Содержание
Введение
1. Экономическая наука опредпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства и егозарождение
1.2 Виды предпринимательскойдеятельности
2. Сущность предпринимательства и егороль в современной рыночной экономке
3. Государственная поддержкапредпринимательства
3.1 Государственная поддержка малогобизнеса
3.2 Инфраструктура поддержки малогобизнеса
Заключение
Список литературы
Введение
Зарождениепредпринимательства относится к античным временам. Деятельность торговца, купцаи предпринимателя характеризовалась как греховная. А при феодальном строе, какизвестно, основной действующей фигурой был мирно обрабатывающий землюкрестьянин. Из года в год повторялся его неизменный ритм жизни, который иявлялся символом мирного развития общества. Предпринимателя воспринимали какфигуру, которая должна вносить изменения в устоявшиеся понятия, основываясь на своиспособности.
Индустриализацияевропейских стран сопровождалась ликвидацией феодализма, которая предвещалаосвобождение сельского населения от крепостного права и переход значительнойего части в промышленность. Каждый человек в зависимости от своих способностей,смог юридически законно обеспечить свое существование, что в следствие привелок огромному демографическому взрыву. Такие перемены способствовали успехам вмедицине, в результате чего продолжительность жизни постоянно возрастала. Но наданном этапе научно-техническое развитие отставало от таких темпов ростанаселения, и числа мест на новых предприятиях не хватало для всех безработных.Из-за безработицы началось обнищание промышленного пролетариата, что вызвалогнев бедствующих рабочих.
Вся тогдашняя обстановкаи обусловила появление способных, трудолюбивых, инициативных людей, умеющихпроизводить какие-то изделия, оказывать массу нужных обществу услуг, обладающихнеординарным мышлением, новаторскими идеями, способных быстро сориентироватьсяв любой обстановке, умеющих принять верное решение в сложившейся ситуации.
Переход экономики крыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитиемпредпринимательства. Говоря об экономике в частности, неизбежно приходитьсяконцентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой частиэкономики.
Кто такой предприниматель?Что такое предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя?Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области вовсем мире. Тем не менее четкого общепринятого понятия предприниматель до сихпор нет.
За всю историючеловечества выработаны всего два механизма решения хозяйственных вопросов:административно-командный и рыночный. Первый это механизм, в которомгосударство посредством жесткого централизованного планирования достигаетбаланса по всем народнохозяйственным позициям; рыночные инструменты в такихусловиях не действуют. Второй, рыночный, механизм основан на противоположныхпринципах – полной хозяйственной самостоятельности производителей, свободевыбора потребителей.
За несколько десятилетийсложилось так, что слова «делец», «коммерсант», «бизнесмен» приобрели у насоскорбительное значение. Вопреки здравому смыслу, они прилагались к людям,наиболее озабоченным тем, как накормить, одеть, обуть своих детей, как реальнопомочь своим близким преодолеть те трудности и лишения, которыми судьба щедроодаривает советского человека. Эта естественная забота почему-то трактоваласькак эгоизм, как измена великой цели жить и работать, прежде всего, с мыслью об угнетенныхи эксплуатируемых массах трудящихся в странах капитала, довольствуясь при этомнищенским жалованием от самого гуманного в мире государства.
Решение советских властейо переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественныминтересом. Это разлагающее личность и общество противоречие, десятилетиямитормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии«дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих житьдостойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей,инициативы, труда.
Что бы ни говорили — рынок завоевал наше широкое экономическое пространство. Прошло чуть болеедесяти лет, с тех пор как наше общество встало на путь рыночных отношений. Ивот, предпринимательство в нынешней Беларуси, хотя и испытывает значительныетрудности, — уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.
Тема предпринимательства,волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателейи уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий,учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе.
Приступая к изучениюданной темы мною широко использовались такие источники по основампредпринимательства, как «Основы предпринимательской деятельности» Б.И.Врублевского, «Предпринимательство. Основной курс» А.В. Бусыгина и «Основыпредпринимательства» под редакцией Э.М. Гайнутдинова. Вопросы становления иразвития предпринимательства изучались по книгам И.Т. Балабанова «Новые формыорганизации предприятий», М.Ф. Грищенко, З.З. Дудич «Предпринимательскаядеятельность», а так же «Практикум по основам предпринимательства» Б.И.Врублевского и И.В. Сенько, и др. Опыт зарубежных стран, положительные сдвиги иперспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь рассматривалисьв публикуемых журналах «Индивидуальный предприниматель» и «Главный бухгалтер».Широко освещается тема роли государства в развитии малого бизнеса нашейреспублики в изданиях В.С. Платонова «Введение в бизнес», С.И. Мазоль«Экономика малого бизнеса» и др.
Удача впредпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свойбизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства являетсянеобходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Эти вопросы и явилисьосновой моей курсовой работы.
