Реферат по предмету "Экономика"


Товарооборот на производственном предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Мировой экономический кризис и его влияние на экономику РеспубликиБеларусь
1.1 Мировой экономический кризис
1.2 Cтепень воздействия мирового экономического кризиса на белорусскую экономику
2 ЧТПУП «Метелица-Продукты», его характеристика и анализ работы
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационно-управленческая структура
2.3 Анализ хозяйственной деятельности ЧТПУП «Метелица-Продукты»
2.3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности ЧТПУП«Метелица — Продукты»
2.3.2 Анализ общего объема товарооборота
2.3.3 Анализ структуры товарооборота
2.3.4 Анализ выручки от реализации продукции
2.3.5 Анализ себестоимости продукции
2.2.6 Анализ производительности и труда и заработной платы
2.2.7 Анализ финансового состояния предприятия
2.2.8 Возможности и резервы увеличения товарооборота предприятия торговли
3 Мероприятия по увеличению товарооборота в ЧТПУП «Метелица-Продукты»
3.1 Увеличение товарооборота за счет проведения рекламной компании
3.2 Увеличение товарооборота за счет проведения распродаж
3.3 Увеличение товарооборота за счет оптимизации товарных запасов
3.4 Увеличение товарооборота за счет проведения мероприятий по подготовкеи повышению квалификации работников
3.5 Разработка конструкции печатной платы монитора
4 Организация охраны труда на предприятии ЧТПУП «Метелица-Продукты»
Заключение
Список используемых источников/>

ВВЕДЕНИЕ
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежномвыражении за определенный период времени.
Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельностипредприятия торговли, который характеризует результат его деятельности.
Цель дипломного проекта в том, чтобы проанализировать объем и динамикутоварооборота на частном торговом производственном унитарном предприятии «Метелица-Продукты»в условиях мирового экономического кризиса, выявить факторы, способствующие егоросту и наметить состав мероприятий по реализации путей его увеличения.
Функционирование торговых организаций на основе рыночных методов хозяйствованиявнесло определенные коррективы в приоритетность показателей, характеризующих ихдеятельность.
Прежде всего это относится к показателю товарооборота. Одной из главныхцелей торговых организаций является получение прибыли, а товарооборот выступаеткак важнейшее условие ее достижения.
Торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства и располагаетбольшим объемом товарных запасов, составляющих большую часть оборотных средств торговыхорганизаций. Основными хозяйственными процессами в торговле является приобретениетоваров и их дальнейшая реализация через предприятия розничной торговли.
Движения материальныхблаг, товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления называетсятоварным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленнойэкономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадииобщего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой(совокупный) общественный продукт.
Количественная и качественная характеристика товарной массы, котораяпереходит из сферы производства в сферу потребления, в соответствии с законами товарногообращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота.
Розничный товарооборот — это показатель, характеризующий объем продаж.Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движениятоваров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары,выражают экономическую сущность товарооборота. Товарооборот характеризует завершениепроцесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляютсяими же, образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестаютбыть товарами.
В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарныхзапасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных инепродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковскимпластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средствсо счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.) организациями розничнойторговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющимина своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями,не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями;физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку,налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателямнезависимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк.
На основании вышесказанного, выбранная тема дипломной работы на современномэтапе развития розничной торговли является актуальной. Актуальна тема и тем, чтомировой экономический кризис, сказавшийся и на экономике нашей страны, оказал негативноевлияние на ряд экономических показателей, в том числе и товарооборот.
Целью дипломной работы является закрепление, углубление и расширениетеоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения экономическойлитературы и практики работы предприятия, а также разработка мероприятий по совершенствованиютоварооборота на исследуемом предприятии.
В ходе анализа товарооборота решаются следующие конкретные задачи:осуществление контроля за ходом выполнения плана товарооборота, оперативное содействиеулучшению торгового обслуживания населения, объективная оценка выполнения планаобщего объема товарооборота и по товарным группам, оценка степени удовлетворенияспроса населения на товары народного потребления, определения факторов, указывающихвлияние на ход выполнения плана товарооборота, его динамику и т.д.
Информационным материалом, используемым для анализа товарооборота,служат действующие прогрессивные нормативы, плановые показатели, данные о численностиобслуживаемого населения, определяемые расчетным путем, балансы денежных доходови расходов обслуживаемого населения, статистическая, бухгалтерская и оперативнаяотчетность.
При написании работы были использованы и проанализированы действующиенормативные документы, на основании которых должна строиться система товарооборотав Республики Беларусь. Такое пристальное внимание к нормативно-законодательной базеобъясняется тем, что грамотное использование этих документов на предприятии позволитизыскать пути увеличения товарооборота.
Также при написании данной дипломной работы были использованы трудыбелорусских и российских экономистов, в части форм и методик учета и контроля задвижением товаров в розничной сети. В процессе изучения и обработки материалов применялисьследующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический,экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемыанализа.
В качестве предмета исследования данной дипломной работы была рассмотренасистема движения товаров в ЧТПУП «Метелица-Продукты» в условиях экономического кризиса.

1 МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙКРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕНА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ1.1Мировой экономический кризис
Глобальный мировой кризис, первая фаза которого началась еще осенью2007 г., оказал существенное воздействие на механизмы функционирования глобальнойэкономики и подтолкнул многие правительства к пересмотру своей экономической политики.В период первой фазы кризиса, которую условно можно датировать осенью 2007 г. –августом 2008 г., дебаты среди экономистов и экономических властей преимущественноограничивались вопросом о том, насколько проблемы финансового сектора могут передатьсяв реальный сектор. При этом в качестве соответствующего трансмиссионного каналарассматривалось исключительно ограничение и удорожание доступа к капиталу для предприятий.Политика ФРС США, направленная на предоставление ликвидности, во многом смягчалапроблему дефицита ликвидных активов и не приводила к банкротству агентов финансовогосектора. А потому в первой половине 2008 г. доминировала точка зрения, что проблемыс ликвидностью на спекулятивных финансовых рынках существенно не отразятся на темпахэкономического роста. Такая ситуация в ряде случаев даже подстегивала развитие реальногосектора. Предположение о том, что кризис ликвидности затронул лишь высокорисковыесегменты финансового сектора подталкивало ряд инвесторов к вложению капитала в активыв большей мере связанные с реальным сектором. Кроме того, сохранялась относительноблагоприятная ситуация на рынках банковского кредитования, акционерного капиталаи прочих сегментах финансового рынка, которые были напрямую связаны с реальнымиактивами. В результате в мировой экономике сохранялся рост спроса. Некоторое замедлениероста в развитых странах компенсировалось существенным его ускорением в развивающихсястранах, особенно в странах – экспортерах природных ресурсов.
Банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers сталосвоеобразным подтверждением того, что различные сегменты финансовых рынков и всевиды финансовых посредников тесно переплетены между собой в глобальной экономике.Кроме того, пришло осознание того, что адекватно оценить качество собственных активов,а тем более активов контрагента в такой ситуации практически невозможно. Дефицитликвидности в результате резко снизившегося доверия друг к другу затронул все сегментыфинансовых рынков, а также практически все финансовые институты. Поэтому, существенновозросла стоимость капитала и сузился доступ к нему со стороны предприятий реальногосектора. Масштабные вливания ресурсов со стороны государства уже слабо воздействовалина состояние финансовых рынков, поскольку спрос на ликвидность в условиях возросшейнеопределенности был практически абсолютно эластичным.
Однако данный трансмиссионный канал стал лишь первым в череде распространенияпоследствий кризиса ликвидности в реальном секторе экономики. Значительное удорожаниекапитала, а также негативные экономические ожидания привели к снижению инвестиционнойактивности предприятий. В первую очередь данная тенденция обозначилась в наиболееразвитых экономиках, где взаимодействие и взаимозависимость финансового и реальногосекторов высоки. Однако очень быстро рухнула и гипотеза «расцепления», которая подразумевалаослабление взаимосвязей между финансовыми и реальными секторами отдельных регионовв мировой экономике. Снижая инвестиционную активность, предприятия развитых странв первую очередь снижали спрос на импортируемые товары. Самое простое объяснениетакой реакции – существенно большая зависимость экспортно-импортных сделок от доступак финансовым ресурсам, нежели сделок между резидентами одной страны. В результате,те страны, которые не были напрямую «поражены» глобальным дефицитом ликвидности,ощутили существенные негативные последствия в связи с падением спроса на их продукцию.Таким образом, распространение последствий кризиса в финансовом секторе было дополненоего еще более быстрым распространением через взаимодействия в реальном секторе экономики– через внешнюю торговлю. Однако и данная реакция не стала заключительным этапом.Возросшая неопределенность и кризис ликвидности обнажили и проблему глобальных дисбалансовв мировой экономике. За последние десятилетие в глобальном масштабе можно четкопроследить две группы стран в зависимости от состояния их счета текущих операцийплатежного баланса. Такое разделение обусловлено сложившимися ролями в мировой экономикена фоне глобальной политики «дешевых» денег и моделью взаимоотношений с внешнимсектором, которую страна выбирала для поддержания высоких темпов развития экономики.Дефицитные страны стимулировали (не ограничивали) рост внутреннего спроса (инвестицийи потребления) и готовы были «платить» за высокие темпы роста процентами по заимствованияму внешнего мира. Другая же группа стран в такой ситуации в качестве «локомотива»роста использует как раз внешний спрос дефицитных стран. Разделение на дефицитныеи профицитные страны было присуще как развитым, так и развивающимся странам. Однакоглобальный кризис доступа к капиталу, снижение внешнего спроса в первую очередьударило по развивающимся дефицитным странам. Не имея возможности в полной мере профинансироватьвозросший дефицит они вынуждены были девальвировать свои национальные валюты. Врезультате в ряде переходных стран глобальный финансово-экономический кризис привели к проявлениям валютного, а в ряде случаев банковского и долгового кризисов.
Схожая модель распространения кризиса имела место в Беларуси. Основнымканалом его распространения стала внешняя торговля, ухудшившиеся результаты которойобусловили возрастание диспропорций, как в реальном, так и в финансовом сектореэкономики. Однако, несмотря на внешнее сходство антикризисной политики Беларусис другими странами Восточноевропейского региона, уже на сегодняшний день можно выделитьряд существенных содержательных отличий. Большинство стран региона, посредствомограничения внутреннего спроса, либо же посредством девальвации национальной валюты,вынуждены были сбалансировать свои текущие операции (или, по крайней мере, сократитьдефицит). В Беларуси же отсутствует тенденция такого рода. Значительное сокращениевнешнего спроса не только не привело к опережающему сокращению импорта, а наобороттемпы его сокращения были значительно меньшими, нежели темпы падения экспорта. Вомногом это становится следствием политики стимулирования внутреннего спроса, чтовлечет за собой и спрос на импортные товары. В течение трех кварталов 2009 г. увеличивающийсявнешний дефицит финансировался за счет внешних заимствований. Готовность идти нафинансирование внешнего дефицита посредством внешних заимствований, особенно государственных,можно объяснить в случае наличия предпосылок для скорого восстановления внешнегоспроса. Действительно, если шок внешнего спроса рассматривается как кратковременный,то стратегически изменение модели функционирования экономики, которая в течениедесятилетия обеспечивала высокие темпы экономического роста, может представлятьсянецелесообразным. Логика действий экономических властей свидетельствует о том, чтоде-факто стратегия ожидания восстановления основных экспортных рынков является доминирующейдля Беларуси.
