Реферат по предмету "Экономика"


Сущность рынка труда и занятости населения в современной российской экономике

Введение
В сложныхусловиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения,необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ начеловека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередьполитика занятости должна опираться на концепцию рыночной экономики ссоциальной направленностью. Именно в ней следует обозначить, какой должна бытьзанятость при указанном типе экономики, какие изменения произойдут в ееосновных характеристиках, чем занятость завтрашнего дня будет отличаться оттой, что была в условиях экстенсивной экономики.
Сейчас уженикому не надо доказывать, что фундаментальную основу создания долгосрочныхуникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудоваямораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и системаценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяютобеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны.Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокиепреобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможноосуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционированиясоциально-ориентированной экономики.
Таксложилось, что в период формирования рыночных отношений все усилия экономистови правительственных структур сосредоточены на отслеживании и регулированииважнейших макроэкономических условий функционирования экономики. При этом такойважный макроэкономический фактор, как людские ресурсы, традиционнорассматривается в качестве вторичного элемента экономического развития, решениеактуальных проблем занятости ставится на второе место.
Безусловно,оздоровление финансовой системы, преодоление спада производства, активизацияинвестиций – важные условия социально-экономического развития. Однако в системемакроэкономического развития подобающее место должно принадлежать людскимресурсам, их экономической активности, готовности людей эффективно трудиться.Из многочисленных проблем занятости в настоящее время умы реформаторов занимаетглавным образом безработица, тогда как она отражает прежде всего просчеты вполитике занятости и механизмах согласования спроса и предложения рабочей силына рынке труда.
Целью курсовой работы является изучение и раскрытие сущности рынкатруда и занятости населения в современной российской экономике. Для раскрытияпоставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
– рассмотреть сущность, структуру и механизм функционированиярынка труда;
– провести анализ занятости в современной экономике России;
– наметить основные направления повышения занятости.
1.Сущность, структура и механизм функционирования рынка труда 1.1 Понятие рынкатруда
Что такое рынок труда? Какое название более правильное – рыноктруда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов? Для ответов на эти вопросынадо четко определить тот товар, который является объектом купли-продажи,объектом передачи права собственности. Наем рабочей силы означает передачуработником работодателю своих способностей к труду на определенный срок дляиспользования их в процессе производства при сохранении юридической свободыработника как личности. Использование рабочей силы осуществлялось за то илииное вознаграждение, плату в натуральной или денежной форме. Последняя открываладоступ к рынку конечных товаров. Следовательно, эта сделка – продажа рабочейсилы ради приобретения необходимых жизненных средств.
Жизненные средства – это набор (совокупность) тех товаров, которыенужны для восстановления израсходованных в процессе труда физических иумственных способностей (сил) и для поддержания и развития семьи работника. Кним относятся пища, одежда, обувь, жилье, медикаменты, средства для полученияобразования, профессии и т.д.; в их состав не входят предметы роскоши.
Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос ипредложение рабочей силы, ее найм (распределение работников по видамдеятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочейсилы.
Рабочая сила, как известно, включает разнообразные способности ктруду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается непотенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупностьспособностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности ктруду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд(труд программиста, токаря, сапожника, портного и т.д.).
При таком методологическом (теоретико-познавательном) подходе кданной проблеме обмену подлежат (и в нормальной работающей экономике действительнообмениваются на жизненные средства) только функционирующие способности к труду.Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, илирынком труда. Рынок труда в данном контексте – это только те товарно-денежныеотношения, которые связаны:
• во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом натовар в обществе;
• во-вторых, связаны с использованием профессиональныхвостребованных способностей и их вознаграждением;
• в третьих, со временем использования рабочей силы.
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности ктруду, или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынкатруда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокаяпроизводительность труда в обществе. За относительно короткий рабочий деньработник получает плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил,профессиональный рост, нормальную жизнь семьи, заниматься иной полезнойдеятельностью в свободное время. С этих позиций рынок рабочей силы выступаетисходной формой существования рынка труда, характеризует его с количественнойстороны.[1]
Понятие «рынок трудовых ресурсов», на наш взгляд, является менееточным. В плане соотношения сущности и формы проявления в указанном понятииинтерес представляет та его часть (трудовой резерв), способности к трудукоторой могут быть использованы только в будущем. Это означает, что в данныймомент они не вовлекаются в рыночные социально-трудовые отношения. Вместе с темтрудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественныхинститутов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферуреальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневойэкономики, и / или криминальной деятельности.1.2Структура рынка труда
В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяетсяразными признаками. В данном параграфе рынок труда рассматривается исходя изкритерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и началафункционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.
По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятыесубъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, ценарабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.
Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собойвполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда всовременных условиях. Основные характеристики указанных компонентоврассматриваются ниже.
Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы),работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемные работники – это граждане, включающиеся в процессобщественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма ксобственнику средств производства или организатору производства – менеджеру. Ихблагосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могутпродать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит всвою очередь от профессиональной подготовки, что может стать предметомсамостоятельного анализа. В статистике Российской Федерации только с 1995 г.при анализе наемных работников выделяют некоторые из указанных выше параметров.Абсолютное большинство занятых (более 90%) это наемные работники, поэтому характеристикавсех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы,способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях ивыбирать способы этого участия.
В 2001 г. среди занятого населения доля наемных работников составляла92,4%, а среди занятого женского населения – 93,6%. Характерной чертойизменения возрастной структуры занятых в течение 1992–2001 гг. являетсяпостепенное увеличение доли лиц в возрасте 25 – 29 и 40 – 54 лет, содновременным уменьшением доли лиц в возрасте 30 – 39 лет и старше 55 лет. 70%наемных работников имеют профессиональную подготовку, что значительно выше, чему самостоятельно занятых (46%), за исключением работодателей.
Более 60% наемных работников являются рабочими. Второе место почисленности занимают специалисты (более 26%). Среди специалистов большойудельный вес занимают женщины (более 37%). Третья по численности группа – этонаемные руководители (примерно 9%).
Незначительной является четвертая группа – другие служащие. Поприведенным данным можно сделать вывод об относительно высоком качестве наемнойрабочей силы.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновениеминститутов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих ихинтересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. В большинствестран они создаются, как правило, по общности социально-экономическихинтересов.
Государство как субъект рыночных отношений представленофедеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления.Местное самоуправление – муниципиями. В качестве субъекта они выполняютследующие функции:
– социально-экономические, связанные с обеспечением полнойзанятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторахэкономики; законодательные, связанные разработкой основных юридических норм иправил;
– регулирования рынка труда косвенными методами; защиты праввсех субъектов рынка труда;
– ролевые (функции работодателя на государственных имуниципальных предприятиях).
Степень выполнения указанных функций зависит от экономических,политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или иномисторическом периоде.
Второй компонент – юридические нормы и экономические программы.Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы,правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четкоопределяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей ктруду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхованиена случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в КонституцииРоссийской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации»,других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решенияхправительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном,региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых напредприятиях.
Успешное функционирование рынка невозможно без созданиясоответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведенияактивной политики занятости, разработки и осуществления федеральной ирегиональных программ содействия занятости населения, программ подготовки ипереподготовки высвобождаемых работников и др.
Законодательные нормы и экономические программы создают основу дляболее полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночногомеханизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакциина информацию рыночной цены труда и конкуренцию.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – четвертыйкомпонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет квысвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержатьвысвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для ихпереподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятостинаселения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций приувольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во времяучебы и др. Значительная безработица возникла в начале XIX в., тогда каксоциальные выплаты появились только в XX в. после упорной борьбы рабочего класса засвои права.
Рыночная инфраструктура (пятый компонент) – это совокупностьинститутов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовкикадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки ипереподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д.
Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственнаяслужба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления:общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваютсянегосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятостиженщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечиваютповышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождениюбезработных в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечитьсбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей натруд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. Вконечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание иподдержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России окончательно в развитом виде несформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можноутверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России, есть.[2]
Структуру рынка рабочей силы можно анализировать по признакуувольнений, или обстоятельствам незанятости. Так, в 2002 г. по даннымГоскомстата РФ по указанному признаку безработные распределялись следующимобразом (в%).[3]
Безработные – всего 100
в том числе имеют опыт работы 80,1
из них оставили прежнее место работы:
в связи с высвобождением, ликвидацией предприятия
или собственного дела 24,9
по собственному желанию 26,2
ранее не имели работы 19,9
Рынок трудовых ресурсов в узком смысле – это скорее потенциальныйрынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которыеготовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятсявоеннослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращениемВооруженных Сил России; лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающихдосрочного освобождения; домашние хозяйки, чье материальное положениезаставляет их пойти работать и т.д.
Из этого резерва непосредственно пополняется категория занятых,категория безработных или теневой рынок и криминальная среда. Государстводолжно выработать по отношению к этому резерву специальную политику занятости,чтобы не допускать расширения криминальной среды.
Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения,вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношенийпредставлено на рис. 1.
Лица, охватываемые понятием «занятые», не все вовлечены в сферурыночных социально-трудовых отношений. Занятые индивидуально-трудовойдеятельностью (ремесленники, лица свободных профессий и др.), не продают своихспособностей к труду и не выступают в качестве работодателей на постояннойоснове. Поэтому они не являются субъектами рынка труда, хотя и обладают рабочейсилой. Свои способности они направляют на создание вещей, которые потомреализуют как свои на рынке товаров или потребляют сами.
/>
Рис. 1. Рынок труда в широком смысле и формы его проявления

Лица, охватываемые понятием «занятые», не все вовлечены в сферурыночных социально-трудовых отношений. Занятые индивидуально-трудовойдеятельностью (ремесленники, лица свободных профессий и др.), не продают своихспособностей к труду и не выступают в качестве работодателей на постояннойоснове. Поэтому они не являются субъектами рынка труда, хотя и обладают рабочейсилой. Свои способности они направляют на создание вещей, которые потомреализуют как свои на рынке товаров или потребляют сами. 1.3 Механизмфункционирования рынка труда
Важнейший компонент рынка труда – механизм его функционирования,иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он неохватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.
Механизм рынка труда – это взаимодействие и согласованиеразнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающегоработать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда(функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд,предложение труда, цену труда, конкуренцию.
На рынке труда спрос – это потребность работодателей в работникахдля производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той частитрудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работена основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностейиспользовать свое время. Взаимодействие спроса и предложения на рынке трудапоказано на рис. 2.
Кривая предложения труда на рис. 2 направлена вверх,поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше приповышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равныхусловиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.
/>
Рис. 2. Спрос и предложение на рынке труда
Напротив, кривая спроса на рис. 2 направлена вниз. При ростеиздержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равныхусловиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительнымитрудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуацияневыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражаетдействие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить иработодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится вравновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 2 показывает,что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателейсовпадают – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата).Следовательно, равновесная цена – это такая цена труда, при которой объемспроса равен объему предложения рабочей силы.
Как показано на рис. 2 при цене труда равной wq работодатели имеютвозможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающиеполучить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится вравновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне W0. Равновесная заработнаяплата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Они появляются.Если под действием каких-либо факторов заработная плата станет выше W0, например, достигнетуровня W2, то возрастет предложение труда до уровня S2, а спрос сократится довеличины D2. Возникнет конкуренция между работниками за рабочее место.Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработнойплаты. Работодатели снижают их. И последние опускаются до уровня равновесия (W0).
Если заработная плата ниже равновесной цены, например, равна W1, то появляется недостатокрабочей силы (спрос равен D1, а предложение – S2). Спрос заставляетработодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И вконечном счете заработная плата снова поднимется до уровня W0. Заработная плата науровне W0становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считатьсяи работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигаетсяполная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентногорынка.[4]
В результате действия механизма спроса и предложения рынок трудавыполняет следующие функции:
·    регулированиеспроса и предложения труда;
·    обеспечениевстречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) длязаключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства(капиталом);
·    обеспечениеконкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наемрабочей силы;
·    установлениеравновесной (доминирующей) цены; содействие полной, но экономически эффективнойзанятости.
2.Анализ занятости в современной экономике России 2.1 Экономическаясущность безработицы и ее причины
Безработица –это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда,безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда.Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включенв систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силыформируются за счет экономических и внеэкономических факторов.Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственнорынок труда, пропорции между спросом и предложением труда формируют занятость,а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой»занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, чтоформируют занятость.
Тем не менее,безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости,как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение – увеличивает ее. Поопределению, безработица – это количество незанятого трудоспособного населения,желающего работать. В макроэкономическом плане безработица – это всегданедоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы какфактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточнымпроизводственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличиеот избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила – явлениепостоянное в рыночной экономике.
Основнаяпричина роста безработицы в России – это сокращение производства, прежде всегов государственном секторе экономики. Насколько тесной является связь междудинамикой экономического роста (спада) и безработицей?
Как правило,западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпамиувеличения занятости, а спад – с безработицей. Действительно, в нормальнофункционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический роствсегда означает развитие и расширение отраслей, – следовательно, приростзанятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихсястранах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60–70-хгодах не вызвал соответственного расширения занятости.[5] Экономисты связывают этоявление с темпами урбанизации, намного превышающими темпы промышленного роста,и низкой квалификацией мигрирующего из села в город населения.
Российскаядействительность, в свою очередь, не подтверждает прямой связи безработицы стемпами экономического спада. Так, при снижении в 1992–1994 гг. объемовпромышленного производства почти вдвое, численность занятых работниковсократилась не более чем на 10%. Причины такого явления, на наш взгляд,состояли в следующем.
Во-первых,это сохранение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ,когда превалировала государственная собственность и продолжаласьгосударственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционноепадение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием даловозможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемовпроизводства.
Во-вторых,это увеличение скрытой безработицы в форме неполного рабочего времени, отпусковбез сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде неучитываются в качестве безработных и официально не ищут другого места работы,хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют такназываемую вторичную занятость или самозанятость.
В-третьих,сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальныхэкономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения нарынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятыхдомашним хозяйством (в основном женщины), распространение индивидуальнойтрудовой деятельности, все более ускоряющееся развитие теневого сектораэкономики, – все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.
Неподтверждают прямой связи между динамикой занятости, ВВП и безработицейявления, на первый взгляд, парадоксальные. Дело в том, что согласно официальнойстатистике, в 1997 г. при росте ВВП на 0,4%, по сравнению с 1996 г.,реальная безработица упала почти на 6%, зарегистрированная – на 20%, а вотзанятость при этом не только не увеличилась, а сократилась на 1,4%.[6] Вызывает некотороеудивление два факта: во-первых, опережающее сокращение безработицы по сравнениюс ростом ВВП; во-вторых, уменьшение безработицы одновременно с падениемзанятости.
Представляется,что указанные явления невозможно объяснить только статистическими погрешностямии ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости нафоне казалось бы благополучных показателей экономического роста можно объяснитьдвумя причинами. Во-первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы,которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже вусловиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличением скрытой (теневой)занятости, которая «оттягивает» значительную часть рабочей силы и безработных соткрытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытуюзанятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показательбезработицы не увеличивается.
Итак, скрытаябезработица и теневая занятость – два мощных фактора, искажающих реальныйуровень безработицы в России и одновременно являющихся скрытым потенциаломбудущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы поканаходятся в латентном состоянии, между тем уровень даже официальной безработицыдовольно высок. Чем же это обусловлено?
Кромеосновных причин безработицы (экономический спад, уменьшение государственногосектора), в российской экономике действует и ряд «традиционных». Причины этиможно проанализировать, рассматривая основные виды безработицы.
