ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Кафедрамакроэкономики и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Тема: «Теневаяэкономика, пути вывода
экономики из тени»
Автор курсовойработы: Головач О.Л.
Группа: 111
Руководительработы: Белавин Д.Я.
Казань 2008 г.
Содержание
Введение
1. Сущность теневой экономики и ее структура
2. Особенности формирования теневой экономики в РФ
3. Пути вывода экономики из тени
Заключение
Список использованных источников
Введение
Генпрокуратураявляется здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавитьруководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличениераскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Еслилегализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерийэффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации.Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстнойнаправленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы нетолько проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляютсобой главную улику против преступников. Именно формирование ментальностизаконопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов,но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивогоразвития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
Каксвидетельствует практика, учет только легальной экономической деятельности итолько официальной экономики явно недостаточен для объективной оценкисоциально-экономического развития страны и выработки государственнойэкономической политики. Нелегальная экономическая деятельность и неофициальная(неформальная) экономика стали не менее значимой общественной реальностью, чем«прозрачная», или открытая, официальная экономика (наблюдаемая экономика).Причем, в экономике каждой страны существует теневая составляющая.
Насовременном этапе общественного развития теневая хозяйственная деятельностьстала оказывать существенное влияние на важнейшие макроэкономические показателинародного хозяйства. Без ее учета невозможно составить объективноепредставление о масштабе национальной экономики и особенно некоторых ееотраслей, таких как строительство, торговля и непроизводственные виды бытовогообслуживания населения, в которых задействовано большое количество малыхпредприятий. Для учета же необходимо знать сущность явления и причины еговозникновения.
Теневаяэкономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление,так как теневая экономика:
ü является питательной средой длявозникновения и развития организованной преступности;
ü препятствует эффективному развитиюоткрытой рыночной экономики;
ü формирует коррупционные отношенияво всех без исключения сферах своего присутствия;
ü разрушает государственную системусправедливого распределения национального богатства (если такая системасформирована);
ü не обеспечивает правовой защитыправ и интересов исполнительных участников теневого сектора экономики, не даетим социальных гарантий и помощи.
Именно поэтому темаборьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированиемтерроризма является сегодня приоритетом как нашей страны, так и мировогосообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений,подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников итеррористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромныхматериальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов вРоссии представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны вВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всейроссийской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны,так и за рубежом.
С учетом всего вышесказанного, была поставленацель данной работы определить сущность теневой экономики и указать меры,которые проводятся для выведения экономики России из тени. Для достижения целинеобходимо решить задачи:
1. Проанализировать структуру теневойэкономики, определить ее составляющие.
2. Выявить основные причины появлениятеневой экономики в России.
3. Определить факторы, способствующиеразвитию теневой экономики в сегодняшней России.
4. Выявить систему мер по борьбе стеневой экономикой и как осуществляется контроль над ней на практике.
I. Сущность теневой экономики и ееструктура
Вотечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневойэкономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено каксоциально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли внародном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами.Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований,направленных на выявление деформаций и дискредитацию команднойсоциально-экономической системы государственного социализма.
Теневаяэкономика представляет собой часть народного хозяйства, в рамках которойосуществляются деловые операции, лежащие вне правового поля. В силунелегальности теневой экономики ее продукция полностью или частично скрываетсяэкономическими агентами от официального учета[1].
Существуетмножество подходов в изучении теневой экономики. Особенностью экономическогоподхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики,распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежныхметодов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневуюэкономику на различных уровнях. На макроуровне анализируются теневаяэкономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики,производство, распределение, перераспределение и потребление валовоговнутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другиемакроэкономические процессы.
/>Структура теневой экономики
Всоответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются надве группы:
а)продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;
б)преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП ификсируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.
Всостав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаютсяследующие элементы:
1.Скрытая деятельность – законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемаяпроизводителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения другихобязательств;
2.Неформальная деятельность, в том числе:
·деятельность домашних хозяйств по производству продукции и услуг длясобственного потребления
·деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временныебригады строителей и т.п.).
