Реферат по предмету "Экономика"


Теоретико-практические аспекты расчета и анализа показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия

Министерствообразования и науки российской федерации
Федеральноеагентство по образованию
Ростовскийинститут (филиал)
Государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
Российскийгосударственный
Торгово-экономическийуниверситет
Кафедраучетно-статистических дисциплин
Курсоваяработа
Теоретико-практическиеаспекты расчета и анализа показателей рентабельности хозяйственной деятельностипредприятия
Ростов-на-Дону,2010 г.

Аннотация
Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышениюэффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов,увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемойпродукции.
В курсовой работе рассмотрены основные аспекты расчета и анализапоказателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуютокончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношениеприбыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Рентабельность — это степеньдоходности, выгодности, прибыльности бизнеса.
предприятие рентабельность хозяйственный деятельность

Содержание
 
Введение
1. Теоретические основы рентабельностипредприятия
1.1 Понятие и сущность рентабельности
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа показателей рентабельности
1.4 Факторы повышения рентабельности
2. Организационно-экономическая характеристикадеятельности ООО «Темп-3»
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3»
2.2 Расчет показателей рентабельностиООО «Темп-3»
3. Анализ деятельности ООО «Темп-3»
3.1 Анализ показателей рентабельностиООО «Темп-3»
3.2 Пути роста показателей рентабельностиООО «Темп-3»
Заключение
Список использованных источников
Приложения


Введение
Проблема эффективности занимает одно из центральных мест средисовокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку ихозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблемастановится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевыхресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательскихрисков.
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только тепредприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала,которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можнопродать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программлюбой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждыйхозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельностина основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльностихозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.
В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционированияпредприятия. В командной экономике, ориентированной на увеличение объемов валовогопроизводства, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительностьтруда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъектаявляется максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателейэффективности, в основе которых лежит прибыль.
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы,использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученнаяпредприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но непозволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников,менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначеговоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыливажна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. Припрочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятиидаст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизитьриск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.
Отсюда, изучая конечные финансовыерезультаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру,факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимисяили использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочейхозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснитьтем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различныеобъёмы товарооборота, разные издержки и ресурсы.
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльностибизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующихэффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производстваотдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль,характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражаетсоотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Таким образом, рентабельность является одним из основных критериевоценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любойотрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовойустойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризуетпривлекательность бизнеса в данной сфере.
Всё вышесказанное обусловилоактуальность темы курсовой работы.
Целью написания данной курсовойработы является подробное изучение теоретических основ показателей рентабельности,применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретномпримере, выявление путей повышения рентабельности.
Предметом данной курсовойработы является рентабельность финансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы являетсяООО «Темп-3», которое является предприятием сферы услуг.
Для достижения данной целинеобходимо решение комплекса задач:
1.      Рассмотрение теоретическихаспектов понятия рентабельности, её показателей.
2. Изучение методики проведенияанализа рентабельности предприятия на конкретном примере ООО «Темп-3».
3.      Выявление резервовроста рентабельности и путей для её совершенствования.

1. Теоретическиеосновы рентабельности предприятия
 
1.1 Понятие и сущностьрентабельности
Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемойэффективности. В любом случае эффективность определяется рачительностью, экономичностьюхозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованногоресурса (фактора) производства.
Эффективность работы любого предприятия характеризует его результативность,которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно,эффективность можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлениис общественными потребностями.
Для выяснения сущности экономической эффективности, определенияее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность»и «эффект».
Эффект – абсолютная величина,обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект –это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результатсам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут.Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономическойэффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительнуювеличину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затратыресурсов, обусловивших его получение.
Следовательно, эффективность выражает степень эффекта и в самомобщем виде выражается формулой

/> , (1)
где    Р – результаты деятельности;
З – затраты на получение данного результата.
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чащевсего используют относительные показатели — показатели рентабельности. Рентабельностьот немецкого — rentabel- доходный, прибыльный.
Рентабельность является незаменимымпоказателем при текущем планировании производства, а также при определении финансовогоположения предприятия.
Рентабельность — показатель,представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежнымвложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемогодля организации своей деятельности.
В связи с этим в системе анализапредприятия очень важное значение имеет анализ рентабельности, которая непосредственносвязана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммойполученной прибыли. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности.Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующихэффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производстваотдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно,чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что ихвеличина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразностьвариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированнойстоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количестваее показателей.
В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльностьили доходность:
производства и реализации отдельных видов и всей совокупностипродукции (работ, услуг);
предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
отраслей экономики.
Резюмируя всё вышесказанное, рентабельность можно определить какпоказатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибылии характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективностиработы предприятия;
повышение рентабельности характеризует цель предприятия любойотрасли в рыночной экономике;
рентабельность – результативный, качественный показатель деятельностипредприятия;
рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивостипредприятия;
увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентнойборьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
рентабельность имеет важное значение для собственников (акционерови учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию,растёт цена акции;
кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельностиинтересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, сниженияриска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами,фондовыми биржами, министерствами;
для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательностьбизнеса в данной сфере.
 