В современную эпоху занятость стала одной из острыхсоциально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, иотдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только неослабевает, но, наоборот, все более нарастает.
Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятостьвыполняет важную экономическую и социальную функции.
Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальнойполитиками реализует экономическую и социальную функции занятости.Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономическицелесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовногобогатства общества. Показателем для измерения ежегодно создаваемого богатстваслужит валовый внутренний продукт (ВВП). Иначе говоря, экономическая функциязанятостизаключается в создании предпосылок для удовлетворения личных иобщественных потребностей.
Реализация экономической функции зависит от возможностей общества,государства создавать экономически целесообразные рабочие места, от полнотызанятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффективностииспользования как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому достижение полной,продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачейсоциально-экономической политики в широком смысле, включая и политикузанятости, доходов и инвестиционную политику.
Наиболее подходящими, обеспечивающими достаточно глубокоепредставление об эффективной занятости, являются следующие показатели:
– уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым)трудом;
– уровень занятости трудоспособного населения или трудовыхресурсов в общественном хозяйстве;
– оптимальность распределения трудоспособного населения (илитрудовых ресурсов) по сферам общественно полезной деятельности;
– рациональность структуры распределения трудоспособного населенияпо профессиям, отраслям и секторам экономики;
– норма безработицы. Ее соотношение с естественным уровнембезработицы.
Рассмотрим эти показатели (в рамках ограниченных и представляемыхсо значительным опозданием статистических данных).
Первый показатель – уровень (коэффициент) занятости населенияпрофессиональным трудом– определяется как отношение числа занятых к общейчисленности населения, выраженное в процентах. В 2004 г. он равнялся 43,6%(64,3 млн. человек: 147,4 млн х 100). Доля трудоспособного населения в этомгоду в общей его численности составляла 57,5%. В 1998 г. долятрудоспособного населения России составляла 56,7%, а коэффициент занятостиравнялся 50%. Таким образом, по рассматриваемому коэффициенту можно судить, чтов Российской Федерации уровень занятости населения снизился более чем на 6процентных пункта и сегодня нет сверхзанятости, что было характерно для РСФСР.Снижение этого коэффициента говорит о том, что созданы условия, в видесвободного времени для занятия другими видами деятельности. Вместе с тем онтребует дальнейшего анализа, касающегося действительного вовлечения населения вдругие виды деятельности, состояния здоровья нации. Указанный коэффициент можетбыть использован для международных сравнений.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения вобщественном хозяйстверассчитывается как процентное отношение численности населения,занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населенияили трудовых ресурсов. В 2004 г. он составил 75,8% (64,3 млн. чел. х 84,8млн. х 100). Для сравнения: в 1986–1987 гг. данный коэффициент достигмаксимума, перешагнув за 85% и по некоторым оценкам приблизился к 90%.Следовательно, по этому показателю произошло еще большее снижение занятости.Оно дает основание для предположения о неэффективном использовании рабочейсилы.
Третий показатель – оптимальность распределения населения посферам общественно полезной деятельности. В 2004 г. по сравнению с 1986–1987 гг.занятость в народном хозяйстве уменьшилась на 10,6 млн. человек (с 74,9 млн в1987 г. до 64,3 млн. человек). Если до начала радикальных реформуменьшение шло за счет части занятых, выбывавших из состава рабочей силы ипополнявших число занятых домашним хозяйством, то с 1992 г. стало быстроувеличиваться число и доля безработных. В 2000 г. общее число ищущихработу составило 7,6 млн. человек, или 10,5% (по методологии МОТ), в том числезарегистрированных в службе занятости – 1,1 млн. человек, или 1,5%. Как видим,общее число безработных является слишком большим, чтобы говорить об оптимальнойзанятости в экономике. Высокий уровень желающих работать подтверждаетпредположение о неэффективном использовании рабочей силы.
На рост численности безработных оказывает существенное влияниезначительное сокращение за годы реформ Вооруженных Сил РФ. Само по себесокращение армии является позитивным шагом, если не нарушается обороноспособностьстраны. Но критика в адрес военного ведомства говорит о том, что здесь далеконе все благополучно, что увольняемые в запас военнослужащие пополняют рядыбезработных. Это не отвечает требованиям оптимальности.
Занятость учебой не достигла дореформенного уровня, хотя и тогдачисленность учащихся высших и среднеспециальных учебных заведений на 10 000человек была меньше такой же численности в наиболее развитых странах.
Поэтому в 90-х годах распределение трудоспособного населения посферам общественно-полезной деятельности в России нельзя признать оптимальным.
Четвертый показатель – рациональность структуры распределениянаселения по профессиям, отраслям и секторам экономики.
Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иныепрофессии. В частности, с началом рыночных реформ резко возрос спрос наспециалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и другихгуманитарных профессий, и сократился – на специалистов по техническимдисциплинам. В этом выражался процесс устранения некоторого перекоса вподготовке технических специалистов в дореформенный период, по сравнению соспециалистами для гуманитарной сферы. По мере насыщения спроса вспециалистах-гуманитариях, и уменьшения подготовки инженеров стал ощущатьсяголод и в инженерных специальностях. В конце 90-х годов возрос прием втехнические ВУЗы. Рынок разных специалистов постепенно приходит в равновесие.
Численность и доля занятых в отраслях экономики, согласностатистическим данным, претерпела за годы реформ существенные изменения.Наибольшей трансформации подверглась сфера материального производства.Уменьшилось число и доля занятых в промышленности, особенно в машиностроении иметаллообработке (почти в 2 раза). Еще большее, в процентном отношении, посравнению с промышленностью, уменьшение численности произошло в строительстве,на транспорте, в сельском хозяйстве, хотя доля занятых в них осталась безизменения.
На фоне общего снижения занятости в экономике непроизводственнаясфера сохранила свою численность и, следовательно, увеличила свою долю средизанятых в народном хозяйстве. Среди отраслей этой сферы наибольший урон понеслаотрасль «наука и научное обслуживание», где численность персонала уменьшилась,по сравнению с 1990 г., почти в 2 раза, что связано в первую очередь с сокращениемфинансирования науки. Массовый отток ученых и специалистов из этой отраслинегативно отразился на научно-техническом прогрессе страны в целом, снизилэффективность использования квалифицированных кадров. Поэтому сегодняшнююотраслевую структуру нельзя признать рациональной.
Пятый показатель – норма безработицы, ее соотношение сестественным уровнем безработицы.
Данный показатель широко используется в Западных странах дляанализа эффективности занятости. Это стало возможно после научного определенияестественного уровня безработицы, отклонения от которого в ту или иную сторонупоказывает, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потерииз-за инфляции или недопроизводства ВВП. В США во второй половине 90-х годовестественной нормой безработицы считается уровень в 5,5–6%.
В России такую норму правильно рассчитать невозможно из-заотсутствия данных по производительности труда, высокого уровня инфляции,высокой скрытой безработицы и теневой занятости и т.п. В качестведополнительного этот показатель можно использовать, приняв во вниманиеестественную норму безработицы, рассчитываемую в развитых странах. Высокая долябезработных, достигшая в 2000 г. 10,5%, говорит о неэффективномиспользовании совокупной рабочей силы.
Таким образом, опираясь на анализ всей совокупности показателей,можно сделать однозначный вывод о том, что в 90-х годах рабочая сила в Россиииспользовалась неэффективно. Одним из последствий неэффективного использованиярабочей силы стало снижение производства ВВП и возникновение напряженности врешение социальных проблем. Поэтому необходима корректировка реформ в сторонуболее активного участия государства в структурной перестройке экономики,опирающейся на увеличение инвестиций, использование достижения науки и техникидля обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости.[7]
Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннегоразвития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего отзанятости в народной хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь,заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижениеэкономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшейценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человекможет более активно и плодотворно участвовать в управлении производством иобществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.
Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию.Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд являетсяисточником материального и духовного богатства, социального прогресса иразвития человека. Обесценивание труда, сведение его только к обеспечениюусловий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает егопотребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированноесоциологами в 90-х годах, негативно отражается на развитии производства, человека,а, следовательно, и общества. Об этом свидетельствуют падение производства ВВП,рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому, поднимаязначение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессиональноготруда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, асозданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным еговознаграждением.
В переходный период под влиянием преобразования форм собственностипроисходят изменения в структуре занятости, а вместе с ними и определеннаятрансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по динамикераспределения численности занятого населения по секторам экономики (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение занятого населения по секторам экономики (в % кобщей численности занятых) 1998 г. 2004 г. 2004 г. в% к 1998 г. млн. человек % млн. человек %
Всего занято в экономике
В том числе:
в государственном секторе
в частном секторе
в общественных организациях, фондах, на
предприятиях, совместных с зарубежными
фирмами, и со смешанной формой собственности
75,3
62,2
9,4
3,7
100
82,6
12,5
4,9
64,3
25,5
27,0
11,8
100
39,7
42,0
18,3
85,4
 
40,9
 
287,2
 
318,9
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в распределении населенияпо секторам экономики за годы реформ произошли кардинальные изменения.Появились новые сектора экономики, связанные с частной собственностью и счастными собственниками, лицами ненаемного труда. Господствовавший в течениемногих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору.Так, если в 1998 г. в государственном секторе было занято 82,6% всехработающих, то в 2004 г. – только 39,7%, т.е. сокращение более чем в 2раза. Доля занятых в частном секторе увеличилась почти в 3 раза, а в остальныхформах собственности и хозяйствования возросла более чем в 3 раза.
В результате реформ, изменения структуры занятости появились новыеклассы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный(прежде всего финансовый и торговый) капитал и мелкий капитал (частныеработодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм (лавок), фермеры),класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, атакже крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда. Рольэтих классов в трудовой деятельности изменилась. Один класс (капиталисты)выступает в качестве организатора производства, торговли, финансов, другойкласс – наемные работники – в качестве исполнителя воли первого, третий слойнаселения – самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий) – совмещаютобе эти роли.
Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительнымувеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени,неполной недели. Мониторинг промышленных предприятий, осуществляемыйВсероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), показывает, что по отраслямпромышленности доля занятых неполное рабочее время составила в 1999 г. – 14,4%,в 2000– 14,5%. При этом на предприятиях частной собственности рост долитаких занятых весьма значительный, с 13,1 до 16%, а на предприятиях сосмешанной российской (без иностранного участия) собственностью произошлосокращение этой доли с 17,1 до 15,3%. Особенно возросла она на мелкихпредприятиях (с 10,3 до 16,4%). Это говорит о том, что частные и мелкиепредприятия стараются уменьшить свои финансовые издержки за счет экономии наоплате труда. Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводстварабочей силы, снижению ее качества. Вместе с тем, для части населения – женщины,учащаяся молодежь, пенсионеры – такой режим работы позволяет участвовать впроизводстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию.
Происходят изменения в сфере образования, среди занятых учебой. В1992–1995 гг. имела место тенденция к сокращению числа обучающихся втрудоспособном возрасте (до 5,3 млн. человек) Во второй половине 90-х годовнаметилась тенденция к росту их числа (5,9 млн. человек в 1998 г.),особенно в ВУЗах. Появились частные высшие учебные заведения, лицеи, гимназии.Общее число учащихся в конце 90-х годов приближается к дореформенному периоду.Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Эти изменения связаны как свысоким статусом образования, дающего более устойчивое положение в обществе,так и с появившейся новой функцией образования – временной социальной защиты.Так, высшая школа отодвигает проблемы безработицы на 4–5 лет, спасает отнепопулярной в настоящее время службы в Вооруженных Силах России. Этим можнообъяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимсясегодня на рынке труда.
Определенную социальную функцию выполняет занятие домашнимхозяйством, особенно воспитанием детей.
Новым социальным явлением для России за последние десятилетиястала безработица. Частично безработица выполняет позитивную социальнуюфункцию. Перерыв в работе используется для переподготовки рабочей силы изанятости на новом рабочем месте. За 1999–2000 гг. в среднем за годпроходили переподготовку примерно по 300 тыс. безработных.
В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Всеувеличивающая доля граждан (в 1999–2000 гг. 23% безработных стояли научете больше года) занимает маргинальное положение, остается без определенныхзанятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращениетаких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, чтоотсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативнымпоследствиям и для человека, и для общества.
Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятостиспособствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятоститормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решениемпроблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства. 2.2 Анализ занятости ибезработицы в России
Показателизанятости населения – важнейшая макроэкономическая характеристика современногообщества, это также характеристика его социального состояния. Очевиднавзаимосвязь уровня нравственности в обществе и качества работников и их занятости.Наконец, занятость выступает и как культурологический фактор.
Однако после1998 г. проблемам занятости в России удаляется все меньше и меньшевнимания. Это относится как к соответствующим государственным документам, так ик научным публикациям. Складывается впечатление, что появление безработицыпривело к тому, что вопросы качества занятости отступили на второй план посравнению с вопросами степени охвата населения занятостью. Приоритет явнопринадлежит анализу проблемы безработицы. И этому есть вполне объективныепричины. Официально считается, что в бывшем СССР безработица была окончательноликвидирована в конце 30-х годов прошлого столетия, хотя это утверждение нельзясчитать в полной мере соответствующим реалиям последних десятилетий. Гораздо болеемассовое и очевидное распространение безработицы в начале 90-х годов, причемофициально признанной, вызвало шок у населения. В 1991 г. органамигосударственной службы занятости было признано безработными 61,9 тыс. человек;в 1992 г. – 577,7 тыс. человек. По результатам обследования занятостинаселения Госкомстатом выявлено в 1992 г. 3877 тыс. человек.
В то же времячисленность занятого населения является оборотной стороной безработицы, этотакже показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесновзаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателемположения с занятостью в обществе.
Однако, числобезработных не дает возможности получить реальную оценку этого явления. Однодело, когда человек, оказавшись безработным, трудоустраивается через 1,5–2недели, и совершенно другая ситуация складывается, если поиск работызатягивается не на недели, а на месяцы. В этом случае потери возрастаютнеизмеримо.
В связи сэтим было бы более правильно определять безработных не только по числу людей,но и по количеству потерянных человеко-месяцев, т.е. по уменьшению масштабовзанятости населения. Эти потери занятости могут быть оценены как произведениечисленности безработных и продолжительности поиска работы в данном году.
Данные таблицы2 представляют более полную картину потерь труда, сокращения занятости врезультате безработицы. Если считать численность потерянных работников из-забезработицы в 1992–1999 гг., то она за этот период уменьшилась в 2,3 раза,а с учетом продолжительности поиска работы – в 5,4 раза. В годы подъемаэкономики положение, конечно, улучшилось, но потери по-прежнему весьма велики.И причина этому – прежде всего низкие темпы снижения продолжительности временипоиска работы человеком. Фактически в новом столетии каких-либо принципиальныхизменений не произошло, и хотя численность безработных уменьшилась весьмасущественно, но ситуация по-прежнему тревожная из-за длительных сроков поискаработы безработными.

Таблица 2. Численностьбезработных (тыс. чел.) и людские потери от безработицы, (тыс.человеко-месяцев)
/>
В 2004 годупрактически 4 из 10 безработных искали работу более года. Опыт показывает, чтоза такой отрезок времени человек практически теряет свои профессиональныезнания и навыки. Он деквалифицируется. Его надо реабилитировать как работника.А для этого необходимо создавать специализированные курсы. С другой стороны,спрос на рабочую силу систематически меняется – все более возрастает спрос наквалифицированных работников. И, следовательно, остро встает проблемапрофессиональной переподготовки вчерашних безработных.
