СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ В ООО«ГЛОБУС»
2.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ГЛОБУС»
2.2 ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРА ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ ИИСТОЧНИКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
2.3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ООО «ГЛОБУС»
2.4 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «ГЛОБУС»
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Рыночная экономикаопределяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимоболее быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с цельюподдержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствованияпроизводства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. В условиях рыночнойэкономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяетперспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию инеобходимость обеспечения производственного и социального развития.Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условияхрыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейшийпоказатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности.Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительнов сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованыгосударство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры идругие держатели ценных бумаг. Формирование механизма жесткой конкуренции,непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимостьэффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, содной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешниеусловия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политикагосударства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения споставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются инаправления аналитической деятельности. Чтобы обеспечить высокую экономическуюэффективность производства, нужна государственная экономическая политика,которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственнойдеятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли(доходов) Так как, именно государство определяет успешное функционированиепредприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время оченьактуальны.
Цель курсовой работы –рассмотреть основы формирования операционной прибыли, показать влияние прибылина финансовое положение предприятия.
Основными задачами вработе является факторный анализ прибыли и пути оптимизации прибыли.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
Прибыль — один изосновных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельностипредприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий понаучно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличениефонда оплаты труда их работников. Получение прибыли играет большую роль встимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств илиупущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативныхдокументов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие можетпонести убытки. Прибыль — это обобщающий показатель, наличие которогосвидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовомсостоянии. В целом прибыль представляет собой конечный финансовый результат,характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия,то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыльполучается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разныххозяйственных операций. На предприятии различают несколько видов прибыли:
1. Реализационная(валовая) прибыль – это прибыль, получаемая в результате производства иреализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собойразницу между реализованной продукцией и ее себестоимости .
2. Прибыль от прочейреализации (операционная) образуется в результате продажи предприятием ненужныхосновных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочихопераций. Она также определяется от разности выручки и затрат, связанных сэтими операциями.
3. Внереализационнаяприбыль – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами,валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно спроизводством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) отэксплуатации жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени;прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежныхдолгов и другие.
4. Балансовая прибыль– это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческихи коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виденалогов и отчислений .
5. Оставшаяся враспоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль.
В процессе управления прибыльюпредприятия главная роль отводится формированию прибыли по операционнойдеятельности. Операционная деятельность — это основной вид деятельностипредприятия, с целью осуществления которой оно создано.Характер операционнойдеятельности предприятия определяется прежде всего спецификой отрасли экономики,к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинствапредприятий составляет производственно-коммерческая или торговая деятельность,которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной и финансовойдеятельностью. Операционная деятельность предприятия характеризуется следующимиосновными особенностями, определяющими характер формирования прибыли:
1. Она является главным компонентомвсей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью егофункционирования. Основной объем формируемых активов, основная численностьперсонала предприятия обслуживают эту деятельность. Соответственно прибыль отоперационной деятельности при нормальных условиях функционирования предприятиязанимает наибольший удельный вес в общем объеме прибыли предприятия.
2. Операционная деятельность носитприоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видамдеятельности. Поэтому развитие любых иных видов деятельности не должно вступатьв противоречие с развитием операционной деятельности, а только поддерживать ее.Соответственно и прибыль от инвестиционной, финансовой и других видовдеятельности не должна формироваться в ущерб формированию прибыли отоперационной деятельности.
3. Интенсивность развитияоперационной деятельности является основным параметром оценки отдельных стадийжизненного цикла предприятия. Соответственно возможности формированияоперационной прибыли на разных стадиях жизненного цикла предприятия определяютцели и задачи не только политики управления прибылью, но и направленность общейстратегии развития предприятия.
4. Хозяйственные операции, входящиев состав операционной деятельности предприятия, носят самый регулярныйхарактер. В сравнении с операциями других видов деятельности частота операцийпо ней самая высокая. Это определяет регулярность формирования операционнойприбыли в нормальных условиях хозяйствования предприятия.
5. Операционная деятельностьпредприятия ориентирована в основном на товарный рынок, в то время какфинансовая и инвестиционная его деятельность осуществляются преимущественно нафинансовом рынке. При этом, операционная деятельность связана с различнымивидами сегментами товарного рынка, определяемыми спецификой используемого сырьяи материалов, составом используемого оборудования, характером готовой продукции.Соответственно и условия формирования операционной прибыли в значительнойстепени связаны с состоянием конъюнктуры соответствующих видов и сегментовтоварного рынка.
6. Осуществление операционнойдеятельности связано с капиталом, уже инвестированным в нее, в то время какпредстоящее инвестирование капитала является предметом инвестиционной ифинансовой деятельности предприятия. Инвестированный в операционнуюдеятельность капитал принимает форму операционных активов предприятия. Отсостава этих активов, их сбалансированности, скорости обращения и другиххарактеристик в значительной мере зависит способность предприятия генерироватьоперационную прибыль. Поэтому одним из важных факторов успешного формированияоперационной прибыли является эффективное управление операционными активамипредприятия.