1. Экономическая наукао предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятиепредпринимательства, его зарождение, становление и развитие
Многовековая история предпринимательствабыла прервана в пору больших потенциальных возможностей, когда сотни тысячпредпринимателей могли способствовать в перспективе укреплению экономическоймощи страны. Политика вытеснения, а затем и уничтожения предпринимательствавытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе.Предпринимательскую деятельность классики марксизма связывали, прежде всего, счастной собственностью и эксплуатацией, хотя признавали созидательные иорганизационные функции предпринимателя.
Возникновение и развитиепредпринимательства имеет определенный историзм, который связан спреобразованиями капиталистической формы хозяйствования. Предприниматели могутпреуспевать в производстве, но обязательно являются собственникамифункционирующего капитала.
Предприниматель, являетсячеловеком, владеющий капиталом, умеющим сочетать его со своими организационнымии коммерческими способностями, с риском, состоянием технологии и т.д. Все этохарактеризует предпринимателя, в первую очередь, как новатора. Таким образомпредпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельнуюдеятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода,осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественнуюответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица-предприятия.
Предпринимательствовсегда было мощным фактором стимулирования трудовой активности ивысокопроизводительного труда.
Историческая особенностьвосстановления предпринимательства состоит в том, что оно происходило впроцессе ослабления и развала мощных государственных структур. Однакоприобретаемая экономическая свобода для подавляющего большинства трудящихсяказалась некоей абстракцией, большая часть населения не хотела снятияограничений на предпринимательскую деятельность. Формированиепредпринимательства, является длительным историческим процессом, нарабатывающемответственность предпринимателя за свою деятельность. Наше общество пошло темпутем, когда общество перепрыгивает через самого себя, игнорируя своюисторическую неготовность. От миллионов людей потребовали поведения, прямопротивоположного тому, которое давно укрепилось в сознании: не исполнительностьпо отношению к администрации, а напротив способность к независимомуэкономическому поведению: не лояльность по отношению к администрации, аспособность отстаивать свои интересы: не умение «выбивать» ресурсы, а добыватьих работой; не получать жилье, а покупать его за собственные деньги, работая понайму и т.д.
С точки зренияэкономиста, предприниматель – это тот, кто соединяет средства, труд, материалыи т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом онвносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.
С точки зрения психолога,предприниматель — это человек, которым движут определенные мотивы — например,желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться илиобрести самостоятельность. С точки зрения других предпринимателей, он можетпредставлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером,поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которогоне жалко вложить деньги. С точки зрения политэконома, предприниматель – эточеловек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находитспособы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новыерабочие места.
Предпринимательство — этодинамичный процесс наращивания богатства.
Богатство создается теми,кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеетвремени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товарили услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенноновым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличитьих ценность, затратив на это необходимые силы и средства.
Каждое из этихопределений рассматривает предпринимателя под разным углом зрения, однако всеони включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческоеначало, умножение богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этихопределений ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом делепредпринимателей можно найти во всех областях — в образовании, медицине, науке,юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сферераспределения.
С развитиемнегосударственных форм собственности, вовлечением в этот процесс достаточно широкихмасс населения возникла необходимость законодательного урегулирования новыхотношений. Появившиеся в результате законы «О кооперации в СССР» и «Обиндивидуальной трудовой деятельности» во многом способствовали развитиюальтернативной экономики, однако оказались явно недостаточными для регуляциидавно известных мировой практике многообразных форм коммерческой деятельности.Это привело к принятию целого ряда законодательных актов, закрепивших такиеформы.
Несмотря нанесовершенство этих законов, они явились большим шагом вперед в развитиипредпринимательства. Начальная правовая основа рыночной экономики былазаложена.
Согласно Гражданскомукодексу Республики Беларусь предпринимательская деятельность – этосамостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими вгражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественнуюответственность и направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи вещей произведенных, переработанных илиприобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ илиоказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализациидругим лицам и не используются для собственного потребления.
Наиболее существеннойчертой предпринимательства является направленность на получение дохода. Без неепредпринимательство не может существовать. К предпринимательству могутотноситься любые незапрещенные виды деятельности, осуществляемые какфизическими, так и юридическими лицами. Закон «О предпринимательстве РеспубликиБеларусь» специально выделяет возможность осуществлять такие виды деятельности,как биржевая, торгово-закупочная, инновационная, консультационная, операция сценными бумагами, коммерческое посредничество. Это процесс создания чего-тонового, предполагающий финансовую, моральную, социальную и экологическуюответственность, приносящий денежный доход и самоудовлетворение достигнутым.
Велико значениепредпринимательства и в морально-психологическом плане, посколькупредприниматели призывают к активной деятельности, выступают против настроенийиждивенчества, безысходности и безволия2.
Предпринимательство – этоключевой хозяйственный механизм общества, а предприниматель – одна изцентральных фигур социально-экономической жизни общества. От действийпредпринимателей, их целей и нравственных установок зависит не толькоблагополучие общества, но и перспектива его дальнейшего развития. Государстводолжно освободиться от функции управляющего всем собственника-монополиста, отфункции дележа ресурсов, но никак не от функции «упорядочивающей» силы,формирующей новые рыночно-хозяйственные и общественные институты1.
