--PAGE_BREAK--. Церковь поддерживает социальный мир и сглаживает социальные противоречия.
В годы правления Петра 1 постепенно передавалось благотворительность в руки государственных учреждений. Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к нищенству.
Постепенно формируется государственный подход к поддержке нищих и нуждающихся — это четко выраженное желание регулировать и контролировать процесс оказания социальной помощи ради общественного порядка. Но с другой стороны продолжалась христианская благотворительность, и помощь нуждающимся.
В XIXвеке были вовлечены в социальную работу земские самоуправленческие органы, деятельность которых в сфере общественного призрения по мере укрепления институтов самоуправления становилась все более широкой и разносторонней. В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения. Земский опыт свидетельствует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.
Яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в становлении общественной благотворительности оставили декабристы. В 1831 году ссыльные декабристы, дворянские революционеры, основали в Петровском каземате в Забайкалье потребительское общество «Большая артель» для закупок продовольствия.
Российская кооперация была в основном деревенской. В России первые кооперативные организации появились в начале XIXвека. Благодаря поддержки земств с 90-х года XIXвека начался устойчивый подъем кооперативного движения.
1.2. Духовно — культурные ценности потребительской кооперации и их связь с социальной политикой государства
Поддерживая задачу социального и духовно-нравственного возрождения общества, потребительская кооперация все больше утверждает себя в новом и уникальном качестве — в роли проводника гуманистических отношений и социальных преобразований в обществе.
В потребительской кооперации сложилась система ценностей, обусловленная мотивацией профессионального выбора, представлениями роли и значения данной профессии о своей личной и социальной ответственности.
Характеристикой социальной миссии потребительской кооперации являются ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание социальным работником самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа — практическое выражение принципов гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. «Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида».
Гуманность представляет собой такое профессиональное качество, которое характеризует отношения руководителей потребительской кооперации к пайщикам.
Гуманность социальной работы в потребительской кооперации выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.
Альтруизм — моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей [40;271].
Существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм: сочувствие, сострадание, великодушие, то есть все то, что в психологической науке принято обозначать термином эмпатия.
Эмпатия — способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, эмоциональный отклик, умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия проявляется в сопереживании и сочувствии. Сопереживание — принятие чувств, которые испытывает другой человек, отношение к чувствам другого, как нашим собственным, то есть при сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что переживает конкретный человек или конкретные люди.
С эмпатией связано и такое явление психической жизни личности, как рефлексия. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизводство внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя» [45;83].
Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в какой-то степени определяют поведение человека.
В социальной работе такими ценностями являются: толерантность, эмпатия, благотворительность. Ценностями потребительской кооперации также являются уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь.
В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и так далее. Эти категории населения, особенно сельского, не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.
Государство формально заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе [33;32].
Именно поэтому такие отношения неизбежно порождают свою противоположность — специализированный институт социальной защиты населения.
Социальная защита — это политика по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.
Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [17;11].
Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в современную систему экономики и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости, социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни. Большие надежды здесь возлагаются на социально-экономическую деятельность потребительской кооперации.
Главная цель социальной защиты сегодня состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Различают субъекты и объекты социальной защиты населения (рис.1). Одним из основных субъектов социальной защиты населения является государство. Другим — все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Таким образом, меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой стороны, адресованы отдельным социальным группам населения.
Рис. 1. Структура социальной защиты населения
Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные центры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. Например, деятельность потребительской кооперации на селе [45;148].
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. В странах с социальной рыночной экономикой большая роль в решении вопросов благосостояния, поддержки определенных стандартов качества жизни отводится дополнительным формам социальной защиты населения. Одной из них является благотворительная деятельность. В статье 39 Конституции особо отмечается необходимость развития благотворительности в России как особой, дополнительной формы социальной защиты населения.
Под благотворительной деятельностью понимается деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [46;6].
Потребительская кооперация каксоциально — экономическая структура среди своих основных функций осуществляет социальную защиту и социально-экономическую поддержку населения, особенно из сельской местности. Это касается, в первую очередь, тех категорий граждан нашей страны, которые не смогут выжить без защиты и социальной помощи государства.
Борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная суть концепции, но и главная стратегия, и главное направление реализации социальной миссии потребительской кооперации России. Эта деятельность осуществляется через сельские магазины, которые по своей сути являются торгово-бытовыми центрами. Исходя из возможных материальных условий, потребительская кооперация через магазины оказывает благотворительную помощь сельским жителям. Основную часть отдаленных населенных пунктов составляют пожилые люди, особо нуждающиеся как в небольшой материальной помощи, так и в простом человеческом внимании.
Социальная работа в кооперации — вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов пайщиков, на создание условий, позволяющих смягчать жизненные трудности и преодолевать бедность.
Осуществление социальной миссии потребительской кооперации раскрывает возможности человеческой деятельности, ориентированные на общечеловеческие духовные ценности.
Отличительными признаками философии русской культуры, воплотившимися в традициях кооперативной философии, возрожденных декабристами, являются такие черты как соборность, вселенство, общинность.
Потребительская кооперация — это социально ориентированная система, которая имеет свои принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. На практике это означает расширение сферы деятельности социальной работы на селе, социальной миссии потребкооперации через совершенствование сферы услуг [27;58].
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих государства, человеческое сообщество и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной или эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, особенно сельского, является одной из важных задач нашего государства, общественных организаций, особенно потребительской кооперации.
