содержание
введение
1. Теоретические иметодологические основы управления затратами на предприятии
1.1 Сущность и классификация затратпредприятия
1.2 Процесс управления затратами напредприятии
1.3 Планирование и анализ затрат напредприятии
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО«МЕЛЬНИК»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник»
2.2 Анализ практики управления затратами ОАО«Мельник»
2.3 Анализ затрат ОАО «Мельник» по элементам икалькуляционным статьям
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО«Мельник»
3. Мероприятия посовершенствованию управления затратами ОАО «Мельник»
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В результатеглобального финансового кризиса, затронувшего многие аспекты ведения бизнеса,все компании стремятся сохранить экономическую устойчивость путем снижениязатрат. Это продиктовано как непредсказуемостью рынка потребления, так иограниченностью ресурсов, наиболее острое проявление которой чувствуется именново время кризиса. В общей атмосфере стремления развитых стран к усилению своихпозиций в мировой экономике, российская экономика, обладая огромным ресурснымпотенциалом, занимает весьма скромное место. Прежде всего, это связано снеконкурентоспособностью производимых товаров, что обусловлено, в первуюочередь, низким качеством отечественной продукции и высокими затратами на еепроизводство. Грамотное управление затратами на производство и реализациюпродукции на предприятии может обеспечить наращивание объемов валовоговнутреннего продукта и достижения устойчивого экономического роста, постоянноеповышение среднегодового дохода населения. управлениезатрата предприятие рентабельность
Таким образом, цельвыпускной квалификационной работы – изучить процесс управление затратами напредприятии на примере ОАО «Мельник».
В соответствии споставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотретьсущность и классификацию затрат на предприятии.
2. Изучить процессуправления затратами на предприятии.
3. Раскрытьсодержание планирования и анализа затрат на предприятии.
4. Дать оценкуэффективности управления затратами ОАО «Мельник» за период 2006-2008 гг.
5. Разработать рядмероприятий направленных на повышение эффективности управления затратами ОАО«Мельник».
Объектом исследования вданной работе является ОАО «Мельник», предметом – система управления затратамипредприятия.
Теоретической базой принаписании выпускной квалификационной работы послужили учебники и учебныепособия по финансовому менеджменту и экономическому анализу И.А. Бланка, А.Ф.Ионовой, В.В. Ковалева и др., а также материалы периодических изданий запоследние пять лет, таких как «Финансы», «Экономика и жизнь» и «ЭКО».Методологической базой являются способы группировки показателей, сравнения, вертикальногои горизонтального анализа, моделирования и факторного анализа.
Работа структурирована всоответствии с поставленной целью и включает три главы. В первой главерассмотрены теоретические и методологические основы управления затратамипредприятия, во второй дана оценка эффективности управления затратами ОАО«Мельник», третья глава заключается в разработке мероприятий направленных наповышение эффективности управления затратами ОАО «Мельник» и определенииэкономической эффективности их внедрения.
1. Теоретические и методологические основы управления затратами напредприятии 1.1 Сущность и классификация затратпредприятия
Для того, чтобы раскрытьданную тему необходимо изначально изучить сущность затрат и привести ихразличную классификацию. В современной литературе существует множествоопределений и большое количество точек зрения на сущность данных понятий. Мыбудем придерживаться точки зрения, что следует различать понятие затраты ииздержки.
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных,трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов напроизводство и реализацию продукции за определенный период времени [34, c.321].
Расходы – это затраты определенного периодавремени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные),полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию [34,c. 322].
А.Ф. Ионова отмечаетследующее «расходы периода – это текущие затраты, которые не поддаютсяинвентаризации, относятся к периоду, а не к определенному объему производства исвязаны с получением в течение периода услуг». К таким расходам относятсякоммерческие и управленческие расходы. Они не учитываются при определениипроизводственной себестоимости продукции. Расходы на продукт и расходы периодаформируют полную себестоимость [9, c. 256].
В отличие от затратрасходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активампредприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибыляхи убытках.
Понятие «затраты» ширепонятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
Понятие «издержки»используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты»применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельнымстадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и«издержки производства» как идентичные, однако это не соответствуетдействительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты» [9, c. 270].
Издержки – это совокупность различных видовзатрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.
В.Я. Горфинкельопределяет издержки производства как «стоимостное выражение всех затратпроизводственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности».
Например, издержкипроизводства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видовресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включаютспецифические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака,гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержкипроизводства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.
Общественные издержки напроизводство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляютдля изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой дляопределения исходной цены предложения, а также для выбора рациональнойпредпринимательской политики.
Издержки предприятияотражают текущие затраты на производство и реализацию товара (продукции, работ,услуг).
В процессепредпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Иххарактер, состав и структура завися от многих факторов: организационно –правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места занимаемогохозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовойи учетной политики, а также установленных законодательно правил и принциповповедения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовойсферах [30, c. 401].
При планировании, учете ианализе различные виды затрат объединяются по какому-либо общему признаку вограниченное число групп, т.е. производится классификация затрат. Классификациязатрат позволяет решать вопросы управления затратами на предприятии путемизучения процессов формированиязатрат и взаимоотношений между ихотдельнымигруппами [10, стр.99].
Исходя из экономическогосодержания, все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы,связанные с извлечением прибыли, расходы не связанные с извлечением прибыли,принудительные расходы.
1. Расходы связанные сизвлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственногопроцесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг,инвестиции. Следует отметить, что наибольший удельный вес в расходахпредприятий занимают затраты на производство и реализацию продукции.
2. К расходам, не связаннымс извлечением прибыли, относят расходы потребительского характера, а также наблаготворительные и гуманитарные цели. Затраты этого типа могут опосредованновлиять на доходность компании, формируя ее имидж.
3. К принудительнымрасходам относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетныефонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафныесанкции [10, c. 147].
Расходы, связанныенепосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затратна оплату труда, накладных расходов, инвестиций.
Материальные затратывключают в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующихизделий, топлива и энергии всех видов, расходы на тару и др. Их структура вомногом определяется отраслевой принадлежностью предприятия.
Если в структуресебестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значитпроизводство материалоемкое и в управлении затратами следует направить своиусилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислениемсоциального налога занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то этотрудоемкое производство, и следует заниматься повышением производительноститруда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизацияосновных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то этопроизводство фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использованияосновных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры кулучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации наединицу продукции уменьшается и себестоимость снизится
Для возмещения материальныхзатрат предприятия необходимо соблюдение двух условий: продукция должна бытьреализована; выручка от реализации продукции должна своевременно поступать наденежные счета предприятия.
Материальные затратывозмещаются после завершения всего кругооборота средств и реального поступленияденег на счета или в кассу предприятия.
Основой для определениястоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенныхналогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счет – фактуре, составляетих базовую себестоимость. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставкеи хранению. Если материальные запасы импортируются, то их базовая себестоимостьвозрастает на величину таможенных пошлин и других таможенных расходов [23, c.51].
Затраты на оплату трудапредставляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия дляобеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплатыучитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника.В состав данных расходов входят все выплаты, которые формируют фонд оплатытруда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к ним относятматериальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков,единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты,производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия послеуплаты всех налогов и налоговых платежей [8, c. 209].
К накладным расходамотносятся административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизациянематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.
Инвестиции представляютсобой капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственногопроизводства, а также извлечение дохода на финансовых и фондовых рынках. Иххарактер и структура зависят от применяемой предприятием политики в областикапитальных вложений. Источниками их финансирования могут быть как собственныесредства (прибыль, амортизация, средства от размещения ценных бумаг, уставнойфонд), так и заемные (целевые кредиты банков и банковских учреждений,финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группы денежныхзатрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражается степеньюриска инвестиций, их технико-экономическим обоснованием и сроком окупаемости[11, стр. 20].
Как уже упоминалось выше,затраты на производство и реализацию продукции являются самыми весомыми восуществлении предпринимательской деятельности предприятием, следовательно, ихизучение является важным моментом при рассмотрении затрат предприятия. Ониклассифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицупроизведенной продукции, по степени однородности затрат.
