Реферат по предмету "Экономика"


Структура отрасли. Издержки обращения в сфере торговли

СОДЕРЖАНИЕ
1. Структура отрасли.Наиболее типичные изменения в современной структуре экономики стран с рыночнойэкономикой
2. Издержки обращения:экономическое содержание и современные подходы к их классификации
3. Практическое задание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1. Структура отрасли.Наиболее типичные изменения в современной структуре экономики стран с рыночнойэкономикой
Возникнув,отрасль может функционировать автономно, самостоятельно с наличиеморганизационно-управленческих структур, в составе более сложных межотраслевыекорпоративных формирований с соответствующими общимиорганизационно-управленческими структурами и вне их. От этого сущностьотрасли как объективно существующей специфической сферы материальногопроизводства, представленной совокупностью однородных первичных ячеекпроизводства — предприятий, субъектов рынка, хозяйствующих субъектов, неменяется. Меняются от этого только условия функционирования отрасли — благоприятные или неблагоприятные, привлекательные или нет, что, в конечномсчете, определяют показатели эффективности функционирования отрасли и ееконкурентоспособность. Экономическая эффективность функционирования отрасли,жестко оцениваемая конкурентным рынком, конкурентоспособностью продукции иуслуг отрасли, определяет характер организации.
Структура отрасли – этосовокупность предприятий, выпускающих продукцию одного назначения и являющихсяреальными или потенциальными конкурентами.
Как было отмечено,отрасль существует объективно как совокупность однородных предприятий внезависимости от ее организационного оформления. Однако организационно сформированнаяотрасль развивается успешнее, обеспечивая предприятиям отрасли более выгодныеусловия роста объемов производства и реализации и повышение эффективности иконкурентоспособности. Учитывая это, в рамках предусмотренных руководствомстраны стратегии развития Российской Федерации до 2010 года намечено созданиеотраслевых союзов (ассоциаций), обеспечивающих представление и защитупредприятий отрасли по производству, переработке и реализации одного илинескольких видов продукции, регулирование рынков этих видов продукции. При этомэти отраслевые союзы (ассоциации) не являются коммерческими организациями, апредприятия остаются самостоятельным субъектом рынка.
Страныс рыночной экономикой,или развитые страны Запада, — 24 промышленно развитых страны Северной Америки,Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Ведущую роль вгруппе индустриальных стран играют государства так называемой «большойсемерки» (или группы G-7) — США, Канада, Япония, ФРГ, Франция,Италия, Великобритания. Пять из указанных государств образуют ядро НАТО, четыреиз шести составляют костяк ЕС.
Страныс рыночной экономикой, в которых проживает только 16% населения мира,производят 53% мирового ВВП и 47% мировой промышленной продукции (1997 г.). Ониобеспечивают более 70% мирового экспорта. Им принадлежит более 90% накопленнойстоимости прямых иностранных инвестиций, здесь расположены штаб-квартирыкрупнейших транснациональных корпораций (ТНК) мира. Уровень жизни в развитыхкапиталистических странах намного выше, чем в среднем по миру, а ихпревосходство по этому показателю над наименее развитыми странами мирасоставляет гигантскую величину (более чем в 60 раз по рыночному обменному курсувалют и более чем в 15 раз по ППС).
Индустриальныестраны Запада (их также называют промышленными, развитыми странами Запада ит.д.) объединяет помимо прочего то, что в отличие от остальных государств мираони уже вступили в новый этап технико-экономического развития — постиндустриальный(информационный).
Понекоторым оценкам, совокупное общественное время, затрачиваемое в развитыхстранах на производство и обмен информацией, уже значительно превышаетрасходуемое на производство и обмен материальной продукцией. В США, идущих вавангарде информационной революции, расходы на приобретение информации иинформационных технологий превышают затраты на приобретение производственныхтехнологий и основных фондов. В 70-80-х гг. в развитых странах Запада произошлакоренная структурная перестройка экономики, выразившаяся в переходе отресурсорасточительных к ресурсосберегающим технологиям, освобождениипредприятий от массы накопленных устаревших основных средств, стремительнойкомпьютеризации хозяйства и почти всех сфер общественной и частной жизни.Конечно, новая экономика не сдала полностью на слом старую, индустриальную — так или иначе она опирается на ее аппарат. Однако в целом в экономиках развитыхстран Запада сейчас доминирующую роль играет сфера услуг (включаяинформационные услуги). К началу XX в.в ведущих странах Запада в сфере услуг было сосредоточено 63-75% всех занятых,там создавалось 62-74% ВВП. Что касается промышленности, то страны Западасохраняют и развивают прежде всего ее высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Аматериало- и трудоемкие производства переместились на полупериферию и перифериюмирового хозяйства — в развивающиеся государства, а в последнее время и встраны с переходной экономикой, ближе к источникам сырья и дешевой рабочейсилы. За пределы развитых стран выносятся и экологически вредные, «грязные»производства — металлургические, нефтеперерабатывающие, нефтехимические,целлюлозно-бумажные и т.п.
