/>Введение
Переход к рыночной экономике, появление значительного числапредприятий разнообразных организационно-правовых форм, базирующихся наразличных формах собственности, наличие всевозможных способов конкурентнойборьбы, несовершенство законодательной базы, слабость государственных структур,призванных создать нормальные условия для развития бизнеса, криминализацияхозяйственной жизни и многие другие причины поставили белорусские субъектыхозяйствования в условия, когда они вынуждены уделять значительное вниманиевопросам обеспечения своей экономической безопасности.
Отличительной чертой предпринимательской деятельностиявляется то, что в открытой конкурентной среде субъекты хозяйствованиядействуют на свой страх и риск, под свою персональную и, прежде всего,имущественную ответственность.
Каждый предприниматель, организующий свое дело, должензнать, что он будет не только получать прибыль и пользоваться всевозможнымиблагами, но и постоянно рисковать. И далеко не каждое предприятие, даже встранах с богатой рыночной историей, может выдержать столь жесткие испытания иобеспечить свою экономическую безопасность. Так, в США, где рыночная экономикаимеет давнюю историю и глубокие корни, из 2 млн. ежегодно создаваемыхкоммерческих предприятий только 30% выживают, остальные 70% обречены набанкротство. В связи с этим рассмотрение данной темы – экономическойбезопасности предпринимательской деятельности в настоящее время приобретаетособую актуальность. [3]
Для раскрытия темы в работе поставлена – рассмотретьсущность экономической безопасности и принципы ее обеспечения на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущностьэкономической безопасности предпринимательства, необходимость создания системыэкономической безопасности предприятия, а также рассмотреть организацию даннойсистемы на предприятии./>/>/>
1. Понятие исущность экономической безопасности предпринимательства. Критерии и индикаторыэкономической безопасности
Экономическая безопасность одна из составляющихкорпоративной безопасности, представляющая собой состояние юридических,финансовых и производственных отношений, организационных связей, материальных иинтеллектуальных ресурсов, при котором обеспечиваются нормальноепроизводственное развитие и финансово-коммерческий успех предприятия.
Экономический успех предприятия зависит от комплексногоподхода к решению проблемы безопасности финансовой, кредитной, правовой сферахдеятельности. Такой же комплексности требует работа с кадрами. Сейчас всебольшую актуальность приобретает многоплановая работа не только по подбору,подготовке собственной команды, но экономическая безопасность переходит вплоскость защиты интеллектуальной собственности предприятий и фирм. Онизаинтересованы в сохранении своих ноу-хау, финансовых схем работы с клиентами ит.д.
Порой, сосредоточив усилия на сборе материала опотенциальных угрозах, структурные подразделения не могут определить, а темболее прогнозировать поведение кадрового состава фирмы. Наиболее подверженнымвоздействию конкурентов оказывается среднее руководящее звено. Именно на негоприходится наибольшее число утечек информации в пользу деятельности конкурента.Большой ущерб в экономическом отношении фирмы несут и от обиженных сотрудников.Обиды эти, как правило, — результат вопиющих ошибок менеджмента по работе скадрами, невнимание руководителя к микроклимату в коллективе.
Сущность экономической безопасности для предпринимательскойструктуры состоит в обеспечении состояния наилучшего использования ее ресурсовпо предотвращению угроз предпринимательству и созданию условий стабильного,эффективного функционирования и получения прибыли.
Система экономической безопасности реализуется в системекритериев и показателей. Критерий экономической безопасности — оценка состоянияэкономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономическойбезопасности. [4]
Необходимо отметить, что для экономической безопасностиважное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговыезначения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение которыхпрепятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства,приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в областиэкономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степеньэкономической безопасности достигается при условии, что весь комплекспоказателей находится в пределах допустимых границ пороговых значений, апороговые значения одного показателя достигаются в ущерб другим. 2. Необходимость и сущность комплексной системы обеспеченияэкономической безопасности предпринимательства
Деятельностьпредпринимателей в современных условиях хозяйствования в России является весьмасложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российскойэкономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочимимакроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов,усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства.Среди этих факторов наибольшее значение имеют следующие.
1. Значительная степень монополизациирынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы,частично – вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбыза российские рынки как со стороны отечественных, так и зарубежныхпроизводителей.
2. Установление контроля криминальныхструктур над рядом секторов экономики и субъектами хозяйственной деятельности.
3. Сохранение значительного давленияна субъекты предпринимательской деятельности со стороны государственных органов(например, в сферах лицензирования, налогообложения).