Распределение затратпредприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством иявляется основой для определения законодательной базы.
В соответствии с Положениемпо бухгалтерскому учету расходы организации в зависимости от их характера,условий осуществления и направлений подразделяются на: расходы по обычным видамдеятельности, операционные расходы, внереализационные расходы [32, c.276].
При формировании расходовпо обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка последующимэлементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления насоциальные нужды, амортизация, прочие затраты.
Понесенные предприятиемденежные расходы на закупку сырья, материалов и других элементов материальныхзатрат компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованнуюпродукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной готовой продукции искладских запасах.
Затраты на оплату труда,напротив, включаются в состав себестоимости продукции при их фактическомначислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные денежныевыплаты.
Отчисления на социальныенужды – один из видов принудительных расходов, которые законодательно возложенына хозяйствующие субъекты. Затраты представляют собой платежи по обязательномусоциальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды. Нормыотчислений установлены законодательно в процентах к заработной плате.
Амортизация основных фондоввключается в состав себестоимости продукции по установленным нормам кбалансовой стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления непредставляют собой денежные затраты. Это расчетная величина, позволяющаяпредприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную формуамортизационные отчисления приобретают при финансировании за счет этогоисточника инвестиционных программ.
Отдельная группа затратвключает в себя затраты, связанные с подготовкой следующего периодапроизводства. К ним относятся: остатки незавершенного производства, резервпредстоящих расходов и платежей и расходы будущих периодов.
Прочие затраты включаюткомандировочные, представительские расходы, затраты на рекламу, погашениепроцентов по краткосрочным банковским кредитам, административные расходы,затраты по созданию ремонтных фондов и т.п. В пределах законодательноустановленных норм их относят на себестоимость продукции, сверхнормативныерасходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия посленалогообложения [32, c. 312].
Операционными расходамиявляются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временноепользование активов организации; расходы, связанные с предоставлением за платуправ, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другиевиды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставныхкапиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочимсписанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кромеиностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг,оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы.
Внереализационнымирасходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные вотчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковойдавности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы; суммауценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационныерасходы.
К прочим расходам относят ичрезвычайные расходы. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы,возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственнойдеятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества ит.п.).
Таким образом, затраты,классифицированные по учетному признаку, относят на себестоимость продукцииспецифическими способами. Они также влияют на формирование как прибыли отреализации продукции, так и налогооблагаемой прибыли [32, c.234].
По способу отнесения затратна единицу выпускаемой продукции выделяют постоянные и переменные расходы.
Постоянные расходы независят от изменения объема выпускаемой продукции. Этоадминистративно-управленческие расходы, повременная заработная плата,амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.
Переменные расходы прямопропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы,технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.
Деление расходов напостоянные и переменные необходимо, прежде всего, для планированиясебестоимости продукции и соответственно для правильного определения ценыреализации.
При классификации расходовпо их роли в производственном процессе все затраты, составляющие себестоимостьпродукции, подразделяются на основные и накладные. Это необходимо для выделениязатрат, зависящих от изменения объема производства. К основным относятсятехнологически неизбежные расходы, без которых вообще не может быть изготовленапродукция. К накладным относятся расходы, связанные с управлением иобслуживанием производства. По месту возникновения они подразделяются наобщепроизводственные расходы цеха и общехозяйственные расходы, прочие производственныеи коммерческие расходы предприятия.
По способы отнесениярасходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямыеи косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываютсяотдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этойпродукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством несколькихвидов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов [10,стр. 103].
По способу отнесениярасходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямыеи косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываютсяотдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этойпродукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством несколькихвидов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов.
Соотношение междуотдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат напроизводство.
Все затраты на производствои реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятиясебестоимость является основой для определения цен на производимую продукцию исоответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налогана прибыль[11, стр. 24].
Рассмотрев понятие затратпредприятия и их различные виды мы встаем перед объективной необходимостьюизучения процесса управления ими. Остановимся в следующем параграфе на данномвопросе более подробно. 1.2 Процесс управления затратами напредприятии
Рассмотрим далее, чтов общем представляют собой процесс управления расходами на производство иреализацию продукции на предприятии. Управление расходами предприятия являетсясоставляющей системы управления в целом. Поэтому в общих чертах остановимся на некоторыхаспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.
Управление – этодеятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управленияпри условии рационального использования имеющихся ресурсов. Что касается сутиуправленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точкизрения, управление можно представить как реализацию функции планирования,контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования [2, c.79].
Исходя из содержанияпонятия «управление», основными элементами управления затратами на производствои реализацию продукции на предприятии являются прогнозирование и планирование,нормирование затрат организации, их учета и калькулирования себестоимостипродаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Трудно переоценить тозначение, которое имеет наличие информации о затратах и расходах длядеятельности предприятия и результатах этой деятельности. Пользователями такойинформации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры,кредиторы, органы исполнительной власти.
Предприятие должноучитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю.Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости,а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [4, стр.886].
Непосредственно впроцессе управления расходами и себестоимостью продукции решают где, когда и вкаких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в какихобъемах нужны дополнительные финансовые ресурсы, и как достичь максимальновысокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управлениярасходами и себестоимостью продукции является обеспечение экономногоиспользования ресурсов и максимизация отдачи от них.
Общая бухгалтериярешает проблемы формирования картины финансового положения организации,исчисления конечных результатов ее деятельности. Данные этого учетапредназначены главным образом для управления финансовой и коммерческойдеятельностью и для внешних потребителей.
Счета финансовогоучета служат для обобщения информации о наличии и движении основных средств,нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений,производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовыхрезультатов (счета финансового учета – материальные затраты, затраты на оплатутруда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы пообычной деятельности, остатки материальных ценностей и продажи).
Производственная бухгалтерияосуществляет формирование информационно-аналитической базы управленияпроизводственной деятельностью, калькулирование себестоимости продукции, работ,услуг.
Счета управленческогоучета предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержекпроизводства и расходов на продажу, стоимости готовой продукции, а также опроцессах ее реализации. Наиболее ценными в такой информации считаются данныеоб оборотах по счетам.
Одновременновыделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны обуровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов продукции, ихконкурентоспособности (счета управленческого учета – материалы, основноепроизводство, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы,результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты наоплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты,готовая продукция, продажи).
Техническиорганизация может вести учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетовили самостоятельной системы счетов [6, c. 312].
Каждое предприятиедолжно предусматривать использование разнообразной информации о деятельностипредприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:
1. Припрогнозировании, оценки ожидаемой величины затрат и установлении показателейсебестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия иожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет.
2. В процессепланирования, то есть обоснования величины затрат и себестоимости продукции напредстоящие один — два года с учетом организационного уровня производства ивеличины всех факторов, которые поддаются количественной оценки. Особоезначение, при текущем планировании затрат и себестоимости продукции, имеетэкономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии спроизводства устаревших, об учете эффективности использования всех видовресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрениеновой технологии и т.д.
3. При нормировании,определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовыхресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции.
4. В процессеулучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимостипродукции.
5. При анализе затрати себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановыми,в динамике, с предприятиями – конкурентами и расчете факторов, влияющих на этиизменения.
6. В процессеконтроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности,выявлении резервов экономии затрат на производство и возможности по снижениювеличины и уровню себестоимости продукции (за счет совершенствования управленияи организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельностипредприятия и т.д.) [6, c. 322].
В целях обеспеченияэффективного управления затратами и формированием себестоимости выпускаемойпродукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующихмероприятий (соблюдать следующие правила работы):
1. Увеличивать производствоконкурентоспособной продукции за счет более низких расходов и, следовательно,цен.
2. Обеспечиватькачественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции иучитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий –конкурентов.
3. Использоватьвозможности гибкого ценообразования.
4. Представлятьобъективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия.
5. Иметьвозможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения сфинансовой точки зрения.
6. Приниматьобоснованные и эффективные решения.