7. В процессе операционнойдеятельности потребляется значительный объем живого труда, в отличие отинвестиционной и финансовой деятельности, где затраты этого труданесущественны. Соответственно и способность предприятия генерироватьоперационную прибыль в значительной степени зависит от достаточностииспользуемых трудовых ресурсов, профессионального и квалификационного составаперсонала и т.п. Использование живого труда в значительной мере предопределяетспецифику операционных затрат, связанных со стимулированием персонала,обеспечением надлежащих условий труда, формированием особых видов налоговыхплатежей предприятия и т.п., что отражается и на условиях формированияоперационной его прибыли.
8. Операционной деятельности присущи, наряду с общими,и специфические виды рисков, объединяемые понятием операционный риск. Поэтомууровень операционной прибыли, получаемый предприятием при различныхальтернативных вариантах хозяйствования, должен в первую очередь соотноситься суровнем операционного риска. Рассмотренные особенности формированияоперационной прибыли, связанные со спецификой осуществления операционнойдеятельности предприятия, требуют всестороннего учета в процессе управления ею.Рассматривая последовательность осуществления операционной деятельностипредприятий основных отраслей деятельности, следует выявить их роль вформировании операционной прибыли. Период полного оборота всей суммы оборотныхактивов, в процессе которого происходит последовательная смена их форм,называется операционным циклом. Важнейшей характеристикой операционного цикла,существенно влияющей на интенсивность формирования операционной прибыли,является общая его продолжительность. Она включает период времени от моментарасходования денежных активов на приобретение производственных запасов сырья иматериалов до поступления денег от дебиторов за реализованную им готовуюпродукцию.
Основными исходными предпосылками планирования формированияоперационной прибыли предприятия являются:
Анализ формирования операционной прибыли в предплановомпериоде;
Разработанная общая политика управления прибыльюпредприятия;
Разработанные частные политики, связанные с формированиемприбыли предприятия;
Разработанные планы операционной деятельности предприятия;
Показатели средней нормы прибыли на начало плановогопериода;
Основной исходной предпосылкой планирования формированияоперационной прибыли предприятия является анализ формирования операционнойприбыли в предплановом периоде. Главной целью анализа является выявлениеосновных тенденций формирования операционной прибыли предприятия в предплановомпериоде, оценка достигнутого ее уровня, а также выявление степени влиянияосновных факторов на процесс ее формирования на предприятии.
Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видовоперационной прибыли предприятия, является размер доходов, формируемых им впроцессе операционной деятельности. Операционные доходы предприятия являютсяфинансовой базой развития его операционной деятельности, обеспечивающейрешение следующих трех важнейших задач:
1. Основная часть операционных доходов предприятия являетсяисточником возмещения всех текущих затрат (издержек), связанных сосуществлением его операционной деятельности. Реализация этой задачиобеспечивает самоокупаемость операционной деятельности предприятия.
2. Частьоперационных доходов предприятия служит источником выплат налоговых платежей,связанных с осуществлением операционной деятельности. За счет этой частиоперационных доходов обеспечивается формирование средств государственного иместных бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнениефинансовых обязательств предприятия перед государством.
3. Определенная часть операционных доходов предприятияявляется источником формирования его чистой операционной прибыли. За счет этойчасти операционных доходов предприятие формирует фонды производственногоразвития, резервный, дополнительного материального стимулирования персонала,социальных выплат, выплат собственникам предприятия и т.п. Реализация этойзадачи обеспечивает самофинансирование развития операционной деятельностипредприятия на расширенной основе в предстоящем периоде.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ В ООО «ГЛОБУС»2.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ГЛОБУС»
Предприятие ООО "Глобус" организовано с 1988 года. Действует в соответствии с ГражданскимКодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченнойответственностью» от 08.02.1998 года № 14-ФЗ, Учредительным Договором от03.04.1988 года и настоящим Уставом.
Общество являетсяюридической организацией, созданной как добровольный союз учредителей дляосуществления совместной хозяйственной деятельности путем объединения ихвкладов, с целью создания совместного производства и реализации продукции.Общество является юридическим лицом, имеет уставной фонд, самостоятельныйбаланс. Место нахождения Общества: г. Чебоксары ул.Ленинского комсомола дом 61.Общество по законодательству РФ имеет в собственности обособленное имущество,учитываемое на его самостоятельном балансе, вправе от своего имени приобретатьи осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. Источниками образования средств являются:денежные и имущественные взносы участников, доходы от реализации продукции,кредиты банков. Основной функцией ООО «Глобус» является производствостульев с последующей их реализацией. Главная цель организации –удовлетворениеобщественных потребностей и получение прибыли. Общество ведет оперативный ибухгалтерский учет. Высшим органом общества является Общее собрание участниковобщества. Общее собрание участников может быть очередным и внеочередным.Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Междуобществом и директором заключается трудовой договор. Контроль за деятельностьюдиректора осуществляет ревизионная комиссия в составе трех членов. Приреорганизации общества документация передается правопреемнику.
