--PAGE_BREAK--
Продолжение таблицы 2.5
Полная себестоимость, тыс. руб.
285697
305879
323098
113,1
Выручка от реализации, тыс. руб.
320459
315478
289758
90,4
Прибыль(+), убыток (-), тыс. руб.
34762
9599
-33340
-
Уровень прибыльности(+), убыточности(-),%
12,2
3,1
-10,3
-
Анализируя таблицу 2.6 можно сделать следующий вывод, стоимость валовой продукции в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 5,7%, это обусловлено увеличением стоимости валовой продукции растениеводства на 6,9%, животноводства на 4,5%. Вследствие увеличения стоимости валовой продукции увеличилась ее доля на 100га сельскохозяйственных угодий на 5,7%, на работника, занятого в сельскохозяйственном производстве на 24,3%. Также за анализируемый период в хозяйстве себестоимость увеличилась на 13,1%, выручка сократилась на 8,6%. В 2009 году по району наблюдается убыток в размере 33340 тыс. рублей. Вследствие чего уровень убыточности составил 10,3%.
Проанализировав современное состояние экономики Кваркенского района можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают сельскохозяйственные угодья, что говорит о развитии сельскохозяйственного производства. В целом по району наблюдается тенденция увеличения размеров производства, основных фондов на 6,1%. Численность работников по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 6,6%. В 2009 году в целом по району получен убыток в размере 33340 тыс.рублей, вследствие чего уровень убыточности составил 10,3%, что отрицательно сказывается на развитии производственной и предпринимательской деятельности района.
3 Современное состояние и тенденции развития малых форм хозяйствования в Кваркенском районе
3.1 Анализ результатов деятельности малых форм хозяйствования в растениеводстве
Агропромышленный комплекс является основным звеном в секторе экономики Кваркенского района. Производством сельскохозяйственной продукции на территории района занимаются133 КФХ, из них 77 КФХ — юридические лица, 67 индивидуальных предпринимателей (без КФХ).
Согласно данных статистики на селе в малых формах хозяйствования производится более 50% от общего объёма валовой продукции сельского хозяйства: 98% картофеля, 96% овощей, 67% молока и 60% мяса.
Структура посевов представляет собой соотношение площадей, занятых под разными культурами. Структура посевов оказывает влияние на урожайность, общую продуктивность земли, состояние кормовой базы и на развитие животноводства.Размер и структуру посевных площадей малых форм хозяйствования в Кваркенском районе представлена в приложении F.
Анализируя таблицу, можно сказать, что практически всю часть посевных площадей занимают зерновые и зернобобовые, по сравнению с 2007 г. их площадь возросла на 5004га. Также в структуре посевных площадей можно выделить картофель около 0,5%, овощи открытого грунта, плоды и виноград.
Рациональная структура посевов дает необходимое количество продукции в нужном для хозяйств ассортименте, а выращиваемые культуры являются наилучшими предшественниками, что способствует повышению их урожайности.
Урожайность – это качественный, комплексный показатель, который зависти от многих факторов. Большое влияние на нее оказывают природно-климатические условия. Их игнорирование при анализе урожайности может привести к неправильным выводам при оценке хозяйственной деятельности. Поэтому при изучении динамики урожайности надо учитывать агрометеорологические особенности каждого года в период вегетации и уборки урожая.[3] Динамика урожайности и валовых сборов представлена в приложении G.
По данным приложения Gвидно, что в 2009 году по сравнению с 2007 годом урожайность зерновых в целом сократилась на 2,2 %, хотя валовой сбор зерновых за анализируемый период увеличился на 9,6%, вследствие увеличения посевной площади. Урожайность картофеля увеличилась в 2 раза. Вследствие чего их валовой сбор за анализируемый период увеличился в 2 раза. Урожайность овощей увеличилась на 19,2%, что привело к увеличению валового сбора на 19,2%.
Структура валовых сборов сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий на конец 2009 года представлена в виде диаграммы 3.1.
Рис. 3.1 Структура валовых сборов сельскохозяйственных культур, ц
Из диаграммы видно, что 34% валовых сборов сельскохозяйственных культур приносят малые предприятия, 66% остальные сельскохозяйственные организации.
Растениеводство – одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства района, включающая зерновое производство, картофелеводство, овощеводство и т.д.