1.2Система показателей рентабельности
Экономическая сущность рентабельностиможет быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий смыслсистемы – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И посколькуэто относительные показатели – они практически не подвержены влиянию инфляции.
Относительными показателямирезультативности и экономической целесообразности функционирования предприятия являетсясистема показателей рентабельности.
В экономической литературе приводится большое количество показателейрентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельностипредприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельностимогут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельностипредприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибылипредприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) ипоказателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала,вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала(в знаменателе).
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции,а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируетсяна применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции,чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основныхфондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственныхплощадей и т.д.
Вся предпринимательскаядеятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
1) операционную(основную);
2) инвестиционную(вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);
3) финансовую(получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).
В соответствиис этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателейотносительной доходности:
рентабельностьпродукции, работ, услуг;
рентабельностьпроизводственных фондов;
рентабельностьвсего имущества (всех активов);
рентабельностьвложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходностьпродукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:
рентабельностьюреализации (оборота, продаж),
рентабельностьювыпущенной продукции,
рентабельностьюотдельных изделий.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественныхпредприятий являются:
рентабельность продукции — определяется как отношение прибылипредприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимостипродукции (изготовленной, товарной или реализованной);
рентабельность изделия — определяется как отношение прибыли, закладываемойв цену изделия, к себестоимости изделия.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателейрентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Система показателей включаетпоказатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности. Показатели рентабельностиможно выразить в коэффициентах или в процентах.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле
/>, (2)
где Пп – прибыль предприятия, тыс. руб.,
ОФП — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.,
НОС — нормируемые оборотные средства, тыс. руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле
/>, (3)
где Пк.в.– годовой прирост прибыли в результате реализации капитальныхвложений,
KB – капитальныевложения, тыс. руб.
Рентабельность оборота (Ро) определяется по формуле
/>, (4)

где В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а.) определяется по формуле
/>, (5)
где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.руб.,
ТА – средняя величина текущих активов, тыс. руб.
Рентабельность, собственного капитала (Рс.к.) определяется поформуле
/>, (6)
гдеСК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), тыс.руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле
/>, (7)
где Пед – прибыль на единицу изделия, тыс. руб.,
Сед — себестоимость изделия, тыс. руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к.) определяетсяпо формуле
/>, (8)
гдеИК – средний инвестированный капитал, тыс. руб.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф.) определяется по формуле
/>, (9)
гдеОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.
Рентабельность заемных средств (Рз.с.) определяется по формуле
/>, (10)
где Пз.с. – плата за пользованиезаемными средствами, тыс. руб.,
ЗС – средства, привлеченныена заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина),тыс. руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле
/>, (11)
гдеСА – средняя величина активов, тыс. руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к.) определяетсяпо формуле
/>, (12)
где Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемнойоснове, тыс. руб,;
ИК – величина совокупного используемого капитала на определеннуюдату (средняя величина), тыс. руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле
/>, (13)
гдеВ – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.,
КО– величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период),тыс. руб.
Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле
/>, (14)
где Ст.п – себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
В качестве показателя прибылимогут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыльдо налогообложения), чистая прибыль, чистый приток денежных средств.
В качестве показателей активовмогут использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотныхактивов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов.
1.3 Методика анализа показателейрентабельности
В процессе анализа показателейрентабельности изучают динамику показателей рентабельности, выполнение плана поих уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Методология факторного анализапоказателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателяпо всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производстваи повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Для анализа общей рентабельности(рентабельности производственных фондов) можно использовать трехфакторную или пятифакторнуюмодель.
Трехфакторная модель анализарентабельности включает в себя:
1. Исследование влияния измененияфактора прибыльности продукции. При этом осуществляется расчет условной рентабельностипо прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции,а значения всех остальных факторов осталось на уровне базисных.
2. Исследование влияния измененияфондоемкости. При этом осуществляется расчет условной рентабельности по фондоемкостипри условии, что изменилось два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость,а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
3. Исследование влияния оборачиваемостиоборотных средств. Осуществляется расчет рентабельности для отчетного периода.       Ееможно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значениявсех трех факторов рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотныхсредств.
Пятифакторная модель анализарентабельности включает в себя:
1. Исследование влияния измененияфактора материалоемкости продукции. При этом осуществляется расчет условной рентабельностипо материалоемкости продукции при условии, что изменилась только материалоемкостьпродукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.
2. Исследование влияния измененияфактора трудоемкости продукции. При этом осуществляется расчет условной рентабельностипо трудоемкости продукции при условии, что изменялись как материалоемкость, таки трудоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровнебазисных.
3. Исследование влияния измененияфактора амортизациеемкости продукции. Осуществляетсярасчет условной рентабельности по амортизациеемкости продукции при условии, чтоизменялись материалоемкость, трудоемкость и амортизациеемкость продукции, а значениявсех остальных факторов остались на уровне базисных.
4. Исследование влияния измененияфактора скорости оборачиваемости основного капитала. Осуществляется расчет условнойрентабельности по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялисьматериалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость продукции и скорость оборачиваемостиосновного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталосьна уровне базисного.
5. Исследование влияния измененияфактора скорости оборачиваемости оборотного капитала. Осуществляем расчет рентабельностидля отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии,что изменились значения всех пяти факторов – материалоемкости, трудоемкости, амортизациемкости,скорости оборачиваемости основного капитала и скорости оборачиваемости оборотногокапитала.
Факторные модели рентабельностираскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансовогосостояния предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимыминструментом оценки сложившейся ситуации.
Анализ рентабельностиоборота осуществляется в следующей последовательности.
Определяютуровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущийгод. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетныйгод следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
На изменениеуровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказывают влияниеследующие факторы:
1. Изменениеструктуры и ассортимента продукции
2. Изменениесебестоимости.
3. Изменениеуровня цен.
Производятрасчет и анализ влияния каждого фактора, а также совокупное влияние всех факторовв целом.
Затем необходимосделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельностивыпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетныхкалькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационныхцен и себестоимости единицы продукции.
Расчет влиянияэтих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепныхподстановок по каждому виду продукции.
Рентабельностьвыпуска отдельных видов продукции колеблется вследствие различий материальных итрудовых затрат по изготовлению. В процессе анализа необходимо выяснить количественноевлияние факторов цен и себестоимости на уровень рентабельности и определить путироста рентабельности.
Для выявленияколичественного влияния факторов цен и себестоимости по каждому изделию необходимоисчислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и плановой (базисной)себестоимости.
Для оценкидинамики уровней рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимопо видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическимипоказателями за ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельностиизделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.
В заключениенеобходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.
Основнымизадачами анализа рентабельности производственных фондов являются:
оценка показателярентабельности в динамике;
выявлениеи измерение действия различных факторов на уровень рентабельности;
определениемероприятий, возможных резервов дальнейшего роста рентабельности.
Анализ начинаетсяс определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность — плановая).Даётся общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяется количественноевлияние факторов на изменение уровня рентабельности методом цепных подстановок.
На изменениеуровня рентабельности производственных фондов оказывают влияние следующие факторы:
изменениеуровня фондоотдачи;
изменениеуровня оборачиваемости;
изменениерентабельности (доходности) объема реализованной продукции.
По результатампроведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованиювсей совокупности факторов.
Показателирентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствиис интересами участников экономического процесса. При анализе производства показателирентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.Одна из групп показателей рентабельности — это показатели рентабельности капитала(активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использованияимущества.
Данная группапоказателей определяется отношением прибыли к различным показателям авансированныхсредств: всех активов; инвестиционного капитала (собственные средства плюс долгосрочныеобязательства); акционерного (собственного) капитал.
Сопоставлениесо среднегодовой суммой баланса различных видов прибыли позволяет определить влияниеразличных факторов.
Сравниваярентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельностью активов,исчисленной по балансовой прибыли, можно определить влияние на доходность налоговыхотчислений.
Сравниваярентабельность активов, исчисленную по прибыли от реализации, с рентабельностью,исчисленной по прибыли отчетного года, можно оценить влияние на рентабельность операций,не имеющих непосредственного отношения к производству и реализации продукции (выплатаи поступление дивидендов, арендные платежи и поступления и т. д.).
Данный показательхарактеризует величину прибыли, полученную на единицу стоимости активов независимоот источников привлечения средств.
Более реальнохарактеризует рентабельность вложений показатель рентабельности вложений, исчисленныйпо прибыли от реализации продукции, работ, услуг, к функционирующим средствам.
Функционирующиесредства определяются следующим образом: из всех активов вычитают финансовые вложенияи среднегодовую сумму незавершенных капитальных вложений.
Данный показательимеет определяющее значение, так как учитывается прибыль только от основной деятельностии средства, непосредственно занятые в основной деятельности.
Рентабельностьсобственных средств позволяет оценить эффективность использования инвестированныхсобственником средств, а следовательно, дает возможность сравнить ее с возможнымполучением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Данный показательхарактеризует величину прибыли на один рубль собственных средств.
Сравнениепоказателей рентабельности имущества (активов) с рентабельностью собственных средств,исчисленных по чистой прибыли, дает возможность оценить привлечение заемных средств.Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемныйкапитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств.Однако, если рентабельность всех средств меньше, чем проценты, уплачиваемые за заемныйкапитал, то влияние привлеченных средств следует оценить отрицательно, так как этоозначает возможное банкротство.
Рентабельностьфинансовых вложений показывает, какой размер доходов (дивидендов, процентов) получилхозяйствующий субъект на каждый рубль вложений в ценные бумаги других предприятийи от долевого участия.
Рентабельностьфинансовых вложений определяется отношением доходов от ценных бумаг и вложений ксреднегодовой сумме финансовых вложений.
Показатели рентабельности вложений рассчитываютсяпо периодам (за отчетный год, предыдущий год). Определяется отклонение абсолютноеи в процентах.
На основаниипроведенных расчетов необходимо дать оценку и сделать выводы. Все вышеперечисленныепоказатели рентабельности характеризуют влияние внешних факторов на уровень рентабельностивложений. Целесообразно выявить и определить размеры влияния внутренних факторов.
На уменьшениеуровня рентабельности вложений оказывают влияние:
изменениерентабельности реализованной продукции,
На уровеньрентабельности собственных вложений оказывают влияние:
изменениеуровня рентабельности продукции,
изменениескорости оборота совокупного капитала,
изменениесоотношения собственного и заемного капитала.
Используяспособ абсолютных разниц или цепных подстановок, определяется влияние факторов нарентабельность вложений.

