Реферат по предмету "Психология"


Почему дети начинают употреблять наркотики?

Оглавление Введение Глава 1 Почему дети становятся наркоманами? 1.1 Специфические особенности поведения, характерные школьному возрасту
1.2 Личностные отклонения и психические заболевания Глава 2 Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками 2.1 В семье 2.2 В школе 2.3 В обществе Глава 3 Что делать родителям, если они подозревают своего ребёнка в употреблении наркотиков?. Литература Введение По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня в мире насчитываются более 50 миллионов наркоманами. В России в настоящее время зарегистрировано около миллиона людей, испытывающих зависимость от наркотиков, 70% из них - молодежь. Прием веществ вызывающих изменение со стороны эмоциональной сферы, восприятия, ощущений, нарушающих процесс мышления и памяти, отмечены во всех городах и районах Волгорадской области. На учёте у врачей наркологов стоит более 7 тысяч молодых людей и подростков, употребляющих наркотики и токсические вещества. К сожалению, это лишь надводная часть айсберга. Наиболее часто используемые подростками наркотики – это марихуана и опий, так как они наиболее доступны и относительно дёшевы. Распространено также употребление токсикоманических веществ в виде вдыхания паров бензина, растворителя, клея и т.д. несовершеннолетними - это подростки в школах, учащиеся колледжей; принимают наркотики и студенты вузов, работающая и неработающая молодежь, поэтому выделить какую- то наиболее подверженную наркомании группу риска достаточно трудно Глава 1 Почему дети становятся наркоманами? 1.1 Специфические особенности поведения, характерные школьному возрасту. На сегодняшний день существует множество причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические вещества, способные вызвать так называемое наркотическое опьянение. Неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию — прекрасная почва для первых проб наркотиков и токсических веществ. Вот несколько выдержек из историй болезни подростков, находившихся на диспансерном учете у психонарколога. Александр Н., 10 лет. Находится на диспансерном учете у нарколога с диагнозом: политоксикомания. Во дворе по месту жительства собралась группа ребят из неблагополучных семей, которые учатся в одной школе, прогуливают уроки, собираются в подвале, курят, нюхают резко пахнущие летучие вещества. Научил нюхать бензин Сергей В., который старше Саши на 3 года. Потом в ход пошли ацетон, дихлофос, клей «Момент». Мальчик стал жаловаться родителям на частые головные боли, слабость, спал на уроках. Учится в школе плохо, говорит, что сложный материал и много задают. Родители стали замечать, что после прихода с улицы от сына периодически пахло то бензином, то ацетоном. В милицию попала вся группа, когда во время проведения операции «Вихрь-антитеррор» проверялись все подвалы высотных домов, Ребята сидели у стены с полиэтиленовыми кульками на голове и «смотрели мультики». Среди задержанных оказался и наш Саша . Светлана Д., 15 лет. На диспансерном учете у нарколога 2 года. Живет с мамой, отца не помнит. Мать работает реализатором на рынке, часто выпивает, домой приходит поздно, контроля над дочерью нет. Девочка курит с 12 лет, пьет пиво, джин-тоник с 13 лет. Впервые предложили покурить «травку» на дне рождения у подруги, которая старше на 3 года. Много пили, курили сигареты, танцевали — было смешно и весело. Не пришла домой ночевать, на следующий день не пошла в школу. Болела голова, тошнило. На улице встретила знакомого парня, который предложил «полечить голову». Взяли пива, пошли к приятелю, где слушали музыку и снова курили травку. Состояние легкости, веселья, удовольствия понравилось— но не было денег. Украла у матери несколько вещей, предназначенных для продажи, мать обнаружила пропажу и девочку сильно избила. Света ушла из дома и 3 дня жила у подруги, пока ее не нашла мать с участковым милиционером и не забрала домой. В течение последующих 2 лет девочка продолжала курить анашу в компании сверстников, периодически убегала из дома, жила у подруг, на вокзале. Поставлена на учет в милиции как склонная к бродяжничеству. Лечится в наркологическом диспансере. Валерий С., 14 лет. Поставлен на профилактический учет год назад. Воспитывался и рос 1 материально обеспеченной семье, в школе учился хорошо, но физически был слабо развит и часто подвергался насмешкам и побоям со стороны одноклассников. После очередной драки, возвращаясь домой, во дворе встретил парня из соседнего подъезда, которому пожаловался на судьбу. Парень предложил «помочь» за 50 рублей. Вечером Валерий познакомился со всей компанией, выпили пива за знакомство. На следующий день новые знакомые пришли в школу, избили