3.Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:
·легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, безлицензий и специальных разрешений);
·нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производствои распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночныхспрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
Перераспределительныйсектор теневой экономики включает различные преступления экономическойнаправленности. Для описания этой части теневой экономики используется понятие«фиктивная экономика», под которой понимается экономика приписок,спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных сполучением и передачей денег[2].
Поотношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельнуюэкономику.
Подвнутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневыеотношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами,теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемаядеятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой частиэкономики[3].
Параллельная(вторгающаяся) экономика — теневые отношения, не связанные с официальнымэкономическим статусом их участников. Это особый сектор с особойпроизводственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочейсилы[4].
В зависимостиот стадий воспроизводственного цикла выделяют:
· теневое производство;
· теневое распределение (скрытое отучета распределение доходов, экономические преступления);
· теневой обмен (реализациянелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительскогорынка, реализация незаконно полученных ценностей);
· теневое потребление (потреблениепродукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальныхпотребностей).
Неконтролируемостьявляется основным признаком теневых экономических отношений. При этом следуетвыделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений.
Во-первых,это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая отучета и контроля;
Во-вторых,к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществлениекоторой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическаядеятельность в нелегальном секторе.
В-третьих,в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность,осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Этодеятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчетена бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительныхорганов. К числу причин подобного положения можно отнести:
· коррумпированность контролирующихи правоохранительных органов;
· неэффективность деятельностиконтролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и инымиограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);·
· несовершенство законодательства,препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению кответственности виновных.
Вкачестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразнорассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономическогоповедения. Паттерн теневой экономической деятельности — это совокупностьвзаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды исокрытие значимых параметров деятельности. Паттерн включает в качествеэлементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью,стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма.
Коперациям относятся прежде всего сделки (трансакции), а также учетные,расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различныескрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.
Средитеневых операций в сфере легальной экономики можно выделить:
а)хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые,маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению,торговые и ряд других);
б)финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);
в)учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого,статистического учета экономической деятельности.
Взависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут бытьнаправлены на достижение различных целей, среди которых наиболее важны:
а)снижение налоговой нагрузки;
б)ограничение конкуренции;
в)получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числепутем коррупции и лоббирования законопроектов;
г)ограничение риска;
д)легализация незаконно полученных доходов;
е)незаконное присвоение прав на экономические блага.
Конкретныеформы и виды теневой экономической деятельности существенно различаются взависимости от отраслевых и иных особенностей. Наиболее значимые сферы теневойэкономики в современной России:
В кредитно-финансовойсистеме получили распространение хищения, в том числе мошеннические операции вбанковской сфере, мошенничества в инвестиционной сфере. Все более широкоераспространение получают преступления с использованием информационныхтехнологий (кардинг, компьютерная преступность).
Всфере государственных и муниципальных финансов наиболее опасные проявлениятеневой экономики связаны с налоговыми преступлениями, незаконным получениемвозмещения от НДС, хищением бюджетных средств, их нецелевым использованием.
В сферевнешнеэкономической деятельности проявления теневой экономики связаны снелегальным обращением и перемещением через таможенную границу финансовых,товарных, интеллектуальных, трудовых ресурсов. Велика роль внешнеэкономическойсферы в незаконном вывозе капитала и уклонении от уплаты налогов и другихобязательных платежей. При этом активно используются возможности оффшорныхюрисдикций.
На рынкеценных бумаг теневая экономика проявляется в виде мошенничества, фальсификациидокументов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконныхсделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной)информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионногодохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
В сферестрахового дела получили распространение следующие нарушения законодательства:относятся осуществление нелицензированной деятельности, мошенничествоучастников страховых отношений. Особо опасными являются такие правонарушениякак незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценированиестрахового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные сложным банкротством.
Всфере малого предпринимательства теневые экономические отношения получилизначительное развитие. При этом теневой сектор здесь неоднороден и представлентремя основными категориями участников:
а)криминальные предприятия, изначально создаваемые с преступными целями(мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность).
