Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и искусство XVIIXIX веков

Реферат
по предмету Культурология
Тема: Культура и искусство XVII – XIX веков
Содержание
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников
1. Культура и искусство XVII-XVIIIвеков
С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.
1.1 Эпоха абсолютизма
В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество.
Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии.
Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни — от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.
1.2 Эстетика классицизма
Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:
не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;
любое затруднение разделить на множество небольших;
начинать познание следует от простого к сложному;
чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить свои рассуждения о предмете.
Эти принципы послужили философской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полное отражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:
«Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!»
Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.
Много внимания П. Буало уделял моральной ответственности художника, его долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались, в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересы государства выше собственных.
Подобное требование имело и свою положительную сторону оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только не ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.
Специфика изобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основными принципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикой классицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами и др. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий», воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность.
Прекрасное идеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства — выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением — понятиями, отражающими общее, то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.
Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольера отличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое — на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой — скуп, а глупый — глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.
1.3 Искусство барокко
Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрождения о неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья, тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настрой ввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля искусства барокко и рококо. Для искусства барокко были характерны следующие особенности — это извилистые и нервные линии в живописи, вычурность и нагромождение множества отдельных деталей в архитектуре, а также определенная тематика литературных произведений, стремившихся изображать мучеников за христианскую веру, сцены самоубийства. От искусства классицизма, которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикой разума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность и чувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго — теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли свое отражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавал произведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм и правил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко по праву занимают среди них достойное место.
Гениальный голландский портретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом, оставившем после себя в мировой живописи шедевры портретного искусства. Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием, концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностью его творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработке человеческого лица и рук. Незабываемые образы созданы кистью другого мастера этого жанра — Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских художников-колористов — прежде всего, у Тициана). Кроме того, изображаемые лица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясь вертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием.--PAGE_BREAK--
Если в эпоху Возрождения идеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма — личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинают обращать внимание на моральное совершенствование индивида. Несмотря на то, что вера в безграничные возможности человеческого разума стала доминировать в мировоззрении эпохи Просвещения во всех странах Запятой Европы вновь обрели ценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждого народа и отдельной личности.
Поиски человеческой гармонии средствами искусства продолжались и в XVII в., и в XVIII в. Но вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке так и не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривали отношение между телом и духом как величину раз и навсегда данную и неизменную, в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении «естественного» и «цивилизованного» человека.
Симпатии французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро) были целиком на стороне природного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделал человечество цивилизованным, то он и способен вывести общество из противоречий, в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», — считали просветители. Что касается культуры, то она рассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, как естественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически.
Немецких просветителей больше волновали идеи не столько политического преобразования общества и государства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. История и культура рассматривались через постижение лежащих в их основании закономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветители впервые стали смотреть исторически, подчеркивая прогрессивность ее развития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе в области культуры, был немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал Бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества».
Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические принципы.
Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии.
Идеи французского Просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеалам Просвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное в искусстве — это содержание, а не форма.
Английский художник У. Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манером русского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации и людские характеры.
Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый — мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собой гармонию холодных тонов — от разнообразных оттенков голубого до серебристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом, создается впечатление легкости и воздушности, словно художник использует пастельные краски.
Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.
2. Культура и искусство XIXвека
Сохраняя связь с европейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с событиями и характерами реальной действительности и вступал с ними в противоречия — скорее, он был обращен в будущее, чем отражал настоящее. Пытаясь критически осмыслить идейное наследие просветителей, немецкие философы выдвинули свои концепции, исходя из потребностей времени, а не из абстрактных потребностей «естественного» человека, как это делали просветители.
2.1 Философия Канта
По мнению Канта, — основателя немецкой классической философии, природа сама по себе не содержит никакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном течении она слепа и безразлична к человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысла необходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существом разумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается в способности человека действовать независимо от природы, т.е. свободно. В противном случае, человек становится марионеткой в руках природы и обстоятельств. Разум, считает Кант, дан человеку не для того, чтобы он заботился о собственном благополучии и удовлетворял свои чувственные потребности, наслаждаясь жизнью.
Действительное назначение разума заключается в его влиянии на волю, благодаря которой человек сумеет подчинить нравственному закону свои чувства, мысли и поступки. Совершенствуя данные от природы способности и умения, человек создает культуру. Сущностью культуры является то, что человек обретает способность действовать независимо от природы.
