Введение
Экономическаятеория- одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономическихзнаний появились в древнем мире. Как отрасль науки экономическая теориявозникла в период становления капитализма, т. е. XVI-XVII века.
Экономистоввсегда волновал вопрос стоимости товаров. Это и понятно. Ведь стоимость — важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулироватьследующим образом. Стоимость — это элемент экономических отношений в кооперациитруда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образуетколичественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обменеи потреблении продуктов как товаров. Величина стоимости определяется трудом,затраченным на изготовление единицы каждого товара.
Вопросомстоимости занимались многие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды напроцессы формирования стоимости. Следовательно, возникло несколько теорийстоимости. Это трудовая теория стоимости, прибавочная теория стоимости, теорияиздержек производства и теория предельной полезности.
Стоимостьотносится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки. Этообъясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теориистоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираютсяварианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процессрыночного обмена. Таким образом, теория стоимости — это фундамент, на которомстроится теоретическая конструкция экономического организма.
Стоимостьначинает формироваться, задолго до производства товара, при его проектировании.
1. Теории образования стоимости
Вэкономической науке нет однозначного ответа на вопрос о природе новойстоимости. Здесь сложились две прямо противоположные теории, в которыхпредприняты попытки обнаружить закономерные процессы образования ираспределения вновь создаваемой стоимости.
1.1 Теорияприбавочной стоимости
Классикианглийской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули теориюприбавочной стоимости, которую наиболее полно развил К. Маркс в «Капитале».Существо этой теории можно представить в следующих положениях:
Первое.Новую стоимостьсвоим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достаетсяработникам в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получаетсобственник капитала.
Второе.Рабочий деньнаемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимыйтруд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент егозаработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которогопроизводит прибавочную стоимость.
Третье.Деление новойстоимости на две известные доли вызывает противоположность экономическихинтересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов однихпроисходит за счет уменьшения заработков других.
Теорияприбавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленнаястоимость делится на две части — заработную плату работников и валовую прибыль(прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует сейчас многим условиямпостиндустриальной экономики. Так, валовая прибыль на акционерных предприятияхдостается не какому-то одному частному собственнику, а всем акционерам, в томчисле рабочим, имеющим акции. С возникновением государственного сектораэкономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в видегосударственных налогов. Последние идут на удовлетворение разнообразныхсовместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитиенауки, социальные нужды и т.п.).
Теперьперейдем к анализу и оценке противоположной концепции.
1.2 Теорияфакторов производства
Впротивоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образованиядоходов Жан Батист Сэй в конце XVIII в. выдвинул концепцию, согласно которой основой стоимостивыступает не один, а несколько факторов:
— Трудможно определить как целенаправленную деятельность людей посозданию жизненных благ.
— Земля — природные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения нефти, газа, угля,металлов, водные и другие естественные ресурсы).
— Капитал — произведённые ресурсы, тоесть вещи, созданные или обработанные людьми и предназначенные для дальнейшегоиспользования их в производстве (машины и оборудование, производственные зданияи сооружения, инструменты, сырьё и полуфабрикаты, другие средства производства,уже прошедшие через руки людей).
Такпоявилась теория трех факторов производства. Рассматривая взаимосвязь свойствпотребительной стоимости и меновой стоимости, он обращает внимание наполезность, которую предлагает определять с помощью рыночных цен, именно такоценивает общество полезность. Поэтому цену товара он рассматривает как мерилоего ценности, а ценность — мерилом его полезности. Стоимость и количествополезности являются для него равнозначащими терминами. Таким образом, в отличиеот Д. Рикардо, цена интерпретируется Ж.Б. Сэем не как денежное выражение затратрабочего времени на производство продуктов, а как денежная мера их полезности.Сэй по существу отделил теорию распределения от теории производства.
Притакой постановке для всякого производства необходимо соединение всех ресурсов,природных; средств и орудий труда; а также рабочей силы, то есть земли,капитала и труда. В результате была сформулирована широко известная теория трехфакторов производства. В ней изложено положение о взаимосвязи основныхэкономических факторов в процессе создания национального продукта. Здесь четкосформулирована мысль о равноправном участии труда, капитала и земли в созданиипродукта. В этой теории прибыль представляет собой естественное порождениекапитала; рента — естественное порождение земли; заработная плата какпорождение труда.
В конце XIX в. по-своему развил данную теорию Д.Б. Кларк, он создал учение о предельной производительности труда и капитала.Данное учение можно кратко изложить в ряде положений:
Первое.Новую стоимостьсоздают все факторы производства: труд, капитал и земля. Каждому из нихзакономерно достается доля общего богатства.
