Реферат по предмету "Экономика"


Социальная работа в потребительской кооперации

--PAGE_BREAK--. Церковь поддерживает социальный мир и сглаживает социальные противоречия.

В годы правления Петра 1 постепенно передавалось благотворительность в руки государственных учреждений. Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к нищенству.

Постепенно формируется государственный подход к поддержке нищих и нуждающихся — это четко выраженное желание регулировать и контролировать процесс оказания социальной помощи ради общественного порядка. Но с другой стороны продолжалась христианская благотворительность, и помощь нуждающимся.

 В XIXвеке были вовлечены в социальную работу земские самоуправленческие органы, деятельность которых в сфере общественного призрения по мере укрепления институтов самоуправления становилась все более широкой и разносторонней. В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения. Земский опыт свидетельствует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объ­ективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и обществен­ной жизни.

Яркий след не только в истории русского революционно­го движения, но и в становлении общественной благотвори­тельности оставили декабристы.  В 1831 году ссыльные декабристы, дворянские революционе­ры, основали в Петровском ка­земате в Забайкалье потребительское общество «Большая ар­тель» для закупок продовольствия.

Российская кооперация была в основном деревенской. В России первые кооперативные организации появились в начале XIXвека. Благодаря поддержки земств с 90-х года XIXвека начался устойчивый подъем кооперативного движения.
1.2. Духовно — культурные ценности потребительской кооперации и их связь с социальной политикой государства
Поддерживая задачу социального и духовно-нравственного возрождения общества, потребительская коо­перация все больше утверждает себя в новом и уникальном качестве — в роли проводника гуманистических отношений и социальных преобразований в обществе.

В потребительской кооперации сложилась система ценно­стей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.

Характеристикой социальной миссии потребительской кооперации являются ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание социальным работником самоценно­сти человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Являясь деятельностью по оказа­нию помощи людям в решении их проблем, социальная работа — практическое выражение принципов гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. «Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида».

Гуманность представляет собой такое профессиональное качество, которое характеризует отношения руководителей потребительской кооперации к пайщикам.

Гуманность социальной работы в потребительской коопе­рации выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм — моральное ка­чество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей [40;271].

Существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм: сочувствие, сострадание, великодушие, то есть все то, что в психологиче­ской науке принято обозначать термином эмпатия.

Эмпатия — способность человека к произвольной эмоцио­нальной отзывчивости на переживания других людей, эмоцио­нальный отклик, умение поставить себя на место другого че­ловека. Эмпатия проявляется в сопереживании и сочувствии. Сопереживание — принятие чувств, которые испытывает дру­гой человек, отношение к чувствам другого, как нашим собст­венным, то есть при сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что переживает конкретный человек или кон­кретные люди.

С эмпатией связано и такое явление психической жизни личности, как рефлексия. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения ин­дивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которо­го является субъективное воспроизводство внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя» [45;83].

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в какой-то степени определяют поведение человека.

В социальной работе такими ценностями являются: толе­рантность, эмпатия, благотворительность. Ценностями потре­бительской кооперации также являются уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь.

В каждом обществе есть определенная часть на­селения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспо­собность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, националь­ных, политических и военных конфликтов, стихийных бедст­вий, явных демографических изменений и так далее. Эти кате­гории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени стано­вится капитал.

Государство формально заинтересовано в поддержке со­циально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1)            государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

2)     всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

3)     социально-экономическая поддержка неимущих ниве­лирует экономическое состояние различных групп и слоев на­селения, тем самым, снижая социальное напряжение в обще­стве [33;32].

Именно поэтому такие отношения неизбежно порождают свою противоположность — специализированный институт со­циальной защиты населения.

Социальная защита — это политика по обеспечению кон­ституционных прав и минимальных гарантий человеку незави­симо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Феде­рация — социальное государство, политика которого направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [17;11].

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в современную систему экономики и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип со­циальной справедливости, социальная поддержка тех, кто объ­ективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни. Большие надежды здесь возлагаются на социально-экономическую деятельность потребительской коо­перации.

Главная цель социальной защиты сегодня состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Различают субъекты и объекты социальной защиты населения (рис.1). Одним из основных субъектов социальной защиты насе­ления является государство. Другим — все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой стороны, адресованы от­дельным социальным группам населения.

Рис. 1. Структура социальной защиты населения

 





Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные цен­тры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслужи­вания относятся общественные объединения, в том числе про­фессиональные ассоциации, благотворительные и религиоз­ные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. На­пример, деятельность потребительской кооперации на селе [45;148].

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. В странах с социальной ры­ночной экономикой большая роль в решении вопросов благо­состояния, поддержки определенных стандартов качества жизни отводится дополнительным формам социальной защи­ты населения. Одной из них является благотворительная дея­тельность. В статье 39 Конституции особо отмечается необхо­димость развития благотворительности в России как особой, дополнительной формы социальной защиты населения.

Под благотворительной деятельностью понимается дея­тельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам иму­щества, в том числе денежных средств, бескорыстному вы­полнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной под­держки [46;6].

Потребительская        кооперация        каксоциально — экономическая структура среди своих основных функций осуществляет социальную защиту и социально-экономическую поддержку населения, особенно из сельской местности. Это касается, в первую очередь, тех категорий граждан нашей страны, которые не смогут выжить без защиты и социальной помощи государства.

Борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная суть концеп­ции, но и главная стратегия, и главное направление реализа­ции социальной миссии потребительской кооперации России. Эта деятельность осуществляется через сельские магазины, которые по своей сути являются торгово-бытовыми центрами. Исходя из возможных материальных условий, потребитель­ская кооперация через магазины оказывает благотворитель­ную помощь сельским жителям. Основную часть отдаленных населенных пунктов составляют пожилые люди, особо нуж­дающиеся как в небольшой материальной помощи, так и в простом человеческом внимании.

