Реферат по предмету "Экономика"


Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества ичеловека «Дубна»
Реферат
по дисциплине: Социология
тема: Стратегическая политика развития малогобизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации
Дубна, 2009

Введение
Даннаястатья Н.М. Кузнецовой, а именно, «Стратегическая политика развития малогобизнеса в системе производственного предпринимательства в РоссийскойФедерации», была опубликована в научно-образовательном издании«Социально-гуманитарные знания» в 2007 году. В ней автор выявляет условия ифакторы развития предприятий малого бизнеса и разрабатывает механизма повышенияэффективности их функционирования в регионе и стране в целом. Для достиженияцелей работы Кузнецова ставила перед собой следующие задачи:
— выделитьсистему факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на эффективное развитиемалых предприятий;
— разработать методику анализа факторов, определяющих перспективыразвития малых предприятий в регионе, с учетом оценкивлияния внутренней и внешней среды;
— предложить механизм эффективного взаимодействия органов региональной власти исубъектов малого бизнеса в институционально благоприятныхусловиях.

1.Развитие малого бизнеса в России
В общем, современная Россиядостигла определенных успехов в развитии малого предпринимательства, но пока, ксожалению, такой сектор экономики, как малый бизнес, не оказывает существенноговлияния на экономическое и социальное развитие общества. Во-первых, это связанос тем, что «отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая обих включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпыроста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблемобщества, неадекватна тем задачам, которые стоят перед экономикой страны» [c.172.].
В настоящее время определяющейсферой приложения интересов малого бизнеса являются торговля и общественноепитание. Так, по данным Управления статистики по Волгоградской области, на еетерритории функционируют 13,8 тыс. малых предприятий, на которых трудятся 128тыс. человек. Из них 6,8 тыс. предприятий – в торговле и общественном питании,что составляет 49% от общего числа хозяйствующих субъектов малого бизнеса, исоответственно 43,5 тыс. человек или 34% от всей численности работников малогобизнеса.
«Экономический (объем услуг) исоциальный (занятость) эффект малых предприятий сферы торговли и общественногопитания в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу»[с.172.]. Так в Волгоградской области объем произведенной продукции на одномалое предприятие составил 1,7 млн. руб., а по предприятиям торговли – 0,8 млн.руб., соответственно занятость по малому бизнесу в расчете на одно предприятиесоставила 9,2 человека, а в торговле – 6,3 человека. Подобное положениевозникло вследствие того, что существует множество предприятийнепроизводственного профиля, что, в свою очередь, связано с более легкимполучением прибыли, по сравнению с другими отраслями. Также причиной служитвысокий уровень конкуренции, которая вынуждает держать под жестким контролемцены и количество занятых. Кроме того, предприятия, которые специализируются наторговле импортными продуктами, находятся в зависимости от динамики курсадоллара и евро по отношению к рублю.
В промышленности и строительствемалый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К примеру, в Волгоградскойобласти общее количество строительных и промышленных предприятий в 4 разаменьше количества предприятий торговли и общественного питания. По числузанятых их отставание меньше: в строительстве в 1,3 раза, а в промышленности в2,1 раза; по доле в общем объеме произведенной продукции они превосходятпредприятия торговли и общественного питания: в строительстве – в 2,3 раза, а впромышленности – в 1,1 раза. Экономический эффект на одно предприятие встроительстве и промышленности выше, а социальный практически на том же уровне,что и в торговле и общественном питании. Также необходимо отметить, чтоотраслевая структура малого бизнеса, как в Волгоградской области, так и поРоссии в целом свидетельствует о его преимущественном развитии в торговле,строительстве и общественном питании.
Что касается сферы материальногопроизводства, в ней малый бизнес проявляется в пищевой промышленности(например, производство полуфабрикатов, выпечка, фасовка и другие несложные втехнологическом плане производства), производстве бытовых приборов, узлов(домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда, а также вдеревообработке и деревопроизводстве.
2. Инновационнаядеятельность в малом бизнесе
Из-за конкуренции во всех областяхэкономики на региональном рынке предприниматели проявляют большой интерес кинновационной деятельности. Они понимают, что инновационный продукт очень важенэкономически, но роль малого бизнеса в финансировании разработок и исследованийпока, к сожалению, невелика. «Во многом это объясняется нестабильностьюсоциально-экономической ситуации в стране, деформированностью рыночныхотношении, несовершенством механизмов их регулирования, неразвитостьюмеханизмов взаимодействия государства и предпринимательства» [с.174.]. Такжеважными проблемами являются отсутствие какой-либо защиты или поддержкиотечественного предпринимательства со стороны государства, серьезный разрыв вдоходах между сферой материального производства и финансовой сферой, а такженедостаточность страхования предпринимательских рисков.