Предприятие должноучитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю.Первая составляющая в основном влияет на величину производственнойсебестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [9, c.304].
Для решения проблемыснижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должнабыть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегоднокорректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Этапрограмма должна носить комплексный характер, т.е. должна читывать все факторы,которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.
Содержание и сущностькомплексной программы по снижению издержек производства зависят от спецификипредприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане вней должны быть отражены следующие моменты:
1. Комплексмероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов(внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономнорасходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативнойбазы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов;использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижениепроцента брака и др.).
2. Мероприятия,связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия,позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства.
3. Мероприятия,связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятияот излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду;улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большейзагрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала,обслуживающего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации и др.).
4. Мероприятия,связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержаниеоптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечениеопережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработнойплатой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; улучшение условийтруда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечениемотивации высокопроизводительного труда и др.);
5. Мероприятия,связанные с совершенствованием организации производства и труда (углублениеконцентрации, специализации; кооперирования, комбинирования и диверсификациипроизводства; внедрение бригадной формы организации производства и труда;совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).
Кроме того, комплекснаяпрограмма по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм еереализации [12, c. 165].
Следует также подчеркнуть,что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержекпроизводство хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.
Управленческие решения,влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всехструктурных подразделениях предприятия. Координация всей деятельностинаправлена на оптимизацию затрат. На предприятии эту задачу должна решатьсистема контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условийиспользуются различные методы управления затратами:
1. В методе целевыхзатрат за основу берется ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная в ходеразработки. Планируется величина скидок, величина налогов, а также желаемаяприбыль, исходя из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается насоответствующую величину и на основе этих данных получают целевые издержки(затраты, которые предприятие может себе позволить при определенном состояниирынка).
2. Методформирования затрат на основе отдельных процессов состоит в разбивке общихзатрат на отдельные составляющие (по отдельным процессам или видамдеятельности), которые оказывают существенное влияние на уровень совокупныхзатрат предприятия. Это позволяет увеличить «прозрачность» косвенных расходов,понять причину их возникновения, получить более точную калькуляцию.
3. Метод,учитывающий жизненный цикл продукции, заключается в систематическом сокращениизатрат по всему жизненному циклу продукта, включая до- и после-производственные услуги. На стадию, предшествующую производству, приходитсяболее 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциалвоздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причемна конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общейвеличины затрат. Использование метода, позволяет учитывать развитие событий(модернизацию продукта, дальнейшие снижение или рост объемов его выпуска,параллельное производство товара-заменителя и т.д.).
4. Управлениезатратами на качество продукции проводится в основном с целью определенияважнейших задач по повышению качества данного продукта, когда снижение затратприводит к незапланированным изменениям конструкции или технологии производствапродукции.
5. Метод управлениязатратами в конкретной среде заключается в концентрации сил и средств на:применении материало- и энергосберегающих технологий, использование вторичныхматериальных и энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья,материалов, топлива, энергии менее дорогими ресурсами, рационализации организациипроизводства, повышение квалификации персонала и т.д.
6. Метод сравнения случшими показателями конкурентов базируется на постоянном сопоставлении затратпредприятия с аналогичными данными других предприятий – его конкурентов.Информация, необходимая предприятию при разработке конкурентных преимуществ,получается из анализа позиции на рынке в сравнении с позициями конкурентов.Основными подходами к формированию конкурентных преимуществ являются: экономияна затратах, уникальное продуктовое предложение, специализация предприятия,заключающаяся в обслуживании либо широкого круга потребителей, например всегоцелевого рынка, либо только центральных целевых его сегментов.
7. Методстратегического управления затратами представляет собой анализ цепочки ценностейпредприятия, стратегического позиционирования предприятия, факторов,определяющих затраты. Управление затратами различно в зависимости от выбраннойпредприятием стратегии.
Предприятие формируетстратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровеньнеопределенности внешней среды, а последнее задает требования к глобальнойсистеме управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколькостратегий, которых может придерживаться предприятие, чтобы выиграть вконкурентной борьбе [14, c.243-244].
Таким образом, исходя изматериала изученного во втором параграфе, мы можем сделать вывод, чтонеотъемлемой частью в управлении затратами на любом предприятии является ихпланирование и анализ, на основе данных которых базируется вся системауправления затратами. Исходя из этого рассмотрим, что представляют собой этистадии управления затратами в третьем параграфе. 1.3 Планирование и анализ затрат напредприятии
При характеристикепланирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проектжелаемого будущего и путей его эффективного достижения». Исходя извысказывания, можно заключить, что целью планирования затрат являетсяопределение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных,трудовых и денежных).
По срокам различаютследующие виды планирования себестоимости продукции (работ, услуг):
1. перспективное(охватывает период более трех лет);
2. среднесрочное (от двухдо трех лет);
3. краткосрочное илитекущее (до одного года).
Целью перспективногопланирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемойцели в длительном периоде. А краткосрочное планирование, или составление сметы,должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы,которыми предприятие располагает на данный период [14, c. 212].
Планирование расходовсвязано с разработкой следующих бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямыхзатрат на материальные нужды; производственных накладных расходов; прямыхзатрат на оплату труда; управленческих расходов.
Важное значение вбюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета.Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные наопределенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственнойцели.
Суммирование всехвидов расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленномупредприятию.
Планирование затратна производство и реализацию продукции осуществляется различными методами,которые зависят от общеэкономических условий, масштабов предприятия и егодеятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета. Так, напредприятиях, производящих различную продукцию себестоимость планируется в видеопределенного размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в товремя как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановаясебестоимость устанавливается в абсолютной сумме на единицу изделия [12, c.213].
При учете затрат вразрезе постоянных и переменных расходов планируются переменные затраты.Планируемая сумма переменных затрат определяется как произведение удельныхзатрат на единицу продукции на планируемый объем выпуска продукции внатуральном выражении. Постоянные расходы принимаются в фактической величине.
В планировании применяетсяметод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Сметасоставляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработкии планируются затраты, исходя из потребностей производства с учетомиспользования факторов снижения себестоимости [16, c. 413].
Все промышленныепредприятия независимо от их организационно-правовых форм и собственностидолжны осуществлять калькулирование себестоимости продукции.
Калькулированиесебестоимости продукции способом суммирования затрат используется вмашиностроении и других сложных сферах. В этом случае себестоимость единицыпродукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологическогоцикла или по отдельным частям изделия в разрезе калькуляционных статей иделения полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции.Наиболее часто этот метод используется при расчете фактической производственнойсебестоимости [29, c. 312].
Смета затрат напроизводство является важнейшим документом при планировании себестоимости. Текущая(годовая) смета затрат входит составной частью в бюджет предприятия. Большуючасть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском продукции. Сметапозволяет выявить направление расходов, т.е. определить, какая их часть связанас выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства,освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера. На основесметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализациипродукции, а также потребность в оборотных средствах.
Основной цельюпланирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат напроизводство продукции при наиболее эффективном использовании всех видовресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровнясебестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленныенормальной организацией производства. Таким образом, при планированиисебестоимости решают следующие задачи:
1. Выявляютсявнутрифирменные резервы снижения затрат на производство.
2. Обосновываетсяплановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство.
3. Определяетсяразмер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (впроцентах) [29, c. 315].
Следовательно исходныммоментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностейее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а такжеопределение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т.е. составлениеплановых калькуляций.
Известно несколькометодов планирования себестоимости. Первым методом являетсянормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на примененииобоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущностьметода заключается в составлении балансов потребности и распределения понаправлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых иденежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.
Вторым методомпланирования себестоимости является расчетно-аналитический (по факторный)метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов наплановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономическихфакторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономииили перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным.
Следует отметить, чтосуммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового ирасчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что врасчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их измененияв плановом периоде [10, c.178].
Для достиженияоптимальных финансовых результатов необходимо не только абсолютное планированиевеличины затрат, но и определение их в рациональной структуре.