б)предприниматели, осуществляющие законную деятельность в целях минимизацииналогов и иных обязательств перед государством.
в)предприниматели без образования юридического лица и наемные работники.Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемаядеятельность является вынужденной.
Количество людей, имеющих официально неучтенную вторую работу (%)
/>
Рис. 1.1
Теневаяэкономика и коррупция — сиамские социально-экономические близнецы. Теневаяэкономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу длярасцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесьнастолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых,теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабахлишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления.Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех техсферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование.В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вестинелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формированияновых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика — финансоваяоснова коррупции, а коррупция — финансовая основа теневой экономики.
2.Особенности формирования теневой экономики в РФ
Традиционнок основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономическойдеятельности относят следующие:
· чрезмерная тяжесть налоговойнагрузки;
· чрезмерная регламентацияэкономической деятельности;
· значительные масштабыгосударственного сектора в экономике.
/>Тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самыхзначимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизациюкриминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах слюбым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой странеотличает своими особенностями. В России распространению практики сокрытиядоходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхованияи высокие ставки налога на добавленную стоимость.
Деформацияналоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощнымфактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется вследующем.
Во-первых,структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономическихагентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленностьРоссии, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского иторгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например,торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов[5].Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономическихагентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровеннокриминальные способы улучшения своего финансового положения. Создаются стимулыперераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менееконтролируемый и более криминогенный.
Чрезмернаятяжесть налоговой нагрузки — естественный результат деятельности государства,неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсироватьсокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Законопослушныйналогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до90% прибыли[6].
Деформирующеевоздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивнойнаправленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общихналоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.
/>Чрезмерная регламентация экономической деятельности.
Этотфактор проявляется в основном в следующих действиях государства:
ü запрет на обращение каких-либотоваров или услуг;
ü административное вмешательство впроцесс ценообразования;
ü чрезмерная власть бюрократии,нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
Результатомявляется рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Этопроявляется в образовании различных видов нелегальных рынков — труда, товарных,финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорныеограничения.
Важноевлияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет напроизводство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видовдеятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения этоспособствует развитию различных форм организованной преступности.
Административноевмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительногоустановления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.
Лицензированиеразличных видов экономической деятельности ставит частные компании взависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственнымислужащими нелегальных доходов.
ВРоссии наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства.Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых«дружественных» компаний и подавление конкурентов с помощьюнеобоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительныхорганов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльныхотраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямоераспределение государством рынка между «дружественными» фирмами ивозникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупциейгосударственных и муниципальных служащих, принимающих решения.
/>Масштабы государственного сектора в экономике, егодоля в совокупном капитале.
Значительныемасштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные сраспределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий,субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это являетсяпитательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальныхотношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного илильготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемыепредпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этихресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации,инвестирования, перевода за рубеж.
/>Масштабы доходов и расходов бюджета, их удельный вес вваловом внутреннем продукте.
Влияниеэтого фактора зависит от типа экономической системы конкретного государства. />Россия относится к группе стран со слабым демократическим режимом.При данном типе экономической системы наблюдается сокращение расходов не толькона оборону, субсидии и инвестиции, но и на «обычное правительство»,что приводит к опасному ослаблению государства и его институтов. В Россииситуация с финансированием государственных расходов сложилась крайненеблагоприятно. ВВП России в 1996 г. едва дотягивал до половины предкризисногоуровня, а реальные расходы на «обычное правительство» снизились почтив 3 раза. Такое резкое снижение реальных объемов финансирования привело кразрушению старых государственных институтов и не оставило средств на созданиеновых. За период с 1989 г. по 1994 г. прирост доли теневой экономики составил28 процентных пунктов.
Вместес тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевыевнебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и встранах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальныхинтересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансированиеза счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.
Так,получила распространение практика субсидирования и льготного кредитованияотдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счетнедофинансирования социально — значимых программ на треть или вдвое.
Сокращениябюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своихобязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшаетфинансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотногокапитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправныхстратегий выживания.
