Содержание
Введение
1.Научно-теоретическое обоснование темы.
1.1 Понятиеоб ассортименте и товарной номенклатуре
1.2 Основныепринципы ассортимента
1.3 Этапы иметоды формирования ассортимента товаров в магазине
2. Краткаяхарактеристика предприятия, история его создания и опыт работы на рынке
3.Исследование рыночной среды предприятия ООО «Сибирская компания»
3.1 Место ироль предприятия на рынке товара
3.2Конкуренты предприятия и их анализ
3.3Использование маркетинга в коммерческой деятельности
4.Экономическая характеристика предприятия
4.1 Анализтоварооборота
4.2 Анализиздержек обращения
4.3 Анализматериально – технической базы
4.4 Анализприбыльности и рентабельности предприятия
4.5 Анализбезубыточного объема продаж
4.6 Анализфинансового состояния
5.Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия
5.1Содержание мероприятия
5.2 Мерыреализации и методы оценки перспетивного развития предприятия
5.3 Оценкаэффективности
Заключение
Списоклитературы
Введение
Для успешного развития розничного торгового предприятиябольшое значение имеет правильное решение ассортиментной политики.
Практика хозяйствования предприятий розничной торговлисвидетельствует о том, что большинство субъектов уходят с рынка по причиненепродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичностиассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения,происходящие на рынке под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтомуторговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом.
От состава своевременного обновления ассортимента товаров вмагазинах зависят степень удовлетворения спроса, издержки потреблениянаселения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественныепоказатели хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли.
Отсутствие в магазинах отдельных товаров, их узкий,нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождаютнеудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени на поиск нужных товаров,создают мобильный спрос — когда покупатели вынуждены приобретать товары не в местахсвоего постоянного проживания.
Формирование товарного ассортимента является одновременного исредством и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментнаяполитика предприятия — это основа стабильности, рентабельности и, в конечномитоге, конкурентоспособности его на рынке. Ассортиментная политика строится наоснове маркетинговых исследований рынка и способствует приведению всоответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основыформирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующейрасширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления накачественно новой основе.
Цель работы — углубить, систематизировать и закрепитьполученные знания в области формирования ассортимента и управления товарнымизапасами, провести анализ финансового состояния организации, научитьсяприменять полученные знания на практике.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортиментаи управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговомупредприятию ООО «Сибирская компания»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации и способы ихреализации;
5) изучить профессиональную подготовку и повышение квалификацииработников.
1. Научно-теоретическое обоснованиетемы
1.1 Понятие об ассортименте и товарной номенклатуре
Ассортиментом товаров является набор товаров, формируемый поопределенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные ииндивидуальные потребности.
Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородныхтоваров или аналогичного назначения.
Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой.Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.
Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаровпредназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарнаяноменклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определеннойпрофессиональной деятельности или иной сферы применения.
Различают следующие виды товарного ассортимента:
1) производственный ассортимент — номенклатура товаров,выпускаемых отдельным предприятием (промышленности, сельского хозяйства и др.)или отраслью в целом.
Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит отхарактера отрасли (узкономенклатурная, широкономенклатурная) степениспециализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенныйрынок (региональный, страновый, международный). Выпускаемые ими товары могутнуждаться в участии торговых предприятий по доведению продукции до конечногопотребителя.
2) торговый ассортимент — номенклатура товаров, реализуемаяпредприятиями оптовой и розничной торговли [16, с. 32].
В результате маркетинговых исследований соответствующихрасчетов и оценок торговое предприятие составляет документ, называемый«ассортиментным перечнем товаров».
Этот перечень, содержащий групповую и развернутуюноменклатуру, является базой для ежедневной оперативной работы товароведов,должен корректироваться с учетом изменений рыночной ситуации. Предприятияоптовой и розничной торговли стремятся иметь (а иногда, и обязаны, чтовыступает формой государственного регулирования их деятельности) обязательныйассортимент (ассортиментный минимум).
В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкийассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемойразличными промышленными предприятиями.
С этой целью происходит преобразование производственногоассортимента в торговый (под сортировка товаров). Преобразование производственногоассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговымипредприятиями, прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторымнепродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразованияпроизводственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственнов розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент — этоперечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает кжизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлениюих ассортимента. В торговле обращается свыше одного миллиона разновидностейтоваров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкамэкспертов, ассортимент непродовольственных товаров через пять лет наполовинуобновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще болеебыстро — через 7-10 лет, обновление составляет 80,0-100,0%. Торговыйассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним можноподразделить по ряду признаков на следующие виды.
В зависимости от однородности сырья и материалов, из которыхизготовлены товары, их, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д.
По потребительскому назначению товары подразделяют наспортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.
Важным признаком классификации являются особые свойстватоваров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости созданияособых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.
С учетом сложности ассортимента различают товары простого исложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары,состоящие из небольшого количества видов или сортов.
Товары сложного ассортимента — имеющие в пределах одного видасвою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам,ростам, моделям и т. д.), или, иначе говоря, в пределах одной группынасчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований [5, с. 117].
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в составекоторых однородные по признаку единства производственного происхождения товара.Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной,валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической,стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Подвидом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги –женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутрикаждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам(артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяется на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принятовыделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров.Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру.Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию групповогоассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.
В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями,товары подразделяются на три группы:
1) повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневноприобретаемые населением товары (хлеб, сахар, молоко, мыло и др.). Эти товарыявляются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто,ежедневно либо через несколько дней;
2) периодического спроса — товары, покупка которыхосуществляется периодически (одежда, обувь, ткани, посуда, деликатесы, марочныевина и коньяки и т. п.);
3) редкого спроса — предметы длительного пользования, срокслужбы которых обычно превышает, пять лет (мебель, телевизоры, компьютеры,холодильные и стиральные машины, мотоциклы и т. д.).
Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рациональноорганизовывать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, болееправильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товарыповседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближенык населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.
В финансовой деятельности большое значение имеет учетсезонных колебаний спроса, в связи, с чем выделяют «сезонные товары». Дело втом, что спрос населения на некоторые товары в течение года колеблется, резковозрастая или снижаясь в отдельные периоды. Сезонность вызывается либоусловиями производства, либо особенностями потребления товара.
В западноевропейских странах, США торговые предприятия(особенно универмаги) торгуют строго в соответствии с сезоном. Пока, например,не наступил весенний сезон, в магазине практически нет ни одного предметавесенне-летнего сезона. Но с наступлением сезона все подчинено сезоннойторговле.
Товары импульсного спроса — это товары, которые зачастуюприобретаются покупателем случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другимиосновными товарами (например, носовые платки, футляры для мыла, мелкиехозяйственные вещи, шнурки, детские книжки). Эти товары составляют основу такназываемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах — чулки, кремы дляобуви; в магазинах и секциях белья — галстуки, запонки; в секциях и магазинахтабачных изделий — спички, трубки, портсигары).
Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующегоспроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качествообслуживания покупателей. Среди товарного ассортимента выделяют такжекомплектные товары — гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие техническисложные товары (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т. д.). Припостроении ассортимента необходимо добиваться, чтобы в продаже былипредоставлены все части и детали комплектных товаров.
На построение ассортимента торговых предприятий оказываеттакже влияние специфика спроса на отдельные товары, определяемые национальнымсоставом населения. Эти изделия составляют так называемые товары национальногоспроса. В соответствии с национальным составом населения надо включать вассортимент товары национального спроса [5, с.120].
И, наконец, модные товары.
Мода — непродолжительное, как правило, господствоопределенного вкуса, в какой — либо сфере жизни или культуре, в одежде, обуви,стили жизни. Для модных товаров характерна смена форм и образов одежды, обуви,головных уборов, происходящая в течение сравнительно коротких промежутковвремени. Мода оказывает сильное влияние на формирование ассортимента одежды,обуви, головных. Быть одетым по моде является важным фактором для многих людей.Особенно молодых.
Появление моды особенно сильно выразилось в 17 в. во Франции,которая длительное время считалась законодательницей моды. И в настоящее времяфранцузские и некоторые западноевропейские страны имеют всемирно-известные домамоделей (Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина).
Для рационального формирования ассортимента товаров врозничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров покомплексности спроса покупателей, когда в состав комплекса входят товарыразличных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. Воснову разработки комплексов может быть положен половозрастной признак (товарыдля женщин и т. д), особенности образа жизни и проведения досуга (товары длятуриста и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся намикро-комплексы.
1.2 Основные принципы ассортимента
1. Соответствие ассортимента товаров характеру спросапредъявляемого покупателями в районе деятельности магазина. Этот принципявляется основным. Поскольку спрос является категорией постоянно меняющейся какколичественно, так и качественно, то ассортимент магазина должен быть гибким иизменяться в соответствии со спросом. Поэтому коммерсанты должны постоянноизучать покупательский спрос.