Важность для белорусской экономики восстановления внешнего спроса труднопереоценить, поскольку в целом вклад внешнего спроса в валовой внутренний продукт(ВВП) и обеспечение занятости чрезвычайно высок. Однако, рассуждая о перспективахвосстановления внешнего спроса на белорусские товары, его следует рассматриватьв географическом разрезе. Товарная номенклатура экспорта в страны вне СНГ состоитпреимущественно из сырьевых товаров. Физический объем поставок товаров промежуточногоэкспорта колеблется не столь сильно и обусловлен технологическими возможностямипроизводителей, а также долгосрочными контрактными отношениями между экспортерамии импортерами. Поэтому задача оценки перспектив восстановления спроса на белорусскиетовары промежуточного экспорта во многом сводится к задаче прогнозирования цен насырьевые товары на мировых рынках. Ценовая динамика на данных рынках, в свою очередь,зависит от перспектив развития мировой экономики. Поэтому можно говорить, что перспективывосстановления стоимостного объема промежуточного экспорта совпадают с перспективамиразвития мировой экономики и являются экзогенным фактором для Беларуси.
Для производимых в Беларуси инвестиционных товаров основным рынкомявляется российский. Однако перспективы восстановления белорусского экспорта в этустрану не столь однозначны и зависят от более обширного перечня факторов. Во-первых,на макроуровне можно выделить ряд особенностей протекания данного финансового кризисав России. Это обусловлено специфическим положением России в качестве экспортеранефти, и, одновременно, важной ролью иностранных источников в формировании инвестицийв основной капитал, а также в ресурсной базе российских банков. При этом динамикапритока и оттока капитала в России, вероятно, больше, нежели в других странах регионаподвержена политическим рискам. Данные факторы определяют особенности протеканияглобального кризиса в России и возможности отклонения ее макроэкономической динамикиот динамики развитого мира.
Во-вторых, ретроспективный анализ торговли Беларуси и России демонстрируетдовольно сложные взаимосвязи между динамикой роста российских рынков и конкурентнымипозициями белорусских экспортеров на этом рынке. Кроме того, предпосылка скороговосстановления объемов белорусского экспорта в Россию является важнейшей для текущеймакроэкономической политики. Несоответствие данной предпосылки действительности,или же чрезмерно большие затраты необходимые для восстановления экспорта, могутобусловить кардинальное изменение механизмов функционирования белорусской экономики.
Таким образом, определение продолжительности и глубины влияния мировогофинансового кризиса на Беларусь во многом зависит от определения динамики российскихтоварных рынков (значимых для белорусского экспорта) и конкурентоспособности наних отечественных предприятий. Кроме того, конкурентные позиции белорусских экспортеровв России являются ключевым фактором для реализации того или иного сценария реформированияэкономики Беларуси в краткосрочной перспективе. Наряду с этим, возможности белорусскогоэкспорта в данный момент могут обусловить и выбор среди долгосрочных сценариев (стратегий)развития белорусской экономики.
 1.2Степень воздействия мирового экономического кризиса
на белорусскую экономику
Первые негативные проявления мирового финансового кризиса в 2008 г.органы государственного управления Республики Беларусь встретили спокойно. На правительственномуровне возобладало мнение, что Белоруссию глобальный кризис не коснется в силу слабойсвязи финансовой и банковско-кредитных систем республики с аналогичными мировымии международными структурами. Фактически как определенное преимущество «белорусскоймодели экономики» в условиях кризиса преподносился факт неразвитости в РеспубликеБеларусь рынков ценных бумаг, кредитов, депозитов, страховых и гарантийных услуг[1]. Это обстоятельство якобы уже само по себе автоматически защищало Белоруссиюна микроэкономическом уровне от вредных воздействий глобального кризиса, «произошедшегоиз-за переизбытка долларов». Общественность убеждали в стабильности ситуации, полностьюконтролируемой властями (включая банковско-финансовый сектор), аргументируя этовнушительными цифрами прироста ВВП, показателями развития промышленного производствапо отраслям и устойчивым курсом национальной валюты, которую никто не собираетсядевальвировать.
Никаких антикризисных планов срочного реагирования государственно-политическимруководством республики не разрабатывалось. Это было тем более странно, поскольку,с одной стороны, экономика Республики Беларусь является преимущественно экспортоориентированной(более 70 % производимой продукции предназначено на экспорт), почти полностью зависимойот зарубежных рынков сбыта и мировой конъюнктуры, а с другой – в значительной степенизависящей от импорта энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Только весной 2009 г. глава государства и правительство вынуждены быликонстатировать существование кризисных явлений в экономике Белоруссии. Так, 17 апрелябелорусский лидер, заслушав отчет правительства по итогам первого квартала 2009г., констатировал, что «бушующий мировой кризис уже зацепил нас в конце прошлогогода крылом» [2]. При этом он подчеркнул специально, что оценки расставлять рано,поскольку это возможно будет сделать только в конце первого полугодия.
Однако итоги первого квартала 2009 г. неумолимо свидетельствуют о разрушительныхпоследствиях первой волны мирового кризиса, перешедшего в системный финансово-экономический,для хозяйственной системы Белоруссии.
В банковской сфере республики наблюдался рост объема проблемных кредитов– по данным Национального банка Беларуси (НББ) сумма просроченных и пролонгированныхкредитов за первые три месяца 2009 г. достигла 472,4 млрд. р. В сфере производствапорядка 70 % предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность. Нет сведенийо сокращении дебиторской задолженности, которую имели в конце 2008 г. 80 % промышленныхпредприятий Республики Беларусь.
Катастрофически упал объем внешней торговли, только с основным торговымпартнером Россией на 50 %. Причем, в наибольшей степени на российском рынке снизилсяспрос на машинотехническую продукцию белорусских экспортеров. Например, продажаавтомобилей МАЗ сократилась за первый квартал в шесть раз. Объем неплатежей достигалдвух милиардов долларов. Поскольку большая часть машинотехнической продукции сбываласьв Россию, то вполне понятно почему объем производства в машиностроении в январе-марте2009 г. снизился на 22,1 %. Производство белорусских автомобилей упало на 47,4 %,тракторов на 26,6 %, автобусов на 15,2 %, металлорежущих станков на 36 %, кузнечно-прессовыхстанков на 65,3 %, велосипедов на 50,6 %.
