Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ваяние

Ваяние

В
допетровское время искусство в этой стране имело своим призванием служить
исключительно религиозным целям, а так как Православная Церковь гнушается
изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не
могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать. Правда, в
некоторых местах, в особенности в бывших новгородских областях, пользовались
уважением резные и раскрашенные изображения святых, но они были чужды всякого
художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада.
Собственно же на Руси проявления пластики ограничивались литьем небольших
крестов, образов-складней, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных
иконостасов. В числе плодов западноевропейской цивилизации великий
преобразователь нашего отечества перенес в него и ваяние, которое, однако, при
этом государе и долго после него находилось здесь в руках приезжих иностранцев.
Главным деятелем по части скульптуры в царствование Петра Великого и Анны
Иоанновны были граф К.Б. Растрелли , отец знаменитого впоследствии архитектора,
вызванный в Петербург для литья пушек. Об его манерном стиле свидетельствуют
бронзовая статуя императрицы Анны, хранящаяся в музее Академии художеств, и
монумент Петру Великому, стоящий перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге.
Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II , после основания
академии, где первым профессором этого искусства явился Н.Ф. Жилле ,
приглашенный в 1757 г. из Парижа. Он образовал несколько учеников, в числе
которых самым даровитым был Ф.И. Шубин (главный его труд - статуя Екатерины, в
Академии художеств). Уставом академии предоставлялось лучшим из ее питомцев, по
окончании в ней курса, ехать, с содержанием от правительства, на несколько лет
в чужие края для дальнейшего своего совершенствования, и этим правом впервые
воспользовался, из молодых скульпторов, Шубин. Им начинается длинный,
продолжающийся до нашего времени, ряд русских ваятелей, живших и работавших за
границей, преимущественно в Италии. Здесь они, конечно, подвергались влиянию
популярных в то время мастеров и усваивали себе тогдашнее господствовавшее
художественное направление. Поэтому скульптура в России, выказав, до самого
последнего времени, мало самостоятельности, отражала в себе те движения, какие
совершались в этой отрасли искусства на Западе: в конце XVIII века она носила
отпечаток французский, а затем итальянский, - более или менее заметные черты
стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и др. При всем том, среди ее
представителей было немало художников, которые сделали бы честь любой стране. В
екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма,
облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф.Г. Гордеев
(группа Самсона, для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько
манерный М.И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу, в
Санкт-Петербурге, статуя "Амура, вынимающего стрелу из колчана", в
Эрмитаже и прочее). За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися
представителями русского ваяния были: В.И. Демут-Малиновский (статуя апостола
Андрея, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, "Русского Сцеволы", в
Академии художеств, портретные бюсты и пр.), С.С. Пименов (две группы на
подъезде Горного института, в Санкт-Петербурге), И.П. Прокофьев (статуя
бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И.П. Мартос (памятники Минину
и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в
Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II, в московском дворянском
собрании и прочее) и некоторые другие.