Вместе с тем,оценивая потери занятости из-за безработицы, необходим учет того, что ониобъективно обусловлены. Фрикционная и структурная безработица имеют местонезависимо от фазы промышленного цикла. Это обстоятельство нельзя забывать.
Из характераразвития безработицы непосредственно вытекает вывод, что в настоящее время мыведем борьбу с последствиями безработицы, а её надо упреждать. И это, наверное,должно стать центральным моментом в деятельности Государственной службызанятости. Только в этом случае окажется возможным минимизировать потеризанятости из-за безработицы и максимизировать занятость.
Выбор путирешения задачи должен определяться с учетом наличия или отсутствиятрудоизбыточности. По оценке отдельных исследователей, её сегодня фактическинет. «Явления трудоизбыточности практически больше не существует» – пишет В. Гимпельсон.[8] К такому выводу онприходит на основе различных опросов руководителей организаций. Но важнопонимать, что представляет собой трудоизбыточность. Можно её рассматривать,сопоставляя объем производства и численность работников, принимающих участие впроизводстве. Вполне возможно, что для локальных целей такой подход вполнеприемлем. В нашем же представлении трудоизбыточность или её отсутствие должныбыть оценены в масштабе экономики страны и ее регионов. И в этом случае наличиепятимиллионной армии безработных не позволяет утверждать, что трудоизбыточностьв России преодолена. Она, конечно, не может быть ликвидирована полностью. Иочевидно, что для оценки наличия или отсутствия трудоизбыточности должениспользоваться иной подход. Нам представляется, что здесь возможно использоватьчисленность естественной безработицы, под которой, с определенными оговорками,можно подразумевать суммарную численность фрикционной и структурнойбезработицы.[9]
Развитиезанятости неразрывно связано с демографической ситуацией в стране. Численностьнаселения, начиная с 90-х годов прошлого столетия, систематически сокращается.За 1990–2003 гг. оно уменьшилось на 6,2 млн. человек. Эти изменения происходятвесьма своеобразно. За рассматриваемый период численность населения втрудоспособном возрасте увеличилась на 5,9 млн. человек, детей и подростковуменьшилась на 11,4 млн. человек, а старше трудоспособного возраста возросла на1,1 млн. человек.[10]
Данныетаблицы 3 показывают, что движение численности отдельных групп населенияопределяется фазой промышленного цикла. За 1992–1999 гг. – периодсистемного кризиса – численность экономически активного населения сокращаласьнезначительно. Это определялось тем, что численность занятых уменьшается, ивесьма значительно, но численность безработных увеличивалась. В результате втот период возрастает уровень безработицы и падает уровень занятости иэкономической активности населения. В то же время существенно возрастаетконтингент экономически неактивного населения.
В периодоживления и подъема экономики картина принципиально меняется. Существенновозрастает занятость населения и сокращается безработица, в результате чегоэкономически активное население опять-таки изменяется очень незначительно.Численность экономически неактивного населения практически стабилизируется.
В ближайшейперспективе в России будет происходить сокращение численности населения втрудоспособном возрасте. По имеющимся оценкам, уже в 2005–2006 гг. ростчисленности населения в трудоспособном возрасте прекратится. В таблице 2отражена стабилизация численности этой группы в последние годы. Дальнейшееразвитие будет вести к дефициту предложения труда.
Таблица 3. Экономически активное и экономически неактивноенаселение, тыс. человек
/>

В то же время численность экономически неактивного населения посленекоторого роста также стала сокращаться, хотя именно эта группа населениямогла бы выступить резервом рабочей силы (см. таблицу 4). Подавляющее большинствов этой группе населения составляют граждане, не выразившие желания работать – такихпримерно 2/3. Основную их массу составляют студенты дневных форм обучения ипенсионеры. Из числа выразивших желание работать многие не ищут работу. Тех,кто хотел бы работать, но не готов приступить к работе, примерно 10% от числавыразивших желание работать.
Таблица4. Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте по категориям, тыс.чел.
/>
Вместе с тем,необходимо отметить, что их образовательный уровень существенно ниже, чем узанятых в экономике. Доля лиц, имеющих высшее образование, среди занятогонаселения составляет 22,2%, а среди экономически неактивного населения 8,0%.
Существенно различаетсяих возрастной состав. Если среди экономически активного населения доля лиц ввозрасте 50–72 года составляла 20,3%, то среди экономически неактивногонаселения – 48,0%.
Вместе с тем,вполне возможно вовлечение в контингент занятого населения пенсионеров и лиц,ведущих домашнее хозяйство. Стимулом здесь, безусловно, может быть повышениеминимальной заработной платы, создание более благоприятных условий труда длякатегорий, пока не выразивших желание трудиться. В группе неработающих, ножелающих работать, прежде всего необходимо оказать помощь людям, которыеотчаялись найти работу. Таких граждан немало. Наибольший интерес представляетгруппа людей, которые не ищут работу. Их, очевидно, можно заинтересовать, нодля этого нужно провести большую работу, носящую практически индивидуальныйхарактер.
Решениепроблем пополнения численности занятого населения предполагает обязательноеповышение и его качественного состава, основу которого составляет уровеньобразования, прежде всего профессионального. Это представляется сегоднянаиважнейшим.
Данныетаблицы 5 показывают, что структура образования экономически активногонаселения претерпела существенные изменения. Выросла доля лиц с высшимпрофессиональным и начальным профессиональным образованием. Доля лиц с общим образованиемсократилась и, следовательно, можно говорить о росте профессионализмаэкономически активного населения страны.
Таблица 5. Структура экономически активного населения по уровнюобразования, %
/>
Вместе с тем,нельзя не видеть, что наблюдается сокращение доли граждан, имеющих среднеепрофессиональное образование, замедлился рост доли лиц с высшим образованием. Ксожалению, все еще велика доля лиц, не имеющих профессионального образования.Хотя, по сравнению с 1992 г. она сократилась в 2004 г. с 51,0% до 30,6%.
Этот выводподтверждают и данные об образовательном составе занятого населения.
Данныетаблицы 6 позволяют определить не только общий уровень образования (число летобучения одного работника), но и уровень профессионального образования. Расчетыпоказали, что в 1999 г. уровень общего образования составлял 11,79 лет,профессионального – 10,36 лет; в 1999 г. соответственно 12,48 и 9,28 лет;в 2003 г. – 12,49 и 9,28 лет; в 2004 г. – 12,6 и 9,50 лет.Следовательно, можно говорить о некотором росте общеобразовательного уровнянаселения и некотором снижении уровня профессионального образования.Таблица 6. Структура занятого населенияпо уровню образования
/>
В то же времянадо отметить, что за 1992–2004 гг. возросла доля лиц, имеющихпрофессиональное образование, с 49,4% до 70,6%. При этом выявились недостаткииспользования образовательного потенциала населения страны (что видно изсравнения таблиц 5 и 6). Наиболее полно используется потенциал граждан с высшими средним специальным образованием. Но весьма неблагополучно положение сиспользованием потенциала лиц с начальным профессиональным и общимобразованием.
Подобнаяситуация вполне закономерна. Наши общеобразовательные школы сегодня практическипрекратили какую-либо деятельность по подготовке своих выпускников к трудовойдеятельности. Действующая же система профессионального обучения на предприятияхслаба. На нужды обучения персонала в нашей экономике тратится не более 0,3% отфонда заработной платы, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой – 10–20%.Не лучше и положение начального профессионального образования. Его состояниехарактеризуется вяло текущим кризисом. Причина этому – особенности приватизациипромышленных предприятий в начале 90-х годов прошлого столетия.
Учрежденияначального профессионального образования, как правило, будучи самостоятельными,фактически находились на базе крупных предприятий. Они выступали какпроизводственная база обучения учащихся начальных профессиональных учебныхзаведений, оказывали им и прямую материальную поддержку. При приватизации, какправило, о существовании таких учебных заведений «забывали». Именно на годыактивной приватизации приходится резкое снижение основных показателейдеятельности начального профессионального образования. В этом секторепрофессионального образования возникла очень сложная ситуация (см. таблицу 7).
