Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университетэкономики и права
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
Теоретические основы построенияфинансовой системы
Выполнила:
студентка гр. УФв-02-08
Шишкина И.Т.
Проверила:
Онищук И.В
Иркутск, 2008
Оглавление
Оглавление
Введение
Глава I. Сущность и структура финансовойсистемы
1.1 Определениепонятия финансовая система
1.2 Структурафинансовой системы
Глава II. Теоретические основы построенияфинансовой системы
2.1 Общие предпосылкипостроения финансовой системы страны
2.2 Построение сферыгосударственных финансов страны, её характеристика
2.2.1 Федеральныйбюджет
2.2.2 Внебюджетныефонды
2.2.3 Государственныйкредит
2.3 Построениесферы финансов предприятий, её характеристика
2.3.1 Финансыпредприятий, функционирующих на коммерческой основе
2.3.1 Финансынекоммерческих организаций
2.4 Построениесферы прочих финансов, её характеристика
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешногофункционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста истабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей ираспределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно — планируемойи контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии срыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создатьнадежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансоваясистема, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный ивторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и еёпостроения посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства потеоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современнойфинансовой системы в рыночной экономике и теоретических основ её построения.Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. раскрыть сущность феномена«финансовая система» в отечественной литературе;
2. раскрыть основные звенья финансовойсистемы;
3. выявить основной принцип формированияфинансовой политики государства;
При написании работы были использованы следующие источники информации: монографическиестатьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирнаясеть Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения исписка использованной литературы.
Глава I. Сущность иструктура финансовой системы
1.1Определениепонятия финансовой системы
Анализзакономерностей развития финансов в разных условиях общественноговоспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовыхотношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условийфункционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитиетоварно-денежных отношений и существование государства как субъекта этихотношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги,кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны сфункционированием государства.
Однаконаличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключаетопределенных различий между ними. Это обусловливает существование относительнообособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категориифинансов.
Финансоваясистема представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовыхотношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании ииспользовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественномвоспроизводстве.
Финансоваясистема развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
· федеральныйбюджет;
· специальныегосударственные внебюджетные фонды;
·государственный кредит;
· финансыпредприятий различных форм собственности;
· финансовыйрынок.
Страхованиевыделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающихмеханизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами,отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.
Всефинансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы,за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребностирасширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов,используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствамина микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
Разграниченияфинансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждогозвена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств.Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношенийобусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называтьцентрализованными, все прочие — децентрализованными. Общегосударственныецентрализованные денежных средств создаются путем распределения иперераспределения национального дохода, созданного в отраслях материальногопроизводства.
Важная роль,которую выполняет государство в области экономического и социального развития,приводит кнеобходимости централизации в его распоряжении значительнойчасти финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные ивнебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решениезадач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностейобщегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органовгосударственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства,имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социальногоразвития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальныхисследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методыобразования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховымизвеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средствобразуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря наразграничение сферы деятельности и применение особых способов и формобразования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене,финансовая система является единой, так как базируется на едином источникересурсов всех звеньев данной системы.
Основойединой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку онинепосредственно участвуют в процессе материального производства. Источникомцентрализованных государственных фондов денежных средств является национальныйдоход создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственнымфинансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развитиявсех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсовмежду отраслями экономики и регионами страны, между производственной инепроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельнымигруппами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсоввозможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственныефинансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главнымисточником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сферематериального производства. С другой стороны, процесс расширенноговоспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий,но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в формебюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточностисобственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средствадругих предприятий, а на базе операций с ценными бумагами – заемные средства.Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляетсястрахование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь ивзаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единойсущностью финансов.
Черезфинансовую систему государство воздействует на формирование централизованных идецентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используядля этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Такимобразом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовыхотношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами [11,Стр. – 24; 12, Стр. – 19; 15, Стр. — 22]. Можно выделить следующие функциифинансовой системы:
— денежная — эмиссия, обращение, расчеты;
— налоговая(фискальная) — изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;
— бюджетная — превращение налогов в доходы, последних — в расходы;
— контрольно-надзорная — надзор за финансовыми институтами;
— государственного кредита — управление государственным долгом.
