Реферат по предмету "Экономика"


Сфера услуг в потребительской кооперации

Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Структура сферы услуг впотребительской кооперации
1.1 Классификация услуг потребительской кооперации
1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 2. Состояние сферы услугпотребительской кооперации
2.1 Состояние сферы услуг в потребительскойкооперации
2.2 Проблемы и тенденции развития сферы услуг впотребительской кооперации
ГЛАВА 3. Потребительская кооперация вреализации национального проекта «Образование»
3.1 Сущность проекта «Образование»
3.2 Роль потребительской кооперации в реализациинационального проекта «Образование»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Потребительскаякооперация является неотъемлемой частью экономики любой страны. Россия неявляется исключением. Потребительская кооперация в России имеет богатую историю.Она переживала спады и подъемы, активное развитие и практическую остановку вдеятельности. В настоящее время потребительская кооперация переживает очереднойподъем после событий 90х годов. Для поддержания потребительской кооперации быласоздана Концепция ее развития до 2015 года. В современном мире потребительскаякооперация противостоит другим, более приспособленным к условиям рыночнойэкономики, организационно-правовым формам.
Однако, при всех этихнюансах, потребительская кооперация продолжает свое существование и имеет всевозможности развиваться и конкурировать с организациями другихорганизационно-правовых форм. Что помогает ей в этом? Энтузиазм организаторовкооперативов, потому как доходов от деятельности потребительской кооперацииполучается немного, основной фонд кооперативов – взносы пайщиков.
Цель данногоисследования заключается в том, чтобы определить состояние и перспективыразвития сферы услуг в потребительской кооперации, а также ее роли в реализациипрограммы проекта «Образование»
Актуальность темызаключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль вразвитии многих секторов экономики и сфера услуг не стала исключением, однакона данный момент здесь есть некоторые проблемы, требующие решения.Образовательная сфера не исключение. Особенно актуальна роль потреб кооперациив реализации проекта «Образование»
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА СФЕРЫ УСЛУГ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ1.1 Классификация услугпотребительской кооперации
Структурапотребительской кооперации на данный момент своего развития насчитывает большоеколичество различных направлений деятельности. Классификация в сфере услугосновывается на Общероссийском классификаторе услуг населению, в которомкаждому виду услуг приписан свой определенный номер.Классификаторвключает следующие группы: [5]бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта;услуги связи; жилищно-коммунальные услуги; услуги учреждений культуры;туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры и спорта;медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;услуги правового характера; услуги банков; услуги в системе образования; услугиторговли и общественного питания, услуги рынков; прочие услуги населению. Этинаправления реализации деятельности потребительской кооперации в сфере услугявляются основными. Однако можно отметить одну тенденцию: в основноморганизации потребительской кооперации сконцентрированы в сельскохозяйственноми производственном секторах.[14] Реализация деятельности потребительскойкооперации происходит в основном в сельских районах страны. Это связано с тем,что потребительская кооперация имеет социальную направленность и меньшие, посравнению с рыночными организациями, цены на услуги и товары. 1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации
Потребительскаякооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемомунаселению.
Потребность в услугахгородского и сельского населения быстро растет. Повышение роли услуг в жизнилюдей объясняется разными причинами: стремлением к лучшему качеству жизни;развитием разных видов деятельности; повышением культуры обслуживания;предложением товаров, требующих оказания услуг по их доставке, установке ииспользованию; предоставлением новых услуг и улучшением их качества;демографическими и экологическими изменениями, влияющими на состояние здоровьяи особенности жизнедеятельности.
В интересах пайщиков иобслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают какбесплатные, так и платные услуги. Оказание платных услуг населению являетсяперспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительскойкооперации. Все виды платных услуг, предоставляемых населению организациямипотребительской кооперации, классифицируются на следующие основные группы[15, c.121-123]:
1.Бытовые услуги.
2.Услуги торговли.
3.Услуги общественногопитания.
4.Услугипроизводственной деятельности.
5.Сельскохозяйственныеуслуги.
6.Услуги рынков.
7.Медицинские и санаторно-оздоровительныеуслуги.
8.Услуги образования.
9.Другие виды платныхуслуг.
К бытовым услугамотносятся: ремонт и пошив одежды и обуви; ремонт и техническое обслуживаниебытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт иизготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортныхсредств; ре- монт жилья и других сооружений; ритуальные услуги; услугифотоателье; услуги парикмахерских; транспортные услуги.