Значение растениеводства определяется тем, что оно обеспечивает человека практически всей продукцией растительного происхождения. Растениеводство является источником сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. В неразрывной связи с растениеводством находится отрасль животноводства, для которой растениеводство поставляет основные виды кормов.
Рассмотрим значение растениеводства в экономике малых форм хозяйствования.
Таблица 3.2 – Размер и значение растениеводства в экономике малых форм хозяйствования
Анализируя таблицу 3.2 можно сделать вывод, что стоимость валовой продукции растениеводства в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 25,6%. Стоимость товарной продукции растениеводства увеличилась на 17%. В 2009 году мы видим, что в отрасли растениеводства наблюдается прибыль в 42638 тыс.руб. Удельный вес отрасли растениеводства в структуре товарной продукции увеличился на 2,8%.
Эффективность производства – экономическая категория, отражающая сущность расширенного воспроизводства; она характеризует степень достижения основных целей, присущих расширенному воспроизводству. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственных культур определяется системой показателей: урожайностью, себестоимостью, размером валового и чистого дохода на гектар посева и т.д.[3]
Кваркенский район специализируется на выпуске зерновых. Производство зерна – основа всего сельскохозяйственного производства. От уровня зернового хозяйства во многом зависит развитие остальных отраслей сельского хозяйства, удовлетворение потребности населения. Зерно является ценным продуктом питания.
Проанализируем экономическую эффективность производства зерновых на малых предприятиях Кваркенского района.
Таблица 3.3 – Экономическая эффективность производства зерновых культур за 2007 -2009гг.
Годы
Урожайность, ц/га
Себестоимость,
1ц, руб.
Средняя
цена реализации 1ц, руб.
Затраты
труда на 1ц, чел. — ч.
Прибыль (+), убыток (-),
руб. на:
Уровень
рентабельности (+),
убыточности (-), %
1ц
1га
2007 год
9,0
345,2
390,4
36
132,3
1190,8
38,3
Продолжение таблицы 3.3
2008 год
8,2
439,6
416,1
211
165,0
1313,6
37,5
2009 год
8,8
423,0
381,0
89
99,9
884,3
23,6
Анализируя таблицу 3.3 можно сделать вывод, что урожайность зерновых в 2009 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 0,2ц/га, себестоимость 1ц увеличилась на 77,8 рублей. Средняя цена реализации 1ц продукции за анализируемый период уменьшилась на 9,4 рублей, затраты труда на 1ц сократились на 118 чел. – ч. В 2009 году наблюдается прибыль на 1ц (99,9 руб.), прибыль на 1га (884,3 руб.). Вследствие этого наблюдается уровень прибыльности 23,6%.
Основными направлениями дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности воздействия зерновых культур является последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрения прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых, более продуктивных сортов и гибридов зерновых культур. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержки зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.
Огромное влияние на развитие животноводства влияет наличие хорошей кормовой базы. В следующем разделе рассмотрим эффективность производства продукции животноводства.
3.2 Экономическая эффективность производства продукции животноводства малых форм хозяйствования
Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства, оказывающая на его экономику значительное влияние. Животноводство производит важнейшие продукты питания – молоко, мясо, яйца, рыбу и т.д. В своем развитии животноводство неразрывно связано с растениеводством, так как эффективность работы отрасли во многом определяется состоянием кормовой базы.
Животноводство включает в себя молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство и т.д.
Рассмотрим динамику поголовья животных в малых формах хозяйствования в Кваркенском районе.
Таблица 3.4 Динамика поголовья животных, голов
Группы животных
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009г. в % к 2007 г.
Крупный рогатый скот — всего
12553
12406
12296
97,9
в том числе: коровы
6421
6382
6031
93,9
Свиньи
4200
4129
6954
165,6
Овцы и козы
4912
5790
6716
136,7
Лошади
687
872
656
95,5
Начиная с 2007 года поголовье некоторых видов животных начало сокращаться. За период с 2007 по 2009 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 2,4%, в том числе коров на 6,4%, лошадей на 4,5%. Однако наблюдается положительная тенденция в свиноводстве (прирост свиней составил 65,6%), овцеводстве (36,7%).
Рассмотрим производство основных видов продукции животноводства.
Таблица 3.5 Производство основных видов продукции животноводства малыми формами хозяйствования
Виды продукции, т
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г. в % к 2007 г.
