Как уже было сказано, в последнее время наблюдается тенденциясокращения затрат на осуществление торговых операций путем заключения междукрупными производителями и ведущими розничными фирмами сделок напрямую в обходоптовой сети. Для того чтобы оптовая торговля могла возвратить себе историческиприсущий ей характер и те преимущества, которые дает ей ее место и позиция всистеме обращения, а также усилить свое влияние в этой сфере, от нее требуетсяосуществление своей собственной оригинальной маркетинговой стратегии.
Поддержка розничной сети
Изначально под «поддержкой розничной сети» понималось оказаниепомощи производителями и оптовиками розничным магазинам в деле улучшенияведения бизнеса, совершенствования его структуры и т. д., однако в последнеевремя этот термин часто используют для обозначения одного из звеньев стратегииреформы деятельности оптовых предприятий. Так как на практике в ценовой цепочкесферы обращения оптовая торговля прилегает к розничной, оптовые предприятияподходят для того, чтобы стать «компаниями поддержки розничной сети».
«Поддержка розничной сети» это не просто метод расширенияпродаж товаров оптовой компании, это деятельность по поддержке розничной сети,имеющая широкий по масштабу характер и ставящая целью успешное ведение бизнесарозничными магазинами-партнерами денного оптовика. Она может включать следующиенаправления: советы и руководство по вопросу об оптимальном подборе товарногоассортимента, его выставлении на прилавках и способах продажи, причем речь идетне о том, что предпочтение должно отдаваться товарам данного оптовика, а овключении в ассортимент товаров, закупаемых также и у фирм-конкурентов;рекомендации по сокращению издержек и запасов; разработка совместныхинформационных систем товародвижения; руководство в отношении поиска новых форморганизации торговли.
Перевозки мелкими партиями с высокой частотой
В ответ на тенденцию диверсификации и детализации товарногоассортимента в розничной торговле появилась схема перевозок мелкими партиями свысокой частотой. Это было применением разработанной компанией «Тойота» схемы«канбан» («поставка точно в срок») в сфере обращения. Эта схема заключается вдоставке нужных (хорошо подаваемых) товаров в нужное время
(т. е. часто) и нужном (небольшом) количестве, чтобы наограниченных по размеру торговых площадях и прилавках можно было бы выставлятькак можно больше товаров. В условиях диверсификации запросов потребителей иужесточения конкуренции между производителями в настоящее время товарнаяноменклатура постоянно расширяется, достигая гигантских размеров, и то,насколько оптовая торговля сможет ответить на этот вызов времени, — необходимость осуществления перевозок мелкими партиями с высокой частотой, — является одним из важнейших вопросов ее стратегии.
«Система оптовика-главного снабженца»
В условиях существовавшей до настоящего времени системыдистрибьюторов и агентов у разных производителей были свои, отличительные отдругих, оптовые фирмы, и розничные магазины при закупке даже однотипных товаровбыли вынуждены вести операции с большим числом оптовых фирм, различавшихся взависимости от того, к сети какого производителя они относились. Чтобыразрешить это неудобство, компания «Сэвэн Илэвэн Джапан» в целях рационализациибизнеса разработала систему оптовика-главного снабженца, с тем, чтобы однооптовое предприятие занималось сбытом товаров нескольких производителей. Этасистема направлена на интенсификацию работы оптовой торговли при ведущей ролирозничной сети и заключается в следующем: каждой оптовой фирме дается в ведениеучасток, на котором она осуществляет транспортировку товаров, и на каждом такомучастке создается система поставок продукции от различных производителей.Очевидно, что если в будущем оптовики не смогут приспособиться к таким новымсхемам, обладающие большим закупочным потенциалом крупные розничные компаниинеизбежно прекратят иметь с ними дело.
Кооперация в сфере товародвижения
Указанные выше требования, которые розничная сеть предъявляетв отношении оптовой торговли – перевозки мелкими партиями с высокой частотой и«система оптовика- главного снабженца» – ведут для последней к значительномуувеличению затрат на товародвижение. Для оптовой торговли сокращается времяреализации заказа, т. е. время от получения заказа до поставки товара,снижается производительность грузовых перевозок (коэффициент загрузки грузовыхавтомобилей) в результате уменьшения размера партий заказываемых товаров, атакже возникают непредвиденные издержки на товародвижение, связанные срастущими требованиями о проведении обработки продукции на этапе оптовойторговли. В качестве меры для решения этих проблем в настоящее время активноиспользуется кооперация в сфере товародвижения, например, кооперация междуоптовиками различных видов деятельности внутри оптового района, совместнаяработа в сфере товародвижения между оптовыми предприятиями одного видадеятельности в данном районе, совместная доставка скоропортящихся товаровпредприятиями холодильными складами по консигнационным контрактам с такназываемыми» добровольными сетями (объединениями)".
Другие проблемы
Оптовые предприятия реализуют разнообразные стратегии помимоуже указанных выше. Среди наиболее заметных тенденций – активное участиеоптовых фирм в построении так называемых 2сетей с добавленной стоимостью» всфере обращения, соединяющих с помощью компьютеров различные по характерупредприятия, работающие в сфере обращения, т.е. производителей, розничныемагазины, участников каналов товародвижения и т.д., проводимое в ответ натребование о перевозке мелкими партиями с высокой частотой созданиераспределительных центров (оптовых баз) в наиболее удобных местах с точкивыполнения оптовыми фирмами функций хранения, сбора, сортировки итранспортировки продукции. Кроме того, наблюдается также прямое проникновение всферу товародвижения, а за этим и в розничную торговлю, осуществляемое какэлемент диверсификации бизнеса. Еще одна тенденция последнего времени –проникновение за границу с использованием управленческого ноу-хау в областиоптовой торговли и даже интернационализация оптовой торговли со смелымипопытками переноса сферы деятельности за рубеж.
Выводы. Изменение бизнес среды в сфере обращения,связанное с крахом экономики "«мыльного пузыря» «и сокращением расходов напотребление, требует от оптовой торговли, занимающей промежуточное положение всфере обращения, принятия особенно жестких мер. «Теория ненужности оптовых торговцев»,появившаяся некоторое время тому назад, сейчас вновь собирает сторонников.Однако нельзя игнорировать социальный характер оптовой торговли. Оптоваяторговля должна сама посредством принятия фактических мер опровергнуть доводы оее бесполезности и доказать осуществление ею важной социальной роли в каналахраспределения.
Несмотря на то, что оптовая торговля, несомненно, утрачиваетсвое положение в сфере обращения, это еще не говорит о сокращении ее роли.Оптовая торговля по-прежнему работает с широкой номенклатурой товаров изаключает сделки с большим числом производителей, что подтверждает выполнениеею своей социальной роли.
В настоящее время в результате изменений на рынке, а именнодиверсификации и сокращения цикла внедрение, развивается информатизация системыобращения и проникновение, а оптовую торговлю компаний товародвижения. По этимпричинам место оптовой торговли традиционного типа в сфере обращенияотносительно уменьшается, и вновь раздаются голоса в поддержку «теорииненужности оптовых торговцев». Ряд оптовых компаний осуществляют реформаторскуюстратегию выживания, наиболее примечательными формами, которой являютсядеятельность по поддержки розничных магазинов, перевозки большими партиями свысокой частотой, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сферетовародвижения.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru