--PAGE_BREAK--Глава I. Трудовые отношения и система их регулирования. 1.1. Сущность, типы и структура трудовых отношений. Термин «социально-трудовые отношения» стал широко использоваться в экономике труда и вошел в научный оборот относительно недавно. Это главным образом вызвано тем, что лишь в последнее время идет развитие научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики. Социально-трудовые отношения – это объективные существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. [6, с. 122]
Трудовые отношения – это понятие, которое создает правовые связи между наемным работником и работодателем, которому она или он отдает свой труд или предоставляет услуги на определенных условиях за вознаграждение.
Система социально-трудовых отношений имеет очень сложную структуру (рис. 1.).
Субъектами трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство.
Наемный работник – гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. [6, с. 123]
Договор найма может быть письменным или устным. Наемным работником может быть отдельный работник или группы работников, которые могут различаться по положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и другими различными признаками. Важную роль играют также возраст, пол, состояние здоровья, образование, профессиональная, должностная принадлежности и территориальное размещение.
Наемный работник должен обладать такими качествами, как готовностью и способностью к личному участию в трудовых отношениях, должен иметь определенный стимул на предпочтительные способы участия в них. С помощью оценки этих качеств можно сделать выводы о сущности и зрелости социально-трудовых отношений.
Рис. 1. Структура системы социально-трудовых отношений.
[16, с. 83]
Существуют институты, которые выступают в качестве защитников интересов наемных работников. Таким институтом являются профессиональные союзы.
Профсоюзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Важнейшие направления деятельности: обеспечение занятости, условия и оплата труда. [17, с. 517]
Работодатель согласно международной классификации статуса и занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. [17, с. 518]
Работодатели обычно являются собственниками средств производства и представляют государственные и муниципальные предприятия, организации, товарищества, т.е. хозяйствующие субъекты любой формы собственности, а также выступают как отдельные физические лица.
Государство в трудовых отношениях играет роль защитника прав, работодателя, регулировщика трудовых отношений, посредника при трудовых спорах и законодателя.
В зависимости от того, какая социальная среда, в которой взаимодействуют субъекты трудовых отношений, выделяют следующие уровни социально-трудовых отношений:
Индивидуальный уровень – взаимодействие работника и работодателя в различных сочетаниях.
Групповой уровень – взаимодействие объединения наемных работников и объединения работодателей.
Смешанный уровень – это взаимодействие работника или работодателя с государством.
Также выделяют трудовые отношения региональные, отраслевые, организации и рабочего места.
Предметами трудовых отношений отдельных наемных работников являются стороны трудовой жизни человека на разных этапах периода жизни. Выделяют три этапа. На первом этапе происходит трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональное обучение. На втором этапе – наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда. На третьем этапе встают вопросы пенсионного обеспечения, сохранения и поддержания трудовой активности.
Предметами трудовых отношений коллектива работников может являться как кадровая политика в целом, так и ее отдельные части. Но все многообразие предметов социально-трудовых отношений можно свести к трем группам: трудовые отношения занятости; трудовые отношения, связные с организацией и эффективностью труда и трудовые отношения, которые возникают по поводу вознаграждения за труд.
Важную роль в формировании конкретного типа социально-трудовых отношений играет форма комбинации базисных принципов.
Принцип солидарности – идеал, выработанный человечеством в процессе его социально-экономического развития. Этот принцип предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов.
Суть этого принципа состоит в том, что сплоченность людей позволяет нам выявить и оценить общие интересы, черты группы людей, а также определить сходный социальный или экономический риск. Это образует основу, для того, чтобы сообща защищать свои интересы, противостоять опасности и риску.
Принцип субсидиарности основывается на личной ответственности. Этот принцип направлен на сохранение самоответственности и самореализации, и на предотвращение перенесения ответственности на общество.
Существует семь типов трудовых отношений: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, Субсидиарность, дискриминация, конфликт. Но, следует заметить, что ни один из вышеперечисленных типов не существует в чистом виде.
Таблица 1.
Характеристика основных типов социально-трудовых отношений
Типы социально трудовых отношений
Характеристика
1
2
Патернализм
– жесткая регламентация способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организации.
Продолжение таблицы 1.
1
2
Социальное партнерство
– защита интересов субъектов трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
Конкуренция
— соперничество субъектов трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в трудовой сфере.