Скот и птица на убой
4250
4179
3900
91,8
Молоко
17423
19958
23117
132,7
Шерсть
10
10
15
150
Мед
15
10
18
120
Из таблицы 3.5 видно, что производство скота и птицы на убой сократилось на 8,2%. Это произошло вследствие сокращения поголовья крупного рогатого скота. Но наблюдается положительная тенденция в производстве молока на 32,7%, шерсти в полтора раза, меда на 20% по сравнению с 2007 годом.
Структуру производства продукции животноводства всеми категориями хозяйства рассмотрим в виде диаграммы 3.2
Рис. 3.2 Структуру производства продукции животноводства
Из диаграммы видно, что практически вся продукция животноводства производится малыми предприятиями. Вся продукция, произведенная малыми предприятиями идет на собственное потребление.
Таблица 3.6 – Размер и значение животноводства в экономике малых форм хозяйствования
По данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции животноводства увеличилась на 18,5%, стоимость товарной – на 15,4%. В 2009 году малые предприятия в целом прибыльны (32909 тыс. рублей), хотя и произошло сокращение по сравнению с 2007 годом на 1,1%. Удельный вес в структуре также сократился на 3,1%.
3.3 Преимущества малых форм хозяйствования и факторы, сдерживающие их развитие
Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.
В целом малые предприятия обладают следующими преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ малых предприятий необходимо выделить следующие:
-большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;
-низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;
-короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств.
-более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;
-устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;
-быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;
-высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.
Однако малые предприятия обладают рядом существенных конкурентных недостатков. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:
-слабый уровень диверсификации продукции;
-невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
-зависимость от крупных компаний;
-слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);
-высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая.
-неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
-невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательности. МП для крупных специалистов.
Рассмотрим основные факторы, препятствующие развитию малых форм хозяйствования.
Сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию КФХ и МФХ.
Поэтому задача государства – создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.
Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.
1. Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ – невозможность реализовать свою продукцию.
При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.
2. Применение инноваций в совокупности с такими факторами как высокая квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах – инновации.
3. Институциональная база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ), чем иметь статус КФХ.
Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).
4. Для решения всех выше поставленных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа МФХ и КФХ к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса позволит КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Рассмотрев состояние отраслей растениеводства и животноводства в малых формах хозяйствования Кваркенского района можно сделать вывод, что в малых формах хозяйствования производится около 50% от общего объема валовой продукции в сельском хозяйстве района.Выручка от продажи продукции, выполненных работ, услуг в 2009 году составила 289758 тыс. рублей, а их себестоимость – 323098 тысяч рублей. А всего произведено сельхозпродукции в действующих ценах на общую сумму 492252тыс. рублей, в том числе в растениеводстве на 301116 тыс. рублей, в животноводстве на 191135 тысяч рублей. Но по отношению к уровню 2008 года производство составило только 81,7%.
продолжение
--PAGE_BREAK--
4 Пути повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования
4.1 Возможности развития малых форм хозяйствования
В Оренбургской области малые формы хозяйствования оказывают вполне реальное влияние на экономику. На сегодняшний день насчитывается более 550 сельхозпредприятий различных форм собственности. Среди них крупные агропромышленные объединения, которые связывают в единую цепочку сельхозпроизводителей, переработчиков, оптовую и розничную торговлю, без малого 7 тысяч крестьянских (фермерских) и свыше 290 тысяч личных подсобных хозяйств.
Сейчас, когда обострились проблемы занятости, правительство области принимает кардинальные меры по улучшению работы с малыми предприятиями, закупа излишков сельхозпродукции. Речь, прежде всего, идет об использовании экономических рычагов: субсидирования процентных ставок по льготным кредитам, дотирования производств животноводческой продукции. За 2008-2009 гг. ЛПХ получили 6982 кредита на сумму свыше одного миллиарда рублей. Их доступность обеспечивают дополнительные офисы ОАО «Россельхозбанк», которые работают во всех районах области. В целом помощь АПК области вместе с федеральными средствами за данный период составила свыше 7,5 млрд. рублей.
По словам губернатора Алексея Чернышева « на селе не должно быть безработицы». Вследствие чего государство в 2009 году выделило региону более 700 миллионов рублей, которые направлены на реализацию программ занятости населения. В частности, каждому, кто хочет открыть свое собственное дело и выращивать скот, была оказана безвозмездная помощь в размере до 69 тыс. рублей. Федеральные органы государственной власти в области содействия занятости населения осуществляют меры активной политики занятости.