Другие видыобразования – специальное среднее и высшее – таких потерь не понесли. Болеетого, они добились в последнее время значительного роста масштабов. В 1990 г.на 10000 человек населения приходилось 190 студентов; в 1999 г. – 280 и в2004 г. – 448; студентов техникумов соответственно – 148, 148, 174.[11] Следовательно, можноговорить о значительном росте вовлеченности населения в процесс получениявысшего образования. Это принципиально важно для развития экономики знаний.

Таблица7. Основные показатели деятельности начального профессионального образования
/>
Однако у насрезко нарушается образовательная пропорция выпуска специалистов. Если в 1990 г.на одного выпускника вуза приходилось 3,2 выпускника начальной профессиональнойшколы и 1,6 выпускника среднетехнического учебного заведения, то в 1999 г.соответственно 1,4 и 1,01 выпускника, в 2003 г. – 0,74 и 0,68 выпускника.Это, по нашему мнению, не может не сказаться негативно на развитии российскойэкономики.
Такаяситуация сложилась, очевидно, в частности в силу того, что определенная частьэкономически активного населения не востребована экономикой.
Этот выводподтверждается данными об образовательном уровне безработных. Их наибольшеечисло в наши дни имеет среднее (полное) общее образование. На их долюприходится более трети всех безработных; на долю же лиц с основным общимобразованием – примерно 14%, тогда как среди экономически активного населениялиц со средним (полным) общим образованием лишь примерно четверть, а с основнымобщим – чуть более 14%. Подобная ситуация свидетельствует о необходимостиуделять больше внимания профессиональной подготовке граждан, которые послеокончания общеобразовательной школы сразу начинают трудовую жизнь.[12]
Другойпринципиальной характеристикой качества занятости является эффективность труда.Её показателем является производительность труда (таблица. 8).
Период 1990–1998 гг.(исключая 1997 г.) характеризуется существенным падением производительноститруда. Она за этот период упала почти на треть. Это неразрывно связано сэкономическим кризисом. Он был обусловлен прежде всего падением покупательнойспособности населения и сокращением спроса на инвестиционные товары, такжесвязанным с падением покупательной способности населения.
Таблица8. Производительность труда в экономике России, тыс. руб.
/>
К числупричин снижения производительности труда относится не в последнюю очередьснижение качества человеческого капитала. Это обусловлено тем, что с начала 90-хгодов прошлого столетия фактически была разрушена сеть институтов, занимавшихсяповышением квалификации инженерно-технических работников. На крупныхпредприятиях практически прекратили свою деятельность так называемые учебныекомбинаты, где готовились новые рабочие, и повышалась квалификацияфункционирующих работников. Свою роль сыграло, как уже отмечалось, и резкоесокращение выпуска рабочих сетью начальных профессиональных учебных заведений.
Не менееважное значение имело падение реальной начисленной заработной платы. Этосущественно снижало материальную заинтересованность работников ввысокопроизводительной трудовой деятельности.
Определеннуюроль сыграло и постарение оборудования, низкие темпы его обновления и некоторыедругие причины. В последующие годы производительность труда начала расти. За1998–2003 гг. она увеличилась на 33,0%. В наши дни производительностьтруда находится примерно на уровне 1991–1992 гг.
Как положительныймомент необходимо отметить, что наблюдается статистически существенная связьдинамики заработной платы (в ценах 1991 г.) и производительности труда – чемона выше, тем больше заработная плата. Это, безусловно, положительнаятенденция. Вместе с тем, темпы роста заработной платы опережают темпы ростапроизводительности труда. Такая ситуация явно противоречит теоретическимпостулатам. В связи с ростом заработной платы повышается покупательнаяспособность населения. Однако в то же время низкая производительность трудаотносительно увеличивает стоимость продукции и услуг. И при низком уровнеоплаты труда в нашей стране это, конечно, сдерживает рост производства иоткрывает дорогу экспорту, хотя, разумеется, определенную роль здесь играет икачество импортной продукции.
Оцениваясостояние и перспективы занятости, некоторые исследователи утверждают, что вРоссии, «по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можноиспользовать для обеспечения дальнейшего роста экономики», – пишет В. Брагин.[13] И действительно, вэкономике страны в 2003 г. реально было занято 66,5 млн. человек. В то жевремя затраты труда в эквиваленте полной занятости составили 70,3 млн. условныхработников. И, следовательно, определенная часть работников должна былаработать более 8 часов в день. Вместе с тем, в стране насчитывается 5,7 млн.безработных. В связи с чем речь должна идти не столько об отсутствии свободныхтрудовых ресурсов, сколько о качественном несоответствии спроса и предложениятруда. Оно, является прежде всего следствием рассогласования деятельностипрофессиональных учебных заведений и предприятий и организаций (подчас готовятне те кадры, которые необходимы), плохо организованной работы службы занятостипо переподготовке кадров, недостаточно высоких темпов экономического развитиястраны.
Важноезначение для характеристики качества занятости имеет их распределение по сферамдеятельности (см. таблицу 9).
Таблица 9. Распределение занятого населения по сферамдеятельности, тыс. чел.
/>
В 1999–2004 гг.произошел некоторый рост численности занятых в экономике страны (2,7%). Однакопо-прежнему сокращалась занятость в аграрном секторе. В индустриальном сектореона немного выросла, но её доля в общей численности занятых продолжалауменьшаться. Заметный рост наблюдается только в сфере услуг (14,1%). Все этиизменения свидетельствуют о продолжении тенденции принципиальной трансформацииструктуры занятости населения в экономике страны.
В современныхусловиях главенствующим становится производство услуг, а не товаров. Реализациятакого направления развития экономики повлекла за собой значительное увеличениепроизводства ВВП в сфере услуг. В 1992 г. на её долю приходилось 35,9%произведенного ВВП, а в 2003 г. – примерно 70%[14]. Это явносвидетельствует о прогрессивном развитии экономики России. Но, отмечая этуположительную трансформацию отраслевой структуры занятости, нельзя не видеть инекоторые тревожные симптомы. Рост сферы услуг не всегда, по нашему мнению,отвечал потребностям прогресса страны. Наблюдается прежде всего значительныйрост занятых в оптовой и розничной торговле, общественном питании. Приростзанятых в этой отрасли за 1999–2003 гг. составил 1735 тыс. человек. Имелместо и некоторый прирост численности в здравоохранении, физической культуре исоциальном обеспечении и некоторых других отраслях. Самое же главноезаключается в том, что в 2003 году наметилась тенденция роста численностизанятых в науке и научном обслуживании (рост по сравнению с 2002 г.составил 3%, т.е. несколько больше, чем процент увеличения занятых вэкономике).
Анализотраслевой структуры занятости населения за 1992 и 2003 гг. и ранжированиеотраслей по численности занятых позволили наглядно показать изменениеотраслевой структуры занятости по 5 отраслям. Данные таблицы 9 дают основаниепризнать, что если в 1992 г. экономику России можно было охарактеризоватькак индустриально-аграрную, то в 2003 г. – как индустриально-торговую.Такую трансформацию можно признать вполне обоснованной и отвечающей требованиямразвивающейся рыночной экономики.[15]
Таблица10. Положение в ранжированном ряде первых пяти отраслей экономики в 1992 и 2003 годах
/>
Итак, запоследние годы в России, безусловно, произошли позитивные изменения структурызанятости населения. Это явилось одним из условий экономического роста. В то жевремя вполне очевидна необходимость существенных изменений в микроструктурезанятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна бытьобеспечена её интеллектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать ростзанятости в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование,культура и искусство. Решение этой задачи в наши дни – важнейшее условиестановления и развития экономики знаний, повышения культуры производства,нравственных начал экономики. Решение таких задач, безусловно, предполагаетпривлечение не только бюджетных, но и частных инвестиций в эти сферыдеятельности.