Второе.Согласно концепциипредельной производительности каждый из трех факторов в процессе созданиястоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определенные границысвоего производительного эффекта. Участие труда, капитала и земли вобразовании стоимости товара определяется их предельной производительностью —величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта. Под такимпродуктом понимается конечный прирост изделий, полученный в результатеувеличения данного производственного фактора на единицу (например, при наборедополнительного числа рабочих на 1000 человек) и при неизменной величине других(допустим, стоимость применяемого капитала — 100 млн. руб. — остается прежней).Если одну и ту же величину капитала будет применять все возрастающее числорабочих вплоть до последней их единицы (при исчерпании трудовых ресурсов), то,само собой разумеется, происходит снижение прироста продукции в расчете наодного работника. В итоге все занятые в таком производстве будут иметьвыработку, равную производительности последней единицы труда. Цена этогофактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всехработников.
Третье.Образование новойстоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит всоответствии с законом убывающей производительности последовательныхзатрат. Если согласно закону будет последовательно увеличиваться, например,число рабочих, обслуживающих данное неизменное количество машин, то объемпроизводства будет увеличиваться все медленнее, по мере того как больше рабочихбудет привлекаться к производству. Тогда при достижении предельной величины выработкирабочие не будут приносить дополнительного дохода. Их доля в общей стоимостиобщественного продукта равна численности рабочих, умноженной на величину ихпредельной производительности.
Даннаятеория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства всоздании готовых продуктов. Она позволяет правильно описать количественнуюзависимость между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении исилой действия отдельных факторов. Но концепция предельной производительности фактороввызывает сомнение прежде всего в том, что вещественные условия производстваякобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственноформируют доходы собственников. Эта концепция разработана для случаяприостановки технического прогресса, когда действительно эффективность всехфакторов снижается по мере расширения производства. Но такая ситуация совсем нехарактерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XXI столетии. Согласно экономике законубывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершеннойконкуренции — в своеобразном «мире без трений». Однако мы знаем, чтосовершенной конкуренции не существует.
Следуетвыделить еще один фактор производства – предпринимательскую деятельность. Онарассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино вседругие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу,смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый видчеловеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам ирезультатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
Подводяитоги сравнительного анализа двух теорий новой стоимости, можно сделать рядвыводов.
Во-первых,теория прибавочной стоимости и теория факторов производства не расходятся междусобой в признании следующих реальных фактов:
а) новаястоимость создается в процессе производства;
б) этастоимость распадается на две основные части — заработную плату и валовуюприбыль;
в) валоваяприбыль в свою очередь на определенных юридических основаниях делится напроцент, ренту и чистую прибыль.
Во-вторых,обе теории более всего соответствовали начальной фазе капитализма. Они вомногом уже не отвечали качественно новым социально-экономическим условиям,утвердившимся в западных странах в XXI в. Так, с образованием государственного сектора значительная частьприбыли (прибавочной стоимости) стала изыматься государством у фирм в виденалогов.
2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ
Дляудовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство, тоесть процесс создания жизненных благ, разнообразных продуктов. На всех этапахразвития человечества в качестве главных факторов производства выступали: рабочаясила (это личный, или человеческий, фактор) и средства производства (вещественный,или материальный, фактор), а так же сырье и материалы.
/>Однако производительные силы не остаются неизменными.С прогрессом общества они развиваются, совершенствуются и меняют своёсодержание. Так, в условиях современной научно-технической революции (НТР)наблюдается их значительное усложнение. К традиционным рабочей силе исредствам производства добавляется ряд новых или получивших самостоятельноезначение элементов и факторов -таких, как, например, наука, информация,энергия, экология и др. (вплоть до особой этики в современном производстве ибизнесе, по мнению некоторых авторов). Рассмотрим ключевые факторы подробнее.
2.1Влияние рабочей силы на стоимость
Рабочаясила — это способность человека к труду,совокупность его физических и умет венных сил, применяемых в производстве.
Реализациярабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочаясила» и «труд» часто отождествляют. Труд можно определить какцеленаправленную деятельность людей по созданию жизненных благ. Значение этойдеятельности огромно, поскольку именно она — источник достатка, обеспечивающийпроцветание как отдельной семьи, так и целой нации.
