--PAGE_BREAK--
Таким образом, мы рассмотрели механизм формирования прибыли, теперь же рассмотрим, как же изменялась прибыль в зависимости от периода, в который она была получена.
Мы рассмотрим, как формировалась прибыль, из каких элементов она состоит, как влияет тот или иной элемент на прибыль организации в отчетном периоде. Наглядно формирование прибыли и динамика её изменения представлены в таблице 2.10.
Как видим из таблицы, величина прибыли напрямую зависит от величины издержек обращения и прочих расходов. В нашем случае самая большая прибыль приходится на период июнь – октябрь со спадом в июле, то есть на пик объемов продаж.
Рис. 2.3. – Зависимость прибыли от объема продаж, 2006 г.
Рассмотрим зависимость прибыли от объемов продаж в 2004 году через построение диагра
ммы (Рис. 2.3.).
Далее приведем зависимость прибыли от уровня издержек, построим диаграмму (рис. 2.4.). Таким образом, на ЗАО «Колорлон» подтвердился закон о том, что прибыль зависит не от объемов продаж, а от уровня издержек.
Рис. 2.4 – Зависимость прибыли от объема продаж, 2007 г.
Определим ряд показателей предприятия, определяющих эффективность его деятельности.
Таблица 2.15
Показатели прибыльности деятельности предприятия, %
Показатели
Предыдущий год
2007
План
Факт
Темп
роста, %
План
Факт
Темп роста, %
1. Коэффициент валовой прибыльности
(Валовая прибыль/Объем продаж)
41,2
43,5
105,7
40,4
44,2
109,4
2. Маржа прибыли (чистая прибыль/ Объем продаж)
8,5
10,6
123,9
1,7
5,6
329,5
3. Коэффициент валовой рентабельности (Валовая прибыль/Издержки обращения)
160,3
168,5
105,2
128,5
141,6
110,2
4. Коэффициент чистой рентабельности
(Чистая прибыль/ Издержки обращения)
33,3
41,0
123,2
5,4
17,9
332,0
5. Чистая прибыль на собственный капитал (Чистая прибыль/ Собственный
капитал)
5,0
6,2
125,3
1,6
5,4
346,0
Из анализа показателей прибыльности можно сделать вывод о том, что темпы роста в 2006 году по сравнению с 2007 увеличились более чем в два раза, а фактические показатели превысили плановые, что говорит об эффективной финансовой политике на предприятии, которая после некоторой реструктуризации поможет предприятию еще больше повысить эффективность своей работы.
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Важнейшими составляющими стратегического планирования в магазине «Колорлон» являются финансовое и налоговое планирование, так как правильное финансовое, а уж тем более налоговое планирование существенно сокращают издержки торгового предприятия. Финансовое планирование также нацелено на разработку более эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов, а также на определение потребности в дополнительных средствах и способов их привлечения.
В процессе налогового планирования главной задачей является снижение налоговых отчислений Колорлона за счет отнесения на себестоимость максимально возможной суммы расходов, связанных с производственной деятельностью и научно-техническим развитием предприятия, а также применением ускоренной амортизации (т.е. законное снижение налогооблагаемой прибыли). Кроме того, важным в налоговом планировании является максимальный учет налоговых льгот, предоставляемых предприятиям законодательством.
В магазине Колорлон для увеличения оперативности деятельности используется так называемый “скользящий бюджет”, когда бюджет, составленный, например на квартал, подвергается корректировке и уточнению каждый месяц или в более короткие периоды. В зарубежной практике такие бюджеты уже давно стали не только инструментом планирования, но и управления фирмой.
Хочется отметить, что именно грамотное планирование является одной из наиболее важных составляющих успешной деятельности коммерческой компании. Оно становится неотъемлемой частью управления как небольшими, так и крупными корпорациями.
Предложения по организации системы товароснабжения и по дальнейшей работе с поставщиками
Товароснабжение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Перебои с поставкой товара вызваны, прежде всего, неорганизованной работой фирмы поставщика. Так как организационную структуру предприятия поставщика мы поменять не можем вследствие отсутствия на то полномочий, то единственно верным решением в данной ситуации будет пересмотр условий договора поставки. В частности, включить в данный договор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмы поставщика за просрочку поставок.
Закупочная деятельность торговой организации должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговая организация вела систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
За время существования предприятия на рынке оно нашло оптимальных поставщиков товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары на своём транспорте в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. Это позволяет без использования собственного транспорта получать необходимые объемы товаров от поставщиков на выгодных условиях.
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, и, в конечном счете, — прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.
ЗАО «Колорлон» работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть это крупные оптовые фирмы, которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать «обратная связь», которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему.
Несмотря на всю очевидность этого классического требования к управляемой системе, товарная система ЗАО «Колорлон» не обладает этим свойством. Решив проблему складского учета и выдавая в структуру сбыта управляющие воздействия, главный бухгалтер не получает правильного представления о том состоянии, в котором находится система.
Пословица — «знал бы, где упаду — соломки подстелил» не годится для торговой фирмы. Она не может ошибиться в своих выводах о целесообразности поставок товаров и должна дать правильные расчеты объемов поставок, определить сроки завоза товара. Ошибки же влекут серьезные финансовые проблемы для фирмы.
