Реферат по предмету "Экономика"


Социально-экономическое развитие Китайской Народной Республики

Введение
Экономика КитайскойНародной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). ВВП в 2009 году равнялся$5,02 трлн. По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этомупоказателю. По ВВП с учётом паритета валют Китай на 2-м местев мире (по данным МВФ 10,1трлн. международных долларов в 2010 году, прогноз на 2011 год-11.2 трлн.), уступая только США.
Китай в начале XXI века является космическойдержавой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководствомКоммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет своюмногоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всехиностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие зарубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.
Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развиваетсобственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в СШАи Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такиепрогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии издравоохранение.

1.Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировойвойны
Население Китаясоставляет около 1,341 млрд. человек.Территория Китая на 65% состоит из гор, плато и возвышенностей. Больше половиныземельных угодий Китая подвергаются стихийным бедствиям, возможностей дляосвоения земель больше нет.
После второй мировойвойны экономика Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой характер. Главную рольиграло сельское хозяйство, где господствовали примитивные формы. Сельскоехозяйство находилось в состоянии упадка. Длительное господствофеодально-помещичьего строя с его отсталой, примитивной техникой, смногомиллионной армией безземельных и малоземельных крестьян сковывало производительныесилы деревни. Сельское хозяйство Китая сохраняло почти в неприкосновенностичерты, присущие ему уже сотни лет.
Удельный веспромышленности в валовой продукции в 1949 году составлял всего 30,1%. При этомна долю современных отраслей приходилось немногим более половины валовойпродукции промышленности, а остальные составляли кустарное производство имануфактура. В промышленности фабрично-заводского типа подавляющая частьприходилась на лёгкую и пищевую отрасли. Недостатки системы торговли в Китае былиследующие: чрезмерное единообразие форм товарного обращения с преобладаниеммонопольного хозяйствования государственной торговли, неритмичность, применениеадминистративных методов управления, чрезмерная централизация и жёсткостьуправления. Региональная замкнутость, неразграниченность административных ихозяйственных функций, многозвенность, длительные сроки обращения, высокиеиздержки и низкая экономическая эффективность.
На территории Китая,освобождённой Народно-освободительной армией, сразу же начинали проводитьсяаграрные преобразования. К осени 1949 года НОА освободила всю территориюСеверо-Западного и Центрального Китая.
1 октября 1949 годасессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК)провозгласила образование Китайской Народной Республики. В экономическойобласти решающими мероприятиями явились национализация имущества крупныхпредставителей монополистического капитала а также национализация крупныхлесных массивов, ирригационных сооружений, целинных и пустующих земель, водоёмови рек, крупных рудников и копей. Были национализированы все железные дороги,средства связи, банки. Национализация обеспечила создание государственногосектора, ставшего экономической опорой народно-демократического государства. В1950 году на долю государственного сектора приходилось 71,3% добычи угля, 100%добычи нефти, 74% электроэнергии, 97% производства стальных изделий, 45%продукции машиностроения, 44% хлопчатобумажной продукции, 43,6% шерстяной, 49%бумажной, 37% мукомольной промышленности.
Хозяйство страныпереживало разруху. Были выведены из строя почти все железные дороги, морской иречной транспорт. Народно-демократическое государство проводило огромную работупо восстановлению народного хозяйства. Самоотверженный труд рабочего класса сыгралогромную роль в деле быстрого восстановления промышленности, прежде всегоугольной, чёрной и цветной металлургии.
Для ростасельскохозяйственного производства огромное значение играла земельная реформа.28 июня 1950 года был принят закон, исходивший из принципов: опора на беднякови батраков, союз с середняками, нейтрализация кулачества. На этих основахликвидировалась феодальная эксплуатация в сельском хозяйстве.Революционно-аграрные преобразования осуществлялись в несколько этапов. Быласнижена арендная плата до уровня ссудного процента, крестьяне вовлекались вкрестьянские союзы, конфискованные помещичьи земли и имущество распределялисьсреди безземельных крестьян безвозмездно. К началу 1953 года более 300 млн.крестьян получили около 46,6 млн. га земли, сельскохозяйственные орудия и скот.Эти меры в короткий срок привели к положительным результатам, в важнейшихотраслях сельского хозяйства был достигнут довоенный уровень. За три года былиполностью восстановлены транспорт и связь.
Народная власть принималамеры для укрепления финансов и предотвращения инфляции. Была создана единаяобщегосударственная финансовая система, централизовано руководство финансами иденежным обращением, установлена государственная валютная монополия. Всоответствии с линией партии был разработан первый пятилетний план развитиянародного хозяйства КНР на 1953-1957 годы. Основой плана было крупноепромышленное строительство. В 1955-1956 гг. широкий размах получилисоциалистические преобразования во всех отраслях экономики. Сотрудничество ссоциалистическими странами облегчило китайскому народу получение оборудования,машин и материалов для промышленного строительства. 14 февраля 1950 года междуСССР и КНР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи.
