Министерствотранспорта и связи Украины
Одесскаянациональная академия связи им. А.С.Попова
Кафедра ОЭТ
«Стратегиявыхода Украины из кризиса и обеспечение устойчивого экономического ростастраны»
Выполнила
студентка группы МО-3.02.02
Романенко К.Л
Проверила
Небога Т.В
Одесса2010год
Содержание
Введение
Характеристика ситуации.Макроэкономический взгляд
Стратегия для Украины
Финансирование плана действий
Определение направлений кредитования иотбор проектов
Вывод
Список литературы
Введение
Анализ человеческойистории показывает, что силой, которая толкала человека вперед, былоэгоистическое желание, развивающееся в нем из поколения в поколение. Чемсильнее становились эти желания, тем более совершенные способы изобретались,чтобы удовлетворить их.
Однако в текущемстолетии законы изменились. Если раньше каждый человекразвивался индивидуально, то теперь человечество стало интегральной системой, вкоторой все мы взаимосвязаны и полностью зависим друг от друга. Эго, двигавшеечеловеком раньше, стало глобальным и связало всех вместе. Как только мыпревратились в глобальную, интегральную систему, подобно любой замкнутойприродной системе, наша сила и стабильность стали зависеть от взаимнойответственности всех частей человечества.
Замкнутая системацивилизации вынуждает нас признать важность сознательного участия в ней каждогогражданина мира. Узы взаимозависимости заставляют нас заботиться о том, чтобыкаждый человек понимал эту систему и грамотно взаимодействовал с другими.
Поэтому решение кризисавключает в себя перемены в сознании всех граждан мира. Каждый должен осознать,что в глобальной интегральной системе «маленькой деревни» его судьба зависит отего отношения к другим.
Подобно тому, как мысоздали систему воспитания, которая готовит к жизни наших детей, сегодня мыдолжны создать систему глобального просвещения для подготовки людей к жизни вновом, глобальном мире по принципу «Возлюби ближнего, как себя», – общему длявсех религий.
Начав организовыватьтакую систему просвещения, мы сразу ощутим начало оздоровления общества,поскольку осознание законов нового мира приведет к построению новыхвзаимоотношений между людьми.
При этом понятно, чтонет необходимости перестраивать государственные и экономические институты. Всепрочие сферы жизни перестроятся постепенно, по мере понимания принципа нашейвзаимосвязи.
Перед нами глобальный,многогранный кризис, и потому именно глобальное воспитание сможет дать полныйответ на все его частные проявления.
Характеристикаситуации. Макроэкономический взгляд
На протяжении последнихвосьми месяцев (по данным на март 2009г) в Украине наблюдается угрожающеепадение объемов производства в реальном секторе экономики. Что, в свою очередь,приводит к углублению финансового кризиса, и превращению его вфинансово-экономический. В последствии увеличению времени и объема ресурсов,которые необходимо будет затратить на возобновление уровня развитиянациональной экономики, достигнутого в средине прошлого года, и выхода накривую устойчивого экономического роста.
Падение объемовпроизводства и сокращение на этой основе государственного и частного спросаприводят к «закручиванию» нисходящей спирали, которое ведет к уничтожениюнационального производителя, росту уровня безработицы и обострению социальногонапряжения. В случае сохранения деструктивных изменений в экономике Украины иотсутствия совместных действий всех ветвей власти, финансово-экономическийкризис будет углубляться, в результате чего показатели развития экономики исоответствующие социальные стандарты жизни населения могут снизиться до уровнясередины 90-х годов прошлого века. Снижение внутреннего спроса в условиях«замораживания» внешних рынков приведет к свертыванию производства.Существенное ухудшение финансового состояния предприятий и домохозяйств можетпривести к коллапсу банковской системы. Страну может ожидать массоваябезработица и скупка за бесценок активов украинских предприятий.
Стратегия для Украины
Украина являетсястраной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутреннийрынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутреннихсбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, вУкраине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающие предприятиянеконкурентоспособными на отечественном и международных рынках, дает шансэкономике избавиться от неэффективного производства и провести, таким образом,долгожданную структурную реформу.
Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться натщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которыхпредусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственнойвласти.
К сожалению, в Украинев отличие от других стран не сформулирован ясный и понятный для общества планвыхода из кризиса и экономического возрождения в послекризисный период, которыйбыл бы поддержан и принят к выполнению всеми политическими силами и ветвямивласти. Отсутствие такого плана приводит к принятию многочисленных бессистемныхрешений, что в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов окончательноопустошает как государственный бюджет, так и финансы субъектов экономики.
Цель Плана совместныхдействий:
«Не только преодолетькризис в кротчайший срок, но и выйти из него, имея новую, прогрессивнуюструктуру национальной экономики, ориентированную на использованиеинновационных факторов интенсивного экономического роста. Достижение этой целибудет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики,уровня занятости населения и его социальных стандартов».
Для реализации этойзадачи предусматривается разработать и ввести в действиеорганизационно-экономические механизмы относительно:
1. Стимулированияпрогрессивных изменений в структуре национальной экономики.
