Содержание
Введение
Глава 1. Статистика инфляции и цен
1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
1.2 Инфляция и ее статистическое изучение
1.3 Система показателей статистики цен
Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции
2.1 Изучение индексовпотребительских цен
2.2 Индекс потребительских цен на региональном уровне
2.3 Оценка инфляции
Заключение
Тест
Список литературы
Введение
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысилзначение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и впрактических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и втеоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждениеуказанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их неуменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое числодействующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход нарыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действияинфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переходна рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношенияхнакопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможностиискусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с темнепоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманностьнекоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал, что длительное функционированиецентрализованного планирования, как правило, приводит к нарушениюсбалансированности материальных и денежных потоков.
Инфляция — неизбежный спутник долгосрочного развитияэкономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции — цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция — сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающийспоры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеконе одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностноепредставление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этимявлением.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются поотношению к трем вещам. Во-первых, в период золотого стандарта инфляциявыражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во-вторых,аналогичный процесс ведет к возрастанию цены товаров.
В-третьих, при инфляции курс национальной валюты падает поотношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили прежнюю стоимостьили обесценились в меньшей степени. В связи с этим различают твердую валюту,устойчивую по отношению к собственному номиналу (нарицательной стоимости,обозначенной на бумажных деньгах), и падающую валюту, которая обесценивается поотношению к своему номиналу и к курсу других валют. В нашей стране такойпроцесс был наиболее заметен при сравнении рубля с долларом США.
Для анализа и регулирования экономических процессов, нарядус наблюдениями за изменением цен на конкретные виды благ, необходимы обобщающиепоказатели динамики уровней цен на разные классы благ — индексы цен. Донедавнего времени в нашей стране дискуссии о способах построения индексов цен,обсуждение их скудных публикаций были уделом узкого круга специалистов. Присвободном ценообразовании, особенно в периоды бурной инфляции, возрастаетинтерес к индексам цен, обостряется потребность в них. Индексы цен могутсыграть огромную роль в стабилизации и эффективном развитии экономики.
Индексы цен были первыми агрегированными показателями,которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в Англии,затем в США, Германии, России и других странах. Долгое время эти публикацииимели чисто информационный характер.
С 20-х годов нашего века в России, а затем в других странахрегулярно публикуется большое количество разных агрегированных экономическихпоказателей, среди которых большое место занимают индексы цен. Эти индексыразличаются по многим признакам. Среди них рассматриваемые классы товаров иуслуг (дефляторы национального продукта, индексы цен промышленных,сельскохозяйственных товаров, а также других, в том числе более мелких секторовэкономики), региональные аспекты (отдельно региона или страны в целом),рассматриваемые экономические операции (индексы цен производителей, оптовой,розничной, внешней торговли, потребляемых населением благ) и другие.
Глава 1. Статистика инфляции и цен1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
Цена — это многофункциональное экономическое явление,ведущая рыночная категория. Изменение цены часто ведёт за собой серьёзнейшиесоциальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому вовсесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализезакономерностей и тенденций их изменения заинтересовано всё общество, а нетолько властные структуры и маркетинговые службы.
Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара,эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собойпредмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственномуровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данноевремя сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.
Статистика изучает закономерности ценообразования иизменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Как известно,существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, ицены. Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяетсущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой общественнонеобходимым рабочим временем. Теория предельной полезности (У. Джевонс,К. Менгер, Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стороныпокупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ,участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечногопродукта. Известны также другие теории стоимости, сочетающие эти двепротивоположные точки зрения (например, неоклассическая теория А. Маршала,признающая равную роль издержек и полезности в формировании цены).
Большинство отечественных экономистов (Ш.Л. Турецкий, С.Г. Столяров,Г.А. Горина, Т.Г. Евдокимова, Д.Ф. Ковалевский и др.) ориентировались намарксистскую теорию цены. В начале XX века российские экономисты, как и ихзарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичнойвзглядам современных маркетологов. Например, В.С. Войтинский утверждал, что цена — это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основемотивации как исходного пункта теории цены — соображения полезности. П.Б. Струвесчитал, что стоимость — не производственное общественное отношение, а отношениев обмене, когда рыночная цена — “производная множества сталкивающихся воль",а “типическая ценность вырастает из реальной цены” (“что не имеет цены — неимеет ценности”).
В зарубежной экономической науке широкое распространениеполучила точка зрения П. Самуэльсона, считающего, что конкурентная ценаопределяется спросом и предложением и ограниченно — издержками производства, атакже теория (Ф. Котлера), согласно которой цена есть денежная сумма, взимаемаяза единицу товара, т.е. измеритель, эквивалент, по которому товар обмениваетсяна деньги.
Таким образом, сущность цены, ее экономическая природапроявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
1) индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношениеспроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовуюситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.);
2) маркетинговый регулятор рынка, с помощью которогоосуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка,покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. Вкачестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являютсямотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена — этопосредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена — важныйпоказатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса ипредложения, территориального размещения производства. Цена — инструментобразования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена — это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния наинвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательностиинвестиций). Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий нарынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различныхсоциальных групп. И, наконец, цена — это орудие конкурентной борьбы.