Занятость — это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и так далее. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода [45;101].
Благодаря своим духовным ценностям потребительская кооперация является одним из помощников в реализации такого направлении социальной политики государства, как патриотическое воспитание граждан. Дальнейшее развитие государства невозможно без воспитания у россиян гордости за свою страну, без результативной системы патриотического воспитания всех категорий граждан, особенно молодежи. Сегодня патриотическое воспитание является стратегической задачей всего государства. Проблемы активизации и повышения эффективности патриотического воспитания граждан решаются в рамках выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и аналогичных региональных программ.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
В постановлении 124-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации отмечена необходимость воспитания у молодежи нравственности, морали, высокой духовности, чувства патриотизма и преданности Родине, сострадания и милосердия, развитие общей культуры взаимоотношений, приверженность кооперативным идеям.
Потребительская кооперация сегодня ищет ценности и идеалы, которые обновят, изменят, сделают более чистыми, красивыми взаимоотношения людей, наполнят их высокими духовными помыслами. Именно эти идеи обновления, преображения мира, духовного единения привнес в мир русский философ С.Л. Франк.
С.Л. Франк, раскрывая специфику русской духовности, писал «Когда речь идет о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление,… но основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь,… через которую человечество и мир спасаются и преображаются» [45;98].
Духовность оказывает преобразующее воздействие на общество и проявляется в виде общечеловеческих нравственных ценностей. По словам замечательного русского философа Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям» [45;99].
Философия потребительской кооперации, как составляющая духовной культуры общества, раскрывает истинные духовные ценности в культурном наследии России, указывая путь нравственного возрождения человека. Надо менять сознание, научиться мыслить по-новому, включая высокие нравственные категории. Действительно, «Человек — это тростник, самое слабое в природе существо, но это тростник мыслящий», писал физик и философ Б. Паскаль. Благодаря способности мыслить, отражать мир в своем сознании, человек ищет пути изменения бытия, улучшения условий жизни, возвышенного и уважительного отношения к человеку. Научные достижения питают ум человеческий, мудрость питает разум.
Проблема человека, смысла его жизни является стержнем философии культуры потребительской кооперации. В процессе реализации социальной миссии потребительской кооперации поставленные цели и продуманные задачи позволяют раскрыть творческие способности личности, сделать быт более содержательным, красивым, а человека добрее и чище.
Процесс формирования духовной культуры длительный и сложный. Формирование чувства долга, ответственности, справедливости, гуманности, уважения, сострадания, вспомоществования всегда привлекали человечество. Исторически меняется социально-экономическая структура общества, ценностные же ориентации людей, нравственные принципы доброты, справедливости, гуманного отношения к личности являются абсолютными. Эти общечеловеческие духовные ценности являются мерой гуманности не только отдельной личности, но и коллектива пайщиков потребительской кооперации. Это такие принципы и ценности как добровольность, солидарность, честность, демократия, справедливость, равенство, способствующие формированию подлинного гуманизма в потребительской кооперации. Соблюдение социальной справедливости является одним из основных критериев в оценке деятельности каждого коллектива [27;60].
Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. Сегодня в потребительской кооперации несомненными ценностями является борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью на селе.
Познание каждым человеком этих ценностей служат основанием для становления целостного человека.
Потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей, наполняя свою идеологию высокими помыслами и добрыми делами во имя человека, во имя добра и справедливости на земле. Потребкооперация возрождает традиции русской православной культуры через свои духовные ценности.
Высокие ценности потребительской кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, это идеи сострадания, милосердия, вспомоществования, любви к ближнему, бескорыстной помощи бедному, нуждающемуся.
Ценностная концепция гуманизма способствует гармонизации духовных ценностей, определяющих социальную политику потребительской кооперации.
Таким образом обобщая все выше сказанное сделаем следующий вывод: духовно – культурными ценностями потребительской кооперации являются: уважение к человеку, помощь, борьба с бедностью, возрождение духовности, забота об обществе, взаимопомощь, воспитание чувства патриотизма у граждан. Социальные ценности отечественной потребительской кооперации, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм, социальная справедливость, социальное партнерство, корпоративизм.
Все эти ценности безусловно перекликаются с социальной политикой государства. Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной политики государства такие проблемы как занятость населения, социальная защита, патриотическое воспитание граждан, благотворительность, безусловно находят отклик в духовно – нравственных ценностях потребительской кооперации. Так, борьба с бедностью и социальной незащищенностью сельского населения сегодня не только главная стратегия, но и главное направление реализации социальной миссии потребительской кооперации России. В расширение сферы деятельности потребкооперации на селе входит задача оказания помощи в получении работы. Реализация социальной миссии на селе сопровождается широкой кооперативной благотворительностью, которая все больше принимает форму социальной помощи сельским жителям, отпуская им товар в долг. Яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в становлении общественной благотворительности оставили декабристы.
Так же, кооперативное движение глубоко патриотично как по самой своей идеи, по заложенному в ней смыслу, так и по факту, и ее патриотическая миссия сегодня – помочь выжать ядру нации – сельскому населению, возродить село.
1.3. Социальная миссия работников потребительской кооперации в борьбе с бедностью и бездуховностью
Социальное развитие России в целом по-прежнему характеризуется негативными последствиями системного кризиса: низким уровнем жизни значительной части населения, резкой социальной поляризацией общества, высокой смертностью, сохранением безработицы, снижением доступности для населения качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг. Мы теряем каждый год 800 тыс. человек; происходит разрушение экологии; массовые вырубки ценных пород лесов; терроризм; разрушение той экономики, которая, в первую очередь, производит товары. Потребительская кооперация, реализуя стратегию социальной политики, решает проблемы социальной модернизации России.