Солидарность
– взаимная ответственность людей, основанная на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в трудовой сфере.
Субсидиарность
— стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении трудовых проблем.
Дискриминация
– произвольное, незаконное ограничение прав субъектов трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
Конфликт
Конфликт – крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, массовых увольнений.
[16, с. 85]
По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей, трудовые отношения делятся на конструктивные и деструктивные отношения.
Конструктивные отношения, это такие отношения, которые способствуют успешной деятельности предприятия и общества.
Деструктивные отношения, это такие отношения, которые мешают успешной деятельности предприятия и общества. Это может возникнуть из-за того, что общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Система регулирования трудовых отношений.
Целенаправленное формирование трудовых отношений должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования (рис.2).
Для того, чтобы система трудовых отношений нормально функционировала, она нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д.
Нормативно-правовая база регулирования трудовых отношений: нормы международной организации труда; федеральное законодательство: конституция РФ, трудовой кодекс и др., генеральное соглашение; региональное законодательство: законодательство субъектов РФ, региональное соглашение; отраслевое законодательство: приказы, распоряжения министерств и ведомств, отраслевые тарифные соглашения; локальное законодательство: приказы, распоряжения администрации организации, коллективный договор; индивидуальный трудовой договор.
Конституция РФ в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
Трудовые правоотношения могут регулироваться и актами компетентных органов государства. К ним относятся: международные договоры с участием РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ, Конституции субъектов РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров фирм, решения органов местного самоуправления.
Рис.2. Система мер общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений.
[13, с. 235]
Конституция РФ определяет основополагающие принципы правового регулирования, но в стране действует и Трудовой кодекс, который является сводным федеральным законом и действует на всей территории России. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей.
На уровне Конституции РФ и федеральных законов осуществляются закрепление, реализация и защита трудовых прав. Отдельные вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а значит, их решение зависит от дополнительных договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий в этой области.
Правовые акты, которые были изданы органами местного самоуправления, руководителями организаций, распространяются соответственно на территорию самоуправления и членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают: коллективный договор, трудовой договор, локальные нормативные акты.
1.3. Социальное партнерство, как главный элемент регулирования трудовых отношений.
Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [9, с. 34]
Элементами системы социального партнерства являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
Объектом социального партнерства выступают общественные трудовые отношения.
Сторонами, субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Из вышесказанного следует, что целью социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений является совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на решение проблем и согласование интересов в социальной сфере и производственной деятельности людей.
Работники и работодатели не являются единственными участниками социального партнерства. Это зависит от изменения объекта.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются стороной социального партнерства только в тех случаях, когда они выступают в роли работодателей или их представителей. В основном государство выполняет роль координатора и организатора регулирования трудовых отношений.
Одна из важнейших функций государства – разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных трудовых стандартов, стимулирующих переговоры между сторонами.
Принципы социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы.
Основными принципами социального партнерства являются:
· равноправие сторон;
· уважение и учет интересов сторон;
· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
· соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;
· обладание сторон полномочиями;
· свобода выбора, при обсуждении вопросов касающихся сферы труда;
· добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
· реальность обязательств, принимаемых сторонами;
· обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
· контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Вышеперечисленные принципы должны подлежать обязательному выполнению на всех уровнях социального партнерства.
Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:
· федеральный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
· региональный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
· отраслевой – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;
· территориальный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
· уровень организации – устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
· коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
· взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
· участие работников в управлении организацией;
· участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, другие профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами общероссийских профсоюзов.
Интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей – некоммерческая организация, группирующая на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Представителями работодателей являются органы исполнительно власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Трудовой кодекс различает понятия коллективный договор и соглашение. В основе этого разграничения лежит принцип: договоры между работодателями и работниками по регулированию трудовых отношений на уровне организации называются коллективными договорами, а на всех других уровнях — соглашениями.
Соглашение – правовой акт, который устанавливает общие принципы регулирования трудовых отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В зависимости от уровней существуют следующие виды соглашении: генеральное, региональное, отраслевое, территориальное. Виды соглашений, состав их участников и основное содержание представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Виды соглашений, входящих в систему социального партнерства.
Вид соглашения
Участники, заключающие соглашение
Основное содержание соглашения
1
2
3
Генеральное
соглашение
Заключается на федеральном уровне представителями федеральных органов
Общие принципы регулирования трудовых отношений в области осуществления
Продолжение таблицы.
