Реферат по предмету "Экономика"


Становление и развитие малого бизнеса

Содержание
 
1.Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса
2.Порядок лицензирования деятельности малого предприятия
3.Фазы развития малого предприятия, их содержание
Списокиспользованных источников
 

1. Роль государства встановлении и развитии малого бизнеса
Функционированиеи жизнеспособность малого бизнеса в последние годы стало немыслимо безактивного вмешательства государства. В переходный период для становлениясвободного предпринимательства государство должно взять на себя определенныефункции.
Во-первых,разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т.е.устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. Приэтом следует иметь в виду, что критическая масса негосударственного сектора,позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30 — 35 % основныхпроизводственных фондов народного хозяйства страны.
Каксвидетельствует мировой опыт, процесс приватизации страгивает комплекс сложныхпроблем в сферах права, политики, морали, экономики и потому обычно делится напрограммы, касающиеся больших и малых предприятий. Малая приватизацияассоциируется с передачей в частную собственность небольших предприятийторговли, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления иосуществляется в первую очередь.
Во-вторых,создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей,соответствующих критериям И. Шумпетера. Необходимость выявления и поддержкимелких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации ивозрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатетьреализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.
Помнению российских ученых, на российском рынке сейчас действует три тинапредпринимателей: статичные предприниматели, которые традиционными статичнымиметодами способны получать обычную прибыль в том или другом размере взависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке, экономической, правовой иорганизационной среды, создаваемой государством. Для такого предпринимателядолжна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимостиот значимости сферы деятельности.
Подлинныепредприниматели, способные и пытающиеся реализовать свои способности даже всовременных неблагоприятных условиях и работать в сфере инновационноговоспроизводства на рисковой основе. Именно таким предпринимателям необходимосоздать режим наибольшего благоприятствования.
Случайныебизнесмены, которые пришли в бизнес по сложившимся в России политическим,социальным и другим обстоятельствам: участие в приватизации, близость кноменклатуре, отсутствие моральных принципов, невозможность заняться прежнимродом деятельности вследствие разорения предприятий и учреждений, сокращениеармии и др.
Структураи климат предпринимательской среды в Республике Беларусь существенно отличаютсяот российских, так как в промышленности и сельском хозяйстве доминируетгосударственный сектор, а преобладающий в торговле и малом бизнесе частныйсектор находится под жестким государственным контролем. Однако «Белорусскаяконфедерация промышленников и предпринимателей» (нанимателей) подготовилааналогичный российскому («Свод нравственных принципов и правил хозяйствования»)документ — «Хартию корпоративной и деловой этики».
Государстворасполагает мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним можноотнести:
-созданиеэффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности,включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную идругую научно обоснованную политику; -обеспечение доступных условий включенияграждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правилдеятельности;
-созданиекачественной и доступной системы образования, переподготовки и повышенияквалификации преподавателей;
-созданиеблагоприятного общественного климата предпринимательской деятельности.
В-третьих,государство должно создать равные условия функционирования предприятийразличных форм собственности, в которых конкурентная среда способствовала быздоровой соревновательности. Реализация этой функции сопряжена в переходныйпериод с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенностьприватизации государственной собственности и политические предпочтенияпоследней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.
Следуятеории достижения национальной конкурентоспособности М. Портера,государственное регулирование должно ускорить переход от факторной стадииконкуренции к инвестиционной и инновационной. В экономике Республики Беларусьимеются необходимые предпосылки: высокоразвитые промышленность и научная сфера,высококвалифицированные кадры, современная инфраструктура. Наиболеесдерживающим фактором являются медленные темпы внедрения рыночных механизмов,чрезмерное государственное регулирование, ограничение частногопредпринимательства с участием как национального, так и зарубежного капитала.