Занимаясь разработкой и внедрением социальной политики, её осуществлением, потребительская кооперация считает важным направлением деятельности механизмы и принципы её реализации — экономические, социальные, правовые, административные.
Человек — продукт социальной системы, которая создается людьми. И в зависимости от того, какая это система, таковы и люди. Потребительская кооперация ставит целью наладить достойную жизнь людей, возродить российское село. Поэтому «потребительская кооперация, реализуя социальную миссию, развивая целый комплекс нужных людям услуг, добиваясь повышения занятости сельских жителей, словом, всей своей практической деятельностью борется с бедностью на селе, работает над социальным обустройством жизни селян» [10;63].
Чтобы глубже понять социально-экономическую сущность кооперации, необходимо вникнуть в содержание кооперативных ценностей и принципов. Ценности кооперативов объясняют, какие граждане, с какими ценностными ориентирами предпочитают совместную деятельности в кооперативах, а не в каких-либо других правовых формах организаций [29;410].
Взаимопомощь традиционно воспринималась кооператорами как основной принцип человеческого общежития.
Взаимная помощь— это ценность, определяющая взаимоотношения кооператива (как коллективной организации) и члена кооператива (индивида). Кооперативы следует рассматривать как организации взаимопомощи, которые помогают гражданам — членам кооперативов либо улучшить свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг), либо улучшить производственную деятельность своих частных предприятий путем успешного сбыта товаров (сбытовые кооперативы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы); улучшить свои жилищные условия за счет приобретения более дешевого и качественного жилья (жилищностроительные кооперативы) и т.п.
Взаимная ответственность— эта ценность означает ответственность кооператива за интересы своего члена и ответственность члена за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей, а члены кооператива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально-экономическому развитию. Взаимная ответственность предусматривает ответственность члена кооператива по обязательствам кооператива.
Равенство— эта ценность определяет отношение кооператива к его членам на основе равноправного участия в деятельности кооператива. Каждый член кооператива имеет равное право на участие в органах управления и контроля по принципу: 1 член — 1 голос; равное право на получение информации о деятельности кооператива; равное право на участие в экономической деятельности кооператива.
Справедливость — эта ценность означает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и работниками кооператива. Распределение выплат осуществляется соответственно участию каждого его члена и каждого его работника в деятельности кооператива и производится в форме начисления дивидендов на капитал; выплат, пропорционально сумме купленных товаров или сданных в кооператив для продажи. Справедливость — ценность, подчеркивающая отличие кооперативов, действующих, прежде всего, во благо своих членов, от фирм, действующих в первую очередь в интересах капитала его собственников.
Социальная ответственностьозначает стремление кооператива к повышению уровня жизни, улучшению обслуживания своих членов и всех граждан, желающих пользоваться услугами кооператива без ущерба для других членов кооперативов и общества.
Забота одругих — эта ценность отражает заботу кооператива об окружающих. Коммерческая деятельность кооператива имеет сильно выраженную социальную ориентацию — заботу о тех, кто находится «вне» кооператива и остро нуждается в социальной защите и помощи. Кооперативы распределяют часть доходов от хозяйственной деятельности между нуждающимися. Многие кооперативы вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие местности, в которой они расположены; многие кооперативы содействуют развитию кооперативов в развивающихся странах.
Кооперативные ценности выражают моральный выбор самих кооператоров, проживающих в разных странах мира [30;208].
Ценности кооперации взаимно переплетаются и дополняют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабатываются кооперативные принципы, которые реализуются в общественно-хозяйственной деятельности кооперативов и способствуют сохранению сущности кооперативов. Принципы кооперативов — это правила, основные положения, которыми должны руководствоваться члены кооперативов и специалисты в своей социально-экономической деятельности.
1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы — это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность, накладываемую членством в кооперативе без дискриминации по социальным, расовым, политическим и религиозным признакам. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива, открытое членство, отсутствие дискриминации.
2-й принцип: демократический членский контроль. Кооперативы — это демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Мужчины и женщины, работающие в качестве избранных представителей, подотчетны членам кооператива.
3-й принцип: экономическое участие членов. Члены кооператива вносят взносы (доли) — образуют и контролируют кооперативный капитал. Члены кооператива распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на следующие цели: на развитие экономики кооператива, на выплаты, вознаграждения членам кооператива соответственно их участию в делах кооператива, на социальную деятельность, одобренную членами кооператива.
4-й принцип: автономия и независимость. Кооперативы — это автономные самодеятельные организации, контролируемые своими членами. Если они заключают соглашения с другими организациями (включая правительственные) или увеличивают свой капитал с помощью внешних ресурсов, то это делается на условиях демократического контроля со стороны членов и сохранения независимости.
5-й принцип: образование, повышение квалификации и информация Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.
6-й принцип: сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно обслуживают своих членов и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
7-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы как местныeорганизации, тесно связаны не только со своими членами, но и с местным населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, то есть о развитии общества [30;210].
Принципы, разработанные Международным кооперативным альянсом, являются гибкими, применимыми на различных уровнях, в различных типах кооперативов и при различных социально-экономических условиях.