По официальным данным резко ухудшились показатели финансово-хозяйственнойдеятельности белорусских промышленных предприятий. Спрос на продукцию более 90 %предприятий реального сектора экономики имел тенденцию к сокращению (рост спросазафиксирован только у небольшой группы предприятий – менее девяти процентов) [3].Объемы торговли промышленными товарами на внутреннем рынке упали за первый квартална 60-70 %. В свою очередь снижение внешнего и внутреннего спроса вызвало значительноеувеличение объемов складских запасов готовой продукции на 40 % белорусских предприятийи падение производства большой группы товаров. Все это привело к сокращению чистойприбыли у почти 58 % субъектов хозяйствования. Почти половина предприятий вынужденабыла сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников в частично оплачиваемыеотпуска, переводить коллективы на усредненное минимальное вознаграждение за труд.Отмечены случаи оплаты труда из произведенной продукции.
Доходная часть бюджета Республики Беларусь за первый квартал не выполнена.Резкое снижение доходов консолидированного бюджета привело к необходимости его корректировки– доходную часть планировалось уменьшить на 11,1 трлн. р. [4].
Обещанного роста заработной платы бюджетникам с конца 2008 г. не наступило– по требованию Международного валютного фонда (МВФ) она была заморожена. Резкаядевальвация белорусского рубля (на девальвации настоял МВФ), задержки с выплатойзаработной платы и ее реальное снижение на фоне подорожания основных групп товаровв 2009 г. привели к нарастанию социальной напряженности. В новогодние праздникив Белоруссии был зафиксирован ажиотажный спрос на иностранную валюту, промышленныетовары длительного пользования, ценники на которые не успели скорректировать. Послеобвала национальной валюты был зафиксирован и резкий скачок цен, когда по целомуряду товаров рост цен существенно превысил уровень девальвации (рост цен на чай– до 29 %, на рыбу – до 44 %, на фрукты и овощи – до 59,6 %, крупы – до 27 %).
Сложность ситуации определялась и тем, что за последние два-три годаэкономика Белоруссии, которая исчерпала внутренние резервы, могла обеспечивать свойприрост исключительно благодаря внешним инвестициям, кредитам и другим формам заимствования.В республике так и не удалось создать условия для накопления эффективного национальногои привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический ростза счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленнойкооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ. Белорусская хозяйственнаямодель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектовхозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортнуюориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественноза счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедренияновейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включенияБелоруссии в процессы глобализации, в мировые структуры обмена и кооперации.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что в правительстве РеспубликиБеларусь устоялось мнение о том, что страны с жестким, централизованным государственнымуправлением экономикой, с преобладанием государственной собственности на средствапроизводства, к каким и относится Белоруссия, легче преодолевают кризис и способныбыстрее выходить из него.
В отношении белорусской экономики широко распространен эпитет «экспортоориентированнаяэкономика». Самым простым подтверждением важности внешней конъюнктуры для национальнойэкономики является сопоставление объема экспорта и объема ВВП. По итогам 2009 г.в стоимостном выражении доля совокупного экспорта в ВВП составила 54,6 %. При этомРоссия остается одним из приоритетных географических направлений экспорта товаров(ее доля в совокупном экспорте по итогам 2009 г. составила 32,2 %). Однако рассматриваядинамику роли экспорта для белорусской экономики, и экспорта в Россию в частности,следует отметить две тенденции. Первое, в стоимостном выражении вклад совокупногоэкспорта в ВВП несколько снизился по сравнению с началом десятилетия, но в последниегоды он сохраняется на довольно стабильном уровне, даже немного возрастая (см. рисунок1).
/>
Рисунок 1 – Соотношение стоимостного объема экспорта товаров и ВВП,%
С 2005 г. доля экспорта в Россию в совокупном экспорте в ВВП остаетсяотносительно стабильным, при этом несколько увеличиваясь. Однако начиная с 2008г. как совокупный экспорт, так и экспорт в Россию начинают снижаться.
Международный экономический спад не обошел стороной и предприятия розничнойторговли и производители потребительских товаров. Так, усложнилась ситуация с финансированиеминвестиционных проектов, управлением оборотным капиталом и обеспечением рефинансированиязадолженности перед белорусскими и иностранными кредиторами. Однако на этом трудностине заканчиваются. Предприятиям розничной торговли приходится справляться с множествомвнезапно возникающих изменений.
Нестабильная экономическая ситуация усугубила «старые» проблемы предприятийрозничной торговли. Поскольку потребители стали более избирательными в своих предпочтениях,возросла конкуренция за клиентов, а снижение потребительских расходов лишний раздоказало, как важно разбираться в этих предпочтениях. Предприятиям розничной торговлинеобходимо тонко чувствовать все изменения спроса и ориентироваться на производствотех товаров, которые сочетают в себе разумное соотношение цены и качества. Однимиз решений могут стать частные торговые марки. Также у многоформатных торговых сетейменьше шансов пострадать от последствий изменения потребительских вкусов.
Если предприятия розничной торговли правильно поведут себя в сложившихсяусловиях, они смогут повернуть эту нестабильную обстановку в свою пользу, но действоватьнужно быстро. Предприятия должны рационализировать свои продуктовые линии и повыситьоперационную эффективность, чтобы сократить расходы. В это неспокойное время умениесохранить потоки денежных средств будет играть решающую роль при заключении сделокдля многих компаний. Обстановка на рынке розничной торговли изменится коренным образом,и не все компании переживут кризис. Но оставшиеся выйдут из него более сильнымии лучше подготовленными к дальнейшему росту.
2 ЧТПУП «МЕТЕЛИЦА — ПРОДУКТЫ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАБОТЫ
 2.1 Общая характеристика предприятия
Частное торгово-производственное унитарное предприятие «Метелица-Продукты»зарегистрировано в Едином регистре юридических лиц и предпринимателей восьмого мая2003 г. №190444265 по адресу г. Минск ул.Чайлытки 1-204. Согласно решению Мингорисполкома№2192 от 12.12.2005 г. изменен юридический адрес предприятия: г. Минск, ул. Притыцкого,78.