Услуги торговли иобщественного питания, оказываемые населению, весьма разнообразны; их переченьвключает свыше 100 видов услуг. К основным видам услуг торговли потребительскойкооперации относятся: прием предварительных заказов на товары, доставкапокупателям крупногабаритных товаров, раскрой тканей. Основными видами услугобщественного питания потребительской кооперации являются: изготовлениекулинарных и кондитерских изделий по заказам потребителей; обслуживание свадеби банкетов, совещаний, семинаров, вечеров отдыха.
Услуги производственнойдеятельности потребительской кооперации приобретают значительный спрос в связис развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. Куслугам производственной деятельности относятся: забой скота и птицы;переработка зерна; производство колбасных изделий; сушка овощей и плодов;переработка семян подсолнечника. Такие производственные услуги осуществляютсяиз сырья заказчика (например, пайщика-товаропроизводителя) на основе договора спотребительским обществом[15, c.121-123].
Сельскохозяйственныеуслуги получают все большее значение в связи с развитием крестьянских(фермерских) и личных подсобных хозяйств. К сельскохозяйственным услугамотносятся: вспашка земли, обработка садов, ветеринарные услуги, ремонтсельскохозяйственной техники.
Услуги рынков. В настоящеевремя в общем объеме платных услуг потребительской кооперации около 30%занимают услуги рынков. Основными видами услуг рынков являются: транспортныеуслуги, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, предоставление местдля торговли, выдача напрокат инвентаря, разруб мяса, хранение продукции[15, c.121-123].
Медицинские исанаторно-оздоровительные услуги занимают более 6% в общем объеме платных услугпотребительской кооперации. Потребность в медицинских исанаторно-оздоровительных услугах возрастает в связи с ухудшением экологическойобстановки и повышением медицинской культуры населения[15, c.121-123].
Услуги образования.Потребительская кооперация стала заниматься платным образованием в последнеедесятилетие XX в., т. е. в условиях экономической реформы. Наличие свыше 100образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей), в которых работаютвысококвалифицированные специалисты, позволяет оказывать значительный объемобразовательных услуг, составляющих свыше 40% в общем объеме платных услуг,предоставляемых организациями потребительской кооперации[15, c.121-123].
К другим видам услугможно отнести следующие: юридические услуги (юридические консультации,оформление судебных исков и других документов); социальные услуги (уход заинвалидами, организация кооперативных детских садов и др.).
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ2.1 Состояние сферыуслуг в потребительской кооперации
Структура платныхуслуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации, показана нарис. 1.
/>
Рис. 1 Структура услугв потребительской кооперации в 2002г. (в % к общей сумме платных услуг)
Как видно из этогорисунка, удельный вес услуг торговли, общественного питания и производственнойдеятельности в общем объеме услуг потребительской кооперации невелик. В то жевремя высокая потребность в услугах и наличие значительного числа предприятийторговли, общественного питания, промышленности создают реальную основу дляразвития платных услуг населению в потребительской кооперации.[15, c.121-123]Сегодняпотребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основномжителей сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики. В ее состав входят 3,2тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых иобластных потребсоюзов.[9]
Для улучшения жизни ибыта сельского населения кооперативные организации взяли на себя восстановлениев селах и деревнях сферы обслуживания, создали около 20 тыс. предприятий, цехови пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему ипереработке молока; открыто свыше 1000 аптек, аптечных пунктов и киосков, ветеринарныхаптек. Сфера бытовых услуг становится самостоятельной отраслью. [8,c.154]
Начиная с 1999 годапотребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы вотраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве,улучшается финансовое состояние кооперативных организаций. Решаются многиесоциальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятияхпотребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу наусловиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысячновых рабочих мест.[13,c.200-202]
Государство намечаетсоздать благоприятные условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса,что обострит конкурентную среду для потребительской кооперации. Потребуетсязадействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти нановые рубежи.
Деятельность потребительскойкооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентскихслушаниях Федерального Собрания Государственной Думы в декабре 2002 года. Общийобъем платных услуг, оказываемых предприятиями потребительской кооперации, увеличилсяна 25,8%. Произошли существенные изменения в их структуре. Наибольший удельныйвес — 51,7% занимают услуги системы образования. Но втором месте по объему — бытовые услуги. Но, если услуги системы образования активно развиваются (ихобъем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%. Этосвязано с высокой конкуренцией в сфере ремонта и технического обслуживаниярадиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья ит.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошивобуви, швейных, меховых и кожаных изделий.[1]
Большой вклад в делоразвития потребительской кооперации России вносят кооперативные учебныезаведения, где обучается 160 тысяч человек по 55 специальностям, и Межвузовскийученый совет.[9, с. 34-36] За минувший год удалось установить тесные связи сРусской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религииучат добру и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их спотребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.
