Реферат по предмету "Логика"


Логика 14

содержание
Задание 1.

Дайте полную логическую характеристику понятий:

1.1.невменяемость;

Решение:

1.1.Невменяемость – общее, нерегистрирующее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
Задание 2.
Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:

2.1.государственный служащий;

Решение:
Перекрещивающиеся понятия –

государственный служащий — спортсмен;
Подчиненные понятия -

государственный служащий – министр образования;
Подчиняющие понятия –

государственный служащий – работник;
Соподчинение –

государственный служащий — министр, советник президента;
Противоречие –

государственный служащий — бизнесмен;
Задание 3.
Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):

3.1. сотрудник милиции, оперативный дежурный, участковый инспектор, майор милиции;

3.2. автомобиль, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотор автомобиля;
Решение:
3.1.

/>


3.2.

/>
Задание 4.
Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобще­ния и ограничения понятий:

4.1. учитель;
Решение:
4.1. Учитель — работник сферы образования – служащий – работник бюджетной организации — работник.
Учитель - учитель начальных классов – учитель начальных классов средней школы №30 – учитель начальных классов школы №30 Козлов Петр Иванович.
Задание 5.
Установите вид операции с понятием: деление, расчленение на части или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведите анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция правиль­ной, если нет — укажите, какие правила нарушены.

5.1. Умысел может быть прямым и косвенным.

5.2. Сепаратизм — политическое движение за отделение части государства и созда­ние нового государственного образования.
Решение:
5.1. Деление. Делимое понятие — «умысел». Члены деления — «прямое» и «косвенное». Основание деления — по степени осознанности содеянного. Вид деления — дихотомическое.

5.2. Определение. Родовое понятие — «сепаратизм», видовой признак — «политическое движение за отделение части государства и созда­ние нового государственного образования». Определение реальное. Операция является правильной.
Задание 6.
В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приве­дите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Среди адвокатов немало женщин.

6.2. Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действи­тельной.
Решение:
6.1. Субъект — «адвокаты»

Предикат — «женщины»

Кванторное слово — «среди»

Связка — отсутствует.

«Некоторые адвокаты — женщины» — частноутвердительное суждение (I).

Здесь субъект и предикат – оба нераспределены.

/>
6.2. Субъект — «сделка, направленная…»

Предикат — «действительная»

Связка — «не является»

Кванторное слово отсутствует.

«Все сделки, направленные на ограничение правоспособности — не есть действительные» — общеотрицательное суждение (Е).

Здесь субъект и предикат – оба распределены.

/>
Задание 7.
Установите вид сложного сужения, составьте его символическую за­пись.

7.1. В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.

7.2. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.

Решение:
7.1. Слабая дизъюнкция. a/>b

7.2. Импликация. (a/>b)→c
Задание 8.
Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.

8.1. В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Значит, каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольным.

8.2. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат и является постоянно дейст­вующим органом. Значит, некоторые постоянно действующие органы состоят из двух палат.

8.3. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое те­лесное повреждение — преступление. Следовательно,...

8.4. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свиде­телем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактиче­ские данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказа­тельством. Следовательно,...

8.5. Если я пойду по льду, то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться; а если идти через моcт, то я, скорее всего не успею ко времени. Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую прова­литься или опоздать.

Решение:

8.1. В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Значит, каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольным.

(1) Определяем заключение и посылку. Заключение: Каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольным. Посылка: В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

(2) Записываем умозаключение в явной логической форме:

Во всех прямоугольных треугольниках (S) квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (P).

Каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (Р), является прямоугольным (S).

(3) Строим схему умозаключения:

А: Все S есть Р

А: Все Р есть S

(4) Определяем вид умозаключения: дедуктивное, непосредственное, вывод сделан путем обращения.

(5) Проверяем правильность заключения: Обращение осуществляется перестановкой субъекта и предиката при соблюдении правила, что нераспределенный первоначально термин не может оказаться распределенным в результате преобразования. Данное условие не выполнено, т.е. нераспределенный первоначально предикат Р, стал распределенным в заключении.

Данное умозаключение вероятностное, т.е. умозаключение может быть верным, но может и не быть.

Верное умозаключение: Некоторые треугольники, в которых квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольными.
8.2. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат и является постоянно дейст­вующим органом. Значит, некоторые постоянно действующие органы состоят из двух палат.

(1) Записываем суждения в форме простого категорического силлогизма:

Федеральное собрание (M+) состоит из двух палат (P–).

Федеральное собрание (М+) является постоянно действующим органом (S–).

Некоторые постоянно действующие органы (S–) состоят из двух палат (P–).

(2) Находим средний термин (M), больший термин (P), меньший термин (S).

1-е суждение – большая посылка, так как содержит предикат заключения.