Однако, предпринимателю илиготовящемуся им стать, важно иметь четкое представление о специфике своегостатуса как субъекта предпринимательства и о том, чем конкретно он отличаетсяот других участников гражданского оборота. Эти и другие вопросы рассмотрим вследующем разделе.
1.2 Виды предпринимательскойдеятельности
Виды предпринимательскойдеятельности и социально-экономический тип предпринимателя в рыночной экономикечрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой признак — стремлениек коммерческому успеху, к увеличению дохода. Многообразие предпринимательскойдеятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базекоторых действуют предприниматели.
В нашей экономике, бизнесразвивается во множестве форм. Любая предпринимательская деятельностьосуществляется в рамках определенной организационной формы.
Выбор формыпредпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образомопределяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежныхсредств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или инойорганизационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенноевлияние на осуществление предпринимательской функции собственником илиуправляющим.
Вместе с тем, если братьорганизационные начала и принципы правового регулирования, оказывается, что всеформы бизнеса имеют ряд черт, позволяющих свести их к единой классификации, итогда выделяются такие формы, как индивидуальный, коллективный, корпоративный имеждународный бизнес. Каждый из них имеет свою специфику, свои преимущества инедостатки, которые следует взвешивать при организации дела.
Любое лицо или группа лиц(коллектив), которые обладают определенными навыками и обязанностями исоздающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являютсясубъектом хозяйствования. К субъектам предпринимательства относятсяиндивидуальный предприниматели и юридические лица.
Индивидуальноепредпринимательство – самая простая и доступная форма бизнеса. Это в равнойстепени касается начала предпринимательства, процессов функционирования иликвидации бизнеса. Эта форма предпринимательства распространена в сфере услуг,общественного питания, торговле, консультационном бизнесе.
Преимущества данной формыбизнеса состоят в доступности и простоте организации дела. При этой формемаксимально используются побудительные мотивы к деятельности, выявляютсяиндивидуальные способности предпринимателя, так как здесь сочетаются иреализуются черты и предпринимателя, и менеджера, и одновременно собственника.
Вместе с теминдивидуальный бизнес имеет определенные трудности и сложности. Прежде всего,индивидуальное производство масштабно ограничено в связи со сложностьюпривлечения дополнительных капиталов. Поэтому, если предприниматель решается нарасширение своего дела, он переключается на другие формы предпринимательскойдеятельности.
Индивидуальныйпредприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результатысвоей деятельности.
В организациипредпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам,т.е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Каждаяформа предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размерапредприятия.
Предприятие в общем видеможно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу,организованную для достижения каких-либо целей.
Все юридические лицаподразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческихорганизаций – извлечение прибыли. Они могут создаваться в формепроизводственных кооперативов, унитарных предприятий, хозяйственных товариществи обществ. Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками.
Некоммерческиеорганизации преследуют иные цели: политические, социальные, благотворительные ит.д. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных ирелигиозных организаций, финансируемых собственником учреждений,благотворительных и иных фондов, предусмотренных законодательством.Некоммерческие организации не имеют право распределять полученную прибыль междуучастниками. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишьпостольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых онисозданы, и соответствует этим целям.
Рассмотрим некоторыеформы предпринимательской деятельности.
Товарищества – форма предпринимательскойдеятельности, основанная на объединении имущества разных собственников. Как правило,товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании,где смена собственников паев происходит лишь с согласия большинства ихучастников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, личнопринимающих участие в их работе. Товарищества выступают в различных формах.
Общество с ограниченнойответственностью – объединение носит в значительной мере личностный доверительныйхарактер. Его участники обычно хорошо знают друг друга. Они вносят капитал вопределенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам инесут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, поэтому их ответственностьограничена размерами вкладов.
Общество с дополнительнойответственностью – такое объединение может рассматриваться как разновидность обществас ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или несколькими лицами иимеет следующий характерный признак: в случае банкротства одного из участниковего ответственность по обязательствам общества распределяется между остальнымиучастниками, пропорционально их вкладам. К нему применяются те же правила, чтои к обществу с ограниченной ответственностью.
Акционерные общества такжеобразуются путем объединения на паевой основе средств своих участников иотносятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают посвоим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественныйриск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли длявступления в акционерное общество.
Учредителями акционерногообъединения могут выступать любые физические и юридические лица, имеющие всоответствии с действующим законодательством право участвовать в акционерныхобществах. Ими могут быть белорусские и иностранные предприятия, организации,граждане. Как правило, это крупные компании, число акционеров в которыхисчисляется тысячами (например, какой-либо завод).
Еще одной формойпредпринимательской деятельности является производственный кооператив.Производственный кооператив определяется как добровольное объединение граждан, создаваемоена основе членства и в целях организации совместной производственной илихозяйственной деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной,сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовоеобслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личномтрудовом и ином участии членов кооператива и объединении их имущественных паевыхвзносов. Производственный кооператив — коммерческая организация.