Современнаябурная НТР (научно-техническая революция) вызывает огромные изменения вэкономике. В производство внедряются компьютеры, электроника, гибкиеавтоматизированные системы, другая более эффективная техника. В результатерастут техниковооружённость труда и его производительность, а непосредственныйтруд людей вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом.Всё это в корне меняет роль человека-работника в производстве. Он перестаётбыть механическим исполнителем при отдельной машине, управляет целой системоймашин, становится главным звеном в технологическом процессе — его контролёром ирегулировщиком. Такое изменение роли личного фактора обусловливает потребностьв работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя иидущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность,самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность вдействиях. Формирование работников нового типа в масштабах страны — процесссложный и длительный; в нём можно выделить четыре основных направления:
ü разносторонняяобразовательная и профессиональная подготовка кадров. Это значит, что новыетехника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем назаводах, а повышение и корректировка квалификации работников ведутся постоянно,вместе с развитием НТП;
ü интеллектуализациятруда.Она проявляется в том, что труд приобретает всё более умственный,аналитический, оперативно творческий характер; что человек, как говорится,больше работает головой, а не руками, самостоятельно и гибко решаяпроизводственные задачи; что он имеет дело с большими потоками информации иуправляет сложной техникой, а то и целыми системами машин;
ü гуманизациятруда. Процесс гуманизации производства означает как бы его«очеловечивание», подстройку к запросам работников. Это предполагаетусиление «внимания к человеческому элементу» и выполнениерекомендаций эргономики1 (облегчение и оздоровление условий труда,рационализация и автоматизация трудовых операций, повышение самостоятельности итворчества работников).
ü демократизацияпроизводства. Этот процессосуществляется через участие работников вакционерном капитале своей фирмы, в управлении ею, в распределении полученныхдоходов; через гласность в вопросах финансового положения исоциально-экономических перспектив предприятия; через утверждение впроизводстве «товарищеского отношения людей между собой»;
Важнейшимпоказателем использования фактора рабочей силы является производительностьтруда, то есть его продуктивность, результативность. Благодаря роступродуктивности экономятся трудовые ресурсы, удешевляется производство, растётбогатство общества. Основные факторы, определяющие уровень производительноститруда, можно сгруппировать в следующие шесть пунктов:
-уровень образованности, квалификации и профессионализма работников, организацияи культура их труда;
— степеньзаинтересованности производителей в результатах труда, их дисциплина иответственность;
— уровеньразвития науки, техники, технологии и эффективность их применения впроизводстве;
— рациональностьи экономичность использования сырья, материалов, топлива, энергии и другихресурсов;
— интенсивностьтруда, т.е. степень его напряжённости, энергичности, скорости трудовых операций;
— природныеусловия (обилие и доступность полезных ископаемых, лесов, вод; плодородие почв,климат и т.д.);
2.2 Влияниекапитала на стоимость
Каждоепредприятие заинтересовано в наиболее эффективном применении своего капитала.Пути к этому можно сгруппировать в три главных направления.
ü Первоенаправление касается основного капитала. Оно предполагает повышение фондоотдачии коэффициента сменности работы оборудования с помощью таких мер, как: сведениек минимуму неустановленного, бездействующего оборудования; увеличение долиактивных фондов и сокращение затрат на пассивный капитал; полное использованиепроизводственных площадей; рационализация рабочих мест (избавление от лишнейтехники, расширение зон обслуживания); улучшение эксплуатации и ремонтатехники; устранение простоев и стимулирование труда во вторую и третью смены;замена устаревших фондов новой, высокопроизводительной техникой; ускорениесооружения и ввода в действие новых мощностей.
ü В отличие отпервого второе направление нацелено на повышение эффективности использования оборотногокапитала.Здесь главное -снижение материалоёмкости продукции, то естьзатрат материальных ресурсов (металла, дерева, топлива, энергии, воды и др.) навыпуск единицы продукта. Это предполагает всемерную экономию ресурсов:применение новых, экономичных материалов и прогрессивных конструкций изделий;внедрение ресурсосберегающих технологий и рациональной организации труда;стимулирование сокращения расхода ресурсов, улучшения качества продукции и т.п.
ü Наконец, третьеиз направлений — это сокращение времени оборота капитала. Оно позволяет при техже ресурсах производить больше продукции за данный период, что равнозначноэкономии ресурсов.
2.3 Влияние организации труда и технологиипроизводства на стоимость
Насовременных предприятиях уделяют внимание организации труда и технологиипроизводства.
Организацияпроизводства – это егоопределённое устройство с целью обеспечения единства, слаженности иэффективности всего производственного процесса.
Технологияпроизводства – это теконкретные приёмы и методы, рабочие процессы и порядок изготовления продукта,которые в нём применяются.
Знаниесовременных технологий — ключ к эффективному производству, поэтому вхозяйственном мире широко распространён обмен наиболее передовыми ноу-хау — технологическимизнаниями и опытом. Характерной чертой новейших, или, как говорят, высоких, технологийявляется их опора на широкое использование в производстве информации икомпьютеров. Подобные технологии называют информационными, или информационно-компьютерными.