Программа содействия самозанятости безработных граждан проводится в регионах Российской Федерации. В рамках настоящей программы осуществляется финансовая поддержка безработных граждан в виде субсидий на организацию самозанятости. Субсидия на организацию самозанятости предоставляется в размере двенадцати кратной максимальной величины пособия по безработице плюс уральские и составляет примерно 68000 рублей.
В области принято 18 нормативно-правовых актов, направленных на экономическое стимулирование развития малого предпринимательства, в том числе и в сфере сельского хозяйства. Объемы этих средств значительны. Только на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам из областного и федерального бюджетов в 2009 году выделено более 230 млн. рублей. Помощь получили 720 КФХ, более 9 тысяч ЛПХ.
В решении проблем аграрного бизнеса наиболее эффективным является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного направления. Сейчас их насчитывается 256, в том числе 40 кредитных. Они занимаются реализацией молока и мяса, молодняка скота, птицы. Сегодня широко используется возможность создания кооперативов за сечт объединения 5-20 граждан, получивших субсидии при содействии службы занятости. На начало 2010 года боле 2000 безработных открыли собственное дело.
Кроме экономических стимулов для развития малых форм хозяйствования должна быть социальная мотивация. Поэтому в области приняты нормативные документы, касающиеся господдержки сельских территорий. Главный из них – программа «Социальное развитие села до 2012 года». В 2009 году на улучшение жилищных условий было выделено 5,2 млрд. рублей. В значительной степени затрагивают интересы сельчан и другие областные программы – по развитию культуры, автомобильных дорог, спорта и т.д.
Неплохим стимулом стало строительство автомобильных дорого с твердым покрытием к хозяйствам с наличием более тысячи голов маточного стада КРС.
Определяющее значение для закрепления молодых кадров на селе приобрело возведение жилья по программе «Сельский дом». На активизацию жилищного строительства в сельской местности из областного бюджета выделено 1,9 млрд. рублей. В 2009 году по данной программе введено 1504 жилых домов площадью 139,5 тыс. кв. метров. Застройщиками программы в 2009 году возвращено бюджету 97,7 млн. товарного кредита. В 2003-2009 гг. 1785 застройщиков получили 309,9 млн. рублей безвозмездных субсидий из федерального бюджета.
Немаловажное значение имеет проект по созданию семейных молочных ферм. Данный проект позволяет обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В 2009 году уже построено 37 таких ферм в восьми регионах России.
В 2008 году был принят закон Оренбургской области № 2557/540-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы».
Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельхозтоваропроизводителя к кредитным ресурсам на льготных условиях — одна из основных задач областной целевой программы. Во всех районах области открыты и работают 35 дополнительных офисов ОАО «Россельхозбанк», что положительно повлияло на доступность кредитных ресурсов для сельских жителей. По состоянию на конец 2009г в кредитных учреждениях получено 3041 кредитов и займов на сумму 1 209,0 млн.рублей, в том числе в ОАО «Россельхозбанк» получено 2709 кредитов на сумму 963,0 млн.рублей, из них личными подсобными хозяйствами – 348,6 млн.рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – 372,2 млн.рублей, снабженческо-сбытовыми кооперативами – 175,4 млн.рублей, кредитными кооперативами – 67,2 млн.рублей.
По состоянию на 01.12.2009 малыми формами хозяйствования получено:
-субсидий 205,0 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета – 194,6 млн.руб, из областного бюджета – 10,8 млн.руб.;
-дотаций за продукцию животноводства — 18,6 млн.руб. (областной бюджет).
Оренбургским областным фондом поддержки малого предпринимательства, являющимся управляющей компанией по формированию и использованию средств областного Гарантийного фонда поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (общий объем фонда – 25 млн.рублей), по состоянию на 01.12.09 г. выдано гарантий под обеспечение кредитов СПоК на сумму 14,1 млн.рублей.
И все-таки в развитии малых форм хозяйствования остается множество проблем. Одна из главных – нерешенность земельного вопроса, проблема ценообразования, закрепление молодых кадров на селе. Продвигать малые формы хозяйствования в АПК следует экономическими методами, необходимо совершенствовать законодательную основу ЛПХ и КФХ. Только так можно обеспечить эффективное, стабильное развитие сельскохозяйственного производства.
