данную сферу и отдавшего решение этого во­проса, за редким исключением,касающихся явных монополи­стов и определенных видов товаров, в рукипроизводителей.
Снижение объемовдобычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы изначительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышлен­ности,привели к интенсивному выбытию добывающих мощно­стей. В последующие годырешающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособныйспрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности дляэкспорта нефти. В последний год-полтора экс­портроссийской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие паденияцены на нее на мировом рынке.
Если обратиться канализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, томожно уви­деть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемыреализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке всвязи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции внатуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, илиего не существовало во­все. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годомпроизошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостномвыражении, особенно сильное па­дение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей,характеризующих ре­зультаты деятельностирассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотряна то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиямнефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений от­ношения объемареализации продукции, исчисленной в стои­мостном выражении, к количествузанятых работников варьи­руется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн.руб­лей на одного работника. Таким образом, наибольшее значе­ние этогопоказателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значенийпоказателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объемуреализованной про­дукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет порассматриваемой совокупности компаний от — 7,3 до 24,4%. Разброс значенийпоказателя, отражающего собой от­ношение прибыли после к прибыли доналогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значениепоказателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения кчисленности работников изменяется в пределах от — 55,6 до 56,1 млн. рублей наодного работни­ка .
Процессреформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Оншел по пути развития рыночных механизмов управленияпри одновременном ослабле­нии контроля за деятельностью хозяйствующихсубъектов, функционирующих в данной сфере, состороны государства. На первом этапе реформирования,определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, госу­дарство вкачестве' единственного собственника объектовтопливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих инефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупнымсобственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти.На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом,производственные ассоциации были пре­образованы в акционерные общества при сохранениигосудар­ственного контроля.В ходе этих преобразований были сфор­мированы вертикально-интегрированныенефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдинговвыпускались неза­висимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обме­ну на них.
В нефтяном бизнесевертикальная интеграция объединя­ет в себе деятельность, начиная с разведки иразработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее перера­ботки икончая реализацией продукции ее конечным потреби­телям. Как правило, этосопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационнымипроцессами. Вы­годы, обусловленные использованиемвертикальной интегра­ции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат приобъединении под единым контролем усилий различных произ­водств в осуществлении всего производственного цикла, улучшенияинформационного обеспечения бизнеса, обеспече­ние гарантированных условийпоставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержкиверти­кальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным изкоторых является необходимость внедрения новойуправленческой системы, действующей в рамках обра­зованнойвертикально-интегрированной структуры.
Если обратиться кимевшему место процессу формирова­ния вертикально-интегрированных нефтяных компанийв Рос­сии, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административнымпутем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территори­ально-производственныесвязи. В результате этого произош­ло следующее.Предприятия, входящие в одну и ту же компа­нию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому,что до­бывающие и перерабатывающие предприятияслабо увязывали между собой свои производственныепрограммы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эф­фективность функционирования интегрированныхкомпаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний истремление местных администраций воздействовать наработу объектовтопливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итогефинансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этихинтегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с вне­сением изменений в систему управления внутрисуществующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компа­нии " Лукойл",осуществившей широкомасштабный переход к болееэффективным методам управления.
Если рассматриватьсуществующую систему взаимоотно­шений государства с предприятиями нефтедобывающей промыш­ленности на примере такой компаниикак «Лукойл», то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть,реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспорти­руемуюза границу, по данным компании " Лукойл"за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, внезависимости от того, реализовывалась нефть на внут­реннем российском или навнешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 долла­ра, при реализации 1 барреля нефти на российскомрынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.
Анализируяроссийскую налоговую систему применитель­но к нефтедобывающим компаниям,следует отметить следую­щее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефте­добывающихкомпаний государством, в настоящее время чрез­вычайно высок, если егосравнивать со значением аналогич­ного показателя в развитых странах с рыночнойэкономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночнойэкономикой подавляющая часть суммы, взимаемой вкачестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собираетсяс помощью прямого налога, про­порционально получаемой нефтяными компаниямиприбыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде нало­гов спредприятий нефтедобывающей отрасли, собирается спомощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующаясистема налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть навнутреннем российском рынке, приводит к тому, чтолаже для такой крупной компа­нии как «Лукойл»,ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована нароссийских потребите­лей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтя­ныхкомпаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И этиинтересы, в свою очередь, приво­дят к существенной недогрузке мощностейроссийских нефте­перерабатывающих предприятий, вследствие чего государствонесет соответствующие потери.
Если обратиться кэкспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагамиуправления в данной сфере со сто­роны государства являютсявыдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии,разрешающие продажу добываемой ими нефти заграницу, и квоты, с помощью которых устанавлива­ются ограничения на объемы этихпродаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимоэтого государство выступало в качестве посредника врас­четах между российскими экспортерами нефти и ее зарубеж­ными покупателями,т. е. играла более активную роль. Это снизитвероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которыхгосударство теряет часть своих валютных поступлений.