Очевидным является тотфакт, что на любом уровне – национальном и международном – кооперативноедвижение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальноеразвитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активнозанимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движениедолжно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегияи инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей ипринципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всехуровнях. Кооперативы основаны на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимнаяответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традициисвоих основателей, члены кооперативов верят в этические ценности, среди которыхчестность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних. За годысвоего существования кооперативы зарекомендовали себя как конкурентоспособныепредприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основепроцветания кооперативной формы деятельности лежит забота о членах, а не личнаявыгода. Благодаря своей гибкости кооперативы отвечают постоянно меняющимсяпотребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политическойобстановке.[15, c. 121-123]
В условиях глобализациикооперативная модель достойно выдерживает испытание на прочность. Создаютсяновые кооперативные предприятия в области информационных технологий. На первоеместо в кооперативах выходит социальная сфера деятельности: предоставляетсяпомощь малоимущим слоям населения, создаются новые рабочие места, в работуактивно вовлекаются женщины и молодежь. Кооперативы действуют во всех сферах.Они занимаются переработкой и сбытом сельхозпродукции, кредитованием, страховыми банковским делом, жилищным строительством, транспортом, производствомтоваров, торговлей, оказывают самые разнообразные социальные услуги.
Во многих странах кооперативысчитаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечиваютбезопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самоебольшое достижение кооперативной модели — вклад в создание мирного общества,основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур исоциального статуса. [14, c.8-9]2.2 Проблемы итенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации
Зная проблемы итенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциямии проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличиядействующих принципов современной российской потребительской кооперации отпринципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить вдеятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смоглаэффективно действовать в рыночной экономике.
Экономические проблемы
Можно выделить двегруппы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:
·         проблемывсех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие яснойгосударственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий,неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковскихкредитов, налоговый пресс и т.п.;
·         проблемыпотребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятсяневозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживаниямалоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов),наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытияэкономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.
Статистикасвидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги,что относится и к потребительской кооперации.
Вторая группа проблемрешается в двух направлениях:
·         перестройкаорганизационной структуры, структуры товарооборота, заготовительнойдеятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождениевнутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительскойкооперации;
·         частичнаякомпенсация государством экономических потерь потребительской кооперации,связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговыхльгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.
Очерченный кругэкономических проблем сам подсказывает пути их решения:
·         перестройкароссийской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;
·         повышениеэффективности деятельности потребительской кооперации на основе использованияпрошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации иприменения полезного зарубежного кооперативного опыта;
·         законодательноезакрепление потребительской кооперации как экономического субъектапервостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот,соответствующих затратам потребительской кооперации на решениеобщегосударственных социальных задач.
Сравнивая проблемыроссийских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран,можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействиемперехода из одной экономической системы в другую.[17, c.36-40]
Социальные проблемы
Реформированиеотношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейшийинструмент государственной политики для снижения социальной напряженности вроссийском обществе.
Это не случайно. Еслиобратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание ролипотребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения странывремена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело куменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких быосновах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти,именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России тоговремени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населенияСССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
Поэтому совершеннонеправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономическойточки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальнымивыгодами.
Для примера рассмотрим,почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказываетфинансовую помощь потребительской кооперации. Обеспечивая население страныдешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальнуюнапряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратитьнесущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нестинепредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.
Исторический опытпозволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительскойкооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядоки ее устойчивое существование в последующие периоды. Экономика России стабильнои динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформациярыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которыхсущественное место занимает система организаций потребительской кооперации. Нарынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходитактивное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений.Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительскихтоваров.
Укрепление позицийкрупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю засчёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозыбезопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения,культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворенияповседневных потребностей. Развитие рыночных отношений сопровождаетсяконкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности,в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских иудалённых поселениях. Потребительская кооперация России является одной изкрупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственнуюдеятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящихсельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитываетболее 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческимпотенциалом. Несмотря на то, что в силу сложностей переходного периода конца80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические иэкономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов,других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывностьтрадиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.
