Реферат по предмету "Экономика"


Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос

Спрос,закон спроса, факторы, определяющие спрос. Предложение, закон предложения, факторы,определяющие предложение
Ценообразованиена рынке складывается в зависимости от спроса и предложения — важнейшихэкономических рычагов рыночной экономики.
Спрос.Спрос— этопотребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другимиплатежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в какомколичестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотяткупить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей наопределенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и ростанаселения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусовпотребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Ноглавным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотяткупить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает ценуспроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Вышеэта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег.Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существуетопределенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной
/>/>/>
Рис.3.1. График спроса:
D— спрос;Р — цена товара;
Q—количество товара
спросана него. Это отношение называется кривой спроса. Ее графическое изображениепредставлено на рис. 3.1.
Еслицены растут, то спрос уменьшается.
Предложение.Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желаетпродать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количествепроизведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. Настороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять техническийпрогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары идр. Важней­шими факторами, воздействующими на предложение товара, являются ценына этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой?Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свойтовар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает ихпроизводство нерентабельным. Соотношение между рыноч­ными ценами предложения иколичеством товаров называется кривой предложения. График предложенияпредставлен на рис. 3.2.
Помере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) иобъем предложения на рынке (S).
Итак,кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующиепотребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены,которую они платят и получают.
Механизмспроса и предложения. Если государство не вмешивается врыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение наконкурентном рынке придут в равновесие и установятся ры­ночная цена товара иего общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при такихколичествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когдаколичество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количествутоваров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновеснаяцена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.Графическое изображение равновесной цены представлено на рис. 3.3, где точкапересечения кривой спроса (D)и кривой предложения (S)—А — равновесная цена.
Колебанияспроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаровна рынке (рис. 3.4). Это выражается в следующем:
•  увеличениеспроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количестватовара;
•  уменьшениеспроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
•  ростпредложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличениеравновесного количества товара;
•  сокращениепредложения ведет к увеличению равновесной Цены и уменьшению равновесногоколичества товара.
Такимобразом, на рынке спрос и предложение не всегда Уравновешены, но рынок тяготеетк равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения,согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включаетстихийный механизм поиска равновесных цен, т — е. равновесия производстваи потребления, что и создает сбалансированность экономики.

/>
/>
Рис.3.4. График нового равновесия: а — при изменении спроса; б— при изменении предложения;в — при изменении спроса и предложения
Вцелом концепция спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов.Однако рынок ресурсов имеет свои особенности. В силу ограниченности ресурсов нарынке существует устойчивый спрос на факторы производства. Спрос на ресурсыявляется производным спросом от готовых товаров и услуг, которые производятся спомощью данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребностипотребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса налюбой ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара,созданного с помощью этого ресурса. Показав, что колебания спроса и предложениязависят 6т изменения цены, рассмотрим, как это происходит на практике.
/>
Рис.3.5. Графики предельных случаев эластичности
Вэтом нам поможет такое понятие, как эластичность спроса и предложения.
Эластичностьспроса и предложения. Эластичность — это мера реагированияодной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены).Эластичность выра­жает процентное изменение одной переменной в результате од­нопроцентногоизменения другой переменной. Соответственно эластичность спроса от цены естьпроцентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентногоизменения цены. При любом изменении цены количество товара, на которыйпредъявляется спрос, остается постоянным. Кривая спроса в этом случаевертикальна, и спрос абсолютно неэластичен по цене (рис. 3.5, а). Если спрос натовары не зависит от изменения цены, то кривая спроса горизонтальна и спросабсолютно эластичен (рис. 3.5, б). Эластичность спроса отражает увеличениетребуемого количества товара (спроса) по отношению к снижению цены илиуменьшение требуемого количества товара по отношению к росту иен. Если небольшое изменение цены значительноменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если очень большое изменение ценылишь немного меняет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичностьспроса есть частное от деления процентного изменения величины спроса наоднопроцентное изменение цены. Поскольку цена и спрос изменяются впротивоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляетотрицательную величину. Поэтому, если ер > 1,0, спрос эластичен, если ер
Эластичностьпредложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Длябольшинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее,чем в краткосрочном, так как предприятия не могут быстро переориентироватьпроизводство на увеличение выпуска продукции; им для этого необходим какой-топромежуток времени. Но по товарам вторичного пользования предложение болееэластично в короткие отрезки времени, чем в продолжительные (например,предложение металлолома, который регулярно переплавляется).
Итак,тенденция рыночного механизма к равновесию означает, что цена движется к уровнюрыночной распродажи, с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточногопредложения.
Некоммерческихорганизаций социально-культурной сферы: определение, виды
Некоммерческаяорганизация СКС — это юридическое лицо, для которой извлечениеприбыли не является основной целью деятельности. В социально ориентированномрыночном хозяйстве некоммерческие организации создаются и действуют в следующихцелях:
•социальных;
•благотворительных;
•культурных;
•образовательных;
•научных;
•управленческих;
•охраныздоровья населения;
•развитияфизической культуры и спорта;
•удовлетворениядуховных потребностей;
• защиты прав,законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов;
• оказанияюридической помощи и др.