1.4 Факторы повышения рентабельности
Важным этапоманалитической работы является выявление резервов увеличения рентабельности. Основнымиисточниками увеличения рентабельности являются:
увеличениеобъема реализованной продукции,
повышениецен,
снижениесебестоимости,
повышениекачества продукции.
Показатель рентабельностивзаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостьюпродукции, фондоемкостью и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
На величину рентабельности,рассчитанную по балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли,уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотримболее подробно влияние каждого фактора.
Прибыль может возрасти в результатеувеличения объема производства или реализации продукции, повышения удельного весаизделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, ростаотпускных цен, при повышении качества продукции.
Для подсчета резервов повышенияуровня рентабельности продукции может быть использована следующая формула
Р↑R = Rв – Rф = ((Пф +R↑П)/∑ (VPПiв х Сiв)) – Пф/Зф (15)
где Р↑R — резерв ростарентабельности,
Rв — рентабельность возможная,
Rф — рентабельность фактическая,
Пф — фактическая сумма прибыли,
Р↑П — резерв роста прибылиот реализации продукции,
VРПв — возможный объем реализациипродукции с учетом выявленных резервов его роста,
Сiв — возможный уровень себестоимостиi-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения,
Зф- фактическая сумма затратпо реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельностикапитала может быть подсчитан по формуле
Р↑R = Rв – Rф =((БПф +R↑БП)/ (КLф -Р↓КL+ КLд)) – Rф (16)
где БПф — фактическая балансоваясумма прибыли,
R↑БП — резерв роста балансовой суммыприбыли,
КLф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала,
Р↓КL – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости,
КLд — дополнительнаясумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
Ассортимент продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль.При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделийс более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.
Рентабельность является показателем, характеризующим использованиеосновного капитала, поэтому на ее уровень большое влияние оказывают стоимость основногокапитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основногокапитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли,приходящейся на 1 рубль основного капитала и снижения амортизационных отчислений,приходящихся на единицу продукции.
При расчете рентабельности по чистой прибыли дополнительные факторы,влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величиныналога.
В заключение анализа рентабельности предприятия необходимо определитьконкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.
Освоение резервов роста прибылибез увеличения производственной мощности (без дополнительных капвложений) увеличиваетне только рентабельность работы, но и запас финансовой прочности предприятия.