Выбор наиболее подходящегодля конкретных условий варианта формирования затрат предприятия являетсяважнейшей задачей финансовой службы предприятия [12, c. 217].
Следующим элементомуправления затратами является их анализ, следовательно перейдем к изучениюанализа расходов на производство и реализацию продукции на предприятии.
Целью анализарасходов на производство отдельных видов и всей совокупности продукции являетсяоценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению с ихплановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат иуменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции иопределение конкретных мер по использованию этих резервов в текущейдеятельности и в перспективе.
В процессе анализазатрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленноепредприятие:
1. Изучаетвеличину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнениюс плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции.
2. Оцениваетструктуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпыизменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и вдинамике.
3. Сравниваетфактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукциии по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитываетвлияние основных факторов на отклонение указанных показателей.
4. Исследуетпостоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основнымвидам продукции и в целом по предприятию.
5. Изучаетпоказатели вклада на покрытие запаса финансовой прочности и операционногорычага.
6. Оцениваетсебестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямыезатраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, аобщепроизводственные и общехозяйственные затраты – с плановой сметой.
7. Определяетдолю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с даннымипрошлого периода.
8. Устанавливаетобоснованность выбора базы распределения различных видов затрат(общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.) [25, c. 229].
Рассмотрим сжатоотдельные положения методики анализа затрат на производство и себестоимостивыпускаемой продукции промышленного предприятия.
В процессе анализаизучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованнойпродукции и их средний размер на 1 руб. продукции, их изменение по сравнению спланом и в динамике.
При анализеиспользуются методы горизонтального и вертикального сравнения. В ходегоризонтального сравнения фактические данные по общей сумме затрат, а так же вразрезе отдельных составляющих сопоставляются с планируемыми показателями илиданными предшествующих периодов. В ходе вертикального сравнения определяютудельный вес или долю каждой составляющей в общей сумме затрат и выявляютструктурные изменения.
Каждое предприятиевыполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всегоопределяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оцениваюттемпы изменения ее величины для того, чтобы выявить затраты, которые могутстать значимыми в ближайшем будущем.
При рассмотренииструктуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения еезначимости и контролируемости.
Обобщение данныхпромышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемымистатьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокимитемпами растут расходы на электроэнергию. К числу важнейших контролируемыхрасходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытияпостоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условияхроссийской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должнынезависимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет [9, c.314].
Особое вниманиенеобходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализепредприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имелибы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какойтребуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи спредполагаемым расширением предприятия и др.
Цель анализабезубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, еслиопределенный уровень производительности или объема производства изменится.
Анализ безубыточностиоснован на зависимости между доходами от продаж, расходами и прибылью в течениикороткого периода, когда производство продукции предприятия ограничено уровнемимеющихся в настоящее время производственных мощностей [17, c.116].
Важный обобщающий показательсебестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который удобентем, что имеет свойство универсальности – может рассчитаться в любой отраслипроизводства и, кроме того, наглядно показывает прямую связь междусебестоимостью и прибылью.
Исчисляется онотносительно общей суммы затрат на производство и реализацию продукции вдействующих ценах.
Анализ затрат нарубль товарной продукции начинают с использования методов сравнения. Сравнениефактических значений показателя с плановым позволяет дать оценку степенивыполнения плана по снижению затрат на рубль товарной продукции. Сравнениефактических значений показателя с данными предыдущих периодов позволяетпроследить его динамику, а также результативность мер по снижениюсебестоимости, принятых в предшествующем периоде.
Изменения показателяпроисходят под влиянием как объективных, так и субъективных, как внешних, так ивнутренних факторов. К внешним относят: изменение спроса на продукцию,изменение цен на потребляемое сырье, изменение цены на продукцию и т.п. Квнутренним: изменение качества продукции, изменение структуры и ассортиментавыпуска, изменение уровня ресурсоемкости продукции и т.п. [22, c.234]
Важным моментомявляется анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота),себестоимости и прибыли, потому что необходимым условием получения прибылиявляется уровень развития производства, обеспечивающий превышение выручки отреализации над затратами на производство и сбыт.
Степень реагированияиздержек производства на изменение объема продукции может быть оценена спомощью коэффициента реагирования затрат, который выражается по формуле:
K = DS / DN,
K – коэффициент реагирования затрат на изменение объемапроизводства;
DS – изменение затрат за период, %;
DN – изменение объема производства, %.
В зависимости отзначения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации,которые перечислены в следующей таблице:
Таблица 1.1
Классификацияхарактера затратЗначение коэффициента реагирования затрат Характер затрат К = 0 Постоянные 0 1 Прогрессивные
[22, c. 245]
Чтобы обеспечитьснижение себестоимости и повышение прибыльности работы предприятия, необходимовыполнить следующее условие: темпы снижения дигрессивных расходов должныпревышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.
Важным аспектоманализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные. Этоделение связано со скачкообразным изменением большинства производственныхресурсов. Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи с этимзатраты ресурсов растут не непрерывно, а скачкообразно, в соответствии сразмером того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянныезатраты можно представить как сумму полезных затрати бесполезных, неиспользуемых в производственном процессе.
Деление затрат напостоянные и переменные, а постоянных – на полезные и бесполезные являетсяодной из особенностей директ-костинга. Ценность такого разделения – ворганизации рационального управленческого учета и повышении качестваоперативных данных о прибыли [2, стр.115].
Важным моментом прианализе затрат является анализ затрат на сырье и материалы, т.к. они являютсяпрямыми и занимают значительный удельный вес в себестоимости промышленнойпродукции. Анализ так же начинают с использования способа сравнения. В процессеанализа прямых материальных затрат изучают соблюдение утвержденных норм расходаматериальных ресурсов.
Экономия расходаматериальных ресурсов по сравнению с планом создает реальные предпосылки длясверхпланового снижения себестоимости и дополнительного выпуска продукции.Снижение себестоимости при сохранении тех же цен на готовую продукцию ведет кувеличению прибыли предприятия и росту рентабельности, а, следовательно,создает реальные возможности работы предприятия на самофинансировании.
Сокращение затрат напроизводство единицы продукции является материальной основой для снижения ценна промышленную продукцию, которое приводит к снижению издержек производства вдругих отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же времясоздает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления.Сокращение затрат на производство и реализацию продукции приводит к ускорениюоборачиваемости оборотных средств в промышленности [25, c.332].
Прямые материальныезатраты являются переменными, поэтому их величина зависит от объема продукции.Для выявления основных факторов, влияющих на общую сумму прямых материальныхзатрат, этот показатель представляют виде факторной модели, отражающей егозависимость от четырех факторов: объема производства продукции; структурыпродукции; расхода сырья и материала в натуральном выражении на единицупродукции; средней цены за единицу материальных ресурсов. Сумма материальныхзатрат на отдельный вид продукции зависит от тех же факторов, кроме структурыпродукции.
Организация имеетвозможность выбирать учетную политику в частности построения учета затрат напроизводство. Новый план счетов предлагает использовать на выбор несколько схемучета затрат на производство. Выбор того или иного варианта зависит от целогоряда факторов, главным из которых считается специфика деятельности,организационное построение, технологическая структура, организация управления.
Во всех случаях прикалькуляции широко используют два понятия – нормативные затраты и сметныезатраты. Норма позволяет дать оценку затрат на единицу производства, а смета –на весь объем деятельности. Нормативный метод учета затрат на единицу продукциипозволяет выполнить подробный анализ различий в фактической и плановой сметах иобеспечивает более эффективное управление затратами, в том числе и ихпланирование [4, стр.903].
В процессе планированияроссийские предприятия не оценивают эффект операционного рычага, коэффициентвклада на покрытие и не оценивают запас финансовой прочности. Если нетинформации о переменных и постоянных расходах, нельзя оценить, насколько объемпродаж близок к точке безубыточности, какое влияние оказывают колебания объемапродаж на прибыль и убыток и насколько рискован бизнес с точки зрения повышенияудельного веса постоянных затрат в сложившемся объеме продаж [4, стр.903].