Социальная работа в кооперации — вид профессиональ­ной деятельности, направленный на удовлетворение социаль­но гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудно­сти и преодолевать бедность.

Осуществление социальной миссии потребительской коо­перации раскрывает возможности человеческой деятельности, ориентированные на общечеловеческие духовные ценности.

Отличительными признаками философии русской культуры, воплотившимися в традициях кооперативной философии, воз­рожденных декабристами, являются такие черты как собор­ность, вселенство, общинность.

Потребительская кооперация — это социально ориентиро­ванная система, которая имеет свои принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. На практике это означает рас­ширение сферы деятельности социальной работы на селе, со­циальной миссии потребкооперации через совершенствование сферы услуг [27;58].

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих государства, человеческое сообщество и отдельных людей. И с каждым но­вым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, на­оборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей заня­то общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных ус­ловиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск про­дукции при полной или эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источ­ников существования, кроме пособий, выделяемых в соответ­ствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным спосо­бом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, особенно сельского, является одной из важных задач нашего государства, общественных организаций, особенно потреби­тельской кооперации.

Занятость — это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью пони­мают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и так далее. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выра­жающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потреб­ностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода [45;101].

Благодаря своим духовным ценностям  потребительская кооперация  является одним из помощников в реализации  такого направлении социальной политики государства, как патриотическое воспитание граждан. Дальнейшее развитие государства невозможно без воспитания у россиян гордости за свою страну, без результативной системы патриотического воспитания всех категорий граждан, особенно молодежи.   Сегодня патриотическое воспитание является стратегической задачей всего государства. Проблемы активизации и повышения эффективности патриотического воспитания граждан решаются в рамках выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и аналогичных региональных программ.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

В постановлении 124-го Собрания представителей потре­бительских обществ Российской Федерации отмечена необхо­димость воспитания у молодежи нравственности, морали, вы­сокой духовности, чувства патриотизма и преданности Роди­не, сострадания и милосердия, развитие общей культуры взаимоотношений, приверженность кооперативным идеям.

Потребительская кооперация сегодня ищет ценности и идеалы, которые обновят, изменят, сделают более чистыми, красивыми взаимоотношения людей, наполнят их высокими духовными помыслами. Именно эти идеи обновления, преоб­ражения мира, духовного единения привнес в мир русский философ С.Л. Франк.

С.Л. Франк, раскрывая специфику русской духовности, писал «Когда речь идет о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеле­ние,… но основа, на которой должна зиждиться вся человече­ская жизнь,… через которую человечество и мир спасаются и преображаются» [45;98].

Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих нравствен­ных ценностей. По словам замечательного русского философа Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям» [45;99].

Философия потребительской кооперации, как составляю­щая духовной культуры общества, раскрывает истинные ду­ховные ценности в культурном наследии России, указывая путь нравственного возрождения человека. Надо менять соз­нание, научиться мыслить по-новому, включая высокие нравственные категории. Действительно, «Человек — это тростник, самое слабое в природе существо, но это тростник мыслящий», писал физик и философ Б. Паскаль. Благодаря способ­ности мыслить, отражать мир в своем сознании, человек ищет пути изменения бытия, улучшения условий жизни, возвышен­ного и уважительного отношения к человеку. Научные дости­жения питают ум человеческий, мудрость питает разум.

Проблема человека, смысла его жизни является стержнем философии культуры потребительской кооперации. В процес­се реализации социальной миссии потребительской коопера­ции поставленные цели и продуманные задачи позволяют рас­крыть творческие способности личности, сделать быт более содержательным, красивым, а человека добрее и чище.

Процесс формирования духовной культуры длительный и сложный. Формирование чувства долга, ответственности, справедливости, гуманности, уважения, сострадания, вспомо­ществования всегда привлекали человечество. Исторически меняется социально-экономическая структура общества, цен­ностные же ориентации людей, нравственные принципы доб­роты, справедливости, гуманного отношения к личности яв­ляются абсолютными. Эти общечеловеческие духовные цен­ности являются мерой гуманности не только отдельной лично­сти, но и коллектива пайщиков потребительской кооперации. Это такие принципы и ценности как добровольность, солидар­ность, честность, демократия, справедливость, равенство, спо­собствующие формированию подлинного гуманизма в потре­бительской кооперации. Соблюдение социальной справедливости является одним из основных критериев в оценке дея­тельности каждого коллектива [27;60].

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение чело­века. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. Се­годня в потребительской кооперации несомненными ценностями является борьба с бедностью, безработицей, бездухов­ностью на селе.

Познание каждым человеком этих ценностей служат ос­нованием для становления целостного человека.

Потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей, наполняя свою идеологию вы­сокими помыслами и добрыми делами во имя человека, во имя добра и справедливости на земле. Потребкооперация возрож­дает традиции русской православной культуры через свои ду­ховные ценности.

Высокие ценности потребительской кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, это идеи со­страдания, милосердия, вспомоществования, любви к ближ­нему, бескорыстной помощи бедному, нуждающемуся.

Ценностная концепция гуманизма способствует гармони­зации духовных ценностей, определяющих социальную поли­тику потребительской кооперации.

Таким образом обобщая все выше сказанное сделаем следующий вывод: духовно – культурными ценностями  потребительской кооперации являются: уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь, воспитание чувства патриотизма у граждан. Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм.

Все эти ценности безусловно перекликаются с социальной политикой государства. Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально вы­сокого уровня благосостояния, социального прогресса, в со­хранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, част­ной инициативы. В социальной политики государства такие проблемы как занятость населения, социальная защита, патриотическое воспитание граждан, благотворительность, безусловно находят отклик в духовно – нравственных ценностях потребительской кооперации. Так, борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только  главная стратегия, но и главное направление реализа­ции социальной миссии потребительской кооперации России.  В расширение сферы деятельности потребкооперации на селе входит задача оказания помощи в получении работы. Реализация социальной миссии на селе сопровождается широкой кооперативной благотворительностью, которая все больше принимает форму социальной помощи сельским жите­лям, отпуская им товар в долг. Яркий след не только в истории русского революционно­го движения, но и в становлении общественной благотвори­тельности оставили декабристы.