Автор считает, что особымнаправлением инновационной политики государства должна стать поддержка малогоинновационного бизнеса. К примеру, опыт США и других стран подтверждаетэффективность этой формы организации инновационной деятельности. По мнению В.Ж.Келле[1],такая форма может сыграть свою роль не только в распределении бюджетныхсредств, но и в оценке и развитии различных организационных структур поддержкималого инновационного бизнеса, которые получили большое распространение в мире.К таким структурам, например, относятся ИТЦ, технопарки и технополисы, то естьтерритории, на которых существуют специальные льготные условия для разработки иреализации нововведений, а также для соединения научно-технической ипроизводственной сфер. Формирование и существование таких структур имеетбольшое значение для создания в стране эффективно функционирующей инновационнойсистемы.
3. Проблемагармонизации интересов в развитии малого бизнеса
малый бизнеспредпринимательство инновационный
Также не стоит забывать опроблемах, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса. В первуюочередь, эффективность производственного малого бизнеса зависит отсогласованности интересов предпринимателей и власти. Для ее достижениянеобходимо структурировать собственные интересы, выявить приоритеты исогласовать свои действия друг с другом. В этом случае общая цель будетдостигнута.
Каждому из субъектов в рыночнойэкономике присущи собственные интересы, как правило, не совпадающие синтересами других хозяйствующих субъектов. «Проблема соотношения частных игосударственных экономических интересов наиболее сложна и предполагаетвоздействие государства на регулирование экономических отношений» [с.175.].Разные экономисты по-разному смотрят на взаимоотношения частных игосударственных экономических интересов. К примеру, А. Смит считал, что всоответствие все частные и государственные интересы приводит рынок своей«невидимой рукой». То есть каждый предприниматель сам принимает решение, что,когда и для кого производить, но в результате, его экономическое поведениеконтролирует рынок, не позволяющий возобладать частным интересам надобщественными. Также есть точка зрения, что государственные интересы являютсяопределяющими, но в то же время, они не противоречат частным интересам. Общимдля этих точек зрения является то, что ведущим интересом выступаетматериальный, то есть получение денежного дохода обуславливает экономическоеповедение всех субъектов и определяет покупательную способность граждан.
Итак, в результате можно сказать,что данная проблема гармонизации интересов предпринимателей, государства иобщества в России очень серьезна, и сложность ее решения заключается впсихологии человека и его приверженности либо к материальным ценностям, либо кдуховным. «Существует общность интересов государства и цивилизованных предпринимателей,которая заключается в создании высокоэффективной экономики, в политической исоциальной стабильности общества, в укреплении позиций России в мировойэкономике. Объективной предпосылкой гармонизации интересов должно статьвзаимовыгодное сотрудничество государства и предпринимателей» [с.175.].
Данная проблема относится к числуорганизационно-управленческих задач в сфере экономики. Поэтому пути ее решениястоит искать в области управления экономикой. К сожалению, в наше время вРоссии нет эффективной системы планирования развития производственногопредпринимательства на макро-микро-мезоэкономическом уровне[2],полной и точной информационной базы, стратегии развития сферы материальногопроизводства. Однако без решения данной рассматриваемой проблемы гармонизацииповышение экономической эффективности предпринимательства невозможно.
В Конституции Российской Федерации(ст.7) провозглашается, что Россия – социальное государство, а социальноегосударство должно находить оптимальный баланс между возможностями рыночногосаморегулированием экономики и государственным воздействием на уровнихозяйственной свободы.
4. Формированиепредпринимательской среды
Формирование предпринимательскойсреды – один из важнейших факторов создания рыночных отношений. Эта средадолжна обеспечивать эффективное функционирование многоуровневой системыпредпринимательства. В результате их взаимодействия выполняется основнаяфункция предпринимательской системы, а именно производство и реализация товарови услуг, с увеличением при этом ВВП и укреплением экономики страны в целом.
Функционируя в структурепредпринимательской системы, каждый предприниматель стремится максимизироватьсвою прибыль, потому что его материальное состояние напрямую зависит от егодоходов. В то же время, получая прибыль для себя, он производит другие товары иуслуги, необходимые для общества, создает новые рынки, предоставляет новые иподдерживает старые рабочие места, является покупателем товаров и услуг,созданных другими предпринимателями, и платит соответствующие налоги. То естьможно выявить такую зависимость: чем больше в стране предпринимателей, которыестремятся извлечь выгоду и извлекают ее с помощью инноваций, тем богачеобщество.