1.2Структура финансовой системы
По причинесложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этомслучае прибегают к декомпозиции — разделению системы на части (подсистемы) — иисследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект иобъект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.
Подсистемаминазывают крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь,являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступаютсферы и звенья [11, Стр. — 28].
Структурафинансовой системы — это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансоваясистема состоит из трёх основных элементов:
1. совокупность сфер и звеньевфинансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
2. совокупность создаваемых в каждомзвене денежных фондов;
3. система финансовых органов — финансовыйаппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точкизрения управления финансами.
Финансоваясистема — всясовокупность звеньев и сфер; совокупность учреждений финансовой системы,которая существует на предприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера,где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которойгосударство собирает и расходует средства называется государственные финансы [10,Стр.- 31].
Кромегосударства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфераназывается финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которогопредприятие собирает средства [10, Стр. — 40].
Третья сфера- прочие финансы (в том числе финансы страхования) [10, Стр. — 45].
Звенья первойсферы:
1.Федеральный бюджет;
2.Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в рукахнеправительственных, но государственных организаций):
· Пенсионныйфонд;
· Фондсоциального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплатуотпусков, больничных и т.д.);
· Фондобязательного медицинского страхования.
Правительствостремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальныесредства, которые правительство может использовать для своих целей.
3.Государственный кредит
Звенья второйсферы (финансы предприятий):
1) финансыпредприятий, функционирующих на коммерческих началах;
2) финансыучреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
3) финансыобщественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальноестрахование;
2) Личноестрахование;
3)Имущественное страхование;
4)Страхование ответственности;
5)Страхование предпринимательских рисков.
Разграничениефинансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждогозвена, а также в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звенусистемы финансов присущи свои специфические формы и методы образования ииспользования денежных фондов и доходов
Финансовыесистемы разных стран имеют разный состав, что определяется разнымигосударственными структурами и организационно — правовыми формами.
В учебникахсоветского периода в структуре системы финансов выделялись обычно двеподсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства иобщегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему — государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССРсоответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике.Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новойэкономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новыхзвеньев финансовых отношений [15, Стр. — 13]…
Следует иметьв виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственныхпредприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любогогосударства. И это не только теоретическое предположение, поскольку всясовокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсовРоссии.
В целом, всясистема финансов состоит из двух укрупненных подсистем:
·государственных и муниципальных финансов
· финансовхозяйствующих субъектов.
Как ужеговорилось ранее, классификационным признаком такого деления является рольсубъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критериемимеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовыхфондов.
Так,непосредственно участники общественного воспроизводства, организации играждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары изанимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимыфинансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимаясумма денежных средств [11, Стр. — 35]…
Такимобразом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовыеотношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производстватоваров и оказания услуг.
Каждаяподсистема финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы.Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так какименно в этой подсистеме происходит формирование первичных доходов и финансовыхресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировкафинансовых отношений внутри подсистемы субъекта хозяйствования осуществляется взависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние наисточники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Частьорганизаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли,они являются коммерческими [12, Стр. — 55].
Помимокоммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимыорганизации для удовлетворения потребностей общества в образовательных,культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяютполученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы толькодля осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние насостав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.[3, Стр. — 27].
Участникамитоварного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридическоголица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная,осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконе порядке [15, Стр. — 40].
Такимобразом, выделяют следующие звенья в подсистеме субъектов хозяйствования:
· финансыкоммерческих организаций;
· финансынекоммерческих организаций;
· финансыПБЮЛ.
Подсистема финансовгосударственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:
· финансыгосударственного бюджета;
· финансывнебюджетных фондов.
Центральноеместо в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющийсилу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий(финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь длягосударства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственнойвласти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнениясоциальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е.выполнения государством присущих ему функций [15, Стр. — 34].