Отечественное ценообразование в своем развитии прошлонесколько этапов, тесно связанных с экономическим развитием страны.
Основной вид цен дореволюционного периода — свободнокалькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основнуюмассу товаров назначались государственные прейскуранты цен.
Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемоститоваров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием изрозничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника)и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).
Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукциии норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства иторговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.
Основные недостатки планового ценообразования — многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизмценообразования, отсутствие или запоздалая реакция на изменение спроса,невозможность охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымываниедешевых товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживаниецен, усиливающее дефицит товаров и др., не позволяли цене в полной меревыполнять важную функцию регулятора производства и потребления.
В условиях плановой экономики кроме государственногопланового ценообразования существовало и рыночное — на колхозном инеофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливалсяв соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения,уровнем цен монополиста (государства).
В розничном товарообороте в целом по стране доля колхозногорынка была незначительной (1-3%), но цены его в большинстве городов (заисключением наиболее крупных) сильно влияли на средний уровень розничных цен (например,на мясо) вследствие острого дефицита продуктов по твердым государственным ценам.В конце 80-х годов переплаты населения за товары, купленные на “черном" рынке,составляли несколько миллиардов рублей ежегодно и увеличивались за год в 2-3раза.
В качестве пробного рыночного элемента в 80-х годах получилираспространение договорные цены (на опытные партии и особо модные товары) ильготные цены (стимулирующие производство особо ценных сельскохозяйственныхкультур).
В процессе перехода к рыночной экономике в системе ценпроизошли значительные изменения. Реформа цен от 02.04.91 г. установила тритипа цены:
предельно фиксированные прейскурантные цены (устанавливалисьверхние лимиты);
регулируемые цены (отпускная цена предприятия и торговаянадбавка 20%);
свободные цены (договор между оптовой и розничной торговлейс учетом спроса, торговая наценка не более 20%).
Кроме цен, контролируемых государством, в переходный к рынкупериод появились и другие разновидности розничных цен — цены коммерческихмагазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г.практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущеныправительством “на свободу". Либерализация цен означало правопродавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможностьгосударственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи прификсированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазинзакупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в ростецен.
В условиях развитого рынка основным видом цен являютсясвободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становитсяинструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависитот целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибылиили доли на рынке, достижение стабильного положения.
Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязинаходится и понятие инфляции.
Инфляция — это повышение общего уровня цен и обесценениеденег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарнымпокрытием.
Инфляция — представляет собой переполнение каналов обращенияденежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценениеденежной единицы и рост цен.
В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:
1. В зависимости от “глубины” государственного регулированияэкономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явнойили подавленной форме. Процесс инфляции в явной (открытой) формепроявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Явнаяинфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на однихрынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмырынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкиваютинвестиций, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно,борьба с явной (открытой) инфляцией.
Подавленная инфляция протекает в скрытой форме ипроявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента,увеличении дефицита в экономике, росте очередей. Подавленная инфляциявозникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщимгосударственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенноеинфляционным не равновесием рынков, обращает внимание не на породившие егопричины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматьсяпрофилактикой инфляции и при необходимости демонтировать ее механизмы, онопытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены идоходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государствоставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темпроста производительности труда.
Механизм подавленной инфляции связан с неизбежнымвозникновением разрыва между административно установленными и более высокимирыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товарапереплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальнойэкономики в теневую. Образуется как бы “дыра", в которую проваливаютсятовары. Любые попытки закрыть ее с помощью правоохранительных органов,общественного контроля и т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлениюситуации, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать ипутем административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немногоснижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и не равновесиевосстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственномсекторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары поценам, близким к ценам равновесия.
2. В зависимости от объекта исследования различают национальную,региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональноммасштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефляторВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например,ЕС).
3. В зависимости от инфляционных импульсов по отношению ксистеме вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемуюи экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердоговалютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортироватьинфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса встране зависит от доли внешней торговли в общем, объеме ВНП. Чем она выше, тембольше эффект “импорта” инфляции.
4. В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год — различаютумеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год — отмечают галопирующуюили “латинскую". Свыше 200% — гиперинфляцию (по американскомуэкономисту Ф. Кэгану — свыше 50% в месяц).
5. В зависимости от того, насколько успешно экономикаадаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированнуюи несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Всеостальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированнойинфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика неуспевает приспособиться к изменяющимся условиям.
6. В зависимости от способности государства воздействоватьна инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую.В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен всреднесрочном аспекте. Во втором — реальных источников для корректировки уровняинфляции нет.
7. В зависимости от изменения показателя ВНП при ростеспроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимойинфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее ростцен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давленияспроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнацияпроизводства (рост номинального объема ВНП).
8. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентовотносительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемуюи непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.
9. В зависимости от факторов, порождающих и питающихинфляционный процесс, выделяют инфляцию “спроса" и инфляцию“издержек". Инфляция спроса и инфляция издержек — это системы илиразновидности именно монетарной инфляции, так как развитие инфляционныхпроцессов сопровождается и порождается обесцениванием денежной единицы, (приложение1, рис.3).