3.Направления повышения занятости
Одним из стратегических направлений достижения устойчивогоэкономического роста, повышения эффективности национальной экономики являютсясоздание высокотехнологичных и наукоемких производств, освоение новыхпромышленных технологий. В России в последние годы наблюдается ростинновационно-активных промышленных предприятий: их удельный вес составляетоколо 15%. Тем не менее, доля инновационной продукции в общем объемеотгруженной продукции в отраслях промышленности остается небольшой – 4–5%.
Как свидетельствует мировой опыт, важный источник доходов всовременной экономике представляет интеллектуальная рента. Для ее ростанеобходимо направление капитала в высокотехнологичные отрасли. Осуществлениеданной стратегии позволит эффективно использовать российский кадровый,интеллектуальный потенциал, сохранить высококвалифицированные рабочие иинженерные кадры, создать новые рабочие места за счет организации инновационныхпроектов, повысить общую технологическую культуру персонала, значительноснизить уровень безработицы.
В Российской Федерации общий уровень безработицы, рассчитываемыйпо методологии МОТ, после пика в 1998 г. (10,8%) постепенно снижается. Вконце 2003 г. он приблизился к минимальному дореформенному значению исоставил 6,3% (рис. 3).
Хотя в последние годы и отмечается незначительный сдвиг от средне-и долгосрочной безработицы к краткосрочной (до одного месяца), уровеньдлительной безработицы остается по-прежнему достаточно высоким: доля лиц,являющихся безработными свыше полугода, составляет около 61%, в том числе свышегода – около 42%.

/>
Рис. 3. Уровень безработицы в Российской Федерации (пометодологии МОТ; кроме лиц пенсионного возраста)
Численность безработных с продолжительностью безработицы свышегода значительная: около 40% в возрасте от 30 до 34 лет и 48 – от 40 до 44 лет,53% – 55–64 лет и 85% – в возрасте старше 65 лет (рис. 4).
/>
возрастные группы, лет
Рис. 4. Распределение возрастных групп безработных попродолжительности поиска работы (Российская Федерация, 2002 г.)

Важнейшими формами эффективного противодействия длительнойбезработице на рынке труда являются активные программы содействия занятостинаселения. Значительная часть их в развитых странах ориентирована или на предупреждение,или на борьбу с последствиями длительной безработицы. Существуют различныеаргументы в пользу и против оказания содействия в трудоустройствепреимущественно долгосрочным безработным.
Многие долгосрочные программы на рынке труда в основном ориентированына безработных уже в течение определенного минимального периода времени (3, 6или 12 месяцев). Это объясняется экономией государственных средств. Такиепрограммы, как создание рабочих мест и выделение субсидий при найме на работу,обычно не предусматривают долгосрочных безработных. Хотя существуют некоторыеисключения: обеспеченное трудоустройство инвалидов, бельгийские и французскиемолодежные программы и др. Программы переподготовки, как правило,предоставляются безработным независимо от продолжительности периодабезработицы.
В 1990-х гг. широко обсуждалось использование в программахтехнологии профилирования безработных, в целях содействия в трудоустройстве темкраткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочнымибезработными. Профилирование безработных является процедурой, при которой наоснове рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываютсяуслуги в трудоустройстве. Также стали применяться такие методики, каксоставление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяютобъединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
В методиках профилирования безработных на основе численногозначения оценивается вероятность перехода вновь зарегистрированных безработныхв разряд долгосрочных. Профилирование предполагает представление безработныминтенсивных программ содействия занятости на ранней стадии безработицы.Реализации данного подхода могут сопутствовать две потенциальные проблемы.
Первая – выявление лиц с наибольшим риском перехода в разряддолгосрочных безработных является достаточно сложной процедурой.
Вторая – интенсивное содействие трудоустройству преимущественнобезработным с наивысшим риском долгосрочной безработицы не всегдасвидетельствует о наиболее эффективном использовании государственных ресурсов.По данным отдельных исследований, программы переподготовки и содействия поискуработы пропорционально повышают уровень трудоустройства как для лиц снаименьшими, так и с большими шансами трудоустройства.
Процедура профилирования безработных, разработанная в РоссийскойФедерации в рамках проекта Всемирного банка аналитическим центром, предполагаетиспользование в профилировании комбинированного подхода. На первом этапе приоценивании риска длительной безработицы предполагается использоватьстатистическую модель, скорректированную с учетом мнения экспертов (работниковслужбы занятости). На втором этапе происходит подбор активных программработниками службы занятости. В соответствии с данной процедурой приподразделении безработных на группы учитывается риск длительной безработицы.
Уровень риска наступления длительной безработицы определяется наоснове потенциала трудоустройства и мотивации к трудоустройству. Потенциалтрудоустройства безработных оценивается по статистической модели исходя из данныхрегистра безработных. Полученные результаты пересчитываются в баллы. Уровеньмотивации безработных к трудоустройству исчисляется с помощью анкетирования.Первая анкета заполняется безработным, вторая – специалистом по профилированиюна основе сведений о поиске работы безработным в течение первых десяти дней сдаты его регистрации в службе занятости. Затем происходит выведение суммарнойоценки мотивации к трудоустройству.
Практическая реализация разработанных методик получает все болееширокое применение в деятельности служб занятости. При профилированиибезработных определяются их профессиональная востребованность на рынке труда,степень мотивации к трудовой деятельности. Индивидуальные характеристикибезработных выявляются на основе анкетирования (сведения об образовании,профессии, квалификации, изменениях видов деятельности, продолжительностипериода нахождения в безработице и др.). Уровень мотивации к трудовойдеятельности оценивается методом независимых характеристик.[16]
В результате процедуры профилирования безработные разбиваются натри группы: имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить кработе в достаточно короткий срок; лица со средним потенциалом трудоустройства,в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поискеработы; все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовыенемедленно приступить к работе.
Безработным, отнесенным к первой группе, предоставляется комплекснеобходимых услуг по содействию в поиске работы – профориентационные услуги,профессиональное обучение и др. Лицам второй группы, предоставляютсяпсихологическая поддержка, информация о вакансиях, квотируемые рабочие места.Они направляются на профориентационные программы, на гарантированныесобеседования и ярмарки вакансий. Гражданам из третьей группы предоставляетсяпсихологическая поддержка, они направляются на профориентационные программы, наобщественные работы.
Одной из наиболее эффективных форм содействия занятости населенияявляются программы переобучения, проводимые службой занятости. Основные видыего – первоначальное обучение и переподготовка. На их долю приходится около 80%слушателей программ переобучения. В 1995–2002 гг. в Российской Федерациипроизошел рост численности слушателей данных программ в 1,4 раза. Количестволиц, прошедших переобучение, составляет около 4–6% общей численностибезработных. В 1998 г. наблюдалось резкое снижение количества лиц,прошедших переобучение, – 83% уровня 1995 г.[17]По сравнению с 1995 г. увеличилась численность лиц, прошедших повышениеквалификации. Их доля в общем количестве лиц, прошедших переобучение, заанализируемый период находилась на уровне 12–14%. В кризисном 1998 г.численность лиц, повысивших квалификацию, увеличилась в отличие от других формпереобучения на 42% по сравнению с 1995 г. По данной форме переобучениятакже наблюдался наибольший темп роста численности слушателей – 2,8 раза (рис. 5).[18]
/>
Рис. 5. Структура программ профессионального обучения,Российская Федерация
Таким образом, повышение эффективности использования методовснижения длительной безработицы с использованием процедур профилированиябезработных в ходе реализации инновационной стратегии развития национальнойэкономики может быть достигнуто на основе улучшения предсказательной точностимоделирования, а также выявления не столько слабых сторон безработных, сколькоопределения характеристик, которые свидетельствуют о способности безработногоэффективно использовать предоставляемые ему программы.