Кроме физических лиц, внем могут принять участие также и юридические лица, что должно быть утвержденов учредительных документах.
Рассмотрим еще такую формупредпринимательской деятельности как государственное предпринимательство.
В каждой странесуществует государственный сектор хозяйства. Его образуют предприятия,находящиеся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем черезвладение контрольным пакетом акций. В разных странах доля этого сектора различна.Различны и объекты, находящиеся в государственном секторе. По видимому многоезависит от исторических особенностей каждой конкретной страны. Но в целом можноотметить, что, как правило, в государственном секторе сосредоточиваются предприятия,которые по каким-либо причинам нерационально использовать в рамкахчастнопредпринимательской деятельности. Следует заметить, что в условияхухудшения экономической конъюнктуры государственный сектор имеет тенденцию красширению: государство как бы берет на себя проблему вывода экономики изкризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического итехнологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слоинаселения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктурегосударственный сектор испытывает тенденцию к сжатию: государство как быосвобождается от лишней нагрузки по развитию производства, опираясь в большейстепени на частную инициативу, сосредотачиваясь на решении иных социальныхзадач, средства для чего черпает из увеличивающихся (вследствие благоприятнойэкономической конъюнктуры) налогов.
Итак, подводя итогвышесказанному, можно сделать следующие выводы: многообразие формпредпринимательской деятельности в национальном хозяйстве способствуетповышению его эффективности. Мировой опыт свидетельствует, что решающую роль вэкономике играет не характер собственности, а условия ее реальногофункционирования, отношения между собственностью и управлением.
2. Сущностьпредпринимательства и его роль в современной рыночной экономике
Переход к рынку в Республике Беларусь требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных в частности на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Как показывает опыт, решение этой задачи невозможно без развития малого предпринимательства1.
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Законы «Опредпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в РеспубликеБеларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «Оразгосударствлении и приватизации государственной собственности в РеспубликеБеларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РеспубликеБеларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу дляразвития предпринимательства в нашей стране.
Предпринимательство вразных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операцийи способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительныйотпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает.Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая толькофакторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродаватьего потребителю. Предприниматель может только соединять производителей и потребителей,продавцов и покупателей.
Долгие годы в странебытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, ноопыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, еегибкость, эффективную работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смеловступают в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшуюпродукцию, наполняя ею рынок.
Как показывает мировойопыт, без небольших предприятий нельзя сбалансировать экономику, насытить рыноктоварами и услугами, особенно новыми их видами, проверить эффективность новойтехники и технологии. Малые предприятия призваны содействовать ускорениювнедрения научно-технических достижений. В их задачи входят изучение спросанаселения, быстрое формирование рынка товаров и услуг, эффективноеиспользование трудовых и сырьевых ресурсов, отходов производства, а такжевыпуск экспортной продукции на основе быстрого налаживания ее мелкосерийногопроизводства.
Малые предприятияпозволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемойрыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.
Предпринимательскийбизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторовпроизводства. Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:производственную, коммерческую, финансовую и консультационную (консалтинговую).К производственному предпринимательству относится деятельность, в условияхкоторой предприниматель непосредственным образом осуществляет производствопродукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащихпоследующей реализации потребителям.
Предпринимательствокоммерческого вида характеризуется, прежде всего тем, что определяющую роль внем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Сердцевину этого видапредпринимательской деятельности представляют операции и сделки покупле-продаже.
Финансовоепредпринимательство относится к особым видам коммерческого предпринимательства.Объектом купли-продажи в этом виде предпринимательства является специфическийтовар – деньги, валюта, ценные бумаги.
Консультационноепредпринимательство заключается в оказании начинающим предприятиям помощи воткрытии своего дела, а в последующей их работе – в консультировании поразличным аспектам деятельности.
Различают следующие формыпредпринимательской деятельности: частную, коллективную, контрактную.
Частноепредпринимательство осуществляется физическим или юридическим лицом на основесобственного имущества и различных форм привлечения собственности другихфизических и юридических лиц.
Коллективная предпринимательскаядеятельность осуществляется на основе собственности группы граждан и различныхформ привлечения имущества других физических и юридических лиц.
Контрактнаяпредпринимательская деятельность осуществляется руководителем предприятия, еслион на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицомили органом, наделен правами и обязанностями и несет ответственность,установленную для предпринимателя.
При отнесении предприятияк субъектом малого предпринимательства используются количественные икачественные критерии. При этом количественная шкала является дифференцированнойдля различных отраслей, при том, что малые предприятия, осуществляющиенесколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того видадеятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализациипродукции за квартал.
В Республике Беларусь дляотнесения предприятия к малым, установлен один критерий – численность работников.Он дифференцирован по отраслям, и максимальная численность составляет до 100человек.
Малые предприятия играютважную роль в современной экономике. В странах с переходной экономикой процесстрансформации хозяйственного механизма продолжается, о чем свидетельствует ислабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, вРеспублике Беларусь, доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет7,6%, а в общем объеме промышленного производства — 7,5%, что на порядок меньшеаналогичных показателей стран с развитой рыночной системой.