Итак,выделяют три сферы финансовой системы (государственные финансы, финансыпредприятий и страхование). В каждой сфере есть по несколько звеньев.Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями взадачах каждого звена, а также в методах формирования и использованияцентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Проведённый анализ сущности понятия «финансовая система» и еёструктуры позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Финансовая система представляет собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений,связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами;
2. Функциямифинансовой системы являются: денежная (эмиссия, обращение, расчеты); налоговая,или фискальная (изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны);бюджетная (превращение налогов в доходы, последних — в расходы);контрольно-надзорная (надзор за финансовыми институтами); государственногокредита (управление государственным долгом);
3. Средиавторов нет единства по вопросу структуры финансовой системы;
5. Самафинансовая система включает в себя подсистемы (государственные и муниципальныефинансы; финансы хозяйствующих субъектов).
4. Обобщаявсе точки зрения на структуру финансовой системы, мы можем выделить следующиесферы и звенья системы (сферы — где необходимы финансы): государственныефинансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансыпредприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческихучреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы,в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование;имущественное страхование; страхование ответственности; страхованиепредпринимательских рисков). При этом каждое звено выполняет свою задача –отсюда – разграничение по звеньям.
Глава II. Теоретические основы построенияфинансовой системы
2.1 Общиепредпосылки построения финансовой системы страны
Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем:большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость,уязвимость, устойчивость и др.
Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованытиповые представления.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятностьнахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менеезаданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени [12, Стр. — 56].
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием,законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним изинструментов социального менеджмента.
История экономического развития финансов и финансовой системы показывает,что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государствадля оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периодыкризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства,государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях [13, Стр. — 24].
Управление финансовыми системами включает в себя планирование финансов,организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов ифинансовый контроль. Управление финансовой системой осуществляется путемвыработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
Проектирование финансовой системы начинается с составления финансовыхпланов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне – эторазработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне –это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов,бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовыхпланов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализафинансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовыхпланов организуется процесс их реализации.
Финансы – это сфера общественных отношений, которая является объектомполитического воздействия. Воздействие на финансы производится посредствомфинансовой политики. Главная задача финансовой политики – обеспечениесоответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственнойпрограммы экономического и социального развития.
Финансовая политика –это совокупность государственных мероприятий,направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение ииспользование для выполнения государством его функций [15, Стр. — 57].
Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимальновозможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любыхпреобразований.
В нашей работе мы будем рассматривать теоретические основы построенияфинансовой системы на примере России. Раскрывать эти основы мы будем через характеристику каждогозвена каждой сферы финансовой системы страны, то есть построение от частного кобщему; через рассмотрение свойств, качеств, функций и принципов организации,откуда берутся финансовые средства.
Итак,проектирование финансовой системы начинается с процесса составления финансовыхпланов. Все мероприятия, направленные на организацию финансовой системы страныотносятся к финансовой политике страны.
2.2 Построениесферы государственных финансов страны, её характеристика
2.2.1Федеральный бюджет
Федеральныйбюджет является главным звеном финансовой системы [5, Стр. — 39]. Он представляет собойформу образования и использования централизованного фонда денежных средств дляобеспечения функций органов государственной власти.
Федеральныйбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральнымсобранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себязначительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органовгосударственной власти и управления. С помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода, что создает возможность маневрироватьденежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развитияобщественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую ифинансовую политику на всей территории страны.
Федеральныйбюджет характеризуется следующими чертами:
1) носит ярковыраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета;
2) формированиеи использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал синициативой местных органов [5, Стр. — 41].
Основныефункции бюджета:
1) перераспределение национальногодохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности,социальными группами населения;
2) государственное регулирование истимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение финансовойполитики;
4) контроль за образованием ииспользованием централизованного фонда денежных средств [5, Стр. — 48].
В условияхперехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль.Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем созданияиного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественногопроизводства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования,а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовомурегулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществлениеинвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсииоборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствоватьформированию рациональной структуры общественного производства, наращиваниюнаучно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику,государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственныепропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Государственноерегулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета,изменить их состав и структуру.
Важная рольфедерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материальногопроизводства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу(образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных ивнебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурногонаправления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политикигосударства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развиватьсистему народного образования, финансировать культуру, удовлетворятьпотребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.
Расходыбюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но иэкономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат навоспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурногоуровня жизни народа.