обидчиков, и больше Валерия в школе никто не трогал. За «услуги» и место в компаний новые знакомые требовали Денег, а деньги у родителей были . За год общения с новыми друзьями подросток научился пить пиво, вино, курить «травку», несколько раз пил снотворные таблетки. Учиться в школе стал плохо, часто пропускал занятия. Родители сменили место жительства и перевели сына в другую школу, но Валера не забывает своих старых друзей, их уже несколько раз видели у стен новой школы . Жалко парня. Ольга П., 17 лет. Девочка из интеллигентной семьи, хорошо училась в школе; родители хотели сделать из нее вундеркинда, и Оля занималась музыкой, художественной гимнастикой, английским и танцами. Все было хорошо до 16 лет, пока на дискотеке девочка не познакомилась с новыми подружками, которые восхищались ее пластикой, знанием иностранного языка, говорили много комплиментов. В баре выпили коктейль, стало тепло и весело. Познакомилась с парнем, который казался сильным и красивым. После дискотеки пошли в парк, где играли на гитаре, пели песни. Прежняя жизнь с тяжелыми физическими нагрузками на гимнастике, зубрежкой на английском и гаммами в музыкальной школе показалась скучной, и Оля, забросив прежние увлечения, стала часто проводить время с новыми друзьями. В компании для повышения настроения и тонуса попробовала «розовый кайф» — таблетки «экстази», Хотелось летать и смеяться, мир казался прекрасным, и девочка танцевала до утра . Неадекватное поведение в школе, где девочка стала грубить с преподавателями, высокомерной с одноклассниками, объясняли особенностями характера, переходным возрастом, художественной натурой. Родители неоднократно беседовали с дочерью, консультировались с невропатологом, но контакт с девочкой был утрачен. Оля бросила гимнастику, иностранный язык, отчислена из музыкальной школы, плохо учится в общеобразовательной. В диспансере находилась на стационарном лечении от наркологической зависимости. 1.2 Так почему же наши дети становятся наркоманами, в чем причина этой беды?
В целом эти причины можно разделить на две большие группы. Первая группа — специфические особенности поведения, характерные именно для этого возраста, когда подростки часто не могут противостоять отрицательному влиянию извне. Школьному возрасту свойственны специфические особенности поведения и порой неадекватные ответные реакции на различные внешние воздействия. Чаще всего нарушения поведения встречаются у подростков с психопатиями и акцентуацией характера, что в дальнейшем подтверждается при врачебном обследовании. Материально зависимые от родителей и контролируемые преподавателями учебных заведений, подростки сбиваются в группы, где каждый стремится показать свою смелость, независимость, проявить себя; особенно перед старшими в группе.
Группы формируются во дворах» на дискотеках. Вот здесь и происходят проверки на «слабо». Л слабо выпить стакан вина, а слабо выкурить папиросу с марихуаной? Групповые нормы поведении и склонность к подражанию, копированию приводит к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал наркотики или «токсикоманил», то вся группа, со временем начинает принимать наркотики и токсические вещества. Причины попадания в подобные группы просты: конфликтная ситуация в семье, отсутствие контроля за досугом ребенка со стороны родителей, школы, проблема свободного времени. В конце концов в группе появляется подросток, ранее употреблявший наркотики, который предлагает попробовать выкурить папиросу с марихуаной или выпить каких-нибудь таблеток, обещая необычность ощущений, эмоций. И группа начинает «пробовать». Одни — чтобы приобщиться к «взрослой» жизни, другие — из любопытства, третьи — чтобы не казаться «белыми воронами». В каждой подростковой группе есть лидер, он старший по возрасту, физически крепкий, иногда с психическими отклонениями и уже принимавший ранее наркотики или спиртное. Лидер является авторитетом для каждого члена группы, иногда смена лидера сопровождается жестокими драками. Группы совершают противоправные действия в отношении других подростков, чаще старше их по возрасту. Чтобы завладеть деньгами или другими материальными ценностями, необходимыми для приобретения наркотиков, нападают на взрослых. Не дай вам бог встретиться в темном месте с компанией обкуренных или пьяных «малолеток»! Одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте — это реакция протеста в ответ на грубо сказанное слово, обиду, на ущемленное самолюбие. Реакция протеста направлена обычно на учителей, родителей, родственников, своих сверстников. Причиной реакции протеста могут быть: конфликтная ситуация в семье, повторные браки, ссоры, избиение подростка. Желая разрядить психотравмирующую ситуацию, он бежит к друзьям по