Инфляцияспроса — это вид инфляции, порождаемыйизбытком совокупного спроса, за которым по определённым причинам не успеваетпроизводство.
Другой вид инфляции — инфляция издержек. В этомслучае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растутиздержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результатеповышения заработка (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силуудорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи,повышение транспортных расходов и т.п.)
Таким образом, инфляция — это результатразбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходяиз уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можнопредставить как произведения предложения денег и скорости их оборота; совокупноепредложение — можно представить как произведение физического объемавыпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количестваденег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса инаоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупногоспроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовойполитикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью“печатного станка”, режимом расширения кредита, инвестиционным бумом,структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.
Уже в сегодняшнее время стали различать реальную иноминальную инфляцию. В отличие от номинальной реальная инфляция формируетсяпод влиянием не денежных факторов, непосредственно связанных со сменойструктуры производства, совершенствованием его технической и технологическойсистем. Очень часто понятие инфляции трактуется лишь как номинальное, онарассматривается как формальный процесс повышения общего уровня цен.
Современная экономическая теория и практика хозяйствованияне оперирует понятиями номинальной инфляции, они ее обозначают как инфляцию вее собственном, непосредственном значении. Если мы отмечаем, что инфляция возрослана протяжении года на столько — то процентов, то имеем в виду именнономинальную инфляцию, которая “ идет в ногу” с обесцениванием денежной единицы.Номинальная инфляция и обесценивание денег тождественны, они выступают какопределенные и разные стороны одного и того же экономического процесса.
Основными факторами формирования реальной инфляции являютсяпреобразование технологической и технической структуры экономики,совершенствование продукции (инвестиционные и потребительские товары высшегокачества обладают большей ценностью, стоимостью, а также имеют более высокуюрыночную цену).
Реальной ее обозначают потому, что она развивается подвлиянием такого специфического экономического процесса, как рост ценности (стоимости)материальных благ и услуг в значительном рыночном периоде времени. Если условнодопустить, что номинальная инфляция отсутствует, то рост совокупных цен,вызванный возрастанием стоимости (ценности) благ и услуг под влиянием ихсовершенствования и соотношения между ними (возрастание уровня совокупных цен истоимости благ и услуг), будет или пропорциональным, или даже тождественным.
В условиях реальной инфляции как одной из составляющихфактической инфляции временные изменения уровней совокупных цен перестают бытьпропорциональными и тождественными по часовым изменениям уровней обесцениванияденег.
В странах с развитой рыночной экономикой реальная инфляцияразвивается параллельно с номинальной, поэтому фактический уровень инфляцииимеет две составляющие — номинальную, развивающуюся под влиянием и какрезультат обесценивания денег, и реальную, являющуюся результатомсовершенствования продукции или же благ и услуг.
Реальная инфляция может быть двух типов.
1-й тип способствует возрастанию ее общего уровня вышеноминального. Развитие такой положительной инфляции свидетельствует о том, чтов экономике есть определенное совершенствование технологии и продукции.
2-м типом является отрицательная реальная инфляция. Онасуществует, когда в экономической системе технология и продукция ухудшаются. Существуеттакое мнение, что отрицательная инфляция повышает общий ее уровень. Нобольшинство исследователей считает, что отрицательную реальную инфляциюнеобходимо учитывать или путем добавления к номинальному уровню, или вообще непринимать во внимание, так как она аккумулирует себя в факторах развитияноминальной инфляции. В частности, при ухудшении качества и эффективноститехнологии и продукции увеличиваются затраты ресурсов на изготовление единицыизделия, приводящие к развитию инфляции затрат как одного из наиболее типичныхвидов номинальной инфляции.
Некоторые экономисты полагают, что отдельно учитывать ивыделять нужно лишь положительную реальную инфляцию, поскольку онадополнительно способствует возрастанию совокупных цен независимо от уровняноминальной инфляции. Вместе с тем данная точка зрения не разделяетсябольшинством ученых, так как считается (и в определенной степени обоснованно),что положительная реальная инфляция дополнительно себя не проявляет и еевлияние аккумулируется в развитии дефлятивных процессов (совершенствованиетехнологий и продукции приводит к снижению удельных затрат ресурсов, а значит,способствует обратному движению уровня совокупных цен в направлении дефляции).
Такое мнение верно лишь в случае реальной инфляции,развивающейся под влиянием улучшения технологий. Но когда она вызванасовершенствованием продукции, то способствует определенному повышению уровнясовокупных цен (товары высшего качества выше ценой, независимо от затрат на ихизготовление).
Реальная инфляция в отличие от номинальной почти всегдаположительно влияет на функционирование экономической системы, она являетсяиндикатором ее совершенствования и стимулирует техническое и технологическоеразвитие производства. Это обстоятельство должно учитываться государственнымрегулированием макроэкономических (инфляционных) процессов. Если номинальнуюинфляцию необходимо сдерживать, то реальную надо стимулировать и создаватьусловия для ее развития.
Она существует во многих экономически развитых странах,таких как Япония, Германия. Данную инфляцию очень трудно определить.
Реальная инфляция имеет положительное, отрицательное инулевое значение.