ЧТПУП «Метелица-Продукты», создано и осуществляет свою деятельностьв соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, другими законодательнымиактами Республики Беларусь, Устава, решений Собственника имущества. Предприятиеявляется предприятием с частной формой собственности.
Наименование Предприятия на белорусском языке:
Полное – Прыватнае гандлева-вытворчае унiтарнае прадпрыемства «Мяцелiца-Прадукты».
Сокращенное – ПГВУП «Мяцелiца-Прадукты».
Наименование Предприятия на русском языке:
Полное – Частное торгово-производственное унитарное предприятие «Метелица-Продукты».
Сокращенное – ЧТПУП «Метелица-Продукты».
Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству РеспубликиБеларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественныеи личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде,хозяйственном и третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета вучреждениях банков, иметь круглую печать, другие печати и штампы, а также иные реквизитысо своим наименованием.
Уставный фонд создан согласно Уставу, в сумме 2300000 р.
Среднесписочная численность работающих ЧТПУП«Метелица-Продукты» на 1.01.2010 г. составила 71 чел.
Основным видом деятельности предприятия является — розничная торговля.На право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачныеизделия) и общественное питание получено Специальное разрешение (Лицензия) №50000/0315383от 22.04.2005 г. сроком на пять лет, выданное Минским Городским Исполнительным Комитетом.С декабря 2007 г. предприятие начало оказывать услуги по внутриреспубликанским перевозкамгрузов автомобильным транспортом. На право осуществления внутриреспубликанских перевозокгрузов автомобильным транспортом получено Специальное разрешение (Лицензия) №02190/0415347от 17.12.2007 г. сроком на пять лет, выданное Министерством транспорта и коммуникацийРБ. Для осуществления вышеуказанной деятельности предприятием приобретен грузовойавтомобиль МАЗ 437040, госномер АВ 76-67-7.
Для осуществления деятельности УП «Метелица-Продукты» арендует помещенияпо адресам:
-г.Минск ул.Притыцкого 78 — Договор аренды №26 от 15.10.2007 г. и №41от 15.10.2007 г. УП «ЖРЭО №2» Фрунзенского района г. Минска;
-г.Минск пр-т Победителей 75/1 -Договор аренды №55 от 15.03.2007 г.УП «ЖРЭО» Центрального района г. Минска.
-г. Минск ул. Филимонова, 63 — Договор аренды б/н от 23.08.2007 г.КУП «Минсктранс» филиал «Минский автовокзал».
Для осуществления розничной торговли предприятие заключило договорана поставку товара с:
— РУП «Минскхлебпром»
— РУП «Минсккристал»
— ПТК «Хлебопечения»
— УП Минский оптовый рынок
— ТПКУП «Хладокомбинат №2»
— ТПКУП «Хладокомбинат №1»
— КПУП «Гормолзавод №3»
— ОАО ГМЗ № 1
— ОАО Гормолзавод №2
— УП «Минский мясокомбинат» и другими.
Полномочия и ответственность сотрудниковЧТПУП «Метелица-Продукты» определяются директором либо непосредственным руководителемпри приеме сотрудника на работу.
Руководящий состав предприятия выполняет контрольные функции по направлениям:руководитель осуществляет общее руководство предприятием, курирует вопросы финансовойдеятельности; заместитель директора курирует вопросы сбыта и снабжения товарами;главный бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерским учетом.
В организации выделены отделы розничной торговли – соответствующиемагазинам. Руководят магазинами – заведующие магазинов. В их компетенцию входятвопросы заключения договоров с поставщиками, выполнения графика поставок, контрольза наличием товаров в необходимом ассортименте и количестве и др.
Согласно штатному расписанию ЧТПУП «Метелица-Продукты» работники бухгалтериивходят в состав административно-управленческого персонала.
Внешний контроль за деятельностью ЧТПУП «Метелица-Продукты» осуществляетсяпри помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии,которая проводится по инициативе Учредителей, а также при помощи иных контрольно-ревизионныхмероприятий, которые проводятся уполномоченными на то органами (налоговые органы,КРУ).

2.2 Организационно-управленческаяструктура
Структура ЧТПУП «Метелица-Продукты»представлена в приложении А. Во главе предприятия находится директор. Он организуетвсю работу предприятия и несет полную ответственность за результаты хозяйственнойдеятельности ЧТПУП «Метелица-Продукты»; выполнение принятых обязательств перед потребителямипродукции; удовлетворение запросов потребителей на новые изделия; обеспечение продвиженияпродукции; достижение высокого качества реализуемой продукции; рост благосостоянияработников; обеспечение рентабельности реализованной продукции; обеспечение наличиятрудовых ресурсов. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях,заключает договора, издает приказы по предприятию, открывает в банках счета предприятияи выполняет целый ряд других функций.
В непосредственном подчинениидиректора предприятия находятся:
— зам.директора предприятия;
— зам.директора по административно-хозяйственнойчасти ;
— инспектор по кадрам;
— главный бухгалтер;
— заведующие магазинами.
Руководители и подчиненныевыполняют следующие функции:
1) Заместитель директораорганизует работу предприятия и несет ответственность за результаты хозяйственнойдеятельности ЧТПУП «Метелица-Продукты»; выполнение принятых обязательств перед потребителямипродукции; удовлетворение запросов потребителей на новые изделия; обеспечение продвиженияпродукции; достижение высокого качества реализуемой продукции; рост благосостоянияработников; обеспечение рентабельности реализованной продукции; обеспечение наличиятрудовых ресурсов.
2) Заместитель директорапо административно — хозяйственной части осуществляет руководство работой по хозяйственномуобслуживанию организации или ее подразделений. Обеспечивает сохранность хозяйственногоинвентаря, его восстановление и пополнение, а также соблюдение чистоты в помещенияхи на прилегающей территории. Следит за состоянием помещений и принимает меры посвоевременному их ремонту. Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностямии предметами хозяйственного обихода. Руководит работой обслуживающего персонала.