4. Рост криминализации российскогобизнеса вообще и учащающееся использование криминальными структурами сделок вцелях отмывания “грязных” денег, вывоза их за рубеж и пр.
5. Наличие ряда социальных проблем –низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров, все этоснижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работникак продаже секретов фирмы и прочим незаконным действиям.
6. Несовершенство законодательства,регулирующего отношения в сфере предпринимательства (выражающееся, например, вориентации правовых норм на борьбу с последствиями правонарушений, а не спричинами, в несоответствии причиненного ущерба и применяемых санкций).
7. Отсутствие единства действий ивзаимной согласованности различных правоохранительных органов.
8. Активизация шпионской иразрушительной деятельности со стороны спецслужб развитых стран и крупных компаний,имеющих большой опыт в данной сфере деятельности.
9. Относительная “молодость”российского бизнеса и неотработанность средств и методов защиты собственнойэкономической безопасности, отсутствие опытных специалистов. [5]
Кроме того,предпринимательская деятельность, по своей сути, является весьмаразносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми иэкономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенноусложняется управление такой деятельностью когда фирма является крупным,диверсифицированным производственным предприятием, которое имеет широчайшиеделовые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов,заемщиков, клиентов. [6]
В любомслучае каждая фирма представляет собой систему, включающую основные элементы исвязи между ними. Система – это совокупность объектов, взаимодействие которыхобусловливает наличие интегративных качеств, не свойственных ее частям,компонентам. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы (фирмы) имогут реализоваться угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечениямаксимальной степени защиты от этих угроз и необходима определеннаядеятельность, которая также должна носить системный характер.
Объектомсистемы обеспечения экономической безопасности выступает стабильноеэкономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем иперспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основныехарактеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объектзащиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечениеэкономической безопасности должно основываться на комплексном подходе куправлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управленииобъектом всех основных его аспектов и все элементы управляемой системырассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом,необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасностипредпринимательской деятельности.
Комплекснаясистема обеспечения экономической безопасности предпринимательства – это совокупность взаимосвязанных мероприятийорганизационно-правового характера, осуществляемых в целях защитыпредпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действийфизических или юридических лиц, которые могут привести к существеннымэкономическим потерям.
/>Воснове разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасностипредпринимательства должна лежать определенная концепция. Концепция включаетцель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципыдеятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.
Цель даннойсистемы – минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состояниюсубъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным,информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемогокомплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следуетиметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономическойбезопасности предпринимательства принадлежит первичным — экономико-правовым иорганизационным мерам, обеспечивающим фундамент, основу системы безопасности, вотличие от вторичных – технических, физических и пр.
В процесседостижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач,объединяющих все направления обеспечения безопасности. [7]
Задачи,решаемые системой обеспечения безопасности:
· прогнозирование возможных угрозэкономической безопасности;
· организация деятельности попредупреждению возможных угроз (превентивные меры);
· выявление, анализ и оценкавозникших реальных угроз экономической безопасности;
· принятие решений и организациядеятельности по реагированию на возникшие угрозы;
· постоянное совершенствованиесистемы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.
Организация ифункционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасностипредпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должныосновываться на ряде следующих принципов.
1. Принцип законности. Вся деятельностьфирмы, в том числе ее службы безопасности должна носить безусловно законныйхарактер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по винесамого субъекта предпринимательства. В качестве негативных последствий могутбыть различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качествеответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур.
2. Принцип экономическойцелесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты назащиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесьтакже должны учитываться финансовые возможности фирмы по организации системыэкономической безопасности.
3. Сочетание превентивных иреактивных мер. Превентивные – меры предупредительного характера, позволяющиене допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности.Реактивные – меры, которые предпринимаются в случае реального возникновенияугроз или необходимости минимизации их негативных последствий.
4. Принцип непрерывности –предполагает, что функционирование комплексной системы обеспеченияэкономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
5. Принцип дифференцированности.Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характераугрозы и степени тяжести последствий ее реализации.
6. Координация. Для достиженияпоставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различныхподразделений службы безопасности, самой фирмы и сочетание организационных,экономико-правовых и прочих способов защиты.
7. Полная подконтрольность системыобеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательскойдеятельности. Это необходимо во-первых, для того, чтобы система безопасности непревратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач,без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективностидеятельности системы и ее возможного совершенствования.
Объект исубъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательстватесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом, как уже говорилось, выступаетстабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности втекущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступаютресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые.