Результаты изучения спроса обязательно должны учитываться приформировании ассортимента. В частности товары четко сформированного спросадолжны быть постоянно в продаже, поскольку их отсутствие приводит к потерямоборота и в соответствии к снижению эффективной деятельности предприятия иухудшению конкурентных позиций. Итак, изучение спроса населения с одной стороныпредшествует формированию ассортимента, с другой стороны следует за ним с цельювыявления соотношения ассортимента предъявляемому спросу.
2. Принцип комплексного удовлетворения спроса. Обеспечиваетмаксимальное удобство покупателя, экономию времени при совершении покупки. Этотпринцип предполагает построение ассортимента товара с учетом комплектности ихпотребления.
Количество и наименование потребительских комплектов зависитот размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличие другихтипов РТП (рознично — торговых предприятий) в зоне его деятельности. В большейстепени реализуется при формировании ассортимента непродовольственные товары. Врамках потребительских комплексов выделяют микро-комплексы постоянные исезонные [17, с. 265].
Сезонные микро-комплексы организуются в конце праздников илив период осенне-зимнего или весенне-летнего сезонов за счет сохраненияпостоянных микро-комплексов. Также можно сформировать временные, специальныедля данной местности, района микро-комплексы с учетом традиций, обычаев,народных праздников.
Этот принцип построения ассортимента используется в некоторыхконкретных магазинах. Например: диетические продукты, детское питание.
3. Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины,устойчивости, обновляемости ассортимента.
Учитывается в процессе разработки ассортиментной моделимагазина и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждогоквадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкогоассортимента товара с учетом объективно существующих ограничений: размерторговой площади, состояние торгового технического оборудования.
4. Обеспечение рентабельности работы розничной торговой точки- это непременное условие и соответственно принцип формирования ассортимента. Видеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, такжеучитывается товарооборот и другие экономические показатели.
1.3 Этапы и методы формирования ассортимента товаров вмагазине
Факторы, влияющие на формирование ассортимента.
Этапы формирования ассортимента:
1) определяетсяассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии свыбранной коммерческой стратегией торгово-розничного предприятия;
2) устанавливаетсяструктура ассортимента (перечень и соотношение групп, подгрупп товаров);
3) определенноеколичество видов разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупптоваров с увязкой к конкретной торговой площади;
4) разрабатываютконкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.
Методы формирования ассортимента:
1) методассортиментного перечня.
Предполагает наличие в продаже стандарта товарногопредложения, заявленного в ассортиментном перечне. Этот метод ориентирован наудовлетворение твердо сформировавшегося спроса.
Для конкретных магазинов ассортиментные перечни разрешаются сучетом типа магазина, его торговой площади, места расположения, наличияконкурентов, контингента покупателей. Утвержденный торговым предприятиемассортиментный перечень согласовывается с органами местной администрации итерриториальным центром Госсанэпиднадзора. Перечни разрабатываются и утверждаютсяна 1 год. Но при изменении на рынке могут корректироваться и пере утверждаться.
2) методпотребительского комплекса.
Этот метод более прогрессивный, поскольку ориентирован наболее полное удовлетворение определенных потребностей, способствует экономиивремени покупателей на совершение покупок, облегчает выбор товаров,способствует совершению импульсивных покупок. Однако, при этом не учитываетсяособенности спроса отдельных сегментов рынка в пределах одного комплекса.
Для учета индивидуальных предпочтений необходимадифференциация ассортимента, главным принципом которой является глубокоеизучение требований конкретных групп потребителей. Поэтому комплексное изучениерыночной ситуации становится решающим условием правильного формированияассортимента товаров, отвечающего платежеспособному спросу [13, с. 221].
Выделяют две группы факторов общие и специфические, влияющиена формирование ассортимента в магазине.
1. Общие факторы — они не зависят от конкретной работырозничного торгового предприятия.
К ним относятся покупательский спрос и производство товаров.Существующие изменения в спросе сопровождаются с изменениями в сформированномассортименте. При формировании ассортимента учитывают наличие покупательскогоспроса на товары простого и сложного ассортимента. На товары простогоассортимента спрос в основном конкретный, твердо формулируемый и не допускаетзамены этих товаров. На товары сложного ассортимента в спросе допускается ихширокая взаимозаменяемость, причем и которые являются товарами периодического спроса.При формировании ассортимента учитывается также и характер предъявляемогоспроса.
1.1 устойчивый спрос — предъявляется на определенные товары ине допускает замены даже однородным товаром.
1.2 альтернативный спрос — формируется окончательно в магазинев процессе непосредственного ознакомления покупателей с товарами.
1.3 импульсивный спрос — возникает непосредственно в магазинепод воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца [17, с. 257].
2. Специфические факторы – отражают конкретную работумагазина (тип и размер, условия товароснабжения, состав населения, наличиедругих розничных торговых предприятий в зоне деятельности магазина) [17, с.258].
При построении ассортимента товаров в магазинах, торгующиминепродовольственными товарами, исходят из изделий всей номенклатуры товаров накомплексы, микро-комплексы и наименования, а в магазинах, торгующихпродовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» — натоварные группы и наименования. При этом каждое наименование может бытьпредставлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубиныассортимента товаров.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельныхвидов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерациив январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и переченьоказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно всоответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая вовнимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетомизменений коньюктуры рынка и других факторов. В магазинах, как и напредприятиях оптовой торговли. Могут быть использованы ассортиментные перечнитоваров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимостиот его типа, размера торговой площади и других факторов. Наличие таких перечнейпозволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но исистематически контролировать его широту, полноту, стабильность и степеньобновления товаров [6, с. 212].
Особенности формирования ассортимента на разных этапахжизненного цикла товара.
Принятие решения о включении новых товаров и снятии товаров спродажи основывается на понятии жизненного цикла товара.
Многие товары предназначены для продажи в течениеограниченного срока: меняются потребности и вкусы покупателей, меняютсятехнологические возможности промышленности. Товары стареют как технически, таки морально, психологически.
Любой товар проходит определенные стадии, этапы, фазыразвития: стадию внедрения товара на рынок, стадию роста, стадию зрелости истадию устаревания. С этими стадиями связаны три очень важные особенности ихарактеристики:
1) скорость прохождения через стадии жизненного цикла разныхтоваров неодинакова. Одни товары очень быстро проходят весь цикл, другиемедленно проходят через каждую стадию; есть и такие товары, которым так и неудается от стадии внедрения перейти к стадии роста;
2) прибыль, получаемая от продажи единицы товара, неуклонноувеличивается на протяжении стадии роста, а примерно на стадии зрелости онаначинает уменьшаться в результате давления, оказываемого конкурентами. В концестадии зрелости увеличение объема реализации, почти всегда, обгоняет увеличениеприбыли;
3) политика и тактика розничной организации применительно кторговле определенным товаром различны и зависят от того, на какой стадиижизненного цикла этот товар включен в ассортимент.
Характеристики товара на протяжении его жизненного цикла вобщем виде представлены.
На стадии внедрения товаров, торговля ими зачастую бываетубыточной, и розничная организация принимает на себя большой риск, выпуская нарынок новый товар; розничные цены на этой стадии, как правило, высокие, и товарможет продаваться лишь в немногих магазинах.
На стадии внедрения обычно стремятся закупать сравнительнонебольшие партии товаров, притом у хорошо известных поставщиков, которые всегдаотличались добросовестностью и готовностью сотрудничать. Но при этом выбираюттаких поставщиков, которые в случае успеха товара смогут поставлять его вдостаточных количествах.
Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объемареализации, возрастания прибыли; товар начинает предлагать все большееколичество поставщиков. На этой стадии необходимо стремиться к следующему:
1) снабжать магазины большими партиями товара различныхразновидностей (например, разных цветов);
2) искать новых поставщиков, чтобы за счет более широкогокруга источников снабжения обеспечить непрерывный завоз товара в магазины;
3) организовывать быстрый завоз через короткие интервалывремени;
4) установить надежный контроль над всеми источникамиснабжения (за вновь появляющимися поставщиками), чтобы была возможностьсистематически оценивать новые предложения и принимать лучшие из них;
5) сосредоточить в магазинах достаточные запасы новоготовара, чтобы полностью исключить случаи, когда его нет в наличии [17, с. 274].
Когда товар вступает в стадию зрелости, то темп роста объемареализации замедляется. Конкуренция становится более острой, цены на товарснижаются, валовая прибыль, получаемая при его продаже, становится все меньше именьше. В такой ситуации руководитель, ответственный за формированиеассортимента, должен предпринять следующее:
1) потребность у поставщиков снижения оптовых или закупочныхцен;
2) начать отказываться от услуг слабых поставщиков,внимательно следить за льготными ценами и иными преимуществами, которые другиепоставщики теперь уже стремятся предоставить при продаже этого товара;
3) стараться свести объем товарных запасов к минимальнонеобходимому, требующему как можно меньших финансовых средств;
4) стремиться извлечь пользу из тех усовершенствований товараи его упаковки, которые осуществляют ведущие поставщики.