Так же, кооперативное движение глубоко патриотично как по самой своей идеи, по заложенному в ней смыслу, так и по факту, и ее патриотическая миссия сегодня – помочь выжать ядру нации – сельскому населению, возродить село.
1.3. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью
Социальное развитие России в целом по-прежнему харак­теризуется негативными последствиями системного кризиса: низким уровнем жизни значительной части населения, резкой социальной поляризацией общества, высокой смертностью, сохранением безработицы, снижением доступности для насе­ления качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг. Мы теряем каждый год 800 тыс. человек; происходит разрушение экологии; массовые вырубки ценных пород лесов; терроризм; разрушение той экономики, которая, в первую очередь, производит товары. Потребительская кооперация, реализуя стратегию социальной политики, решает проблемы социальной модернизации России.

Занимаясь разработкой и внедрением социальной полити­ки, её осуществлением, потребительская кооперация считает важным направлением деятельности механизмы и принципы её реализации — экономические, социальные, правовые, адми­нистративные.

Человек — продукт социальной системы, которая создает­ся людьми. И в зависимости от того, какая это система, таковы и люди. Потребительская кооперация ставит целью наладить достойную жизнь людей, возродить российское село. Поэтому «потребительская кооперация, реализуя социальную миссию, развивая целый комплекс нужных людям услуг, добиваясь по­вышения занятости сельских жителей, словом, всей своей практической деятельностью борется с бедностью на селе, ра­ботает над социальным обустройством жизни селян» [10;63].

Чтобы глубже понять социально-экономическую сущность кооперации, необходимо вникнуть в содержание кооператив­ных ценностей и принципов. Ценности кооперативов объяс­няют, какие граждане, с какими ценностными ориентирами предпочитают совместную деятельности в кооперативах, а не в каких-либо других правовых формах организаций [29;410].

Взаимопомощь традиционно воспринималась кооперато­рами как основной принцип человеческого общежития.

Взаимная помощь— это ценность, определяющая взаимо­отношения кооператива (как коллективной организации) и чле­на кооператива (индивида). Кооперативы следует рассматривать как  организации  взаимопомощи,  которые  помогают гражда­нам — членам кооперативов либо улучшить свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг), ли­бо улучшить производственную деятельность своих частных предприятий путем успешного сбыта товаров (сбытовые коопе­ративы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы); улучшить свои жилищные условия за счет при­обретения более дешевого и качественного жилья (жилищно­строительные кооперативы) и т.п.

Взаимная ответственность— эта ценность означает от­ветственность кооператива за интересы своего члена и ответст­венность члена за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономиче­ских, социальных и культурных потребностей, а члены коопера­тива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально-экономическому развитию. Взаимная ответственность предусматривает ответст­венность члена кооператива по обязательствам кооператива.

Равенство— эта ценность определяет отношение коопера­тива к его членам на основе равноправного участия в деятель­ности кооператива. Каждый член кооператива имеет равное право на участие в органах управления и контроля по принципу: 1 член — 1 голос; равное право на получение информации о дея­тельности кооператива; равное право на участие в экономиче­ской деятельности кооператива.

Справедливость — эта ценность означает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и ра­ботниками кооператива. Распределение выплат осуществляется соответственно участию каждого его члена и каждого его работ­ника в деятельности кооператива и производится в форме на­числения дивидендов на капитал; выплат, пропорционально сумме купленных товаров или сданных в кооператив для продажи. Справедливость — ценность, подчеркивающая отличие коо­перативов, действующих, прежде всего, во благо своих членов, от фирм, действующих в первую очередь в интересах капитала его собственников.

Социальная ответственностьозначает стремление коо­ператива к повышению уровня жизни, улучшению обслужива­ния своих членов и всех граждан, желающих пользоваться услу­гами кооператива без ущерба для других членов кооперативов и общества.

Забота одругих — эта ценность отражает заботу коопера­тива об окружающих. Коммерческая деятельность кооператива имеет сильно выраженную социальную ориентацию — заботу о тех, кто находится «вне» кооператива и остро нуждается в соци­альной защите и помощи. Кооперативы распределяют часть до­ходов от хозяйственной деятельности между нуждающимися. Многие кооперативы вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие местности, в которой они расположены; многие кооперативы содействуют развитию кооперативов в раз­вивающихся странах.

Кооперативные ценности выражают моральный выбор самих кооператоров, проживающих в разных странах мира [30;208].

Ценности кооперации взаимно переплетаются и дополня­ют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабаты­ваются кооперативные принципы, которые реализуются в общественно-хозяйственной деятельности кооперативов и способствуют сохранению сущности кооперативов. Принципы кооперативов — это правила, основные положе­ния, которыми должны руководствоваться члены кооперативов и специалисты в своей социально-экономической деятельности.

1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы — это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответ­ственность, накладываемую членством в кооперативе без дис­криминации по социальным, расовым, политическим и религи­озным  признакам.   Добровольность  предусматривает  свободу вступления и выхода из кооператива, открытое членство, отсут­ствие дискриминации.

2-й принцип: демократический членский контроль. Кооперативы — это демократические организации, контро­лируемые своими членами, которые принимают активное уча­стие в выработке политики и принятии решений. Мужчины и женщины, работающие в качестве избранных представителей, подотчетны членам кооператива.

3-й принцип: экономическое участие членов. Члены кооператива вносят взносы (доли) — образуют и контролируют кооперативный капитал. Члены кооператива рас­пределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного го­да, на следующие цели: на развитие экономики кооператива, на выплаты, вознаграждения членам кооператива соответственно их участию в делах кооператива, на социальную деятельность, одобренную членами кооператива.