Вслед за Руссо Кант критикует цивилизацию, которая безжалостна по отношению к отдельному человеку, однако представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовое государство, человечество ожидают тяжелые испытания и опустошительные войны, которые могут поставить под угрозу само существование культуры и цивилизации. Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования нравственности человека, которая является высшим проявлением его культуры.
Идеи о связи культуры и нравственности до Канта высказывали английские и французские просветители (правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются в центре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества из естественного состояния и его переходом в «моральное состояние» развертывается вся мировая история и культура. Подняв человека над грубостью и его животным существованием в природе, культура не только развивает его способности и задатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистические интересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либо превращается в физически совершенное и моральное существо, либо гибнет. Теория Канта носит открытый «характер» — он считает, что процесс культурного развития общества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем должен быть продолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные сложности. С одной стороны, эти трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой — человеку необходимо научиться преодолеть собственные эгоистические интересы, уметь согласовать в себе чувственную и разумную природу.
2.2 Теория Шиллера
Вслед за И. Кантом Ф. Шиллер ищет в культуре средство для достижения единства между чувственной и моральной сферами человеческой жизни. Переход от «естественного», природного существования человека к нравственному возможен через отыскание третьего состояния, каким является, по его мнению, эстетическое сознание. Поэтому задача культуры состоит в гармоническом развитии и примирении чувственной и нравственной природы человека, индивидуального и всеобщего, действительности и идеала, наслаждения и долга. Эту задачу культура может решить посредством искусства и эстетического воспитания, способного восстановить целостность в человеке, когда люди будут свободны как от физического, так и от морального принуждения.
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
Эстетические идеи о преодолении противоречий действительности средствами искусства нашли свое выражение в творчестве немецких романтиков. Доктрина романтизма была разработана Ф. Шлегелем и Новалисом, которые дополнили друг друга своими подчас противоположными рассуждениями. Для Новалиса субъективный мир поэта являлся тем действительно реальным миром, который только и заслуживает внимания. Ф. Шлегель разработал концепцию иронического, соединив ее с романтическим. Иронический человек никогда ничем не довольствуется, все отрицает, наслаждаясь неограниченной свободой, и поднимается все выше, переходя от одной формы к другой. Мир при этом разрушается, превращаясь в чарующий хаос.
Источником вдохновения для романтиков (поэтов, художников, композиторов) становились не столько происходящие в действительности события, сколько субъективные переживания и грезы.
Отвергая современную им цивилизацию как состояние, враждебное человеку, романтики противопоставляли ей мир таинственных и загадочных образов и поэтических символов, фантастических грез, сотканных воображением. В этом придуманном мире человек мог отрешиться от всего земного и обыденного, подчиняясь лишь власти поэтического вымысла и интуиции.
Романтическое искусство утверждало полную свободу творческого самовыражения художника, его суверенность и автономию от внешней необходимости и земных забот. Все это вполне согласовывалось с идеями Канта о прекрасном как о рожденной рассудком свободной игре воображения.
2.4 Творчество Гете
Поистине неоценимо не только для Германии, но и других стран творчество Гете. Предметом отдельного изучения могут стать как гениальные его творения, так и философские и эстетические рассуждения, а также судьба самого автора. Гете не просто сосредоточил внимание на индивидуальных субъективных переживаниях, как это делали многие его современники, но стремился найти в них объективное содержание, соответствовавшее правде самой жизни.
Гете те суждено было говорить языком философов, ибо мир для него был необъятным космосом. Творческое воображение поэта не сводилось лишь к простой игре рассудочно-эмоционального отношения к миру, а смогло подняться до высот великого Духа, царящего над Вселенной. По мнению Гете, именно любовь создает красоту, окрыляя воображение. Именно она посвящает человека в таинство жизни, поднимает выше ее будней и тем самым возвышает человека. Вершиной творчества Гете явился «Фауст», ставший символом всей европейской культуры. Не случайно ее так и называют «фаустовской», подчеркивая трагедийность уже пережитого и предвидя то, что еще предстоит пережить европейской культуре — об ном размышляли также А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Поэтическая идеализация прошлого в романтическом искусстве вызывала интерес к своеобразию его конкретных исторических форм, что позволило романтикам подняться до философского осмысления действительности и ее противоречий и связать философию культуры с историей культуры. На это обстоятельство обратили внимание представители немецкой классической философии и прежде всего Гегель.