2.Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Темп-3»
 
2.1 Общая характеристика ООО «Темп-3»
Обществос ограниченной ответственностью «Темп-3» является предприятием сферы услуг. Относитсяк малым предприятиям. Предприятие зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральнойналоговой службы РФ по Ростовской области №11 в городе Батайске. Форма собственностипредприятия – частная. Уставный капитал образован за счет взносов учредителей, одиниз которых является генеральным директором предприятия. Вид деятельности ООО «Темп-3»- услуги рынка. ООО «Темп-3» имеет два рынка: крытый рынок и торговую зону с прилавками.На крытом рынке имеются торговые места без залов обслуживания и торговые павильоны,представляющие собой отдельно стоящие магазины с залами обслуживания различной площади.ООО «Темп-3» арендует земельный участок, где расположена торговая зона (мини-рынок).ООО «Темп-3» осуществляет также охрану в ночное время суток торгового оборудования,сдаваемого в аренду предпринимателям.
В соответствиис Решением Батайской городской думы «О системе налогообложения в виде единого налогана вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых на территориигорода Батайска», оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользованиестационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли,не имеющих залов обслуживания, облагается единым налогом на вмененный доход с коэффициентомбазовой доходности К2 = 0,3.
Таким образом,предприятие работает по двум системам налогообложения, которые относятся к спецрежимам:упрощенной (УСН) и вмененной (ЕНВД). Услуги по аренде торговых павильонов и охранеторгового оборудования относятся к упрощенной системе налогообложения. Услуги попередаче в пользование торговых мест на крытом рынке и в торговой зоне облагаютсяединым налогом на вмененный доход. Бухгалтерский учет ведется в полном объеме. Учет доходов и расходов ведется с разделением по видам налогообложения. По упрощеннойсистеме налогообложения объектом налога являются доходы, уменьшенные на величинурасходов.
В собственностипредприятия имеются основные фонды и оборотные фонды. К основным фондам относятсяв основном здания и сооружения. В оборотные фонды предприятия входят денежные средстваи расчеты с дебиторами.
В штате предприятиясостоят 25 работников. Бухгалтерия состоит из трех работников: главный бухгалтер,бухгалтер-кассир и бухгалтер по учету материалов.
Бухгалтерскаяотчетность ООО «Темп-3» составляется на основании данных бухгалтерского учета. Организацияведет бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операцийв соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностив Российской Федерации путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Каждыйгод руководитель ООО «Темп-3» приказом утверждает разработанную главным бухгалтеромУчетную политику предприятия, в которой утверждается рабочий план счетов, формыпервичных документов, регистров и бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерия применяет журнально-ордерную форму учета. В качестве регистровбухгалтерского учета на предприятии применяются журналы-ордера, оборотно-сальдовыеведомости и реестры.
Все первичные документы ООО «Темп-3» отражаются в регистрах в хронологическойпоследовательности, с группировкой по счетам бухгалтерского учета согласно принятомуна предприятии рабочему плану счетов.
Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании остатковпо счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатковактивных счетов, а статьи пассива баланса – по данным кредитовых остатков пассивныхсчетов.
В составбухгалтерской отчетности ООО «Темп-3» входит «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибыляхи убытках».
Для анализахозяйственной деятельности за 2008 и 2009 год взят «Бухгалтерский баланс» на 31декабря 2008 года (Приложение А), «Бухгалтерский баланс» на 31 декабря 2009 года(Приложение Б) и «Отчет и прибылях и убытках» за 2009год (Приложение В).
Актив балансапоказывает состояние собственных средств предприятия. Величина внеоборотных активовпредприятия составляет на конец 2009 года 12 192 тысяч рублей. Большую часть внеоборотныхактивов предприятия составляют основные средства в сумме 11 550 тысяч рублей.
Основнуючасть оборотных активов ООО «Темп-3» составляют затраты в незавершенном производствев сумме 3 772 тысяч рублей. Остаток сырья и материалов на 31 декабря 2009 года составляет1 638 тысяч рублей, краткосрочная дебиторская задолженность составляет 1 002 тысячрублей.
Пассив балансахарактеризует источники поступления хозяйственных средств ООО «Темп-3». Предприятиеимеет нераспределенную прибыль в размере 2 494 тысяч рублей. Уставный капитал составляет14 000 тысяч рублей. Долгосрочные обязательства предприятия на конец 2009 года составляют46 тысяч рублей. Величина краткосрочных обязательств предприятия составляет 3 267тысяч рублей, основная часть которых займы и кредиты на сумму 2 741 тысяч рублей.Кредиторская задолженность составляет 453 тысячи рублей.
Отчет о прибыляхи убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия в целом за2009 год в сравнении с 2008 годом. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает необщее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно онаосуществляла свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде.
Из Отчетао прибылях и убытках видно, что чистая прибыль предприятия незначительно возрослапо сравнению с 2008 годом в два раза и составила в 2009 году 2 411 тысяч рублей. Чистая прибыль Отчета о прибылях и убыткахповлияла на увеличение активов и источников собственных средств Баланса к концу2009 года. На начало 2009 года сальдо баланса составляло 18 444 тысячи рублей, ана конец 2009 года эта сумма составила уже 20 668 тысяч рублей.
2.2 Расчетпоказателей рентабельности ООО «Темп-3»