Переход индустриальныхстран к информационной стадии развития привел к тому, что они все болеезамыкаются на взаимных связях. Так, на взаимную торговлю этой группы странприходится примерно половина мирового экспорта товаров, основная часть мировогоэкспорта и импорта услуг (в том числе мировой торговли НТ знаниями); взаимныеинвестиции РКС составляют большую часть ежегодного мирового потока прямыхзарубежных инвестиций.

2. Издержки обращения:экономическое содержание и современные подходы к их классификации
Проблема издержек однаиз наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень,динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонамихозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организациипроцесса движения товаров из сферы производства в сферу потребления.
Изучение издержекуправления в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большоепрактическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так какрезультаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся вовсе большей зависимости от уровня производственных затрат.
Издержки (производства,обращения) – это совокупность вложенных средств в хозяйственные операции.
Деятельность торговогопредприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых,материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затратыподразделяются на два основных вида — текущие и долговременные.
Текущие затратыторгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Подиздержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых,материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственнойдеятельности предприятия.
Издержки обращенияторговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затратыобщественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров отмест производства до потребителя. По своей экономической сущности издержкиобращения подразделяются на две части:
а) связанные спродолжением процесса производства в сфере обращения и поэтому увеличивающиестоимость товара. К ним относятся расходы по перевозке, хранению, переработке иупаковке товаров;
б) связанные спревращением товарной формы в денежную. К ним относятся зарплата работниковприлавка, расходы на рекламу, административно-управленческие расходы, процентыза кредит, потери и убыль товаров и др.
Затраты приобретаютразличные определения, например, общественно необходимые затраты, образующиестоимость товаров; затраты живого труда (трудовые ресурсы); затратыовеществленного труда (материальные издержки производства и обращения).
По экономическомусодержанию и целевому назначению их можно объединить в такие группы:
— затраты навоспроизводство основных фондов;
— затраты напроизводство и реализацию продукции (работ, услуг);
— затраты наоперационные расходы;
— затраты насоциально-культурные мероприятия.
Издержки обращениявозникают у тех предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Ониобразуются у предприятий торговли и общественного питания у предприятий иорганизаций различных заготовительных систем. Вместе с тем издержки несут инепосредственно производители товаров — промышленные предприятия, колхозы, атакже колхозники, рабочие и служащие при продаже продукции от своихприусадебных хозяйств на рынке.
Не все затраты торговыхпредприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. К ним относятся толькотакие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зренияявляются издержками по осуществлению товарооборота. Такие же расходы торговыхпредприятий как налоги, пени, штрафы не являются затратами внароднохозяйственном смысле, а выражают перераспределение средств. Не относятсяк издержкам обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные плохойпостановкой контроля или запущенностью учета. Так, убытки от списаниядебиторской задолженности, убытки, происшедшие в результате чисто случайныхпричин, стихийных бедствий и др. также не обусловлены торговым процессом исписываются на счет прибылей и убытков.
Не учитываются виздержках обращения торговых предприятий расходы по транспортированию товаровнародного потребления промышленными предприятиями по цене франко-станцияназначения, затраты на производство товаров широкого потребления, навыращивание сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства впредприятиях, находящихся в ведении торговых организаций.