2.2 ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРАОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Как уже отмечалось,важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей наинтенсивность формирования операционной прибыли, является егопродолжительность. Она включает период времени от момента расходования денежныхактивов на приобретение производственных запасов сырья и материалов допоступления денег от дебиторов за реализованную им готовую продукцию. Принципиальнаяформула, по которой рассчитывается продолжительность операционного циклапредприятия (Поц), имеет следующий вид:
ПОц = Пда+ Ппз + Пнп + Пгп + Пд3, где
Пда —период оборота денежных активов, в днях;
Ппз —период оборота производств, запасов (сырья, материалов), в днях;
ПНп —период нахождения оборотных активов в форме незавершенного производствапродукции, в днях;
Пгп — периодоборота запасов готовой продукции, в днях;
Пд3 —период инкассации дебиторскойзадолженности, в днях.
Следует отметить, чтов процессе операционного цикла потребляются не только оборотные, но ивнеоборотные активы, а также затраты живого труда или трудовые ресурсыпредприятия. Но две последние группы ресурсов в процессе одного операционногоцикла потребляются лишь частично, в то время как оборотные (в разных формах) —полностью. Это и определяет выбор периода полного оборота оборотных активов вкачестве измерителя продолжительности одного операционного цикла предприятия.
В процессеосуществления операционной деятельности формируются три вида операционнойприбыли:
1) маржинальнаяоперационная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
МП0= ВД0 — НДС — Ипост; МП0= ЧД0 — Ипост,где
МП0— суммамаржинальной операц. прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДО — суммавалового операционного дохода в рассматриваемом периоде; ЧД0— суммачистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
И— сумма постоянныхоперационных издержек;
НДС — сумма налога надобавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
МП0за 2004 =ЧД0 — Ипост =504700-1890000=-3185300 руб
МП 0за 2003 =ЧД0 — Ипост = 1867400-1422000=445400 руб
2)валовая операционнаяприбыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
ВП0= ВД0 — НДС — Ио, ВП0= ЧДо — Ио, ВП0=МП0 — Ипер, где
ВП0— суммаваловой операционной прибыли в рассматриваемом периоде; ВД0—суммавалового операционного дохода в рассматриваемом периоде; ЧД0— суммачистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; МП0— суммамаржинальной операционной прибыли;
Ио —совокупная сумма операционных издержек;
Ипер— сумма переменныхоперационных издержек;
НДС — сумма налога надобавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции.
ВП02003= МП0 — Ипер =445400-1210000= -764600 руб
ВП0 = МП0 — Ипер = -3185300- 4246000= 7431300 руб
3) чистая операционнаяприбыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
ЧП0= ВДО — НДС — НП — Ио; ЧП0= ЧД0 — Ио — НП; ЧП0= МП — Ипер — НП; ЧПО = ВП0-НП, где
ЧП0— суммачистой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВД0— суммавалового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧД0— суммачистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
МП0— суммамаржинальной операционной прибыли;
ВП0— суммаваловой операционной прибыли;
Ио —совокупная сумма операционных издержек;
ИПер ~сумма переменных операционных издержек;
НДС — сумма налога надобавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
НП — сумма налога наприбыль и других обязательных платежей за счет прибыли.
ЧПО = ВП0– НП = -764600-68900=833500 руб
ЧПО = ВП0– НП = 7431300- 536350= 6894950 руб
Механизм управленияоперационной прибылью строится с учетом тесной взаимосвязи показателями объемареализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи,получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли,позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибылии обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. Длядостижения „точки безубыточности“ своей операционной деятельности(ТБ) предприятие должно обеспечить такой обьем реализации продукции (Ртб), прикотором сумма чистого операционного дохода (валового операционного дохода завычетом суммы налоговых платежей из него) сравняется с суммой издержек – какпостоянных, так и переменных.