4.2 Проблемы развития малых форм хозяйствования в Кваркенском районе и пути их преодоления
Анализ функционирования малых форм хозяйствования показывает, что их развитие и эффективная трансформация сдерживаются рядом факторов, наиболее значимые из которых представлены в таблице 4.1. Главным «ограничителем» развития малых форм хозяйствования является демографический фактор. Средний возраст работников сельского хозяйства Кваркенского района превысил 50 лет.
Таблица 4.1Факторы, сдерживающие развитие и трансформацию малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики
Факторы
Ограничения
Демографический
Старение сельского населения, превышение смертности над рождаемостью
Ценовой
Низкий уровень закупочных цен на агропродовольственную продукцию при наличии высоких цен на средства производства, сохраняющийся диспаритет цен как между продукцией сельского хозяйства и промышленности, так и между растениеводческой и животноводческой продукцией
Снабженческо-сбытовой
Отсутствие эффективных связей по цепочке «производство – переработка – сбыт продукции», слабое развитие кооперативных связей между мелко- и крупнотоварными секторами
Социально-трудовой
Низкий уровень жизни сельского населения, разрушение базы социально-культурного развития, значительное число населения, работающего «вахтовым методом», отсутствие условий для становления в сельской местности всесторонне развитой личности, пьянство
Материально-технический
Отсутствие средств у значительной части населения на инвестирование, «старт» предпринимательской деятельности, слабая доступность к кредитным ресурсам
Вторым по степени остроты проблемы является ценовой фактор. Существует распространенное мнение, что в аграрном секторе преодолен диспаритет цен, а рост цен на продовольствие превышает рост цен на промышленную продукцию. Однако при этом не учитывается, что «пожинают» прибыль от роста цен, как правило, не сельскохозяйственные товаропроизводители.
Снабженческо-сбытовой фактор означает меньшую привлекательность мелкотоварного сектора как партнера для перерабатывающих предприятий, тогда как самим развивать современную переработку сырья семейным хозяйствам практически нереально.
Социально-трудовой фактор означает, что кроме демографических проблем развитие малых форм хозяйствования сдерживается непривлекательностью работы в сельской местности и низким уровнем жизни сельского населения.
Материально-технический фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования, сохраняется несмотря на некоторые успехи реализации и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Состояние сельскохозяйственной промышленности и предоставление лизинга не соответствуют потребностям производителей, а кооперация по совместному использованию техники слабо распространена.
По сравнению с крупными предприятиями малые формы хозяйствования (особенно ЛПХ) имеют неравные возможности к доступу информации, что ограничивает сферу их участия в рыночных отношениях. Поэтому целесообразно в региональном Министерстве сельского хозяйства создать отдел развития муниципальной экономики, а в структуре районных управлений сельского хозяйства (либо по «кустовому принципу») – агентства по информационно-консультационной поддержке малого предпринимательства, либо наделить отдельных сотрудников такими функциональными обязанностями.
С целью удовлетворения спроса на сельскохозяйственную технику и строительные материалы, посевной материал и молодняк скота, предъявляемый малыми формами хозяйствования в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, целесообразно создать с участием федерального бюджета механизм централизованного снабжения необходимыми ресурсами, при этом мониторинг потребности полностью ложится на муниципальный уровень.
Как показали исследования, внутри малых форм хозяйствования имеются резервы для их развития. Многие современные аспекты ведения эффективного сельскохозяйственного производства могут с успехом применяться и в мелкотоварном секторе, а доказательная база должна быть основана на применении статистических методов анализа, для чего следует более широко применять выборочный, дисперсионный и корреляционно-регрессионный методы анализа.
Решающим фактором повышения эффективности деятельности малых предприятий в сельском хозяйстве является поддержка их развития со стороны государства. Для этого необходимо, в первую очередь, решить проблемы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы (удобрения, тракторы, ГСМ, автомобили и т.д.). Поддерживаемая диспропорция цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию отрицательно сказывается на развитии малых форм хозяйствования. Поэтому одним из основных путей повышения эффективности производства в малых предприятиях сельского хозяйства является установление цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы промышленности на таком уровне, который обеспечивал бы успешное их развитие. Решение этой проблемы должно предусматривать дотацию со стороны государства за реализованную продукцию.