Издержки обращениявключают следующие виды затрат: оплату труда работников торговли; стоимостьпотребляемых в процессе товарного обращения материальных средств в видеамортизации зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, транспортных и другихосновных средств, расходов упаковочных материалов, износ тары и т.д.;материальные потери в процессе транспортирования, хранения и продажи товаров;оплату услуг отраслей народного хозяйства — транспорта, связи, коммунальногохозяйства и других отраслей втой части, в какой они обслуживаюттоварное обращение. К издержкам торговых организаций и предприятий такжеотносятся расходы по подготовке кадров, социальному страхованию работников ипрочие расходы, а также проценты за кредит и расходы по другимперераспределительным статьям.
Важнейшим показателемхозяйственной деятельности торговых предприятий является уровень издержекобращения. На основе этого показателя оценивается степень выполнения торговымпредприятием плана по издержкам обращения. Снижение уровня издержек обращенияприводит к росту валового дохода (прибыли) предприятия, а следовательно, иэффективности его деятельности.
Основнымифакторами, снижающими уровень издержек обращения, являются:
— ростобъема розничного товарооборота;
— повышение производительности труда работников торговли;
— сокращение времени товарного обращения;
— рациональное использование основных и оборотных средств;
— повышение качества товаров и соответствие их ассортимента спросу населения;
— сокращение потерь и убыли товаров при транспортировке и хранении.
Абсолютная суммаиздержек обращения дает представление об объеме текущих затрат торговогопредприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат.
Издержки обращениясостоят из неоднородных по своей экономической природе затрат. В основу деленияположен характер общественного труда, занятого в сфере обращения и его участиев создании стоимости и прибавочной стоимости. Имеются два вида издержекобращения: дополнительные и чистые.
Дополнительные издержкиобращения обусловлены продолжающимися в сфере обращения процессами производства.Это такие процессы, как транспортирование товаров, хранение товарных запасов,доработка, сортировка, расфасовка, отвешивание, отмеривание, упаковка товаровпри отпуске их покупателю и т.д. Они в известной степени входят в стоимостьтоваров, следовательно, удорожают товары. Назначением дополнительных издержекявляется сохранение и доведение стоимости, которая существует в товаре как впродукте, как в потребительной стоимости и которая поэтому может быть сохраненатолько посредством сохранения продукта, сохранения самой потребительнойстоимости. Потребительная стоимость здесь не повышается и не увеличивается.Напротив, она уменьшается. Но уменьшение ее ставится в известные пределы, и онасохраняется.
Труд работниковторговли, связанный с продолжением процесса производства потребительнойстоимости и ее сохранением, является производительным трудом. Дополнительныеиздержки возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах.
Чистые издержкинеобходимы для того, чтобы превратить стоимость из товарной формы в денежнуюформу. Они обусловлены товарной формой продуктов, тем, что процесс доведения ихдо потребителя производится путем купли-продажи, путем смены форм стоимости.Это — расходы, связанные с куплей-продажей, рекламой, с денежным обращением,ведением торговой корреспонденции, осуществлением учета в денежной форме и т.д.Все издержки обращения, вытекающие из превращения формы товара, не прибавляют кнему никакой стоимости.
Чистые издержкиобращения, хотя и необходимы, следует рассматривать как непроизводительныеиздержки производства, как убыточную трату, потому что сам процессвоспроизводства заключает в себе и непроизводительные функции. Однако труд,затрачиваемый на осуществление купли-продажи товаров, приносит пользу тем, чтоблагодаря ему менее значительная часть рабочей силы и рабочего времени обществауходит на эту непроизводительную функцию, то есть с точки зрения общества онявляется общественно полезным.
Издержки обращения можноподразделить по разным признакам.
Классификация издержекобращения по отраслям деятельностипредусматривает разный их учет пооптовой торговле, розничной торговле, общественному питанию, заготовкамсельскохозяйственной продукции и длительному хранению овощей и картофеля. Этообусловлено тем, что различные отрасли имеют специфические особенностидеятельности и трудовых процессов. Так, специфичность деятельностиобщественного питания образует издержки производства, издержки обращения ииздержки, связанные с организацией потребления, поскольку наряду с торговлейобщественное питание осуществляет функции производства пищи.
Заготовительныеорганизации осуществляют закупку, хранение и отпуск сельскохозяйственныхпродуктов и сырья, поэтому значительное место в их издержках занимаюттранспортные расходы, расходы по подработке, подсортировке товаров и затраты поконсервированию и дезинфекции продукции.