Субъектсистемы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит болеесложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не толькоособенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешнейсреды, которая окружает субъект предпринимательской деятельности. Исходя изэтого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическуюбезопасность предпринимательства: внешние субъекты; внутренние субъекты. [6]
К внешнимсубъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властипризванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушныхучастников предпринимательских отношений; причем деятельность этих органов неможет контролироваться самими предпринимателями. Эти органы формируютзаконодательную основу функционирования и защиты предпринимательскойдеятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.
К внутреннимсубъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защитеэкономической безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. Вкачестве таких субъектов могут выступать: работники собственной службыбезопасности фирмы (предприятия); приглашенные работники из специализированныхфирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.
Субъекты,обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, осуществляютсвою деятельность на основе определенной стратегии и тактики.
Стратегия –это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономическойбезопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспеченияэкономической безопасности предпринимательской деятельности. Помимо генеральнойстратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости отстадии предпринимательской деятельности). Наконец, могут применятьсяфункциональные стратегии безопасности:
1. Стратегия экономическойбезопасности включает, прежде всего, систему превентивных мер, реализуемаячерез регулярную, непрерывную, работу всех подразделений субъектапредпринимательской деятельности по проверке контрагентов, анализупредполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы сконфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняетроль контролера.
2. Стратегия реактивных мер,применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угрозэкономической безопасности предпринимательства. Эта стратегия, основанная наприменении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов,реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для даннойситуации.
Тактикаобеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур ивыполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасностисубъекта предпринимательства. Этими действиями, в зависимости от характераугроз и тяжести последствий их реализации, могут быть, например: расширениеюридической службы фирмы; принятие дополнительных мер по сохранностикоммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности,предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебныеорганы; обращение в правоохранительные органы.[4]
Основнымифункциями службы экономической безопасности фирмы являются следующие:организация и осуществление совместно с подразделениями фирмы защитыконфиденциальной информации; проверка сведений о попытках шантажа, провокаций ииных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальнойинформации о деятельности фирмы; организация сбора, накопления,автоматизированного учета и анализа информации по вопросам безопасности;проведение проверок в подразделениях фирмы и оказание им практической помощи повопросам безопасности их деятельности; разработка и внедрение положения о коммерческойтайне; проверка правил ведения закрытого делопроизводства; проверка работниковна предмет соблюдения правил обеспечения экономической, информационной ифизической безопасности; оказание содействия отделу кадров по работе сперсоналом в вопросах подбора, расстановки, служебного перемещения и обученияперсонала; сбор, обработка, хранение, анализ информации о контрагентах с цельюпредотвращения сделок с недобросовестными партнерами; выполнение порученийруководства фирмы, входящих в компетенцию службы; взаимодействие справоохранительными органами, проведение мероприятий по выявлению ипредупреждению различного рода финансово-хозяйственных правонарушений;проведение служебных расследований по фактам разглашения конфиденциальнойинформации, потери служебных документов работниками фирмы и действий угрожающихэкономической безопасности фирмы.
/>/>/>3. Организация службы экономической безопасности
Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасностипредпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственнойэкономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размерасубъекта предпринимательства и финансовых средств). Создание службы собственнойэкономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность,поскольку каждый субъект предпринимательства сугубо индивидуален, посколькуспецифична его деятельность. Однако, можно выделить ряд этапов, рекомендуемыхпредпринимателям при создании службы безопасности.
1. Принятие решения о необходимости создания службыэкономической безопасности (СЭБ).
Вопрос о создании службы безопасности должен возникать вмомент принятия решения об организации фирмы, в зависимости от выбираемого видадеятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годовогооборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников ит.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службыбезопасности.
После государственной регистрации руководителями принимаетсяокончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопросаопределяется ответственное лицо (группа лиц) которое будет непосредственнозаниматься организацией службы экономической безопасности.
2. Определение общих задач СЭБ – предупреждение угроз,реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты.(персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).
3. Разработка положения о СЭБ, определение структуры, иутверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяетсоздать легальную службу безопасности.
4. Набор кадров.
Работниками службы экономической безопасности могут бытьлюди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной ипривлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).
При подборе постоянных работников в качестве важнейшеготребования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтениеследует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ,прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим поумственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службыфизической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе,СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием ирукопашного боя.
5. Непосредственная организация и функционирование службыэкономической безопасности.
Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации” предусматривает, что работники службы безопасности,осуществляющие частную детективную и охранную деятельность должны получить взаконном порядке лицензии.