4-й принцип: автономия и независимость. Кооперативы — это автономные самодеятельные организа­ции, контролируемые своими членами. Если они заключают соглашения с другими организациями (включая правительствен­ные) или увеличивают свой капитал с помощью внешних ресур­сов, то это делается на условиях демократического контроля со стороны членов и сохранения независимости.

5-й принцип:  образование, повышение квалификации и информация Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и  общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

 6-й принцип: сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно обслуживают своих членов и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

 7-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местныeорганизации, тесно связаны не только со своими членами, но и с местным населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, то есть о развитии общества [30;210].

Принципы, разработанные Международным кооператив­ным альянсом, являются гибкими, применимыми на различных уровнях, в различных типах кооперативов и при различных со­циально-экономических условиях.


Потребительская кооперация считает важной стратегиче­ской задачей возрождения России — борьбу с бедностью. Бед­ность — это социальная проблема, ее решение предполагает создание социальных возможностей для активной творческой деятельности индивидов, а это в свою очередь требует изме­нения ценностных ориентиров и приоритетов социально-экономической политики, смещение акцентов с рыночных ценностей на социальные, с формальной экономической ра­циональности — на принцип общего блага.

На первом месте в процессе борьбы с бедностью всегда было открытие рабочих мест. Большие возможности, таит работа с надомниками. С одной стороны — это занятость и самозанятость людей. С другой — это виды производства: ор­ганизация выпечки хлеба, консервирование овощей и фруктов, грибов, ягод. Это изготовление изделий народных промыслов, национальной одежды и обуви, вязание шерстяных изделий, ковроткачество и другие. Повсеместно возрождается закупка всех видов сельскохо­зяйственной продукции и сырья. Во многих отдаленных насе­ленных пунктах сельхозпродукцию некуда было сдать или продать. Сегодня производство овощей, фруктов, птицы, скота на сельских подворьях постепенно расширяется. Следователь­но, люди заняты делом, у них появляются большие материаль­ные возможности, особенно у пожилых.

Оказание помощи селянам в переработке сельхозпродук­тов также способствует расширению занятости людей, снима­ет сельские бытовые проблемы. Повсеместно осуществляется приемка зерна на мельницы, зернодробилки семян на масло­бойки, организуется сепарирование молока. Народ пытается сам решать проблему занятости — придорожная торговля овощами и фруктами, медом, продуктами животноводства. Что очень ценно — потребительская кооперация учится у народа, работает для народа.

В кооперативных магазинах организована закупка сельскохозяйственной продукции и лекарственно-технического сырья. Закупить все, что предлагает сельский житель — задача каждой кооперативной организации. Для жителей села это до­полнительный, а для многих из них основной заработок. С ручейков, стекающихся с сельских подворий, начинает­ся «молочная река» кооператоров. Закупают молоко 12 тысяч приемных и сепараторных пунктов [45;180].

  Россия нуждается в такой стратегии развития, которая учитывала бы как вызовы глобализации, так и особенности положения страны — географические, исторические, этнополи-тические, социокультурные, то, что называют архетипом на­ции.

Потребительской кооперации, будучи некоммерческой организацией, сложно выжить в условиях рынка. Потреби­тельская кооперация обращается к глубинным истокам чело­веческой души, к ее генетической памяти, вобравшей лучшие помыслы и деяния, определившие предназначение потреби­тельской кооперации — нести людям добро и благо. Сегодня потребительская кооперация контрастирует с задачами ком­мерциализации и бизнеса, так как является некоммерческой организацией, содержит убыточные магазины, но ею руководит гуманная цель — во имя блага народа.

Высокие духовные помыслы потребительской кооперации как яркие лучи освещают ее благородную деятельность. В ус­ловиях жесточайшей рыночной экономики, потребительская кооперация смогла сохранить свое единение, свою целост­ность, как умный стратег она четко определила свои задачи и цели

Важной частью забот кооперато­ров стала аптечная торговля на селе. В кооперативных органи­зациях действует 2 тысячи аптек, аптечных и ветеринарных пунктов.

Сегодня нужна единая Россия, имеющая прочную эко­номику и духовную культуру общества. «Уникальной осо­бенностью потребкооперации всегда была её способность со­четать экономические и социальные начала. В условиях кри­зиса, когда миллионы селян оказались за чертой бедности… потребкооперация стала одним из главных инструментов выживания российской глубинки...», подчеркнул Николай Медведев, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В экономике дореволюционной России было разработано семь принципов ведения дел, включающие высокие нравст­венные ориентиры личности.

На первом месте стоял принцип « люби и уважай челове­ка», «будь честен и правдив», «уважай власть», «будь верен своему слову», «будь целеустремлен». Потребительская коо­перация, не являясь коммерческой организацией, использует такие же принципы в реализации своей социальной политики по духовному возрождению села [29;422].

Возрождение духовно-нравственного потенциала нации — важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса. Это, как никакая организация, пони­мает потребительская кооперация. В связи с этим актуально научное осмысление путей возрождения традиций духов­ности общества в системе потребительской кооперации.

Потребительская кооперация, выполняя социальную миссию, оказывает помощь ветеранам, инвалидам, малообес­печенным, многодетным семьям, бесплатно доставляет товары на дом престарелым, больным.

Безусловно, главными ценностями цивилизации являют­ся Духовность и Культура. Благодаря социальной миссии по­требительской кооперации совесть, милосердие, духовность, нравственность становятся нормой жизни кооперативных ор­ганизаций.

Не хлебом единым жив человек: нужны устроение бы­та, широкая сфера услуг — парикмахерская, ателье, дом быта. Город привык к этому и настала пора обеспечивать услугами жителей села. Это хорошо поняла потребительская коопера­ция, осуществляя социальное служение народу, поскольку по­требительская кооперация работает, не для извлечения прибыли, а ради людей. Поэтому потребительская кооперация вы­брала путь общения с народом, чтобы конкретно осуществ­лять свою работу, учитывая желания людей, их интересы. Се­годня все большую роль играет нетрадиционная для потреби­тельской кооперации социальная отрасль деятельности, сюда входит развитие сети услуг. Цивилизованный мир диктует свои условия, только приобщившись к благам цивилизации село, сможет выжить. Такую задачу поставила потребитель­ская кооперация, развивая социальную отрасль деятельности.