Положительной она будет, когда уровень возрастаниясовокупных цен выше темпов обесценивания национальной валюты. Такаяэкономическая ситуация характерна для большинства развитых стран Запада. Поориентировочным оценкам, реальная инфляция в них составляет приблизительно 2 — 5%в год.
Отрицательная реальная инфляция означает ухудшение качествапродукции и услуг. Существует и тогда, когда возрастание совокупных ценпревышает темп обесценивания денег.
1.2 Инфляция и ее статистическое изучение
При нарушении воспроизводственного процесса, котороесопровождается обесцениванием бумажных денег, безналичных денежных средств,падением курса национальной валюты, ростом цен и услуг, снижением покупательнойспособности денег, возникает феномен />инфляции. Существуютмонетаристский и немонетаристский подходы объяснения причин этого сложногомногофакторного явления.
Согласно />монетаристской концепцииамериканского экономиста />И. Фишера, одно из главных условийвозникновения инфляции кроется в более быстром росте денежной массы посравнению с ростом объема реального продукта, вследствие чего возникший избытокденег приводит к их обесцениванию и росту цен.И. Фишер строит свою концепцию наосновании выведенного им уравнения обмена, согласно которому алгебраическаясовокупность денежной массы М, находящейся в обороте, и скорости обращенияденег V уравновешивает совокупность уровня цен Р и количества реальных товарови услуг Q:
/>
Из данного равенства И. Фишер определяет зависимость ростауровня цен:
/>
Если составить уравнение темпов роста Тр длянепродолжительных периодов времени на основании данной совокупностипоказателей, то нетрудно видеть, что
/>
Из данного уравнения следует вывод, что темп роста цен (инфляции)напрямую зависит от темпов роста денежной массы при неизменяющихся объемахреального продукта и скорости обращения денег.
/>Немонетаристский подход (кейнсианский) объясняетпричины инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростомиздержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой рост цен и ростзаработной платы.
Статистика исследует все основные виды инфляции: />открытую инфляцию (параллельный процесс инфляции спроса ииздержек), />структурную инфляцию (возникает в периодыструктурных перестроек и сопровождается макроэкономической межотраслевойнесбалансированностью) и />подавленную инфляцию (возникает вусловиях регулируемых цен, вследствие чего возникает товарный дефицит и избытокденежной массы).
Важнейшим показателем в статистическом исследовании являетсяпоказатель уровня инфляции, который измеряется с помощью системы ценовыхиндексов, среди которых наибольший интерес представляют />индекс-дефляторВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.
Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует степеньинфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся ипотребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП(NВВП) к реальному ВВП (RВВП):
/>
где /> - валовой продукт исследуемогопериода в текущих ценах; /> - валовой продукт в ценахбазисного периода.
В статистическом анализе инфляции используется также />показатель нормы инфляции (ИN), который определяетсяпо формуле
/>
где It и It-1 — индексы смежныхпериодов.
Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляцииза данный период времени. В статистике принято считать, что если норма инфляциименее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция; если норма инфляцииоколо 50%, то имеет место «гиперинфляция». Норма инфляции 10 — 99%характерна для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран./> 1.3 Система показателей статистики цен
Характеристика />инфляции тесно связана санализом ценовой политики. В рыночной экономике одной из важнейших функций ценыявляется />балансирующая функция, которая заключается вустановлении баланса между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена выполняет также />учетно-стоимостнуюфункцию (выражает стоимость затрат через результат производства), />стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства),а также />распределительную функцию (является показателемраспределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно длярешения социальных задач).
Целью статистического анализа цен являются измерение ихуровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этихуровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводныеиндексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.
/>Средняя цена — это средний уровень ценыотдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородныхтоваров. Она определяется путем деления стоимости (/>) на общее количество изучаемыхединиц (/>).Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определениясредней величины используется формула средней арифметической взвешенной
/>
Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении,то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной
/>
Определение средней цены как простой арифметическойдопускается лишь в случаях расчета рыночных средних цен за месяц.
Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление ианализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленнуюпродукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сетибазовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен водин из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е числокаждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, котораяпроизведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетомкосвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).
В группу базовых предприятий, где производится регистрацияцен, включаются предприятия различных форм собственности, различныхорганизационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелкихпредприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группыпредприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.
Такой подход позволяет получать относительно достовернуюстатистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечиватьсопоставимость регистрируемых цен.
В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цениндексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль,распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегациитоваров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены«старого» и «нового» товара одновременно по двум смежныммесяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара нарегистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой периодтекущего года и т.д.
В качестве базисной цены для определения индексов цен втечение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.
Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываютсяв определенной последовательности:
1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) поконкретной группе товаров;
2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) потоварным группам;
3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексыцен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле />Ласпейреса
/>
где ipj — индексы цен по отдельным отраслямпромышленности; p0q0 — товарный выпуск продукции вбазисном периоде; n — количество отраслей промышленности.
Полученные сводные данные поступают в государственнуюотчетность.
Важное место в статистике цен отводится анализу ценпотребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется поотобранному набору товаров и услуг.
Для характеристики динамики потребительских цен исчисляетсясводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индексанеобходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальныхпотребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индексотражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров иуслуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.
Сводный индекс потребительских цен является важнейшимпоказателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированнойформуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающимитогом за период с начала года:
/>
где Q0 — объем потребительской корзины в базисномпериоде; p1 p0 — цена товара (услуги) в потребительскомнаборе отчетного (текущего) и базисного периодов.
В статистике цен используются также показатели: покупательнаяспособность денег и покупательная способность рубля.
Показатель покупательной способности денег отражаетколичество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1руб) при текущем уровне цен и тарифов.
Показатель покупательной способности рубля применяется дляизмерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги.Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.
Глава 2. Изучение индексов потребительских цен иинфляции
2.1 Изучение индексов потребительских цен
Индекс потребительских цен является относительнымпоказателем, измеряющим общее изменение стоимости фиксированного набора товарови услуг, или потребительской корзины среднего потребителя.
Для характеристики изменения цен на потребительские товары иуслуги используется система индексов при помощи, которых можно решать задачиразличной трудности. Можно сказать, что эту систему образуют:
сводный индекс потребительских цен, характеризующийизменение фиксированного полного набора товаров и услуг;
сводный индекс потребительских цен характеризующий изменениестоимости фиксированного набора товаров и услуг;
индекс стоимости прожиточного минимума;
индексы потребительских цен для отдельныхсоциально-демографических групп.
На практике, как правило, расчёт индекса потребительских ценпроизводится на основе модификации формулы Ласпейреса:
Уp = 56,60· 6,3· 46,29 + 11,44· 7,77·30 + 6,46· 5,90· 39,1
46,29 7,77 5,90 =
5,90· 39,1 + 7,77· 30 + 46,29·
= 1,22· 6,3· 46,29 + 1,47· 7,77· 30 + 1,09· 5,90· 39,1 =
230,69 + 233,1 + 291,62
355,8 + 342,7 + 251,5 = 950,0 = 1,25или 125%
755,41 755,41
Данный расчёт производился по трём товарам: говядине, молокуи муке. В среднем по трём товарам цены выросли в 1,25 раз или рост составил125%.
В результате увеличения цен на 25% покупатели заплатили194,59 млн. рублей больше в 2007 году, чем в 2006 г, т. е 950руб. — 755,41руб. =194,59руб.
В данном случае отчётным периодом является октябрь 2007 года,а базой октябрь 2006 года.
2.2 Индекс потребительских цен на региональномуровне
Индекс потребительских цен по модифицированной формулеЛаспейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.
Расчёт индекса потребительски цен на региональном уровненеобходим, с одной стороны, как один из этапов вычисления сводного индекса длястраны в целом, а с другой — для характеристики цен на потребительские товары вданном регионе и в какой-то мере для управления её экономикой.
На региональном уровне местными органами управлениярегулируются цены на основные продукты питания, социально-значимыенепродовольственные товары, услуги транспорта, связи и др.
Для сопоставимости различных видов ИПЦ применяется единаяметодология их расчёта. Несомненно, в Астраханской области данная методологияприсутствует и успешно работает.
Расчёт ИПЦ может производиться поэтапно. С начала можнонаходить индивидуальные индексы цен по какому-либо товару, услуге, а впоследствии уже рассчитываются агрегатные индексы.
Исходя из полученных данных можно судить о том, насколькопроизошло изменение индивидуального индекса цен, либо индекса физическогообъёма, т. е может быть как уменьшение, так и увеличение этих показателей.
Можно с уверенностью сказать, что в 2005 — 2006 гг. индивидуальныйиндекс цен и индекс физического объёма в Астраханской области был несколькопредпочтительнее, нежели в России и в отдельных её регионах.
В Астраханской области наблюдалось снижение цен на отдельныевиды продтоваров, и увеличивались объёмы продаж товаров. Всё сказанное можноподкрепить конкретными фактами.
В Астраханской области индивидуальные индексы цен составили(ip):
(отчётным периодом является 2006 год, база — 2005 год)
ip, жив. масло=18896= 1,00 или100%
18829
ip, говядина = 14204 =1,00или 100%
14071
ip, молоко= 2393 = 1,04 или 104%
2297
ip, растительное масло = 13370 = 0,99или 99%
13392
ip, сахар = 4969 = 0,97 или 97%
5094
По таким товарам как говядина, животное масло цены осталисьна прежнем уровне и изменению не подлежали.
Аналитическое исследование показало, что в Астраханскойобласти в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005индивидуальный индекс цен составил:
1) цена на молоко и молочные продукты выросла на 4%;
2) цена на растительное масло уменьшилась на 1%;
3) цена на сахар уменьшилась на 3%;
4) цены на говядину, животное масло остались неизменными.
Индивидуальный индекс цен (ip) по России за 2005-2006гг.составил:
ip= p1/p0
говядина = 1,13 или 113%
мука = 1,07 или 107%
животное масло =1,14 или 114%
сахар =0,82 или 82%
молоко =1,13 или 113%
Цены на продукты, их рост, безусловно, вызваныэкономическими факторами в регионе и ряде регионов.
Ещё можно выделить такой индекс как индекс физическогообъёма продукции.
По Астраханской области за 2005 — 2006гг. он составил:
Iq = q1/q0
Iq, говядина =10,5 = 1,27 или 127%
8,3
iq, молоко = 61,4 = 1,42 или 142%
43,1
iq, мука = 34 = 1,26 или 126%
26,7
iq, крупа = 1 = 1,11 или 111%
0,9
Аналитическое исследование показало, что в Астраханскойобласти в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005индивидуальный индекс физического объёма составил:
рост реализации говядины на 27%;
увеличение реализации молока на 42%;
увеличение реализации пшеничной муки на 26%;
увеличение реализации крупы на 11%;
К 2007 году цены в отдельных регионах России приближаютсядруг к другу, однако, брать в учёт районы крайнего Севера, поскольку там ценана продукты первой значимости достигают невероятно высоких пределов.
Что же касается Астраханской области, то изменение цен за 2005-2007гг. было следующим:
ip= октябрь 2007года
октябрь 2006года
ip, говядина= 56,60= 1,22 или 122%
46,29
ip, молоко= 6,46 = 1,09 или 109%
5,90
ip, сахар= 16,70 = 1,81 или 181%
9,18
ip, картофель= 3,86= 1,14 или 114%
3,37
ip, яйцо= 13,03 = 1,12 или 112%
11,62
ip, макар. изд-я= 21,13 = 1,04 или104%
20,14
Аналитическое исследование показало, что в Астраханскойобласти в отчётном году, т.е. 2007 по сравнению с базисным годом 2006индивидуальный индекс цен составил:
цена на говядину увеличилась на 27%;
цена на молоко выросла на 9%;
цена на сахар увеличилась на 81%;
цена на картофель увеличилась на 14%;
цена на яйцо выросла на 12%;
цена на макаронные изделия увеличилась на 4%.
Таким образом, 2007-й год стал годом увеличения цен нетолько на продтовары, но и на промышленные и, которые в свою очередь былиобусловлены как внутренними факторами, так и внешними (тяжёлое положение намировом нефтяном рынке). Ведь повышение цен на энергоносители вели к повышениюи на продуктовом потребительском рынке.
Наряду с данным расчётом ИПЦ существуют цепные и базисныеиндексы. Цепные индексы позволяют проследить изменение поэтапно, например отмесяца к месяцу, или какого — либо другого периода. В статистической практикеХакасии широко используются все указанные методы. Их наглядность позволяетпроследить малейшее изменение будь то изменение цены, либо товародвиженияпродукции.
Следует иметь в виду, что ИПЦ характеризует изменение цен нафиксированный набор товаров и услуг. К тому же данный набор для всех группнаселения одинаков и остаётся неизменным в течение длительного периода времени.
В данный набор входит двадцать пять продуктов питания. Причёмнаселение должно располагать определёнными средствами к их приобретению. Всёсказанное можно объединить в такие понятия, как прожиточный минимум и бюджетпрожиточного минимума.
Была определена сумма, которую необходимо потратить, чтобыприобрести некоторые видов продуктов. Эта сумма рассчитана в среднем на душунаселения Астраханской области.
Сначала был произведён расчёт индекса цен прожиточногоминимума в среднем на душу населения Астраханской области на сентябрь 2007 года:
Q = å qн· p
Q — стоимость прожиточного минимума;
qн — социальный норматив потребления отдельныхвидов продуктов, включённый в продуктовый набор;
p — цена на эти виды продуктов;
Q = 7,83· 29,32 + 14,87· 1,73 + 17,7· 5,94 + 12,62· 12,85 =229,5 + 25,7 + 105,1 + 162,1 = 522,40 рублей,
т.е. на приобретение продуктов необходима сумма в 522 рубляи 40 копеек в месяц.
Далее был произведён расчёт индекса цен прожиточногоминимума в среднем на душу населения Астраханской области на октябрь 2007 года:
Q = 7,83· 29,13 + 1,73· 16,70 + 17,7· 6,46 + 12,62· 13,03 =228,0 + 114,3 + 164,4 = 535,5 рублей.
Таким образом, на приобретение таких продуктов питания, как:овощей, сахара, молочных продуктов и яиц необходимо 535 рублей 50 копеек вмесяц.
Тогда индекс цен прожиточного минимума будет равен:
Ур= å p1· qн
å р0· qн
Уp = 535,5 = 1,025 или 102%
522,4
Данный индекс показывает, что цены на определённые продуктыпитания изменились на 102% или их рост составил 2% при том, что потреблениепродуктов осталось на прежнем уровне.
Разность между числителем и знаменателем показываетизменение стоимости прожиточного минимума в текущем периоде по сравнению сбазисным, вызванным только изменением цен:
Qр = 535,5 — 522,4 = 13,1,
т.е. стоимость продуктового набора увеличилась на 13,1рублей.
В процессе анализа можно выяснить, как повлияло на изменениестоимости прожиточного минимума:
а) изменение цен на отдельные виды продуктов питания;
б) отклонение фактического объёма потребления отнормативного;
в) ассортиментные различия фактической структурыпродуктового набора от нормативной.
Индекс цен прожиточного минимума, рассчитанный на постояннойоснове, позволяет оценить масштабы роста цен, которыми сталкивается семья иотдельные индивиды.