Малое предприятиеотличается от крупного не столько масштабом операций, сколько подходом корганизации бизнеса.
Ввиду небольшойчисленности персонала на малых предприятиях специализация выполняемых функцийпредставлена слабо. Значительное число функций как оперативного, так истратегического управления, выполняет руководитель, который являетсясобственником компании, поэтому, как правило, на малых предприятиях существует толькоодин центр принятия управленческих решений.
Как правило, на малыхпредприятиях уделяется очень слабое внимание на систему отбора кадров,планированию производства, построению системы отчетности, а так же контролю заважнейшими экономическими показателями. Процесс преобразования малогопредприятия в более крупное носит эволюционный, саморазвивающийся характер. Помере того, как на малых предприятиях начинают меняться подходы к ведению бизнеса,формируется организационная структура предприятия, появляется системауправления персоналом, начинает планироваться производственная и финансоваядеятельность предприятия. В результате, повышается качество продукции илипредоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянныепотребители, что приводит к расширению масштаба деятельности малогопредприятия. Следует отметить, что многие крупнейшие международные корпорациипоявились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных малыхпредприятий.
В соответствии сГражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действоватьпредприятия, основанные на двух формах собственности – государственной ичастной.
Предприятие любой формысобственности, как и любой предприниматель несет ответственность занесоблюдение требований и норм по рациональному использованию, охране земель,недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный врезультате его деятельности.
Для решенияразносторонних вопросов в повседневной деятельности предпринимателюпредоставлены соответствующие права, представляющие собой установленные закономвозможности в осуществлении предпринимательской деятельностью.
Права, обязанности иимущественная ответственность предпринимателей в нашей стране определеныЗаконом «О предпринимательстве Республики Беларусь».
Вместе с предоставленнымиправами в осуществлении своей деятельности предприниматель должен, преждевсего, добросовестно соблюдать правила поведения на рынке в условиях свободнойконкуренции.
Предприниматель, осуществляющийсвою деятельность без образования юридического лица, отвечает пообязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом принадлежащим ему направе собственности. Перечень имущества, на которое не может быть обращеновзыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Гражданским процессуальнымкодексом Республики Беларусь.
Основными факторами,обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:
1. Повышениематериального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов изапросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массовогоспроса, но и индивидуального характера.
2. Развитиепредпринимательства как одна из реальных форм связи производителя ссобственностью на средства производства. Общенародная собственность имеет тригубительных изъяна: ее плохо используют, нещадно ломают и беспощадно воруют.
3. При переходеэкономики к рынку, неизбежно банкротство низкорентабельных и работающихмалоэффективных предприятий. Создание на их основе частных малых предприятийпозволяет найти хозяев для имущества заводов, фабрик и т.д. и дать места длясотен тысяч людей.
4. Необходимостьсоздания конкуренции производства в условиях действия антимонопольногозаконодательства возможна только в том случае, если товар производится нанескольких предприятиях. Это условие действует в совокупности с другими:свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной прибылью,ориентацией на удовлетворение общественных потребностей.
5. Необходимостькоренным образом соединить интересы науки и производства.
6. Желание в большеймере западных партнеров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, вбольшей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности.
Свобода предпринимательстванаравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики,а предприниматель – как главная фигура рынка.
Чтобы оценитьисключительное значение предпринимательства для современного общества, полезнообратиться к принципиальным различиям двух противоположных способов веденияхозяйства – рыночного и административно-командного, называемого в зарубежнойлитературе «принудительно направляемым» или «государственно-принудительным».
В рыночном хозяйствефункции государства и предпринимательской деятельности разграничены. В сферегосударственного регулирования находятся общие условия воспроизводства,экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность.Главная задача государства — всемерное стимулирование активности в сферепроизводства, создания благоприятных условий для предпринимательства, а такжеподдержание занятости населения, социальная опека наиболее уязвимых слоевобщества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все этогосударство может делать лишь за счет поступления в казну налогов, основноебремя которых лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь,делает все возможное для получения максимальной прибыли.
Таким образом рыночнаяхозяйственная система ставит человека, как предпринимателя так и работника, вположение когда он несет полную ответственность за свои действия за своеблагосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокойответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшейэффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающийдостойный стандарт жизни своим гражданам.
В противоположность этому«принудительно направляемое» хозяйство основывается на всеобъемлющемгосударственном планировании производства и потребления, принуждения всех икаждого в отдельности. Подобный порядок исключает из экономической жизнисвободную конкуренцию, лишает человека возможности проявить свои способности ипредприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятиесправедливости в такой системе вырождается в жесткое перераспределениеобщественного «пирога» и его уравнительное распределение по минимальнымстандартам жизни, ибо распределить можно лишь то, что создано. Интересы людей вэтом случае сводятся не к приросту общественного благосостояния, а к спорам о распределенииявно недостаточного «пирога», когда выгода одних должна быть компенсировананевыгодой других. Такую систему немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал«смирительной рубашкой» для экономики.