3) Инспектор по кадрамведет учет личного состава организации, ее подразделений в соответствии с унифицированнымиформами первичной учетной документации. Оформляет прием, перевод и увольнение работниковв соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителяорганизации, а также другую установленную документацию по кадрам. Формирует и ведетличные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью.Подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсныхкомиссий и представления работников к поощрениям и награждениям. Заполняет, учитываети хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа, выдает справки о настоящейи прошлой трудовой деятельности работников. Производит записи в трудовых книжкахо поощрениях и награждениях работающих. Вносит информацию о количественном, качественномсоставе работников и их движении в банк данных о персонале организации, следит заего своевременным обновлением и пополнением. Ведет учет предоставления отпусковработникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередныхотпусков. Оформляет карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимыедля назначения пенсий работникам организации и их семьям, установления льгот и компенсаций.Изучает причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению.Подготавливает документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдачена хранение в архив. Осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделенияхорганизации и соблюдением работниками правил внутреннего и трудового распорядка.Составляет установленную отчетность.
4) Главный бухгалтер осуществляеторганизацию бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятияи контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов,сохранностью собственности нанимателя.
Обеспечивает рациональнуюорганизацию учета и отчетности на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерскогоучета и контроля. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальныхценностей, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанныхс их движением, учет издержек, исполнения смет расходов, реализации продукции, результатовхозяйственно-финансовой деятельности, а также финансовых, расчетных и кредитныхопераций, контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления.
Составляет экономическиобоснованные отчеты калькуляции себестоимости продукции, расчеты по заработной платес работниками, правильное начисление и перечисление платежей в госбюджет, взносовна государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженностибанкам по ссудам, отчисление средств в фонды и резервы.
Принимает меры по предупреждениюнезаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушенийфинансового и хозяйственного законодательства и т.д.
5) Заведующие магазиновв соответствии с действующим законодательством руководят деятельностью магазинов,направляет ее на достижение высоких экономических и финансовых результатов, обеспечениевысокой культуры обслуживания покупателей. Осуществляет меры по выполнению магазиномзаданий и договоров. Обеспечивает внедрение прогрессивных форм торговли, совершенствованиеформ торговли, внедрение нового торгово-технического оборудования, ускорение оборачиваемоститоваров, сокращение товарных потерь.
Принимает меры по обеспечениюмагазина квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опытаработников, созданию благоприятного микроклимата в коллективе, безопасных и благоприятныхусловий для их труда. Организует торгово-хозяйственную деятельность магазина, рациональногосочетания экономических и административных методов руководства, моральных и материальныхстимулов к труду. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины,способствует развитию творческой инициативы и трудовой активности работников. Обеспечиваетсоблюдение законности в деятельности магазина. Проводит анализ хозяйственной деятельности,контроль за выполнением планов и заданий, состоянием товарных запасов, наличиемв продаже установленного ассортимента товаров, соблюдением правил торговли, культурыобслуживания, требований по охране труда и пожарной безопасности, состоянием трудовойдисциплины, санитарно-техническим состоянием магазина.
Следует отметить, чтокаждый отдел функционирует в тесной взаимосвязи с другими подразделениями и службамипредприятия.
Обмен информацией внутри предприятия осуществляется посредством электроннойпочты и интернет пейджера.
 2.3 Анализ хозяйственной деятельности ЧТПУП «Метелица-Продукты»
Хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в соответствиис порядком, определенным законодательством.
Предприятие действует на основе хозяйственногорасчета, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованиюработ, услуг, социальному развитию и материальному стимулированию работников. Предприятиеотвечает за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательствперед государством, а также банками и иными учреждениями [5].
Предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производственнуюпродукцию, работы, услуги.
Основу планов предприятия составляют договоры,заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщикамиматериально-технических ресурсов.
Предприятие на основе изучения конъюнктурырынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен, организуетматериально-техническое обеспечение собственного производства, работ, услуг, путемприобретения ресурсов на рынке товаров и услуг [6].
Отношения предприятия с иными лицами во всех сферах хозяйственной деятельностистроятся на основе договоров.
Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производствапо ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а вслучаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь — по регулируемымценам и тарифам.
Предприятие ведет бухгалтерский учет и представляет статистическую
отчетность в органы статистики в порядке, установленном в Республике Беларусь, предоставляетданные в налоговые органы и несет ответственность за их достоверность [7].
2.3.1 Анализосновных экономических показателей деятельности ЧТПУП «Метелица — Продукты»
В данном разделе дана оценка современного состояния предприятия ЧТПУП«Метелица-Продукты». Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности поЧТПУП «Метелица-Продукты» за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели финансово-хозяйственнойдеятельности ЧТПУП «Метелица-Продукты» за 2007-2009 гг, млн. р.Показатели 2007 2008 2009
Отклонение, 2008-2007 гг
+/-
Отклоне
ние,
2009-2008 гг
+/-
Темп роста 2008-2007,
%
Темп роста
2009-2008,
% 1 Выручка от реализации без налогов 5659 9109 9241 +3450 +132 161,0 101,4 2 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 4743 7563 7640 +2820 +77 159,5 101 3 Валовая прибыль 916 1546 1601 +630 +55 168,8 103,6 4 Расходы на реализацию 861 1341 1443 +480 +62 155,7 107,6 5 Прибыль (убыток) от реализации 55 205 158 +150 -47 372,7 70,1 7 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов - - -1 - -1 - - 8 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -6 -28 -45 -22 -17 466,7 160,7 9 Прибыль (убыток) отчетного периода 49 177 112 +128 -65 361,2 63,3 10 Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли 17 56 44 +39 -12 329,4 78,6 11 Чистая прибыль (убыток) 32 121 68 +89 -53 378,1 56,2
За 2008 г. выручка от реализации составила 9109 млн. р., что на 3450млн. р. или на 61 % выше, чем за 2007 г. Себестоимость реализованных товаров 2008г. составила 7563 млн. р., что на 2820 млн. р. или на 59,5 % выше аналогичного показателяза 2007 г.
Валовая прибыль за 2008 г.составила 1546 млн. р., что выше 2007 г.на 630 млн. р. или на 68,8 %. Расходы на реализацию за 2008 г. составили 1341 млн.р., что выше аналогичного показателя за 2007 г. на 480 млн. р. или на 55,7 %.