Кроменазванных основных факторов появление теневой экономики в России былообусловлено следующими причинами:
а) экономические:
катастрофическоеразрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрывкооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовыехищения);
развал финансовой системы(запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственныхзаимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностраннойвалюте, и денежные суррогаты);
обнищание большинстванаселения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окруженияПрезидента РФ Б. Ельцина;
б) правовые:
возникновение правовоговакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешеновсе, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали,а новых еще не было)2;
разрушениеправоохранительной системы постоянными реорганизациями;
формирование в экономикезначительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегдаобъективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
коррупционноеиспользование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов винтересах теневой экономики;
формирование у гражданправового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, сталоповсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти икрупного бизнеса);
в)общественно-политические:
разрушение идеологическихоснов общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической
пропаганды выплеснули всюсистему государственной идеологии);
формированиемировоззрения вседозволенности и продажности;
исповедование властьимущими двойных моральных стандартов;
отношение к государствукак источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем былосказано выше)[7].
Однако почему теневойсектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Можновыделить следующие факторы, способствующие развитию теневой экономики всегодняшней России:
Финансово-экономические:
несовершенство налоговойсистемы – до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35%ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30%;
несправедливое первичноераспределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
продолжающиеся многиегоды крупномасштабные хищения бюджетных средств;
полное устранение граждани предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов ивнебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно —как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
отсутствиегосударственной системной политики экономического и социального стимулированиявыхода предпринимателей из тени;
Правовые:
существенные противоречияи пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальнойдеятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
отсутствиеантикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектовзаконодательных и иных нормативных правовых актов;
слабая и в значительнойстепени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (вотличие от развитых стран наши «правоохранители» не борются с профессиональнойпреступностью — это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан,вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
отсутствиегосударственной программы жесткой системной борьбы с организованнойпрофессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
незащищенность открытогоэффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительноготеррора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многиеуспешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображенийбезопасности).
3. Административные:
отсутствие эффективнойгосударственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всейтерритории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямоевмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
запретительное,наказательное администрирование — чрезмерные формальные административныебарьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии нанегатив, а не на позитив;
местничество и мздоимствочиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счетиспользования должностных функций в корыстных целях — своеобразная чиновничьярента);
безответственность инекомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствиезависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда поразвитию открытых рыночных отношений в экономике;
Общественно-политические:
неуверенность большинствапредпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государствавследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участиягосударства в экономике;
недоверие граждан кгосударственным институтам, особенно к бюджету (большинство гражданнебезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение:платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работниковбюджетных организаций);
социальная и политическаянезащищенность большинства населения государство отделило себябезответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя бытьобязанными перед таким государством;
деградация культуры,пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системывоспитания подрастающего поколения[8].
3. Пути вывода экономикииз тени
Проблема теневойэкономики стала для России тяжелой системной проблемой национальнойбезопасности, решить которую можно только путем реализации широкогоцеленаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства иобщества и только совместными усилиями государства и общества.
Динамика роста теневойэкономики
/>
Рис. 3.1
Для того, чтобы сократитьмасштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить самкорень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики (этипричины были отмечены во второй части работы). Основными в системе мер поборьбе должны стать следующие решения и мероприятия:
· проведение безусловной всеобщейуголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениямфизических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определеннуюсумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (этопозволит подавляющему большинству населения России легализовать ирепатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от«шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащимигосударству
акциями банков и корпораций;
· введение системы экономическогостимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики(вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
· установление экономическицелесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
· стимулирование безналичныхрасчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
· проведение ясной и последовательнойгосударственной политики поддержки частного открытого предпринимательства(система мер
поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкойзависимости от чистоты его баланса);
· введение государственной системымер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
· проведение реальнойадминистративной реформы (государственный аппарат должен стать инструментомускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
· формирование неподкупной, справедливойи высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;
· ликвидация организованнойпреступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономикии кредитно-финансовой сфере-
· законодательное установление праваправо охранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строгоустановленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектныхсредств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
Также необходимоподчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь приусловии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в своюочередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан кгосударственным институтам власти и управления[9].