Используя данные бухгалтерскойотчетности ООО «Темп-3» за 2008 и 2009 годы, проведем общий покомпонентный анализфинансовых результатов деятельности предприятия. Оценка динамики удельных весовосновных элементов общего дохода организации представлена в таблице 1.
Таблица 1.Покомпонентный анализфинансовых результатов предприятияПоказатель Комментарий (ф.№2) 1. Всего доходов и поступлений с.010+с.060+ с.080 +с.090+с.120 2. Общие расходы с.020+с.030+с.040++с.070+с.100+с.130 3. Выручка с.010 4. Затраты на производство и сбыт продукции, в т.ч.: себестоимость продукции с.020 управленческие расходы с.040 5. Валовая прибыль с.029 6. Прибыль от продаж с.050 7. Доходы по операциям финансового характера с.060+с.080 8. Расходы по операциям финансового характера с.070 9. Прочие доходы с.090+с.120 10. Прочие расходы с.100+с.130 11. Прибыль до налогообложения с.140 12. Налог на прибыль с.150 13. Чистая прибыль отчетного периода с.190
Анализ финансовых результатованализируемого предприятия ООО «Темп-3» на основе данных ф.№2 «Отчета о прибыляхи убытках» представлен в таблице 2.
Таблица 2.Покомпонентный анализфинансовых результатов ООО «Темп-3»Показатель
2008 год,
тыс. руб. 2009 год, тыс.руб.
Абсолютное изменение,
тыс.руб. Темп изменения ,% 1. Всего доходов и поступлений 14581+32+16+8+312 =14949
14892+56+25+
+21+245=15239 +290 101,94 2. Общие расходы 9310+785+125+52+124 = 11521 9458+828+1312+119 = 11718 +197 101,71 3. Выручка 14581 14892 +311 102,13 4. Затраты на производство и сбыт продукции, в т.ч.: 10560 10770 +210 101,99 себестоимость продукции 9310 9458 +148 101,59 управленческие расходы 1250 1312 +62 104,96 5. Валовая прибыль 5271 5434 +163 103,09 6. Прибыль от продаж 3236 3294 +58 101,79 7. Доходы по операциям финансового характера 32+16 = 48 56+25 = 81 +33 168,75 8. Расходы по операциям финансового характера - - - 9.Прочие доходы 8+312 = 320 21+245 = 266 -54 83,13 10. Прочие расходы 52+124 = 176 119 -57 67,61 11. Прибыль до налогообложения 3428 3522 -94 102,74 12. Налог на прибыль 1175 1127 -48 95,91 Продолжение таблицы 2 13. Чистая прибыль отчетного периода 2362 2411 +49 102,07
На основании данных таблицы2 можно сделать следующие выводы:
1)  доходы и выручка организации за отчетныйпериод выросли на 1,94 %;
2)  затраты на производство и сбыт продукциивыросли пропорционально росту выручки на 1,99%;
3)  прибыль от продаж возросла на 1,79% несмотряна рост издержек производства;
4)  произошло значительное увеличение доходовпо финансовым операциям благодаря финансовым вложениям (стр.250 ф.№1). Рост составил68,75 %. Этот фактор оказал благоприятное воздействие на показатели прибыли;
5)  произошло снижение прочих расходов на100 -67,61 = 32,39%
6)  произошло увеличение показателей по строкам11 и 13 (прибыль до налогообложения и чистая прибыль) не смотря на снижение прочихдоходов на 100-83,13 = 16,87%.
Рентабельность предприятияотражает степень прибыльности работы предприятия. Анализ рентабельности заключаетсяв исследовании уровней прибыли по отношению к различным показателям и их динамики.
В расчете рентабельности поотдельным составляющим капитала (средствам или их источникам) могут быть использованыпоказатели прибыли от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельностиили чистая прибыль.
В формулах рентабельностимогут использоваться различные показатели (составляющие капитала) в зависимостиот интересующего направления анализа.
Показатели рентабельности– это относительные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности.Показатели рентабельности условно делятся на 3 группы:
1) рентабельность продаж –показывает прибыльность рубля продаж и определяется по формуле
/>, (17)
где    Рпр – прибыль от продаж,тыс. руб.,
Vпр – выручка от продаж, тыс.руб.
Для ООО «Темп-3» рентабельностьпродаж составит:
в 2008 году 3236/14581*100= 22,19%,
в 2009 году 3294/14892*100= 22,12%.
Снижение показателя можетбыть вызвано падением спроса на продукцию;
2) рентабельность основнойдеятельности определяется по формуле
/> (18)
Для ООО «Темп-3» рентабельностьосновной деятельности составит:
в 2008 году 3236/(9310+785+1250)*100= 28,52%,
в 2009 году 3294/(9458+828+1312)*100= 28,4%;
3) показатели рентабельностикапитала по видами капитала, которые делятся на:
а) экономическую рентабельностьили рентабельность активов, определяемую по формуле
/>, (19)
где Рчист – чистая прибыль,тыс. руб.,
Ā – средние активы, тыс.руб.
Для ООО «Темп-3» рентабельностьактивов составит:
2008 год 2362/ ((16060+18444/2))*100= 13,69%,
2009 год 2411/((18444+20668)/2))*100= 12,33%.
Снижение экономической рентабельностив динамике может быть следствием падения платежеспособного спроса на услуги предприятияили перенакопления ресурсов;
б) финансовую рентабельностьили рентабельность собственного капитала, которая определяется формулой
/> (20)
Для ООО «Темп-3» финансоваярентабельность составит:
в 2008 году 2362/((14882+15262)/2+(15+1)/2))*100= 15,66%,
в 2009 году 2411/((15262+17355)/2+(15+21)/2))*100= 14,77%;
4) период окупаемости собственногокапитала рассчитывается по формуле
/> (21)
Для ООО «Темп-3» период окупаемостикапитала составит:
в 2008 году ((14882+15262)/2+(15+1)/2))/2362*100= 6 лет,
в 2009 году ((15262+17355)/2+(15+21)/2))/2411*100= 7лет.
Порядок расчета показателейрентабельности хозяйственной деятельности ООО «Темп-3» представлен в таблице 3.
Таблица 3.Расчет показателейрентабельности предприятияПоказатель Комментарий 1. Прибыль от продаж, тыс.руб. ф.№2с.050 2. Прибыль чистая, тыс.руб. ф.№2с.190 3. Рентабельность продаж, % П. 1 *100/ф№2 с 010 4. Рентабельность основной деятельности, %
/> 5. Экономическая рентабельность (рентабельность активов),%
/> 6. Финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала), %
/> 7. Период окупаемости собственного капитала, лет
/>
Показатели рентабельностиООО «Темп-3» по данным формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибыляхи убытках» представлены в таблице 4.