И, действительно, нашамодель «принудительно направляемого» хозяйства привела к тому, чтодесятилетиями искоренялось предпринимательство, а место предпринимателейзанимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс – человеческий потенциал– предпринимательскую способность.
Теперь и наше общество,как и во всем мире, пришло к пониманию роли предпринимательства в здоровойэкономике. Предпринимательство перешло не только в ранг законной деятельности,но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируетсяпонимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.
В странах с высокимпредпринимательским потенциалом (таких как США, ФРГ и др.) важную роль обычноиграет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства,своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 52% ВНП создаетсяна предприятиях малого и среднего бизнеса.
Оценим теперьпредпринимательский потенциал Беларуси. Характер предпринимательскогопотенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием белоруской экономики. Содной стороны, Беларусь продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательскойинфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятияна протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительнонегативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов,возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структурыделают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остаетсявесьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственностиакционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основанияполагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Беларусь сохранитзначительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и рольгосударственного регулирования в экономике.
При этом, одной изхарактерных черт переходной экономики Беларуси является тесное переплетение частногои государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значити государственного предпринимательства.
Довольно пестрым являетсяи состав формирующегося белорусского предпринимательства: здесь и рядовыеграждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе ивысококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы.Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и техническогообслуживания.
Подводя итог второй главыхочется отметить, что исходные рубежи для формирования белорусского предпринимательскогокласса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет иусилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных»предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральныхэкономических реформ, является система образования, способная дать нынешним ибудущим белорусским предпринимателям не только современные управленческиезнания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новуюпредпринимательскую этику, широко распространенную в развитых странах.
3. Государственнаяподдержка предпринимательства
3.1 Государственнаяподдержка малого бизнеса
Государство никогда незанимало сторонней позиции к предпринимательству, так как прежде всего видело внем источник пополнения казны. Но государство формировало законодательство,которое в целом способствовало прогрессу. Каждая страна проходит свой путь ипробует разные методы управления экономикой, а следовательно по разномуотносится к предпринимательству. Не одна из развитых стран не миновала процессагосударственного вмешательства в предпринимательство и регулирование экономики.Необходимость государственного регулирования исходит из социальных процессов.Проблема благосостояния и занятости населения одинаково касаетсяпредпринимателя и государства. Без регулирования и планирования их решитьнельзя. Предприниматель должен ясно представлять себе роль современногогосударства, которое обязано планировать развитие экономики на макроуровнеотдельной нации, соблюдать меру экономического принуждения.
Одной из причин появлениямалых предприятий стало стремительное расширение самых разнообразныхиндивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишьпри соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию брала на себятеневая экономика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес влегальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороныгосударства мелких и средних предприятий.
«Предприниматель», задумывающийновое дело, должен с самого начала и одновременно выполнить столькоразнообразных и трудных задач для того, чтобы расчистить почву для своегопредприятия, что это оказывается большей частью непосильным для отдельных лиц.В связи с этим содействие государства должно выражаться не столько врегламентации, сколько в положительной помощи в каждом отдельном случае.
Для законодательногообеспечения нормального развития и эффективной деятельности малого предприятияна различных этапах социально-экономических реформ, необходима разработкаправовых актов, охватывающие основные вопросы деятельности малого предприятияего взаимодействия с органами власти всех уровней, судебными иправоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять всебя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательствастран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условияхцивилизованной рыночной экономики.
В последние годы вмировой экономике имеет место устойчивая тенденция количественного икачественного развития малого бизнеса. В нашей стране в последние годы интереск проблемам малого бизнеса возрос. В Республике Беларусь он рассматриваетсяПравительством как один из факторов реализации экономических реформ.
Важным этапом в формированиицивилизованной системы взаимоотношений государства и бизнеса на базе четкихправовых норм стал Закон «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Республике Беларусь», подписанный Президентом Республики Беларусьв 1996 году, согласно которому ежегодно разрабатывается Государственная ирегиональные программы поддержки развития предпринимательства. В нихпредусматривается выделение средств из государственного и местных бюджетов наподдержку развития предпринимательства.
Закон определяет правовойстатус субъектов малого предпринимательства, устанавливая понятие субъектамалого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории малых,провозглашает гарантии им государственной поддержки, декларирует стабильностьналогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления иразвития.
В законе отмеченыосновные цели и направления государственной политики в области малогопредпринимательства, формы и методы его государственной поддержки. Однакоотсутствие достаточных механизмов его реализации не позволяет воспользоватьсяпровозглашенными в нем возможностями.
На основе действующейзаконодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаютсяконкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основеобщегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программыподдержки малого предпринимательства, составляются планы деятельностиминистерств и ведомств Республики Беларусь.