2.2.2Внебюджетные фонды
Внебюджетныефонды-этосредства Федерального правительства и местных властей, связанные с финансированиемрасходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондовосуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычногоналогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений вовнебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентахк фонду оплаты труда [5, Стр. — 51].
Организационновнебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.Основными по размерам и значению являются социальные фонды — Пенсионный фонд,Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последниегоды превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеютстрого целевое назначение, что гарантирует использование средств в полномобъеме.
Обособленноефункционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансироватьважнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходованиесредств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органовзаконодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а сдругой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому вцелях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставитсявопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленностиих расходов.
Пенсионныйфонд — внебюджетныйгосударственный фонд, средства которого складываются из законодательноустановленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевымобразом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам [8, Стр. — 11].
Пенсионныйфонд создан в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Пенсионныйфонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, чтопозволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места ихпрежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинамне имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионногофонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванныеизменениями в отдельных регионах или в стране в целом.
Важнейший принциплюбого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследуетцель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путемперераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил,он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенныйпрожиточный уровень в будущем.
СредстваПенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трехисточников [8, Стр. — 23]:
1. Страховыхвзносов работодателей;
2. Страховыхвзносов работающих;
3. Ассигнованийиз федерального бюджета.
Основныезадачи Пенсионного фонда РФ:
1) целевой сбор и аккумуляция страховыхвзносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначениемПенсионного фонда России;
2) организация работы по взысканию сработодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников идругих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
3) капитализация средств Пенсионногофонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридическихлиц;
4) контроль с участием налоговых органовза своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также заправильным и рациональным расходованием его средств;
5) межгосударственное и международноесотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда,участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных имеждународных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий [8, Стр. — 35].
В качествесистемы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фондосуществляет некоторые функции:
1) участвует в определении размера взносовна государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям иорганизациям в зависимости от условий труда;
2) обеспечивает контроль за своевременными полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
3) участвует в подготовке предложений посовершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
4) осуществляет международноесотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда [8, Стр. — 40].
Фондгосударственного социального страхования (ФСС) – централизованный фонд денежныхресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном,так и в отраслевом разрезах [6, Стр. — 25].
Основные задачиФонда социального страхования – обеспечение гарантированных государствомпособий.
Средствафонда образуются из следующего:
1) страховых взносов хозяйствующихсубъектов независимо от форм собственности;
2) доходов от инвестирования частивременно свободных средств;
3) ассигнований из Федерального бюджета.
Нормативотчислений в фонд социального страхования — 5,4% на все виды начисленной оплатытруда.
Обязательноемедицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, обеспечиваетвсем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинскойи лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования[6, Стр. — 37].
Дляреализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный иТерриториальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческиефинансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственнойсобственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат.
Тариф страховыхвзносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ.Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении,компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды,начисляемые на акции, и другие выплаты.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии сфедеральным законом, предназначен для:
1) выравнивания условий деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечениюфинансирования программ обязательного медицинского страхования;
2) финансирования целевых программ врамках обязательного медицинского страхования;
3) осуществления контроля за рациональнымиспользованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовыесредства федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов предприятий,учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от формсобственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленныхфедеральным законом;
2) взносов территориальных фондов нареализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
3) ассигнований из федерального бюджетана выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
4) добровольных взносов юридических ифизических лиц;
5) доходов от использования временносвободных финансовых средств федерального фонда;
6) нормированного страхового запасафинансовых средств фонда и иных поступлений [6, Стр. — 41].
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые представительнойвластью субъектов федерации, осуществляют:
1) финансирование обязательногомедицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями,имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинскогострахования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемымправлением территориального фонда;
2) финансово-кредитную деятельность пообеспечению системы обязательного медицинского страхования;
3) выравнивание финансовых ресурсовгородов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинскогострахования;
4) предоставление кредитов, в том числельготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
5) накопление финансовых резервов дляобеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
6) контроль за рациональнымиспользованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинскоестрахование граждан [6, Стр. — 57].
Всемгражданам выдается страховой полис.