Таблица 4.Показатели рентабельностиООО «Темп-3»Показатель 2008 год 2009 год Абсолютное изменение Темп изменения % 1. Прибыль от продаж, тыс.руб. 3236 3294 +58 101,89 2. Прибыль чистая, тыс.руб. 2362 2411 +49 102,07 3. Рентабельность продаж, (Рпр), % 22,19 22,12 -0,07 99,68 4. Рентабельность основной деятельности, (Росн.д), % 28,52 28,4 -0,12 99,58 5. Экономическая рентабельность (рентабельность активов), (РА), % 13,69 12,33 -1,36 90,07 6. Финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала), (Рск), % 15,66 14,77 -0,89 94,32 7. Период окупаемости собственного капитала, (Оск), лет 6 7 +1 116,67
На основании данных по рассчитаннымпоказателям рентабельности из таблицы 4 можно сделать следующий вывод: по сравнениюс прошлым годом значительных изменений по показателям рентабельности ООО «Темп-3»не произошло.
Наибольшее изменение произошлопо экономической рентабельности. Этот показатель снизился на 100-90,07=9,93% вследствиеперенакопления ресурсов предприятия.

3. Анализ деятельностиООО «Темп-3»
 
3.1 Анализ показателейрентабельности ООО «Темп-3»
Факторный анализ рентабельностипредназначен для выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности,определения способов и резервов повышения эффективности работы организации.
Основными факторами, влияющимина показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, издержки,оборачиваемость капитала, степень автономии организации.
Для измерения влияния выручки,валового дохода и издержек на рентабельность продаж представим уравнение рентабельностив развернутом виде
/>= (Вп – ИО) / Vпр, (22)
где Pпр — прибыль от продаж, тыс.руб.,
Vпр — выручка от продаж, тыс.руб,
Вп — валовой доход (валоваяприбыль по отчету формы № 2 стр.029), тыс. руб.,
ИО — издержки обращения (расходыпо отчету формы №2 стр.030+стр.040), тыс. руб.
Расчет влияния указанных факторовпроизводим методом цепных подстановок.
Влияние изменения товарооборота(Vпр) на изменение рентабельности следуетопределять выражением
∆ Pпр = ((Вп 0 – ИО0) / Vпр 1) *100 – ((Вп 0 – ИО0) / Vпр 0)*100 (23)

Рассчитаем влияние данногофактора по данным ООО «Темп-3» из таблицы 2
∆ Pпр=(5271–(785+1250))/14892)*100-(5271– (785+1250)) / 14581)*100 = 21,73 – 22,19 = — 0,46 %
В результате увеличения товарооборотана 311 тыс. руб. произошло снижение уровня рентабельности продаж на 0,46%.
Расчет влияния изменения валовогодохода на уровень рентабельности определяем выражением
∆ Pпр = ((Вп1 – ИО0)/Vпр 1)*100– ((Вп 0–ИО0)/Vпр 1)*100 (24)
Подставив данные из таблицы2 получим
∆ Pпр = (5434 – (785 +1250)) / 14892 ) *100-(5271 – (785+1250)) / 14892)*100 = 22,82 – 21,73 = 1,09 %
Таким образом, в результатеувеличения валового дохода на 163 тыс. руб. рентабельность продаж выросла на 1,09%.
После этого рассчитаем влияниеизменения издержек обращения на рентабельность продаж с помощью формулы
∆ Pпр = ((Вп 1 – ИО1) / Vпр 1) *100 – ((Вп 1 – ИО0) / Vпр 1)*100 (25)
Влияние этого фактора по даннымтаблицы 2 равно
∆ Pпр = (5434 – (828 +1312)) / 14892 ) *100-(5434 – (785+1250)) / 14892)*100 = 22,119 – 22,824 = -0,7 %
Т.е. в результате повышенияиздержек обращения на (828+1312) – (785+1250) = 105 тыс. руб. рентабельность снизиласьна 0,7%.
Сумма влияния факторов должнабыть равна общему абсолютному изменению рентабельности продаж: -0,46+1,09 – 0,7=-0,07 что подтверждает верность расчетов 22,12-22,19 = -0,07.
Аналогично рассмотрим разложениерентабельности собственного капитала по системе Du Pont на 4 фактора по формуле
/>, (26)
где Ккач − коэффициенткачества прибыли, показывающий, какая часть прибыли от продаж остается в распоряжениипредприятия.
Для ООО «Темп-3» коэффициенткачества прибыли составит
в 2008 году 2362 / 3236 =0,73,
в 2009 году 2411 / 3294 =0,732;
/> − рентабельность продаж характеризуетприбыльность рубля продаж.
Для ООО «Темп-3» рентабельностьпродаж составит:
в 2008 году 3236/14581*100= 22,19%,
в 2009 году 3294/14892*100= 22,12%;
Котд − капиталоотдача,характеризующая эффективность использования авансированного капитала, показывает,сколько рублей выручки получено с рубля вложенных средств.
Для ООО «Темп-3» капиталоотдачасоставит:
в 2008 году 14581 / ((16060+18444)/2) = 0,845,
в 2009 году 14892 / ((18444+20668)/2) = 0,762;
Кф.з. − коэффициентфинансовой зависимости, характеризующий финансовую устойчивость предприятия.
Для ООО «Темп-3» коэффициентфинансовой зависимости составит:
в 2008 году 17252 /((14882+15262)/2+(15+1)/2) = 1,144,
в 2009 году 19556 /((15262+17355)/2+(15+21)/2) = 1,198.
Порядок разложения показателярентабельности активов организации по системе Du Pont по четырем факторам представлен в таблице 5.
Таблица 5.Четырехфакторнаямодель рентабельности собственного капиталаПоказатель Комментарий 1. Рентабельность собственного капитала Рск, %
/> 2. Коэффициент качества прибыли Ккач, %
/> 3. Рентабельность продаж Рпр, %
/> 4. Капиталоотдача Котд, руб./руб.
/> 5. Коэффициент финансовой зависимости Кф.з.
/>
Результаты произведенных расчетовкаждого показателя по данным ООО «Темп-3» отражены в таблице 6.
Таблица 6.Расчет показателейдля анализа рентабельности собственного капитала ООО «Темп-3»Показатель 2008 год 2009 год
Абсолютное
изменение Темп изменения, % 1. Рентабельность собственного капитала (Рск), % 15,66 14,77 -0,89 94,32 2. Коэффициент качества прибыли (Ккач), % 0,73 0,732 +0,002 100,27 3. Рентабельность продаж (Рпр), % 22,19 22,12 -0,07 99,68 4. Капиталоотдача (Котд), руб./руб. 0,845 0,762 -0,083 90,18 5. Коэффициент финансовой зависимости (Кф.з.) 1,144 1,198 +0,054 104,72