Прибыль от реализации за 2008 г. составила 205 млн. р., что на 150млн. р. больше, чем в 2007 г. Это вызвано большим ростом выручки от реализации,по сравнению с себестоимостью.
По внереализационным операциям за 2008 г.получен убыток в сумме 28млн. р., что выше убытка за 2007 г. на 22 млн. р.
В целом за 2008 г. получена прибыль в сумме 177 млн. р., что на 128млн. р. выше аналогичного показателя за 2007 г. Прибыль за 2008 г. сформированаза счет прибыли от реализации, отрицательное влияние на прибыль 2007 г. оказалиубытки по внереализационным операциям.
Чистая прибыль за 2008 г. составила 121 млн. р., что на 89 млн. р.ниже, чем за 2007 г.
За 2009 г. выручка от реализации составила 9241 млн. р., что на 132млн. р. или на 1,4 % выше, чем за 2008 г… Себестоимость реализованных товаров за2009 г. составила 7640 млн. р., что на 77 млн. р. или на один процент выше аналогичногопоказателя за 2008 г.
Валовая прибыль за 2009 г. составила 1601 млн. р., что выше показателяза 2008 г. на 55 млн. р. или на 3,6 %. Расходы на реализацию за 2009 г. составили1443 млн. р., что выше аналогичного показателя за 2008 г. на 62 млн. р. или на 7,6%.
Прибыль от реализации за 2009 г. составила 158 млн. р., что на 47 млн.р. ниже, чем за 2008 г.
По внереализационным операциям за 2009 г. получен убыток в сумме 45млн. р., что выше аналогичного показателя за 2008 г. на 17 млн. р.
В целом за 2009 г. получена прибыль в сумме 112 млн. р., что на 65млн. р. ниже аналогичного показателя за 2008 г. Отрицательное влияние на прибыльза 2009 г. оказали убытки по внереализационным операциям.
Чистая прибыль за 2009 г. составила 68 млн. р., что на 53 млн. р. ниже,чем за 2008 г.
В целом следует отметить, что ЧТПУП «Метелица-Продукты» за 2009 г.по сравнению с 2008 г. работало стабильно, прибыльно. Но при этом наблюдается неприрост, а снижение прибыли. Все это обусловлено влиянием экономического кризиса,в силу которого покупательная способность населения резко сокращается, что в своюочередь негативно сказывается на работе предприятия [8].
/> 
2.3.2 Анализ общего объема товарооборота
Функционирование торговых организаций на основе рыночных методов хозяйствованиявнесло определенные коррективы в приоритетность показателей, характеризующих ихдеятельность [9].
Прежде всего это относится к показателю товарооборота. Одной из главныхцелей торговых организаций является получение прибыли, а товарооборот выступаеткак важнейшее условие ее достижения.
Развитие товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение.Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле-продажетоваров, обслуживает розничный оборот [10].
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такимиэкономическими категориями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль,численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считаетсятакое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегическогорегулирования товарооборота [11].
Сбалансированность спроса и предложения товаров обеспечивается приследующем условии:
/> >/> >/>>/>, (2.1)
где Iп – индекс роста поступления товаров;
Iт – индекс роста объема розничного товарооборота;
Iт.з – индекс роста товарных запасов;
Iс – индекс роста спроса населения.
Повышение эффективности хозяйственной деятельности торговых организацийдостигается при условии:
 />>/>>/>>/>, (2.2)
где Iпр – индекс роста прибыли;
Iт – индекс роста объема розничного товарооборота;
Iф.з.п – индекс роста фонда заработной платы;
Iч – индекс роста численности работников.
Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных плановвыступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия,но и для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия,его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.
Всесторонний анализ является в то же время исходным материалом дляобоснования объема товарооборота [12].
При анализе общего объема розничного товарооборота выявляют:
— выполнение плана розничного товарооборота в целом по организациии по отдельным структурным подразделениям;
— динамику товарооборота за ряд лет, при этом исчисляют абсолютныйприрост товарооборота, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процентаприроста;
— процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населенияи его изменение по сравнению с планом и прошлым периодом;
— объем товарооборота на одного человека и его изменение по сравнениюс прошлым периодом;
— удельный вес товарооборота организации в общем объеме розничноготоварооборота района и его изменение.
Показатели, используемые при анализе общего объема розничного товарооборота,представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Показатели развития товарооборота торговой организации,млн. р.Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2008 — 2007 Отклонение 2009 — 2008 Темп роста 2008-2007, % Темп роста 2009-2008, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Товарооборот:               в действующих ценах 6523 10630 10771 4107 141 1,63 1,01 в сопоставимых ценах 6523 9618 8465 3095 -1153 1,47 0,88 2 Численность обслуживаемого населения, тыс. чел. 80 80,6 83 0,6 2,4 1,01 1,03 3 Покупательные фонды обслуживаемого населения 1224310,2 1534300,9 2196400 309990,7 662099,1 1,25 1,43 4 Товарооборот торгующих систем района 1280000 1310600,8 1934100 30600,8 623499,2 1,02 1,48 5 Товарооборот на одного человека: в действующих ценах 81,54 131,89 129,77 50,35 -2,11 1,62 0,98 в сопоставимых ценах 81,54 119,33 101,99 37,79 -17,34 1,46 0,85 6 Процент охвата покупательных фондов населения товарооборотом 0,5 0,7 0,5 0,2 -0,2 1,30 0,71 7 Удельный вес товарооборота организации в общем товарообороте района 0,5 0,8 0,6 0,3 -0,2 1,59 0,69 8 Индекс цен - 1,1052 1,1513 - - - - /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
За 2008 г. товарооборот в действующих ценах составил 10630 млн. р.,что на 4107 млн. р. или на 63 % выше, чем за 2007 г. Товарооборот в сопоставимыхценах в 2008 г. составил 9618 млн. р., что на 3095 млн. р. или на 47 % выше аналогичногопоказателя за 2007 г.