2.3 Оценка инфляции
Оценка инфляции основывается на использовании системыпоказателей. С помощью этой системы показателей определяют уровень и динамикуинфляции в целом по экономике и отдельных её отраслях.
На практике для наиболее общей характеристики уровняинфляции целесообразно использовать два показателя:
Индекс потребительских цен; данный показатель позволяетоценить уровень инфляции на потребительском рынке. Исчисляется он по формулеЛаспейреса:
Ур = 56,60· 6,3 + 11,44· 30 + 6,46· 39,1 =356,58+343,2+ 252,586
46,29· 6,3 + 7,77· 30 + 5,90· 39,1 291,627 + 233,1+230,7
= 952,366 = 1,26 или 126%
755,417
В период с октября 2006 года по октябрь 2007 года инфляциясоставила 26% или цены на продукты питания в Астраханской области увеличилисьна 26%.
Скажем можно по данной формуле найти инфляцию за любойвременной промежуток. Так, если рассматривать период с октября 2005 по октябрь 2006года, то инфляция в Астраханской области составила:
Ур = å p1· q0
å p0· q0
Ур = 14157· 8,1 + 2375· 39,9 + 3540·26 = 114671,7 + 94762,5+
12116· 8,1 + 1953· 39,9 + 2853· 26 98139 + 76362,3 +
92040 = 301474,2 =1,21 или 121%
74178 248679,0
цены увеличились, и инфляция составила 21%.
2) дефлятор валового внутреннего продукта; он позволяетоценить уровень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемыхв государстве, включая инвестиционные товары, экспорт, импорт.
Дефлятор ВВП можно определить по формуле Пааше:
Ур = å p1· q1
å p0· q1
Размер же инфляции рассчитывается:
(Ур — 1) 100
В 2007 году инфляция за месяц (октябрь) в Астраханскойобласти составила:
Ур = 1,25 или 125%, инфляция = 25%
Существует ещё и такой показатель как индекс покупательнойспособности денег, поскольку нужно объяснить такой факт, что когда растут ценына потребительские товары, то это в свою очередь приводит к обесцениваниюденег, т.е. снижается их покупательная способность (имея на руках туже суммуденег, что и до инфляции мы можем купить гораздо меньше продуктов иликаких-либо других товаров).
Упсд = 1/Ур
Ур = 125%
1: 1,25 = 0,8 (Упсд-1) 100 = (0,8 — 1) 100 = — 20%,
т.е. покупательная способность денег снизилась на 20%.
При изучении динамики уровня инфляции используют показатель — норма инфляции, выраженный в процентах:
N = In — In-1 · 100,
Где In-1
In и In-1 — индексы цен за текущий ипредыдущий периоды.
Рынок продовольственных товаров Астраханской области не сталисключением в том плане, что на нем, как и на других рынках России действуютрыночные механизмы. Повышение цен неизбежно ведёт к снижению покупательнойспособности денег и, следовательно, желание купить не только лучше товар, но ибольше падает. Однако, как правило, на продтовары первой значимости спрос резконе падает, как скажем на товары роскоши и другие товары не первой необходимости.
Заключение
Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что чащевсего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства,изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны идругих катаклизмов.
Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения,то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированныеденежные доходы и «субсидирует» тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденнаяинфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателямзаймов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью илидержащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции,т.к при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимостьобязательно растет в цене.
Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфереперераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо отцелей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание,поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодыеили старые, здоровые или больные.
Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие еетемпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, факторомвременного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается всерьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальнуюнапряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наноситсерьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу,прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняетпроведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерныйрост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемыреализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство отденег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарныйголод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционированиеденежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережениянаселения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализацияпроизводства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняямеждународные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы квысокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность итехнологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет кперераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом длянаселения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а такжереальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.
Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильностипредприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, еенаселению, подрывают доверие народа к правительству.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция — этосложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, еенаселению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватываетпрактически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует большихсил и материальных затрат.
Негативные последствия инфляции вынуждают правительстваразных стран проводить определенную экономическую политику. Значительноевнимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционнаяполитика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных,бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий порегулированию и распределению доходов. [1]
Индексы цен могут быть полезны во многих сферах деловойжизни. Так при анализе эффективности инвестиционных проектов индексы ценнеобходимы для инфляционной коррекции денежных потоков и стоимости основныхсредств рассматриваемого предприятия, для выявления иллюзорной инфляционнойсоставляющей в доходности и росте стоимости капитала. При этом прогнозируемыезначения индексов цен могут служить в качестве одного из количественныхпоказателей степени риска: чем выше будет темп инфляции, тем неустойчивее будетценовая и общая деловая ситуация с рассматриваемым проектом.
Только на основе индексов цен возможна оперативнаякорректировка стоимости производственных фондов предприятий. От этого вусловиях инфляции сильно может зависеть эффективность их функционирования. Например,от стоимости основных фондов зависит объем амортизационных затрат в издержкахпроизводства. Чем больше амортизационные затраты, тем меньше объем добавленнойстоимости и прибыли, и, соответственно, меньше налоги предприятий с этихпоказателей. Отставание с переоценкой стоимости основных фондов ведет кувеличению по указанным причинам инфляционной составляющей в налогах.