Особое место в теневойэкономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов,по мнению главы Росфинмониторинга В.А. Зубкова, подрывают стабильностьфинансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасностигосударства. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объемфиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примернотреть государственного бюджета страны. Поэтому тема борьбы с отмываниемсредств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма являетсясегодня приоритетом как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано сособой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивостьэкономического роста. Лишение преступников и террористических организацийфинансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задачапротиводействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще болееактуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков всомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы,снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.
Как известно, национальнаяпротиволегализационная система была спешно организована в 2001-2002 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы слегализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральныйзакон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ (далее — закон)[10].Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которыеобязаны предоставлять информацию. К ним относятся кредитные учреждения, т. е.все банки, а также некредитные учреждения. Это и страховые компании, иучастники рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники,перечисленные в законе.
Недостаток российского Федерального законав том, что сфера его применения распространяется на денежные средства,полученные в результате уголовных преступлений, связанных с нарушениемналогового, валютного и таможенного законодательства. Таким образом, законодательограничил перечень контролируемых законом источников теневых экономическихявлений преимущественно сектором теневой экономики, перераспределяющим доходы иимущество противозаконными методами. Следовательно, сам «корень» —производительный сектор теневой экономики (вносящий реальный вклад впроизводство валового национального продукта) в основном не попадает в сферуприменения закона.
В 2005 г. Президентом России была утверждена Концепция национальной стратегии противодействиялегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма (ПОД/ФТ). Она рассчитана до 2010 г. В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия из 12 министерств и ведомств и Центробанка.Генпрокуратура является здесь наблюдателем. Работу этой комиссии порученовозглавить руководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не простоувеличение раскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздомасштабнее. Если легализация станет прозрачной, а только это и естьединственный критерий эффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функциялегализации. Соответственно, целесообразность многих и многих преступленийкорыстной направленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные»капиталы не только проблематично использовать, но в большинстве случаев онипредставляют собой главную улику против преступников. Именно формированиементальности законопослушания как не только единственно возможного путиполучения доходов, но и положительного образа гражданина России, как главногоэлемента устойчивого развития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действия вРоссии системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников ипровести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов сучетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населениясформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности.Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон №115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение,производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты иобъяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почемуодному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самыеоперации кредитная организация проводила.
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитныморганизациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требованийФедерального закона № 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоитьтехнологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора[11].
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизациибанки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательная системастраны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. У банков нетинструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующее гражданскоезаконодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключать договорыбанковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов, непрепятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств — тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократический методизначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски.Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифы заградительногохарактера могут быть обойдены классическими методами легализации и вероятнеевсего ущемят интересы добропорядочных клиентов. Использование возможностейтарифной политики в краткосрочной перспективе позволит снизитьпривлекательность конкретного банка для обналичивания денежных средств за счеттого, что остаются другие банки, тарифная политика которых позволяет ихиспользовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают к перетеканию такихклиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемы обналичивания денегдля ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, ее мощность илипропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметрне удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараютсяперевести в более комфортные условия
Однако массовое введениеэтих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, а наограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышениюкомиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночныхусловиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, этакомиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного секторатеневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечныйпотребитель.
Все сказанное привело ктому, что у банков возникла насущная потребность в построении действенных иэффективных систем внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, при построении которыхнеобходимо учитывать следующее:
качественная реализациясистемы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ возможна только при вовлечении впроцесс всех сотрудников банка (в рамках компетенции), а базисом для построениятакой системы должна стать комплексная автоматизация;
систему внутреннего контроляв целях ПОД/ФТ необходимо ориентировать на предупреждение проведениясомнительных операций, используя для этого процедуры комплекс — «Знай своегоклиента» и «Осторожное отношение к клиенту».
На законодательном уровнедля организации эффективной работы по противодействию легализации в первуюочередь необходимо:
наделить банкиинструментами борьбы с организаторами теневых схем. В частности, дать им правоотказывать в открытии счета и проведении операции, расторгать договорыбанковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализацииденежных средств или финансировании терроризма;
изменить позициюконтролирующих органов по отношению к формальной стороне исполнения закона, т.е. смягчить наказание для банков затехнические ошибки[12].