Влияние изменения коэффициентакачества прибыли (Ккач) на изменение рентабельности собственного капитала (Рск)следует определять выражением
∆ Pск = Ккач1 * Рпр0 * Котд0 * Кф.з.0 – Ккач0* Рпр0 * Котд0 * Кф.з.0 (27)
Рассчитаем влияние данногофактора по данным таблицы 6
∆Рск = 0,732*22,19*0,845*1,144-0,73*22,19*0,845*1,144= 15,7-15,66 = = 0,04%
В результате роста коэффициентакачества прибыли на 0,002% рентабельность собственного капитала выросла на 0,04%.
Расчет влияния изменения рентабельностипродаж на уровень рентабельности собственного капитала определяем выражением
∆ Pск =Ккач1 * Рпр1 * Котд0 * Кф.з.0 – Ккач1* Рпр0 * Котд0 * Кф.з.0 (28)
Рассчитаем влияние данногофактора по данным таблицы 6
∆Рск = 0,732*22,12*0,845*1,144- 0,732*22,19*0,845*1,144 =
=15,652-15,702 = -0,05%
В результате снижения рентабельностипродаж на 0,07% рентабельность собственного капитала снизилась на 0,05 %.
Расчет влияния изменения капиталоотдачина уровень рентабельности собственного капитала определяем выражением
∆ Pск =Ккач1 * Рпр1 * Котд1 * Кф.з.0 – Ккач1* Рпр1 * Котд0 * Кф.з.0 (29)
Рассчитаем влияние данногофактора по данным таблицы 6
∆Рск = 0,732*22,12*0,762*1,144– 0,732*22,12*0,845*1,144 =
=14,114 — 15,652 = -1,538%
В результате снижения капиталоотдачина 0,083% рентабельность собственного капитала снизилась на 1,538 %.
Расчет влияния изменения коэффициентафинансовой зависимости на уровень рентабельности собственного капитала определяемвыражением
∆ Pск =Ккач1 * Рпр1 * Котд1 * Кф.з.1 – Ккач1* Рпр1 * Котд1 * Кф.з.0 (30)
Рассчитаем влияние данногофактора по данным таблицы 6
∆Рск = 0,732*22,12*0,762*1,198– 0,732*22,12*0,762*1,144 =
= 14,781 — 14,115 = 0,666%
В результате роста коэффициентафинансовой зависимости на 0,054% рентабельность собственного капитала выросла на0,666 %.
Сумма влияния всех факторовдолжна быть равна общему абсолютному изменению рентабельности собственного капитала
0,04-0,05-1,538+0,666=-0,882,что подтверждает правильность расчетов 14,77 — 15,66 = -0,89.
3.2 Пути роста показателейрентабельности ООО «Темп-3»
В результате анализа рентабельностиООО «Темп-3» выявились положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияниена уровень рентабельности предприятия.
Рентабельность продаж снизиласьпо сравнению с 2008 годом на 0,07%.
К факторам, повышающим уровеньрентабельности продаж, относятся увеличение товарооборота и увеличение валовогодохода предприятия.
Негативное влияние на уровеньрентабельности продаж ООО «Темп-3» оказало повышение издержек обращения предприятия.
В результате влияния всехуказанных факторов рентабельность продаж в целом снизилась.
Рентабельность собственногокапитала снизилась в целом на 0,89%. Снижение показателя было вызвано снижениемрентабельности продаж и капиталоотдачи. Т.е. произошло снижение прибыльности каждого рубля полученнойвыручки, снижение эффективности использования авансированного капитала, снизиласьсумма выручки полученной с рубля вложенных средств.
Положительное влияние на изменениеуровня рентабельности собственного капитала оказали рост коэффициента качества прибылии коэффициента финансовой зависимости.
Произошло снижение экономическойрентабельности вследствие падения платежеспособного спроса на услуги предприятияили перенакопления ресурсов.
Предприятию необходимо провестимероприятия по снижению суммы издержек обращения. Путями снижения издержек обращенияможно считать ряд направлений:
механизациятрудоемких процессов;
совершенствованиеаппарата управления;
уменьшениезвенности рабочего процесса;
развитиепрямых хозяйственных связей;
прогнозированиеоборотных средств и их оптимальное распределение;
материальнаязаинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств;
проведениемероприятий по устранению сверхнормативных потерь.
Для повышения конкурентоспособностипредприятия в условиях рынка необходимо расширить ассортимент предлагаемых услуг.Предприятию необходимо добиться роста эффективноститруда работников. С этой целью можно осуществлять совмещение профессий, должностей,вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени поболезни и другим причинам. Руководство ООО «Темп-3» должно совершенствовать системуматериального стимулирования труда работников предприятия, разработать положениео премировании работников. Необходимо улучшить использование материально-техническойбазы предприятия.