Всё это — достаточныепредпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единойидеологической, политической, экономической и организационной основе. [12]
Основа развитияпотребительской кооперации
Главным условиемдинамичного и стабильного развития потребительской кооперации являетсяудовлетворение интересов основных вовлечённых групп:
потребителей товаров иуслуг — основы экономического развития,
работниковпотребительской кооперации — движущей силы системы потребительской кооперации,
пайщиков — социальнойосновы потребительской кооперации.
Интересы потребителейтоваров и услуг потребительской кооперации — это получение доступных икачественных товаров и услуг.
Интересы работниковпотребительской кооперации — обеспечение достойного уровня жизни, условийтруда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразновложению собственных сил и средств.
Интересы пайщиков — доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях,целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.
Препятствия на путиразвития потребительской кооперации
Препятствия в развитиипотребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняетих устранение или снижение их влияния.
Недостаточное вниманиек интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, иуверенность в возможности эффективного самостоятельного существованияорганизаций потребительской кооперации вне единой системы — с другой стороны,приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваютсяэкономические, транспортные, финансовые, информационные связи.
Дезинтеграционныепроцессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единойсистемы и важного элемента социально-экономического механизма России.Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочнойперспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные намасштабах и системном единстве. Недостаточно высокий уровень взаимодействия,информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития,инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложныекомплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижаютдинамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организациипотребительской кооперации утрачивают способность не только опережатьсуществующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешнейсреды, начинают отставать от конкурентов. Отсутствие аккумулированных источниковфинансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций,крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.[18, стр 250-256]
Что можетпотребительская кооперация?
Потребкооперация можетстать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей,работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личногоблагосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственныхзадач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения,решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребкооперация можетстать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач позамещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.[10, с. 34-36]
Миссия потребительскойкооперации в современных условиях
Миссия потребительскойкооперации в России — участие в развитии социальной инфраструктуры, в первуюочередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страныза счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятостинаселения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительскойкооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственногообеспечения. [9,c.37-41]
Цели развитияпотребительской кооперации
Основными целямиразвития потребительской кооперации являются:
— сохранение и развитиепотребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;
— укрепление и усилениепозиций на традиционных рынках;
— укрепление позиций всельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие иконкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход нарынки городов, в том числе крупных;
— модернизация иинтеграция в инновационную экономику;
— интеграция в решениеобщегосударственных проблем, в том числе повышения благосостояния сельскогонаселения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственнымиинститутами.
Общие задачи, которыедолжна решить потребкооперация для достижения благоприятных условий,заключаются в следующем.[11,c.10]
1. Формирование иреализация опережающей наступательной стратегии потребительской кооперации, дляреализации которой в настоящее время складываются необходимые условия:
— ограничение импорта имировые тенденции к росту цен на сельскохозяйственную продукцию, повышениевнимания к безопасности России в сфере продовольственного обеспеченияраскрывают рынок для отечественных производителей. Потребительская кооперацияимеет реальные возможности восстановить заготовительную деятельность в крупныхмасштабах, значительно увеличить объёмы собственного производства (в частностипо социально значимым продуктам питания), создать единую операционную цепочку:производство сельскохозяйственной продукции и заготовки — переработка — торговля. При этом особое внимание следует уделить отечественным традициямпроизводства качественных натуральных продуктов, восстановлению и развитиюкультуры их потребления, взамен дешёвых и, как правило, некачественных импортныхсуррогатов. Потребкооперация в состоянии обеспечить растущий рынок продукцииэксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболеевзыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественногопитания;
— более полное самостоятельноеобеспечение товарными ресурсами поможет организациям потребительской кооперацииснизить влияние негативных изменений на товарных рынках, позволит удерживатьцены на приемлемом уровне, сохранить и расширить сферу влияния кооперативнойторговли в районных центрах, вернуть и укрепить ранее утраченные позиции нагородских рынках. Каждая кооперативная организация должна не пассивноприспосабливаться к изменившемуся рынку, а активно влиять на него, завоёвыватьновые (стратегические) позиции. При этом вероятны кардинальные перемены ворганизационной структуре, ценовой и ассортиментной политике, устранениеубыточности и другие качественные преобразования.
2. Модернизацияструктуры управления с ориентацией на экономический рост и повышение эффективности,т.к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основаннуюна единых экономических и социальных интересах, не способствует повышениюэффективности работы в целом.