На последней стадии, в фазе устаревания, товар дает всеменьший вклад в общую прибыль товарного отдела или магазина в целом.Промышленность начинает снимать товар с производства, поставщики перестают егопредлагать. На этой стадии руководителям розничной торговли рекомендуется:
1) пересмотреть требуемые объемы товарных запасов;
2) распродать остатки запасов;
3) проанализировать все экономические показатели товара напротяжении его жизненного цикла, при ухудшении их товар вообще исключают изассортимента [17, с. 275].
Формирование ассортимента политики торгового предприятияосновывается на планировании ассортимента продукции с учетом жизненного циклатоварных единиц.
Большинство магазинов включает в ассортимент товары,находящиеся на стадии роста или зрелости. Однако, стратегия других магазиновдиктует иную линию поведения; некоторые магазины предпочитают закупать ивключать в свой ассортимент больше товаров, находящихся еще на стадиивнедрения. Особенно это относится к модным, престижным магазинам, которыедорожат репутацией новотоваров. Есть магазины, включающие в ассортимент товарына стадии зрелости и даже устаревания.
Совершенствование ассортимента — количественные икачественные изменения состояния набора товаров для повышения егорациональности.
Гармонизация ассортимента — количественные и качественныеизменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реальногоассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам,наиболее полно соответствующие целям организации.
2. Краткая характеристикапредприятия, история его создания и опыт
работы на рынке
Объектом исследования в настоящем отчете является супермаркет «Багира №20»(ООО «Сибирская компания»), в дальнейшем именуемое «Общество». Формасобственности – частная, общество с ограниченной ответственностью. Обществоявляется юридическим лицом, действует на основании Устава, законодательства РФи имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на самостоятельномбалансе, от своего имени общество приобретает и осуществляет имущественные иличные неимущественные права, несет обязательства, является истцом и ответчикомв суде. Общество зарегистрировано палатой Администрации г. Иркутска, Иркутскойобласти. Местонахождение ООО «Сибирская компания»: г. Иркутск, ул. Октяборьскаяреволюция, 3.
Учредителем общества является физическое лицо – единоличный владелец. Уставныйкапитал составляет 600 000 руб. Основной целью ООО «Сибирская компания»является – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в товарахпродовольственного назначения и извлечение из этой деятельности прибыли длясобственных нужд. Основным видом деятельностипредприятия является розничная и оптовая продажа алкогольной продукции,собственная розничная сеть, продажа продовольственных товаров. Ассортиментпредставлен следующими товарами: алкогольная продукция, хлеб и хлебобулочныеизделия, бакалея, колбасы и мясные полуфабрикаты, молоко и молочные изделия,кондитерские изделия, крупы и мучные изделия, полуфабрикаты.
3. Исследование рыночной среды предприятия ООО «Сибирская
компания»
3.1 Место и роль предприятия на рынке товара
Для определения места предприятия нарынке необходимо выделить сегмент, на который ориентировано данное предприятие.Сегментирование может производиться с использованием различных критериев такихкак: географические признаки, демографические признаки, социально-экономическиекритерии, поведенческие критерии. Исходя, из этого можно определить целевойсегмент. Например, покупательская среда магазина ООО «Сибирская компания» – этопокупатели всех возрастных групп, обоих полов со средним уровнем дохода.
Удовлетворение потребностилюдей в товаре обусловливается развитием общественного производства, ростомматериального благосостояния и культурного уровня населения; численностью исоставом населения (социальный, половозрастной и др.); конституционные(морфологические, функциональные) особенности организма человека;психологические факторы; природно-климатические условия. Понятно, чтопотребители испытывают различные, потребности в разнообразных товарах. Для тогочтобы удовлетворить эти разнообразные потребности, организации-продавцыстремятся выявить группы потребителей, которые, скорее всего, положительноотреагируют на предлагаемые ими товары. После выявления таких групп покупателейорганизации ориентируют свою маркетинговую деятельность, прежде всего, на этугруппу потребителей, именуемую целевой аудиторией, почти не замечая остальных.
Для того чтобы понять, почему такделается, надо вспомнить закон В. Парето, согласно которому 20% потребителейпокупают 80% определенных товаров. Верное определение всоциально-демографических категориях этих 20% покупателей, составляющих целевуюаудиторию, и является главной сложностью в процедуре сегментирования.
Сегментирование в переводе с латинскогоозначает разрезание. В каждом конкретном случае разделение может бытьориентировано на разные товары и, соответственно, требовать разныхмаркетинговых усилий. Рыночный сегмент — это группа потребителей,характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые товары и набормаркетинговых стимулов.
Кроме рыночного сегмента различают ещебизнес-сегмент. Бизнес-сегмент — это область рынка, в которой организация имеетвозможность получить те или иные преимущества. Наиболее часто при сегментациирынков используются географические, демографические, социально-экономические,психографические и поведенческие принципы. При всех своих достоинствахсоциально-экономическая сегментация не учитывает состояния конкуренции нарынке.
Демографическая сегментация — делениерынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как возраст,пол, размер и жизненный цикл семьи, религия, национальность, раса. Возраст вРоссии рекомендуется сегментировать с кратностью 7 лет, так как известно, чточерез каждые 7 лет человек переходит в новый период своей жизни. Что касаетсянациональности, то понятие это становится все более расплывчатым, а значит,таким будет и сегментирование. Демографические сегменты, как и географические,обычно легко определить и измерить, так как необходимая информация доступна.
Отдельные товары имеют ярко выраженнуюориентацию на определенные категории людей. В России доход плюс пол и возрастделают прочие социально-демографические характеристики (в том числеобразование, социальное положение, тип занятости) излишними. Потому, у насочень распространено сегментирование потребителей в зависимости от ихплатежеспособности.
Психографическая сегментация — это делениерынка на различные группы в зависимости от образа жизни или другихиндивидуальных характеристик потребителей. Психография — психологическоеисследование групп или индивидуумов, особенно в отношении характерных черт,ценностей, представлений, предпочтений и моделей поведения. Психографиянаправлена на изучение действий, интересов и мнений.
Образ жизни характеризует то, на чтопотребитель тратит свое время, как он отдыхает, где живет, что представляютсобой интерьер его жилища, хобби и т.д. Индивидуальные характеристикипотребителей используются в качестве критериев сегментации в случаях, когдатовар подобен товару конкурента и запросы потребителей не выявлены приприменении других критериев.
Для повышения своей конкурентоспособности магазин ООО «Сибирскаякомпания» постоянно совершенствует работу фирмы: следит за ценами, качеством,предлагает услуги, скидки, выделяет внешние и внутренние преимущества.
3.2 Конкуренты предприятия и их анализ
Основными предметами конкуренции в торговой сфере являются:
—ассортимент;
—стоимостьпредлагаемого ассортимента;
—объемпредлагаемого ассортимента;
—производителитоваров;
—месторасположения торговой точки.
Основными конкурентами магазина являются:
—«Бонус»
—«Хлебный»
—Киоски
«Бонус» — достаточно, крупный магазин. На городском рынкепредприятие работает, примерно, также как и ООО «Сибирская компания». Основнойассортимент и направленность данного магазина – алкогольная продукция
«Хлебный» – достаточно маленький магазин сузким ассортиментом представленных товаров.
Киоски не являются конкурентами для магазина, так кактам очень узкий ассортимент и качество обслуживание покупателей очень низкое.
Для того чтобы выявить конкурентное положение предприятия была проведенаэкспертная оценка прямых конкурентов. Для этого была составлена таблица 3.1сравнительной оценки конкурентоспособности магазина ООО «Сибирская компания» всравнении с конкурентами. Выбраны наиболее важные для анализа ключевые факторыуспеха, по каждому фактору определен его вес, исходя из его принятойзначимости. Позицию каждого конкурента по отдельному фактору оцениваем исходяиз шкалы — оценки от 1 до 10 баллов, где: 1 — самая слабая позиция, 10 — самаясильная позиция.
Таблица 3.1 – Сравнительнаяоценка конкурентоспособности магазина
Ключевые
факторы
успеха Вес «Хлебный» «Бонус» Магазин ООО «Сибирская компания» Киоски балл оценка балл оценка балл оценка балл оценка Ассортимент товара 0,2 6 1,2 10 2,0 10 2,0 3 0,6
Качество
товаров 0,25 9 2,25 10 2,5 7 1,75 5 1,25 Репутация предприятия 0,1 3 0,3 10 1,0 8 0,8 3 0,3 Низкие цены 0,25 3 0,75 7 1,75 9 2,25 4 1,0 Качество обслуживание 0,2 2 0,4 8 1,6 10 2,0 2 0,4 Итого: 1,0 - 4,95 - 8,85 - 8,8 - 3,55
Из проведенной экспертной оценки можно сделатьследующие выводы.