Особенное
оживление получила русская скульптура во второй половине царствования
императора Николая I , благодаря любви этого государя к искусству и
покровительству, которое он оказывал отечественным художникам, равно и таким
громадным предприятиям, как постройка и украшение Исаакиевского собора в
Петербурге и храма Христа-Спасителя в Москве. Все русские ваятели и старейшего
и юного поколения получали тогда значительные заказы и, будучи поощряемы
вниманием монарха к их трудам, старались в них превзойти один другого. Главными
деятелями в рассматриваемой нами области были за эту пору: граф Ф.П. Толстой (медальоны
на темы из Отечественной войны 1812 - 1814 годов, статуя "Нимфа, льющая из
кувшина воду", в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей
храма Спасителя), С.И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II, в Академии
художеств, статуя "Изобретение музыки", в Эрмитаже), Б.И. Орловский ("Ангел"
на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли , перед
Казанским собором, статуи "Парис", "Сатир, играющий на
скрипке", "Фавн и Вакханка", в Эрмитаже), И.П. Витали (два
фронтона Исаакиевского собора: "Поклонение волхвов" и "Святой
Исаакий благословляет императора Феодосия", рельефы под портиками этого
храма, скульптуры его входных дверей и прочее; статуя Венеры, в Эрмитаже),
барон П.К. Клодт ("Укротители лошадей", четыре группы на Аничковом
мосту, памятник баснописцу Крылову , в Летнем саду; фигура императора Николая I
верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю; мелкие изваяния
лошадей), Н.С. Пименов (группы: "Воскресение" и
"Преображение", на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского
собора; статуи "Игра в бабки" и "Мальчик, просящий
милостыни"), П. Ставасер (статуя "Русалка" и "Нимфа,
обуваемая Фавном", в Эрмитаже), К. Климченко ("Нимфа после купания",
в Эрмитаже), А.А. Иванов ("Мальчик-Ломоносов" и "Парис", в
Эрмитаже), С.И. Иванов ("Маленький купальщик"), А.В. Логановский
("Игра в свайку"; рельефы под портиками Исаакиевского собора;
"Избиение младенцев" и "Явление ангела пастырям"; горельефы
на внешних стенах храма Спасителя) и Н.А. Рамазанов (горельефы на внешних
стенах того же храма). Необходимо, однако, заметить, что, вследствие самого
рода поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в
большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного
простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и
национальности. Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ
Александра II - эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за ее
литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском
обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды. Дело не
могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений; тем не менее в общем своем
движении, новейшее русское ваяние, сделав крупный шаг вперед, завоевало себе
сочувствие не одних только высших классов, но и массы родного ему общества и
заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы. Из
художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также
поддерживающих достоинство русского ваяния в настоящее время, назовем: М.М.
Антокольского (статуи "Иоанн Грозный", "Христос перед
народом", "Смерть Сократа", "Мефистофель", в Эрмитаже;
статуя Петра Великого, в Петергофе), Н.Р. Баха (статуя "Ундина";
горельефы "Эльфа" и "Идиллия"), А.Р. фон-Бока (группа
"Минерва", на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу ,
в Варшаве, и М. Глинке , в Смоленске; статуя "Психея" и группа
"Венера и Амур"), П.А. Велионского (статуя "Гладиатор",
барельеф "Венера представляет Амура олимпийцам"), П.П. Забелло (статуя
Пушкина , в Императорском Александровском лицее, "Татьяна, героиня
пушкинского романа", у Ее Императорского Величества Императрицы Марии
Федоровны , и "Русалка", для фонтана в Казани), Г.Р. Залемана (статуя
"Орест, преследуемый фуриями", группа "Кимвры", барельеф
"Стикс"), Ф.Ф. Каменского (статуи "Мальчик скульптор" и
"Девочка грибоборка" и группа: "Первый шаг", в Эрмитаже),
В.П. Крейтана (портретные бюсты), Н.А. Лаверецкого (группы: "Раннее
кокетство", в Эрмитаже и "Мальчик и девочка с птичкой"; статуя
"Родопа"), Е.Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и
бытового содержания, с превосходными фигурами лошадей), Н.И. Либериха
(статуэтки и небольшие группы, изображающие военные и охотничьи сюжеты), А.Л.
Обера (произведения такого же рода), А.М. Опекушина (памятник Пушкину, в
Москве), И.И. Подозерова (статуи: "Амур с бабочкой" и
"Ева"; портретные бюсты), М.П. Попова (статуя "Неаполитанский
рыбак, играющий на мандолине", "Девочка-кокетка", "Фрина"),
А.В. Снигиревского (статуя "Любопытство", группа "В бурю";
маленькие группы жанрового характера), М.А. Чижова (группы: "Крестьянин в
беде", "Игра в жмурки", "Мать, учащая ребенка родному
слову"; "Первая любовь"; статуя "Резвушка") и,
наконец, И.Н. Шредера (памятники принцу П.Г. Ольденбургскому и Крузенштерну , в
Санкт-Петербурге; Петру Великому, в Петрозаводске).

В
настоящей статье сделан лишь краткий очерк истории ваяния с древнейших времен и
до наших дней. Наглядным пояснением к нему могут служить прилагаемые здесь
таблицы рисунков, воспроизводящие избранные скульптурные памятники разных эпох
и народов. Желающим ознакомиться с затронутым нами предметом предоставляем
прибегнуть для этого к многочисленным специальным сочинениям, из которых можно
рекомендовать в особенности, по истории ваяния в древнем мире: П. Пари,
"Древняя скульптура" (перевод с французского, издание "Вестника
изящных искусств", 1889); G. Perrot et Ch. Chipiez, "Histoire de l'Art dans
l'antiquite" (5 томов, 1882 - 1887); Overbeck, "Geschichte der griechischen
Plastik" (2 издание,
1880); Brunn, "Geschichte der griech. Kunstler" (2 издание, 1889). Для скульптуры христианской эпохи: Cicognara, "Storia della
scultura dal suo risorgimento in Italia fino al secolo di Canova" (1823); В. Любке, "История пластики"
(перевод с немецкого, издание К. Солдатенкова , 1870) и сочинения по общей истории искусства; C.
Schnaase, "Geschichte der b. Kunste" (8 томов, 2-е изд., 1866 -
1879); W. Lubke, "Grundriss der Kunstgeschichte" (2 тома, 10-е изд., 1890; французский перевод того же труда; "Essai d'histoire de l'art", 1886 - 1887), и Ф. Куглера,
"Руководство к истории искусства"
(2 тома, перевод с
немецкого, издание К. Солдатенкова,
1869 - 1870). Ближайшие сведения о
технике ваяния можно почерпнуть из сочинений: Uhlenhuth, "Die Technik der plastischen
Kunst" (1878) и
Stegmann, "Handbuch der Bildnerkunst" (1864).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
Реферат Принципы современного менеджмента на примере корпорации SHARP
Реферат Пиквикский синдром
Реферат Rain Forest Essay Research Paper As much
Реферат Реализация алгоритма обратной трассировки лучей для моделей с большим числом полигонов
Реферат Федеральный Закон №58-ФЗ, "О системе государственной службы Российской Федерации". Тесты для самообразования
Реферат Організація вантажної та комерційної роботи на станції і під’їзних коліях
Реферат Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Реферат Дефрагментация и проверка диска
Реферат Сталинградская битва 2 Оборонительные операции
Реферат LL(k)-грамматики
Реферат Внешняя политика России в первой четверти XVIII в
Реферат Реформа 1861 года Отмена крепостного права
Реферат Роль сказки в отечественной прозе конца XX века (на примере романа Н. Садур “Немец”)
Реферат Идея и художественные средста ее воплощения в поэме Анны Ахматовой Р