2.5 Философия Гегеля
Гегель осуждал односторонний, как ему казалось, субъективизм романтиков. Действительной целью человеческой истории он считал переход от «естественной простоты» человеческого природного существования к всеобщности разума — этому переходу и призвана способствовать культура. Культура помогает отдельному человеку осознать свою причастность к целому. По мнению Гегеля, культура осуществляет переход человека от его природной, непосредственной жизни к жизни духовной. В рамках гегелевской философии культура и искусство рассматривались прежде всего как сфера духовной деятельности.
2.6 Импрессионизм
Одним из заметных художественных направлений в европейском искусстве второй половины XIX в. явился импрессионизм (что означает «впечатление»), перевернувший своим новаторским искусством складывавшиеся веками традиционные каноны. Импрессионизм смело отказался от классического наследия и утвердил свое ни на что не похожее представление о том, каким должно быть новое искусство. Не случайно он возникает накануне бурного и стремительного XX в., по-видимому предвидя те глобальные изменения в мировой культуре и цивилизации, которые еще только предстоит пережить человечеству. Однако великим художникам всегда удавалось заглянуть в будущее.
Стремление передать текучесть и изменчивость мира и самого человека сформировали особую творческую манеру живописцев. Главное внимание А. Дега, К. Моне, П.-О. Ренуара, Э. Мане и др. художников-импрессионистов было сосредоточено на цвете. Отказавшись при этом от рисунка, контуры изображаемых предметов намечались с помощью стремительных мазков, передающих динамику жизни и ее дыхание. Произведения искусства рождались на лоне природы, а не в мастерских, где обычно привыкли работать художники. Любимыми жанрами импрессионистов были уже не исторические полотна, натюрморты или парадные портреты, как в XVIII в., а пейзажи и портреты, написанные в непривычной манере необычными для зрителя средствами. Не случайно на первой выставке импрессионистов разразился грандиозный скандал, вызванный тем, что уважаемую публику «не уважают», представляя на ее суд безобразные полотна, которые она «не понимает». Однако страсти со временем улеглись, и импрессионизм, зародившийся сначала во французской живописи, становится на протяжении ряда десятилетий одним из ведущих художественных течений также и музыке и литературе.
2.7 Постимпрессионизм
Однако жизнь не стояла на месте, и на рубеже ХIХ-ХХ вв. в искусстве находят отражение новые противоречия духовной жизни быстро меняющегося общества. Они обнаруживаются и в искусстве, по-своему реагирующем на эти изменения. Продолжая традиции импрессионистов, постепенно складывается новое течение постимпрессионизм в лице таких художников, как В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек и др. Манера их письма становится более импульсивной и нервной. Прозрачные, наполненные воздухом полотна импрессионистов создавались легкими мазками. Произведения постимпрессионистов совершенно иные и по восприятию, и по технике исполнения: мазки плотные, образы нередко трагические (Ван-Гог «Автопортрет», «Виноградники в Арле» и др.). Наметившийся в культуре кризис европоцентризма и обращение к Востоку находит свое отражение в творчестве П. Гогена. Декоративность его полотен и своеобразная манера письма свидетельствуют об искреннем интересе художника к культуре Востока, питавшем его творчество.
Обращение к Востоку говорит об определенном кризисе духовных ценностей европейской культуры, который наметился уже во второй половине XIX в., а заявил о себе в полную силу в будущем столетии. Наблюдалось не только крушение традиционных христианских представлений о мироздании и человеческом бытии, питавшем западноевропейскую культуру на протяжении многих веков, но и кризис рационалистического способа познания. Если в течение ряда веков рационализм господствовал в философии и науке, то уже в конце XIX в. он все больше сдает позиции, обнаруживая свою односторонность.
Новые тенденции в культуре утверждали себя в противоборстве с традиционными классическими представлениями, которые продолжали существовать, что приводило к противоречиям в духовной жизни. Крушение прежних идеалов вызывало у мыслителей идеи о гибели культуры и закате Европы. Поиску «новых ценностей» человеческого бытия посвятили свои философские труды А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, взгляды которых оказали существенное влияние на духовную и интеллектуальную атмосферу всего XX в. И прежде всего знаменитое высказывание Ф. Ницше «Бог умер».
Список использованных источников
1. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1993.
2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М. 1990.
3. Лотман Ю.М. культура и взрыв. – М., 1992.
4. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.