Потребительская кооперация считает важной стратегической задачей возрождения России — борьбу с бедностью. Бедность — это социальная проблема, ее решение предполагает создание социальных возможностей для активной творческой деятельности индивидов, а это в свою очередь требует изменения ценностных ориентиров и приоритетов социально-экономической политики, смещение акцентов с рыночных ценностей на социальные, с формальной экономической рациональности — на принцип общего блага.
На первом месте в процессе борьбы с бедностью всегда было открытие рабочих мест. Большие возможности, таит работа с надомниками. С одной стороны — это занятость и самозанятость людей. С другой — это виды производства: организация выпечки хлеба, консервирование овощей и фруктов, грибов, ягод. Это изготовление изделий народных промыслов, национальной одежды и обуви, вязание шерстяных изделий, ковроткачество и другие. Повсеместно возрождается закупка всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья. Во многих отдаленных населенных пунктах сельхозпродукцию некуда было сдать или продать. Сегодня производство овощей, фруктов, птицы, скота на сельских подворьях постепенно расширяется. Следовательно, люди заняты делом, у них появляются большие материальные возможности, особенно у пожилых.
Оказание помощи селянам в переработке сельхозпродуктов также способствует расширению занятости людей, снимает сельские бытовые проблемы. Повсеместно осуществляется приемка зерна на мельницы, зернодробилки семян на маслобойки, организуется сепарирование молока. Народ пытается сам решать проблему занятости — придорожная торговля овощами и фруктами, медом, продуктами животноводства. Что очень ценно — потребительская кооперация учится у народа, работает для народа.
В кооперативных магазинах организована закупка сельскохозяйственной продукции и лекарственно-технического сырья. Закупить все, что предлагает сельский житель — задача каждой кооперативной организации. Для жителей села это дополнительный, а для многих из них основной заработок. С ручейков, стекающихся с сельских подворий, начинается «молочная река» кооператоров. Закупают молоко 12 тысяч приемных и сепараторных пунктов [45;180].
Россия нуждается в такой стратегии развития, которая учитывала бы как вызовы глобализации, так и особенности положения страны — географические, исторические, этнополи-тические, социокультурные, то, что называют архетипом нации.
Потребительской кооперации, будучи некоммерческой организацией, сложно выжить в условиях рынка. Потребительская кооперация обращается к глубинным истокам человеческой души, к ее генетической памяти, вобравшей лучшие помыслы и деяния, определившие предназначение потребительской кооперации — нести людям добро и благо. Сегодня потребительская кооперация контрастирует с задачами коммерциализации и бизнеса, так как является некоммерческой организацией, содержит убыточные магазины, но ею руководит гуманная цель — во имя блага народа.
Высокие духовные помыслы потребительской кооперации как яркие лучи освещают ее благородную деятельность. В условиях жесточайшей рыночной экономики, потребительская кооперация смогла сохранить свое единение, свою целостность, как умный стратег она четко определила свои задачи и цели
Важной частью забот кооператоров стала аптечная торговля на селе. В кооперативных организациях действует 2 тысячи аптек, аптечных и ветеринарных пунктов.
Сегодня нужна единая Россия, имеющая прочную экономику и духовную культуру общества. «Уникальной особенностью потребкооперации всегда была её способность сочетать экономические и социальные начала. В условиях кризиса, когда миллионы селян оказались за чертой бедности… потребкооперация стала одним из главных инструментов выживания российской глубинки...», подчеркнул Николай Медведев, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В экономике дореволюционной России было разработано семь принципов ведения дел, включающие высокие нравственные ориентиры личности.
На первом месте стоял принцип « люби и уважай человека», «будь честен и правдив», «уважай власть», «будь верен своему слову», «будь целеустремлен». Потребительская кооперация, не являясь коммерческой организацией, использует такие же принципы в реализации своей социальной политики по духовному возрождению села [29;422].
Возрождение духовно-нравственного потенциала нации — важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса. Это, как никакая организация, понимает потребительская кооперация. В связи с этим актуально научное осмысление путей возрождения традиций духовности общества в системе потребительской кооперации.
Потребительская кооперация, выполняя социальную миссию, оказывает помощь ветеранам, инвалидам, малообеспеченным, многодетным семьям, бесплатно доставляет товары на дом престарелым, больным.
Безусловно, главными ценностями цивилизации являются Духовность и Культура. Благодаря социальной миссии потребительской кооперации совесть, милосердие, духовность, нравственность становятся нормой жизни кооперативных организаций.
Не хлебом единым жив человек: нужны устроение быта, широкая сфера услуг — парикмахерская, ателье, дом быта. Город привык к этому и настала пора обеспечивать услугами жителей села. Это хорошо поняла потребительская кооперация, осуществляя социальное служение народу, поскольку потребительская кооперация работает, не для извлечения прибыли, а ради людей. Поэтому потребительская кооперация выбрала путь общения с народом, чтобы конкретно осуществлять свою работу, учитывая желания людей, их интересы. Сегодня все большую роль играет нетрадиционная для потребительской кооперации социальная отрасль деятельности, сюда входит развитие сети услуг. Цивилизованный мир диктует свои условия, только приобщившись к благам цивилизации село, сможет выжить. Такую задачу поставила потребительская кооперация, развивая социальную отрасль деятельности.
Сила кооперации — в её идеологии, в понятных каждому пайщику моральных нормах и принципах, делающих трудовые отношения справедливыми, авторитет кооперативного движения — высоким, задачи — гуманными.
Действительно самоограничение и смирение ради служения ближним ради бытия человеческого общества есть высшая и наиболее достойная форма личностной самореализации.