группе, которые всегда на его стороне; приняв наркотик, ощущает себя более уверенно, повышается настроение, уходят напряжение, тревога. Утрата эмоционального контакта, стремление избегать общения со взрослыми, враждебность и недовольство являются пассивной реакцией протеста. Активный протест — это агрессия, это грубость, непослушание, уход из дома к подруге, бабушке, просто на улицу. У подростков с различными психическими нарушениями реакции активного протеста сопровождаются ненормативной лексикой, выкрикиванием угроз, ломанием находящихся под рукой предметов. Подросток уходит из дома, когда сами родители пьяницы или наркоманы, когда его унижают, наказывают, плохо с ним обращаются. Обычно первый побег бывает после избиения, психической травмы, ссоры; девочки убегают от сексуальных домогательств отчима или отца. В дальнейшем эта форма реагирования закрепляется, и подросток уходит из дома в ответ на любую неприятность. Как правило, после побега из дома подростки попадают в спецприемники, откуда не торопятся домой, преднамеренно называя неправильный адрес, чужую фамилию. Многие попадают в асоциальные компании, где начинают воровать, употреблять спиртные напитки, наркотики. Особое внимание родители должны обращать на своих дочерей подросткового возраста, ведь в это время происходит гормональная перестройка женского организма, девочки становятся рассеянными, нервными, легковозбудимыми. Частые ночные прогулки, поздние возвращения домой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения заканчиваются ранним началом половой жизни. А увяз коготок — всей птичке пропасть! Ранняя сексуальней жизнь заканчивается, как правило, венерическими заболеваниями, СПИДом, бесплодием . Вторая группа причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические и токсические вещества, — это личностные отклонения (девиации) и психические заболевания самого подростка, которые в последние годы регистрируются все чаще. Первые проявления психических заболеваний наблюдаются именно в этом возрасте, когда бурно идет гормональная и психическая перестройка организма. Несовершеннолетний не может реализовать себя в учебе, спорте, музыке и ищет необычных ощущений, веселья, радости в асоциальной среде, употребляя наркотики, спиртные напитки, Токсические вещества, суррогаты, которые в свою очередь усиливают проявления болезни. Врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера (психопатии) приводят в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и дисгармоничному развитию личности. Употребление женщинами во время беременности лекарств, курение табака или наркотиков, перенесенные ими психические и родовые травмы, заболевания — все это оказывает неблагоприятное воздействие на ребенка. Негативные факторы, оказывающие вредное воздействие на мозг, — заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит), тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы. Аномальному поведению детей, имеющих нарушения со стороны центральной нервной системы, в огромной степени способствуют недостатки воспитания в семье, школе, других детских учреждениях. Это так называемые «педагогически запущенные» дети. Если воспитать ребенка в атмосфере любви, доброжелательности, в спокойной обстановке, без крика и физических наказаний даже за серьезные проступки, то при соответствующей коррекции он не будет отличаться от сверстников. Яркий пример — российские дети с отставанием в психофизическом развитии из Домов ребенка, усыновленные зарубежными гражданами. Олигофрения (умственная отсталость) является прекрасной почвой для раннего привыкания к наркотикам и токсическим препаратам. Легкая внушаемость, неспособность критически оценивать последствия содеянного, неуверенность в себе толкают таких детей на поиски лидера, и создается возможность в подражание кумиру начать употреблять наркотики. Такие подростки нуждаются в обязательном наблюдении психиатра, психолога, нарколога с постоянной коррекцией поведения. Глава 2 Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками. 2.1 В семье: · родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома; · взрослые члены семьи употребляют спиртное, нар­котики; · мать и отец конфликтуют между собой;
· нет эмоциональной близости между членами се­мьи; · родители испытывают проблемы в воспитании детей; · имеется генетическая предрасположенность к упо­треблению наркотических и токсических веществ; · родителей не интересуют успехи детей в школе. 2.2 В школе:
· преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков; · учащиеся часто переходят из одной школы в дру­гую; · школьники пропускают занятия без уважительной причины, остаются на второй год; · существует недоброжелательный климат среди знакомых · имеет место употребление спиртных напитков и наркотиков в раннем возрасте; · отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества; ·подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляю­щей наркотики и алкоголь. 2.3 В обществе: ·законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркоти­ческих веществ; · алкоголь, наркотики и токсические вещества лег­ко доступны и относительно дешевы; · неблагоприятный социально-экономический кли­мат. Глава 3 Что делать родителям, если они подозревают своего ребёнка в употреблении наркотиков? Самое главное — это не впадать в панику, не бе­жать за советом к соседу, не кричать на всю улицу, что ваш сын или дочь наркоманы. Если последнее окажется правдой, вашу семью и так ожидают боль­шие проблемы. Вашим единственно правильным решением будет обращение за советом и помощью к подростковому врачу - психонаркологу в районную поликлинику по месту жительства. На первую беседу к врачу жела­тельно прийти без ребенка, подробно рассказать, что вас беспокоит в его поведении, как он стал учиться в последнее время, с кем дружит в школе, кто его при­ятели во дворе, что вас побудило обратиться к врачу. В следующий раз, если это необходимо, беседа будет происходить в присутствии вашего сына или дочери. Если психонарколог после беседы и наружного ос­мотра заметит характерные для принимающего нар­котики симптомы и нарушения в состоянии ребенка, будет предложено поставить его на профилактичес­кий учет. Эпизодический прием наркотиков или ток­сических веществ еще не означает заболевание наркоманией или токсикоманией; многие подростки, по­пробовав наркотики, в дальнейшем в силу различ­ных причин к ним больше не возвращаются. Профи­лактический учет обязывает в определенные сроки приглашать подростка в наркологический кабинет для собеседования и осмотра (следы на коже от инъек­ций, измененные зрачки и неврологические измене­ния). На профилактическом учете ребенок состоит в течение одного года, и если врач не видит начала за­болевания, его снимают с учета. Информация о на­блюдении ни в правоохранительные органы, ни в школу не поступает, и происшедшее остается тайной вашей семьи. Если же симптоматика заболевания на­растает и изменения в поведении (агрессивность, раз­дражительность, апатия), ухудшение успеваемости, пропуски занятий в школе начинают замечать не толь­ко родители, но и учителя, подросток берется на дис­пансерный учет. Диспансерный учет включает в себя более жесткое наблюдение, ежемесячные явки на при­ем в наркологический кабинет: если ребенок не при­ходит, на дом присылается патронажная сестра, ко­торая контролирует регулярность посещения нарко­логического кабинета. На данном этапе общения врач-нарколог, в зависимости от возраста ребенка, его об­щего состояния, финансовых возможностей семьи, предлагает пройти лабораторное обследование с по­следующим амбулаторным или стационарным лече­нием. При явных симптомах наркомании или токсико­мании пациент обязан быть сразу направлен на об­следование и стационарное лечение. Срок лечения в стационаре 21 день, после чего больной с диагнозом «наркомания» или «токсикома­ния» переводится на амбулаторное лечение и диспан­серное наблюдение. В течение 1 года проводится не­сколько курсов противорецидивного лечения с обя­зательной психотерапией. В случае срыва, т. е. повторных приемов наркоти­ков или токсических веществ, наркоман госпитализируется на повторное стационарное лечение в за­крытое отделение психиатрической больницы. На диспансерном учете страдающие наркомания­ми и токсикоманиями находятся в течение 5 лет. Литература 1. Бабаян Э.А. Наркомании и токсикомании. Руководство по психиатрии/ Под ред. Р.В.Морозова. —М., 1988. 2. Белогурое С, Популярно о наркотиках и наркоманиях (Материал размешен на Интернет-сайте hpp://high.ru). 3. Битенский B.C., Херсонский ES. и др. Наркомании у подростков. — Киев: Здоров'я, 1989. 4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и, наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 5. Комиссаров Б. Г., Фоменко A A. SOS: Наркомания. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 6. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л.: Медицина, 1991. 7. Материалы Интернет-сайта http: // KOI8-WWW.Narcom. ru 8.Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для врачей психиатров-наркологов.- М.,1998. 9. Пятницкая И. Н. Профилактика токсикоманий у подростков: задачи наркологии и психиатрии/ Вопросы наркологии. №1. 1988. наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для врачей психиатров-наркологов. — М., 1998. 9. Пятницкая И.Н. Профилактика токсикомании у подростков: задачи наркологии и психиатрии / Вопросы наркологии. №1. 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.