2-е суждение – меньшая посылка, так как содержит субъект заключения.

3-е суждение – заключение.

(3) Строим схему умозаключения: (А) Все M+ есть P–

(А) Все M+ есть S+

(I) Некоторые S– есть P–

(4) Определяем фигуру и модус силлогизма:

/>/>M P I/>II фигура. АAI – правильный модус для третей фигуры,

/> М S значит, данный силлогизм является правильным.

(5) Определяем правильность умозаключения: умозаключение построено правильно, т.к. выполнены все правила построения умозаключения.
8.3. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое те­лесное повреждение — преступление. Следовательно, неосторожное тяжкое телесное повреждение не является умышленным.

(1) Записываем суждения в форме простого категорического силлогизма:

Некоторые преступления (M-) являются умышленными (P-).

Неосторожное тяжкое телесное повреждение (S+) преступление (M-).

Неосторожное тяжкое телесное повреждение (S+) не является умышленным (P+).

(2) Находим средний термин (M), больший термин (P), меньший термин (S).

1-е суждение – большая посылка, так как содержит предикат заключения.

2-е суждение – меньшая посылка, так как содержит субъект заключения.

3-е суждение – заключение.

(3) Строим схему умозаключения: (I) Некоторые M — есть P–

(А) Все S+ есть M—

(Е) Ни одно S+ не есть P+

(4) Определяем фигуру и модус силлогизма:

/>/>M P I/>фигура. IАЕ – неправильный модус для первой фигуры,

/>S M значит, данный силлогизм является неправильным.

(5) Определяем вид умозаключения: дедуктивное, простой категорический силлогизм.

(6) Проверяем правильность умозаключения: Из анализа посылок устанавливаем, что термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке. В данном примере предикат заключения, находящийся в большей (первой) посылке, является не распределенным, т.к. суждение общеутвердительное. Нарушено 3-е правило терминов, значит, вывод не является необходимым, заключение недостоверно. Нарушено также 2-е правило терминов – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

Таким образом, умозаключение построено неправильно.
8.4. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свиде­телем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактиче­ские данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказа­тельством. Следовательно,...

(1) Записываем посылки умозаключения, определяя их структуру:

1-я посылка: Если свидетель не может сообщить источник своей осведомленности (р), то фактические данные, сообщаемые свидетелем, не могут служить доказательством (q).

2-я посылка: Фактиче­ские данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказа­тельством ( q).

Записываем заключение: Следовательно, свидетель сообщил источник своей осведомленности ( р).

(2) Строим схему умозаключения в символической записи:

p → q, q

 p

(3) Определяем вид умозаключения: дедуктивное, условно-категорическое умозаключение, построенное от отрицания следствия к отрицанию основания.

(4) Определяем достоверность вывода: данное умозаключение является правильным, а заключение следует с необходимостью.
8.5. Если я пойду по льду (р), то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться (q); а если идти через моcт (s), то я, скорее всего не успею ко времени (t). Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую прова­литься или опоздать.

Умозаключение является условно-разделительным.

р → q, s→ t, p

s — сложная деструктивная дилемма.

/>q  t

Умозаключение правильное, а полученное заключение достоверно.
Список литературы



Ганс Е.С., Новиченко А.С., Фролова Т.Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2005.

Грядовой Д.И. Логика для юриста. — М.: Знание, 1998. – 101с.

Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник (для вузов). М.,2003.

Демидов и.в. Логика.- М.: Юриспруденция, 2000.- 296с.

Иванов Е.А. Логика. — М.: Вече, 1996. – 332с.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. М., 2007 и пред.

Рузавин н.в. Логика и аргументация.- М.: Оракул, 1997. – 102с.

Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. М., 2004.

Стрелкова Н.В. Логика: Практикум. М., 2004.

Трифонов Г.Ф. Логика. — Чебоксары, 1998. – 198с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международные экономические отношения и их структура
Реферат Развитие российского наследственного права и его перспективы
Реферат Развитие пакистано-американских международных отношений в 90-е гг. ХХ – нач. ХХI века
Реферат Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии.
Реферат «Восточно Сибирская государственная академия образования»
Реферат Валеологія. Функції педагога-валеолога в процесі управління здоровям
Реферат Творчество Е. Благининой в контексте спора о специфике детской поэзии
Реферат Формирование корпоративной культуры в органах государственной власти на примере Мурманской обла
Реферат Розвиток космонавтики у СРСР після Другої світової війни до сьогодні
Реферат Анализ нравственных и этических аспектов социального управления на предприятии
Реферат Наркотические анальгетики. Фармакология
Реферат Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Реферат Белорусские астрономы
Реферат Чувственное познание и его элементы (формы). Оценка сенсуализма
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины разведение животных для направления подготовки 111100 Зоотехния