Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМРИСКОМ
1.1 Общие понятияпредпринимательского риска
1.2 Управление риском
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧА №1
ЗАДАЧА №2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Независимо от причин возникновения экономического рискаестественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери,связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятияуправленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управлениериском, называемое также в контексте бизнеса риск-менеджментом.
Управление риском (риск-менеджмент) — процесс принятия и выполненияуправленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние наорганизацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями.
Хотя управление риском базируется на общих принципах, этот процессимеет свою специфику на каждом уровне. Ввиду возможности появления дляотдельной производственно-хозяйственной единицы больших потерь, связанных среализацией экономического риска, проблема управления рисками на уровне фирмыстановится особенно актуальной.
В мировой и отечественной специальной литературе понятие«управление рисками» (риск-менеджмент) используется в широком и узкомсмыслах.
В широком смысле управление риском (риск-менеджмент) естьискусство и наука об обеспечении условий успешного функционирования любойпроизводственно-хозяйственной единицы в условиях риска.
В узком смысле управление риском (риск-менеджмент) представляетсобой процесс разработки и внедрения программы уменьшения любых случайновозникающих убытков фирмы.
Управление риском — достаточно сложный вид деятельности, этосвязано как с неоднозначностью самого понятия «риск», так и смногообразием проявления риска и возможностей преодоления его неблагоприятныхпоследствий.
Поэтому, прежде чем рассматривать особенности процедур управленияриском, следует проанализировать общие принципы, на которых они базируются [1].
1.УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ
1.1 Общиепонятия предпринимательского риска
Осуществлениепредпринимательской деятельности всегда связано с неопределенностью ситуации иизменчивости экономической среды, что, в свою очередь, влияет на получениеожидаемого конечного результата. Согласно основному принципу деятельностикоммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговойфирмы и других) – стремление к получению как можно большей прибылиограничивается возможностью понести убытки. Отсюда появляется понятие риска.Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принятоназывать экономическим, или предпринимательским.
Понятие «экономическийриск» имеет абстрактную природу, поскольку он не существует в природеобъективно, т.е. независимо от человеческого сознания, тем не менее, его суть интуитивнопонятна каждому человеку, имеющему хоть какой-то опыт в экономической жизниобщества. В частности, роль риска в экономической жизни общества определяется тем,что люди, имеющие негативный опыт хозяйственной деятельности в прошлом, стараютсяизбегать подобных ситуаций в будущем. С развитием товарно-денежных отношений влияниериска распространилось и на финансовую сферу экономической жизни общества. Так,и вкладчики, потерявшие свои сбережения в связи с банкротством банка, ибанкиры, имеющие неудачный опыт инвестирования своих ресурсов, предпринимаютдействия, направленные на снижение вероятности наступления потерь в будущем. Такимобразом, риск имеет непосредственное отношение к экономической жизни общества, а,следовательно, имеются все основания утверждать, что риск – категорияполитэкономическая.
Специфика экономического аспектариска связана с тем, что риск отождествляется с возможным материальным ущербом,связанным с реализацией выбранного хозяйственного, организационного,технического решения, с форс-мажорными обстоятельствами, обусловленнымиокружающей средой, с неблагоприятным изменением рыночных условий.
По мере развитияцивилизации, техники, технологий, с повышением роли человеческого факторазначение управления рисками значительно возрастает.
Для предпринимателя в равноймере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками,обеспечивать противопожарную безопасность, действиями в условиях чрезвычайныхситуаций, экологическую защиту и др.
Управление рисками должнобыть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику,оперативную реализацию. Важно не только осуществлять управление рисками, но ипериодически пересматривать мероприятия и средства такого управления[2].
Высокая эффективность расходованияресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспеченатолько в рамках системного подхода. Управление риском становится актуальнымпосле обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результатыанализа и моделирования риска.
По отношению к риску, каквероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение,снижение, компенсация ущерба, поглощение.
Предупреждением(устранением) принято называть исключение источника риска в результатецеленаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска также можно выделитьдва подхода: широкий и узкий.
