Наталья Петрусевич, Международный институт бизнеса, г.Киев
Контроллинг,основанный на достоверной информации о финансовых результатах деятельностипредприятия, а также обоснованные аналитические расчеты, подкрепленные егоширокой инструментальной базой, дают возможность отразить реальную картинубудущего компании.
Контроллинг,как новая система управления в рамках современного менеджмента неразрывносвязан с информационным обеспечением руководства в процессе принятияуправленческих решений. Решение текущих и рассмотрение перспективных(стратегических) задач представляется возможным только на базе регулярногопоступления полной и достоверной информации о финансовой ситуации и результатахв разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия.
Инымисловами, контроллинг является инструментом интегрированного (комплексного)управления деятельностью, который обеспечивает методическую и инструментальнуюбазу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, управления иконтроля. Его главная цель -достижение на всех уровнях иерархии предприятиядопустимого уровня интеграции многочисленных аспектов управлениябизнес-процессами (рис.1).
/>
Рис.1 Уровни управления предприятием и основные функции менеджмента
Наэтапе завершения реформирования системы бухгалтерского учета, когда субъектыхозяйствования практически приблизились к международным стандартам финансовойотчетности, достаточно важным и неотложным является поиск новых подходов кприменению современных методов управления. Контроллинг, как целостная концепцияуправления финансово-экономическими процессами и результатами деятельностипредприятия, основывается, в первую очередь, на учетной информации.Исследования учетной информации становятся основой проведения специалистом поконтроллингу оценки финансовой ситуации предприятия, процессов планирования иконтроля. Именно в учете формируется база данных, определяется содержание,проводится оценка и отбор параметров для характеристики количественного икачественного состояния исследуемых объектов.
Рассматриваяконтроллинг как комплексную систему управления развитием предприятия,целесообразно представить взаимосвязи между ним и учетом, как отдельнымэлементом этой системы (рис. 2).
/>
Рис.2. Управленческий учет как информационная основа контроллинга
Управленческий(внутрихозяйственный) и финансовый учет представляют собой две составляющиебухгалтерского учета. Главная их задача — своевременное обеспечение менеджментадостоверной информацией, которая с помощью соответствующих инструментовконтроллинга трансформируется и становится базой для формирования проектов управленческихрешений. При этом учету свойственна определенная особенность: информация из егоисточников формируется по результатам свершившихся в прошлом событий.Специалисту по контроллингу такая информация необходима, прежде всего, дляпроведения анализа отклонений фактических данных от запланированных. Полученныерезультаты являются исходным пунктом для каждого последующего этапапланирования.
Правильнымбудет утверждение, что контроллинг является всего лишь инструментом в рукахменеджмента, который без соответствующего опыта и высокой квалификацииуправленческого персонала не может гарантировать успех предприятия. Не вдаваясьв рассмотрение всевозможных вариантов организационных структур предприятий, вкоторых специалист по контроллингу может иметь самую разнообразнуюподчиненность (как финансовому директору, так и непосредственно наивысшемуруководству), сравним функциональные обязанности двух специалистов — главногоспециалиста по контроллингу (модель Германии) и украинского главного бухгалтера(см. таблицу).
Таблица.
Функциональныеобязанности специалистов финансово-учетного направления
ГЛ. СПЕЦИАЛИСТ ПО КОНТРОЛЛИНГУ /> ГЛ. БУХГАЛТЕР Место в организационной структуре Управление Функциональная сфера Учет, контроль и анализ Руководитель отдела / направления Ранг Руководитель отдела Высшему руководству / финансовому директору Подчинение Высшему руководству / финансовому директору Достижение заданной стратегической цели развития компании. Ответственность за обеспечение функций планирования, постановки задач, управления и контроля в компании. Цели деятельности Регистрация, сбор, обобщение, хранение и передача информации о деятельности предприятия внешними внутреннимпользователям. Основные функции Создание концепции управления компанией в долгосрочной перспективе.Построение информативной системы отчетности на всех уровнях принятия решений. Формулирование основных принципов деятельности в сфере планирования, отчетности и контроля.Разработка разветвленной системы показателей, используемых для анализа. Выяснение и документирование Отражение в реестрах учета информации о проведенных хозяйственных операциях.Составление форм финансовой отчетности, для определенных категорий пользователей.Соблюдение основных принципов учетной политики предприятия.Использование системы показателей для анализа фактических данных. Консультационное содействие при постановке стратегических и оперативных целей деятельности компании.Составление общего плана развития компании в соответствии с заданными целевыми параметрами.Координирование и управление ходом процесса планирования в компании. Планирование Обеспечение информацией при постановке целей предприятия.Обеспечение информацией на каждом из этапов реализации общего плана развития.Обеспечение процесса управления необходимой информацией. Отслеживание, корректировка и оценка степени достижения целей.Постоянный контроль за достижением поставленных целей.Выявление отклонений и проведение мероприятий по их устранению. Управление Своевременная подача учетной информации о реализованных управленческих решениях.Источник информации для проведения анализа отклонений. Обсуждение результатов анализа отклонений с ответственными должностными лицами.Разработка альтернатив при не достижении поставленных целей.Разработка внутренней методологической документации. Контроль Постоянное проведение контроля затрат, обобщение результатов.