Познакомившисьс факторами производства, обратимся теперь к вопросу их использования длявыпуска различных товаров и услуг. От того, каков будет конкретный«расклад» ресурсов в экономике, зависят производственные возможностиобщества. Для России эта проблема более чем актуальна. В социалистическиевремена в громадном и тогда ещё богатейшем Советском Союзе мало кто задумывалсяо жёсткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества.Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на «Ростсельмаше»,хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотябы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.
Всовременной развитой рыночной экономике свою способность к труду человек можетиспользовать по двум направлениям: либо как предприниматель, который ведёт своёсобственное дело (бизнес), либо как наёмный работник у предпринимателя(бизнесмена). Особым человеческим ресурсом в производстве служат предпринимательскиеспособности. Они заключаются в способности человека генерировать оригинальные,новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новоедело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск и ответственность.Способностью к организации бизнеса обладает далеко не каждый. Подлинного предпринимателяотличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, творческий дух,деловая хватка, расчётливость, умение общаться с людьми, способность убеждать,воодушевлять их и вести за собой, уважение и доброжелательность к окружающим.
3. ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВАИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДРАЖАТЕЛЬСТВА
Стоимость прибавочная капитал теория
Концептуальнаяразница между технологическим лидерством и подражательством достаточна ясна.Стратегическая цель технологического лидерства состоит в использовании новойтехнологии, чтобы либо стать производителем с самыми низкими издержками вотрасли (порой та или иная технология способна в разы снизить издержкипроизводства), либо делать продукцию с уникальными качествами и таким образомдобиться превосходства над конкурентами. Стратегическая привлекательность технологическогоподражательства состоит в изучении опыта лидера, воизбежании первоначальныхиздержек и модернизации новой технологии, чтобы обойти лидера и стать самымдешевым производителем в отрасли или так доработать продукцию, чтобы она лучшеудовлетворяла потребности покупателей
Выбор издвух стратегий: лидерства и подражательства — дело непростое. Следует учестьмногие факторы, В целом, привлекательность технологического лидерства состоит вследующем:
1. Величина технических возможностей. Чем выше технические возможности, тембольше шансов далеко оторваться от конкурентов по издержкам.
2. Техническая квалификация фирмы. Лидерство предпочтительно, когдатехническая квалификация фирмы дает ей возможность оторваться от конкурентов.Лидерство менее выгодно, если конкуренты обладают сравнимой технической квалификациейи могут быстро нагнать лидера. Техническое превосходство может быть обеспеченоза счет более умелого проведения НИОКР, а также способностью по крохам добыватьтехническое «ноу-хау» у покупателей и поставщиков, накапливать технический опыти обеспечивать патентную защиту.
3. Доля других технологий (технологийпоставщиков, покупателей или других отраслей) в данной технологии. Чем в большей мере данная технологиясостоит из других технологий, тем выше риск лидерства, поскольку доступконкурентов к технологии не слишком зависит от их технической квалификацииилиобъема НИОКР.
4. Величина и суть преимуществпервопроходца. Преимущества первопроходца позволяют лидеру извлечь из новой технологии рядконкурентных преимуществ, которые сохранятся даже если технологическаяпропасть, отделяющая его от конкурентов, со временем будет перекрыта.Преимущества первопроходца состоят в том, что (а) лидер может добитьсяавторитета главного производителя (что будет способствовать удержанию старых ипривлечению новых покупателей) и приобрести новый имидж; (б) наличие издержекна смену производителя (наличие этих издержек означает, что покупательпродолжит покупать товар производителя, даже если этот товар более не превосходиттовары конкурентов); (в) существование крутой кривой обучения или опыта.
Еслипреимущества первопроходца значительны, то чтобы обеспечить долговременноеконкурентное преимущество, лидер может воспользоваться этими преимуществамиодин раз,. Но если преимущества первопроходца не велики, то технологическоелидерство придется подтверждать постоянно.
5. Будетли технический прогресс продолжать развиваться в одном направлении. Когдатехнология непрерывно развивается по одному пути, лидер продолжает сохранять преимуществапервопроходца. Но если технический прогресс неожиданно пойдет по другому руслу,квалификация и инвестиции лидера обесценятся. В этом случае стратегия лидерствастановится рискованной и неопределенной. Но бывают ситуации, когда выгоднееоставаться технологическим подражателем.
Такиеситуации имеют место, когда:
1. Инвестиции вновую технологию являются специализированными и негибкими, а технологияменяется быстро. Такбывает в молодых отраслях с неустановившейся технологией и в таких случаях подражателимогут легко и быстро обогнать лидера.