Снижением (контролем) рисканазывают снижение вероятности реализации источника риска в результате действиясубъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, втом числе посредством применения таких известных методов, как диверсификации, секьюритизации,лимитирования:
диверсификация – распределениериска между несколькими, объектами, направлениями деятельности и др.;
секьюритизация –разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита изаключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частейразличными банками;
лимитирование – установлениепредельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитови др.
Финансовым инжинирингом называютиспользование финансовых деривативов для управления рисками. Финансовые деривативы(производные инструменты) – это финансовые инструменты, в основе которых лежатдругие, более простые финансовые инструменты[5].
За рубежом считается, чтофинансовый инжиниринг уже достаточно оформился как отдельная финансовая специальность.Вместе с тем, известные зарубежные исследования методов управления риском оставляютвне поля зрения такие важных направления, как использование специальных формсделок (факторинг, аккредитив и др.), использование организационно-правовойформы для снижения риска субъекта рыночной деятельности и т.д. Это позволило выделитьнефондовое страхование, включающее (в том числе) финансовый инжиниринг как самостоятельнуюнаучную и учебную дисциплину. При нефондовой форме страхования расходы на страхованиевключают в цену при первичном распределении цены.
Нефондовое страхование –это замкнутые отношения между участниками коммерческой сделки или проекта поуменьшению возможного ущерба за счет снижения уязвимости объектов рискапосредством специально разработанных финансовых инструментов, видов сделок,исполнения ролей и др. При этом представляется возможным считать, что еслифондовое страхование – это порождение защитной функции риска, то нефондовое страхование– это порождение конструктивной стимулирующей функции риска.
Фондовое страхование экономическиболее целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска недостаточноэффективны и(или) дороги.
Страхованием (фондовымстрахованием) называют перераспределительные замкнутые отношения участниковдоговора страхования в денежной форме по поводу компенсации ущерба.
Самострахование – принятиериска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятногоубытка.
Поглощением рисканазывают принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения илистрахования.
Необходимо делать принципиальноеотличие между самострахованием и отказом от страхования без принятия, каких бы тони было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственноеили муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков втекущие расходы.
Указанные обстоятельстваделают для предпринимателей управление риском особенно актуальным и должно рассматриватьсяна иерархических уровнях: государства и его подсистем (политической,социальной, региональной, отраслевой), финансово-промышленных групп и холдингов,предприятий, семьи и гражданина. Процесс управления рисками включает целеполагание,маркетинг, менеджмент.
Риск-целеполагания при управлениирисками – процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетоврасполагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночнойситуации,
Риск-маркетинг – выбор методови инструментов управления рисками при определенных целях управления, с учетом реальносуществующих ограничений на использование конструктивных, технологических,организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментовдоступных для субъекта риска в конкретной ситуации.
Риск-менеджмент – поддержаниебаланса между ресурсами, людьми, целями в процессе достижения определенных риск-целейс использованием, найденных в процессе риск-маркетинга конструктивных, технологических,организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов.
Риск-менеджмент, как и любойменеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль.Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так иискусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлениирисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не толькоза счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска[2].
1.2Управление риском
Управление рискомявляется сложным процессом, что обосновано сложностью самой системы управления,которая состоит из двух связанных между собой подсистем: управляемой иуправляющей. Управляемая подсистема представляет собой объект управления (риск,рисковые вложения капитала, отношения, которые возникают в процессе реализациириска и т.п.), а управляющая — субъект управления, т.е. специальную группулюдей, которая посредством различных приемов и способов управленческоговоздействия осуществляет функционирование хозяйственного субъекта в условияхриска[4].
Уровень риска зависит отспецифических особенностей, как самого предприятия, так и предпринимательскогонаправления, в котором оно участвует. Это означает, что для разных направленийбизнеса характерны некоторые особенности, обусловленные уровнем конкуренции,эффективной организацией управления, ресурсными ограничениями и т.п.