Покупательные фонды обслуживаемого населения за 2008 г.составили 1534300,9млн. р., что выше 2007 г. на 309990,7 млн. р. или на 25 %. Товарооборот торгующихсистем района за 2008 г. составили 1310600,8 млн. рублей, что выше аналогичногопоказателя за 2007 г. на 30600,8 млн. р. или на два %.
Процент охвата покупательных фондов населения товарооборотом за 2008г. составил 0,7 %, что выше 2007 г. на 0,2 %. Удельный вес товарооборота организациив общем товарообороте района за 2008 г. составил 0,8 %, что выше аналогичного показателяза 2007 г. на 0,3 %.
Однако отрицательные тенденции наблюдаются в 2009 г.
За 2009 г. товарооборот в действующих ценах составил 10771 млн. р.,что на 141 млн. р. или на один процент выше, чем за 2008 г. Товарооборот в сопоставимыхценах в 2009 г. составил 8465 млн. р., что на 1135 млн. р. или на 12 % ниже аналогичногопоказателя за 2008 г.
Покупательные фонды обслуживаемого населения за 2009 г. составили 2196400млн. р., что выше 2008 г. на 662099,1 млн. р. или на 43 %. Товарооборот торгующихсистем района за 2009 г. составили 1934100 млн. р., что выше аналогичного показателяза 2008 г. на 623499,2 млн. р. или на 48 %. Такое значительное увеличение произошло,за счет открытия нового микрорайона и новых сетей торговли.
Единственным положительным моментом является товарооборот в действующихценах, который на один процент больше аналогичного показателя 2008 г.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о снижении доли рынка организации,что вызвано уменьшением численности обслуживаемого населения, снижением покупательнойкорзины и развитием конкуренции. Управленческому персоналу организации следует разработатьконкретные мероприятия по повышению качества и культуры обслуживания, более полномуудовлетворению спроса обслуживаемого населения [13].
Следующим этапом анализа является оценка ритмичности и равномерностивыполнения плана товарооборота. Под равномерностью выполнения плана понимается степеньсоответствия объема продажи товаров его средней величине в каждый отрезок временианализируемого периода. Ритмичность выполнения плана товарооборота – это соответствиефактического объема плановому заданию, установленному на каждый отрезок временианализируемого периода [14].
Для более детального анализа выполнения плана товарооборота следуетрассмотреть показатели, характеризующие его выполнение в разрезе кварталов таблице2.3.
Таблица 2.3 – Выполнение плана товарооборота торговой организации за2009 г., млн. р.Квартал 2009 г. Отклонение (+,-) Процент выполнения плана по сумме план фактически по сумме по уд. весу сумма уд. вес сумма уд. вес I 2489 24,0 2587 24,0 98 103,9 II 2520 24,3 2623 24,4 103 0,1 104,1 III 2569 24,8 2674 24,8 105 104,1 IV 2777 26,9 2887 26,8 110 -0,1 103,96 Итого за год 10355 100 10771 100 416 - 104

Из данных таблицы 2.3 видно, что план товарооборота за отчетный годвыполнен в целом на 104 %, при этом плановое задание перевыполнено за каждый квартал.Как по плану, так и фактически товарооборот распределен по кварталам равномерно,несмотря на небольшие отклонения в четвертом квартале.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитываютпоказатели: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (/>) и коэффициентвариации (v):
/> (2.3)
/> (2.4)
где хi – товарооборота за i-тый период;
/> – среднийобъем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализациитоваров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднемза период исследования [15].
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров напротяжении периода, который исследуется.
При анализе выполнения плана товарооборота целесообразно определитькоэффициент ритмичности.
k= 100- v (2.5)
где k – коэффициент ритмичности.
Анализ ритмичности поступления товаров в ЧТПУП «Метелица-Продукты»за 2007-2009 гг. представлен в таблице 2.4.
Для изучения равномерности выполнения плана поставки товаров за 2008г. по месяцам отчетного периода предварительно определяется среднеквадратическоеотклонение
/>=/>=1,93
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана поставки товаровпо месяцам 2008 г. составил 1,89 % (1,93 / 102,3 · 100). Следовательно, выполнениеплана поставки товаров в ЧТПУП «Метелица — Продукты» за 2008 г. было равномернымна 98,11 % (100,0 – 1,89).
Исчислим и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерностивыполнения плана поставки товаров в ЧТПУП «Метелица-Продукты» за 2009 г.
Для определения коэффициента равномерности поставки товаров за 2009г. предварительно рассчитываются среднеквадратическое отклонение (s) (формула 2.3) и коэффициент вариации, или неравномерности (n) (формула 2.4).
Среднеквадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитиитоварооборота [16]. По коэффициенту неравномерности (вариации) анализируется неравномерностьизменения объема поставки товаров. Коэффициент равномерности (k) рассчитывается по формуле (2.5).
Для изучения равномерности выполнения плана поставки товаров по месяцамотчетного периода за 2009 г. предварительно определяется среднеквадратическое отклонение:
/>=/>=0,992
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана поставки товаровпо месяцам 2009 г. составил 0,926 % (0,992 / 107,1 · 100).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Федеральные региональные и местные налоги
Реферат Технология производства черной меди на ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод"
Реферат Федеральные налоги налог на прибыль организаций
Реферат Пошиття жіночого одягу
Реферат Федеральный бюджет РФ 3
Реферат Гигиенические и ветеринарные требования к размещению и содержанию предприятий мясной промышленности
Реферат Формирование осознанно-правильного отношения дошкольников к природе посредством инновационных фо
Реферат Факторинг как форма финансирования текущих расходов
Реферат Товарна біржа Ринок цінних паперів
Реферат Национально-государственное устройство и особенности политической системы СССР
Реферат М І Пірогов - засновник воєнно-польової хірургії
Реферат Федеральный бюджет
Реферат Транспортный налог общая характеристика и особенности исчисления и взимания с физических лиц
Реферат Транспортный налог. Механизмы исчисления, проблемы совершенствования
Реферат Технический анализ на рынке ценных бумаг 2