На промышленных предприятияхиспользуются различные методы исчисления себестоимости товарной и отдельныхвидов продукции: нормативный способ калькулирования, способ суммированиязатрат, Директ-костинг («Direct costing»),Абзорпшен-костинг («Absorption costing»), способ исключения затрат нарабочую продукцию, способ прямого расчета, способ пропорциональногораспределения затрат и комбинированный способ калькулирования и др.
Директ-костингпредставляет собой метод калькулирования себестоимости продукции, основанный наразделении всех затрат на постоянные и переменные, с отнесением постоянных нареализованную продукцию. Данный метод, независимо от учетной политики напредприятии, необходим в управленческом учете. Его содержание предусматривает:учет конкретных производственных затрат; отнесение постоянных расходов всейсуммой на финансовый результат, а не разноска их по видам продукции; делениезатрат на постоянные и переменные, что дает возможность проводить анализбезубыточности; использование более гибкого ценообразования, что позволяетувеличить конкурентоспособность продукции и уменьшает возможность «оседания»продукции на складе; возможность определение прибыли, которую приносит продажакаждой дополнительной единицы продукции, планирование цен и скидок наопределенный объем продаж; оценку запасов готовой продукции на складе только попеременным затратам.
Приказ Минфина от 20декабря 1994г. №167 «Учетная политика предприятия» разрешает списаниеобщезаводских (общехозяйственных) затрат за период непосредственно науменьшение выручки от реализации без распределения по видам продукции [4,стр.907].
Абзорпшен-костингпредставляет собой метод калькулирования себестоимости продукции сраспределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукциина складе. Этот метод называют методом полного распределения или поглощениязатрат. При использовании этого метода возможно регулировать величину отчетнойприбыли, меняя график производства или базового объема производства, взятогодля расчета коэффициента распределения постоянных общепроизводственныхрасходов.
Этот метод относительночасто применяется на российских предприятиях. При его использовании затраты впроцессе расчета полной себестоимости (запасы готовой продукции такжеоцениваются по полной себестоимости) делят на прямые и косвенные.
Данный метод в зарубежныхстранах считают средством при помощи которого смешивают затраты по производствуконкретного вида продукции и затраты самого предприятия. Если крупноепредприятие сокращает объем продаж, то при калькулировании по данному методусебестоимость продукции становится выше [4, стр.908].
Наиболее широко напромышленных предприятиях по выпуску товаров народного потребления применяетсянормативный способ. Калькулирование себестоимости по нормативным расходам можетприменяться там, где имеет место повторение операций при производстве. Если женет повторения операций, то невозможно установить и нормы [4, стр.905].
В западных странахсчитают наиболее эффективным способом управления затратами их регулирование настадии возникновения. Там устанавливают нормативы на материалы, труд и услуги,потребляемые в процессе осуществления производственных операций, а не нормативызатрат на готовую продукцию [4, стр.906].
Следует отметить тотфакт, что традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшееразвитие. В системный учет введена специальная синтетическая позиция,позволяющая контролировать выпуск производства готовой продукции и формированиезатрат на производство. Речь идет о счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».В этом счете можно дать обобщенную информацию о выпущенной продукции, а такжевыявить отклонения фактической производственной себестоимости этой продукции(работ, услуг) от нормированной (плановой) себестоимости. Использование этогосчета не является обязательным. Он используется по мере необходимости. Основноеусловие включения его в схему – наличие и использование в практике нормативнойсебестоимости продукции (стандарт-класс, нормативный учет).
Указанный счетформирует информацию о выпущенной из производства продукции, сданных работах иоказанных услугах в двух оценках: по дебету – фактическая производственнаясебестоимость, по кредиту – нормативная (плановая) себестоимость. На 1-е числомесяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету «Выпускпродукции (работ, услуг)» выявляется отклонение фактической производственнойсебестоимости от нормативной (плановой). В результате такого сопоставлениявыявляется экономия (при превышении нормативной (плановой) себестоимости надфактической) или перерасход (превышение фактической себестоимости наднормативной (плановой)) [4, стр.909].
Особо следует указатьто, что в реальной практике экономической деятельности западных, а теперь ироссийских предприятий, при проведении экономического анализа принимаются вовнимание не только фактические денежные или материальные затраты, но иальтернативные затраты. Последние возникают из-за возможности выбора между темиили иными экономическими вариантами. Измерение альтернативных затрат необходимотакже и для объектов, не являющихся товарами (досуг, экономическая безопасностьи т.д.).
На конкурентом рынкетоваров анализ альтернативных затрат необходим в целях перспективногостратегического анализа [3, стр.326].
Приведенные положениясвидетельствуют, что предприятиям необходимо тщательно продумать, какие методыучета затрат нужно использовать.
Таким образом, рассмотревтеоретические и методологические основы управления затратами на предприятии,рассмотрим практику управления затратами предприятия на примере ОАО «Мельник» в2006 – 2008 гг.
/> 2. ОЦЕНКАЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «МЕЛЬНИК» 2.1 Краткаяхарактеристика ОАО «Мельник»
ОАО «Мельник» г. Рубцовск является частью крупной Агропромышленнойкомпании, выпускающей муку всех сортов, макароны, крупы, подсолнечное масло,комбикорма.
Полное наименование – Открытое акционерное общество«Мельник», сокращенное ОАО «Мельник».
Местонахождения – 658203, Алтайский край, г. Рубцовск, ул.Кондратюка, 4.
Общество основано с целью извлечения прибыли.
Основные виды деятельности ОАО «Мельник»:
— производство и реализация: муки, круп, комбикормов, хлеба,растительного масла, макарон, других товаров народного потребления;
— очистка, сушка, хранение и перевалка зерна изернопродуктов;
— экспортно-импортные, товарообменные, маркетинговые иторгово-закупочные операции;
-внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность наТерритории России и других государств;
— сельскохозяйственная деятельность;
— оказание посреднических услуг;
— научно — исследовательские и проектно — конструкторскиеработы;
— ремонтные и строительные работы;
— профессиональное обучение и переобучение кадров.
Учредительнымдокументом предприятия является Устав, утвержденный Общим собранием акционеров.
ОАО«Мельник» являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленноеимущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может создаватьфилиалы и открывать представительства на территории РФ и за рубежом. Обществоимеет круглую печать, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте.
Обществонесет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим емуимуществом. Общество не отвечает по обязательствам государства и своихакционеров, если иное не предусмотрено законом или договором. Акционерыотвечают по обязательствам Общества в пределах стоимости принадлежащих имакций.
Уставный капитал ОАО «Мельник» составляет 29 тыс. руб.,разделен на обыкновенные акции, номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Акциивыпущены в безналичной форме, в виде записей на счетах.
Имущество ОАО «Мельник» составляют основные фонды и оборотныесредства, также иное имущество, стоимость которого отражается на егосамостоятельном балансе. Источником имущества общества являются собственные и привлеченныезаемные средства: к собственным средствам относятся уставный капитал; фонды,создаваемые обществом из чистой прибыли, в т. ч. резервный фонд; средства,полученные в оплату работ, услуг и иной деятельности, не запрещенной Законом. Кзаемным средствам относятся кредиты банков и других организаций, а такжекредиторская задолженность.
ОАО «Мельник» основан 19 декабря 1932 г. В настоящее время ОАО «Мельник» — одно из ведущих предприятий в России по производствухлебопекарной и макаронной муки, макаронных и хлебобулочных изделий, круп,растительного масла и комбикормов. ОАО «Мельник»- это высокотехнологичное производство, на 75% укомплектованное импортнымоборудованием. На предприятии завершена диверсификация производства с глубокойпереработкой полученной муки и крупки в хлебобулочные и макаронные изделия.