В процессе планирования формирования маржинальной, валовойи чистой прибыли предприятия используются различные методы: методэкстрополяции, метод прямого счета, нормативный метод, метод целевогоформирования прибыли, метод прогнозирования денежного потока, метод факторногомоделирования.Планирование формирования операционной прибыли представляетнаиболее ответственный этап в общей системе управления ею на предприятии. Этоопределяется тем, что плановая сумма операционной прибыли является основнымцелевым ориентиром всей операционной деятельности и мерой ее эффективности; онасоставляет основу формирования совокупной прибыли предприятия, являясь базойобеспечения его предстоящего производственного развития и удовлетворенияматериальных интересов собственников и персонала. Уровень обоснованностиразрабатываемых планов формирование операционной прибыли в значительной мереопределяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходныепредпосылки планирования, чем более качественную информацию они содержат, темшире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем болеенадежными являются результаты планирования операционной прибыли на предприятии.Разработанная общая политика управления прибылью предприятия. В процессепланирования формирования операционной прибыли должны быть в первую очередьучтены: система стратегических целей формирования прибыли предприятия, а такжесистема разработанных отдельных целевых показателей (среднегодовой темп ростаприбыли, коэффициенты рентабельности и т.п.), конкретизированных по периодам ихреализации (при необходимости в систему этих целевых показателей на предстоящийгод вносятся коррективы по результатам проведенного анализа). Общая политикауправления прибылью предприятия устанавливает как цели, так и важнейшиерезультативные показатели планов формирования операционной прибыли напредстоящий год, позволяет увязать эти показатели с общей системой плановформирования и использования прибыли предприятия. В процессе планированияформирования операционной прибыли предприятия должны быть учтены: ценоваяполитика, амортизационная политика, налоговая политика. Каждая из этих политикпрямо или опосредствованно влияет на размер маржинальной, валовой и чистойприбыли предприятия, а следовательно должна учитываться в процессе планированияформирования операционной прибыли. Исходными предпосылками планированияформирования прибыли предприятия являются следующие основные виды плановоперационной деятельности на предстоящий период:
— производственная программа предприятия;
— план операционных доходов предприятия;
— план операционных затрат предприятия;
— план налоговых платежей предприятия.
Система этих планов позволяет использовать различные методыпланового формирования операционной прибыли и обеспечить взаимосвязь всехосновных показателей развития операционной деятельности предприятия впредстоящем периоде. Ориентируясь на внутренние возможности формированияоперационной прибыли, следует учитывать также средние ее показатели,достигнутые в данной отрасли и сформировавшиеся на финансовом рынке. В качествесреднеотраслевой нормы прибыли используются обычно коэффициент валовой иличистой рентабельности реализации продукции и коэффициент рентабельностиоперационных активов. В качестве средней нормы прибыли на финансовом рынкеиспользуется обычно средняя ставка депозитного процента на денежном рынке.Указанные показатели выступают минимальными критериями уровня формируемойприбыли в процессе операционной деятельности предприятия на предстоящийплановый период.
2.3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВООО „ГЛОБУС“
В условиях рыночныхотношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своейдеятельности возникает объективная необходимость определения тенденцийфинансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективахпредприятия. Под финансовым состоянием предприятия понимается способностьпредприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуетсяобеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальногофункционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностьюиспользования, финансовыми взаимоотношениями c другимиюридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовойустойчивостью. Информационной базой анализа финансового состояния предприятияявляется бухгалтерская отчетность организации. Бухгалтерская отчетностьявляется конечным выражением процесса учета хозяйственных операций предприятия.Под ней понимается единая система данных обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еехозяйственной деятельности.
Центральным местом всоставе отчетности занимает бухгалтерский баланс. Его показатели даютвозможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на датуего составления. Важнейшей формой выражения деловой активности организацииявляется финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании ииспользовании прибыли содержатся в другой форме бухгалтерской отчетности,носящей название Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Таблица 2.1.1./>/>/>/>Основ/>ные технико-экономические показатели работыпредприятияПоказатели
№
стр. 2003 г. 2004 г.
Изменение
+/- ТЕМП РОСТА % Реализация продукции в отчетном периоде, шт. 02 7520 7670 150 101,99% Выручка от реализации, тыс. руб. 03 4888 7056,40 2168,4 144,36% Затраты на производство реализованной продукции, тыс.руб. 04 2632 6136 3504 233,13% Прибыль от реализации продукции тыс.руб 05 2256 920,40 -1335,6 40,79% Балансовая прибыль, тыс. руб. 06 2294 1024 -1270 44,64% Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.04/п.03), коп./руб. 07 0,54 0,87 0,33 161,11% Среднесписочная численность работников, чел. 08 14 16 2 114,28% Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб. 09 13789,24 12289,83 -1499,41 89,13% Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс.руб. 10 980,46 1029,36 48,9 104,99% Фондоотдача на 1 руб. ОФ (п.03/п.09), коп./руб. 11 0,35 0,57 0,22 162,86% Фондовооруженность (п.09/п.08), руб./чел 12 984,95 768,11 -216,84 77,98% Рентабельность производственной деятельности {(п.05/п.04)*100}, % 13 85,71% 15% -70,71% 17,50% Рентабельность продаж {(п.05/п.03)*100}, % 14 46,15% 13,04% -33,11% 28,26% Рентабельность производственного капитала, {п.06/(п.09+п.10)*100}, % 15 15,27% 7,69% -7,58% 50,36%
Таким образом, изтаблицы 2.2.1 видно, что реализация продукции в 2004 году увеличилась на 150единиц по сравнению с прошлым годом. Но, так как, возросли затраты напроизводство продукции 0,33 руб за единицу или на 3504 тыс.руб (233,13%)произошло резкое снижение прибыли (1335,6 тыс.руб), все это привело к общемуспаду производства. Рентабельность продаж упала на 33,11% по сравнению спрощлым годом. Все это говорит о неудовлетворительном функционировании предприятияв отчетном году, о недостаточно эффективном использовании предприятием своихресурсов.
