План
1. Спрос и факторы его определяющие
2. Эластичность спроса. Измерение эластичности
1. СПРОС ИФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Рыночная экономика представляет собой бесконечноповторяющееся проявление спроса и предложения. Проблемы их взаимодействияиграют первостепенную роль в понимании законов функционирования товарного производства.Исследования спроса и предложения и сделанные на их основе выводы позволяютпрогнозировать динамику изменения ситуации на рынке и управлять сложнымиэкономическими процессами, направляя их в нужное русло.
Начальное представление о“спросе” имеет каждый человек и выступает оно как потребность в определенныхблагах. Поэтому можно сказать, что основу спроса образуют те или иныечеловеческие потребности. Из всей их совокупности можно выделить первичныепотребности, связанные с обеспечением самого существования человека, ивторичные потребности, возникновение которых определяется прогрессом общества.Однако градация потребностей на первичные и вторичные весьма условна, и то, чтоодним кажется роскошью (например, личная библиотека), другим представляетсянеотъемлемым элементом их существования.
Следует четко различатьжелание человека что-либо купить и готовность его это сделать исходя из своихплатежных возможностей. Поэтому в экономической теории под спросом понимаютименно спрос, потребность в товаре, равная величине покупательских средствпотребителя.
С чего начинается путьпотребителя к желанной вещи, которую он задумал купить? Безусловно, с анализацен на эту вещь. Будущий покупатель выяснит цены на данный товар в другихмагазинах, на аналогичный товар, на условия его эксплуатации, если таковыепредстоят и т.д. Но безусловно просматривается одно обстоятельство: наиболеепритягательным фактором в приобретении товара является цена. Если какая-либопотребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующеготовара или услуги, то размер этой оплаты (цена) влияет на выбор приобретаемыхтоваров и величину их приобретения.
Отсюда следует, чтовеличина спроса непосредственно зависит от цены товара — чем дороже товар, темменьшее его количество может приобрести покупатель, располагающий определеннойсуммой денег, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше он может купить, имея тоже количество денежных средств. Эта зависимость может быть представлена в видетаблицы, которую в экономике принято именовать шкалой спроса.
ШКАЛА СПРОСАЦена (Р), руб. Спрос (Q). шт. 10 1 8 2 4 3 2 8
Как следует из графика(рис.1), каждая точка на кривой спроса показывает его величину при определенномуровне цены на данный товар и наглядно демонстрирует, что с ростом цены спросснижается и наоборот, т.е. между ценой и количеством покупок товара существуетобратная (отрицательная) зависимость. Экономисты назвали эту обратную связь закономспроса. Другими словами, чем больше количество товара, которое необходимопродать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена. Следовательно, законспроса можно записать так:
/>/> Δ QD 1
Закон спроса = —,или Δ QD = F — ,
Δ P Δ P
где F — функция от цены (Р)
Для понимания законаспроса вовсе не безразлично: зависимость “чего” от “чего” имеется в виду — ценыот спроса или спроса от цены. Закон спроса — это такая модель экономики, вкоторой спрос определяется ценой.
Действие закона спросапроявляется через так называемый «эффект дохода» и «эффект замещения». Эффектроста дохода, при неизменном его фактическом уровне, возникает в случаеснижения цен на какой-либо товар, в результате чего теперь на ту же суммупокупатель может приобрести больше товара, чем раньше. Сэкономленные врезультате снижения цен деньги потребитель не обязательно потратит на покупкуподешевевшего товара, он может приобрести и что-нибудь другое, но, какпоказывает практика, в большинстве случаев люди склонны истратить сумму денегна приобретение именно этого товара.
Эффект замещениявыражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется возможностьприобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь оказываютсяотносительно дорогими. Потребители склонны заменять дорогие товары болеедешевыми. Эффекты «дохода» и «замещения» совмещаются и приводят к тому, что употребителя возникает способность и желание покупать большее количество товаровпо более низкой цене, чем по высокой.
Цена -важный, но неединственный фактор, определяющий спрос на конкретный товар. В связи с этим вэкономике принято различать два понятия — “величина” спроса и “объем” спроса.
Величина спроса естьфиксированный определенной ценой размер покупок, графически это выглядит какдвижение по самой кривой спроса — с уменьшением цен потребитель увеличиваетколичество покупаемого товара.
В то же время существуетцелый ряд неценовых детерминант, вызывающих изменения в объеме спроса иприводящих к сдвигу положения кривой на графике в сторону увеличения илиуменьшения.
К ним относятсяследующие.
1. Изменениепотребительских вкусов и предпочтений. На вкусы и предпочтения покупателейвлияют различные факторы: сложившиеся в обществе традиции, уровень образованияи культуры покупателей, усилия производителя в области рекламы, изменение моды,стремление покупателей не отстать от других или, наоборот, желание обособиться,выделиться, проявление различного рода демонстративного потребления. Например,с исчезновением моды на кримплен спрос на него упал почти до нуля.