Для создания собственной службы безопасности предприятие(фирма) представляет в органы внутренних дел по месту своего нахожденияследующие документы: заявление о согласовании Устава службы безопасности; уставслужбы безопасности; лицензии руководителя и персонала службы безопасности направо осуществления охранно-сыскной деятельности; сведения о характере и направленияхдеятельности службы безопасности, составе и предполагаемой численностиперсонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности воружии.
Собственное подразделение безопасности предприятия имеетправо открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещаетсяоказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
В процессе функционирования значительную роль играет умелаярасстановка кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочийи степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работуподразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБявляется гибкая система стимулирования работников службы в зависимости отитогов работы.
Особое внимание следует уделять постоянному взаимодействиюслужбы экономической безопасности с правоохранительными органами.
Финансирование службы экономической безопасностиосуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службыявляется быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия наСЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
6. Контроль за деятельностью СЭБ.
В целях поддержания высокого уровня профессионализмаработников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работыслужбы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля ианализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются: регулярныетекущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы; отчеты по защите от конкретныхугроз и принятых мерах; анализ отчетов и вывод руководства фирмы обэффективности работы СЭБ.
Важным элементом поддержания высокого профессиональногоуровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков,расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации ипереподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.
/>/>Структураслужбы экономической безопасности, как уже говорилось, является специфичной дляразличных субъектов предпринимательской деятельности. Она зависит от размерафирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальнойинформации (коммерческой тайны) и т.п.
Служба экономическойбезопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономическойбезопасности субъекта предпринимательства. Если предприятие (фирма) небольшое –целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использоватьуслуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае еслипредприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивыконфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службыбезопасности.
Приведем примерную структуруслужбы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блокинепосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные –только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ (рис. 1).
/>
Рисунок 1. Примерная структура службы безопасности
Особое положение в структуре СЭБ занимает группачрезвычайных ситуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит иСЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режимене возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идетпрофилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделенийпроходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальныйхарактер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числеслужбой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы свысокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководительслужбы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайныхситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в даннойпроблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно,а лишь по мере необходимости.
Данная структура предусматривает организацию подразделений,занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно,взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельностикоторых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности.Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может бытьиспользована в качестве основы при создании более развернутой системыэкономической (и общей) безопасности.
/>Практическая деятельность службы экономическойбезопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур идействий. Прежде всего следует сказать об общем алгоритме действий, на которомоснована работа службы безопасности. Он включает следующую последовательностьопераций:
/>/>
Рисунок 2. Принципиальная схема функционирования системы
Система предупредительных мер включает деятельность поизучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы сконфиденциальной информацией, защита компьютерных систем и т.д. Этадеятельность осуществляется регулярно и непрерывно. Она обеспечивает защитуэкономической безопасности на основе постоянно действующей системеорганизационных мероприятий.
/>
/>Заключение
Формирование корпоративной системы экономическойбезопасности зависит от размеров предприятия, его экономических, финансовых,производственно-технических, информационных, интеллектуальных,профессиональных, организационных и других возможностей. Как показывает мировойопыт, малые предприятия чаще всего пользуются услугами внешнихспециализированных организаций: разнообразных консалтинговых и маркетинговыхцентров, фирм по подбору кадров, т.н. кредитных бюро, оказывающихинформационные услуги по проверке деловой репутации партнеров, охранныхагентства и пр.
Средние предприятия, как правило, используют комбинированнуюсистему безопасности. С одной стороны, в случае необходимости, получают услугиот внешних организаций, с другой – активно опираются на возможности собственныхслужб и подразделений, например, юридических и финансовых отделов, служб маркетинга,охраны, кадров, экономического анализа, делопроизводства и т.п. Иногда в целяхповышения эффективности деятельности этих служб и подразделений по защитеэкономических интересов на таких предприятиях создают координирующий орган илиназначают руководителя, отвечающего за экономическую безопасность предприятия.
Для крупного предприятия целесообразно создание своейсобственной службы безопасности. Как правило, всю деятельность по обеспечениюбезопасности координирует один из руководителей предприятия.
/>Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая (действует с 1января 1995 г.). – М.: ИНФРА-М, 1995.
2. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 “О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации”
3. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. – М.: Универсум, М.,2000.
4. Казакевич О.Ю. и др. «Предприниматель в опасности: способы защиты(практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). – М.: ОбъединениеУППИКС, 2002.
5. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство позащите вашей деловой информации). – М.: ЭКО-консалтинг, 1999.
6. Раевский Г. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачислужбы безопасности по их нейтрализации, //Частный сыск. – 2003. — №4