Соответственностатус некоммерческой организации имеют такие организации социально-культурнойсферы, как школы, высшие учебные заведения, библиотеки, клубы, театры, средствамассовой информации, информационные центры, пенсионные фонды, адвокатские коллегии,ассоциации, медицинские и научные учреждения, общественные организации и т.д.(16).
Законодательствамногих стран, в том числе и России, допускают возможность получения прибылинекоммерческой организацией СКС, но она носит ограничительный характер последующим причинам.
Во-первых,некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишьпостольку, поскольку это служит достижению социальных целей, ради которой онасоздана; сама предпринимательская деятельность должна соответствовать такимцелям.
Во-вторых,возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профилянекоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников.Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставлениенаселению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг ужесуществующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новыхпроектов, приобретение нужного им для осуществления своих задач оборудования исырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширениеспектра услуг, представляемых их участникам, на совершенствование материальнойбазы и т. д.
Вобщем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организацийСКС не распределяется среди их собственников (учредителей) и работников(участников), а полностью реинвестируется на развитие фундаментальныхсоциальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), наукрепление социальной защиты населения. Это своеобразие использования прибыли являетсяобщим фундаментальным признаком, позволяющим рассматривать школы, университеты,клиники, клубы, научные центры, фонды, ассоциации, союзы и др. в качествеэлементов единого сектора экономики, который именуется некоммерческим секторомэкономики.
Сущностьстратегического менеджмента. Процесс стратегического управления: структура исодержание основных этапов
Вусловиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должныне только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но ивырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспеватьза изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы моглиуспешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, навнутренние проблемы, связанные с повышением эффективности испо­льзованияресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становитсяосуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде,появление новых запросов со стороны потребителя, возрастание конкуренции заресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностейдля него, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационныхсетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации,широкая доступность со­временных технологий, изменение роли человеческихресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значениястратегического управления.
Несуществует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существуетединого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна всвоем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален,так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, еепотенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого фирмой товараили оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и многих другихфакторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которыепозволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегииповедения и осуществления стратегического управления.

Сущностьстратегического управления
Термин«стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. XXв., для того чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшемуровне, от текущего управления на уровне производства (оперативногоуправления). Необходимость проведения такого различия была вызвана в первуюочередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи,отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому,явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства навнешнее окружение организации, с тем чтобы соответствующим образом исвоевременно реагировать на происходящие в нем изменения, отвечать на вызов,брошенный внешней средой.
Стратегическоеуправление можно определить как управление организацией,которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентируетпроизводственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует иосуществляет своевременные изменения в организации, отвечающие вызову состороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что всовокупности позволяет организации выживать и достигать своих целей вдолгосрочной перспективе.
Хотястратегическое управление и является важнейшим фактором успешного выживания вусложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, постоянно можно наблюдать вдействиях организаций отсутствие стратегичности, что зачастую приводит их кпоражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется,прежде всего, в следующих двух формах.
Во-первых,организациипланируют свою деятельность исходя из того, что либо окружение не будетменяться вообще, либо в нем не будут происходить качественные изменения. Принестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как внастоящем, так и в будущем, базирующийся на том, что четко известно конечноесостояние и окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочныхпланов, в которых жестко предписывается, что и когда делать, принятие висходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либоже приобретать «на долгие годы» — все это признаки нестратегическогоуправления. Видение долгосрочной перспективы — очень важная составляющаяуправления. Однако это ни в коей мере не должно означать, что оно базируется нараспространении существующей практики и существующего состояния окружения намного лет вперед.
Вслучае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, чтоорганизация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей вбудущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организациибудут изменяться, иначе говоря, при стратегическом управлении как быосуществляется взгляд из будущего в настоящее. Вместо того чтобы вырабатыватьплан или описание того, что организация должна будет делать в будущем,определяется, какие действия должна предпринять организация в настоящем, чтобыобеспечить себе конкретное будущее. При этом для стратегического управленияхарактерно не только фиксирование желаемого в будущем состояния организации, нои выработка способности реагировать на изменения в окружающей среде, с темчтобы достичь желаемых целей в будущем.
Во-вторых,принестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализавнутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе организацияможет определить на основе анализа своих внутренних возможностей лишьколичество продукта, которое она может произвести, и затраты, которые при этомона может осуществить. Объем производства и величина издержек на дают ответа навопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком: какоеколичество будет куплено и по какой цене, определит рынок.
Современнаяорганизация не сможет выжить и добиться успеха, если в ней не будетосуществляться стратегическое управление. Но оно имеет ряд ограничений поиспользованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как ивсе другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях длярешения любых задач. Прежде всего, стратегическое управление в силу своейсущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего.Формируемое в стратегическом управлении желаемое будущее состояние организации— это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественноепожелание о том, в каком состоянии должна находиться организация в будущем,какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую должна иметьорганизационную культуру, в какие деловые группы должна входить и т.п. Все этов совокупности составит то, что определит, выживет или нет организация вбудущем в конкурентной борьбе.