Убедившись в реальности модели и ее полезности, следует постепенно ввести ее решения в повседневную практику. Конечно, здесь следует сказать еще об одном логическом шаге. Модель должна оценить то, насколько решение, принимаемое в реальности, отличается от «предлагаемого моделью». Эта оценка может быть дана не только в процентах. Процентам должен быть поставлен в соответствие денежный эквивалент. Другими словами, можно сказать, что предлагаемые решения можно принять лишь в том случае, когда предлагаемые оценки дадут ощутимый финансовый результат.
Выбор выгодных сегментов рынка и разработка направлений ассортиментной и сбытовой политики
В целом ассортимент соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания.
В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, недостаточная площадь для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику. За большой промежуток времени был сформирован оптимальный ассортимент, который удовлетворяет те основные потребности, которые выдвигает данный рынок.
Стабильность ассортимента — наиболее желательное его состояние для изготовителя и продавца. Поэтому маркетинговые мероприятия должны быть направлены на поддержание этого состояния путем напоминающей рекламы, формирования ассортимента в основном счете товаров, пользующихся устойчивым спросом.
Обновлению ассортимента должны предшествовать маркетинговые мероприятия по разработке нового товара с учетом выявленных потребностей, а также рекламная поддержка до выхода его на рынок. Для нового товара должны быть определены стратегия ценообразования и каналы распределения.
Оптимизация ассортимента не приведет к ощутимым результатам, если ее не рассматривать в контексте решения других задач, связанных с ассортиментом. Бессмысленно выбрать наиболее ходовые продукты и установить цену, которая отпугнет потребителей, или расположить их в таком месте, где они не будут видны. Работа с ассортиментом должна базироваться на простом принципе — предпочтения потребителей. Это единственное «руководство к действию» при ответе на вопросы, стоящие перед руководством торгового предприятия.
Таблица 3.1
Вопросы, стоящие перед руководством торгового предприятия.
Вопрос
Методы
Какие товары заказать и в каком количестве
Эффективный ассортимент
Какую установить цену (наценку)
Ценообразование
Сколько отвести места на полках для того или иного продукта, где разместить и как оформить, чтобы его замечали и покупали
Выкладка, мерчандайзинг, мероприятия по продвижению
Работа по оптимизации ассортимента включает несколько этапов:
— общий анализ исходного состояния;
— выявление «черных дыр» — товарных позиций или мероприятий, отвлекающих ресурсы торгового предприятия. В качестве упомянутых ресурсов могут рассматриваться как денежные средства (показатель оборачиваемости товаров), так и показатели, пока не традиционные для российского розничного рынка:
* эффективность использования 1 м2 выкладки товаров (товарооборот / прибыль на 1 м2 выкладки),
* эффективность работы с товарной позицией (товарооборот/прибыль на одну товарную позицию/торговую марку);
* выбор ключевых позиций для формирования ассортимента;
* планирование мероприятий по улучшению структуры предлагаемого ассортимента и оптимизация размещения товаров.
Исследования ассортимента показывают, что «черные дыры» есть во всех категориях товаров. Они не только отвлекают оборотные средства, но и занимают «драгоценные» места, требуют дополнительных и, как правило, высоких затрат на осуществление коммерческой работы по данным позициям.
Оптимизация ассортимента связана с постепенным выведением из реализации марок и сортов, не пользующихся спросом или недостаточно рентабельных.
Также следует обратить внимание на процесс планирования товарооборота – определение ключевых факторов экономической ситуации (внешние и внутренние факторы), подбор исходной информации, анализ развития товарооборота (продаж) в прошлом периоде.
Составными элементами плана продаж в свою очередь являются:
- концепция основного и альтернативного плана (на случай непредвиденных обстоятельств), стратегия достижения целей, разработка организационных мер по осуществлению стратегии;
- расчет издержек, валовых доходов и прибыли, доведение плановых заданий до конкретных исполнителей, проверка плана на реальность (контроль прогноза).
План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов:
- реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота);
- товарные запасы и товарооборачиваемость;
- поступление товаров (товарное обеспечение).
Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой – необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли.
Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и от «частного к общему». Подход «от общего к частному» более эффективен для больших и очень больших предприятий, следовательно, его и следует использовать для ЗАО «Колорлон».
Методы прогнозирования могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов. Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Данная методика построена на идее достижения такого товарооборота, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.
Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) включает три этапа.
На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и направляемая для реализации программы производственного и социального развития предприятия и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются:
- финансирование прироста основного капитала (развитие материально-технической базы);
- финансирование прироста собственного оборотного капитала;
- создание финансовых резервов;
- погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков;
- приобретение ценных бумаг;
- уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли;
- осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и др.
На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения с использованием для расчетных данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.).
При получении нереально высокого для предприятия результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, издержками обращения, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.
Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей предприятия, то необходимо предпринять решительные шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии предприятия, сотрудничестве с ним падает и у его контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.
На третьем этапе, после необходимых корректировок объема товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объем и структура товарного обеспечения, валовые доходы, издержки обращения, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).
Обоснованность плана розничного товарооборота можно проверить и посредством определения критической точки продаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с тем периодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени, когда полученный доход не будет покрывать постоянные издержки.
Чем выше разность между фактической выручкой торгового предприятия и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности и финансовая устойчивость предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентно способным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделениях;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Решая задачи о рациональной организации системы товароснабжения, идет обеспечение планомерного, бесперебойного снабжения товарами розничной торговой сети. Большую роль в развитии розничной торговли играет маркетинг.
Маркетинг решает основные задачи: изучение рынка, планирование товарного ассортимента, формирование спроса, планирование сбытовых операций, управление товародвижением, формирование ценовой политики. продолжение
--PAGE_BREAK--