3. Меры попредотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременноговыявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказанияпомощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлениюнеобходим систематический мониторинг финансового состояния организацийпотребительской кооперации с целью выделения неформальных признаковнесостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевыхпоказателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотностируководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.
4. Для повышенияинтенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышениюинвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционныхпрограмм потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должнывключать систему мер по защите организаций потребительской кооперации припривлечении инвестиционных ресурсов.
5. Внедрение новыхметодов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования сцелью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы изащиты социально-экономических интересов пайщиков. Необходимо широкоиспользовать современные технологии управления финансами, активно внедряя впрактику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперацииинструменты финансового менеджмента, антикризисного управления в целяхобеспечения устойчивого экономического роста и сбалансированного социальногоразвития.
6. Работа с пайщикамипо сохранению и приумножению их численности. Это направление деятельности должнорасцениваться как один из основных резервов экономического развития организацийпотребительской кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое иорганизационное участие способствуют:
— восстановлениюпринципов и норм кооперативной демократии;
— росту масштабов засчёт укрепления взаимодействия с пайщиками как участниками заготовительнойдеятельности и лояльными покупателями товаров кооперативных торговых сетей;
— росту объёмов закупоксельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, и, следовательно, объёмовпереработки и производства;
— увеличению ресурсовторговли за счёт продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности,народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;
— пополнению основных иоборотных средств кооперативных организаций за счёт паевого фонда в результатевступления новых членов, увеличения паевого взноса, а также заёмных средствпайщиков, вовлечения пайщиков в инвестирование организаций потребительскойкооперации.
7. Полномасштабноеразвитие кадрового потенциала всей системы потребительской кооперации.
8. Интеграция вмеждународную систему организаций потребительской кооперации (Международныйкооперативный альянс, Еврокооп и другие).
9. Развитиеинформационного обеспечения деятельности потребкооперации, в том числепопуляризация кооперативных идей и деятельности потребкооперации через средствамассовой информации.
10. Стимулированиеплатёжеспособного спроса населения и активизации производства в сельскойместности посредством развития финансирования сельского населения, реализацияпрограмм микрофинансирования.[2]
ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В РЕАЛИЗАЦИИНАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»3.1 Сущность проекта«Образование»
/> 
Сегодня связь междусовременным, качественным образованием и перспективой построения гражданскогообщества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны,которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системеобразования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задачаприоритетного национального проекта «Образование».
/>Для реализации данной задачи в проекте предусмотренонесколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точекроста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющиеинновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премииталантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействуетраспространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать,– это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержкуполучают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцыкачественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
/>С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен наобеспечение доступности, выравнивание условий получения образования:обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационнымресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования ишкольных автобусов, организация образования для военнослужащих./>
Приэтом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание вшколах попечительских и управляющих советов, привлечение общественныхорганизаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вотспособы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой кзапросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедурыподдержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
/>Кроме того, проект привносит значительные измененияв механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства нареализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно вобразовательные учреждения, что способствует развитию их финансовойсамостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется наоснове подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностейорганизации образования для городских и сельских учащихся. Принципыустановления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задаютосновы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной настимулирование качества и результативности педагогической работы.[3]
Основные направления проекта«Образование»
– Дополнительноевознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплатклассным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета вбюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц вклассе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человекдля сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшенияразмера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
– Поощрение лучшихучителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов наоснове общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигшихвостребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Ониполучают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.
– Стимулированиеобщеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации наконкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн. руб.каждая.
– Информатизацияобразования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, неимеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальнойсети со скоростью не менее 128Кбт/с.
– Оснащение российскихшкол учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школыпроизводится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного иучебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии ибиологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетамирусского языка и литературы.
– Поставка школьныхавтобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников кместам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средствфедерального и региональных бюджетов.
– Поддержка подготовкирабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учрежденияхначального и среднего профессионального образования. В рамках этого направленияв 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования(НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн. руб. изфедерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оносможет привлечь.
– Стимулированиеучреждений высшего профессионального образования, активно внедряющихинновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационнымвузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторногооборудования, приобретение и разработку программного и методическогообеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральныхконкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57инновационных вузов-победителей.
– Формирование сетинациональных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальныхуниверситетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективногосоциально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединениярегиональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов вСибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета иЮжного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовкасовременных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направленияведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента вСанкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования«Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления«Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы,избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школыменеджмента СПбГУ.
– Государственнаяподдержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей– победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получаютиндивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призероввсероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных имежрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.
– Организацияпрофессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу попризыву и по контракту. В течение 2006–2007 годов в 24 воинских частяхорганизованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширениювозможностей получения начального профессионального образования военнослужащими,проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы попризыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерстваобороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальномпрофессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение наподготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех летпо контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов,сержантов, старшин.
– Государственнаяподдержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизацииобразования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в2007–2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будутпредназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования,целями которой являются повышение доходов учителей, переход нанормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональнойсистемы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательныхучреждений регионов и расширение общественного участия в управленииобразованием.
Реализацияприоритетного национального проекта «Образование» была признана успешной, и работапо проекту, дополненному несколькими новыми направлениями, будет продолжена. Обэтом сообщил Министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании Советапри Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов идемографической политике, прошедшем 24 декабря.
По словам АндреяФурсенко, поддержка в рамках нацпроекта инноваций на всех уровняхпрофессионального образования сыграла серьезную, системную роль в обновленииэтого сектора.
«Сегодня новое качествообразования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального исреднего профобразования и 58 вузах, – рассказал министр. – Ежегодный выпуск изэтих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациямидостигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, каксельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений,приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина».
Андрей Фурсенкосообщил, что работа по поддержке профессионального образования будетпродолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальныхисследовательских университетов. «Мы готовы с 2009 года в рамках выделенногобюджета начать их конкурсную поддержку», – сказал глава Минобрнауки.
Помимо этого, на базеинновационных учебных заведений профессионального образования планируетсясоздать современную систему непрерывного образования. Как рассказал АндрейФурсенко, уже сегодня подготовлен перечень программ для качественнойпереподготовки 60–70 тыс. востребованных специалистов во всех регионах России.
Обратившись к вопросамобщего образования, министр сообщил, что в этом году завершится реализациятаких направлений, как поддержка инновационных школ, поставка в образовательныеучреждения нового учебного оборудования и автобусов. По его словам, за три годаэтой работы оснащенность школ современным оборудованием и автотранспортомвозросла в 4–5 раз. Теперь, как отметил Андрей Фурсенко, необходимо обратитьвнимание на состояние школьных зданий. «Мы предлагаем начиная с 2010 года врамках объявленной Президентом инициативы «Наша новая школа» начать на условияхсофинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьногохозяйства», – сообщил он.
Министр такжерассказал, что в рамках нацпроекта планируется продолжить поддержку лучшихучителей и талантливой молодежи, а также сохранить дополнительные выплаты заклассное руководство «в рамках поддержки перехода на новые системы оплатытруда». Регионы, внедряющие комплексные проекты модернизации образования,должны завершить эту работу к концу 2009 года.
Новым направлениемработы станет поддержка региональных центров дистанционного обучениядетей-инвалидов. «Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделивне менее одного миллиарда рублей в рамках имеющегося финансированиянационального проекта», – рассказал глава Минобрнауки. Кроме того, внациональный проект войдет дошкольное образование. Как рассказал АндрейФурсенко, сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образованияразрабатываются современные модели организации дошкольного образования,готовятся программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальныхработников) и эта работа будет продолжена в 2009 году. Одновременно готовитсявсе необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурснуюподдержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии споддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. «К 2012 году предлагаемподдержать не менее 10% муниципальных образований», – отметил Андрей Фурсенко.
По мнению АндреяФурсенко, предстоящий этап реализации нацпроекта «Образование» – это выход нановый качественный уровень развития отрасли. «Предлагаемые мероприятия позволятдостичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставленыв концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и основныхнаправлениях деятельности Правительства», – считает министр.[4]
С 2009 года в Россииначнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системыобразования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко назаседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основнымположениям государственной программы «Образование и развитие инновационнойэкономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы».
На первом в этомучебном году заседании членам коллегии был представлен проект четырехлетнейгосударственной программы внедрения новой модели образования, разработанный всоответствии с поручениями Президента и Правительства РФ. Как было отмечено наколлегии, реализация новой модели образования станет продолжением приоритетногонационального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений сдругими существующими государственными программами, направленными на развитиеобразования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровниобразовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект. Так, вее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы всистеме образования, сделать дошкольное образование более гибким имногообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход кучащимся, расширить сферу дополнительного образования.