Маржинальный доход(финансовый показатель предприятия) показывает превышение выручки от продаж надсовокупными издержками, относящиеся к определенному (среднему) уровню продаж,т.е. это аналог прибыли.
ВР(2004 год)=цена за ед.*РП(2004год)=920*7670=7056,4 т.руб
ВП(2003 год)=650*7520=4888 т.руб
ВП общ = 7056,4 + 4888 = 12452 т.руб
Z пер(2004 год) =650*7670= 4985,5 т.руб
Z пер(2003 год)= 350*7520=2632т.руб
Мд (2004 год)= ВП(2004)-Z пер(2004 год)= 7056,4-4985,5=2070,9 т.руб
Мд (2003 год)= ВП(2003)-Z пер(2003 год)= 4888-2632 = 2256 т.руб
Мобщ = 2070,9-2256 = 4326,9 т.руб
Мобщ,%= 4226,9/12452*100=34,75%
Мобщ(2004 год)=2070,9/7056,4*100=29,34 %
Мобщ(2003 год)=2256/4888*100= 46,15 %
Финансовуюустойчивость ООО „Глобус“ можно охарактеризовать с помощью системыабсолютных и относительных показателей.
Таблица 2.1.2 Показателифинансовой устойчивости „ООО Глобус“.Показатели На конец 2003 года На конец 2004 года Отклонение (+,-) 1.Внеоборотные активы 1447000 361556 -1085444 2. Оборотные активы 1398000 1110084 -287916 3.Собственный капитал 1014000 626253 -287747 4.Собств.оборот. средства 433000 264697 -168303 5.Долгосрочные обязат 1529200 416019 -1113181 6. Краткосрочные обязат 301800 429368 -127568 7. Коэффициент автоном 0,35 0,43 0,08 8. Коэф. финанс. завис. 0,64 0,57 -0,07 9. Коэф. соб.и заем кап. 1,81 1,35 -0,46 10. Заемный капитал 1831000 845387 -985613 11. Коэф. абс. ликвидн. 1,99 1,52 -0,47 12. Коэф. платежесп. 1,55 1,74 -0,19
СОС = СобКапитал– ВнеОбАктивы = 626253 -361556= 264697.
или ОбАктивы-ДолгосрА- КраткосрочнОбязат = 1110084-416019-429368= 264697
Из таблицы видно, чтоКоэффициент автономии в 2004 году увеличился на 0,08, но это все равнонедостаточно для нормального функционирования предприятия.
В норме коэффициентавтономии должен быть больше или равно 0,5. Кавтономии= 626253: 1471640=0,43, т.е. 0,43 всех средств принадлежит предприятию в 2004году.
Кфин.зависим= заемныйкапитал(ДО+КО)/ валюта баланса =
=( 416019+429368)/1471640=0,57.
ДО-долгосрочные обязательства
КО-краткосрочные обязательства
Коэффициентсоотношения собственного и заемного капитала (Ксзк) –это плечо финансовогорычага и имеет очень большое значение.
Этот коэффициентопределяет насколько предприятие активно приобретает заемный капитал. В ООО „Глобус“он равен 1,35, что тоже не соответсвует нормативу. Ксзк = ЗК/ СК = 845387/626253= 1,35, он должен быть меньше или равноединице.
Кабс ликвидности = (ДС+ КФВ) / КО =(510600+145200)/429368=1,52, т.е. активов 1 руб 52 коп на 1 рублькраткосрочных обязательств.
ДС – денежные средства,
КФВ – краткосрочныефинансовые вложения.
Коэффициентплатежеспособности рассчитывается как отношение всех активов ко всем обязательствампредприятия: К платежесп = 1471640:(416019+429368)=1,74, показывает во сколько раз имущество предприятия большезаемных средств. В норме он должен быть не менее 2.
2.4 Факторный анализ прибыли ООО»Глобус"
Факторный анализформирования прибыли позволяет определить выгоды от увеличения прибыли отфинансово-хозяйственной деятельности, снижения налога на прибыль, расширенияперечня и увеличения размера льгот. Проведем анализ влияния факторов на суммуфактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой. Расчет влиянияэтих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 2.4.1 Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации продукции (2004 г.), тыс. руб.Показатель План Факт Отклонение (+,-) Выполнение плана Объем реализованной продукции, тыс. шт 7600 7670 70 100,92 Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 6840 7056,4 216,4 103,16 Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 5320 6136 816 115,34 Прибыль от реализации продукции (П) 1520 920,40 -599,6 60,55
План по сумме прибылиот реализации продукции в отчетном году предприятие недовыполнило на 599,6 тыс.руб.(920,4-1520), или на 39,45%.