1
2
2
государственной власти: Правительства РФ; представителями общероссийских объединений работодателей; общероссийским объединением профсоюзов.
социально-экономической политики; регулирования развития населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования, реализации федеральных социально-экономических программ, развития системы социального партнерства.
Региональное соглашение
Заключается на уровне субъектов РФ представителями правительства субъекта РФ; представителями объединения работодателей субъекта РФ; объединением профсоюзов субъекта РФ.
То же, но на уровне субъекта РФ
Отраслевое
соглашение
Соответствующие профсоюзы; представители объединений отраслевых работодателей; Министерство труда и социального развития РФ. Может заключаться и на других уровнях.
Принципы социально-экономической политики отрасли; условия труда в отрасли: заработная плата, трудовые гарантии, доплаты и компенсации, наем и увольнение, охрана труда, режим труда и отдыха, повышение квалификации, предотвращение трудовых конфликтов, трудовая дисциплина и т.д.
Территориальное соглашение
Представительные органы наемных работников; объединения работодателей территории; территориальные органы исполнительной власти.
Условия труда, социальные гарантии, оплата труда, льготы, связанные с работой в специфических природно-климатических и других условиях территории соответствующего муниципального образования.
[16, с. 93]
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор регулирует отношения между работниками и работодателями в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и с финансовым положением предприятия.
В коллективный договор могут включаться следующие взаимные обязательства работодателей и работников: форма, система и размер оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, доплат; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции; занятость, переобучение; определение рабочего времени и времени отдыха и т.д.
Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны.
Будучи идеологическим, социологическим и этическим понятием социальное партнерство ни в одной стране мира не получило законодательного оформления. В МОТ и в развитых странах рыночной экономики используют понятия «социальный диалог», «двух- или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений. Трехсторонние консультации или переговоры называют трипартизмом.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава II. Анализ трудовых отношений и социального партнерства в омской области. 2.1. Социально-экономическое положение Омской области.
Таблица 3.
Основные социально-экономические показатели области.
2005
2006
1
2
3
Численность населения(на конец года),
тыс.человек
2034,6
2025,6
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного, всего
341,4
331,4
мужчины
175,0
169,8
женщины
166,4
161,6
трудоспособном, всего
1308,7
1306,1
мужчины
657,7
657,7
женщины
651,0
648,4
старше трудоспособного, всего
384,5
388,1
мужчины
107,9
107,5
женщины
276,6
280,6
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек
939,1
941,3
из нее в организациях негосударственных форм
собственности (без муниципальной) и в
индивидуальном секторе
595,6
605,1
Численность безработных граждан, тыс. человек
89,0
95,0
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек
22,4
23,2
Численность населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума:
тыс. человек
335,5
325,6
в % от общей численности населения
16,3
16,0
Среднедушевые денежные доходы населения,
рублей в месяц
6916,1
9043,9
Среднедушевые денежные расходы населения,
рублей в месяц
6888,2
8118,9
Продолжение таблицы 3.
1
2
3
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций,
рублей
7124,3
8866,6
Валовой региональный продукт (в текущих ценах) всего, млн. рублей
223433,2
…
на душу населения, рублей
2447,7
…
Ввод в действие общей площади жилых домов,
тыс. кв. метров общей площади
755,9
906,0
Грузооборот транспорта общего пользования,
млрд. т. км
123,8
128,3
Пассажирооборот транспорта общего пользования,млн. пасс. км
5984,0
5567,0
Оборот розничной торговли,млн. рублей
83375,0
101514,0
Платные услуги населению,млн. рублей
24106,7
30716,7
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций,млн. рублей
87157,7
32181,4
Инвестиции в основной капитал,млн. рублей
38611,0
45345,7
Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ,
млн. долларов США
6719,0
4525,8
в том числе:
экспорт
6603,9
4379,9
импорт
115,1
145,9
Внешнеторговый оборот со странами СНГ,
млн. долларов США
790,7
785,7
в том числе:
экспорт
587,8
482,3
импорт
202,9
303,4
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Итоги деятельности трехсторонней территориальной комиссий по вопросам заработной платы.
В области продолжается процесс формирования и развития социального партнерства.
В настоящее время действует омское территориальное соглашение между правительством Омской области, Территориальным общественным объединением Федерации Омских профсоюзов и региональным объединением работодателей Омской области, которое подписано на 2007-2009 годы.