Для проведения современной политики занятости целесообразнопроведение реальной модернизации и структурной перестройки производства на базеновых технологий, что позволит создать дополнительные рабочие места.Активизация индустриально-инновационной стратегии, в основе которой находитсяорганизация высокотехнологичных, наукоемких производств, позволит стимулироватьактивную политику занятости населения и сформировать тенденцию устойчивогоэкономического роста экономики.
Заключение
Современноесостояние занятости свидетельствует, что основная причина нарастающейнапряженности на рынке труда и трудностей решения многих экономических проблемзаключается в сохранении неблагоприятных макроэкономических условий занятости.В настоящее время достижение сколь либо заметных позитивных изменений требуетпринципиально новых подходов в решении проблем занятости на макроуровне. Они невозможны без активного включения занятости в макроэкономическую политику. Этоозначает, что эффективность решения в области структурной политики, развитияотраслей, инвестиционных, финансовых программ, политики доходов и народногообразования должна оцениваться с позиций их воздействия на трудовую сферу изанятость.
На российскомрынке труда еще не действуют многие рыночные регуляторы сферы труда, присущиестранам с развитой рыночной экономикой. Отсюда следует, что пока формируютсяполноценные рыночные механизмы государство должно взять на себя рольрегулирования занятости на макроуровне, увязывая ситуацию в сфере занятости ина рынке труда с макроэкономическими условиями функционирования народногохозяйства.
Издержки,связанные с нечеткостью государственной политики занятости в переходный период,явно ощущаются уже сейчас. Ее отсутствие привело к автономной кадровой политикепредприятий и учреждений, которая далеко не всегда согласуется с желаемымсостоянием занятости, усиливает или порождает новые негативные тенденции взанятости и на рынке труда, что лишь усугубляет кризис в экономике (потеряквалифицированных кадров, постарение трудовых коллективов, снижениепроизводительности труда, дальнейшее разложение трудовой морали, сдерживаниеструктурной перестройки).
Экономикастраны подошла вплотную к экономическому росту, а между тем прежние приоритетыполитики занятости (прежде всего сдерживание массовой безработицы) при всейсоциальной значимости и необходимости на этапе углубления кризиса в экономикеведут по существу к стагнации трудовой сферы и сдерживанию развития в нейрыночных отношений, что естественно не соответствует условиям перехода кэкономическому росту.
Проявлениенерыночного характера сферы труда (гипертрофированные масштабы скрытойбезработицы, невыплаты заработной платы, деформированная связь между трудовымвкладом работника и его доходами, неопределенность статуса занятости инезанятости, сформировали в численности занятых огромный слой неэффективныхработников, негативно влияющих на все социально-экономические процессы и преждевсего рост эффективности труда, структурные сдвиги, повышение уровня оплатытруда.
Если и далееставить во главу угла политики занятости сдерживание массовой безработицы, томожно ожидать стагнационного характера развития занятости и рынка труда.Безработица будет нарастать умеренными темпами, сохранится в больших масштабахнедоиспользование рабочей силы в отраслях экономики, отраслевое ипрофессиональное распределение занятых будет продолжать не соответствоватьреальной потребности экономики в рабочей силе, значительная часть занятых посвоему трудовому менталитету не вписывается в рыночные отношения, арегулирование рынка труда будет осуществляться, как и ранее, главным образом засчет внутреннего рынка, т.е. на предприятиях и в организациях.
Иной характерразвития трудовой сферы и ее регулирования можно ожидать, если акцент вполитике занятости будет перенесен на содействие ускорению переливов рабочейсилы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигови роста эффективности труда. С социальной точки зрения это более напряженныйвариант, поскольку предполагается ускорение высвобождения работающих в условияхмалочисленности вновь создаваемых рабочих мест и потому довольно существенныйрост безработицы.
Но это будет,кратковременный всплеск безработицы, которая начнет рассасываться в последующиегоды по мере экономического роста и создания новых рабочих мест, например вотраслях сферы обслуживания.
Сложилось таки это вполне объяснимо, что в начале реформирования экономики России акцепт былперенесен на социальные аспекты развивающегося рынка труда, посколькуофициально признанная безработица была новым явлением в нашем обществе и к томуже нередко прогнозировались исключительно большие масштабы безработицы. Ноодновременно из политики занятости, во всяком случае в реальном ее претворении,выпали те направления, которые связаны с ростом эффективности труда как основыповышения ответственности самого работника за свое благополучие и ускоренияструктурных сдвигов.
В меняющихсяусловиях социально-экономического развития государственная политика занятостидолжна решать следующие задачи:
повышениеспроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для ростаэффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;
обновлениекадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современноепрофессиональное образование;
усиление ролипрофессионального труда в росте доходов работающих и соответствующее изменениетрудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки);
упреждающаяпрофессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификацииэкономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерврабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересахобеспечения ее конкурентоспособности;
расширениегибкости рынка труда как по формам занятости, так и режимам труда;
максимальновозможное привлечение безработных к общественным работам и другим временнымработам;
совершенствованиеучета безработных и предоставления пособий по безработице;
оказаниедифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причинпотери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высокимпрофессиональным требованиям.
/>Список использованной литературы
1. Бреев Б.О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005. – №7–8.– С. 305–313.
2.  Буланов B.C. Современные проблемызанятости и безработицы. – М.: Изд-во «Финансист», 1999. – 345 с.
3.  Государственноерегулирование рыночной экономики / Под. ред. В.И. Кушина. – М.: Изд-воРАГС, 2002. – 390 с.
4.   Занятостьи рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Под ред. Л.С. Читова.– М.: Наука, 2003. – 254 с.
5. НижегородцевР. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики //Проблемы теории и практика управления. – 2004. – №4. – С. 89–95.
6.   Разработкапроцедур профилирования безработных в качестве основы планирования и реализацииактивных программ содействия занятости населения: Центр экономических ифинансовых исследований (ЦЭФИР) – Итоговый отчет №SPIL 5.19–2/17. – М.: ЦЭФИР,2002.
7.   Рыноктруда / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен»,2003. – 480 с.
8. Рыноктруда: статистика // Вопросы экономики. – 2004. – №3. – С. 87.
9.   Соловьев А.,Шолохов И. Профилирование безработных // Человек и труд. -2001. – №3.
10. Труд и занятость вРоссии. 2003 / Госкомстат России. – М.: Госкомстат России, 2003.
11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. –М.: БЭК, 1999. – 343 с.
12. Экономика труда: (социально-трудовыеотношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство«Экзамен», 2004. – 736 с.
13. Экономическая теория / Под ред. А.П. Добрынина,Л.С. Тарасевича. – СПб.: Наука и образование, 2001. – 366 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О роли и месте справочно-правовых систем в современном праве
Реферат Ii международная конференция кристаллогенезисис и минералогия посвящается памяти профессора в. Б. Татарского санкт-Петербург, 1-5 октября 2007 года
Реферат Україна в сучасному геополітичному просторі
Реферат Хроники Безвременья (Заметки бывшего начальника разведки)
Реферат Історико-краєзнавче дослідження міста Березне (Рівненської області)
Реферат Аннотация основной образовательной программы высшего профессионального образования Направление подготовки 022000 Экология и природопользование Профиль подготовки – «Природопользование» Квалификация (степень) – Бакалавр Область профессиональной деятел
Реферат Оптимальная организация рабочего места Статическое электричество проблемы и пути их решения
Реферат ALIENS Essay Research Paper No I do
Реферат Культура и искусство XVIIXIX веков
Реферат Is Wrestling For Children Essay Research Paper
Реферат Види та структура аудиторського висновку про перевірену фінансову з
Реферат Защита владения от изъятия в административном порядке
Реферат Разработка программного обеспечения для выбора оптимальной конфигурации АРМ ДЛ
Реферат Technology Is Changing The Way We Listen
Реферат Використання засобів педагогічного малювання у процесі удосконалення навичок образотворчої діяльності