2. Стимулированиявнутреннего спроса, преимущественно инвестиционного.
3. Реструктуризациибанковской системы в целях возрождения в ней главной функций — кредитованияразвития экономики, в первую очередь ее реального сектора.
Разрабатывая Концепциювыхода из кризиса и построения структуры послекризисной национальной экономики,нужно четко осознавать, что государство, прежде всего, должно помогать не тем,кто больше всего пострадал из-за временных конъюнктурных факторов, а тем, кто вдальнейшем может стать «локомотивом» развития.
Вливание средств вэкономику должно быть целевым и иметь наибольшую эффективность для государстване только с точки зрения стимулирования спроса, но и с точки зрения созданияусловий для долгосрочного устойчивого роста экономики, расширения внутреннегорынка и увеличения экспортного потенциала, а также повышения уровня занятостинаселения. Государство должно заботиться об отраслях, вложение средств вразвитие которых, имеет наибольший мультипликативный эффект для развитиясмежных отраслей и производств, что, в свою очередь, будет способствоватьповышению уровня конкурентоспособности экономики Украины в целом и предоставитей в последующем конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнемрынках.
Предлагаются следующиеприоритетные направления стимулирования:
· сельскоехозяйство — возрождение которого имеет существенный социальныйэффект, является залогом обеспечения продовольственной безопасности ипотенциалом для наращивания экспорта. Сбалансированное развитие сельского хозяйстватребует:
а) пролонгации(продление) кредитов сельхозпроизводителям и смежным отраслям (отечественныеминеральные удобрения и сельскохозяйственная техника);
б) кредитованиенациональных производителей сельскохозяйственной продукции для проведенияпосевной и уборочной работ (приобретение отечественных минеральных удобрений исельскохозяйственной техники);
в) предоставлениецелевых кредитов на развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производстваи экспорта (сеть элеваторов, животноводческие комплексы, биологическоетопливо);
· энергетика– развитие, которой, гарантирует энергетическую безопасность и уменьшаетзависимость от импорта энергоносителей, а это требует:
а) перестройки сетейпередачи электроэнергии;
б) создание замкнутогоядерного цикла;
в) модернизации ГТС ираспределительных сетей;
г) увеличения добычиэнергоносителей;
д) развитияальтернативных источников энергии;
· машиностроение- что позволяет создать национальную продукцию с высокой степеньюинновационности и добавленной стоимости, конкурентоспособную на внешних рынках.В первую очередь нуждаются в поддержке:
а) инновационныевысокотехнологические отрасли, продукция которых имеет высокий внутренний ивнешний спрос (самолетостроение, судостроение, энергетическое машиностроение,ВПК, другие высокотехнологические отрасли);
б) предприятия попроизводству конкурентоспособной продукции импортозамещения(автомобилестроение, бытовая техника);
· малыйи средний бизнес — который в наибольшей мереспособствует повышению уровня занятости и, как результат, приводит к уменьшениюдавления на фонд безработицы и гарантирует: социальную стабильность, наполнениевнутреннего рынка товарами и услугами — в том числе в пищевой и легкойпромышленности. Развитие малого и среднего бизнеса требует:
а) пролонгации старыхкредитов;
б) предоставление новыхкредитов на развитие;
в) возможностей учебы ирекламы;
· проектыЕвро-2012 — которые включены в план работ по подготовке кпроведению Евро-2012, но из-за кризиса не могут быть профинансированы частнымиинвесторами;
· строительство- которое имеет существенный мультипликационный эффект для смежных отраслей, атакже социальный эффект, главный акцент должен делаться на ипотечномкредитовании населения, а не застройщиков.
Финансирование планадействий
Поскольку возможностибюджетного финансирования в Украине являются крайне ограниченными (в отличие отСША и стран Евросоюза), а накопленных стабилизационных фондов в иностраннойвалюте (как в России или Казахстане) нет, источники стимулирования и поддержкиразвития должны быть диверсифицированы в соответствии со следующими принципами:
а. бюджетные ресурсыдля неприбыльных проектов — поскольку налоговых поступленийхватает только на текущие расходы, расходы на развитие должны финансироватьсяза счет средств дефицита бюджета (Стабилизационного фонда), источникаминаполнения которого являются внешние заимствования, приватизация и внутренниегосударственные займы;
b. «Новая программафинансовых стимулов» — целевое банковское кредитованиеразвития приоритетных отраслей и сфер (с рефинансированием НБУ) для проектов,которые являются экономически прибыльными;
c. поддержка нагосударственном уровне прямых иностранных инвестицийв секторах, которые являются приоритетными с точки зрения формированиявнутреннего рынка и высоких технологий, но на развитие которых не хватаетсредств внутренних инвесторов.