В России существуютследующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:
Федеральная служба пофинансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 03.03.2004.
У Росфинмониторингасуществует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. СогласноФедеральному закону информацию также обязаны предоставлять все коммерческие,кредитные и некредитные учреждения, включая казино и почтовые службы.Информация предоставляется в соответствии с существующей системой критериев.Таких критериев около 30. В частности, это — операции, связанные с наличнымобращением; операции, связанные с юридическими лицами, чей характер сделокзапутан и т.д. Все эти сведения анализируются и расследуются. Если естьдостаточные основания полагать, что эти сообщения могут быть связаны сотмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, то только в этомслучае направляются материалы расследований в правоохранительные органы попринадлежности. Правоохранительные органы по исходным материалам проводят целыйкомплекс мероприятий, потом передают дела в суды, и суды принимают решения. За5 лет работы Росфинмониторинга совместно с правоохранительными органамиопределены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступныхдоходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследованиеэтих дел.
В 2002г. Россия вступилав группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобныеРосфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытаясистема связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членомгруппы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытиеинформации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информациейпроисходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, чтоматериалы, которыми они располагают, подкрепляются с их сторонысоответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этихматериалов в российские правоохранительные органы.
Сейчас по инициативеРоссии создана Евразийская региональная группа по противодействию легализациипреступных доходов и финансированию терроризма. В нее входят 7 стран-членов этойрегиональной группы, и достаточно много стран и международных организацийявляются наблюдателями. Здесь единые интересы, которые заключаются в том, чтобыво всех этих странах ЕАГ были использованы в полной мере рекомендациимеждународных организаций и ФАТФ, и Организации Объединенных Наций, иВсемирного банка, и Международного валютного фонда в части выполнениямеждународных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов ифинансированием терроризма. Очень важно, чтобы во всех 7 странах были принятызаконы, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы образованыподразделения финансовой разведки, такие как Росфинмониторинг в России.
Россия принимает самоеактивное участие в работе ЕАГ. Был создан Международный учебно-методическийцентр финансового мониторинга в Москве, где проводится обучение кадров на финансовыепостоянной основе. Правительство выделило для этого значительные ресурсы, истраны, которые являются наблюдателями, также могли бы более эффективнопринимать участие в тех вопросах, которые сегодня решает Россия.
Заключение
Подводяитоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурднойэкономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономикапросто не могла не возникнуть.
Изложенныеобстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономикеРоссии дают основания утверждать:
теневаяэкономика есть закономерный результат деятельности государственных органоввласти и управления СССР и России в начале 1990-хгг;
большинствоиз многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, неявляются злостными правонарушителями, тем более — криминальными элементами (дляних это единственно доступный способ выживания);
теневаяэкономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторойстепени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам»,получить без обременения часть национального богатства);
вусловиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировомрынке теневая экономика обеспечивает необходимый
уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшенияобъема налоговых и иных обязательных платежей.
Объективнороль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось,но так быть не должно, так как это серьезно препятствует формированиюсовременной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономическойбезопасности страны.
ВРоссии в первое десятилетие реформ (1985-1995 гг.) доля теневой экономики поразным оценкам составляла от 25 до 45% национального продукта, тем или инымспособом в ней участвовало около 60 млн. человек, т.е. более половинысовокупной рабочей силы страны. Таким образом, теневая экономика в России поразмерам резко превышала среднемировой уровень.
Измененияв этом плане начались лишь в последние годы, что в первую очередь связано собщей стабилизацией экономической ситуации в стране, сделавшей более выгоднымлегальное оформление сделок. Большую роль сыграли государственные меры,носившие репрессивный характер по отношению к теневой экономике (например,усиление борьбы с «отмыванием» криминальных доходов) или подрывавшие ееэкономическую привлекательность (например, снижение налогов).
Однако в идеале, дляискоренения теневой экономики, необходимо не просто усиливать репрессивныемеры, а пытаться достигнуть формирования ментальности законопослушания как нетолько единственно возможного пути получения доходов, но и положительногообраза гражданина России, как главного элемента устойчивого развития страны. Вэтом и заключается суть главной миссии организованной в России системыпротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитныморганизациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требованийФедерального закона 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоитьтехнологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательнаясистема страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. Убанков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующеегражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключатьдоговоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов,не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократическийметод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридическиериски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифызаградительного характера могут быть обойдены классическими методамилегализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов.Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективепозволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежныхсредств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которыхпозволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают кперетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемыобналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, еемощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хотьодин параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающиесхемы стараются перевести в более комфортные условия.
Однако массовоевведение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, ана ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышениюкомиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночных условияхпри наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, эта комиссиябудет заложена в себестоимость продукции производственного сектора теневойэкономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечный потребитель.
Генпрокуратураявляется здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавитьруководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличениераскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Еслилегализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерийэффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации.Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстнойнаправленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы не толькопроблематично использовать, но в большинстве случаев они представляют собойглавную улику против преступников. Именно формирование ментальностизаконопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов,но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивогоразвития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действияв России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников ипровести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов сучетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населениясформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности.Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон 115-ФЗ,и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение,производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты иобъяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почемуодному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самыеоперации кредитная организация проводила.
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитным организациям,до этого активно расширявшим работу по соблюдению требований Федеральногозакона 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоить технологии,позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательнаясистема страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. Убанков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующеегражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключатьдоговоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов,не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократическийметод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридическиериски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифызаградительного характера могут быть обойдены классическими методамилегализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов.Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективепозволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежныхсредств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которыхпозволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают кперетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемыобналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, еемощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хотьодин параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающиесхемы стараются перевести в более комфортные условия.
Однако массовоевведение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, ана ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышениюкомиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночныхусловиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, этакомиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного секторатеневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечныйпотребитель.
Генпрокуратураявляется здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавитьруководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличениераскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Еслилегализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерийэффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации. Соответственно,целесообразность многих и многих преступлений корыстной направленности встанетпод вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы не только проблематичноиспользовать, но в большинстве случаев они представляют собой главную уликупротив преступников. Именно формирование ментальности законопослушания как нетолько единственно возможного пути получения доходов, но и положительногообраза гражданина России, как главного элемента устойчивого развития страны иесть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действияв России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников ипровести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов сучетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населениясформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности.Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение,производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты иобъяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почемуодному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самыеоперации кредитная организация проводила.
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитныморганизациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требованийФедерального закона 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоитьтехнологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательнаясистема страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. Убанков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующеегражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключатьдоговоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов,не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократическийметод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридическиериски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифызаградительного характера могут быть обойдены классическими методамилегализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов.Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективепозволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежныхсредств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которыхпозволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают кперетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемыобналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, еемощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хотьодин параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающиесхемы стараются перевести в более комфортные условия.
Однако массовоевведение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, ана ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышениюкомиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночныхусловиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, этакомиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного секторатеневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечныйпотребитель.
Генпрокуратураявляется здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавитьруководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличениераскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Еслилегализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерийэффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации.Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстнойнаправленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы нетолько проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляютсобой главную улику против преступников. Именно формирование ментальностизаконопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов,но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивогоразвития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действияв России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников ипровести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов сучетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населениясформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности.Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение,производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты иобъяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почемуодному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самыеоперации кредитная организация проводила.
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитныморганизациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требованийФедерального закона 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоитьтехнологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательнаясистема страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. Убанков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующеегражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключатьдоговоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов,не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократическийметод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридическиериски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифызаградительного характера могут быть обойдены классическими методамилегализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов.Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективепозволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежныхсредств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которыхпозволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают кперетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемыобналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, еемощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хотьодин параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающиесхемы стараются перевести в более комфортные условия.