В КНР была нехваткаквалифицированных промышленных кадров. Для решения этого вопроса была созданасеть промышленно-технического обучения, в которую были вовлечены сотни тысячрабочих. Более 1 млн. рабочих получили нужную техническую подготовку, 2,5 млн.рабочих и служащих повысили свою квалификацию. С целью увеличения подготовкитехнических кадров расширяли технические вузы. Были организованы новые научныеучреждения. В первой пятилетке были созданы новые для Китая отраслипромышленности, такие как автомобилестроение, тракторостроение, транспортноемашиностроение, станкостроение, производство энергетического иметаллургического оборудования. Высококачественных легированных сталей.Заложена основа авиастроения. В результате выполнения первой пятилетки удельныйвес современной заводской промышленности в валовой продукции народногохозяйства повысился с 26,7% в 1953 году до 40% в 1957 году. В валовой продукциипромышленности в 1957 году доля производства средств производства составилаболее половины. Среднегодовой темп прироста промышленности продукции достиг18%.
В сельском хозяйстветакже прошли реформы. В 1955-1956 годах развернулось движение за кооперированиекрестьян. Проведение кооперирования расширяло возможности ирригационногостроительства. За первую пятилетку удельный вес орошаемых земель намного вырос.В 1949 года орошаемые поля составляли 20,7% сельскохозяйственных угодий, а в1957 году уже 31%. Положительными факторами развития сельского хозяйства былимеханизация сельскохозяйственных работ, внедрение новой агротехники, применениеудобрений. Капиталистическая промышленность и торговля были преобразованы путёмиспользования различных форм государственного капитализма. Уровень воздействиягосударства на капиталистические хозяйства возрастал по мере перехода низшихформ государственного капитализма (заказы на переработку сырья, готовуюпродукцию) к высшим формам (смешанные государственно-капиталистическиепредприятия). В конце 1955 года ЦК КПК (Центральныйкомитет Коммунистической партии Китая) взял курс на сплошное преобразованиечастной промышленности и торговли. В качестве стимула представителинациональной буржуазии установили высокую заработную плату, 45% годовых бывшимвладельцам предприятий за национализированные средства производства насмешанных государственно-капиталистических предприятиях. С 1953 года быливведены централизованные плановые заготовки и распределение зерна, хлопка,растительного масла.
Итогом этих реформстало доминирующее положение государственного сектора в народном хозяйствестраны.

2.Проблемы и итоги “большого скачка” и ”культурной революции”
С 1956 по 1958 гг.Китаем проводилась политика «большого скачка». Задачей её являлось резкоподнять уровень обобществления средств производства и собственности. Ставилисьнереальные экономические задачи и высокие производственные задания. Ставкаделалась на революционный энтузиазм масс, а материальную заинтересованностьосуждали, как проявление ревизионизма.
В сфере экономикиширокое распространение получили ошибочные левацкие тенденции, были допущенысерьёзные промахи в хозяйственных решениях и руководящих идеях. Сначала вдеревнях, а потом и в городах стали насаждать «народные коммуны», куда вкраткие сроки были вовлечены 99% крестьянских дворов страны. Общей идеей былскорейший переход к экономике единой общенародной собственности.
Управленческие правапередавались низам, на местах формировались самостоятельные хозяйственныесистемы. В 1957-1958 годах методом «внезапного удара» 88% предприятий иорганизаций центрального подчинения были переданы в подчинение местным органамвласти. Расширение управленческих полномочий предприятий привели к анархии,поскольку предприятия неэффективно использовали свои права в погоне за высокимипоказателями.
В сфере распределениянасаждалась «уравниловка», нарушился принцип распределения по труду.Предавались забвению принципы планомерного развития производства, ломалисьсложившиеся специализация и кооперирование. В целом из-за левацких ошибок вруководящих идеях и просчётов в макроэкономических решениях данная попытка реформыхозяйственной системы оказалась неудачной. Народному хозяйству был нанесёногромный ущерб.
С 1960 года началсяотход от политики «большого скачка». Некоторые ошибки в сельском хозяйстве былипризнаны официально, предпринимались попытки их исправить.
В 1961-1965 годахреформа хозяйственной системы была нацелена на выправление тяжёлой ситуации,созданной «большим скачком». Главное содержание реформы состоялся в следующем.При ведущей роли общенародной собственности была восстановлена и развитаколлективная экономика, низовой хозрасчётной единицей сельских народных коммунстала производственная бригада, существовала индивидуальная экономика в городеи деревне, была разрешена торговля на коллективных рынках. Усилилось единоецентрализованное управление народным хозяйством, введён контроль заинвестициями в основные фонды за счёт средств мест. Стали использоватьсяэкономические рычаги, разработаны различные положения по вопросам управления,усилен хозяйственный контроль. В экспериментальном порядке создавались тресты,предпринимались попытки управлять экономикой через хозяйственные организации,материальными ресурсами снабжались по экономическим районам, создавалиськомпании по услугам в области средств производства, внедрялись две системытруда, две системы образования. Реформа была в основном направлена навосстановление и развитие народного хозяйства. Однако существовал и рядпроблем. Некоторые отраслевые ведомства вернули в своё подчинение слишкомбольшое количество предприятий, преобладали административные, а неэкономические методы управления, распределение материальных ресурсов былослишком централизованным, структура собственности и методы хозяйствованияоставались единообразными.