Наиболее конкурентоспособным предприятием является«Бонус», взвешенная оценка составляет 8,85 баллов. Предприятиеработает на Иркутском рынке продовольственных товаров довольно длительное времяи зарекомендовало себя с лучшей стороны. Из этого следует его высокий уровеньрепутации. Данное предприятие располагает широким ассортиментом товаров. Ипоследний фактор, это то, что розничная цена товаров вполне приемлемая дляпотребителей.
На следующем месте по конкурентоспособности стоит«Хлебный» – 4,95 баллов. Предприятия располагают не очень полнымассортиментом товаров, предоставляют не очень широкий спектр различных услуг,реализует свою продукцию по более низким ценам.
Наименее конкурентоспособными, по результатамэкспертной оценки, являются все киоски. Они занимают, примерно, одинаковоеместо и в бальной оценке так же 3,55 баллов. Киоски предоставляют очень узкийассортимент, так как предприятия занимают небольшие площади. Они не смогутзаработать высокую репутацию, и вряд ли это у них получится. Потому что товаркак правильно всегда не соответствует качеству и розничные цены на все видытоваров довольно высокие.
3.3 Использование маркетинга вкоммерческой деятельности
Обеспечение коммерческого успехасамым непосредственным образом зависит от глубокого и всестороннего изучениярынка и рыночных возможностей реализуемых товаров. В рамках маркетингаосуществляются следующие задачи:
—комплексноеизучение потребителя и рынка;
—планированиетоварного ассортимента и цен;
—разработкамер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
—выявлениепотенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
—планированиеи осуществление сбыта;
—разработкамер по совершенствованию управления и организации производства.
Маркетинговая стратегияпредприятия основывается на нескольких основных принципах. Первый принцип — наиболее полное изучение потребителя и рынка. Второй принцип – определениеоптимального ассортимента товаров. Третий принцип – разработка наиболееэффективной сбытовой политики. Основополагающим является первый принцип,остальные на нем базируются. Маркетинговые исследования обеспечивают до 80 %рыночного успеха, но не сами по себе, а при условии, что решения, определяющиедеятельность предприятия, осуществляются на их основе.
Маркетинг уже давно находитсяна вооружении предприятий многих зарубежных стран. ООО «Сибирская компания»,проводит маркетинговые исследования, в достаточной мере.
ООО «Сибирская компания»стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшениеглубины, они торгуют популярными и ходовыми товарными группами, а в пределахгрупп – самыми быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяетуменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить ихоборачиваемость.
ООО «Сибирская компания»может достичь успеха на рынке, если будет ориентироваться, прежде всего, назапросы потребителя, обеспечивать ему выбор товаров. Необходимо понятьпокупателя и определить сферу его интересов.
4. Экономическаяхарактеристика предприятия
4.1 Анализ товарооборота
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельноститоргового предприятия является товарооборот. Анализ розничного товарооборотапозволяет определить:
—в какой степенивыполнен план товарооборота и удовлетворён спрос покупателей;
—какие измененияпроизошли в товарообороте за отчётный период, и чем они были вызваны;
—вскрыть новыеявления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.
—
Таблица 4.1 – Анализ товарооборота за период 2007-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2008 г. к 2007 г. Изменение 2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Товарооборот, тыс. руб. 6278 6678 7190 +400 +6,4 +512 +7,7 Однодневный объем товарооборота, тыс. руб. 17,2 18,2 19,6 +1 +5,8 +1,4 +7,6 Торговая площадь объекта, кв. м. 50 50 50 Объем товарооборота на 1 кв. м. торговой площади, тыс. руб. 125,56 133,56 143,8 +8 +6,4 +10,24 +7,6
/>
Рис.2 Динамика товарооборота
Анализ товарооборота за 3 отчетных периода, показывает что начиная с 2007года по 2009 год в денежном выражении товарооборот вырос почти на 1млн. рублей.Что в свою очередь является показателем динамичного развития малогопредприятия.
Таблица 4.2 – Анализ равномерности товарооборота за период 2007-2009 г.г.Показатели Значение показателя за период 2007-2009 г.г. Товарооборот за 2007 г., тыс. руб. 6278 Товарооборот за 2008 г., тыс. руб. 6678 Товарооборот за 2009 г., тыс. руб. 7190 Средний товарооборот за три года, тыс. руб. 6715,3 Средний темп роста товарооборота за три года, тыс. руб. 1,07 Ритмичность реализации товаров 373,3 Коэффициент вариации 5,6% Коэффициент равномерности 94,4%
Данная таблица 4.2 отображает важные показатели: вариации иравномерности. Вариация равна – 5,6% что позволяет говорить о устойчивой работепредприятия. Коэффициент равномерности равен – 94,4% что тоже отображаетравномерность развития фирмы.
Таблица 4.3 – Структура товарооборота за период 2007-2009 г.г.
Виды
товарных групп
Товарооборот
по товарным
группам, тыс. руб.
Структура
товарооборота
по товарным
группам, %
Изменение
2008 г. к 2007 г.
Изменение
2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсо-лютное, тыс. руб. Относи-тельное, % Абсо-лютное, тыс. руб. Относи-тельное, % Кондитерская 313,9 534,24 503,3 5 8 7 +220,34 +70,2 -30,94 -5,8 Бакалея 376,68 467,46 575,2 6 7 8 +90,78 +24,1 +107.74 +23 Молочная 941.7 734,58 719 15 11 10 -207,12 -21.99 -15,58 -2,1 Мясная 251,12 333,9 431,4 4 5 6 +82,78 +32,96 +97,5 +29,2 Табачная 816,14 934,92 719 13 14 10 +118,78 +14,55 -215,92 -23 Слабо алк. 1381,16 1335,6 1725,6 22 20 24 -45,56 -3,3 +390 +29,1 Креп. алк. 1318,38 1602,72 1617,75 21 24 22,5 +284,34 +21,6 +15,03 +0,9 Безалк. 878,92 734,58 898,75 14 11 12,5 -144,34 -16,4 +164,17 +22,34 Итого 6278 6678 7190 100 100 100
Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным товарным группам, а такжеудельный вес товарных групп в общем, товарообороте. Такое сравнение позволяетустановить, насколько увеличилась продажа отдельных видов товаров, в какой меревозросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился удельный вес вобщем, обороте. Основными по товарными группами для ООО «Сибирская компания»,как видно из таблицы 4.3 является алкогольная продукция. За три года,потребление слабоалкогольной продукции увеличилось незначительно, в тоже времяза аналогичный период, потребление крепких алкогольных напитков выросло болеезначительно.
Также исходя из анализа таблицы 4.3 видно что потребление табачныхизделий уменьшилось по отношению к 2008 году на 23%, что является достаточнозначительным показателем.
4.2 Анализ издержек обращения
Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого иовеществленного труда по доведению товара от производителя (поставщика) кпотребителю. Статьи издержек обращения:
—транспортные расходы;
—затраты на оплату труда;
—отчисления на социальные нужды;
—расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений,оборудования и инвентаря;
—расходы на ремонт основных средств;
—износ санитарной и специальной одежды;
—расходы на топливо, газ, электроэнергию;
—расходы на хранение товаров;
—расходы на рекламу;
—затраты по оплате процентов за пользование займом;
—потери товаров и технологические отходы;
—расходы на тару;
—амортизация основных фондов;
—прочие расходы.
Издержки обращения — один из важнейших оценочныхпоказателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Онипозволяют определить эффективность и качество работы трудового коллектива.Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.Основными задачами анализа издержек обращения на торговых предприятияхявляются:
—изучение объёма структуры и динамики затрат;
—исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержекобращения и количественное измерение этого влияния;
—выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятийпо их устранению.
Таблица 4.4 – Анализ затрат за период 2007-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2008 г. к 2007 г. Изменение 2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Общие затраты, тыс. руб., в т.ч.: 5239 5409 5590 +170 +3,2 +181 +3,3 постоянные затраты, тыс. руб. 1571.7 1622,7 1677 +51 +3,2 +54,3 +3,3 переменные затраты, тыс. руб. 3667,3 3786 3913 +118,7 +3,2 +127 +3,3 Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. 0,83 0,8 0,77 -0,3 -3,6 -0,03 -3,75
Издержко-
отдача, руб. 1,19 1,23 1,28 +0,04 +3,36 +0,05 +4,06 Уровень затрат в товарообороте, % 83,45 80,9 77,74 -2,55 -3,05 -3,16 -3,9 Уровень постоянных затрат в товарообороте, % 25,03 24,29 23,32 -0,74 -2,95 -0,97 -3,9 Уровень переменных затрат в товарообороте, % 58,41 56,69 54,42 -1,72 -2,9 -2,27 -4
Из таблицы 4.4 можно наблюдать увеличение общих затрат на предприятии на6,5% за три года. В тоже время благодаря росту товарооборота уровень затрат впроцентном отношении в товарообороте снизился на 6,5%, что свидетельствует одинамике развития данного предприятия.