Дляреализации данной функции могут быть использованы различные средства:
-содействиеобновлению техники, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;
-проведениеселективной антимонопольной политики, направленной на сдерживаниемонополистических устремлений одних предприятий и стимулирование развитиядругих, деятельность которых строится на инновационной основе с четковыраженной социальной направленностью;
-реализациямер по стимулированию экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции;
-постепенноерегулируемое открытие белорусского рынка для иностранных конкурентов приобеспечении роста экспорта, оптимизации структуры импорта и защиты техпроизводителей, продукция которых не может быть замещена импортной постратегическим причинам;
-развитиеинновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;
-кредитноеи налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий.
В-четвертых,государство, используя свой административный ресурс, должно создать условия длянеуклонного роста массового предложения и спроса на национальные товарывысокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплекснаязадача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения,рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора,подключения малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системыгосударственных заказов и др.
Какотмечается в Национальном отчете о человеческом развитии Республики Беларусь,сдерживают реализацию конкурентных преимуществ страны, а следовательно, ипредпринимательского потенциала, следующие недостатки в осуществлениигосударством своей регулирующей роли:
-низкаяактивность процессов разгосударствления и приватизации как основы для ростаинвестиций и использования предпринимательской энергии;
-наличиеадминистративных барьеров на пути развития предпринимательства и высокийуровень административного: вмешательства органов государственного управления вдеятельность предприятий;
-недостаточноблагоприятный инвестиционный климат, создающий риски как для отечественных, таки зарубежных инвесторов;
-высокоеналоговое давление на производителей, негативно воздействующее на расширенноевоспроизводство;
-невысокаямакроэкономическая и финансовая стабильность, характеризующаяся еще достаточнозначительным уровнем инфляции;
-неразвитостьфинансового рынка, невысокая устойчивость и безопасность банковской системы,низкая ее кредитная способность;
-неэффективностьинновационной системы, не позволяющая использовать имеющийся человеческийпотенциал и научные разработки.
В-пятых,особенно важна в переходный период деятельность государства по усилениюсоциальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требуеториентации предпринимательства на достижение как экономического, так исоциального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членовобщества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведет кускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, чтосоздает благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.
Выполнениеэтой функции может быть достигнуто с помощью различных механизмов. Это передачагосударственной собственности потенциально эффективным собственникам; формированиезаконодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватнойсоциально ориентированной рыночной экономике, обеспечение рациональногосочетания частной и государственной собственности как основы успешного решениясоциальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения — условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономическойсостязательности.
Государствоможет эффективно выполнять свою регулирующую роль в отношении предпринимательства,если руководствуется определенными принципами. К ним можно отнести:
-научноепонимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства вразвитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельностиобщества;
-рациональныйпротекционизм современного цивилизованного предпринимательства;
-обеспечениеорганического сочетания экономических и социальных целей;
-программно-целевоерегулирование;
-гарантированностьгосударственной поддержки;
-гибкийдифференцированный подход;
-мотивационнаянаправленность государственной поддержки;
-многообразиеформ предпринимательской деятельности;
-разделениеи кооперация между государственной, региональной и местной властью.
 