Таким образом можно сделать вывод: утрате идеалов, вседозволенности, расслоению общества, незащищенности, безнаказанности, культу насилия, денег, обесцениванию человеческой жизни на фоне общей бездуховности и безнравственности противостоит философия потребительской кооперации с её базовыми ценностями: справедливость, взаимопомощь, демократия, равенство, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.
Кооперативы возникли как остров надежды, спасения и защиты, оставались таковыми и должны оставаться и впредь, что невозможно без сохранения и упрочнения накопленных кооперативных принципов, находящих отклик в душах и сердцах. Следовательно, мы должны эти принципы не только сохранить, но и укрепить, поднять на новый уровень, способный оздоровить общество и вывести на достойный путь развития.
Концентрированное выражение социальной миссии потребительской кооперации — это борьба с бедностью, которая ведется по многим направлениям. Увеличивая объемы деятельность, расширяя сферу услуг потребительская кооперация делает востребованными рабочие руки.
Потребительская кооперация способствует сокращению бедности за счет использования части своих финансовых ресурсов на социальную поддержку сельских жителей, оказывает значительную социальную помощь пайщикам, бюджетным организациям.
II. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
2.1. Анализ направлений деятельности кооперативной организации по решению социальных проблем
Развитие постиндустриального хозяйства приводит не продолжение
--PAGE_BREAK--столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных стимулов их производства желанием саморазвития и самосовершенствования человека. В результате снижается роль материальных факторов как основы экономической мотивации и начинается отход от массового характера образования человека, являвшегося важнейшим свойством и признаком индустриального общества [29;211].
Социальные приоритеты деятельности потребительской кооперации вытекают из ее социально-экономической природы. Термин «планово-убыточный», наиболее точно характеризующий социалистическую экономику, представляется парадоксальным для периода рыночных преобразований. В условиях рыночных отношений цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли. Прибыль — важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. В этой связи становится очевидным тот факт, что частный предприниматель не проявит интереса к сегменту рынка, который не обеспечит ему экономических выгод. Это является существенным отличием потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность, которая оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.
Научно-практические конференции «Потребительская кооперация — социально ориентированная система» и «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», состоявшиеся в 1999 и 2000 годах, всколыхнули всю систему потребительской кооперации, на конкретных примерах показали многомиллионной армии пайщиков и работников, что в современной обстановке потребкооперация не может успешно развиваться, используя старые методы работы [30;416].
В принятых на конференциях рекомендациях впервые определена кооперативная модель хозяйствования потребительской кооперации как системы, включающей в себя два взаимосвязанных направления: хозяйственную деятельность и социальную миссию. Выработаны, исходя из этого, основные направления работы, включающие:
- активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность;
- борьбу с бедностью по двум основным направлениям:
а) путем оказания помощи пайщикам;
б) путем обеспечения людей работой за счет:
— восстановления объемов торговой, заготовительной, производственной деятельности до уровня;
- освоения и широкого развития новых, нетрадиционных для потребкооперации видов деятельности, необходимых людям;
- создания малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, гвоздильных цехов в районных кооперативных организациях, зернодробилок, пунктов по приемке молока и сепараторных при магазинах;
- обеспечения закупок всей продукции в хозяйствах населения, предлагаемой к реализации, через магазины — приемозаготовительные пункты;
- развития сельскохозяйственного производства, для чего каждая районная кооперативная организация должна иметь 100-300 и более гектаров земли, содержать на откорме не менее 50 голов свиней;
— открытия лавок на дому, мелкорозничных предприятий, привлечения к работе в потребительской кооперации пастухов, надомников по выпечке хлеба, сепарированию молока, изготовлению изделий народных промыслов, выполнению других работ;
- широкого развитие на селе сферы платных услуг
населению, в первую очередь бытовых;
- привлечение заемных средств населения, в том числе через магазины для финансирования хозяйственной деятельности;
- создания кооперативов при школах, кооперативных учебных заведениях, проведения занятий в общеобразовательных школах по программе «Основы потребительской кооперации» [29;212].
Основная роль в реализации рекомендаций и реформировании потребительской кооперации отведена кооперативным участкам, магазинам, деятельность которых должна соответствовать требованиям времени.
Во многих организациях потребительской кооперации развернулась активная работа по выполнению рекомендаций конференций, в результате чего растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства, укрепляется финансовое положение, развиваются новые виды деятельности, создаются дополнительные рабочие места. Однако в ряде потребительских обществ и их союзов положение остается неудовлетворительным, все идет по-старому. Причина этому кроется в отсутствии у руководителей и специалистов четкого представления о современном управлении, неумении грамотно руководить сложным кооперативным хозяйством, нежелании перестраивать свое мышление.