Проведем факторныйанализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величинукаждого фактора фактической. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическомобъеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следуетрассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановуюсумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализацииисчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым внатуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостномвыражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательноиспользовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, таккак себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежеливыручка.
На данном предприятиивыполнение плана по реализации составляет:
%РП = (VPПф) / (VPПпл)=7670/7600=100,92%
Если бы не измениласьвеличина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,92%и составить 1533,98 тыс.руб.(1520* 100,92%).Затем следует определить сумму прибыли при фактическомобъеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости иплановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную суммузатрат:
(VPПф*Цпл)- (VPПф*Спл) = 6840-5320=1520 т.руб
Нужно подсчитать также,сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объемереализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Дляэтого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
(VPПф*Цф)- (VPПф*Спл) = 7056,4 – 5320 = 1736,4 т.руб
По данным табл. 2.4.1можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Следуетотметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ееплановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукциии себестоимость единицы продукции. В условиях рассматриваемого предприятия нетструктурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускаетвсего один вид продукции.
Таблица 2.4.2 Расчет влияния факторовпервого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукцииПоказатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб. Объем реализации, тыс. шт. Себестоимость единицы продукции, руб. План 7600 900
(Ц-Спл)VРПпл 1520 Усл1 7670 920
(Ц-Спл)VРПфакт 704 Факт 7670 800
(Ц-Сфакт)VРПфакт 920,40
1. Изменение прибылиза счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп= Пусл1 – Ппл = 704 — 1520 =-816 тыс. руб.
2. Изменение прибылиза счет изменения себестоимости единицы продукции:
DПс = Пфакт – Пусл1 = 920,4 — 704 = 216,4 тыс. руб.
3. Суммарное изменениеприбыли:
DП = Пфакт — Ппл = 920,4-1520 = 599,60 тыс. руб.
Этот же результат получаем как суммуотклонений за счет влияния отдельных факторов: -816 + 216,4 = 599,60тыс. руб.
Анализ показывает, чтоплан прибыли был недовыполнен главным образом за счет увеличения себестоимостиединицы реализованной продукции (увеличение составило 216,4 тыс. руб.).
Проведем анализвлияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению спредыдущим годом. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можноаналогично выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 2.4.3. Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации продукции 2004 г.по сравнению с 2003г., тыс. руб.Показатель 2003 2004 Отклоне-ние (+,-) Темп роста Объем реализованной продукции, тыс. шт. 7520 7670 150 101,99 Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 4888 7056,4 2168,4 144,36 Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 2632 6136 3504 233,13 Прибыль от реализации продукции (П) 2256 920,4 -1335,6 40,79
Прибыль от реализациипродукции в 2004 году по сравнению с 2003 уменьшилась на 1335,6 тыс.руб.(920,4-2256), или на 59,21%.
По данным таблицыможно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Наизменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло трифактора первого уровня: объем реализованной продукции; себестоимостьединицы продукции; уровень среднереализационных цен.
Таблица 2.4.4 Расчет влияния факторов первогоуровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель
Условия расчета
Порядок расчета
Сумма прибыли, тыс. руб.
Объем реализации, тыс. шт.
Цена единицы продукции, руб.
Себестоимость единицы продукции, руб. База 7520 650 350
(Ц0-С0)VРП0 2256,0 Усл1 7670 650 350
(Ц0-С0)VРП1 2301,0 Усл2 7670 920 350
(Ц1-С0)VРП1 4371,9 Отчет 7670 920 800
(Ц1-С1)VРП1 920,4
1. Изменение прибылиза счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп= Пусл1 – Пбаз = 2301 — 2256 =45 тыс. руб.
2. Изменение прибылиза счет изменения цены единицы продукции:
DПц = Пусл2 – Пусл1 = 4371,9 — 2301 = 2070,9 тыс. руб.
3. Изменение прибылиза счет изменения себестоимости единицы продукции:
DПс = Потч – Пусл2 = 920,4 – 4371,9 = -3451,5 тыс. руб.
4. Суммарное изменениеприбыли:
DП = Потч – Пбаз = 920,4 – 2256 = -1335,6 тыс.руб.
Этот же результат получаем как суммуотклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов: 45 + 2070,9 + (-3451,5) = -1335,6 тыс.руб.