Итоги деятельности трехсторонних территориальных комиссий в период с 2005 по 2006 года свидетельствуют о положительной проделанной работе.
Самые важные вопросы на заседаниях комиссии касаются заработной платы и доходов населения.
Таблица 4.
Состав денежных доходов населения (миллионов рублей).
2005
2006
Темп роста, %
1
2
3
4
Денежные доходы населения
169356,7
220320,4
130,1
в том числе:
доходы от предпринимательской деятельности
24309,0
29964,5
123,3
оплата труда наемных работников
59538,9
73144,2
122,9
доходы наемных работников от
организаций, кроме оплаты труда
1848,2
2893,9
156,6
социальные выплаты
20931,6
24635,9
117,7
доходы от собственности
13858,7
19207,0
138,6
доходы от продажи иностранной
валюты
4910,5
6164,0
125,5
другие доходы
43959,8
64310,9
146,3
Таким образов мы видим, что денежные доходы населения в период с 2005 по 2006 год выросли на 30,1 %. В том числе доходы от предпринимательской деятельности выросли на 23,3 %, оплата труда наемных работников на 22,9 %, доходы наемных работников от организаций на 56,6 %, социальные выплаты возросли на 17,7 %, доходы от собственности на 38,6 %, доходы от продажи иностранной валюты на 25,5 %.
Активно решается вопрос о заработной плате. Главными представителями, которые наиболее заинтересованы в решении этой проблемы, являются профсоюзные организации.
Таблица 5.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности (рублей).
2005
2006
Темп роста, %
Отношение к области,
%
1
2
3
4
5
6
2005
2006
Всего в экономике
7124,3
8866,6
124,5
100,0
100,0
в том числе по видам
экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
3047,6
3863,2
126,8
42,8
43,6
рыболовство, рыбоводство
3138,1
5692,6
181,4
44,7
64,2
добыча полезных ископаемых
22248
27970
125,7
в 3,1 р.
в 3,2 р.
обрабатывающие производства
8272,5
9467,2
114,4
116,1
106,8
из них:
производство пищевых продуктов,
включая напитки и табака
6348,3
8011,5
126,2
89,1
90,4
текстильное и швейное производство
2785,3
4077,2
146,4
39,1
46,0
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
4349,5
6637,5
152,6
61,1
74,9
обработка древесины и производство изделий из дерева;
4173
5357,9
128,4
58,6
60,4
Продолжение таблицы 5.
1
2
3
4
5
6
издательская и полиграфическая деятельность
6857,3
8277
120,7
96,3
93,4
производства кокса и нефтепродуктов
34958
24311
69,5
129,4
в 2,7 р.
химическое производство
9220,3
12015
130,3
117,1
135,5
производство резиновых и пластмассовых изделий
8342,2
11152
133,7
68,0
125,8
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
4846
8021,5
165,5
73,5
90,5
металлургическое производство и производство
готовых металлических изделий
5237,5
6355,2
121,3
85,3
71,7
производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов)
6079,3
7481,3
123,1
120,7
84,4
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
8596,2
10992
127,9
97,6
124,0
производство транспортных средств и оборудования
6950,8
8842,4
127,2
84,6
99,7
прочие производства
6027,3
7624,8
126,5
134,5
86,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
9584,4
11549
120,5
121,0
130,3
Строительство
8619,3
10114
117,3
85,4
114,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
6083,3
8362,6
137,5
123,8
94,3
гостиницы и рестораны
4723,1
5489,8
116,2
66,3
61,9
Продолжение таблицы 5.
1
2
3
4
5
6
транспорт и связь
8821,6
10128
114,8
123,8
114,2
финансовая деятельность
15461
18383
118,9
в 2,2 р.
в 2,1 р.