В Законе «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определена роль пайщиков. Пайщики — это основа основ кооперации, со всеми правами хозяина положения. Сегодня воочию убеждаемся, что пайщики могут все, это золотые руки специалистов многих профессий, умеющие красиво и эстетично обустроить село, превратить магазин в духовный центр общения и проведения досуга, где проходят сельские сходы, детские утренники, родительские собрания, встречи односельчан по торжественным и памятным датам. Самоотверженность и подвижничество пайщиков определяют конкретные достижения потребительской кооперации — рост товарооборота и объемом производства, увеличение прибыли и социальных услуг. Деньги, заработанные потребкооперацией в городе, идут на реконструкцию сельских магазинов, на поддержание жизни в деревне, это делает кооперативную экономику нравственной. Кооперация является реальной силой, способной стабилизировать социально-экономические отношения на селе. Пайщики являются центральной фигурой в системе потребительской кооперации. Пайщик — социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Пайщик в системе потребительской кооперации занимает доминирующее место, увеличение численности пайщиков ведет к ее усилению. Поэтому социальная политика потребительской кооперации направлена и на привлечение новых членов-пайщиков. В решении этой задачи выделяются два аспекта:
— во-первых, пропаганда кооперативных ценностей и принципов, отражающих преимущества кооперативов как демократически управляемых организаций, и всей системы как социально ориентированной;
— во-вторых, создание условий для роста благосостояния членов-пайщиков, чтобы сельские жители стремились стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты экономического сотрудничества с потребительским обществом. При дифференциации подходов к преодолению бедности пайщиков, работников потребительской кооперации и некооперированного населения, на первый план выдвигается задача создания системы льгот и преимуществ для пайщиков. Основным способом достижения этого является механизм экономического участия пайщиков, представляющий собой комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества кооператива и пайщиков (см. прил. 1) [13;56].
Механизм экономического участия пайщиков демонстрирует специфику потребительской кооперации, заключающуюся в имеющейся у нее возможности при реализации социальной политики опираться на свою многоотраслевую хозяйственную деятельность. Как уже отмечалось, эта специфика является важнейшим преимуществом потребительской кооперации и в ее деятельности по преодолению бедности сельского населения.
Современная жизнь, применяемые технологии требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными «за ненадобностью». Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над этическими вопросами.
Среди многочисленных забот кооператоров России главная — усиление внимания к социальным нуждам людей, причем не только пайщиков, но и всех сельских жителей. Кооперативные организации наряду с качественным обслуживание населения содействуют развитию культуры, спорта, организации досуга, художественной самодеятельности.
Вся история международного кооперативного движения — свидетельство того, что всегда были и будут люди высоконравственные, духовные, социально активные, чувствующие себя не крошечными «винтиками» непонятной машины, а творцами, от которых зависит слаженная и эффективная работа справедливой и перспективной системы, отвечающей их потребностям и этическим ценностям.
Особая роль в потребительской кооперации должна отводиться руководителем всех уровней, именно их духовно-нравственным качествам. В какой степени им присущи такие качества, как долг, добро, воля, совесть. Каждый руководитель должен задуматься о том, не свойственны ли ему лень, безволие, косность, консерватизм, пассивность, равнодушие? [45;185]
Работа руководителя поставлена в прямую зависимость от его личностных качеств. Важным остается развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала работников потребительской кооперации.
Для этого руководитель должен владеть новой идеологией управления в потребительской кооперации — идеологией экономического созидания, социальной солидарности и гражданской ответственности.
Профессиональная подготовка будущих специалистов потребительской кооперации требует не только профессиональных знаний, но и культуры межличностного взаимодействия в сфере деловых отношений, формирования духовно-нравственного потенциала [5;316].
Потребительская кооперация для реализации своей благородной миссии по духовному просвещению народа нашла союзника в лице Русской Православной церкви и других традиционных религий. Все религии учат добру и состраданию к ближнему — и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.
Действительно самоограничение и смирение ради служения ближним ради бытия человеческого общества есть высшая и наиболее достойная форма личностной самореализации.
Сейчас в большинстве субъектов Российской Федерации организациями потребительской кооперации безвозмездно или за символическую плату — передано Церкви 146 зданий и сооружений. В них открыты церкви, церковно-приходские школы, организована продажа духовной литературы. Привлечение к участию в социальной работе священнослужителей очень важно, ведь именно они более доходчиво умеют донести до сознания людей идеи добра и милосердия.
Всегда следует помнить, что потеря духовности равнозначна потере человечности. Чтобы быть духовно богаче, крепче, следует сходить в церковь, послушать проповедь. Потребительская кооперация и Церковь объединяют усилия по оказанию помощи страждущим, в укреплении нравственного здоровья сельского населения.
Сегодня потребительская кооперация вместе со священнослужителями делает важное благородное дело, проявляя заботу о духовном здоровье людей.
Христианство утверждает торжество в мире нового нравственного порядка, основанием которого является заповедь любви к Богу и ближнему.
В Рождественском послании патриарх Московский и всея Руси Алексий IIподчеркнул, что христианские нравственные ценности стали заметно влиять на жизнь общества благодаря усилиям миллионов мирян [45;186].
Русская Православная Церковь придает большое значение сотрудничеств с потребительской кооперацией, которая озабочена проблемами жителей села.
Если мы хотим что-то изменить, то мы должны действовать. Потребительская кооперация проводит многотрудную работу по духовно-нравственному воспитанию жителей села, пайщиков, поскольку без духовности, морали высокой нравственности нельзя представить будущее потребительской кооперации. Развитие кооперативного движения невозможно без общей идеологии.
На данном этапе развития современного общества необходимо воссоздать эту систему, и здесь неоценимую помощь окажет обращение к религиозным ценностям. Потребительская кооперация, осуществляя высокодуховную миссию, ориентирует людей на нравственные ценности, которые несут в себе образ Божий.
Российская научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» является продолжением предыдущих конференций. Она ставит своей целью еще раз обратить внимание руководителей и специалистов кооперативных
организаций на необходимость овладения кооперативной идеологией, философией и культурой, выработать стратегию формирования современной системы управления кооперативным хозяйством как основы для повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации, расширения социальной миссии потребительской кооперации [29;418].