2. Изменение доходовпокупателей. Этот фактор проявляет себя неодинаково по отношению к различнымтоварам. В случае роста дохода потребителей спрос на одни виды товаров растет,а на другие, наоборот, снижается, т.е. зависит от природы самого товара. Ктоварам, спрос на которые по мере роста дохода увеличивается, относят такназываемые нормальные товары или товары высшей категории; вторая группа товаровобразует товары низшей категории, спрос на которые изменяется при изменениидоходов в противоположном направлении. Примером товаров низшей категорииявляются хлеб, картофель, крупы, дешевая одежда низкого качества, поездки наобщественном транспорте. Товары высшей категории — мясо, животное масло, модныепредметы одежды, автомобили и т.п.
3. Изменение цен натовары-заменители (субституты) и сопряженные товары. Учитывая возможностьзамещения одних товаров другими, увеличение (уменьшение) цены товара можетвызвать рост (снижение) спроса на заменяющий его товар, если даже ценапоследнего останется прежней. Например, говядина и свинина — это товарызаменители. Если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными,покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины.Ракетки и теннисные мячи — это сопряженные товары, при снижении цены ракеток ихпотребление возрастет, но для игры понадобятся мячи, которых станут покупатьбольше даже по прежней цене.
4. Изменение числапокупателей, а также состава и структуры населения. Количественное увеличениепокупателей влечет за собой и рост покупаемых ими для своего потреблениятоваров, кроме того, если происходят структурные изменения, например, врезультате роста рождаемости увеличивается количество детей, произойдет ростспроса на товары детского ассортимента, не связанный с изменением цен.Увеличение же доли пенсионеров в населении повышает спрос на лекарства и услугипомощников по хозяйству.
5. Экономические ожиданияв отношении будущего уровня цен и размера своего дохода могут побудитьпокупателей в настоящий момент увеличить или уменьшить количество покупаемоготовара.
6. Экономическая политикагосударства в области доходов. Государственные субсидии, различного родапособия, выплачиваемые в денежной форме или распределяемые в виде карточек,оказывают существенное влияние на спрос.
Изложенное по различию визменении объема спроса и величины спроса можно отразить на графике (рис.2).
Закон спроса действуетвсегда. Хотя в жизни можно найти ряд ситуаций, когда кажется, что они являютсяисключением из правил. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что этиисключения были мнимыми.
1. Повышение ценысопровождается повышением величины спроса. Ожидание еще большего роста цен вбудущем делают сегодняшние покупки по возрастающей цене выгодными. Потратитьбольше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра — таков “смысл первогоисключения”, и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.
2. Понижение ценысопровождается понижением величины спроса. Если есть уверенность, что завтратовар будет стоить еще дешевле, то не следует покупать его сегодня, даже еслицены на него и снизились.
3. Стабильный спрос натрадиционно дорогостоящие изделия. Есть группа товаров, цены на которыеустойчиво высоки и практически никогда не снижаются: изделия из золота, меха,земля, недвижимость, антиквариат, картины и т.д. Покупку этих товаров следуетрассматривать как выгодное помещение денежных сбережений. А так как цены на нихи дальше будут возрастать, то приобретение их и есть та выгода, которуюпокупатель имеет сегодня, что и соответствует логике закона спроса.
4. Покупка изтоваров-субститутов наиболее дорогого. Это явление иногда называют по имениизвестного американского экономиста и социолога “эффектом Веблена”, чтоозначает покупку товаров особого рода по высоким престижным ценам и тем самымдолжно свидетельствовать о высоком статусе покупателя. Объясняется этонеэкономической мотивацией и не имеет отношения к закону спроса. В даннойситуации покупателем движет либо высокая общественная престижность самого фактапокупки исключительно дорогого товара, либо привычка, с которой он не хочетрасстаться, либо ожидание через высокую цену товара его хорошего качества.
Покупательский спрос — сложное, многомерное явление. В зависимости от формы образования различаютпотенциальный, формирующийся и сложившийся спрос.
Потенциальный — это спрос, который существует втак называемой скрытой форме, не проявляя себя до тех пор, пока на рынке непоявится новый, соответствующий данному спросу товар. Он возникает какрезультат того, что покупатель, по тем или иным причинам, не удовлетворенсуществующими товарами и ждет появление новых, способных удовлетворить его запросы.
Формирующийся — это складывающийся спрос на новыетовары при их появлении на рынке.
Сложившийся, илисуществующий спрос — этото количество денег, которые потребители хотят и могут истратить на покупкустабильно признанного на рынке товара.
В зависимости отнамерений покупателя различают жесткий, альтернативный, импульсивный иажиотажный спрос.
Жесткий спрос возникает в том случае, когда мыимеем дело с покупателем, приверженном к определенной марке товара, которыйпостоянно покупает товары именно этой марки и не намерен совершать покупкуаналогичного товара, но другой марки (сорта, разновидности и т.п.).
Альтернативный спрос имеет место в том случае, еслипокупатель не имеет четкой приверженности к одному товару и совершает покупку взависимости от наличия товара в продаже.