2.2.3Государственный кредит
Государственныйкредитотражает кредитные отношения по поводу мобилизации государствомвременно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения наначалах возвратности для финансирования государственных расходов [15, Стр. — 67].Кредиторомвыступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице егоорганов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи нафинансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственныхценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованныедополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита безосуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется такжев целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляциигосударственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос.Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денегиз обращения на заранее оговоренный срок.
Использованиегосударственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностейобщества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средстванаселения и юридических лиц используются для финансирования экономических исоциальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличенияфинансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственныезаймы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органывласти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городскихи сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного,жилищно-бытового назначения.
В зависимостиот заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными иместными органами управления. По месту размещения государственный кредит можетбыть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся,на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные(свыше 5 лет) [15, Стр. — 75].
Мобилизацияогромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственнуюзадолженность. Размер государственного займа включается в суммугосударственного долга страны.
Государственныйдолг-это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственныхзаймов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретныйсрок.
Государственныйвнешний долг-это задолженность по непогашеннымвнешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит иззадолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.
Обслуживаниегосударственного долга выражается в осуществлении операций по размещениюдолговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. В России этифункции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты пообслуживанию государственного долга производятся за счет средствреспубликанского бюджета Российской Федерации и превратились в один изважнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживаниегосударственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие видырасходов.
2.3 Построениесферы финансов предприятий, её характеристика
Финансыпредприятий различных форм собственности являются основой единой финансовойсистемы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественногопродукта и национального дохода и являются главным фактором формированияцентрализованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченностьцентрализованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использованиефинансов предприятий в процессе производства и реализации продукции неисключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
2.3.1 Финансыпредприятий, функционирующих на коммерческой основе
В условияхрыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятияосуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которогоявляется обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяютвыручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственногои социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенияпроизводства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансовогорынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширениюсамостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороныгосударства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результатыработы [14, Стр. — 35].
2.3.2Финансы некоммерческих организаций
Некоммерческиеорганизации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии сЗаконом «О некоммерческих организациях» [3].
Составфинансов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов:собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования.Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, посколькулишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства нафинансовом рынке. Состав и структура финансов некоммерческой организациисущественно зависит от ее формы.
Для некоторыхнекоммерческих организаций — учреждений, действующих в сфере образования,здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансов являютсябюджетные ассигнования. Другие услуги — в сферах культуры, искусства — являютсяплатными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевогофинансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетаниеисточников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственнойдеятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволилоувеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема иперечня платных услуг, оказываемых населению.
2.4 Построениесферы прочих финансов, её характеристика
Страхование представляет собой особу формуперераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевыхфондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических июридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлениинеблагоприятных явлений и событий [17, Стр. — 67].
Важная рольстрахования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферыстраховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. Вусловиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностейстрахования по защите от чрезвычайных явлений природного характера(землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии,взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховомпокрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитныхобязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономическихфакторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья,трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывносвязана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услугимущественного, личного и социального страхования.
В связи сразличиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можноразделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхованиеответственности, страхование предпринимательских рисков.При этомстрахование может быть добровольным и обязательным.
Социальноестрахование — это системаотношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средствдля материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностьюили располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее поразличным причинам. Социальное страхование как финансовая категорияпредставляет собою часть денежных отношений по распределению иперераспределению национального дохода с целью формирования и использованияфондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде[17, Стр. — 70].
Имущественноестрахование — отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имуществов различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальныхценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического илиюридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а такжеимущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворенияот других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключаетсяв организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущербаего участникам, который возник в результате причинения вреда [17, Стр. — 75; 15,Стр. — 80].
Имущественноестрахование защищает интересы страхователя, связанные с владением,пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. Ктрадиционным и освоенным видам имущественного страхования относятсясельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхованиеимущества граждан, страхование имущества предприятий различных формсобственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимисявысокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности, считаютсяморское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортныхсредств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Личноестрахованиевыступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояниянаселения. Его объекты – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан.Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольнойоснове. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни сшироким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончаниясрока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи снаступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения имисовершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев,ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить,что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействиеоказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной)функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средствана цели страхования [17, Стр. — 80].