Что касаетсяпрофессионального образования, то здесь планируется расширить участиеработодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекатьстудентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования(и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а такжесформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России могпо своему желанию учиться на протяжении всей жизни. Цели и задачи госпрограммыполностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, всоответствии с которой стратегическая цель государственной политики вобразовании – это повышение доступности качественного образования,соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современнымпотребностям общества и каждого гражданина.
Директор департаментагосударственной политики и нормативно-правового регулирования в сфереобразования Минобрнауки России Игорь Реморенко обозначил основные отличия новоймодели образования от реализованных ранее программ. Во-первых, необходимоприйти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентированана потребителей образовательных услуг, она должна быть гибкой, не иметь«тупиковых» ветвей и полностью отвечать идее непрерывного образования.
Во-вторых, образовательнаясистема должна стать прозрачной и открытой для общества и иметь с ним хорошуюобратную связь, обеспечивающую участие представителей общественных организацийв контроле качества образования, в рейтинговании учебных заведений, в выработкестандартов образования. В-третьих, необходимо обновление и повышениеквалификации управленческого корпуса в данной сфере. В связи с этим ИгорьРеморенко отметил, что «управленцы, прошедшие через национальный проект»заметно отличаются в лучшую сторону уровнем профессионализма и умениеморганизовать современный качественный учебный процесс в своих образовательныхучреждениях.
Неоспоримыекачественные изменения в сфере образования – результаты реализацииприоритетного национального проекта, отметил также Министр образования и наукиРФ Андрей Фурсенко. По его мнению, если сравнивать с ситуацией в 2004 году, влучшую сторону изменилось настроение школьных учителей, изменился в целомподход к высшему образованию, наметились положительные тенденции в сференачального и среднего профессионального образования – 150 созданных ресурсныхцентров «начали потихонечку поднимать планку и задавать новое отношение» всистеме НПО и СПО.
«У нас сегодня естьповод для оптимизма, потому что мы с вами за первый четырехлетний цикл сделали довольномного. Нам удалось выполнить почти все задачи, которые мы перед собой ставили,– считает Андрей Фурсенко. – Это говорит и о том, что намеченное на следующиечетыре года мы тоже сделаем».
Члены коллегии одобрилиосновные положения государственной программы «Образование и развитиеинновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012годы». По словам Министра образования и науки РФ, программа будет доработана сучетом пожеланий и предложений, высказанных на заседании, и представлена нарассмотрение экспертов в октябре текущего года.[5] 3.2 Роль потребительской кооперации в реализациинационального проекта «Образование»
Для решения кадровоговопроса потребительской кооперации целесообразно заключать договоры с среднимипрофессиональными и высшими учебными заведениями. Это даст потребительскойкооперации возможность без затрат получить нужного специалиста. Для сельскихрайонов такая программа необходима, потому как именно на селе чувствуетсяострая нехватка кадров, которые моли бы поднять его на принципиально новыйуровень развития. Как уже было сказано выше, потребительская кооперацияразвивается в основном именно в сельских районах, потому как здесь она большевостребована и в полной мере реализует свою социальную миссию. [16]
В реализации программы«Образование» потребительская кооперация может участвовать посредствомзаключения вышеобозначенных договоров, а также в предоставлении сопутствующихобразовательному процессу услуг. Например,
·         транспортных(это необходимо для доставки детей в школьные учреждения при условии ихнахождения в отдаленном от места проживания месте),
·         системыпитания (предоставление качественных и доступных по цене продуктов питания встоловые школ, детских садов и вузов позволит повысить качество питаниядошкольников, школьников и студентов. Это, в свою очередь, отразится наздоровье и обучении.)
·         коммунальнаясистема (если в ведении коммунального предприятия, относящегося кпотребительской кооперации, находятся учреждения образования, то имеет смыслсделать оплату коммунальных услуг бартерной – коммунальное предприятие снижаетили убирает оплату труда взамен на бесплатное или льготное обучение своихсотрудников или их детей. Таким образом, в плюсе обе стороны.)
·          медицинскихуслуг (предоставление медицинской помощи всем учащимся на льготных условиях)
·         Туристско-рекреационныхуслуг (проведение для учащихся ознакомительных экскурсий, также на льготнойоснове)[17]
Такимобразом, можно сказать, что потребительская кооперация имеет огромный потенциалдля реализации или помощи в реализации программы «Образование». При этомобращения именно в предприятия потребительской кооперации для государствавыгодно, потому как можно найти компромисс в ценах на предоставление услуг иливыйти на оплату услуг по бартерной системе. Это сэкономит денежные средствагосударства, а потребительская кооперация получит своих обученных кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемыпотребительской кооперации решаемы. Об этом говорит Концепция развития потребкооперации до 2015 года. К тому же деятельность кооперативов выгоднагосударству, поэтому и будет развиваться. Уже на сегодняшний день в странефункционирует несколько десятков тысяч кооперативов, в которых задействованооколо 60 млн. человек.