Продукция ОАО «Мельник» многократно былаудостоена наград. В 2008 г.: Конкурс Американо-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food- For best healthy and quality product» (мука хлебопекарная высший сорт); КонкурсАмерикано-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food — For best healthy andquality product» (масло подсолнечное нерафинированное); КонкурсАмерикано-Российского Делового Союза ARBU «Fancy Food — For best healthy andquality product» (макароны группы «В»); Конкурс «Экологически чистая(натуральная) и безопасная продукция»(макароны группы «В», мукахлебопекарная высший сорт, масло подсолнечное нерафинированное); Диплом 1степени в номинации «Алтайская Нива» ХIV международной агропромышленнойвыставки «Алтайская Нива – 2008» за высокое качество масла подсолнечноговысшего сорта нерафинированного. Диплом 1 степени в номинации «Продукциязернопереработки» за производство макаронных изделий высшего сорта группы Встабильно высокого качества в номинации «Продукция зернопереработки».
Основными поставщиками сырья являются СПК и КФХ Алтайскогокрая. Основными направлениями сбыта продукции являются: Алтайский край, ДальнийВосток, Урал, Европейская часть России, а также часть продукции направляется наэкспорт.
Основные фирмыконкуренты: «Алейскзернопродукт», «Пава», «Грана», «Алмак», «Гранмулино».
Осуществление функцийорганизации неразрывно связано с формированием организационной структуры предприятия,которая должна обеспечивать согласованность действий всех сотрудниковпредприятия при достижении намеченных целей.
Тип организационнойструктуры управления ОАО «Мельник» — линейно-функциональная (Приложение 1).
Онапредусматривает такое разделение управленческого труда, при котором линейныеруководители осуществляют непосредственное руководство, а функциональныеподразделения, подчиненные линейному руководителю, занимаются консультированием,подготовкой решений, программ и планов в рамках своих функциональныхнаправлений.
Преимуществамитакого типа управления является высокая компетентность специалистов, отвечающихза осуществление конкретных функций, а также освобождение линейных управляющихот решения многих специальных вопросов и расширения их возможностей пооперативному управлению.
Одним изглавных достоинств линейно-функциональной структуры управления является полноесоблюдение принципа единоначалия. Недостатками данной структуры управленияявляется то, что с ростом размеров организации приходится все время увеличиватьмасштаб управления, затрудняется горизонтальное согласование, с трудомреагирует на изменение.
Крометого, при разработке организационной структуры управления необходимо обеспечитьэффективное распределение функций управления по подразделениям.
Большое значение вдеятельности имеет правильность определения методов управления, при помощикоторых обеспечивается четкая организация процесса управления и всейпроизводственно-экономической деятельности предприятия. В ОАО «Мельник» комплексноприменяются все три метода управления: административные, экономические исоциально психологические.
Административные методыуправления. Формой их выражения на предприятии является: устав общества,приказы, распоряжения, директивы вышестоящего органа, должностные инструкции,которые носят обязательный характер. Они основаны на четком определении прав,обязанностей и ответственности руководителя и подчиненных.
Экономические методыуправления. Экономические методы представляют собой экономические рычаги,стимулы и инструменты, с помощью которых осуществляется воздействие наэкономическую сферу деятельности предприятия. К ним относятся коммерческий(хозяйственный) расчет, материальное стимулирование работников, ценовая ифинансовая политика предприятия.
Социально-психологические.Установление норм морали и этики поведения в трудовом коллективе. Они принимаютконкретное выражение в правилах внутреннего распорядка, мерах наказания ипоощрения, правилах производственного этикета.
В деятельностипредприятия принимают участие руководители, специалисты и рабочие, исходя изэтого, проведем анализ численности ОАО «Мельник» в 2006 – 2008 гг. Результатыанализа представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ численности ОАО«Мельник» в 2006-2008 гг.Показатель Абсолютное значение, чел Отклонение, чел. Темп роста, % 2006 2007 2008 07-06 08-07 07/06 08/07 Руководители 45 47 53 2 6 104,44 112,77 Специалисты 123 112 128 -11 16 91,06 114,29 Рабочие 281 287 329 6 42 102,14 114,63 Итого 449 446 510 -3 64 99,33 114,35
Анализ численностиперсонала дополним данными о среднем уровне заработной платы.
Таблица 2.2
Динамика оплаты труда ОАО«Мельник» в 2006 – 2008 гг.Показатель Абсолютное значение, чел Отклонение, чел. Темп роста, % 2006 2007 2008 07-06 08-07 07/06 08/07 Среднемесячная заработная плата 6500 9300 10900 2800 1600 143,1 117,2
Таким образом, из данныхтаблицы 2.1 и таблице 2.2 наглядно видно, что к 2008 г. увеличилась численность персонала на 64 человека и ее темп роста составил 114,35 %, уровеньоплаты так же повысился в 2007 г. на 43,1% в 2008 г. на 17,2%.
Эффективность деятельности предприятия отражает в первуюочередь динамика реализованной продукции. Анализ динамики и структурыреализации продукции представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ структуры и динамики реализованной продукции ОАО«Мельник» в 2006 – 2008 гг.Показатель 2006 2007 2008 Темп роста, % Абсо-лютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсо-лютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсо-лютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % 07/06 08/07 Мука 543163,63 80,66 683671,38 74,20 653394,71 82,44 125,87 95,57 Крупа 22760,89 3,38 27273,14 2,96 13869,98 1,75 119,82 50,86 Комбикорма 99865,07 14,83 153872,13 16,70 102003,76 12,87 154,08 66,29 Макароны 3232,32 0,48 51045,01 5,54 17674,31 2,23 1579,3 34,62 Хлеб 3232,32 0,48 3777,70 0,41 3170,28 0,40 116,87 83,92 Масло 1077,44 0,16 1750,64 0,19 2456,97 0,31 162,48 140,35 Итого 673399,00 100,00 921390,00 100,00 792570,00 100,00 136,83 86,02
По результатам анализа реализации продукции, представленном втаблице 2.3, можно сказать о том, что на протяжении всего исследуемого периоданаибольший удельный вес в структуре производимой продукции занимает мука икомбикорма. Объемы реализации продукции имеют тенденцию к увеличению, о чемговорит темп роста, который составил в 2007 г. 136,83%, а в 2008 г. он несколько снизился. Таким образом, темп роста замедлился, во многом это связано сэкономическим кризисом, который коснулся практически всех сфер производства.Несмотря на это можно говорить о том, что ОАО «Мельник» имеет положительнуютенденцию развития и устойчивое положение на рынке.
Степень эффективности использования основных средств ОАО«Мельник» в анализируемом периоде представлена в таблице 2.4.
Таблица2.4
Коэффициентыэффективности использования основных средств ОАО «Мельник» в 2006 – 2008 гг.Показатели Абсолютное значение Изменение в абсолютном выражении 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2007-2006 2008-2007 Основные средства, тыс. руб. 96013 267761 304 202 171748 36441 Выручка от реализации продукции 673399 921390 792570 136,83 86,02 Фондоотдача, руб. 7,01 3,44 2,61 -3,57 -0,83 Фондоемкость, руб. 0,143 0,291 0,384 0,002 0,093 Фондорентабельность, руб. 0,9 0,39 0,39 -0,51
Таким образом, по данным таблицы 2.4 можно сказать о том, чтовеличина основных средств увеличивается с каждым годом. Тем не менее, снижениефондоотдачи свидетельствует о низкой эффективности использования их напредприятии. Фондоотдача снизилась в 2007 г. на 3,57 по сравнению с 2006 г., в 2008 г. снижение данного показателя составило 0,83 руб.
В период кризиса особое значение приобретает оценкафинансовой устойчивости предприятия. Финансовую устойчивость предприятияотражают абсолютные и относительные показатели. Результаты анализа представленысоответственно в таблице 2.5 и таблице 2.6.
Таблица 2.5
Абсолютныепоказатели финансовой устойчивости ОАО «Мельник»
в 2006 –2008 гг.Показатели 2006 2007 2008 Общая величина запасов и затрат 166961 148396 87453 Показатели наличия источников формирования запасов и затрат 1.Наличие собственных оборотных средств 220027 263474 338069 2.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 224 527 267 974 353 269 3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат 224 527 267 974 353 269 Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками формирования 1. Излишек или недостаток СОС -53 066 -115 078 -250 616 2. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат -57 566 -119 578 -265 816 3. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат -57 566 -119 578 -265 816
Таким образом, проанализировав абсолютные показателифинансовой устойчивости, можно говорить о том, что ситуация на предприятии к 2008 г. значительно ухудшилась, т.к. все три года ОАО «Мельник» имело недостаток источниковфинансирования, который увеличивался с каждым годом.