Сила кооперации — в её идеологии, в понятных каждому пайщику моральных нормах и принципах, делающих тру­довые отношения справедливыми, авторитет кооперативного движения — высоким, задачи — гуманными.

Действительно самоограничение и смирение ради служе­ния ближним ради бытия человеческого общества есть выс­шая и наиболее достойная форма личностной самореализа­ции.

Таким образом можно сделать вывод: утрате идеалов, вседозволенности, расслоению обще­ства, незащищенности, безнаказанности, культу насилия, денег, обесцениванию человеческой жизни на фоне общей без­духовности и безнравственности противостоит философия потребительской кооперации с её базовыми ценностями: справедливость, взаимопомощь, демократия, равенство, со­лидарность, честность, открытость, социальная ответствен­ность и забота о других.

Кооперативы возникли как остров надежды, спасения и защиты, оставались таковыми и должны оставаться и впредь, что невозможно без сохранения и упрочнения накопленных кооперативных принципов, находящих отклик в душах и сердцах. Следовательно, мы должны эти принципы не только сохранить, но и укрепить, поднять на новый уровень, способ­ный оздоровить общество и вывести на достойный путь разви­тия.

Концентрированное выражение социальной миссии по­требительской кооперации — это борьба с бедностью, кото­рая ведется по многим направлениям. Увеличивая объемы деятельность, расширяя сферу услуг потребительская кооперация делает востребованными рабочие руки.

Потребительская кооперация спо­собствует сокращению бедности за счет использования части своих финансовых ресурсов на социаль­ную поддержку сельских жителей, оказы­вает значительную социальную помощь пайщикам, бюджетным организациям.
II.                ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
2.1.          Анализ направлений деятельности кооперативной организации по решению социальных проблем
Развитие постиндустриального хозяйства приводит не    продолжение
--PAGE_BREAK--столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных    стимулов   их    производства    желанием   саморазвития   и самосовершенствования человека. В результате снижается роль материальных факторов как основы экономической мотивации и начинается отход от массового характера образования человека, являвшегося важнейшим свойством и признаком индустриального общества [29;211].

Социальные приоритеты деятель­ности потребительской кооперации вытекают из ее социально-экономической природы. Термин «планово-убыточный», наиболее точно характеризующий социалистическую экономику, представляется парадоксальным для пе­риода рыночных преобразований. В условиях рыночных отношений цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли. Прибыль — важнейший показатель и источник финансирования хозяйс­твенной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. В этой связи становится очевидным тот факт, что частный предприниматель не проявит интереса к сегменту рынка, кото­рый не обеспечит ему экономических выгод. Это является существенным отличием потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.

Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность, которая оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.

Научно-практические конференции «Потребительская кооперация — социально ориентированная система» и «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», состоявшиеся в 1999 и 2000 годах, всколыхнули всю систему потребительской кооперации, на конкретных примерах показали многомиллионной армии пайщиков и работников, что в современной обстановке потребкооперация не может успешно развиваться, используя старые методы работы [30;416].

В принятых на конференциях рекомендациях впервые определена кооперативная модель хозяйствования потребительской кооперации как системы, включающей в себя два взаимосвязанных направления: хозяйственную деятельность и социальную миссию. Выработаны, исходя из этого, основные направления работы, включающие:

-        активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность;

-        борьбу с бедностью по двум основным направлениям:
а) путем     оказания     помощи     пайщикам;

б) путем обеспечения людей работой за счет:

— восстановления объемов торговой, заготовительной, производственной деятельности до уровня;

-       освоения и широкого развития новых, нетрадиционных для потребкооперации видов деятельности, необходимых людям;

-       создания малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, гвоздильных цехов в районных кооперативных организациях, зернодробилок, пунктов по приемке молока и сепараторных при магазинах;

-        обеспечения закупок всей продукции в хозяйствах населения, предлагаемой к реализации, через магазины — приемозаготовительные пункты;

-        развития сельскохозяйственного производства, для чего каждая районная кооперативная организация должна иметь 100-300 и более гектаров земли, содержать на откорме не менее 50 голов свиней;

— открытия лавок на дому, мелкорозничных предприятий, привлечения к работе в потребительской кооперации пастухов, надомников по выпечке хлеба, сепарированию молока, изготовлению изделий народных промыслов, выполнению других работ;

-        широкого развитие на селе сферы платных услуг
населению, в первую очередь бытовых;

-        привлечение заемных средств населения, в том числе через магазины для финансирования хозяйственной деятельности;

-        создания кооперативов при школах, кооперативных учебных заведениях,   проведения         занятий      в общеобразовательных школах по программе «Основы потребительской кооперации» [29;212].

 Основная роль в реализации рекомендаций и реформиро­вании потребительской кооперации отведена кооперативным участкам, магазинам, деятельность которых должна соответ­ствовать требованиям времени.

Во многих организациях потребительской кооперации раз­вернулась активная работа по выполнению рекомендаций конференций, в результате чего растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства, укрепляется финансовое положение, развиваются новые виды деятельности, создаются допол­нительные рабочие места. Однако в ряде потребительских обществ и их союзов положение остается неудовлетворитель­ным, все идет по-старому. Причина этому кроется в отсутст­вии у руководителей и специалистов четкого представления о современном управлении, неумении грамотно руководить сложным кооперативным хозяйством, нежелании перестраи­вать свое мышление.