Заключение
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльностибизнеса. Рентабельность деятельности предприятия измеряется с помощью системы относительныхпоказателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходностьразличных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционнойи т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельностиболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования,потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленнымиресурсами.
Таким образом, рентабельность является одним из основных критериевоценки эффективности работы предприятия. Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отраслив рыночной экономике, способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнесав данной сфере.
В данной работе изучены показатели рентабельности, применениеих в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, рассмотрены способывыявления путей повышения рентабельности.
Целью курсовой работы былоизучение теоретических основ показателей рентабельности предприятия, применениеих в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретном примереООО «Темп-3», выявление путей повышения рентабельности.
Предметом данной курсовойработы была рентабельность финансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы былоООО «Темп-3»- предприятие сферы услуг.
В курсовой работе были рассмотреныи изучены следующие задачи:
1.      Теоретическое ознакомлениес понятием рентабельности, его показателями;
2.      Проведение анализарентабельности предприятия
3.      Выявление резервовроста рентабельности и путей для её совершенствования.
В процессе написания работыбыли использованы: специальная научная и учебная литература, публикации в периодическойпечати, бухгалтерская отчетность анализируемого предприятия ООО «Темп-3».
В работе приведены расчеты и анализ основных показателей рентабельности.В приложениях приведены формы бухгалтерской отчетности, на основании данных которыхделался анализ работы исследуемого предприятия – ООО «Темп-3». В работе раскрытыосновные показатели рентабельности предприятия, рассмотрены основные методики иханализа.
В процессе исследования быловыявлено, что рентабельность- это показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство,денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмыиспользуемого для организации своей деятельности.
Рентабельность — показатель эффективности предприятия, выражающийотносительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемыхв производстве.
Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
это один из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
рентабельность – результативный, качественный показатель деятельностипредприятия;
повышение рентабельности — цель предприятия любой отрасли в рыночнойэкономике;
рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивостипредприятия;
увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентнойборьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
рентабельность имеет важное значение для собственников предприятия,так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт ценаакций;
кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельностиинтересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, сниженияриска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами,фондовыми биржами, министерствами;
для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательностьбизнеса в данной сфере.
В ходе работы было выявлено, что все показатели рентабельностиобъединены в группы:
1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельностипредприятия в целом.
2. Показатели,рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производстваи затрат.
Для анализафинансовых показателей используются следующие группы показателей рентабельности:
рентабельностьпродукции, работ, услуг;
рентабельностьпроизводственных фондов;
рентабельностьвсего имущества (всех активов);
рентабельностьвложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходностьпродукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:
рентабельностьюреализации (оборота, продаж),
рентабельностьювыпущенной продукции,
рентабельностьюотдельных изделий.
Было выявлено, что в процессеанализа показателей рентабельности изучают динамику показателей рентабельности,выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Факторные модели рентабельностираскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансовогосостояния предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимыминструментом оценки сложившейся ситуации.
Методология факторного анализапоказателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателяпо всем качественным и количественным характеристикам.
В анализетакже используются способ абсолютных разниц или цепных подстановок для определениявлияния факторов на рентабельность вложений.
На основании данных по рассчитаннымпоказателям рентабельности исследуемого предприятия были сделаны выводы о том, чтов динамике значительных изменений по показателям рентабельности ООО «Темп-3» непроизошло.
В ходе анализа было выявлено,что наибольшее изменение произошло по экономической рентабельности. Этот показательснизился на 100-90,07=9,93% вследствие перенакопления ресурсов предприятия.
Были выявлены факторы, повышающиеуровень рентабельности продаж: увеличение товарооборота и увеличение валового доходапредприятия.
Негативное влияние на уровеньрентабельности продаж ООО «Темп-3» оказало повышение издержек обращения предприятия.
В результате влияния всехуказанных факторов рентабельность продаж в целом снизилась.
Оказалось, что рентабельностьсобственного капитала также снизилась в целом на 0,89%. Снижение показателя быловызвано снижением рентабельности продаж и капиталоотдачи. Т.е. произошло снижение прибыльностикаждого рубля полученной выручки, снижение эффективности использования авансированногокапитала, снизилась сумма выручки полученной с рубля вложенных средств.
Положительное влияние на изменениеуровня рентабельности собственного капитала оказали рост коэффициента качества прибылии коэффициента финансовой зависимости.
Произошло снижение экономическойрентабельности вследствие падения платежеспособного спроса на услуги предприятияили перенакопления ресурсов.
В работе были сформулированыпути роста показателей рентабельности и совершенствования деятельности ООО «Темп-3».
Предприятиюнеобходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения.
Для повышения конкурентоспособностипредприятия в условиях рынка необходимо расширить ассортимент предлагаемых услуг.Предприятию необходимо добиться роста эффективноститруда работников. С этой целью можно осуществлять совмещение профессий, должностей,вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени поболезни и другим причинам. Руководству ООО «Темп-3» необходимо совершенствоватьсистему материального стимулирования труда работников предприятия. Необходимо улучшитьиспользование материально-технической базы предприятия.

Списокиспользованных источников
1. АбрютинаМ.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Делои Сервис, 2000.
2. Балдин К.В., Белугина В.В., Галдицкая С.Н., ПередеряевИ.И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
3. Басовский Л.Е., Лунева А.М., БасовскийА.Л. Экономический анализ.: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2008.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности. М.: ИНФРА-М, 2001.
5. КовалевВ.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект,2001.
6. Комплексный экономический анализ хозяйственнойдеятельности. Краткий курс/Сосненко Л.С. и др. – М.: Кнорус, 2007.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009.
8. Чернов В.А. Анализ финансового состоянияорганизации //Аудит и финансовый анализ. 2008. №2
9.ЧернышеваЮ.Г., Гузей В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. –Ростов-на-Дону, 2005.
10. Шеремет А.Д. Анализ и диагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ИНФРА-М,2008.
11. Экономическийанализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.