Таблица 4.5 – Структура издержек обращения за период 2007-2009 г.г.Виды издержек обращения Издержки обращения по видам, тыс. руб. Структура издержек обращения, %
Изменение
2008 г. к 2007 г.
Изменение
2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсо-лютное, тыс. руб. Относи-тельное, % Абсо-лютное, тыс. руб. Относи-тельное, % Транспортные расходы 151 125 137 14,4 11,55 12,25 -26 -17,2 +12 +9,6 Расходы на оплату труда 460 490 515 43,9 45,29 46,06 +30 +6,52 +25 +5,1 Отчисления на социальные нужды 51 65 72 4,86 6 6,44 +14 +27 +7 +10,7 Расходы на аренду и содержание зданий 256 300 310 24,43 27,73 27,72 +44 +1,17 +10 +3,3 Амортизация основных средств 60 55 43 5,72 5,08 3,84 -5 -8,3 -12 -21,8 Расходы на рекламу 18 12 15 1,71 1,1 1,34 -6 -33,3 +3 +25 Потери товаров и технологические отходы 11 14 9 1,04 1,29 0,8 +3 +27,2 -7 -35,7 Расходы на тару 20 15 16 1,9 1,38 1,43 -5 -25 +1 +6,66 Прочие расходы 20,8 5,8 1 1,98 0,53 0,08 -15 -72,1 -4,8 -82,7 Итого 1047,8 1081,8 1118 100 100 100
/>
Рис. 3. Динамика товарооборота и затрат
Таблица 4.5 показывает структуру издержек обращения за 3 года. Из даннойтаблицы видно что заработная плата работников за три года увеличилась на 11,5%.Расходы на аренду выросли за три года на 4,5%. В тоже время потери товара 3года уменьшились на 8,5%.
4.3 Анализ материально-технической базы
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основеторговое предприятие должно располагать надлежащей материально-техническойбазой, которая представляет собой совокупность материально-вещественныхценностей – основные производственные фонды и технологии производственныхпроцессов.
Таблица 4.6 – Анализ эффективности использования основных фондов запериод 2007-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2008 г. к 2007 г. Изменение 2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 930 770 604 -160 -17,2 -166 -21,55 Фондоотдача, руб. 6,75 8,67 11,9 +1,92 +28,4 +3,23 +37,25 Фондоемкость, руб. 0,14 0,11 0,08 -0,03 -21,4 -0,03 27,2 Фондооснащенность, тыс. руб./ чел. 84,54 70 54,9 -14,54 -17,2 -15,1 -21,57 Рентабельность основных фондов, % 70,4 117 213,5 +46,6 +66,1 +96,5 +82,47 Прибыль на 1 кв. м. торговой площади, тыс. руб. 13.1 18,14 25,8 +5,04 +38,47 +7,66 +42,227 Показатель износа, % 25 27 30 +2 +8% +3 +11,1
Показателями эффективности использования материально–технической базыторгового предприятия являются фондоотдача и фондоемкость. Расчет этихпоказателей представлен в таблице 4.1 в соответствии с расчетнымизависимостями:
—Фондоотдача =товарооборот / стоимость основных фондов;
—Фондовооснащенность= стоимость основных фондов/ среднесписочную численность работников
Посмотрев таблицу 4.6 можно сделать следующие выводы:
—Стоимостьосновных фондов уменьшилась в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 326 тыс.рублей;
—Фондоотдача характеризует величину товарооборота, приходящуюся на1 руб. основных фондов.
—Повышение фондоотдачи в 2009 г. по сравнению с 2007 г. произошлона 65,5%.(5,15 руб.);
—Повышениефондоотдачи означает, что товарооборот растёт более высокими темпами:
Таблица 4.7 –Структура основных фондов за период 2007-2009 г.г.Виды основных фондов Стоимость основных фондов по видам, тыс. руб. Структура основных фондов, %
Изменение
2008 г. к 2007 г.
Изменение
2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Абсо-
лют
ное, тыс. руб. Относи-тельное, %
Абсо-
лют-
ное, тыс.
руб.
Относи-
тельное, % Здания 550 470 400 59,1 61,03 66,22 -80 -14,5 -70 -14,8
Торговое обору
дование 150 120 60 16,1 15,58 9,93 -30 -7,7 -60 -50
Инстру
мент 30 20 14 3,22 2,59 2,31 -10 -33,3 -6 -30
Электрон
ные системы 120 110 90 12,9 14,28 14,9 -10 -8,3 -20 -18,18
Хозяйствен
ный инвентарь 80 50 40 8,6 6,49 6,62 -30 -37,5 -10 -20 Итого 930 770 604 100 100 100
Из таблицы 2.5 видно, что основную часть в структуре основных фондовзанимает здания и сооружения – около 60%, следующим по величине следует –торговое оборудование и электронные системы около – 30%
Таким образом, в ООО «Сибирская компания»за три года произошло уменьшение величины основных фондов.
/>
Рис. 4. Динамика фондоотдачи и фондовооруженности
Фондоотдача уменьшилась по сравнению с 2008 годом за счет изменениявеличины основных фондов.
/>
Рис. 5. Фондоемкость
Из таблицы 4.7 видно что основную часть в структуре основных фондовзанимает здания и сооружения – около 60%, следующим по величине следует –торговое оборудование и электронные системы около – 30%
Таблица 4.8 – Анализ эффективности использования оборотных активов запериод 2007-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2008 г. к 2007 г. Изменение 2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Стоимость оборотных активов, тыс. руб., в т.ч. 1494,76 1484 1497,9 -10,76 -0,7 +13,9 +0,93 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 4,2 4,5 4,8 +0,3 +7,14 0,3 +6,6 Длительность одного борота, дн. 85,7 80 75 -5,7 -6,6 -5 -6,25 Коэффициент использования оборотных активов 0,23 0,22 0,20 -0,01 -4,34 -0,02 -9,09 Коэффициент отдачи оборотных активов 0,69 0,85 1,06 +0,16 +23,1 +0,21 +24,7
/>
Рис. 6. Коэффициент оборачиваемости и отдачи оборотных средств
Таким образом, фондоемкостьторгового предприятия низкая, что является положительной тенденцией.
4.4 Анализ прибыльности и рентабельности предприятия
Таблица 4.9 – Анализ прибыльности предприятия за период 2007-2009г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2008 г. к 2007 г. Изменение 2009 г. к 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % 1 2 3 4 5 6 7 8 Выручка от продажи товаров (за минусом НДС), тыс. руб. 6278 6678 7190 +400 +6,4 +512 +7,7 Себестоимость проданных товаров (стоимость по ценам закупки), тыс. руб. 4191,2 4327,2 4472 +136 +3,24 +144,8 +3,34 Валовая прибыль (доходы от торговых надбавок), тыс. руб. 2086,8 2350,8 2718 +264 +12,6 +367,2 +15,6 Уровень валовой прибыли в товарообороте, % 33,2 35,2 37,8 +2 +6,02 +2,6 +7,38 Издержки обращения 1047,8 1081,8 1118 +34 +1,03 +36,2 +3,34 Уровень издержек обращения в товарообороте, % 16,69 16,19 15,5 -0,5 -2,99 -0,69 -4,26 Прибыль от продаж, тыс. руб. 1039 1269 1600 +230 +22,1 +331 +26 Уровень прибыли от продаж в товарообороте, % 16,5 19 22,2 +2,5 +15,1 +3,2 +16,8 Операционные доходы, тыс. руб. 12 12 Операционные расходы, тыс. руб. 3 4 2 +1 +33,3 -2 -50 Операционная прибыль, тыс. руб. -3 -4 10 - - 14 - Внереализационные доходы, тыс. руб. - - - - Внереализационные расходы, тыс. руб. 4 8 +4 +100 - - Внереализационная прибыль, тыс. руб. -4 -8 - - - - Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 1032 1257 1610 +225 +21,8 +353 +28 Налог на прибыль и другие аналогичные платежи, тыс. руб. 340 350 320 +10 +2,9 -30 -8,57 Чистая прибыль, тыс. руб. 692 970 1290 +278 +40,1 +320 +32,9
Как видно из таблицы 4.9 чистая прибыль предприятия за 3 отчетных годаувеличилась на более чем 70%, данный показатель говорит об успешности работыпредприятия.