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
8982,4
11162
124,3
126,1
125,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
9744,1
12420
127,5
136,8
140,1
образование
4538
6202,7
136,7
63,7
70,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
4729,7
6874,3
145,3
66,4
77,5
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
7694,5
8425,2
109,5
108,0
95,0
Как видно из таблицы 5 среднемесячная номинальная заработная плата с 2005 по 2006 года выросла на 1742,3 рубелей, что составляет 24,5 %. Среднемесячная номинальная заработная плата работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства выросла на 26,8 %. В отрасли рыболовства и рыбоводства на 81,4 %, в отрасли добычи полезных ископаемых на 25,7 %. У работников отрасли обрабатывающего производства среднемесячная начисленная заработная плата выросла на 14,4 %. В отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды заработная плата увеличилась на 1964,6 рублей, что составляет 20,5 %. У работников оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования среднемесячная номинальная заработная плата возросла в период с 2005 по 2006 год на 37,5 %. В отрасли гостиниц и ресторанов на 16,2 %, транспорта и связи на 14,8 %. В отрасли операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг на 24,3 %. У работников государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения на 27,5 %. В отрасли образования среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась на 36,7 %, в отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг на 45,3 процента. В отрасли предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг на 9,5 процента.
Одной из наиболее важных проблем, решаемой на заседании комиссии является задолженность омских работодателей по заработной плате. По данным Омскстата Омская область лидирует в Сибири по объему просроченной задолженности по заработной плате.
Таблица 6.
Просроченная задолженность по заработной плате по видам экономической деятельности.
Число организаций, имевших просроченную задолженность
по заработной плате, единиц
Просроченная задолженность по
заработной плате, тыс. рублей
1
2
3
4
5
2005
2006
2005
2006
Всего по обследуемым видам экономической деятельности
121
66
189023
182664
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесозаготовки
85
41
53016
26584
обрабатывающие производства
15
11
128587
148028
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака
3
3
2178
3349
текстильное и швейное производство
2
-
536
-
целлюлозно-бумажное производство; издательская и поли-
графическая деятельность
6
5
907
648
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
1
1
158
335
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
1
1
45356
57965
Продолжение таблицы 6.
1
2
3
4
5
производство транспортных средств и оборудования
1
-
17326
-
производство прочих материалов и веществ, не включенных в другие группировки
1
1
62126
85731
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
12
11
6099
5650
строительство
3
1
219
1382
транспорт
1
-
79
-
управление недвижимым имуществом
2
2
692
1020
образование
2
-
323
-
деятельность в области культуры
1
-
8
-
Таким образом, мы видим, что количество предприятий с задолженностью по заработной плате в период с 2005 по 2006 года уменьшилось на 55 единиц, и общая сумма задолженности заработной платы уменьшилась на 6359 тыс. рублей. В сельском хозяйстве количество предприятий с задолженность уменьшилось с 85 до 41 единицы, а сумма задолженности уменьшилась на 26432 тыс. рублей. В отрасли обрабатывающего производства количество предприятий сократилось на 4, а вот сумма задолженности увеличилась на 19441 тыс. рублей, что составляет 115,1 %. В отрасли производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды количество предприятий уменьшилось на 1 единицу, сумма задолженности уменьшилась на 449 тыс. рублей. Количество предприятий-должников, занимающихся в отрасли строительства, уменьшилось на 2 единицы, но сумма задолженности увеличилась на 1163 тыс. рублей. В отрасли управления недвижимым имуществом количество предприятий не изменилось, а сумма задолженности увеличилась на 328 тыс. рублей. В отраслях транспорта, образования и деятельности культуры предприятий-должников не осталось.
Таблица 7.
Результаты деятельности территориальных органов по надзору и контролю оплаты труда.
2005
2006
Темп роста,
%
1
2
3
4
Проверено организаций, всего:
754
845
112,1
из них бюджетных
102
125
111,6
Из общего числа проверенных организаций проверено совместно с:
прокуратурой
262
320
122,1
налоговой инспекцией
85
93
109,4
органом по труду
134
178
132,8
финансовыми органами
116
159
137,1
другими организациями
156
95
60,9
Число случаев выплаты задержанной зарплаты
2673
2173
81,3
в том числе по бюджетным организациям:
311
267
86,0
Общая сумма произведенных выплат по требованиям госинспекторов труда, тыс. рублей
445903,7
981600,3
68,0
в том числе по бюджетным организациям, тыс. рублей
55889,0
92842,4
166,1
Число работников, которым выплачена задержанная зарплата
192918
221270
114,6
в том числе по бюджетным организациям
13473
22213
165,0
В рамках контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекцией труда в Омской области, совместно с Министерством труда и социального развития Омской области, Федерацией омских профсоюзов в 2005 году проведены проверки в 754 организациях, а в 2006 году в 845 организациях, в результате которых долги по заработной плате были возвращены 221270 работникам.
продолжение
--PAGE_BREAK--