Анализ показывает, чтонаибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышениеуровня среднереализационных цен (2070,9 тыс. руб.). Следует отметитьотрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли:повышение себестоимости единицы продукции (на 450 руб.) уменьшило общую суммуприбыли на 3451,5 тыс. руб. Уменьшение прибыли вследствие повышениясебестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, атакже за счет увеличения объема выпуска продукции. Но в итоге общая суммаприбыли в отчетном году уменьшилась на 1335,6 т.руб. по сравнению с предыдущимгодом. И это, несомненно, является отрицательным результатом хозяйственнойдеятельности предприятия за отчетный год.
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕМОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
Прибыль как основнаяформа денежных накоплений на ООО «Глобус» представляет собой разницумежду выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью.Отсюда основными источниками роста прибыли являются увеличение объемареализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарнойпродукции, улучшение ассортимента продукции, а также среднереализационная ценаединицы продукции. В условиях развития предпринимательской деятельностисоздаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенныхфакторов. Основной источник денежных накоплений ООО «Глобус» –выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается завычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализациютовара. Поэтому для увеличения размера выручки от реализации продукции исоответственно прибыли нужно увеличить количество, то есть ассортиментвыпускаемой продукции, качество произведенной и реализованной продукции, тоесть использовать при производстве высококачественное сырье. Виды и уровеньприменяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализациипродукции, а следовательно, прибыли. На изменение уровня цен оказывают влияниеинфляционные процессы, конъюнктура рынка, качество продукции. Важная задачапредприятия – получить прибыль при наименьших затратах путем соблюдениястрогого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективногоиспользования. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому видутоварной продукции. Основными их источниками являются увеличение объемареализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарнойпродукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Распределение и,использование прибыли является важным хозяйственным процессом обеспечивающимпокрытие потребностей ООО «Глобус» и формирование доходовгосударства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом,чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства.Предприятие, обеспечивая производственные, материальные и социальныепотребности за счет чистой прибыли должно стремиться к установлениюоптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобыучитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрятьрезультаты труда работников предприятия. Руководитель ООО «Глобус»должен уделить больше внимания на отчисления в фонд накопления: на развитиепроизводства, на увеличение оборотного капитала, в фонд потребления, насоциальные выплаты. Если увеличение средств, направленных на потребление,сопровождается ростом производительности труда, снижением коэффициентатекучести кадров, повышением уровня квалификации работников, то использованиеприбыли на потребление является экономически эффективным. Рыночные условияхозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли.Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, егосовершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностейтрудовых коллективов.
Экономический анализсостояния предприятия – это процесс комплексного изучения всех элементовфинансовой, хозяйственной, производственной деятельности предприятия дляобоснования и выбора конкретных решений по выходу предприятия из кризисногоположения и повышения эффективности его функционирования. Следует иметь в виду,что оптимальным вариантом формирования финансов предприятия считается тот,когда основные средства приобретаются за счет собственных средств предприятия,оборотные -на ¼ за счет долгосрочных займов, на ¾- за счеткраткосрочных займов. Имея небольшой капитал, можно получить больше прибыли.
Также для увеличенияприбыли большое значение имеет налогообложение. Как известно объектомналогообложения является валовая прибыль предприятия. Необходимо увеличитьсумму амортизационных отчислений на полное восстановление основныхпроизводственных фондов. Амортизационные отчисления занимают значительную долюв структуре себестоимости продукции. Их увеличение позволяет: во-первыхповысить себестоимость продукции и тем самым уменьшить прибыль предприятия, азначит, соответственно несколько уменьшить абсолютную сумму налогов с прибыли;во- вторых амортизационные отчисления направляются в фонд развития производстваи используются в качестве финансового источника воспроизводства основныхпроизводственных фондов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа ООО «Глобус»можно сделать следующие выводы. Выручка от реализации хлебобулочных изделий увеличиласьна 216,4 тыс. рублей .
Важнейшим фактором является изменение объемапроизводства и реализации. Не менее важные факторы – применяемые цены на ООО «Глобус»улучшение ассортимента, структура товарной продукции. Затраты на производствопродукции увеличились на 816 тыс. рублей.
Увеличение объема выпуска и реализации требуетдополнительные затраты: расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт.Поэтому важная задача– получить больше прибыли при наименьших затратах путемсоблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболееэффективного их использования.
Прибыль от реализации стульев уменьшилась на 599,6тыс. рублей, это произошло за счет увеличения себестоимости. Чистую прибыль вразмере 580 тыс. рублей распределили в специальные фонды предприятия: в фонднакопления, в фонд потребления, в фонд материальной помощи, в фонд социального развития.
Анализируя данные 2004 года с предыдущим годом можноговорить о положительных изменениях основных экономических показателей ООО «Глобус».У предприятия ООО «Глобус» есть все необходимые условияхозяйственного развития в рыночных условиях для дальнейшего укрепления егодеятельности.