Таблица 2.6
Коэффициентыфинансовой устойчивости ОАО «Мельник» в 2006-2008 гг.Показатели Норматив 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменения 2007-2006 2008-2007 Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования >0.5 1,03 1,64 1,75 +0,61 +0,11 Коэффициент финансовой независимости >0,4 0,77 0,89 0,95 +0,12 +0,06 Коэффициент Финансовой устойчивости >0,6 0,78 0,9 0,97 +0,12 +0,07
В таблице 2.6 наглядно представлено, что все коэффициентыфинансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям в период 2006 –2008 гг.
Коэффициент обеспеченности собственными источникамифинансирования увеличился в 2007 г. на 0,61, в 2008 г. – 0,11, что рассматривается как положительный показатель финансовой устойчивости.
Таблица2.7
Показателиоценки ликвидности баланса ОАО «Мельник» в 2006-2008 гг.Показатели Норматив 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение 2007-2006 2008-2007 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1-0,7 0,4 1,02 7,21 +0,62 +6,19 Коэффициент быстрой ликвидности >1 1,64 2,96 12,71 +1,32 +9,75 Коэффициент текущей ликвидности 1,5-2 3,49 5,4 16,56 +1,91 +11,16
Можносказать о том, что предприятие способно покрывать свои обязательства, т.к.коэффициенты ликвидности баланса соответствуют нормативным значениям.
В деятельности любого предприятия огромное значение занимаютзатраты. Деятельность финансового менеджера должна быть напрямую направлена наоптимизацию их величины и максимально возможное снижение, которое бы неповредило качеству выпускаемой продукции. Управление затратами на предприятииосуществляется комплексно различными отделами, следовательно, целесообразнорассмотреть практику управления затратами ОАО «Мельник»./>
2.2 Анализпрактики управления затратами ОАО «Мельник»
Управление затратами ОАО «Мельник» представляет собойнепрерывный процесс их учета, анализа, планирования и контроля, результатомкоторого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизациюзатрат и их снижение.
Анализ практикиуправления затратами ОАО «Мельник» целесообразно начать с рассмотрения органовуправления обществом. Итак, органами управления общества являются:
— общее собраниеакционеров;
— совет директоров;
— единоличныйисполнительный орган (генеральный директор);
Высшиморганом управления ОАО «Мельник» является Общее собрание акционеров. Общееруководство предприятием осуществляет Совет директоров общества. Генеральныйдиректор избирается Советом директоров общества сроком от 1 до 5 лет.Генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества. Угенерального директора в подчинении находятся: директор по производству иразвитию, коммерческий директор, главный инженер, начальник отдела кадров,главный бухгалтер, начальник ПЭО, юрист все вместе они осуществляют общееруководство предприятием.
Непосредственное участиев управлении затратами предприятия принимают:
— генеральный директорОАО «Мельник»;
-планово-экономическийотдел;
-главный бухгалтер.
Управлениезатратами ОАО «Мельник» реализуется в следующих присущих финансовому менеджментуфункциях:
— финансовый анализ;
— планирование;
— оперативное регулирование;
— учет;
— контроль за их состоянием.
Рассмотримболее подробно как осуществляется на предприятии каждая из перечисленных вышефункций финансового менеджмента.
Как в целом экономический анализ, так и анализ затрат напроизводство и реализацию продукции представляет собой объективно необходимыйэлемент управления производством, в том числе затратами. Они являются этапомуправленческой деятельности. С помощью экономического анализа познаетсясущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций,выявляются резервы производства, и таким образом, обосновываются решения дляпланирования и управления.
Анализ затрат на производство и реализацию продукции в ОАО «Мельник»осуществляется планово-экономическим отделом по следующим основным этапам.
Анализ сметы затрат. Для принятия оптимальных решений пооперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроляза затратами на производство и реализацию продукции и снижения издержек какважнейшего фактора роста прибыли от продаж планово-экономический отдел ОАО«Мельник» осуществляет систематическое сопоставление данных фактических затратна производство со сметными и с данными за период, предшествующий отчетному. Надинамику затрат на производство оказывают влияние два фактора: структурныеизменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска.
Анализ себестоимости единицы продукции. Анализ фактическидостигнутых результатов проводится сравнением фактической калькуляции снормативной (сметной).
Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции. При анализезатрат на рубль товарной продукции главный экономист исследуемого предприятияучитывает влияние четырех основных факторов: изменение структуры выпущеннойпродукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменениецен и тарифов на потребленные материальные ресурсы; изменение оптовых цен напродукцию.
Планирование является важнейшей функцией управлениязатратами. Планирование себестоимости в ОАО «Мельник» осуществляется в целях:подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности — основных показателей эффективности производства, обеспечения необходимыхусловий для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениямипредприятия, установление оптовых и розничных цен на производимую продукцию науровне, обеспечивающим безубыточную работу, выработки и принятия оптимальныхуправленческих решений в области финансовой (технической, организационной)политики, выявление нормальной величины текущих затрат при определенных(заданных или выбранных) условиях производства.
Планирование в ОАО «Мельник» осуществляетсяпланово-экономическим отделом путем разработки перспективных (на ряд лет) итекущих (годовых) планов.
Перспективный план на исследуемом предприятии представляет собойпроизводственную программу деятельности с подразделением по кварталам исодержит следующие основные разделы: сведения о предприятии; бюджет предприятияна планируемый период; показатели деятельности предприятия на планируемыйпериод: показатели экономической эффективности деятельности предприятия,дополнительные показатели деятельности и прогноз экономической эффективностидеятельности на два года.
В основе разработки годовых смет (бюджетов) ОАО «Мельник»лежит нормативный метод. План производственно-финансовой деятельностиисследуемого предприятия составляется на основе планового показателя, которыйявляется элементом учетной и финансовой политики — это: изменения затрат на рубльтоварной продукции; изменение себестоимости отдельных видов продукции; суммазатрат на производство и реализацию продукции. Годовой план составляется сподразделением по кварталам. Планирование себестоимости в разрезе отдельныхмесяцев осуществляется вследствие серьезного влияния фактора сезонностипроизводства и сбыта.
Планированиесебестоимости предшествует тщательный и всесторонний анализ, в ходе которогоустанавливается влияние на себестоимость продукции основныхтехнико-экономических факторов в базисном периоде. Информацию о фактическихзатратах планово-экономический отдел получает от главного бухгалтера из сметызатрат и отчетной калькуляции базисного периода.
Особое внимание уделяется на величине и причинамвозникновения затрат, обусловленных неправильной организацией производственногопроцесса: сверхнормативного расхода сырья, материалов, энергии; доплат рабочимза сверхурочные работы; потерь от простоев оборудования; излишних расходов,вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья иматериалов; нарушениями технологической и трудовой дисциплины. Одновременновыявляется внутрипроизводственные резервы в области организации производства итруда, внедрение новой техники и технологии с оценкой их экономическойэффективности.
В ОАО «Мельник» расчет плана ведется в калькуляционном ипоэлементном разрезе одновременно и осуществляется в следующем порядке: Сводныйбюджет затрат на производство получается как сумма всех прямых затрат, смет(бюджетов) комплексных затрат и смет (бюджетов) затрат по всем отделениям,причем суммирование производится отдельно по каждому экономическому элементу ииз всех расходов и смет включаются выделенные в отдельную строку услуги другихпроизводств.