Исходя из этого, а также учитывая государственную поддержку деятельности потребительской кооперации по реализации социальной миссии Российская научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» рекомендует кооперативным организациям в области реализации социальной миссии потребительской кооперации и повышения эффективности хозяйствования:
— направить усилия кооперативных организаций на обеспечение неукоснительного осуществления рекомендаций Российских научно-практических конференций «Потребительская кооперация — социально ориентированная система» и «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», определивших программу развития и совершенствования кооперативной деятельности на текущий период и перспективу, на реализацию социальной миссии потребительской кооперации как одного из главных стратегических направлений ее деятельности, в первую очередь на борьбу с бедностью, решение проблемы занятости населения за счет расширения многогранной деятельности потребительской кооперации;
- проводить широкую разъяснительную работу о социальной миссии потребительской кооперации среди пайщиков и населения через все доступные средства: беседы, лекции, собрания, местные и центральные: средства массовой информации, газету «Российская кооперация», активно использовать их для вовлечения в потребительские общества новых членов;
— считать магазин — заготовительный пункт – центр кооперативного участка основным звеном в реализации хозяйственных и социальных задач, стоящих перед каждой кооперативной организацией, расширять с учетом местных условий свои функции, осваивать и внедрять новые виды услуг, в том числе предоставление населению в магазинах потребительской кооперации местной и междугородней телефонной связи, продажу телефонных карт, обмен газовых баллонов и другие;
— иметь в каждом магазине – приемозаготовительном пункте — центре кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Разработать
типовую книгу учета данных о хозяйствах населения. Организовать в районных кооперативных организациях и республиканских, краевых, областных потребительских союзах обобщение данных о возможных ресурсах, имеющихся в сельских подворьях;
- заключать с сельскими подворьями долгосрочные договоры на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности;
- учитывая важную роль магазинов в осуществлении хозяйственных и социальных задач, замещать должности заведующих магазинами специалистами широкого профиля, умеющими работать с населением и проводить идеи кооперации в жизньЗаведующий магазином должен стать основной фигурой в управленческой структуре, для чего необходимо систематически проводить учебу завмагов, приглашать их на заседания совета и правления потребительского общества, привлекать к разработке системы оплаты труда продавцов. С целью повышения профессионального уровня заведующих магазинами и продавцов, освоения ими новых форм работы, обмена опытом периодически проводить с этой категорией работников на уровне районов и областей слеты, встречи, совещания, семинары, конкурсы название лучшего по профессии [29;420];
— установить зависимость оплаты труда заведующих магазинами и продавцов от объемов торговой, закупочной деятельности, рентабельности работыдля чего вести в каждом магазине учет полученных доходов и произведенных расходов, использовать различные формы материального
стимулирования за работу по привлечению заемных средств населения, приему заявок на оказание бытовых услуг, информированию пайщиков, привлечению в кооперативы новых членов;
- с учетом интересов пайщиков и населения, а также экономической целесообразности, в ближайшее время активизировать работу по созданию малых производств, предприятий, цехов бытового обслуживания, подсобных сельских хозяйств и иных объектов;
- развивать кооперативную оптовую торговлю, организовать кольцевой завоз товаров в магазины, что позволит снизить издержки обращения, поднять конкурентоспособность кооперативной торговли;
— возрождать и расширять книжную торговлю в сельской местностиоткрывать магазины и отделы, торгующие книгами в районных центрах и крупных населенных пунктах, организовать продажу книг в магазинах отдаленных сел и деревень;
- обеспечить эффективное использование площадей магазинов, не занятых под торговые процессы, за счет открытия аптечных киосков, пунктов по оказанию различных бытовых услуг, кафетериев, пунктов по приему и переработке молока, сельскохозяйственной продукции, установки междугородных телефонов, игровых автоматов, зернодробилок, организации чайных столов, библиотек, центров кооперативных участков;
- считать недопустимым сдачу магазинов и других производственных объектов потребкооперации в аренду, что ведет к появлению конкурентов, подрыву хозяйственно-финансовой деятельности и престижности потребкооперации. Возвратить все объекты, ранее сданные в аренду;
- навести порядок в паевых взносах, исходя из того, что размер паевого взноса должен быть доступным для каждого пайщика и любого гражданина, желающего стать членом потребительского общества. При этом следует учитывать, что паевой фонд составляет незначительную часть средств кооперативной организации, а паевой взнос выступает одной из форм, но не главной, экономического участия пайщиков в деятельности организации. Пайщики экономически участвуют в деятельности кооператива как покупатели товаров, сдатчики сельхозпродукции, кредиторы, предоставляющие заемные средства, и т.д.;
- расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти. Добиваться включения вопросов потребительской кооперации в региональные программы развития села;
- укреплять экономическое сотрудничество между кооперативными организациями региона для более полного использования преимуществ кооперативов и укрепления их конкурентных позиций на рынке товаров и услуг;
- внедрять замкнутый цикл деятельности кооперативных организаций: производство сельскохозяйственной продукции
— переработка — реализация, обеспечивая высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой организациями потребительской кооперации продукции.
«Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу» [45;192]. Именно такую оценку положения в отечественной и мировой экономике дает «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» принятый на VIIIВсемирном Русском Народном Соборе 4 февраля 2004 г. Сформулированные в этом документе принципы основываются на десяти заповедях:
I.Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
П. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.