Таблица 4 Состав, динамика и выполнение п/>лана балансовой прибыли за отчетный годСостав балансовой прибыли 2003 2004 сумма, тыс. руб. Струк-тура, % План факт сумма, тыс. руб. структура, % сумма тыс. руб. структура, % Балансовая прибыль 2294 100 1520 100 1024 100 Прибыль от реализации продукции 2256 98,34 1520 100 920,4 89,88 Прибыль от прочей реализации - - - - - - Внереализационные финансовые результаты 38 1,66 - - 103,6 10,12
Как показывают данныетаблица 4, план по балансовой прибыли недовыполнен на 33%, а к прошлому году недовыполнение составило55,37%. Наибольшую долюв балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (89,88%). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2004 г. составил10,12 %.
Прежде всего, нельзяне заметить, что результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в2004 году заметно ухудшились по сравнению с 2003 г. А именно: физический выпуски реализация продукции увеличились на 1,99%; Выручка от реализации повысиласьна 44,36%; Затраты на 1 руб. реализованной продукции увеличились на 40% Прибыльот реализации продукции уменьшилась на 40,79% Рентабельность продаж уменьшиласьна 28,26% Все это говорит об неудовлетворительном функционировании предприятияв отчетном году. Это говорит о недостаточно эффективном использованиипредприятием своих ресурсов. В работе предприятия есть также другие отрицательныемоменты: предприятие выпускает всего лишь один вид продукции одного сорта, т.е.отсутствует диверсификация производства, вследствие чего на показателях работыпредприятия может сильно сказаться колебание спроса на его продукцию. Частьсвоей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиямв форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовыхрезультатах; Нельзя не отметить некоторое увеличение себестоимости единицыпродукции в 2004 г. по сравнению с 2003г., хотя, скорее всего оно вызваноинфляционными моментами и не в полной мере компенсируется увеличившейся. Приувеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукцииувеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличиваетсяколичество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличиваетобщую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельнойпродукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемуюпредприятием прибыль. Одним из факторов снижения себестоимости является такжеувеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются: улучшениеуровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму иливообще ликвидировать нерациональные издержки, слаженная работа всехсоставляющих производственного процесса (основного, вспомогательного,обслуживающего производства). Оптимизация потоковых процессов на предприятии. Доля продукции, реализуемой предприятием другим организациямпо линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже. Основнаяцель работы ООО «Глобус» – получение прибыли от существующейдеятельности. Так как изучаемое предприятие в 2004 году получило прибыли в40,79% меньше, чем в 2003 году, то перед руководством ООО «Глобус»стоит задача увеличения доходов от реализации и снижения себестоимости, улучшениепоказателей ликвидности баланса. Основной путь для этого – стабилизацияденежных потоков для увеличения денежных средств на расчетном счете предприятияи в кассе. Оптимизация денежных потоков предприятия и увеличение денежныхсредств на балансе предприятия позволит увеличить показатели абсолютнойликвидности баланса. Считаю, что основной путь для оптимизации денежных потоков–сокращение дебиторской задолженности, а также сокращение товарных запасов. Основные пути сокращения производственных запасовсводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасовматериалов, совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, втом числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспеченияих выполнения, оптимального выбора поставщиков. Руководство же должностремится как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестверезерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. На руководствовозлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом,чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечитьблагосостояние предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (сизменениями и дополнениями)
2.Федеральный закон от 26.10.2002. №127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве).
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Информационныйиздательский дом, 2003год.
4. Налоговыйкодекс РФ части 1 и 2 – СПб.: Питер, 2004год.
5. Положениепо бухгалтерскому учету „Доходы организации“ (ПБУ 9/99) утвержденноеприказом Минфина РФ от 06 мая 199 года. №32н (в ред. приказов Минфина РФ от30.12.99 и от 30.03.01).
6. Бланк И.А.Управление прибылью. Москва:, 2002 год .
7. БернстайнЛ.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика,1996 год.
8. ВасильевС.Г. Управление прибылью на предприятии. Молодежь и кооперация, 2004 год.
9. ДонцоваЛ.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: Делои Сервис, 2003 год.
10. ДонцоваЛ.В., Никифорова Н.А… Анализ финансовой отчетности: практикум. Москва „Делои Сервис“, 2004год.
11. КовалевВ.В. Финансы предприятий, М.: Проспект, 2004 год
12. КораковаН.П. Формирование финансовых результатов организаций. Молодежь и кооперация,Руссика, 2005 год.
13. КрейнинаМ.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 1998 г.
14. ЛьвоваМ.В. Прибыль, учет и отражение в отчетности. Духовно –нравственные основысоциально-экономической деятельности потребительской кооперации, 2005год.
15. Нечитайло»Учет финансовых результатов и распределение прибыли, Москва, 2005 год.
16. ПалийВ.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: ИНФРА-М, 2002 г.
17. ПучковаС.И. Бухгалтерская (финансовая ) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2001.
18. СавчукВ.П. Управление прибылью и бюджетирование. М.: Торговый дом КНОР, 2003