В Республике Беларусьсоздана единая система государственной поддержки предпринимательства,включающая Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь иего территориальные комитеты в регионах, Белорусский республиканский ирегиональные фонды финансовой поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторыи общественные объединения предпринимателей. Ощутимая помощь в формированииинфраструктуры поддержки малого бизнеса в Беларуси получена от международныхорганизаций. В частности, реализуемая программа, финансируемая и выполняемаясовместно ООН и Правительством Республики Беларусь.
Методы, механизмыгосударственного регулирования не остаются неизменными. Но государство всегдасохраняет определенные функции, в числе которых – защита прав собственности,обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности,обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулированиевзаимоотношений между предпринимателями и наемными рабочими, обеспечениеэкономической безопасности страны. Глобальное возрастание роли государства в организацииэкономической жизни общества – это новая тенденция в современном мире.
Роль государственнойподдержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формированиинеобходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для новогобизнеса.
Активная помощьоказывается мелким фирмам, особенно связанным с инновационной деятельностью.Это займы, субсидии, налоговая политика, содействие в разработке новойпродукции, участие в подготовке кадров и т.д.
Важным элементом политикив отношении малого предпринимательства становятся государственные программы егоподдержки, финансируемые из бюджетных источников.
Закон определяет основныеформы и условия финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства,ключевым звеном которой является система специализированных фондов поддержкипредпринимательства — некоммерческих организаций, создаваемых дляфинансирования на льготных условиях программ и проектов в сфере малогопредпринимательства. Предполагается, что именно фонды будут аккумулировать ираспределять бюджетные и иные средства, направляемые на поддержку малогобизнеса. Основные направления деятельности и задачи фондов детальнорегламентируются законом.
Наряду с прямойфинансовой поддержкой закон предполагает возможность установления в налоговомзаконодательстве для субъектов малого предпринимательства и для объектовинфраструктуры поддержки малого бизнеса, определенных налоговых льгот,использование которых поможет укрепить финансовое положение малых предприятий.
В результате реализации системыгосударственной поддержки Беларуси создается соответствующая инфраструктураподдержки и развития малого предпринимательства, цель которой являетсяформирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование новыхпредприятий и производств.
3.2 Инфраструктураподдержки малого бизнеса
Для раскрытия внутреннеприсущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитиеинфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.
Создание развитойинфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательстваимеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Целью формированияинфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятныхусловий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержкималых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном,обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом,финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектраделовых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловыхконтактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизациималого бизнеса.
В нашей стране, несмотряна относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства,создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемамиразвития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложеннымифункциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются такиминистерства и ведомства: Министерство экономики Республики Беларусь,Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет РеспубликиБеларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственныйкомитет Республики Беларусь по поддержке и развитию малого предпринимательства,Фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Инфраструктура малогопредпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание иразвитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государствас привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а такжефинансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе(субсидирование, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктурымалого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержкав основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малогопредпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратнаясвязь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальныепотребности и действительные интересы малого бизнеса.
Результатом осуществленияпрограмм поддержки малого предпринимательства, в которых центральную частьобычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства,являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребностималого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных,технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании иблагоприятном общественном мнении.
Программа поддержкималого предпринимательства в Республике Беларусь дополняется мероприятиями поразвитию предпринимательства в малых и средних поселениях. Субъектам малогопредпринимательства, деятельность которых направлена на развитие (расширение)производства товаров (работ, услуг), агроэкотуризма, ремесленничества инародных промыслов, создание новых рабочих мест, планируется оказыватьфинансовую поддержку; под создание новых и расширение действующих производствпредоставлять неиспользуемое государственное имущество; по наиболеевостребованным в сельской местности видам бизнеса проводить обучающие семинары,а в д. Комарово-Мядельского района создать бизнес-инкубатор
Государствоможет принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры нетолько финансовыми средствами, но и другими ресурсами.
В частности,объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малогопредпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные имуниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные длякоммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т.п.; объектынедвижимости, находящиеся в государственной собственности (для созданиябизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий,агентств по развитию предпринимательства и др.)
Инфраструктура малогопредпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе вбольшинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитиенуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не толькофинансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методовкосвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры,передача в собственность или пользование на льготных условиях государственногои муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов,вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).
Дляпредпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системыгосударственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимойинформацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какиесроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведениясоответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а такжепериодической публичной отчетности.
Главнымпринципом государственной поддержки малого предпринимательства должно статьсоздание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведениярыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться вформировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития иконкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых,географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а такжезарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малогопредпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиямравные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей междумалыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании,создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условияхсвободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности ипредприимчивости.
В настоящеевремя в правительстве Республики Беларусь создана рабочая группа полиберализации законодательства в области предпринимательской деятельности. Этагруппа работает над подготовкой нормативной законодательной базы,предусматривающей, в частности сокращение числа процедур и времени нарегистрацию и закрытие субъектов хозяйствования, лицензирование, регистрациюсобственности, оформление внешнеэкономической деятельности; снижение уровняналоговой нагрузки; обеспечение равноправия для всех субъектов хозяйствования вчасти доступности и стоимости банковских кредитов и др1.