Пофакторный анализ прибыли от продаж предприятия
1. Изменение прибылиот продаж за счет изменения товарооборота
∆П=(∆ТО*Уп0) / 100%, где
∆П – изменение прибыли, тыс. руб.
∆ТО – изменение товарооборота, тыс. руб.
Уп0 – уровень прибыли от продаж в товарообороте за прошлый период
∆П=/>=97,28 т.р.
2. Изменение прибылиот продаж за счет изменения уровня валового дохода ∆П=(∆Увд*ТО1) /100%, где
∆П – изменение прибыли, тыс. руб.
∆Увд – уровень валового дохода в товарообороте, %
ТО1 – товарооборот за отчетный период
∆П=/>=186,9 т.р.
Изменение прибыли от продаж за счет изменения уровня издержек обращения ∆П=(∆Уио*ТО1)/ 100%, где
∆П – изменение прибыли, тыс. руб.
∆Уио – уровень издержек обращения в товарообороте, %
ТО1 – товарооборот за отчетный период
∆П=/>=49,6 т.р.
Итого: ∆П=333,7 т.р.
Увеличение прибыли от продаж за 2009 год в основном вызван валовым доходом,который составляет более половины от данной величины.
Таблица 4.10 – Анализ рентабельности предприятия за период 2007-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Относительное изменение, % 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г. Рентабельность продаж, % 16,5 19 22,25 +15,1 +17,1 Рентабельность продукции, % 19,8 23,4 28,6 +18,18 +22,2 Рентабельность основных фондов, % 70,4 117 213,5 +66,1 +82,4 Рентабельность капитала, % 20,4 25,02 49,5 +22,6 +97,8
Из анализа таблицы 4.10 можно сказать что на данном предприятии высокийуровень рентабельности, по некоторым показателям до 82,5%.
/>
Рис. 7. Динамика показателей рентабельности
4.5 Анализ безубыточного объема продаж
Таблица 4.11 – Анализ безубыточного объема продаж, запаса финансовойпрочности и операционного рычага за период 2008-2009 г.г.Показатели Анализируемый период Изменение 2009 г. к 2008 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, % Товарооборот, тыс. руб. 6678 7190 +512 +7,7 Прибыль от продаж, тыс. руб. 1269 1600 +331 +26 Постоянные затраты, тыс. руб.. 3786 3913 +127 +3,35 Переменные затраты, тыс. руб. 1623 1677 +54 +3,32 Безубыточный объем продаж, тыс. руб. 3747,72 3679,47 -68,25 -1,82 Запас финансовой прочности, тыс. руб. 2930,28 3510,53 +580,25 +19,8 Маржинальный доход, тыс. руб. 2892 3277 +385 +13,31 Коэффициент операционного рычага 2,28 2,05 +0,23 -10,08
Анализ безубыточного объема продаж из таблицы 4.11 показывает что росттоварооборота на 7,7%, но при этом существует снижение точки безубыточности на1,8%. Данное снижение не является критическим. Запас финансовой прочностиувеличился на 19%, что является хорошим показателем роста.
/>
Рис. 8. Динамика безубыточного объема продаж
/>
Рис. 9. Динамика переменных и постоянных затрат
4.6 Анализ финансового состояния
Таблица 4.12 – Анализ финансового состояния предприятия за период2008-2009 г.г.Показатели Нормативное значение Анализируемый период 2008 г. 2009 г. Коэффициент автономии Более 0,5 0,2 0,4 Коэффициент маневренности 0,2-0,5 0,3 0,6 Коэффициент обеспеченности собственными средствами Мин. 0,1 0,06 0,34 Коэффициент покрытия (платежеспособности) 1,0-2,0 1,07 1,52 Коэффициент ликвидности Более 0,8 0,18 0,88 Коэффициент абсолютной ликвидности Мин. 0,2 0,01 0,26 Показатель Альтмана Более 1,23 2,29 4,42
Коэффициенты из таблицы 4.12 находятся в пределах нормативных значений иэто позволяет говорить о развитии данного предприятия в правильном направлении.
/>
Рис.10. Динамика коэффициентов ликвидности
5. Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия 5.1 Содержаниемероприятия
Проведенный в четвертой главе анализ ассортимента реализуемой продукции,позволяет определить основные направления совершенствования ассортиментнойполитики ООО «Сибирская компания».
Одной из слабых сторон является организации является не достаточный опытпроведения маркетинговых исследований рынка и основных его сегментов. Видитсянеобходимым создание системы планирования и управления ассортиментом икачеством товаров, которая бы входила в качестве органической части вкомплексную систему управления коммерческой деятельностью ООО «Сибирская компания».
Так, планирование ассортимента в ООО «Сибирскаякомпания» должно проводиться на основе выполнения следующихмаркетинговых исследований:
– определения текущих и перспективных потребностей населения;
– изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;
– изучения мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей нарынке продуктов питания;
– исследование сегментации рынка и типологии потребителей;
– изучения потребительских характеристик и конкурентоспособности товаровразличных производителей;
– изучения стандартов качества;
– изучения товарных запасов;
– исследования дефектной продукции, отбракованной в процессе реализации;
– изучения реакции рынка на новый товар;
– анализа информации о качестве и ассортименте реализуемых товаров,полученной от потребителей по «обратной связи».
На сегодняшний день самый разнообразный ассортиментный ряд товаров ООО «Сибирская компания» приходиться на виноводочнуюпродукцию. Это объясняется тем, что категория товаров данной группы в настоящеевремя пользуется наибольшим спросом. Но, несмотря на это, не все виды даннойгруппы одинаково реализовываются. Поэтому одним из способов найти максимальновыгодное соотношение внутригруппового ассортимента по видам являетсяосуществление тщательного анализа реализации товаров на основе анкетированияпокупателей.
Использование системы дозаказов у фирм-поставщиков имеет ряд преимуществ,заключающихся в том, что это позволяет сторонам не рисковать, заказывая большоеколичество товаров в базовый ассортимент, а дозаказывать то, что стабильнореализовывается в торговых залах ООО «Сибирскаякомпания».
ООО «Сибирская компания» при реализациипродукции через фирменные магазины следует проводить опросы покупателей с цельюизучения спроса на товары и на основе этого выявления возможности расширенияассортимента. Опрос следует проводить в виде анкетирования.
В целях закрепления на рынке города Иркутска следует, прежде всего,стараться поддерживать цены на продукцию на конкурентном уровне, то естьнемного ниже, чем у конкурентов, так как для большинства людей и фирм на данныймомент это главный фактор принятия решения о совершении покупки.
Для ООО «Сибирская компания» целесообразнымбыло бы использовать стратегию выстраивания цен. Существуют так называемыеценовые линии, которые отражают диапазон цен, где каждая цена соответствуетопределенному уровню качества товара. Диапазон цен может быть определен как низкий,средний и высокий. Затем устанавливается ограниченное число конкретных цен.Например, ООО «Сибирская компания» можетпредложить разнообразный ассортимент мясной продукции. Однако потребители небудут реагировать на ряд незначительных ценовых различий. Вместо этогопредпочтительнее установить несколько цен, которые позволяют дифференцироватьтовары в «линии», базирующиеся на таких признаках, как качество и престиж.Выстраивание цен упрощает для клиентов проблему выбора одного из множествапредложенных однородных товаров. Потребители могут в этом случае самостоятельнорешить, какой уровень качества или цены им подходит, и совершить покупку впределах предлагаемой ценовой линии.
В целях более полного изучения потребности в отдельных видах товара нарынке, можно посоветовать фирме ежемесячно рассылать потребителям городаИркутска информационные листки с указанием предлагаемых видов для получениязаявок и запросов на них, с целью предоставления информации, стимулируя темсамым сбыт продукции. Также можно порекомендовать проводить данные исследованиев торговых залах непосредственно продавцами-консультантами. Полученные данныедадут представление о спросе на продукты в ООО «Сибирскаякомпания», это даст возможность оптимизировать ассортимент товаров исократить сроки реализации. Также целесообразно проводить постоянный мониторингза состоянием дел у основных конкурентов фирмы: проводить постоянный анализпредлагаемого конкурентами ассортимента, уровня цен, что позволит ООО «Сибирская компания» правильно избрать ценовуюполитику относительно своей продукции.
Для более высокого товарооборота впредпразничные дни было разработано мероприятие по совершенствованиюмаркетинговой деятельности предприятия – акция Новый год с «Багирой»
Бюджет акции: за счет средств ПоставщиковТаблица 5.1
Разроботчик проекта: Бортняк ЕленаОлеговна
Механика проекта: Розыгрыш новогоднихподарков среди покупателей.
С 1 по 25 декабря в супермаркете«Багира» Будет проходить Новогодняя акция. В финале акции будут разыгрыватьсяНовогодние подарки, главный приз – Теливизоры ЖК.
Розыгрыш подарков состоится:
25.12.2010г в 14:00ч – возле с/мБагира №20, ул. Ленинградская, 102.
Участниками акции стоновятсяпокупатели, совершившие покупки в с/м «Багира» на сумму 700 рублей, включаятовар Партнеров акции(товар выделен специальным ценником). На кассе печатаетсячек, к чеку степлером прикалывается лотерейный купон и отдается покупателю.
В день розыгрыша покупатели приходятк супермаркету с лотерейными купонами и чеками, сбрасывают купоны в лототрон.Ведущий приветствует участников и проводит розыгрыш.
Материалы: плакаты об акции, ценники,купоны, лототрон, подарки для розыгрыша.
Дни проведения акции: 01.12.10 –25.12.10
Подарки на розыгрыш:
Супер- призы:
— Телевизоры ЖК;
— Подарочныесертификаты в ювелирный и Парфюмерию;
— Бытовая техника;
Прочие призы:
— Новогодниекорзины с вином
— Вина частнойколлекции(Барон, Шато, Тесоро, Сунтуозо)
— Дисконтные карты«Виноград», «Почетного клиента»
В акции участвуют товары следующихпоставщиков:
ИП Селезнева, ОАО «Молоко», ООО«Маяк», ИП «Ситникова», ТД « Сервико», ООО «Русский холод», ООО «Россия»,ООО «АВК», Иркутский Мясокомбинат.
Таблица 5.1 — Бюджет акции – Новыйгод с «Багирой»!Наименование Колличество Цена Сумма Супер -призы Телевизоры жк 4 30000 120000 Подорочные сертификаты в Лэтуаль на 1000 р. 10 1000 10000 Подорочные сертификаты в Алмаз на 1000 р. 10 1000 10000 Прочие призы Кофеварка 5 2000 10000 Пароварка 5 1100 7500 Блендер 3 750 2250 Вино Тесоро дель диос Мускатель 5 150 750 Вино Тесоро дель диос Каберне Совоньон 5 150 750 Вино Синьор из Ламанчи бел.п/сл 5 150 750 Вино Синьор из Ламанчи кр.п/сл 5 150 750 Дисконтные карты «Почетного клиента» 30 25 750 Итого призы 163500 Организационные Затраты: Печать плакатов А3 4 500 2000 Печать купонов 500 5 2500 Изготовление акционных ценников 100 10 1000 Размещение баннера 6*3м 1 1500 1500 Изготовление баннера 6*3м 1 3000 3000 Итого организационные затраты 10000 Всего бюджет по акции 173500
Длясупермаркета акция Новый год с «Багирой» — это рост оборота продукции и статьядополнительного дохода. Для торговых марок чья продукция в течении проведенияакции будет выделена специальными ценниками – узнаваемость и увеличение продаж —от 150 % до 700 %. Правда, следует признать, что данный результат являетсякраткосрочным, так как после окончания мероприятия продажи в течение месяцавозвращаются практически на прежний уровень. Не стоит забывать и о том, чтопосле промо-знакомства с торговой маркой формируется круг потенциальных покупателей.А вот такой результат уже можно считать долгосрочным.
5.2 Меры реализации и методы оценкиперспективного развития
предприятия
При формировании ассортимента товаровв ООО «Сибирская компания» необходимопридерживаться принципа обеспечения оптимальной ширины, глубины, такжеустойчивости и обновляемости ассортимента. Это позволит обеспечить максимальныеобъемы продаж с каждого квадратного мета торговой площади, а также наличиепредельно широкого ассортимента товаров с учетом объективно существующуюограничений: размера торговой площади, состояния торгово–техническогооборудования, финансовые возможности и др.
Основываясь на анализе системы управления ООО «Сибирскаякомпания», следует заметить, что она не полностью удовлетворяетпотребностям и целям организации (слишком малый перечень реализуемых товаров,слабый охват возможных рынков сбыта, а также, малый рост объема продаж иоказываемых услуг), вследствие чего структура подлежит усовершенствованию.
Для решения этих проблем предлагаем внести в штатное расписание одногоэксперта по продажам, имеющего товароведное образование, функциями которогобудут изучение качества продуктов, увеличение продаж и обеспечение стабильногоразвития организации, и подчинить эксперта по продажам директору ООО «Сибирская компания», это позволит организациибыстрее реагировать на изменения рынка, увеличить долю занимаемого рынка вдругих регионах, больше внимания уделять качеству закупаемой для последующейпродажи продуктов и решить проблему с расширением перечня реализуемых товаров иоказываемых услуг.
Введя новую должность, перестроим организационную структуру ООО «Сибирская компания» следующим образом (рисунок 3.1).
/>
Рисунок 5.1 – Предлагаемая схема управления ООО «Сибирскаякомпания»
Благодаря активному привлечению различных средств рекламы ООО «Сибирская компания» может значительно увеличитьобъемы продаж продукции. Кроме этого к положительному эффекту рекламноговоздействия можно отнести лучшую информированность потенциальных потребителей одеятельности ООО «Сибирская компания»,сориентировать в ценах, предлагаемых товаров. ООО «Сибирскаякомпания» необходимо активно сотрудничать с рекламными агентствамигорода и проводить различные презентации новой продукции совместно смагазинами, куда ООО «Сибирская компания» поставляетсвои товары, это позволит увеличить товарооборот, и в тоже время получитьдополнительную прибыль.
С целью изучения спроса покупателей ООО «Сибирскаякомпания» необходимо активно использовать комплекс проводимых в торговомзале мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж (мерчендайзинг отангл. merchandising — искусство торговать). Статистика свидетельствует, чтоудачная экспозиция товаров в торговом зале дает прирост товарооборота 12 — 18%. Поэтому мерчендайзинг стал активно применяться не только в работе с товарамиимпульсного спроса, но и в торговле товарами других групп.
Мерчендайзинг основан на психологии поведения покупателя в замкнутомпространстве и заключается в проведении комплекса работ: по размещению товаров;выкладке товаров; оформлению мест продажи; созданию эффективного запасатоваров.
При размещении товаров в торговых залах ООО «Сибирскаякомпания» необходимо учитывать не только психологические особенностиповедения покупателей, но и специфику товаров, правила товарного соседства, атакже необходимость закрепления за товарными группами постоянных местрасположения.
Мерчендайзинг позволит максимизировать прибыль от реализации пользующихсяустойчивым спросом товаров, сократить время, затрачиваемое покупателем на поискнужных товаров и принятие решения о планируемых покупках, стимулироватьимпульсные покупки и тем самым увеличить общий объем продаж предприятиярозничной торговли.
С целью улучшения показа товаров, оформления витрин магазинов ООО «Сибирская компания» и продажи товаров необходимопровести следующие мероприятия:
— улучшить освещение за счет дополнительных светильников на оборудовании;
— по возможности изменить конструкцию стеллажей с целью показа ассортиментапродуктов в наклонном положении (для лучшего обозрения).
Совершенствование ассортиментной политики в ООО «Сибирскаякомпания» заключается также в поставке товаров высоко качества, и этаработа возлагается, в основном, на специалистов отдела снабжения и поставок,которые непосредственно работают с поставщиками товаров. Для этого необходимоусилить меры воздействия при поставке недоброкачественных товаров с применениемштрафных санкций. Кроме того, должна проводиться 100%-ная разбраковка по всем группамтоваров. Также необходимо организовать учебу с привлечением специалистов поэтому вопросу и обеспечение нормативной документации по вопросам качества, этаработа должна постоянно совершенствоваться и восприниматься как неотъемлемаячасть процесса купли-продажи товаров.
Необходимо также слаженная работа между организациями (изготовителямипродукции) и ООО «Сибирская компания», приэтом нужен жесткий контроль за сроками поступления товаров.
Для совершенствования ассортимента товаров в ООО «Сибирская компания» необходимо проводить работу в следующихнаправлениях:
— расширение ассортимента товаров, не производимых на территории Иркутска;
— разработать систему отборки товаров непосредственно напредприятии-изготовителе;
— установить четкий контроль за наличием необходимого ассортимента напредприятиях-изготовителях и в залах ООО «Сибирскаякомпания» путем дополнительных проверок товароведами;
— отработать систему подачи и исполнения заявок на складах и секциях(подача заявок на склады 1 раз в неделю);
— наладить работу с товарами, не пользующимися спросом (замена товара напредприятиях путем из возврата);
— своевременно предъявлять претензии к изготовителям продукции запоставку некачественных товаров.
Создание и использование web-сайтаи глобальной компьютерной сети позволит ООО «Сибирскаякомпания» в кратчайшие сроки доводить до клиентов всю необходимуюинформацию, а также, с использованием специальных программных средств проводитьмаркетинговые исследования в реальном масштабе времени. Преимущества web-сервер заключаются в том, что онможет работать круглосуточно, без праздников и выходных, причем реализацияработы в таком режиме потребует минимальных расходов на автоматизацию ипринесет немалые выгоды.