В Законе «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определена роль пайщиков. Пайщики — это осно­ва основ кооперации, со всеми правами хозяина положения. Сегодня воочию убеждаемся, что пайщики могут все, это зо­лотые руки специалистов многих профессий, умеющие краси­во и эстетично обустроить село, превратить магазин в духов­ный центр общения и проведения досуга, где проходят сель­ские сходы, детские утренники, родительские собрания, встречи односельчан по торжественным и памятным датам. Самоотверженность и подвижничество пайщиков определяют конкретные достижения потребительской кооперации — рост товарооборота и объемом производства, увеличение прибыли и социальных услуг. Деньги, заработанные потребкооперацией в городе, идут на реконструкцию сельских магазинов, на поддержание жизни в деревне, это делает кооперативную эконо­мику нравственной. Кооперация является реальной силой, способной стабилизировать социально-экономические отно­шения на селе.  Пайщики   являются   центральной   фигурой    в   системе потребительской      кооперации. Пайщик — социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Пайщик в системе потребительской кооперации занимает доминирующее место, увеличение численности пайщиков ведет к ее усилению. Поэтому социальная политика потребительской кооперации направлена и на   привлечение   новых   членов-пайщиков. В решении этой задачи  выделяются два аспекта:

— во-первых,  пропаганда кооперативных  ценностей  и  принципов, отражающих преимущества кооперативов как демократически управляемых   организаций,   и   всей   системы   как   социально ориентированной; 

— во-вторых, создание условий для роста благосостояния  членов-пайщиков,    чтобы   сельские жители стремились стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты экономического сотрудничества с потребительским обществом. При дифференциации подходов к преодолению бедности пайщиков, работников потребительской кооперации и некооперированного населения, на первый план выдвигается задача создания системы льгот и преимуществ для пайщиков. Основным способом достижения этого является механизм экономического участия пайщиков, представляющий собой комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества кооператива и пайщиков (см. прил. 1) [13;56].

Механизм экономического участия пайщиков демонстрирует специфику потребительской кооперации, заключающуюся в имеющейся у нее возможности при реализации социальной политики опираться на свою многоотраслевую хозяйственную деятельность. Как уже отмечалось, эта специфика является важнейшим преимуществом потребительской кооперации и в ее деятельности по преодолению бедности сельского населения.

Современная жизнь, применяемые технологии требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными «за ненадобностью». Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над эти­ческими вопросами.

Среди многочисленных забот кооператоров России глав­ная — усиление внимания к социальным нуждам людей, при­чем не только пайщиков, но и всех сельских жителей. Коопе­ративные организации наряду с качественным обслуживание населения содействуют развитию культуры, спорта, организа­ции досуга, художественной самодеятельности.

Вся история международного кооперативного дви­жения — свидетельство того, что всегда были и будут люди высоконравственные, духовные, социально активные, чувствующие себя не крошечными «винтиками» непонятной машины, а творцами, от которых зависит слаженная и эф­фективная работа справедливой и перспективной системы, от­вечающей их потребностям и этическим ценностям.

Особая роль в потребительской кооперации долж­на отводиться руководителем всех уровней, именно их ду­ховно-нравственным качествам. В какой степени им присущи такие качества, как долг, добро, воля, совесть. Каждый руко­водитель должен задуматься о том, не свойственны ли ему лень, безволие, косность, консерватизм, пассивность, равно­душие? [45;185]

Работа руководителя поставлена в прямую зависимость от его личностных качеств. Важным остается развитие ин­теллектуального, духовного и творческого потенциала ра­ботников потребительской кооперации.

Для этого руководитель должен владеть новой идеологией управления в потребитель­ской кооперации — идеологией экономического созидания, со­циальной солидарности и гражданской ответственности.

Профессиональная подготовка будущих специалистов по­требительской кооперации требует не только профессиональ­ных знаний, но и культуры межличностного взаимодействия в сфере деловых отношений, формирования духовно-нравственного потенциала [5;316].

Потребительская кооперация для реализации своей бла­городной миссии по духовному просвещению народа нашла союзника в лице Русской Православной церкви и других тра­диционных религий. Все религии учат добру и состраданию к ближнему — и это духовное начало роднит их с потребкоопе­рацией, которая работает на благо людей, борется с бедно­стью.

Действительно самоограничение и смирение ради служе­ния ближним ради бытия человеческого общества есть выс­шая и наиболее достойная форма личностной самореализа­ции.

Сейчас в большинстве субъектов Российской Федерации организациями потребительской кооперации безвозмездно или за символическую плату — передано Церкви 146 зданий и со­оружений. В них открыты церкви, церковно-приходские шко­лы, организована продажа духовной литературы. Привлечение к участию в социальной работе священнослужителей очень важно, ведь именно они более доходчиво умеют донести до сознания людей идеи добра и милосердия.

Всегда следует помнить, что потеря духовности равно­значна потере человечности. Чтобы быть духовно богаче, крепче, следует сходить в церковь, послушать проповедь. По­требительская кооперация и Церковь объединяют усилия по оказанию помощи страждущим, в укреплении нравственного здоровья сельского населения.

Сегодня потребительская кооперация вместе со священно­служителями делает важное благородное дело, проявляя за­боту о духовном здоровье людей.

Христианство утверждает торжество в мире нового нрав­ственного порядка, основанием которого является заповедь любви к Богу и ближнему.

В Рождественском послании патриарх Московский и всея Руси Алексий IIподчеркнул, что христианские нравст­венные ценности стали заметно влиять на жизнь общества благодаря усилиям миллионов мирян [45;186].

Русская Православная Церковь придает большое зна­чение сотрудничеств с потребительской кооперацией, кото­рая озабочена проблемами жителей села.

Если мы хотим что-то изменить, то мы должны дейст­вовать. Потребительская кооперация проводит многотрудную работу по духовно-нравственному воспитанию жителей се­ла, пайщиков, поскольку без духовности, морали высокой нравственности нельзя представить будущее потребительской кооперации. Развитие кооперативного движения невоз­можно без общей идеологии.