Однако массовоевведение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, ана ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышениюкомиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночныхусловиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, этакомиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного секторатеневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечныйпотребитель.
Генпрокуратураявляется здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавить руководителюРосфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличениераскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Еслилегализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерийэффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации.Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстнойнаправленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы нетолько проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляютсобой главную улику против преступников. Именно формирование ментальностизаконопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов,но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивогоразвития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действияв России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников ипровести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов сучетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населениясформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности.Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон 115 ФЗ,и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение,производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты иобъяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почемуодному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самыеоперации кредитная организация проводила.
Несогласованностьдекларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствиегласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитныморганизациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требованийФедерального закона 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоитьтехнологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора.
В целом борьба слегализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различныхгосударственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собойи не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализациейнезаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовыеорганизации банки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценныхбумаг, иные организации — риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды идаже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба слегализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем,что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активностисоответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активностьпроявляет только Банк России.
Законодательнаясистема страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. Убанков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующеегражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключатьдоговоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов,не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право неинформировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции.Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводятсомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции,пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств тарифнаяполитика и создание различных искусственных препятствий бюрократическогохарактера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократическийметод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридическиериски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того,неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточномного бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифызаградительного характера могут быть обойдены классическими методамилегализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов.Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективепозволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежныхсредств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которыхпозволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают к перетеканиютаких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемы обналичиванияденег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, ее мощность илипропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметрне удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараютсяперевести в более комфортные условия.
Списоклитературы
1. Бурова Н.В. Об изучении теневой инелегальной деятельности // Вопросы статистики. – 2006. -№6.
2. Волков Ю.Л., Танющева Н.Ю. Совершенствованиеобщероссийской системы финансового мониторинга // Деньги и кредит. – 2007.-№10.
3. Гамза В.А. Теневая экономика икоррупция: происхождение и противодействие // Финансы и кредит. – 2007. -№35.
4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М.: КНОРУС, 2005. –688 с.
5. Дадалко В.А., Румянцева Д.А.,Пешко Д.А.// Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. М.,1999.
6. Есипов В.М. Теневая экономика:Учебное пособие. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997.
7. Ефремова Н.Н. Аукцион как средствоот коррупции в сфере государственных закупок // Финансы и кредит. – 2007. -№27.
8. Жуковская В.М., Чертко Н.Т.Масштабы и формы теневого импорта в России // Российский внешнеэкономическийвестник. – 2006. -№2.
9. Кандилов В.П., Краснова О.М.,Галдина А.А. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности // Экономическийвестник РТ. – 2006. -№4.
10. Кирьянов М. Актуальные аспектыпротиводействия легализации доходов, полученных преступным путем // Банковскоедело. – 2007. -№4.
11. Козлов И.В. О стадиях процессалегализации преступных доходов // Финансы и кредит. – 2007. -№31.
12. Корягина Т.И. Теневая экономика вСССР — Вопросы экономики. — 1990. № 3. — С. 33.
13. Макаров Д. Экономические иправовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. № 3.
14. Нещадин А., Вигдорчик Е., ЛипсицИ., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовоеоздоровление и реструктуризация предприятий// Вопросы экономики. 1997. № 4. С.59.
15. Теневая экономика (экономические,социальные и правовые аспекты): Мат-лы науч. конф. 9 июля 1996 г. — М.: 196. С. 9.
16. Тимушев А.А. Роль Федеральнойслужбы по финансовому мониторингу в борьбе с легализацией доходов, полученныхпреступным путем // Финансы и кредит. – 2007. -№21.
17. Улыбин К. Теневая экономика. — М.:Экономика, 1991.
18. Фесина Е.Л. Методологическиеаспекты статистической оценки теневой экономики // Вестник КГФЭИ. – 2006. -№2.
19. Чибриков Г.Г., Сажина М.А. /Экономическая теория. М., 1999.
20. Юров А.В., Лютов В.В. Фальшивомонетчество: текущиетенденции и их оценка // Деньги и кредит. – 2006. -№12./>