Риски, в зависимости отспецифики деятельности фирмы, могут иметь некоторые особенности, обусловленные:
— отраслевойпринадлежностью фирмы;
— размером фирмы;
— формой собственностифирмы;
— принадлежностьюкапитала;
— правовым статусомфирмы;
— технологическойцелостностью и степенью подчиненности.
Специфика отраслевогориска основывается на динамике процессов, проходящих внутри отрасли. Чем болеединамична отрасль (например, отрасли, связанные с производствомвысокотехнологических продуктов), тем выше степень риска для хозяйственногосубъекта, принадлежащего к ней.
Факторы, которыеоказывают влияние на уровень отраслевого риска в наиболее общем виде, могутбыть представлены как:
— группа факторов, воснове происхождения которых лежит деятельность фирм альтернативных отраслей;
— группа факторов,имеющих в своей основе внутриотраслевую конкуренцию.
В зависимости от размеровпредприятия классифицируются на малые, средние и крупные. При этом основнымклассификационным признаком может быть либо объем выпускаемой продукции, либостоимость основных производственных фондов, либо численность персонала и т.п.
Мелкие и средниепредприятия, с точки зрения теории рисков, имеют некоторые преимущества посравнению с крупными. К числу основных преимуществ может быть отнесена ихбольшая гибкость в сравнении с крупными в реагировании на изменения,происходящие на рынке. Их организационно-управленческая структура болеепростая, что дает им возможность в более короткие сроки менять направлениясвоей деловой активности, при этом получение результатов происходит быстрее.Однако мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал,что снижает их привлекательность с точки зрения устойчивости в случаереализации рисков.
Крупные предприятия имеютдостаточно большой собственный капитал, а как следствие этого — реализацияопределенного вида риска будет означать для них относительно меньшую величинупотерь по сравнению со средними и малыми предприятиями. Инертность, присущаякрупным предприятиям, делает их более уязвимыми в случае возникновениянеобходимости идти на какие-либо изменения, вследствие метаморфоз, происходящихна рынке[3].
Выбор размерапредприятия, с точки зрения теории рисков, должен осуществляться исходя изтаких положений, как:
— возможностипредпринимателя с точки зрения ресурсных ограничений;
— стратегические цели,ставящиеся перед предприятием;
— ситуация, сложившаясяна рынке.
Это означает, что передпринятием решения о размере создаваемого предприятия должна быть тщательнопроанализирована «размерная» структура фирм, работающих на данномрынке, с точки зрения выявления ниши для нового предприятия. Учет этихпараметров позволит сделать наиболее рациональный выбор размера предприятия, а,следовательно, и упредить возникновение целого ряда рисков, которые вбольшинстве случаев являются несистемными и их принятие может означать снижениеэффективности работы новой фирмы.
В зависимости от видасобственности, принадлежности капитала, правового статуса, а такжетехнологической целостности и степени подчиненности предприятий, различныериски приобретают большую или меньшую значимость в процессе их деятельности, чтообусловлено специфическими особенностями создания, функционирования иликвидации этих предприятий. Так, например, очевидно, что риск, связанный снеобходимостью увеличения уровня дивидендов, будет актуален для акционерногообщества и вообще не будет присутствовать в том случае, если речь идет огосударственном не акционированном предприятии; риск полного слияния сматеринской компанией имеет смысл для дочерней фирмы и отсутствует дляголовной; риск увеличения арендной платы имеет разную значимость для непосредственноарендного предприятия и предприятия, которое арендует незначительную частьсвоих производственных фондов (например, складские помещения или транспортныйпарк) и т.п.
Необходимо отметить, чтопри разработке системы управления риском следует учитывать (вне зависимости отспецифики фирмы) существование различных групп и слоев населения, острореагирующих на те или иные рискосодержащие проекты и программы: например, тех,кто непосредственно подвержен риску в силу специфики профессии (представителинаучной общественности, транспортники и т.п.) или места проживания.
Эффективное управлениепредприятием невозможно без учета рисков, возникающих во время егофункционирования и выработки стратегии снижения их уровня.