III.Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
IV.Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально-ответственный вид деятельности.
VI.Работа не должна убивать и калечить человека.
VII.Политическая власть и власть экономическая должны
быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие
на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
VIII.Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек переступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
IX.В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и ос
корбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
X.Нужно уважать институт собственности, право владеть,
распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать материальному и духовному благополучию человека, посягать на его собственность.
Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой необходимо стремиться [45;193].
Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Следует создавать женские советы, комитеты по делам молодежи, библиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художественную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы. Поэтому одна из важнейших задач заключается в том, чтобы превратить кооперативы в центры духовной жизни сельского населения.
Сегодня становится очевидным, что только совместными усилиями всех ветвей и структур власти и кооперативного движения можно добиться того, чтобы бедность отступила, сельский житель не чувствовал себя обделенным, чтобы жизненный уровень его неуклонно возрастал. Недаром в своем интервью газете «Российская кооперация» губернатор Белгородской области Е.С. Савченко подчеркнул, что сегодня нельзя рассуждать о коренном изменении жизни крестьян к лучшему, не усматривая в потребительской кооперации главного исполнителя социальной миссии на селе [21; 63].
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод, основными направлениями деятельности кооперативных организаций по осуществлению социальной миссии являются активное вовлечение пайщиков в экономическую деятельность и борьба с бедностью. Пайщик – социальная база потребительской кооперации, ее экономическая опора и главное конкурентное преимущество всей системы. Борьба с бедностью осуществляется по двум основным направлениям – это оказание помощи пайщикам и обеспечение людей работой. Для этого потребительская кооперация развивает новые виды деятельности, развивает сферу платных услуг. Так же для борьбы с бедностью необходимо развитие сельскохозяйственного производства, создание малых производств: мельниц, крупорушек, маслобоек, пунктов приема молока, обеспечение всей продукции в хозяйствах населения предлагаемой к реализации, открытие лавок на дому, привлечение к работе пастухов, надомников по выпечки хлеба, сепарированию молока.
Причина социальных болезней в материальной и в духовной бедности, о чем не забывает потребительская кооперация. Потребительская кооперация для наиболее эффективной реализации своей социальной миссии, в частности борьбы с бездуховностью, все больше обращается к богословию. Православие как культурообразующая религия России является искренним помощником в деле воспитания у молодежи патриотизма, осмысление христианских заповедей, формирование культурной и экологически здоровой среды. Привлечение к участию в социальной работе священнослужителей очень важно, ведь именно они более доходчиво умеют донести до сознания людей идеи добра и милосердия.
Так же для эффективного осуществления социальной миссии необходимо проводить разъяснительную работу о социальной миссии потребительской кооперации среди пайщиков и населения через все доступные средства: собрания, беседы, лекции, средства массовой информации; потребительской кооперации необходимо обладать информацией о подворьях населения, о владельцах подворьев, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, обеспечить размер паевого взноса доступного для каждого гражданина, расширять и укреплять взаимодействие с органами государственной власти.
Особая роль в потребительской кооперации должна отводится руководителям всех уровней, именно их духовно – нравственным качествам. Для этого необходимо уже в учебном заведении формировать специфическое для потребительской кооперации социально-гуманистическое мышление, направить помыслы и усилия будущего специалиста на обеспечение социальной зашиты людей, борьбу с бедностью, бездуховностью, помощь нуждающимся,которая работает на благо людей, борется с бедностью.
Важным направлением социальной деятельности потребительской кооперации является, так же удовлетворение культурных потребностей пайщиков.
2.2. Эффективность технологических процессов социальной работы в потребительской кооперации
Оценка эффективности усилий организаций, направленная на выполнение своих социальных обязательств заслуживает особого рассмотрения, так как результаты осуществления социальных программ очень трудно измерить. Но, несмотря на это, организации потребительской кооперации должны пытаться измерить эффективность своих действий в следующих формах:
1. Экономическая функция. Очень важно оценить экономический вклад, который вносит потребительская кооперация в развитие общества тем, что создаёт новые рабочие места, производит товары и услуги, платит фиксированную заработную плату и развивает социальную инфраструктуру в сельской местности.
2. Качество жизни. Улучшает или ухудшает общее качество жизни, в том числе качество жизни пайщиков, работников и обслуживаемого населения.
3. Социальные инвестиции. Параметры этой категории показывают размер социальных вложений потребительской кооперацией (издержек, направленных на выполнение социальной миссии) в решение социальных проблем.
4. Решение проблем. Способствуют ли все социально направленные действия потребительской кооперации решению проблем всех заинтересованных групп [52;140].
Способом определения эффективности социально значимых действий для каждой организации потребительской кооперации является учёт определённых качественных показателей (см. прил.2).
Социальные результаты хозяйственной деятельности организаций системы потребительской кооперации можно условно разделить на две подгруппы: социальные результаты для пайщиков; социальные результаты для наемных рабочих. Принципам потребительской кооперации соответствует полноценное удовлетворение материальных и социальных потребностей пайщиков, а так как ворганизациях данной системы сотрудники зачастую являются одновременно и пайщиками, результатами их деятельности являются удовлетворение материальных потребностей и развитие самой организации, что приведет к росту заработной платы, улучшению социальной защиты.
Одним из социальных результатов деятельности потребительской кооперации является обеспечение занятости населения. Это значимая задача социальной миссии потребительской кооперации по преодолению бедности. продолжение
--PAGE_BREAK--