2. Порядоклицензирования деятельности малого предприятия
Переходк рыночным отношениям в экономике и создание условий для свободного развитиябизнеса не исключает необходимости государственного регулированияпредпринимательской деятельности. Оно призвано решать прежде всего такиезадачи, как обеспечение равных условий хозяйствования субъектам всех формсобственности и развитие конкурентной среды; повышение ответственностисубъектов бизнеса за результаты своей хозяйственной деятельности; защитапотребителей от некачественных товаров и услуг.
Административно-правовоерегулирование общественных отношений, складывающихся в сферепредпринимательской деятельности, осуществляется рядом методов. Это — лицензирование отдельных видов деятельности, подтверждение соответствияпродукции, услуг, персонала требованиям нормативных правовых актов в областитехнического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническаярегистрация, контроль за соблюдением законодательства, запрещение и пресечениедеятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с нарушениемустановленных норм и требований и др.
Винтересах общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав исвобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды государствоможет устанавливать определенные требования для отдельных видов деятельностипутем выдачи специальных разрешений (лицензий) на их осуществление.
Лицензирование- это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, ихприостановлением, возобновлением, продлением срока действия, а также контролемза соблюдением лицензионных требований и условий.
Переченьлицензируемых видов деятельности, а также отношения, связанные с получениемлицензий, определены Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г.№17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утвержденным имПоложением.
Всоответствии с Положением в качестве соискателя лицензии могут выступатьюридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица,ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частнойнотариальной деятельностью.
СогласноДекрету в Республике Беларусь подлежат лицензированию 49 видов деятельности, 36из которых включают составляющие работы и услуги (банковская, ветеринарнаядеятельность, деятельность в области авиации, промышленной безопасности, связи,а также деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и др.).
Так,например, деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности ипроведению инженерных изысканий для этих целей включает более 20 видов работ иуслуг.
Лицензиявыдается на конкретный вид деятельности (с указанием составляющих его работ иуслуг) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части всоответствии с законодательством.
Положенияо лицензировании конкретных видов деятельности с указанием составляющих ихработ и услуг, срока действия лицензии, перечней лицензионных требований иусловий, необходимых документов и требований к их содержанию, а такжеполномочий лицензирующих органов и порядка контроля за соблюдением лицензионныхтребований и условий утверждаются Советом Министров.
Лицензирующимиорганами, уполномоченными выдавать специальные разрешения, являютсяреспубликанские органы государственного управления и иные государственные организации,подчиненные правительству, Национальный банк, местные исполнительные ираспорядительные органы.
Дляполучения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующийорган документы, которые должны быть рассмотрены в месячный срок со дня ихподачи. Указанный срок может быть продлен на период проведения проверки илиэкспертизы соответствия возможностей соискателя лицензионным требованиям иусловиям (но не более чем на 15 дней). Расходы, связанные с проведениемэкспертизы, возмещаются соискателем лицензии и лицензирующим органом в равныхдолях. Таким образом, общий срок не может превышать 45 дней.
Ввыдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
-приналичии в документах недостоверных сведений;
-несоответствиипредставленных документов требованиям положения о лицензировании видадеятельности;
-наличиизаключения о несоответствии возможностей соискателя лицензионным требованиям иусловиям по результатам проверки или экспертизы.
Лицензиявыдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок ее действия по егоокончании может быть и продлен по заявлению лицензиата. За выдачу лицензиивзимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро. За внесениеизменений или дополнений в лицензию, продление срока ее действия, выдачудубликата взимается лицензионный сбор в размере 50% платы за выдачу лицензии(то есть 45 евро). За выдачу копии лицензии, заверенной лицензирующим органом(в случае ее утраты) взимается сбор в сумме 5 евро.
Вслучае выявления в течение календарного года нарушений лицензиатомустановленных требований и условий осуществления лицензируемого видадеятельности орган, выдавший лицензию, выносит предписание об устранениинарушений с указанием срока устранения (не свыше 6 месяцев). В случаеобнаружения грубого нарушения может быть принято решение об аннулированиилицензии.
Действиелицензии прекращается:
-поистечении срока, на который она выдана;
-решениюлицензирующего органа (в случае аннулирования лицензии, ликвидации илиреорганизации лицензиата, принятия им решения о прекращении осуществлениялицензируемого вида деятельности);
-решениюсуда (об аннулировании лицензии либо в случае нарушения лицензиатомлицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущербанациональной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам исвободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде).
3.Фазы развития малого предприятия, их содержание
Вбелорусской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:
Первыйэтап (1985-1987гг.) характерно зарождение и деятельность центровнаучно-технического творчества, временных творческих коллективов приобщественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленностьучастников предпринимательства и его экспериментальный характер, формированиеэмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базечастной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Второйэтап (1987-1988гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количестволюдей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательствоприобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малогобизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этотэтап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором внакоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания,навыки работы малого предприятия.
Третийэтап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных наактивизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемоймалой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода крыночным отношениям, повышения экономической эффективности белорусскойэкономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которыеможно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Длячетвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появлениесреднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства кразвитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкиевозможности для масштабного развития предпринимательства.