послекризисный экономика украина проект
Определение направленийкредитования и отбор проектов
При проведениимероприятий по выходу страны из кризиса следует уменьшить возможностьвмешательства лоббизма в распределение ресурсов, на уровне правительства должныбыть четко определены 3-5 приоритетных направлений (отраслей или сфер), вкоторые будут направляться целевые государственные ресурсы. Этот переченьдолжен быть взвешенным, коротким и закрытым, а внесение в него изменений илидополнений следует запретить.
Направленияиспользования государственных средств нужно определять исходя из перспективыдолгосрочного устойчивого роста экономики, укрепления экспортного потенциала ирасширения импортозамещения, а также получения масштабного социального эффекта.Для отбора эффективных проектов по утвержденным направлениями должна бытьсоздана единственная система оценки, а решения относительно отбора конкретныхпроектов должны приниматься на уровне правительства (для больших стратегическихпроектов) или общей комиссии Минэкономики, Минфина и отраслевого министерства,которое отвечает за определенное направление развития (кроме мелких проектовмалого и среднего бизнеса, решения относительно которых могут приниматьсябанками самостоятельно). Окончательное решение относительно кредитованияпроектов принимается банком, который, в конечном счете, принимает на себя рискиреализации проекта и будет отслеживать целевое использование средств. Целевыекредиты должны предоставляться на реализацию государственных проектов, которыевошли в пул проектов, отобранных правительством или специальнойправительственной комиссией, по приоритетным направлениям развития (кромемикрокредитов и рефинансирования, реструктуризации существующих займов).Окончательное решение относительно кредитования проектов должен принимать банкна основе независимой оценки всех связанных с проектом рисков. Первоначальнокредиты (со следующим или одновременным их рефинансированием НБУ) могутпредоставляться через государственные банки, а по мере оздоровления банковскойсистемы к этой программе могут подключаться и другие банки (особенно в частипрограммы, которая ориентирована на массовое охватывание заемщиков, — для сферАПК, малого и среднего бизнеса).
С целью обеспеченияоперативного мониторинга выполнения Плана совместных действий, оценки ихэффективности и внесения предложений относительно его уточнения целесообразносоздать постоянно действующую Рабочую группу из представителей Министерстваэкономики Украины, Министерства финансов Украины и Национального банка Украиныво главе с вице-премьер-министром, который координирует вопрос экономики ифинансов. Рабочая группа должна иметь полномочия привлекать к рассмотрениюотдельных вопросов отраслевые центральные органы исполнительной власти,научно-исследовательские институты, а также вносить предложения относительнокоррекции политики непосредственно Кабинету Министров Украины.
Вывод
По мнению украинскогоправительства, для обеспечения устойчивого экономического роста необходимореализовать стратегический план социально-экономического развития Украины,включающего в себя комплекс важнейших структурных реформ, среди которых особоезначение имеют:
— Налоговаяреформа – снижение налогового давления на хозяйствующие субъекты и доходыукраинских граждан.
— Пенсионнаяреформа – создание (в дополнение к существующей системе) негосударственныхпенсионных фондов, средства которых могли стать мощным источником внутреннихинвестиций.
— Комплексмер по обеспечению энергетической безопасности Украины.
— Реформавооруженных сил – в частности, обеспечение мер по социальной защитевоеннослужащих.
— Реформажилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
— Мерыпо либерализации экономики, которые, в частности, подразумевают умеренное ирациональное вмешательство государства в политику ценообразования.
НИЭИ проанализировалстратегические планы по преодолению финансово-экономического кризиса, которыеразрабатываются и реализуются правительствами других стран, а такжерекомендации известных международных организаций по этим вопросам. Стратегиивыхода из современного экономического кризиса, которые реализуются большинствомстран мира, как правило, базируются на «оздоровлении» финансовой системы истимулировании внутреннего спроса. Но бессистемное направление денежных потоковв финансовый сектор даже в странах, которые имеют свободно конвертируемыевалюты, не возобновляет ожидаемого кредитования реального сектора экономики.
Украина являетсястраной, экономика которой слишком открыта и неконкурентоспособна, а внутреннийрынок неразвит, не имеет свободно конвертируемой валюты и внутреннихсбережений, которые смогли бы быть использованы для инвестиций. Таким образом,методы и механизмы, которые используют развитые страны для выхода из кризиса, вУкраине вряд ли сработают. В то же время кризис, делая неэффективно работающиепредприятия неконкурентоспособными на отечественном и международных рынках,дает шанс экономике избавиться от неэффективного производства и провести, такимобразом, долгожданную структурную реформу.
Но любая реформа, для того, чтобы быть эффективной, должна основываться натщательным образом разработанных концептуальных принципах, реализация которыхпредусматривает общие и согласованные действия всех ветвей государственнойвласти.
Литература
1. Документподготовленный Научно-исследовательским экономическим институтом всотрудничестве с Министерством экономики Украины и Советомконкурентоспособности Украины в марте 2009 года.
2. ndei.me.gov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=96&lang=russian
3. www.kabmir.org/krisis/1117-g20-realniy-vyhod-iz-krizisa.html
4. strateger.net/The-US-and-Russia_David-Kramer_Foreign-Affairs_CIF