5.3 Оценкаэффективности
В рыночной экономике, по логике экономических законов, предприятие должнообеспечить себе определенный уровень доходов. Оно может существовать только втом случае, если все время развивается.
Исходя из этого, ООО «Сибирская компания»может обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя,осуществлять обновление и усовершенствование своего аппарата, и соответственновести расширенное воспроизводство. Однако эти мероприятия можно обеспечитьтолько при успешной реализации своего продукта на рынке. Современный рынок,между тем, весьма изменчив. Пассивный подход к его рассмотрению означал бы, чтосвое положение предприятие вручало бы воле рынка пускало бы все «насамотек», чего допускать нельзя. Для повышения своей хозяйственнойдеятельности, предприятие ООО «Сибирская компания»обладает определенными ресурсами — финансовыми, торговыми, кадровыми и т. д. Этиресурсы оно должно мобилизировать и направить на то, чтобы использоватьсуществующий рыночный потенциал наиболее рентабельным образом, обеспечивающимаккумуляцию средств, делающую возможным существования предприятия и егоразвития. При этом оно должно вести отбор и ориентироваться на такие рынки,которые обладают хорошим потенциалом для реализации необходимого объема продажи получения необходимой прибыли. Взаимосвязь изменения спроса потребителей исбытовой политики предприятия приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2 — Оценка взаимосвязи изменения спроса и предложенияДинамика мотиваций спроса потребителей Изменения в сбытовой политике Потребитель отдает предпочтение ООО «Сибирская компания»
Упор на усовершенствованные новинки
Увеличить многообразие ассортимента Можно получить крупную прибыль на продаже новых изделий Упор на маркетинг и сеть распределения
Бюджет на продвижения винно-водочной продукции включает в себя: расходына исследование рынков (конъюнктурные, средне- и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособноститовара, на информационную связь с покупателями (реклама, стимулирование сбыта,участие в выставках и ярмарках и т.д.) на организацию товародвижения и сбытовойсети. Финансовые средства на перечисленные мероприятия черпаются из прибыли,которая без таких расходов была бы по своей массе значительно большей, однако,с другой стороны без расходов на маркетинг вряд ли удастся в современныхусловиях продать достаточное количество единиц товара, чтобы окупить затраты наисследовательские работы и все остальное, связанное с его продажей, не говоряуже о получении прибыли. Поэтому выделение средств на сбыт продукции – эторешение оптимизационной задачи с большим количеством переменных, влияниекоторых обычно не поддается точному учету, то есть задачи типичнопрогностической. Влияние переменных к тому же, как правило, нелинейно и самодолжно определяться эмпирическим путем. Вот почему в определении бюджета такуюбольшую роль играют традиции, опыт высших руководителей фирмы и анализ расходовфирм-конкурентов.
Таблица 5.3 — Оценка эффективности Показатель До проведения акции Плановая После проведения акции
Отклонение
от плана +/- № графы 1 2 3 4 Число покупателей в день, человек. 290,0 350,0 358,0 + 8,0 Средняя стоимость чека, р. 400,0 500,0 620,0 + 120,0 Однодневный товарооборот, тыс. р. 116,0 175,0 183,3 8,3 /> /> /> /> /> />
Из данных таблицы видно, что среднеечисло покупателей в день после проведения мероприятий составило 358 человек.Это на 23,4 % больше, чем было до проведения акции. Средняя стоимость чекаувеличилась на 30 % и составила 620 рублей. Однодневный товарооборот в магазине«Фишка» увеличился до 183,3 тыс. рублей или на 58 %.
Подводя итоги данной таблицы можносделать выводы, что комплекс мер, предпринятый нами для реализации стратегиипродаж, а также увеличения ряда экономических показателей был успешнореализован.
Конечно, ожидаются и всевозможные трудности, связанныекак с организацией маркетинговых исследований, оформлением необходимыхдоговоров и установлением связей с надежными поставщиками, так и с завоеваниемдоли рынка и ведением конкурентной борьбы. Облегчит решение этих задачиспользование конкурентных преимуществ ООО «Сибирскаякомпания», к коим можно отнести развитую систему филиалов, болееразнообразный и интересный выбор ассортимент продукции и профессионализмперсонала.
Заключение
ООО «Сибирскаякомпания» — успешно работающее предприятие малого бизнеса. Нодля поддержания сложившегося уровня и его увеличения необходимо проведениесерьезных мер для дальнейшего развития. Конкурентная среда меняется иэкономическая обстановка в стране в целом не является идеальной, и дляпредотвращения различных критических ситуаций в будущем, необходимы действия вданный момент времени.
Исходя из проведенного комплексногоэкономического анализа и применения различных методов оценки данногопредприятия. Мною были предложены меры дальнейшего развития предприятия ООО «Сибирская компания».
Данные предложения позволятпредприятию:
— Укрепить свои позиции на рынке;
— Успешно конкурировать с другимиучастниками рынка;
— Увеличить товарооборот и какследствие доход предприятия.
Список литературы
1. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Г.В. Савицкая. –7-е изд., испр.- Мн.: новое знание, 2002.- 704 с.
2. Бузукова Е.А.Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – Спб.:Питер, 2007.- 176 с.
3. Памбухчиянц О.В.организация и технология коммерческой деятельности: Учебник/ О.В. Памбухчиянц.-5-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков иК»2009-640с.
4. Осипова Л.В.,Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов. – 2-е изд.,перераб. И лоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 623с.
5. Раицкий К.А.Экономика предприятия: Учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 1012 с.
6. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, практика и методология/ Е.П. Голубков.- М.:Финпресс, 1998.- С.85-87.
7. Дашков Л.П.Коммерция и технология торговли/ Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.- М.:Информационно–внедренческий центр Маркетинг, 1999.- С.118-120.
8. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле/ Л.И. Кравченко.- М.: ООО «Новоезнание», 2004.- 543с.
9. Колинина Л.А.Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Л.А. Колинина.- М.:Экономика, 2000.- С.88-91.
10. Основымаркетинга/ Ф. Котлер [и др.].- М.: СПб., Киев, 1997.- С.376-390
11. Котлер Ф. Основымаркетинга/ Ф. Котлер.- М: Прогресс, 1998.- 480с.
12. Коммерческоетовароведение и экспертиза/ под ред. Т.А. Васильева — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1997.- С. 15-17.
13. Лебедева С.Н.Экономика предприятия/ С.Н. Лебедева.– Мн.: Новое знание.- 239с.
14. Лаптев А.Г.Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг.- 2000.- №5.- с.72.
15. Маркетинг/ подред. А.Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- С. 138-140, 299-305.
16. Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы/ М.А.Николаева.-М.:2002.- С. 51-64.
17. Обзор рынковтоваров/Журнал Российский продовольственный рынок, 2005.- №3(67).- С.69-70.
18. Осипова Л.В.Основы коммерческой деятельности/ Л.В.Осипова, И.М. Синяева.- М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1997.- С.27-34, 60-70.
19. Павлова Н.Н.Маркетинг в практике современной фирмы/ Н.Н. Павлова.- М.: Норма, 2005.- 384с.
20. Половцева Ф.П.Коммерческая деятельность/ Ф.П. Половцева.- М.: Маркетинг, 2002.- 290с.
21. Панкратов Ф.Г.Коммерческая деятельность/ Ф.Г.Панкратов, Т.К. Серегина.- М.: Маркетинг, 2002.-С.181-184.
22. Пешков Е.П.Маркетинговый анализ деятельности фирмы/ Е.П.Пешков.- М.: Ось-89, 1996.- С.15-18.
23. Раицкий К.А.Экономика предприятия/ К.А. Раицкий.- М.: Дашков и К, 2002.- С.610-616.
24. Смирнов Э.А.Основы теории организации/ Э.А. Смирнов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 375с.
25. Сарапулова Л.Н.Направление маркетинговых исследований в оптовой и розничной торговле/ Л.Н.Сарапулова.- Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2001.-100с.
26. Цвигун И.В.Концепция качества и варианты их системной реализации/ И.В. Цвигун.- Иркутск.:ИГЭА, 1998.- С. 32-33
27. Что такоелидерство/ Журнал Вы и Ваш магазин, 1998.- С.15-16.
28. Товароведение иэкспертиза продовольственных товаров: учеб. пособие/ Шепелев А.Ф.[и др.].-Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.-600с.
29. Шеремет А.Д.Методика финансового анализа/ А.Д. Ширимет, Е.В. Ненашев.- М.: ИНФРА-М, 2000.-208с.
30. Экономикапредприятия/ под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М.- М.: Банки и биржа,ЮНИТИ, 1998.- 267с.