Какправило, в иностранных компаниях функциональные обязанности специалиста поконтроллингу и бухгалтера разделены. На предприятиях существуют обособленныеотделы контроллинга, отчетности, управленческого и финансового учета. В то жевремя, на малых предприятиях считается нерациональным внедрение должностиспециалиста по контроллингу, поскольку его основные функции может исполнять самруководитель, а аналитическую работу проводить бухгалтер.
Насредних и крупных предприятиях на бухгалтерию уже возлагается болеезначительный объем задач (в Украине учитывается дополнительное ведениеналогового учета), что приводит к необходимости создания дополнительных органовпроведения аналитической работы. Но, на сегодняшний день в Украине такие отделытолько в исключительных случаях заслуживают право называться службойконтроллинга. Причина не столько в недостаточно закрепившемся в украинскойпрактике хозяйствования понятии контроллинга, сколько в несоответствии методовработы наших и западных специалистов.
Одноиз наиболее существенных отличий контроллинга от учета как такового заключаетсяв направленности его информационного потока. Контроллинг — это, прежде всего,система, ориентированная на перспективное (долгосрочное) развитие предприятия.Учет же, каким бы налаженным он ни был, призван выполнять одну задачу:обеспечивать систему управления оперативной информацией. Но даже не смотря нато, что это информация о свершившихся в прошлом хозяйственных событиях, онаявляется достаточно важной, поскольку непосредственно связана с будущимразвитием предприятия. Иными словами, информация бухгалтерского учетаотносительно уже произошедших фактов хозяйственной деятельности формируетмногочисленные альтернативы возможного будущего развития компании.
Самапроцедура подготовки и принятия управленческих решений требует двустороннегодвижения информации (рис. 3). С одной стороны, проводится детальный анализ«исходных» данных учета, согласование их с плановыми в светемногочисленных аспектов хозяйствования. С другой стороны, принятое инаправленное на исполнение решение требует фактического проведенияхозяйственной операции, что приводит к движению финансов, материальных ценностей,т. е. соответствующим проводкам в бухгалтерском учете.
/>
Рис.3. Подготовка и принятие управленческих решений
Притаком подходе в условиях безупречно функционирующей обратной связиуправленческий аппарат в состоянии принимать решения, которые на каждый моментвремени будут гарантировать соответствующее продвижение предприятия креализации поставленных целей. Двухсторонняя связь с учетом служит не толькоконтролю над исполнением поставленных задач — она создает реальную основу дляожидаемого развития предприятия в будущем. При отклонении от принятого курсаспециалист по контроллингу должен проводить исследования и вести переговорыпрежде, чем начнутся встречные мероприятия по устранению последствий этихотклонений. Посредством постоянного проведения анализа отклонений менеджментпредприятия может достичь значительных успехов в повышении эффективностидеятельности своего предприятия.
Такимобразом, определив первоочередные задачи информационного обеспечения, напредприятии формируются реальные условия для дальнейшего внедрения элементовконтроллинга, а со временем и системы в целом. Такой подход не являетсяиллюзией или чем-то невероятным. Контроллинг, основываясь на информации,подготовленной должным образом и подкрепленный широкой инструментальной базой,действительно дает возможность отразить реальную картину будущего компании.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cfin.ru/