В наиболее общем видепрактическое использование в ситуациях риска основных элементов системыуправления может быть сведено к выделению следующих элементов:
— выявление вальтернативах риска допущения его только в пределах социально приемлемогоуровня;
— разработка конкретныхрекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможныхнегативных последствий риска;
— создание специальныхпланов, позволяющих оптимальным образом действовать в критических ситуацияхлюдям, реализующим решения с риском или контролирующим этот процесс;
— подготовка и принятиенормативных актов, помогающих претворить в жизнь выбранную альтернативу;
— учет психологическоговосприятия рискованных решений и программ, анализ общественного мнения приподготовке и выборе подобных проектов. Существуют два основных пути защитыпредприятия от риска, которые можно классифицировать по активности действий на:
— пассивноговмешательства;
— активного реагирования.
Пассивное вмешательствопредставляет собой использование стратегии страхования возможных рисков(хеджирование). Этот путь не предусматривает со стороны фирмы активныхдействий, направленных на снижение степени риска, а вынуждает ее находиться вроли стороннего наблюдателя, констатирующего факт реализации или нереализациизастрахованных рисков. Во многих случаях такая позиция оправдана как наличиемцелого ряда ограничений на использование диверсификации (как одной из стратегийдеятельности), так и системным характером некоторых рисков (что не даетвозможности их снижения и позволяет только лишь хеджировать их).
Активное реагированиепредставляет собой использование предприятием стратегии диверсификации своейдеятельности с целью снижения степени риска.
Процесс диверсификациипонимается в двух аспектах: в широком и узком.
Под диверсификацией вшироком смысле понимается расширение сферы деятельности любой организациинесмотря на то, к какой сфере экономики она относится и по какому направлениюпроходит.
Применительно к различнымотраслям и сферам предпринимательской деятельности существует узкое пониманиетермина и, в частности, под диверсификацией производства следует пониматьпроцесс проникновения специализированных предприятий в новые для себя отраслиматериального и нематериального производства с целью обеспечения стабильныхусловий функционирования, а следовательно, и снижения уровня потерь в случаереализации определенных рисков. Предпринимательская деятельность неограничивается только лишь сферой промышленного производства, и поэтому мыбудем рассматривать диверсификацию как процесс, начинающийся на промышленном предприятии,но не остающийся в границах только промышленного производства, а дадим анализвсей совокупности возможных направлений ее развития.
По уровню прохождениядиверсификационные процессы могут быть классифицированы на:
— фирменные;
— межфирменные;
— отраслевые;
— межотраслевые;
— государственные;
— межгосударственные.
По масштабам охватарыночного (экономического) пространства различают диверсификацию:
— одного рынка;
— совокупности рынков.
Диверсификационныепроцессы имеют объективный характер. С одной стороны, они являются реакциейопределенного экономического организма на изменяющиеся условия внешней среды, ас другой — это катализатор, стимулирующий непосредственно внешние изменения.
Как реакцию на изменениевнешней среды диверсификацию можно рассматривать в контексте адаптационнойстратегии предприятий и, в частности, стратегии эффективного управлениярисками, а как стимулятор внешних изменений — в аспекте рыночныхизменений[3;6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знатьо существовании риска предпринимателю необходимо, но далеко недостаточно. Важноустановить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковыпоследствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность того,что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет наэкономическое положение фирмы.
Впроцессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос:входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведениепредпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняетсяих индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечениеприбыли (дохода).
Взависимости оттого, к какой категории относится предприниматель — к людям сповышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям сболее осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на выполнениеочень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степеньюриска, поскольку, если предприниматель осторожно относится к риску, ему труднеерационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска инаоборот. Следует отметить, что наибольших успехов достигает тотпредприниматель, который может одновременно просчитать или же интуитивноопределить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть.
Оцениваяриск, который в состоянии принять на себя фирма, предприниматель прежде всегоисходит из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализациипрограммы финансирования возможных последствий риска, стремится учестьотношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобынаилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.