На данном этапе развития современного общества не­обходимо воссоздать эту систему, и здесь неоценимую по­мощь окажет обращение к религиозным ценностям. Потреби­тельская кооперация, осуществляя высокодуховную миссию, ориентирует людей на нравственные ценности, которые не­сут в себе образ Божий.

Российская научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» является продолжением предыдущих конференций. Она ставит своей целью еще раз обратить внимание руководителей и специалистов кооперативных
организаций на необходимость овладения кооперативной идеологией, философией и культурой, выработать  стратегию  формирования      современной системы управления кооперативным хозяйством как основы для повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации, расширения социальной миссии потребительской кооперации [29;418].

Исходя из этого, а также учитывая государственную поддержку деятельности потребительской кооперации по реализации социальной миссии Российская научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» рекомендует кооперативным организациям в области реализации социальной миссии потребительской кооперации и повышения эффективности хозяйствования:

— направить усилия кооперативных организаций на обеспечение неукоснительного осуществления рекомендаций Российских научно-практических         конференций «Потребительская кооперация — социально ориентированная система» и «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», определивших программу развития и совершенствования кооперативной деятельности на текущий период и перспективу, на реализацию социальной миссии потребительской кооперации как одного из главных стратегических направлений ее деятельности, в первую очередь на борьбу с бедностью, решение проблемы занятости населения за счет расширения многогранной деятельности потребительской кооперации;

-        проводить широкую разъяснительную работу о социальной миссии потребительской кооперации среди пайщиков и населения через все доступные средства: беседы, лекции, собрания, местные и центральные: средства массовой информации, газету «Российская кооперация», активно использовать их для вовлечения в потребительские общества новых членов;

— считать магазин — заготовительный пункт – центр кооперативного участка основным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач, стоящих перед каждой кооперативной организацией, расширять с учетом местных условий свои функции, осваивать и внедрять новые виды услуг, в том числе предоставление населению в магазинах потребительской кооперации местной и междугородней телефонной связи, продажу телефонных карт, обмен газовых баллонов и другие;

         — иметь в каждом магазине – приемозаготовительном пункте — центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Разработать
типовую книгу учета данных о хозяйствах населения. Организовать в районных кооперативных организациях и республиканских, краевых, областных потребительских союзах обобщение данных о возможных ресурсах, имеющихся в сельских подворьях;

-        заключать с сельскими подворьями долгосрочные договоры на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности;

-        учитывая важную роль магазинов в осуществлении хозяйственных и социальных задач, замещать должности заведующих магазинами специалистами широкого профиля, умеющими работать с населением и проводить идеи кооперации в жизньЗаведующий магазином должен стать основ­ной фигурой в управленческой структуре, для чего не­обходимо систематически проводить учебу завмагов, пригла­шать их на заседания совета и правления потребительского общества, привлекать к разработке системы оплаты труда продавцов. С целью повышения профессионального уровня заведующих магазинами и продавцов, освоения ими новых форм работы, обмена опытом периодически проводить с этой категорией работников на уровне районов и областей слеты, встречи, совещания, семинары, конкурсы название лучшего по профессии [29;420];

— установить зависимость оплаты труда заведующих магазинами и продавцов от объемов торговой, закупочной деятельности, рентабельности работыдля чего вести в каждом магазине учет полученных доходов и произведенных расходов, использовать различные формы материального
стимулирования за работу по привлечению заемных средств населения, приему заявок на оказание бытовых услуг,  информированию пайщиков, привлечению в кооперативы новых членов;

-    с учетом интересов пайщиков и населения, а также экономической целесообразности, в ближайшее время активизировать работу по созданию малых производств, предприятий, цехов бытового обслуживания, подсобных сельских хозяйств и иных объектов;

-  развивать кооперативную оптовую торговлю, организовать кольцевой завоз товаров в магазины, что позволит снизить издержки обращения,  поднять конкурентоспособность кооперативной торговли;

— возрождать и расширять книжную торговлю в сельской местностиоткрывать магазины и отделы, торгующие книгами в районных центрах и крупных населенных пунктах, организо­вать продажу  книг   в   магазинах отдаленных сел и деревень;

-          обеспечить эффективное использование площадей магазинов, не занятых под торговые процессы, за счет открытия аптечных киосков, пунктов по оказанию различных бытовых услуг, кафетериев, пунктов по приему и переработке молока, сельскохозяйственной продукции, установки междугородных телефонов, игровых автоматов, зернодробилок, организации чайных столов, библиотек, центров кооперативных участков;

-          считать недопустимым сдачу магазинов и других производственных объектов   потребкооперации   в аренду, что ведет к появлению конкурентов, подрыву хозяйственно-финансовой деятельности и престижности потребкооперации. Возвратить все объекты, ранее сданные в аренду;

-          навести порядок в паевых взносах, исходя из того, что размер паевого взноса должен быть доступным для каждого пайщика и любого гражданина, желающего стать членом по­требительского общества. При этом следует учитывать, что паевой фонд составляет незначительную часть средств коопе­ративной организации, а паевой взнос выступает одной из форм, но не главной, экономического участия пайщиков в деятельности организации. Пайщики экономически участвуют в деятельности кооператива как покупатели товаров, сдатчики сельхозпродукции, кредиторы, предоставляющие заемные средства, и т.д.;

-          расширять и укреплять взаимодействие с органами го­сударственной власти. Добиваться включения вопросов по­требительской кооперации в региональные программы раз­вития села;

-          укреплять экономическое сотрудничество между коопе­ративными организациями региона для более полного исполь­зования преимуществ кооперативов и укрепления их конку­рентных позиций на рынке товаров и услуг;

-    внедрять замкнутый цикл деятельности кооперативных организаций: производство сельскохозяйственной продукции

— переработка — реализация, обеспечивая высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой организа­циями потребительской кооперации продукции.

«Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу» [45;192]. Именно такую оценку положения в отечественной и мировой экономике дает «Свод нравствен­ных принципов и правил хозяйствования» принятый на VIIIВсемирном Русском Народном Соборе 4 февраля 2004 г. Сформулированные в этом документе принципы основывают­ся на десяти заповедях:

I.Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духов­ном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно забо­титься о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

П. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.

III.Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

IV.Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого разви­тия.

V.         Государство, общество, бизнес должны вместе забо­титься о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это соци­ально-ответственный вид деятельности.

VI.Работа не должна убивать и калечить человека.

VII.Политическая власть и власть экономическая должны
быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие
на общественное мнение может быть только прозрачным и от­крытым.

VIII.Присваивая чужое имущество, пренебрегая имущест­вом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек переступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

IX.В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и ос­
корбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

X.Нужно уважать институт собственности, право владеть,
распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать материальному и духовному благополучию человека, посягать на его собственность.

Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к вопло­щению которой необходимо стремиться [45;193].

Социальная миссия предполагает развитие потребитель­ской кооперации как общественной организации. Следует соз­давать женские советы, комитеты по делам молодежи, биб­лиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художествен­ную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы. Поэтому одна из важнейших задач заклю­чается в том, чтобы превратить кооперативы в центры духов­ной жизни сельского населения.

Сегодня становится очевидным, что только совместными усилиями всех ветвей и структур власти и кооперативно­го движения можно добиться того, чтобы бедность отступила, сельский житель не чувствовал себя обделенным, чтобы жиз­ненный уровень его неуклонно возрастал. Недаром в своем интервью газете «Рос­сийская кооперация» губернатор Белго­родской области Е.С. Савченко подчерк­нул, что сегодня нельзя рассуждать о ко­ренном изменении жизни крестьян к луч­шему, не усматривая в потребительской кооперации главного исполнителя соци­альной миссии на селе [21; 63].

Все сказанное позволяет сделать следующий вывод, основными направлениями деятельности кооперативных организаций по осуществлению социальной миссии являются активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность и борьба с бедностью. Пайщик – социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Борьба с бедностью осуществляется по двум основным направлениям – это оказание помощи пайщикам и обеспечение людей работой. Для этого потребительская кооперация развивает новые виды деятельности, развивает сферу платных услуг. Так же для борьбы с бедностью необходимо развитие сельскохозяйственного производства, создание малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, пунктов приема молока, обеспечение всей продукции в хозяйствах населения предлагаемой к реализации, открытие лавок на дому, привлечение к работе пастухов, надомников по выпечки хлеба, сепарированию молока.

Причина социальных болезней  в материальной и в  духовной бедности, о чем не забывает потребительская кооперация. Потребительская кооперация для  наиболее эффективной реализации своей социальной миссии, в частности борьбы с бездуховностью, все больше обращается к богословию. Православие как культурообразующая религия России является искренним помощником в деле воспитания у молодежи патриотизма, осмысление христианских заповедей, формирование культурной и экологически здоровой среды. Привлечение к участию в социальной работе священнослужителей очень важно, ведь именно они более доходчиво умеют донести до сознания людей идеи добра и милосердия.

Так же для эффективного осуществления социальной миссии необходимо проводить разъяснительную работу о социальной миссии потребительской кооперации среди пайщиков и населения через все доступные средства: собрания, беседы, лекции, средства массовой информации; потребительской кооперации необходимо обладать информацией о подворьях населения, о владельцах подворьев, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, обеспечить размер паевого взноса доступного для каждого гражданина, расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти.

Особая роль в потребительской кооперации должна отводится руководителям всех уровней, именно их духовно – нравственным качествам. Для этого необходимо уже в учебном заведении формировать специфическое для потребительской кооперации социально-гуманистическое мышление, направить помыслы и усилия будущего специалиста на обеспечение социальной зашиты людей, борьбу с бедностью, бездуховностью, помощь нуждающимся,которая работает на благо людей, борется с бедно­стью.

Важным направлением социальной деятельности потребительской кооперации является, так же удовлетворение культурных потребностей пайщиков.
2.2.          Эффективность  технологических процессов социальной работы в потребительской кооперации
Оценка эффективности усилий организаций, направ­ленная на выполнение своих социальных обязательств заслу­живает особого рассмотрения, так как результаты осуществ­ления социальных программ очень трудно измерить. Но, не­смотря на это, организации потребительской кооперации должны пытаться измерить эффективность своих действий в следующих формах:

1.   Экономическая функция. Очень важно оценить экономический вклад, который вносит потребительская коо­перация в развитие общества тем, что создаёт новые рабочие места, производит товары и услуги, платит фиксированную заработную плату и развивает социальную инфраструктуру в сельской местности.

2.   Качество жизни. Улучшает или ухудшает общее качество жизни, в том числе качество жизни пайщиков, ра­ботников и обслуживаемого населения.

3.   Социальные инвестиции. Параметры этой катего­рии показывают размер социальных вложений потребитель­ской кооперацией (издержек, направленных на выполнение социальной миссии) в решение социальных проблем.

4.   Решение проблем. Способствуют ли все социально направленные действия потребительской кооперации реше­нию проблем всех заинтересованных групп [52;140].

Способом определения эффективности социально зна­чимых действий для каждой организации потребительской кооперации является учёт определённых качественных пока­зателей (см. прил.2).

Социальные результаты хозяйствен­ной деятельности организаций системы потребительской кооперации можно условно разделить на две подгруппы: социальные результаты для пайщиков; социальные ре­зультаты для наемных рабочих. Принципам потребительской кооперации соответствует полноценное удовлетворение материальных и социальных потребностей пайщиков, а так как ворганизациях данной системы сотруд­ники зачастую являются одновременно и пайщиками, результатами их деятельности являются удовлетворение материальных по­требностей и развитие самой организации, что приведет к росту заработной платы, улучшению социальной защиты.

  Одним из социальных результа­тов  деятельности потребительской кооперации является обеспечение занятости населения. Это значимая задача социальной миссии потребительской кооперации по преодолению бедности.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.