В периоды инфляции для поддержания прежнего физическогообъема обратных фондов (запасов, материалов, топлива, нереализованной продукциии др.) требуется увеличение их номинальной стоимости. Важно, чтобы этаинфляционная компенсация не проходила по налогооблагаемой статье «чистыеинвестиции». (Впрочем, даже без реальных налогов, затраты предприятий наувеличение оборотных средств из-за роста цен будут по сути неявным «инфляционнымналогом»)
Тест
1. Инфляция — это
А. повышение общего уровня цен и обесценение денег,вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. БорисовЕ.Ф. Экономическая теория
Б. средний уровень цены отдельного товара в группеоднородных товаров или совокупности качественно однородных товаров
В. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг
Г. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг,которые производятся и потребляются в данной стране
2. Реальная инфляция имеет
А. положительное, отрицательное и нулевое значение Борисов Е.Ф.Экономическая теория
Б. только положительное значение
В. только отрицательное значение
Г. только нулевое значение
3. Отрицательная реальная инфляция означает
А. ухудшение качества продукции и услуг. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория
Б. улучшение качества продукции и услуг
В. улучшение качества продукции
Г. улучшение качества услуг
4. Характеристика инфляции тесно связана с анализом
А. ценовой политики Аллен Р. Экономические индексы
Б. индекса цен
В. инфляционной политики
Г. все ответы верны
5. Средняя цена — это
А. средний уровень цены отдельного товара в группеоднородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. КендельскийМ. Статистические методы исследования структуры цен
Б. Средняя арифметическая цена
В. Цена в период между началом и окончанием инфляции
Г. все ответы верны
6. Немонетаристский подход (кейнсианский) объясняет причиныинфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростом издержекпроизводства (инфляция издержек), что влечет за собой
А рост цен и рост заработной платы Борисов Е.Ф. Экономическаятеория
Б. рост цен
В. рост заработной платы
Г. ничего не влечет
7. Сводный индекс потребительских цен характеризует
А. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг АлленР. Экономические индексы
Б. Среднюю стоимость товара
В. Среднее арифметическое значение индекса цены
Г. Сводную характеристику качества
8. В качестве базисной цены для определения индексов цен втечение текущего года принимается цена
А. за декабрь предыдущего года. Аллен Р. Экономическиеиндексы
Б. за сентябрь предыдущего года.
В. за январь предыдущего года.
Г. за 25 апреля предыдущего года.
9. Целью статистического анализа цен являются измерение
А. их уровня в пределах определенных товарных групп,
Б. анализ структурных различий этих уровней
В. изучение их динамики
Г. Все ответы верны Гусаров В.М. Статистика
10. Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует
А. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг,которые производятся и потребляются в данной стране Гусаров В.М. Статистика
Б. Внутренний валовый продукт
В. Дефлятор внешнего валового продукта
Г. Индекс цены
11. Норма инфляции отражает процентное изменение
А. уровня инфляции за данный период времени.
Б. уровня цены за данный период времени
В. цены и инфляции
Г. нормы
12. В статистике принято считать, что если норма инфляциименее 10%, то имеет место
А. «ползучая» инфляция
Б. «гиперинфляция».
В.10% -ная инфляция
Г. Все ответы верны
13. Если норма инфляции около 50%, то имеет место
А. «гиперинфляция».
Б. «ползучая» инфляция
В.50% -ная инфляция
Г. Все ответы верны
14. Норма инфляции 10 — 99% характерна
А. для стран с переходной экономикой или для развивающихсястран Борисов Е.Ф. Экономическая теория
Б. только для стран с переходной экономикой
В. только для развивающихся стран
Г. развитых стран
15. Инфляция проведение эффективной макроэкономическойполитики
А. затрудняет
Б. улучшает
В. способствует
Г. не влияет на
Список литературы
1. Аллен Р. Экономические индексы. — М.: Статистика, 2001.
2. Амосов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. // Экономист,2005, №1
3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. — М. — Финансы истатистика. — 2001
4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред.И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2003
6. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. — М.:ИНФРА-М, 2003
7. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. — М.: ИНФРА-М, 2003
8. Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен. — М.: Владос,2003
9. Кильдишев Н.Н. Общая теория статистики, — М, — Статистика. — 2003
10. Ковалевский Г.В. Индексный метод в экономике. — М.: Финансы истатистика, 2003
11. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г.Назарова, — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
12. Назаров М. Рынок и статистика. — М.: Финансы и статистика, 2003
13. Общая теория статистики. Под редакцией Башиной О.А. и Спирина А.А. — М.- 2003
14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики, — М. — Финансы и статистика, — 2003
15. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник.- М.: Юрист, 2003.
16. Статистика рынка товаров и услуг/ под Ред. д. э. н., профессораБелявского И.К. — М.: Финансы и статистика, 2003
17. Теория статистики. Под редакцией И.Г. Молого. — М. — Финансы истатистика. — 2003
18. Теория статистики: Учебник. — 3-е изд., перераб. / Под ред.Р.А. Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2003
19. Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика, 2002
20. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика. — ЭКМОС, 2004
21. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2005
22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Манускрипт, 2004