Страхованиеответственности вотличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя,поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих)лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действияили бездействия страхователя независимо от его имущественного положения [17,Стр. — 84].
Тем самымстрахование ответственности обеспечивает защиту экономических интересоввозможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случаепричинен ущерб.
Такимобразом, общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаютсяпутем перераспределения части ВНП.
Несмотря наразграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образованияи использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая системаявляется единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньевданной системы.
Черезфинансовую систему государство воздействует на формирование централизованных идецентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используядля этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Выводы поГЛАВЕ II
Рассмотревобщие предпосылки построения финансовой системы страны и построение каждогозвена этой системы (на примере России), можно сделать следующие выводы:
1. Построение финансовой системыявляется финансовой политикой страны — совокупность государственных мероприятий, направленных намобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование длявыполнения государством его функций.
2. Главным способом построения являетсяфинансовое планирование. Планирование не только краткосрочное, но идолгосрочное.
3. Главным принципом построения каждогозвена финансовой системы страны является перераспределение ВНП.
4. Для создания единой, слаженной, чёткоработающей системы необходимо тщательное планирование и построение каждогозвена финансовой системы.
Заключение
В нашей работе мы подробно рассмотрели сущность и структуру финансовойсистемы страны, и через характеристики каждого звена данной системы рассмотрелитеоретические основы построения финансовой системы.
Финансоваясистема представляетсобой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая изкоторых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондовденежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Мывыделили следующие сферы и звенья системы (сферы — где необходимы финансы): государственныефинансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансыпредприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческихучреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы,в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование; имущественноестрахование; страхование ответственности; страхование предпринимательскихрисков). Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловленоразличиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования ииспользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансоваясистема обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородныхэлементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Мы выяснили,что функциями финансовой системы являются: денежная (эмиссия, обращение,расчеты); налоговая, или фискальная (изъятие части продукта в форме средств,т.е. наполнение казны); бюджетная (превращение налогов в доходы, последних — врасходы); контрольно-надзорная (надзор за финансовыми институтами);государственного кредита (управление государственным долгом).
Построение финансовой системы является финансовой политикой страны (совокупность государственныхмероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределениеи использование для выполнения государством его функций). Главной задачейданной политики является грамотное структурирование звеньев финансовой системы,разграничение их задач и функций, перераспределение денежных средств междуэтими звеньями, контроль их работы.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 1993 г.- М.: Юрид.лит., 1993. — Ст.71-117,130-133.
2. Бюджетный Кодекс РоссийскойФедерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. — Ст.1-17, 24-28, 161.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7- ФЗ «О некоммерческих организациях».
4. Федеральный закон от 06.03.2003№131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления».
5. Федеральный закон от 15.08.1996.№115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». — Приложения 1-4.
6. Федеральный закон от 16.07.1999№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
7. Федеральный закон от 24.08.1998№125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний».
8. Федеральный закон от 15.12.2001№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
9. Приказ Министерства России от01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий иорганизаций».
10. Абрамова М.А. Финансы и кредит:Учеб.пособие / М.А. Абрамова. — М.: Юриспруденция. 2003.
11. Вавилов Ю.Я. Финансы: Учеб./Ю.Я.Вавилов. — М.: Социальные отношения. 2004.
12. Дробозина Л.А. Финансы / Л.А.Дробозина. — М.: ЮНИТИ. 2000.
13. Галицкая С.В. Деньги, кредит,финансы: Учеб.пособие / С.В.Галицкая. — М.: Экзамен, 2004
14. Гринкевич Л.С. Основы финансовпредприятий: Учеб. / Л.С. Гринкевич. — Томск, 2000.
15. Ковалева А.М. Финансы / А.М.Ковалёва. — М.: Финансы и статистика,2003.
16.Мовсесян А. Современныетенденции развития мировой финансовой системы /А.Мвесян // Банковское дело вМоскве. — 2000г. — №10.- С.14-16.
17. Родионова В.М. Финансы: Учеб. /В.М.Родионова. — М.: Финансы и статистика. 1995.
18. Финансы. Денежное обращение:Учеб.пособие / Под ред. М.В.Шульгин. – М. 2001.