Импульсивный спрос возникает в том случае, когдапокупатель первоначально не имел намерения купить товар, но под влияниемкаких-либо внешних побудительных мотивов, возникших непосредственно в местепродажи товара, совершил покупку. Как свидетельствует практика, в 70% случаевпродукты питания приобретают на основе импульсивного спроса.
Ажиотажный спрос является результатом кризисного,неблагополучного состояния экономики (инфляция, дефицит и т.п.), при которомжелание покупателя обезопасить себя от неблагоприятной ситуации (рост цен,исчезновение из свободной продажи товара и т.п.) побуждает его делать излишниепокупки, не соответствующие его реальным потребностям в товаре.
В зависимости отсостояния рынка спрос принято подразделять на негативный, отсутствующий, падающий,колеблющийся, полноценный, чрезмерный, иррациональный.
Отрицательным, илинегативным спросявляется в том случае, когда покупатель по тем или иным причинам негативноотносится к какому-либо товару, в результате чего он отказывается от покупкиили даже избегает ее.
Отсутствующий спрос — это результат безразличияпокупателя к товару, в этом случае он также не приобретает товара, считая егодля себя бесполезным.
Падающий спрос имеет место в том случае, когда потем или иным причинам у покупателя утрачивается интерес к приобретению товара,который проигрывает в конкурентной борьбе новому, более совершенному.
Колеблющийся спрос связан с особенностями конкретноготовара и носит ярко выраженный сезонный характер, с периодическими пиками испадами объемов продажи.
Полноценный спрос — это наиболее желательная длятоваропроизводителя ситуация на рынке, которая возникает в том случае, когдабольшинство предлагаемых к реализации товаров находят своего покупателя.
Чрезмерный спрос возникает в том случае, когдаколичество товара, которое стремятся приобрести покупатели, превышаетвозможности по его производству.
Иррациональный спрос — это спрос на так называемые“вредные” товары, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье человекаили состояние окружающей среды.
2.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Как мы уже отмечали,величина спроса изменяется с изменением цены. Однако спрос на различные товарыпо-разному реагирует на подобные изменения — он может, как возрасти при падениицены товара, так и остаться почти неизменным. Это зависит от эластичностиспроса, т.е. от способности спроса изменяться в зависимости от изменения цены.Мерой такого изменения является коэффициент ценовой эластичности спроса, которыйпоказывает, насколько измениться спрос при 1% изменения цены.
Можно выделить различные варианты проявления ценовойэластичности спроса.
В общем случае законность такова: чем болеенеобходимым является потребление данного блага, тем менее эластичен спрос нанего. Даже пятидесяти процентный сдвиг в изменении цен на такие товары какхлеб, соль, спички сравнительно слабо повлияет на спрос на них; между тем такоеже повышение цены, например, на копчености, шоколадные конфеты, осетрину и т.д.заставляет многих сравнительно сократить потребление этих продуктов.
Неэластичный спроспроявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна кизменениям цен. Скажем, как бы ни возрастали, или ни понижались цены на соль,спрос на нее не изменен.
Спрос имеет единичнуюэластичность, когда 1% изменения цены вызывает 1% роста объема продаж.Коэффициент эластичности равен единице, изменение объема выручки равно нулю. Бесконечноэластичным считается спрос, если имеется только одна цена, по которой потребителипокупают товар. В этом случае коэффициент эластичности равен бесконечности, аспрос реагирует таким образом, что даже незначительное снижение цены способновызвать его неограниченный рост, а увеличение — привести к его полному падению.Коэффициент эластичности равен нулю в случае совершенно неэластичного, илижесткого спроса, при котором потребители покупают постоянное количество товаранезависимо от изменения его цены (например, покупка инсулина больных диабетом).
Ценовая эластичность зависит от множества факторов. Впервую очередь, это острота потребности в товаре, определяемая важностью товарадля потребителя.
Предметы первойнеобходимости имеют обычно низкую эластичность. Так, при любых колебаниях ценна пшеницу потребление хлеба почти всегда остается постоянным. Небольшойэластичностью отличается также спрос на предметы роскоши. Текущие цены на такиетовары, как драгоценности, путешествия, услуги высококвалифицированных юристов,медиков настолько велики, что спрос на них практически предъявляется толькобогатыми людьми. Такой спрос малоэластичен по отношению к цене.
Другим важным фактором,влияющим на эластичность спроса, является наличие товаров-субститутов: чембольше у покупателя возможность выбора, другими словами, чем большетоваров-заменителей, тем выше эластичность спроса.
Интересно проявляет себяценовая эластичность в различном временном интервале. Реакция спроса в ответ наизменение цены, как правило, несколько запаздывает, поэтому в краткосрочномпериоде изменения спроса в связи с изменением цен будут менее выражены, чем вдолгосрочном. Это связано с тем, что переход на другие товары связан сизменением покупательских привычек, а это всегда требует определенного времени.
В заключение необходимо отметить, что величина спросачасто не совпадает с количеством реально купленного покупателем товара,поскольку спрос зависит только от желаний и возможностей покупателя, и наразмер покупок оказывает влияние еще и практическое наличие товара на рынке,т.е. величина предложения, о котором более подробно мы поговорим в следующемпараграфе.