В целях стимулирования развития вертикальных сельскохозяйственных кооперативов целесообразно принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.
Поэтому целесообразно внести изменения в федеральные законы:
-«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса и разграничения упомянутых хозяйств и их государственной поддержки;
-«О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в целях упорядочения их землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки;
-«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях усилении защиты прав мелких землевладельцев.
Эффективное развитие производства продукции зависит от уровня материально-технической базы. Снижение трудоемкости работ в хозяйствах является одной из первостепенных задач. Например, личные подсобные хозяйства сегодня нуждаются в мини-технике для обработки приусадебных участков, в широком наборе технических средств для животноводства и переработки продуктов. Особое внимание должно быть уделено улучшению обеспечения ЛПХ высококачественными комбикормами.
Одной из главных предпосылок успешного развития малых форм хозяйствования являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.
Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.
В настоящее время Минсельхозом России формируется Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой члены кооперативов и потенциальные кооператоры смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Предполагается создание специализированных баз данных; издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы; проведение соответствующих научных исследований; организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности.
Реализация этих мероприятий позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации ее участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
Для осуществления этой работы целесообразно создание информационно консультационной службы развития кооперации как части (подразделения) единой системы ИКС АПК под эгидой Минсельхоза России и АККОР. Взаимоотношения между Минсельхозом России и АККОР, другими заинтересованными государственными органами могут строиться на основе специальных соглашений.
Предлагается двухуровневая модель информационно-консультационной службы развития кооперации. Звеном первого (высшего) уровня является федеральная служба при Минсельхозе России и АККОР. В нем может быть создан Федеральный учебно-методический центр по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ответственный за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития всей кооперативной системы.
Среди основных задач Центра:
– осуществление пилотных проектов по развитию малых форм хозяйствования и обобщение их результатов;
– консультирование сотрудников Минсельхоза России и других федеральных министерств и ведомств по вопросам организации регулирования кооперативного движения при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
– обучение и консультирование работников региональных ИКС и региональных учебно-методических центров;
– проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК».
Для успешного развития малых сельскохозяйственных предприятий необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях Минсельхозу России необходимо:
–разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для созданных федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
–предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
–расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти и преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центров.
4.3 Проект развития отраслей растениеводства малых форм хозяйствования
Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
Главным в планировании является не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. Планирование на уровне предприятия требует глубоких экономических знаний, умелого владения методологией и технологией планирования.
Под методологией понимается система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов.
Технология – совокупность конкретных методов и способов разработки планов как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязанности и преемственности.
Прогноз представляет собой обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления.
Урожайность культур планируют, принимая во внимание достигнутый ее уровень за последние годы, качество почв по полям и участкам, возраст многолетних насаждений, внедрение новой техники, агротехнических и других приемов. На основе запланированных площадей и урожайности определяют валовые сборы продукции. Затем уточняют, насколько валовые сборы смогут удовлетворить потребности хозяйства в планируемом году в соответствующих видах продукции. Подсчитывают расход ее на семена, для поставки по заключенным договорам, обеспечения кормами животноводства и сырьем собственных перерабатывающих производств, выдачи членам коллектива в счет основной платы и в виде дополнительных поощрений, продажи другими предприятиям в порядке бартерных сделок, на оптово-розничных рынках и др. При необходимости корректируют посевные площади и расход продукции для реализации.
Для определения плановой урожайности используем метод наименьших квадратов (экстраполяции). Данный метод позволяет установить не только тенденции, но и количественные выражения, изменяющиеся во времени. Для этого изучают показатели урожайности за несколько лет и выравнивают ряд ее динамики.[4]
Спрогнозируем урожайность по уравнению прямой:
Уt= а+b*t,
где Уt — расчетная урожайность, ц/га;
а – базисная урожайность, ц/га;
b– средний ежегодный прирост урожайности, ц/га;
t – порядковый номер года.
Здесь неизвестными являются aи b. Их определяют, решая систему линейных уравнений:
где n– количество лет, за которое изучается урожайность,
Y– фактическая урожайность по годам, ц/га.
Таблица 4.2 Расчет параметров уравнения прямой для прогноза урожайности яровой пшеницы
--PAGE_BREAK--