Подводя итогсвоей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказываетсявсесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всехего формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужитьвсестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народаи явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитыхкапиталистических стран как США, Япония, Германия и др.
Заключение
Современныйпредприниматель несет в себе традиции, установки и цели деятельностидореволюционной истории и истории, которая предшествовала началу перехода крынку. Но и советская история не исчезла бесследно, она оставила следы на стилеи характере деятельности современных предпринимателей, на их «генеральныхдиректорах», специалистах, рабочих – на всем сегодняшнем обществе, деятельностькоторого включает действия и поступки двоякого рода. Во-первых, старые,привычные, унаследованные от предыдущей жизни. Во-вторых, новые, требуемыенынешней жизнью. Наличие такой смеси необходимо, что сказывается вэкономической культуре предпринимателей.
В итоге, как показываетопыт зарубежных стран, мелкие и средние фирмы – это важнейшая составляющаяхозяйственной системы, без которой экономика не может эффективнофункционировать.
В целом можно утверждать,что определенные предпосылки для развития предпринимательства в республикесозданы. Принят пакет законов, позволяющий осуществлять предпринимательскуюдеятельность в различных организационно-правовых нормах. Возникла экономика сосмешанной формой собственности. Доля государственной собственности постепенноснижается.
Следует отметить также инепрерывную работу над совершенствованием процедуры регистрациипредпринимательской деятельности направленной на дальнейшую ее либерализацию.Работа в этом направлении связана с необходимостью учета динамики изменениямеждународной и внутренней социально-экономической ситуации.
Государство оказываетподдержку тем, кто желает начинать предпринимательскую деятельность, создаетсобственное дело. Затем – обеспечивает благоприятные и стабильные условия дляфункционирования бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту прав и безопасностьличности и собственности. По существу, речь идет о поддержке процессасаморазвития бизнеса, а не о каких-то «социальных» мерах. Однако решение этойзадачи требует большой политической воли и наличия четко сформулированнойпрограммы совместных действий государства и предпринимательского корпуса.
У предпринимателейсегодня много дел. Новые задачи, которые они должны решать, рождаются буквальнона глазах. Наша отечественная экономика в этом отношении особенно «крепкийорешек», ибо переживает сегодня чрезвычайно трудный переходный этап – отсистемы централизованного планирования, в которой было все более или менееясно, к рыночной экономике. В которой тоже уже многое удалось прояснить. Сам жепроцесс перехода — это поиск и во многом импровизация.
Любая нация гордитсяплодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ееотдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либоконкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретныхформ проявления общественных отношений способствует не только повышениюматериального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятнуюпочву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, нои ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальнойгордости.
Сумеем ли мы правильнораспорядиться нашим наследием и построить всесторонне развитое государство сразвитой рыночной экономикой, с высоким трудовым потенциалом и достойнымуровнем жизни белорусского народа? Покажет время
Список литературы
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основыбизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2. Балабанов И.Т. Новые формыорганизации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.- 128 с.
3. Ботян А.Н., Верховодко И.И.,Кравченко Н.В., Малиновский Е.И. Настольная книга предпринимателя, фирма«Бизнесконсалт», 1992. – 117 с.
4. Бусыгин А.В. Предпринимательство.Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.
5. Врублевский Б.И., ВрублевскийВ.Б., Сенько И.В. Практикум по основам предпринимательства: Учебн. Пособие –Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2005. – 143 с.
6. Врублевский Б.И. Основыпредпринимательской деятельности. Учебное пособие – авторская редакция, Гомель,ХЦ НТУ «Развитие», 1993. – 286 с.
7. Герасименко П.В. Экономико-правоваясистема малого предпринимательства. Монография. – Гомель: Белорусский центрбизнеса «Альтаир», 2002. – 84 с.
8. Грищенко М.Ф., Дудич З.З., ИвутьР.Б., Прохоренко И.Д., Темичев А.М. и др. Предпринимательская деятельность.Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Организационные основы. Мн.: БГПА,1995. – 228 с.
9. Мазоль С.И. Экономика малогобизнеса: Учеб. пособие/С.И. Мазоль. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с.
10. Моисеева Л. Формированиеисторико-правового поля предпринимательства/Л. Моисеева//Предпринимательство.2003. — №3 – с. 92.
11. Основы предпринимательства:Учебник /Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. – Гомель: ЧУП «Центрнаучно-технических услуг «Развитие»», 2005. – 207 с.
12. Основы предпринимательства: Учеб.пособие/ Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддергина и др.; Под общ. Ред.Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 182 с.
13. Платонов В.С. Введение в бизнес.Основы рыночной экономики. Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.
14. По информации ДепартаментаМинэкономики, Законодательство для предпринимателей станет либеральнее/Журнал«Индивидуальный предприниматель», 2007. №23 декабрь. — с. 121.
15. Сектор по работе СМИ КГК РБ, Научебу в Комарово / Сектор по работе СМИ//Еженедельник «Главный бухгалтер». –2008.- №10(58) март. – с. 110.