Важным дляроссийской экономики является вопрос, связанный с определением объемовдобываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено ко­леблющейсярыночной конъюнктурой, и при определенных об­стоятельствах можно экспортироватьбольше нефти, но полу­чать от этого меньший доход.
Очевидно, чтонеудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть навнутреннем рос­сийском рынке. Неудовлетворительнымявляется и используе­мый подход к ценообразованию на данный вид продукции, ос­нованный на издержках. Более оправданным является исполь­зование подхода, в основе котороголежит спрос и предло­жение, и который больше соответствует рыночной экономике,в условиях которой функционируют сегодня предприятия неф­тедобывающейпромышленности.
Государствопрактически самоустранилось от решения вопроса, связанногос разработкой и внедрением эффектив­ной системы экономического стимулированияработников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффек­тивностисвоей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и кнефтедобывающим российским компаниям. Вме­сте с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников врезультатах своего труда и конечных результа­тах деятельности предприятий, накоторых они работают, является не последнихфактором, который обеспечивает по­вышение эффективности функционированиянациональной эко­номики. И если этот вопрос плохо решают или не решаютсобственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующихкомпетентных органов.
В третьей главе,используя результаты ранее прове­денного анализа, разработаны предложения посовершенство­ванию существующей системы взаимоотношений государства сроссийскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложениясводятся к следующему.
Используя опыт развитыхстран с рыночной экономикой,таких как США и Великобритания, следует упростить сущест­вующую в Россииналоговую систему, уменьшив число нало­гов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Ос­новным налогом,взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли,должен стать прямой налог в виде налога с прибы­ли этиххозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообраз­но внедрить в российскуюпрактику систему рентных налого­вых платежей,используемую в западных странах, для стиму­лирования процессов поиска новыхместорождений нефти и их освоения. Учитывая такжеразличные условия добычи нефти из ее различныхместорождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.
Необходимо сделатьтак, корректируя налоговую систе­му и цену на нефть на внутреннем российскомрынке, чтобы чистый доход, получаемый российскиминефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом ивнутреннем рынке был бы одинаков. Это позво­лило быперерабатывать на российских нефтеперерабатываю­щих предприятиях большие объемынефти и экспортировать конечные нефтепродукты.
Цены на внутреннемроссийском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по еедобыче и реализа­ции, исходя из известного затратногометода, используемо­го в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидае­могоспроса и предложения. Последний подход, применяемыйв ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.
Если обратиться кэкспортным поставкам нефти и неф­тепродуктов, то наиболее оправданным следуетсчитать ва­риант, когда государство не просто выдает лицензии и ус­танавливает квоты, а более активно участвует вданной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективно­сти тех или иныхсделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями,исходя из госу­дарственных интересов. Результатом такого анализа может являтьсяразрешение или запрет на ту или иную сделку попродаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точкизрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являтьсяпосредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зару­бежнымипокупателями. Это позволит иметь государству бо­лее достоверную информацию обобъемах российского экспор­та нефти и нефтепродуктов и получаемой от этойпродажи валютной выручки.
Для решения рядазадач, входящих в компетенцию госу­дарства с учетомпредлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающимироссийскими компания­ми, в данной главе настоящей работы разработаны соответ­ствующиеметодологические подходы. Они затрагивают реше­ния следующих задач:установление цен на нефть на внут­реннем российском рынке; определение оптимальногообъема экспорта нефти; определение размерадифференциальной рен­ты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских ком­паний,разрабатывающих различные месторождения нефти; определение оптимального размера российскихнефтедобываю­щих компаний; построение системыэкономического стимули­рования предприятий нефтедобывающейотрасли.
Для решения первой задачи предлагаетсядва альтерна­тивных варианта, в основе которыхлежит процедура взаимо­действия государства в лице его соответствующего учрежде­нияс нефтедобывающими российскими компаниями. Первый ва­риант основан наиспользовании известной процедуры Данцига-Вульфа ипредполагает наличие единой цены на нефть,реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающимироссийскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены,нефтедобывающие россий­ские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, ароссийские потребители данного вида продукции — объемы его покупки. Второйвариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть,реализуемую рос­сийскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем рос­сийскомрынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предпола­гается, что государствоявляется посредником между рос­сийскими нефтедобывающими компаниями ироссийскими потре­бителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскимикомпаниями государство устанавливает предельныймакси­мально допустимый уровень рентабельности, использующийся этимихозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, вдиалоге с российскими потребите­лями нефти — цены ее приобретения.
