Проблемыдиверсификации структуры
В настоящее времяразвитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, таккак сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупныхзапасов полезных ископаемых.
Имея значительные доходыот сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимуловк развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными илискудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимаютпопытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективезапасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в планеустойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.
В современной экономикеКазахстана существуют следующие проблемы:
сырьевая направленностьэкономики;
слабая интеграция вмировую экономику;
слабая межотраслевая имежрегиональная экономическая интеграция внутри страны;
низкая производительностьобрабатывающей промышленности;
незначительныйпотребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика);
неразвитостьпроизводственной и социальной инфраструктуры;
нарастающий износосновных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый игорно-металлургический комплексы;
общая техническая итехнологическая устарелость предприятий;
отсутствие эффективнойсвязи науки с производством;
низкие расходы на НИОКР;
слабая адаптированностьотечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенныхмеханизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, какследствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;
отсутствие современнойсистемы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;
отсутствие стимулов дляотечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторыэкономики;
Задачистратегии
Обеспечение вобрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышениепроизводительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
повышениепроизводительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
созданиепредпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов,которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентноепреимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах,добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
стимулирование созданиянаукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
диверсификацияэкспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленнойстоимостью;
переход к мировымстандартам качества;
развитие интеграции срегиональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические иинновационные процессы развитие участников финансового рынка В 2004 году планируется создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору финансового рынка, который будет осуществлять оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексную защиту прав и интересов инвесторов.
Необходимость создания Казахстанскийинвестиционный фонд обусловлена неразвитостью фондового рынка, низкойкапитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественномрынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность. Создание КИФ станет сигналомдля финансового сектора о необходимости перехода к качественно новому уровню функционирования.Партнерство КИФ с банками и другимифинансовыми институтами станет активным толчком для развития новых производстви фондового рынка.
Основной задачей БанкаРазвития Казахстана будет финансовая поддержка инициатив частного сектора игосударства (в части инфраструктурных проектов)путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи гарантийныхобязательств по займам икредитам,предоставляемым другими кредитными институтами.
Принцип децентрализации Государство не будет сосредоточиватьфинансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даствозможность:
избежать потенциальныхсистемных ошибок при принятии решений;
заложить основы дляконкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки;
осуществлять болееуглубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном изинститутов развития, то остается шанс получить ее в другом.
Принцип специализации означает специализациюинститутов развития на определенных операциях и видах деятельности. Например,Банк Развития Казахстана специализируется на финансировании проектовпосредством банковского кредитования; Принцип специализации не означает, чтоинституты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять идругие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными.
Принцип конкуренции означает осуществление деятельностиинститутов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем,что большинство институтов призваны имитировать рыночные институты, которые наданном этапе развития отсутствуют. Принцип конкуренции даст возможностьоценивать результаты деятельности того илииного института.
Принцип транспарентности означает создание прозрачной системыкорпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающейподотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовыхресурсов. Государством должна быть обеспечена защита от какого-либо давления на деятельность институтов развития в целях надлежащейреализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа будет активно использоваться институтнезависимых директоров, а также другие современные инструменты корпоративного управления.
Замещениерынка
Этот подход связан спопытками правительства полностью вытеснить рынок. Чтобы придать импульспромышленному росту, государства поддаются соблазну подменить рыночные оценкиинформацией и оценками, генерируемыми в государственном секторе. Эти усилияредко приносят плоды.
Создание Инновационногофонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных и рыночныхмеханизмов внедрения инноваций, присущую всем странампостсоветского пространства.
Данная проблема лежит вдвух плоскостях. Во-первых, это необходимостьвнедрения уже разработанных инноваций. Во-вторых, это финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторскихработ для разработки новых инноваций.
Для решения даннойпроблемы основные усилия Инновационного фонда должны быть направлены на стимулирование и развитие венчурного финансированияв Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры.
Фискальнаяполитика
Процесс ускоренногоразвития экономики сопряжен с созданием стимулирующих условий дляфункционирования предприятий и организаций. В определенной степени это связанос совершенствованием налогового режима.
Переход от политикивыживания к стратегии устойчиво высоких темпов экономического развития требуетсовершенствования механизмов регулирования процесса перераспределения получаемого дохода между государством, населением ипредприятиями. Актуальность решения этой проблемы состоит в том, что основуэкономического роста составляют отрасли, занятые добычей и первичнойпереработкой сырья. Продукция этих отраслей занимает более 70% объемапромышленного производства и экспорта страны.
Защитаконкуренции и тарифная политика
Создание условий дляэффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должныспособствовать реализации основных целей индустриальной и инновационнойполитики государства — диверсификации экономики и модернизации промышленности.
Основой формированияконкурентной среды на товарных рынках являются разумная инвестиционнаяполитика, а также биржевая торговля. Государственная политика в областиконкуренции направлена на решение проблем недопущения недобросовестнойконкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной практики.
Методы тарифногорегулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достиженияопережающих темпов роста данного сектораэкономики, основанного на модернизации производства.
Поэтому для обеспеченияустойчивого развития индустрии, функционированиясубъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровнятарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствованиетарифной политики
(ЦДС) позволит создаватьмногоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечаетвсем параметрам конкурентоспособной продукции.
В современной мировойпрактике разработан и широко применяется метод анализа и выработки стратегииразвития, основанный на рассмотрении отраслей экономики как ЦДС.
Суть этого методазаключается в том, что каждую отрасль можно рассматривать как цепь производств,которые последовательно добавляют стоимость конечного продукта.
Главной задачей торговойполитики Правительства определяется создание единого экономическогопространства в евразийском регионе с ближайшимипартнерами по СНГ. При этом ориентиром будет превращение страны в региональный высокотехнологичный, экспортно-импортный, инвестиционный,финансовый и торговый центр.
Научно-техническаяи инновационная политика
В общей системеэкономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, таккак ее конечными результатами — повышением эффективности производства, ростомпроизводительности труда и капитала, объемом высокотехнологичной продукции — определяется экономическая мощь страны.
В целях кооперации малогопредпринимательства с крупными предприятиями предстоит разработать механизмпередачи функций субъектов естественных монополий по оказанию услуг, неотносящихся к их основной деятельности, в конкурентную среду субъектов малогобизнеса. Кроме того, необходимо создать условия для развития инновационных инаукоемких производств в малом бизнесе, в том числе за счет приобретенияоборудования и технологий по лизингу и широкого распространения франчайзинговыхотношений.
Монетарнаяполитика
Целями монетарнойполитики станут обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего высокиетемпы экономического роста, благоприятных конкурентных условий отечественным товаропроизводителям и устойчивостиплатежного баланса страны, создание условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики путем стимулированияснижения банковских процентных ставок.