Стратегическоеуправление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него неттеории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задачили в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определеннаяфилософия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером онопонимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует рядрекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, атакже осуществления стратегического планирования и практической реализациистратегии. Однако в целом стратегическое управление — это сочетание интуиции иискусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокийпрофессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации свнешней средой, обновление организации и ее продукции, а также реализациятекущих планов и, наконец, активное включение всех работников в решение стоящихперед организацией задач, в поиск наилучших путей достижения ее целей.
Требуютсяогромные усилия и большие затраты времени и ресурсов, для того чтобы ворганизации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимосоздание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично отразработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях.Стратегический план должен быть гибким, отыскивать возможности для реагированияна изменения внутри и вне организации, а для этого требуются большие усилия изатраты. Необходимо также создание служб, занимающихся отслеживанием окруженияи включением организации в среду. Службы маркетинга, общественных отношений ит.п. приобретают исключительную значимость и требуют значительныхдополнительных затрат. В современных условиях, когда в сжатые сроки создаютсясовершенно новые продукты, когда неожиданно возникают новые возможности длябизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, ценарасплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегическоговыбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагичными бываютпоследствия неверного прогноза для организаций, осуществляющихбезальтернативный путь функционирования либо реализующих стратегию, неподдающуюся принципиальной корректировке.
Приосуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается настратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющейстратегического управления является реализация стратегического плана. Этопредполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющейреализовать стратегию, систем мотивирования и организации труда, определеннойгибкости в организации и т.п. При этом при стратегическом управлении процесс реализацииоказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливаетзначимость фазы выполнения. Поэтому организация в принципе не сможет перейти кстратегическому управлению, даже если в ней создана подсистема стратегическогопланирования, но при этом нет предпосылок или возможностей для созданияподсистемы выполнения стратегии.
Системастратегического управления
Стратегическоеуправление можно рассматривать как динамическую совокупность пятивзаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают одиниз другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственнообратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Этоявляется важной особенностью системы стратегического управления. Схематическиструктура стратегического управления изображена на рис. 1.1.
Анализсреды обычносчитается исходным процессом стратегического управления, так как онобеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработкистратегий поведения, позволяющих ей выполнить эту миссию и достичь поставленныхцелей. В современном управлении анализ среды предполагает изучение трех еечастей: макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды. Основнаязадача анализа среды состоит в том, чтобы определить, какие возможности и какиеугрозы несет в себе внешняя среда и какие сильные и слабые стороны имееторганизация.
Анализмакроокружения включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояниеэкономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природнаясреда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества,научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.п.
Непосредственноеокружение анализируется по следующим основным компонентам:покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней средывскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который можетрассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, атакже позволяет более верно определить миссию и цели организации. Важно всегдапомнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но иобеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу,обеспечивая участие в прибылях, создавая социальные условия и т.п.
Внутренняясреда анализируется по следующим направлениям:
•  кадрыфирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
•  организацияуправления;
•  производство,включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики,научные исследования и разработки;
•  финансыфирмы;
•  маркетинг;
•  организационнаякультура.
Определениемиссиии целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления,состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой ответственнойработы. Первый подпроцесс — определение миссии фирмы, которая в концентрированнойформе выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идетподпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта частьстратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей.Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачемфункционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбратьстратегию поведения.
Следующимэтапом стратегического управления является анализ и выбор стратегии. Этотпроцесс по праву считается сердцевиной. С помощью специальных приемоворганизация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовыватьсвою миссию.
Выполнениестратегии является критическим процессом, так как именно вслучае успешного осуществления он приводит фирму к достижению поставленныхцелей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянииосуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно проведенанализ и сделаны неверные выводы, либо произошли непредвиденные изменения вовнешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управлениене может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал в реализациюстратегии. Особенно это относится к использованию трудового потенциала. Поэтомусердцевиной выполнения стратегии является проведение стратегических изменений ворганизации с целью приведения ее в состояние, адекватное выбранной стратегии.
Оценкаи контроль выполнения стратегии является логически последнимпроцессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процессобеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достиженияцелей, и собственно целями организации.
Основнымизадачами любого контроля являются:
1)определениетого, что и по каким показателям проверять;
2)оценкасостояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами,нормативами или другими эталонными показателями;
3)выяснениепричин отклонений, если таковые выявляются в результате проведенной оценки;
4)      осуществлениекорректировки, если она необходима и возможна.
Стратегическийконтроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегийприводит к достижению целей фирмы. Он принципиально отличается отуправленческого или оперативного контроля, так как его не интересуетправильность выполнения стратегического плана, осуществления стратегии иливыполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контрольсфокусирован на том, можно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию, иприведет ли реализация к достижению поставленных целей. Корректировка порезультатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целейфирмы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.