По выполняемым торговымипредприятиями задачамиздержки обращения бывают операционными, обусловленными непосредственнымпродвижением товаров из сферы производства в сферу обращения иадминистративно-управленческими, вызванными организацией хозяйственнойдеятельности.
К операционным издержкамотносятся: транспортные расходы, заработная плата основная и дополнительная,расходы по аренде и содержанию помещений и инвентаря, расходы на ремонт,расходы по подработке, подготовке товаров к продаже, проценты за получениекредитов, расходы по таре и др.
Административно-управленческиерасходы состоят из затрат на содержание центрального аппарата, объединений(союзов), а также управленческого аппарата торговых предприятий. Из обшей суммыадминистративно-управленческих расходов обычно выделяется заработная платаадминистративно-управленческого аппарата.
По степени зависимостиот объема товарооборотаиздержки обращения делятся на две основные группы: а) условно-переменные,связанные с изменением объема товарооборота и б) условно-постоянные, величинакоторых полностью или частично не зависит от объема товарооборота.
Переменными называютсятакие расходы, абсолютная сумма которых изменяется пропорционально изменениюобъема товарооборота, а постоянными — у которых абсолютная сумма остается безизменения или изменяется меньшими темпами. При увеличении товарооборота уровеньэтих расходов снижается, а при уменьшении товарооборота повышается.
К условно-переменнымможно отнести: расходы по перевозке железнодорожным, водным, воздушным игужевым транспортом, расходы по оплате труда, расходы по подработке иподготовке товаров к продаже, проценты за кредит, потери товаров в пределахнорм убыли, расходы и потери по таре, отчисления на подготовку кадров.
К условно-постояннымотносятся: расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту помещений,сооружений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу,административно-управленческие расходы, прочие расходы.
По способу отнесенияиздержек обращения на товарные группыони делятся на прямые и распределительные. Прямые — это издержки, которые можно пользуясь показателями, имеющимися в документах,отнести к определенной товарной группе, не прибегая к каким-либо расчетам.Распределительные — это издержки обращения, которые невозможно или очень труднонепосредственно распределять между товарными группами, а потому их относят нату или иную группу после предварительного расчета.
По степени зависимостиот качества торгового обслуживанияиздержки обращения могут быть: а) связанные с повышениемкачества обслуживания покупателей, б) и непосредственно не связанные скачеством обслуживания населения.
К первой группеиздержек, связанных с повышением качество обслуживания покупателей нужноотнести расходы на заработную плату, на аренду, содержание и ремонт торговыхпомещения и инвентаря, установку и эксплуатацию холодильного оборудования, наподготовку товаров к продаже, рекламу на развитие новых видов услуг населению идр. Остальные затраты относятся ко второй группе.
Издержки обращения вторговле разделяются также по видам затрат.Соотношение отдельных видов затрат вобщей сумме издержек обращения, принятой за 100%, называется структурой илисоставом издержек обращения. По видам затрат издержки обращения группируются вотдельные статьи.

3. Практическое задание
Дать аналитическуюоценку динамики численности занятых в торговле и розничного оборота в расчетена одну душу населения Российской Федерации и ее федеральных округов за период1998 – 2001 гг. (таблица).
Определить изменениеприведенных показателей в абсолютных и относительных величинах в целом по РФ и3-4 федеральным округам (в том числе Дальневосточному).
Сопоставить результатыдинамики показателей Дальневосточного федерального округа с показателями поРоссийской Федерации в целом и Сибирским федеральным округом.
При сохранениивыявленных тенденций в темпах изменения этих показателей рассчитать прогнозрозничного оборота на душу населения на последующий период (2 – 4 года) поРоссии целом и по шестому и седьмому федеральным округам. Прогнозируемыйсреднегодовой уровень инфляции – 12%.
Таблица 1 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек Оборот розничной торговли на душу населения, рублей Годы 1998 2000 2001 1998 2000 2001 Российская Федерация 63 812 64 327,4 64 709,5 7 088 16 113 21 090 Центральный федеральный округ 16 595,5 17 528,4 17 489,6 11 573 26 852 34 746 Северо-западный федеральный округ 6 373,3 6 635,0 6 648,1 6 541 14 775 19 534 Южный федеральный округ 7 707,6 8 169,5 8 344,1 4 257 10 655 13 976 Приволжский федеральный округ 13 590,1 14 252,5 14 327,6 5 513 12 024 15 708 Уральский федеральный округ 5 564,0 5 758,4 5 850,9 6 052 13 523 18 471 Сибирский федеральный округ 8 424,1 8 757,6 3 778,2 5 700 12 288 16 251 Дальневосточный федеральный округ 3 157,4 3 226,0 3 271,0 6 336 13 196 17 254
Решение:
Рассчитаем изменениесреднегодовой численности занятых в экономике.