1992год — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-хгодов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятыхв них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогдалиберализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовуюбазу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, кобесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентныхставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционнойдеятельности, не преодоленный до сих пор.
Пятыйэтап (1993-1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всехвидов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивногоучастия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкойпромышленности, производящей товары массового потребления и длительногопользования. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производстватоваров и услуг.
Шестойэтап. К 1995г. оказались практически исчерпаны ниши и возможностисверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранеемалых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например,научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либоменяли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна былагенерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства.Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малогопредпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительнымсокращением прироста числа МП.
Предпринимательствопока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономикуна рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит приорганической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлеченияинвестиций частных и иностранных инвесторов.
Вэтих условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2010 годаявляется обеспечения развития бизнеса на усовершенствованииорганизационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной иуправленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектораэкономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новыхрабочих мест. Для стимулирования предпринимательской инициативы в малых городахпредприняты дополнительные меры, предусматривающие льготное налогообложение поупрощенной системе, порядок продажи неиспользуемых и неэффективно используемыхобъектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой, равнойодной базовой величине, а также передачи таких объектов в безвозмездноепользование под конкретные инвестиционные проекты.
ВБеларуси принята и реализуется Государственная комплексная программа развитиярегионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы. Главная цельпрограммы — обеспечить рост благосостояния населения на основе рациональногораспределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности иконкурентоспособности экономики регионов.
Вмалом бизнесе ошибки совершаемые человеком, замечаются раньше, стоят дороже иосложняют будущее сильнее, чем аналогичные ситуации в большом бизнесе. Самыйбольшой недостаток малого предпринимательства – невозможность нейтрализоватьпоследствия ошибки.
Начинаясвой бизнес, прежде всего нужно иметь четкие ответы на такие вопросы:
Сколькоденег надо?
Каких использовать?
Способенли бизнес принести доход?
Получитли банк свои деньги назад?
Когдаэто произойдет?
Любойбизнес, существует постольку, поскольку он находится определенных отношениях сосвоими заказчиками. Заказчик есть то необходимое начало, которое бизнес призванобслужить. Что касается малого предпринимательства, тип заказчика, которогонужно обслужить, и тип потребности, которую нужно удовлетворить, можно сказать,определяют очень многое в самом бизнесе и многое в проблемах, с которыми емупридется столкнуться.
Первымшагом в формировании большинства малых предприятий явился выбор товара.
Указанияначинающему предпринимателю:
Вкачестве вашего товара выбирайте такой отвар или услугу, в котором потребительиспытывает потребность.
Длямалой компании целесообразно производить товары и услуги, используемые вдельнейшем производстве.
Деятельностьпо производству товара или обработке материала имеет целью создание толькодополнительной стоимости товара. При выборе товара или услуги нужно найти такоепроизводство, в котором приобретение нужных материалов требовало бы минимальныхзатрат.
Малыймасштаб предприятия позволит уделить много внимания обслуживанию произведенныхтоваров.
Преимуществоммалого предприятия является то, что выпускаемые им партии товаров могут бытьдостаточно небольшими, в то же время будут обеспечивать прибыль.
Масштабпредприятия ограничивает масштаб производства. Но в тоже время он ничуть неограничивает возможность внедрения ноу-хау. Уже одна эта возможность составляетважный аспект исключительности вашего товара или услуг.
Малыймасштаб предприятия ограничивает вложения в оборудование для производстватоваров. Если есть возможность вкладывать деньги производство оснастки иоборудования, о малый масштаб предприятия не будет помехой в достижениивысокого уровня конкурентоспособности.
Всеэти указания далеко не исчерпывают все ситуации, в которых могут экзаменоватьмалый бизнес. Дисциплина, которую демонстрирует человек при расходовании денег,является лучшим тестером при расходовании денег.

Список использованныхисточников
 
1.    Германович Г.,Пятишсин С. Малоепредпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус.банк. бюл. 2003. № 7.
2.    Декрет ПрезидентаРеспублики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видовдеятельности».
3.    Мазоль С.И.Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 272 с.
4.    Экономика малогобизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т.П. Быкова.- Мн.: БГЭУ, 2005. — 231с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реклама засобів масової інформації ефективність і мінуси
Реферат Анализ использования земельных ресурсов Цель задания: Проанализировать состав, размер и структуру земельных угод
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) Инвестиционный менеджмент
Реферат Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии "Ревизор"?
Реферат Анализ деятельности ООО МВП Инсофт
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Пансионат Деснянские зори"
Реферат Стилистическое своеобразие рекламного текста
Реферат Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение
Реферат China Boy Essay Research Paper In my
Реферат Обработка материалов давлением, определение потерь напора
Реферат Четвертное владение
Реферат Со дня аварии на Чернобыльской аэс прошло 25 лет…
Реферат Job Satisfaction
Реферат Концепции 'Я' у Ч. Кули и Дж. Мида
Реферат Использование средств массовой информации при установлении внешних связей организации на приме