2. Потребности иповедение покупателей меняются быстро. Изменение потребностей или поведения потребителей можетликвидировать преимущества первопроходца. В таких случаях не сохраняетсялояльность потребителей продукции лидера. Если репутация лидера крепкопривязана к старому товару или старой производственной технологии, егопреимущества исчезают.
3. Техническийпрогресс спорадически меняет направление своего развития. В таком случае преимущества лидеранедолговечны, а издержки по их завоеванию могут превышать разумные пределы,особенно с учетом того, что прорыв в сфере другой технологии может совершеннонеузнаваемо изменить рыночные и технические возможности.
4. Существуетнеопределенность относительно использования той или иной технологии. Бывает так, что в отрасли конкурируютнесколько технологий и нет уверенности, которая из них возьмет верх. Ставить налидерство в одной или другой технологии рискованно (а развивать все технологииобычно невозможно). В этом случае привлекательна осторожная стратегия «подождеми посмотрим», которая подразумевает, что при прояснении ситуации будетпредпринят рывок с целью обогнать лидера (избежав при этом его ошибок и доставшегосядорогой ценой опыта).
5. Техническиедостижения лидера легко копируются. Бывает так, что издержки на имитацию невысоки и новаятехнология быстро распространяется в отрасли. Это случается, когда технологиюневозможно запатентовать или удержать в секрете и усилиями торговых ассоциаций,через специализированные публикации, путем осмотра на месте сооружений иоборудования, посредством обратной разработки (когда изделие лидера разбираетсяна части, чтобы выяснить, как оно устроено), за счет получения информации отпоставщиков, покупателей и бывших сотрудников лидера она становитсяобщественным достоянием. Преимущество первопроходца по времени сокращается встепени, достаточной, чтобы подражатели не слишком отстали от лидера и догналиего без дополнительных издержек, которые несет всякий первопроходец (речь идето дорогостоящих ошибках, фальстартах, перепроектировании и внесении изменений вконструкцию, испытаниях и отладке).
6. Барьеры выводаинновации на рынок слишком высоки и труднопреодолимы. Технологическое лидерство может бытьсвязано с преодолением многочисленных барьеров, например, полученияофициального одобрения, обучения потребителей премудростям извлечения выгоды изпродукции, дополнительного инвестирования в ремонтный и технический персонал,поиска поставщиков комплектующих, ресурсов и каналов сбыта. На преодоление этихбарьеров может потребоваться много времени и денег, так что лидерство непринесет выгоды, а наиболее приемлемой стратегией становится стратегиятехнологического подражательства.
Заключение
На стоимость товаравлияет множество факторов производства. Задачей экономистов на предприятияхпредусмотреть все эти издержки (Приложение 1). Кроме расходов, связанных спроизводством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительныесредства на доведение готовой продукции до потребителя. Произведенный товарнадо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить наоптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать,рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это так называемые расходы всфере обращения товаров, т.е. издержки обращения. Как и производственныеиздержки они состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разнойкатегории работников.
Нельзя выделить главныйфактор, влияющий на стоимость товара, все факторы неразрывно связаны междусобой. Для снижения стоимости следует делать упор на развитие технологийпроизводства, приобретение современного оборудования и на грамотную организациютруда.
Рассмотрим пример НПО«Искра» и ПЗ «Машиностроитель». Необходимо заметить, что в начале своей историиэти два заводы были одним предприятием, а на данный момент выпускают продукциювоенной тематики. Так вот, стоимость идентичной продукции на ПЗ«Машиностроитель» на 25% ниже стоимости НПО «Искра». Такая разница в стоимостисоздалась засчет того, что руководство НПО «Искра» вовремя не среагировало наситуацию, создавшуюся на экономическом рынке, упустило ряд важных контрактов.По последним данным численность работников НПО «Искра» достигает 3000 человек,а производственная программа способна «прокормить» лишь 1900 человек. Такимобразом необходимы немедленные меры со стороны руководства, грамотнаяорганизация труда, расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е. Ф.Экономическая теория. Учебник – М. 2007: Юрайт
2. Журавлева Г. П.Экономика. Учебник – М. 2009: Экономистъ
3. Иохин В. Я.Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 2008
4. Куликов Л. М.Экономическая теория. Учебник – М. 2009: Проспект Нуриев Р.М. Основы экономическойтеории. Микроэкономика. Учебник для вузов – М. 2006: Высшая школа
5. Экономика фирмы/Перевод с англ. под редакцией Ю. В. Шленова/ – М. 2008: Бином
6. www.rosstat.ru
7. www.wekipedia.ru