Планирование калькуляции себестоимости единицы продукции получаетсяна основе расчета плановой величины прямых расходов на единицу продукции;распределения по изделиям косвенных расходов, отраженных в соответствующихбюджетах (сметах). Планирование себестоимости товарной продукции определяетсяна основе плановых калькуляций и плана выпуска продукции. Для увязки двухразделов плана по себестоимости — бюджетного (сметного) и калькуляционногоразрабатывается сводный бюджет затрат на производство путем объединения единойтаблицы смет (бюджетов) затрат по отделениям, смет (бюджетов) комплексныхрасходов и годовых (квартальных) сумм прямых затрат. Калькуляция себестоимостиединицы продукции, плановая себестоимость товарной продукции, а также планвыпуска и продажи продукции в натуральном выражении и средние цены продаж нанее выступают в качестве исходных данных для расчета остальных показателейплана по себестоимости: себестоимость реализованной продукции, затраты на одинрубль товарной продукции.
Учет объема производства и производственных затрат — важнейший участок в системе управления себестоимостью, оказывающий прямоевлияние на непрерывное повышение технического уровня производства и егоэффективность.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение дляпредприятия, так как является одним из решающих источников увеличениянакоплений для целей расширения производства и повышения благосостоянияперсонала. Отсюда вытекает значимость роли, которая принадлежит бухгалтерскомуучету и калькулированию себестоимости продукции в процессе управления затратамипредприятия.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимостипродукции в ОАО «Мельник» осуществляет главный бухгалтер. Основными задачамиучета затрат производства на исследуемом предприятии является: определениефактического объема выпуска продукции, ее ассортимента и качества; исчислениевсех фактических затрат на производство, себестоимость единицы вырабатываемойпродукции.
Учет затрат невозможен без группировки по элементам и статьямрасходов. В целом же группировка постатейного и поэлементного разрезасебестоимости показывает ее структуру. На исследуемом предприятии с учетомособенностей технологии и организации его основных производств, а так же вцелях рациональной организации учета затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции устанавливается: экономически обоснованная номенклатурастатей калькуляционных затрат и, в том числе, статей всех видов комплексныхрасходов (расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,общепроизводственных и общехозяйственных расходов и другие); оптимальноеколичество аналитических счетов к 20 счету «Основное производство»; оптимальноеколичество объектов калькулирования себестоимости продукции; методраспределения затрат между незавершенным производством и готовой (товарной)продукции; метод распределения косвенных затрат между аналитическими счетамиосновного и вспомогательного производства и объектов калькуляции.
Главный бухгалтер формирует смету затрат и отчетнуюкалькуляцию на основе «Общего свода затрат на оплату труда», который формируетбухгалтер расчетной группы, «Оборотной и сальдовой ведомости по счетаманалитического учета сырья и материалов», формируемого бухгалтером материальнойгруппы.
Учет затрат ведется на персональных компьютерах по программе DOS, которая создана специально для ОАО«Мельник».
Источником «Общего свода затрат на оплату труда» являютсянаряды, табеля учета рабочего времени, учетные листы механизаторов, формируемыхуправляющими второго и третьего отделения. «Оборотная и сальдовая ведомости»формируется на основе данных материальных отчетов, подготавливаемых материальноответственными лицами.
Последний этап процесса управления — управленческая функцияконтроля и регулирования, реализуется с помощью экономического анализапредприятия в целом, в том числе и анализ затрат, так как он предполагаетсравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятиенеобходимых мер в случае их расхождения. Это выражается в действиях,направленных на то, чтобы привести фактические результаты в соответствии сзапланированными, или, наоборот, в пересмотре планов, если становится ясно, чтоони в дальнейшем не могут быть выполнены. Таким образом, анализ отчетных данных(фактически затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля ирегулирования, осуществляемого на исследуемом предприятии генеральнымдиректором.
Генеральный директор ОАО «Мельник» руководит процессомконтроля и регулирования, который осуществляется через ревизионную комиссию.Главный бухгалтер совместно с руководителем планово-экономического отделавыявляют все отклонения по затратам, которые представляют собой: совокупныеотклонения по основным материалам (отклонение по цене основных материалов,отклонение по использованию основных материалов), совокупные отклонения по прямымтрудовым затратам(отклонение по ставке оплаты труда, отклонение попроизводительности труда), совокупные отклонения по обще производственным расходам(ОПР)(совокупныеотклонения по переменным ОПР, совокупные отклонения по постоянным ОПР);разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства,конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда; устраняетпотери и непроизводственные расход; выявляет возможности дополнительноговыпуска продукции.
Оценить практикууправления затратами, сложившуюся в ОАО «Мельник», возможно проанализировавнепосредственно затраты предприятия по элементам и калькуляционным статьям изатраты на рубль товарной продукции ОАО «Мельник» в 2006 – 2008 гг./>
2.3 Анализ затратпо элементам и калькуляционным статьям
Основными источниковинформации, на основе которых будет проведен анализ затрат предприятия,являются: форма №2 и №5 бухгалтерской отчетности, действующие на предприятиинормативы, плановые показатели затрат по элементам и калькуляционным статьям.
Итак, проанализируемсостав и структуру затрат выпущенной и реализованной продукции ОАО «Мельник» за2006-2008 гг.
Таблица 2.8
Анализ состава иструктуры затрат выпущенной и реализованной продукции ОАО «Мельник» за2006-2008 гг.Затраты на производство и реализацию: Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % 2006 2007 2008 2006 2007 2008 Муки хлебопекарной и макаронной 394878 470300 456780 70,70 58,98 68,46 Макарон 1725 2400 1910 0,31 0,30 0,29 Круп 1350 1819 2010 0,24 0,23 0,30 Хлебобулочных изделий 7200 8900 8150 1,29 1,12 1,22 Комбикорма 151888 311813 196819 27,19 39,11 29,50 Растительного масла 1500 2117 1600 0,27 0,27 0,24 Итого 558541 797349 667269 100 100 100
Таким образом, проанализировавзатраты по видам выпускаемой продукции мы можем сделать вывод о том, чтонаибольшая доля затрат приходится на производство и реализацию муки икомбикормов. Удельный вес затрат на производство муки хлебопекарной имакаронной в 2006 г. составил 70,7%, комбикорма 27,19%, в 2007 г. муки – 58,9%, комбикорма – 39,11%, в 2008 г. муки – 68,46%, а комбикорма – 29,50%. Итак,несмотря на колебания состав и структура затрат за 2006 – 2008 гг. значительныхизменений не имели.
Наряду с затратамиважнейшим экономическим показателем работы предприятия является получаемая имприбыль от реализации продукции. Затраты предприятия безусловно надорассматривать в динамике и взаимосвязи с динамикой выручки и прибыли отреализации продукции. Следовательно, проведем сравнительный анализ данныхпоказателей, результаты анализа представим в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Сравнительный анализвыручки от реализации продукции и затрат на производство и реализации продукцииОАО «Мельник» в 2006 – 2007 гг.Показатель Абсолютное значение, тыс.руб. Темп роста, % 2006 2007 2008 2007/2006 2008/2007 Выручка от реализации продукции 673399 921390 792570 136,83 86,02 Затраты на производство и реализацию продукции 558541 797349 667269 142,76 83,69 Прибыль (убыток) от продаж 114858 124041 125301 108,00 101,02
Для того, чтобыпредставить наглядность сравнительного анализа этих трех показателей, изобразимих динамику на рисунке 2.1.
/>
Рис. 2.1 Сравнительныйанализ выручки от реализации продукции, прибыли и затрат на производство иреализацию
Итак, проанализировавобъемы и темпы роста выручки от реализации продукции, прибыли и затрат на еепроизводство и реализацию можно сделать следующие выводы: выручка ОАО «Мельник»к 2008 г. снизилась на 13,9%, однако одновременно снизились и затраты напроизводство и реализацию продукции на 16,31%, в то время как прибыль отреализации продукции имела стабильный рост. Стабильный рост прибыли иодновременное снижение затрат на производство и реализацию продукциихарактеризует интенсивное развитие предприятия, т.е. рост финансовыхрезультатов не за счет повышения цен на продукцию, а за счет расширенияпроизводства.
На следующем этапеанализа целесообразно перейти непосредственно к анализу затрат по элементам.Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано напроизводство продукции и каково соотношение отдельных элементов в общей суммерасходов. А так же позволяет осуществить контроль над формированием, структуройи динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание.Анализ затрат по элементам оформлен в таблице 2.10.