ЗАДАЧА № 1
Провести сравнительныйанализ уровня рисков проектов А и Б.Номер вари-анта Проект Конъюнктура рынка Высокая Средняя Низкая Расчётная прибыль, тыс.грн. Вероятность Расчётная прибыль, тыс.грн. Вероятность Расчётная прибыль, тыс.грн. Вероятность 6 А 1000 0,2 900 0,4 400 0,4 Б 850 0,3 600 0,5 400 0,2
Решение
1. Дадим оценку риска проекту А.
1.1 Определим математическое ожиданиепо формуле:
/>
М (х) =(1000*0,2)+(900*0,4)+(400*0,4) = 200+360+160 = 720 тыс. грн.
1.2 Найдем дисперсию:
/>
D = (1000-720)/>*0,2+(900-720)/>*0,4+(400-720)/>*0,4 =15680+12960+ 40960 = 69600 тыс. грн.
1.3 Определим среднее квадратическоеотклонение по формуле:
/>
/>/>= 263.82 тыс. грн.
2. Дадим оценку проекту Б.
2.1 Определим математическое ожиданиепо формуле:
/>
М(х) = (850*0,3)+(600+0,5)+(400*0,2)= 255+300+80 = 635 тыс. грн.
2.2 Найдем дисперсию:
/>
D = (850-635)/>*0,3+(600-635)/>*0,5+(400-635)/>*0,2 =13867,5+612+ 11045 = 25526
2.3 Определим среднее квадратическоеотклонение по формуле:
/>
/> тыс. грн.
3. Определим коэффициент вариации:
Кв = />
3.1 Для проекта А:
Кв = />% — риск высокий
3.2 Для проекта Б:
Кв = />% — риск средний
4. Определим правые и левые границыграфика
4.1 Для проекта А:
Левая граница = М-3/>= 720-3*263,82 = -71,46
Правая граница = М+3/>= 720+3*263,82 =1511,46
4.2 Для проекта Б:
Левая граница = М-3/>= 635-3*159,76 = 155,72
Правая граница = М+3/>= 635+3*159,76 =1114,28
5. Определим высоту графика:
h = />
5.1 Для проекта А:
h = /> = 0.001
5.2 Для проекта Б:
h = /> = 0.002
6. Построим график для обоих проектов
С вероятностью 98%прибыль от проекта А будет находится в интервале [-71.46; 1511.46], Проект Б[155.72; 1114.28].
Проект Б является болеепривлекательным, чем проект А, т.к. он менее рискованный (риск средний) ибезубыточный, хотя максимальная прибыль меньше чем у проекта А.
ЗАДАЧА №2
Определить ожидаемую доходность i-й ценной бумаги и премию зариск при заданных: коэффициенте чувствительности, средней доходности ценныхбумаг на рынке и доходности государственных облигаций. Построить модельравновесия рынка капитала.
Определим ожидаемую доходность акции:
Rожид = Rбр + (Rc – Rбр)*/>= 10 + (22-10)*1.5 = 28 грн.
Премия за высокий риск составляет: Rв-Rбр = 28,5-10 = 18,5%
Премия за средний риск: Rcp – Rбр = 22 – 10 = 12%
Вывод: При высоком уровнериска, инвестор получит премию в размере 18,5%, а при среднем 12% от i – ой акции.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балдин К.В.Б 20Риск-менеджмент: Учебное пособие / К.В. Балдин. — М.: Эксмо,2006. — 368 с. —(Риск-менеджмент).ISBN 5-699-13640-I
2. Балдин К.В.,Воробьев С.Н. Б20 Риск-менеджмент: Учебное пособие. — М.: Гардарики,
2005. — 285 с: ил.ISBN 5-8297-0238-Х(в пер.)Агентство CIP РГБ
3. Иода Е.В., Иода Ю.В.,Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н. Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд… испр.и перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 212 с. ISBN5-8265-0197-9
4. Хохлов Н.В. Х86Управление риском: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.ISBN 5-238-00119-3.
5. О.Л. УстенкоТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА Монография Киев 1997У79 Устенко О. Л.У79 Теорияэкономического риска: Монография.— К.: МАУП, 1997.— 164 с.ISBN 5-86926-109-0.
6. ЧерноваГ.В., Кудрявцев А.А. 4-45 Управление рисками:Учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 160 с.