Таблица 2
Изменение численностизанятых в экономике Абсолютное изменение, тыс. чел. Относительное изменение, % Годы 2000 2001 2000 2001 Российская Федерация 515,4 382,1 100,8 100,6 Приволжский федеральный округ 662,4 75,1 104,9 100,5 Уральский федеральный округ 194,4 92,5 103,5 101,6 Сибирский федеральный округ 333,5 -4 979,4 104,0 43,1 Дальневосточный федеральный округ 68,6 45,0 102,2 101,4
Из данных таблицы видно,что в целом по Российской Федерации численность занятых в экономике увеличиласьна 515,4 тыс. чел. (100,8%) в 2000 г. и 382,1 тыс. чел. (100,6%) в 2001 г.
Наибольшее увеличениечисленности занятых в экономике в 2001 г. произошло в Уральском федеральномокруге. В Сибирском федеральном округе наблюдается снижение численности занятыхв экономике на 4 979,4 тыс. чел.
В целом темпы роста численностизанятых в экономике снизились в 2001 г. по сравнению с 2000 г.
Рассчитаем изменениеоборота розничной торговли на душу населения.
Таблица 3
Изменение оборотарозничной торговли на душу населения Абсолютное изменение, руб. Относительное изменение, % Годы 2000 2001 2000 2001 Российская Федерация 9 025,0 4 977,0 227,3 130,9 Приволжский федеральный округ 3 684,0 7 894,0 218,1 130,6 Уральский федеральный округ 4 948,0 4 759,0 223,4 136,6 Сибирский федеральный округ 3 963,0 3 321,0 215,6 132,3 Дальневосточный федеральный округ 4 058,0 3 684,0 208,3 130,8
Согласно данным,рассчитанным в таблице 3, оборот на душу населения увеличился на 227,3% в 2000г. и на 130,9 в 2001 г. в целом по Российской Федерации. Наибольшие темпы ростанаблюдаются в 2000 г. Наибольшее увеличение оборота на душу населения в 2001 г.наблюдается в Уральском федеральном округе, наименьшее – в Приволжском.
В Дальневосточномфедеральном округе в 2001 г. наблюдается более высокий темп роста численностизанятых в экономике, чем в среднем по Российской Федерации. В Сибирскомфедеральном округе произошло уменьшение численности населения, занятого вэкономике, в то время как в Дальневосточном федеральном округе этот показательувеличился на 1,4%.
Показатель розничноготоварооборота на душу населения увеличивался в 2001 г. в Дальневосточномфедеральном округе более низкими темпами, чем по России в целом и Сибирскомуфедеральному округу.
Рассчитаем прогнозрозничного оборота на душу населения на 2002 – 2004 гг. по России в целом и Сибирскомуи Дальневосточному федеральным округам.
Таблица 4
Прогноз розничногооборота на душу населения Оборот розничной торговли на душу населения, рублей Годы 2002 2003 2004 Российская Федерация 30 917 45 327 66 452 Сибирский федеральный округ 24 080 35 681 52 871 Дальневосточный федеральный округ 25 276 37 029 54 246
Согласно даннымпредставленным в таблице, при сохранении тенденций изменения, оборот на душунаселения в целом по России увеличится до 66 452 руб., наибольший показательбудет достигнут в Дальневосточном федеральном округе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Брагин Л. А.Экономика торгового предприятия: Торговое дело. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 314 с.
2.        Валевич Р.П.,Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – Минск: Высшая школа, 2002. –199 с.
3.        Гребнев А.И.Экономика торгового предприятия. – М., 2002. – 345 с.
4.        Греховодова М. Н.Экономика торгового предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.
5.        Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2004. – 544с.
6.        Лебедева С. Н.Экономика торгового предприятия. – М.: Юристъ,
2003. – 240 с.
7.        Осипова Л.В.,Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 2004. – 342с.
8.        Торговое дело /Под ред. Шихова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 241 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.