При решении даннойзадачи государство определяетпо­требный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедурзаканчивается тогда, когда обеспечивается выпол­нениеусловия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукциипревышает спрос на внутреннем рос­сийском рынке навеличину, соответствующую найденному го­сударством объему экспорта российскойнефти.
Цена на внешнем поотношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта россий­скойнефти. Учитывая это обстоятельство, в работе пред­ставлена математическаямодель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннемроссийском рынке и оптимальным объемом ее экс­порта. В качестве целевой функциив данной модели исполь­зуется функция,обеспечивающая максимум доходагосударст­ва от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемойценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.
Для расчетаразмера дифференциальной ренты, взимае­мой сразличных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение поданным за ретроспективный пе­риод зависимости, связывающей между собой величинузатрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. Кпоследним относятся факторы, отражающие усло­виядобычи нефти, технический уровень производства и тех­ническое состояниеиспользуемого оборудования. Неизвест­ные значения параметров этой зависимостинаходятся с по­мощью регрессионного множественного анализа.
В работепредставлена математическая модель, с помо­щью которой определяется оптимальныйразмер нефтедобываю­щих российских компаний, выступающих в качестве хозяйст­венносамостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективностифункционирования данной отрасли в зависимости отчисла отдельно взятых компаний, обусловленнойналичием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностьюфунк­ционирования данной отрасли и средним размером предпри­ятийнефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счетиспользования инвестиций.
Чтобы создатьдополнительные предпосылки в заинтере­сованности нефтедобывающих российскихкомпаний в повыше­нии эффективности своей деятельности, предлагается сле­дующийподход. В соответствии с ним предлагается по каж­дому из предприятий рассматриваемойотрасли оценивать эф­фективность использования ими в отчетном периоде сущест­вующих производственных возможностей. Взависимости от полученных оценок осуществляется определениеразмера фон­да потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствую­щихсубъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм ихсобственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий зауказанный выше период времени.
Производственныевозможности предприятийпредлагает­ся характеризоватьналичным составом используемых ими трудовых ресурсов и основнымипроизводственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. Вкачестве ха­рактеристики производственныхвозможностей трудовых ре­сурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качествехарактеристики ос­новных производственных фондов предприятий используется ихстоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ееизноса. При их соизмерении использу­ется значениясоответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено врезультате деления размера средств, идущих наоплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основныхпроизводственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятойрассматриваемой отрасли. При оценке производственных воз­можностей по каждой изнефтедобывающих российских компа­ний учитываются различныеусловия их функционирования, определяемые сложившимисяобъективными причинами.
Заключение. В данной работе рассмотренкомплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повыше­нияэффективности функционирования российской нефтедобы­вающей промышленности насовременном этапе развития на­циональной экономики.
В процессеисследования был проведен анализ, затра­гивающий следующие вопросы:
характерныеособенности рыночной экономики и функции государствав развитых странах с рыночной экономикой;
условия ирезультаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;
процесс реформирования в нефтедобывающей промышлен­ности, его положительные и отрицательные стороны ;
существующаясистема взаимоотношений государства с российскиминефтедобывающими компаниями.
По результатампроведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на созданиепредпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающейпро­мышленности. Эти решения затрагиваютсуществующую системуналогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннемроссийском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемойроссийской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефтии их зарубежными покупателями; задачу, связанную сопределением оптимального размера российских нефтедобы­вающих компаний; задачу,связанную с построением системы экономическогостимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работниковболее заинтересованными в конечных результатах деятельностипредприятий, на кото­рыхони работают.
Основныерезультаты проведенного исследования опуб­ликованы в работах :
1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективнойдеятельности нефтедобывающих российских ком­паний.Сборник научных трудов. Выпуск 2, М., МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.
2. РассадинВ. В. Совершенствование системы взаимоот­ношений государствас российскими нефтедобывающими компа­ниями. Cборник научныхтрудов. Выпуск 2, М., МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.
3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., АкуловаЕ.В. Российская нефтедобывающая промышленность насовременном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования.Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат,(В пе­чати )-3, 33 п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оформление книги с использованием компьютерных технологий
Реферат Аналіз використання виробничих запасів”
Реферат Оценка структуры бухгалтерского баланса предприятия
Реферат Біофармацевтичні аспекти ліків для ін єкцій
Реферат Антропогенное воздействие в Краснодарском крае
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность ОАО "Планета центр"
Реферат Котельные и их оборудование
Реферат Морально-нравственный идеал в истории культуры
Реферат Разработка базы данных и клиентского приложения
Реферат Природные ресурсы Крыма и проблемы их рационального использования
Реферат Анализ численности и половозрастной структуры населения
Реферат Индия Падение маурийской империи
Реферат Классификация печатных машин
Реферат Эволюция антимонопольного законодательства в России
Реферат Философская тема в поэзии И Бродского