Тенденции развитиясферы услуг как в общей экономике России, так и в потребительской кооперации внастоящее время является положительной. Именно поэтому развитие этого сектораэкономики и потребительской кооперации будет активно развиваться.
Что касается проекта«Образование», то потребительская кооперация играет в его реализации важнуюроль. Однако реализация помощи в данной сфере не настолько велика, насколькомогла бы быть. Это связано с ограничением ареала деятельности кооперативов,обусловленное законодательством РФ, которое дает льготы на развитиепотребительской кооперации в одних сферах и создает неблагоприятные условия дляее развития в других.
Однако потребительскаякооперация все-таки вносит свой вклад в некоторые аспекты развития образования.В частности, в строительство новых школ и дошкольных учреждений, а также ворганизацию питания детей, поставляя продукты питания из сельских районов, гдерасполагаются. При заключении взаимовыгодных договоров с образовательными учреждениямисоблюдается реализация необходимых сторонам аспектов: учреждения получаютуслуги от организаций потребительской кооперации причем на выгодных условиях, апотребительская кооперация пополняет за счет образовательных учреждений свойквалифицированный кадровый состав.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
Список электронныхисточников
1.        http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_cooper/TeorCoop/History/g1_6.htm#3.3– сайт СибУПК, раздел «Теория потребительской кооперации», подраздел «История»
2.        http://www.rus.coop/union/91610/91611- Концепция развития потребительской кооперации до 2010 года.
3.        http://www.rost.ru/projects/education/ed1/ed11/aed11.shtml- сайт «Приоритетные национальные проекты»;
4.        http://rost.ru/news/2008/12/251742_15933.shtml- Национальный проект «Образование» – итоги и планы на будущее
Списокправовых документов
5.   Общероссийскийклассификатор услуг населению (ОКУН) от 28.06.1993 (вступил в силу с01.01.1994)
6.   Закон«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». –М., 2000.
7.   ПостановлениеПравительства РФ «О повышении роли потребкооперации в обеспечении населенияпродовольствием» от 07.01.1999, № 24.
Список литературы:
8.   ВахитовК.И. Паевые отношения в потребительских обществах// Проблемы развития потреб.кооперации в условиях формирования рынка: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1994 г.
9.   ГутманГ.В. Взаимосвязь экономических и социальных функций потребительской кооперации/ГутманГ.В., Калмыков В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. — ИКЦ «Маркетинг», 2001г. – 176стр.
10.     НаговицинаЛ.П. Социальная экономика: кооперативный путь развития / Л. П. Наговицина //Деловой вестн. «Рос. кооп.». — 2001. — N 11. — С. 37-41.
11.     НаговицинаЛ.П., Соловьева В.Н. Система лояльности в потребительской кооперации//ВестникБелгородского университета потребительской кооперации.- 2006.- № 2.
12.     НаговицинаЛ.П. Увеличение численности пайщиков — основной итог социальной работы иглавный резерв экономического развития кооперативной организации// ГазетаСибУПК «Кооператор Сибири».
13.     НовоселовЮ.А., Иткулов С.Г. Информационный механизм реализации социальной миссиипотребительской кооперации. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 3,0 п.л., авт. 1,5п.л.
14.     РазомасоваЕ.А. Состояние и перспективы сервисной деятельности в потребительскойкооперации Российской Федерации. Лекция по предмету «Актуальные проблемыпотребительской кооперации»/ Е.А. Разомасова, — СибУПК, Новосибирск, 2006, — 15c.
15.     ТепловаЛ.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е. Теплова: — Вита-Пресс 2001 г.
16.     СипкоЛ.П. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношенийорганизаций потребительской кооперации в условиях формирования рыночнойэкономики села/ Л.П. Сипко. – Новосибирск: НЭ и ОПП СО РАН, 1999.- 248 стр.
17.     ХайрулинаМ.В. Управление социально-экономической системой: Методологические аспекты (напримере потребительской кооперации). – Новосибирск: Наука, 2002. – 248 с.
18.     ХрамцоваТ.Г. Методология исследования социально-экономического потенциалапотребительской кооперации: диссертация доктора экономических наук:Новосибирск, 2002. — 410 c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.