5. Стратегическаяполитика государства
Государственные органы должныучитывать значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства ипроводить стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса,опираясь при этом на мировой и российский опыт промышленногопредпринимательства. «Основами функционирования производственного малогобизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования;непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированныхпредпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующаяповышение эффективности предпринимательской деятельности» [с.177.].
Под стратегической политикойразвития малого производственного бизнеса подразумевается осуществлениемероприятий по его поддержке и развитию на общегосударственном, региональном иместном уровнях. Н.М. Кузнецова считает, что данные мероприятия должны включатьв себя анализ состояния внешней среды, оценки потенциала развития малогобизнеса в сфере производства, выбор приоритетных целей развития и т.д.Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует созданияблагоприятных внешних условий для его функционирования в настоящее время и вбудущем, что предполагает достижение наилучших результатов в соответствии сцелями и задачами страны, регионов, а также малого и крупного бизнеса.
Методы достижения устойчивогоразвития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектамвоздействия на следующие группы:
— ресурсная база с целью расширения возможностей бизнеса;
— формирование и активизация потенциального рынка товаров и услуг;
— условия функционирования с целью снижения влияния негативных факторов;
— создание инфраструктуры с целью обеспечения комплексности и эффективности.
«Выборсредств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется егореальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличиемресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных иместных органов власти» [с.177.]. Эффективное регулирование бизнеса должноосуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией подсистем.На уровне государственного регулирования это:
— установление приоритетных целей и задач;
— распределение финансовых ресурсов между регионами;
— создание благоприятных условий для развития малого бизнеса на всех уровняхгосударственного управления.
Основныепараметры регулирования на региональном уровне следующие:
— конкретизация общегосударственных целей относительно данного региона;
— установление приоритетных целей и задач;
— формирование потенциала развития производственного малого бизнеса с помощьюмобилизации всех ресурсов региона;
— распределение ресурсов между предпринимательскими подсистемами;
— создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов ифакторов, которые определяют эффективность функционирования производственныхструктур малого бизнеса.
Наместном уровне регулирование имеет некоторые особенности, которые обусловленыприродой местного самоуправления, степенью урбанизации района и т.д. К такомурегулированию относятся:
— установление приоритетны целей и задач развития муниципальной экономики в сферепроизводственного малого бизнеса;
— распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса;
— стимулирование деловой и инвестиционной активности для развития муниципальныхпредприятий и территориально-производственных комплексов;
— создание благоприятных условий для развития структур производственного малогобизнеса.
Всистеме структур малого бизнеса происходят модернизация и различныеинновационные процессы. Они являются основой стратегии прогрессивнойпромышленной политики, которая формируется на основе исторического опытаиндустриального развития. Исследование существующей системы малого бизнесапозволяет оценить сложившиеся социально-экономические условия егофункционирования, что в свою очередь обеспечивает возможность формированиястратегии развития структур малого бизнеса.

Заключение
Кузнецоварассуждает о том, что существует общие интересы государства и цивилизованныхпредпринимателей, которые заключаются в создании высокоэффективной экономики, идействительно, государство нуждается в высокоразвитом цивилизованномпроизводственном предпринимательстве, способном обеспечить процветание России иукрепить наше государство, а предприниматели нуждаются в сильном государстве,способном создать благоприятную макросреду для эффективного функционированияпредпринимательских структур и наиболее полной реализации предпринимательскихспособностей, защитить свободу предпринимательской деятельности, в том числе ина мировом рынке.
Однимиз доминирующих факторов развития малого бизнеса является уровень егоинфраструктурного обеспечения, определяемый качеством финансовых, кредитных,страховых, информационных и других деловых услуг. Повышение в них деловойактивности способствует переходу малого бизнеса в стране на интенсивный путьразвития, являющийся необходимым условием инновационного самообновленияэкономики страны.
Формированиемеханизма эффективного взаимодействия органов региональной власти и малогобизнеса, направленного на стимулирование его развития, предполагаетмоделирование эффективных структур организации малых предприятий, которыепозволяют им с меньшими затратами осваивать производство новых товаров и услуг,оптимизировать издержки и успешно продвигать свою продукцию на рынок.
Реализацияданного подхода связана с достижением перспективных целей экономическогоразвития страны и улучшением качества жизни населения.
Теоретическаяи практическая значимость статьи определяется актуальностью поставленных в нейзадач и состоит в возможности применения выводов, сделанных в статье, привыработке оптимальной экономической политики региона или страны,совершенствования методов государственного регулирования и механизмовсаморазвития предприятий малого бизнеса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.