В 1966 году в Китаеначалась «культурная революция», продолжалась 10 лет до 1976 года и явиласьсдерживающим фактором для экономического роста. Страна потеряла 500 млрд.юаней. Особенностью экономической системы являлась сверх централизация. Рольгосударства была абсолютной в экономике и других сферах жизни общества. Промышленныепредприятия не могли эффективно распоряжаться своими человеческими,финансовыми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытомтоваров, поскольку все деловые операции производились в соответствии с указамисверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всюпроизведенную продукцию по ценам, установленным самим государством. Доходыпроизводства изымались государством, а расходы покрывались. Произволгосударственных чиновников порождал бюрократизацию общества. Товарный дефицитвошёл в норму. Принцип уравнительности вошёл во все сферы жизни, заработнаяплата выдавалась без учёта личного вклада работника и была минимальной.Жизненный уровень населения был крайне низок. Продукты распределялисьпосредством карточной системы. Возник «чёрный рынок», спекуляция.
В период десятилетнегохаоса 1966-1976 годы хозяйственная система Китая подверглась широким по сфереохвата изменениям. Они заключались в следующем. Массовое осуществление«перехода в условиях бедности», обрубание «хвостов капитализма». Вновь былорешено переходить от мелких коллективов к крупным, от коллективной экономики кобщенародной. Ограничить и ликвидировать индивидуальную экономику. Такжепроисходила слепая передача прав низам, несообразное расширение различныхполномочий мест. В 1969-1970 годах была осуществлена передача в управлениепровинций, автономных районов, городов центрального подчинения, 2600предприятий и организаций центрального подчинения. Материальное стимулированиеподвергалось критике, упрощалась система налогов, кредита, труда и заработнойплаты, ограничивалась регулирующая роль экономических рычагов, поощрялась«уравниловка». В целом в период десятилетнего хаоса крупномасштабные измененияв хозяйственной системе привели не к преодолению, а, напротив, к развитиюпрежних недостатков левацких ошибок периода «большого скачка». Они ещё болееусугубили состояние анархии в хозяйственной жизни, серьёзно повлияли наразвитие народного хозяйства страны.
3.Современный этап социально–экономического развития Китая
На 1 сессии ВСНП(Всекитайское собрание народных представителей) 4-го созыва в 1978 году прирассмотрении 10-летнего плана развития народного хозяйства КНР была выдвинутаграндиозная, но трудновыполнимая экономическая программа. В 1978 году, пытаясьвыполнить этот план, была фактически предпринята новая попытка «большогоскачка». Результат – обострение социально-экономических проблем. От 10-леткипришлось отказаться. С мая 1978 года развернулась острая полемика междусторонниками и противниками экономических методов управления экономикой. Этадискуссия подготовила предпосылки для решений IIIпленума ЦК КПК в декабре 1978 года, которые были восприняты как «поворотныйпункт» в социально-экономическом развитии страны. Был положен конец «культурнойреволюции» и с этого времени начинается отсчёт периода нынешней реформы в КНР.Особое внимание реформы было уделено сельскому хозяйству. Были намечены общиемеры по повышение её продуктивности и вовлечению крестьян в осуществлениепрограммы. Так в 1979 году началась широкомасштабная хозяйственная реформа, свнедрением различных форм подрядной ответственности, подворного подряда.Главные принятые меры:
· Восстановлениеи расширение прав самостоятельности хозяйственной системы,
· Восстановлениеприусадебного и семейного подсобного хозяйства и рыночной торговли,
· Повышениезакупочных цен на зерно и часть другой сельскохозяйственной продукции,
· Постепенноеосуществление различных форм системы производственной активности.
Эти меты привели кпостепенному восстановлению и развитию сельского хозяйства, деревня вышла иззастоя. В 1979 году был получен невиданный урожай зерновых. Далее рост зерновыхвозрастал, несмотря на стихийные бедствия. Значительные успехи в производствехлопка, масличных культур, чайного листа, сахароносов и мяса. Соответственноувеличились и доходы крестьянства. Расцвет экономики деревни явился основойулучшения китайской экономики.
В промышленностиреформа начала проводиться в качестве эксперимента. С конца 1978 года впровинции Сычуань на шести промышленных объектах ввели экспериментальные методыхозяйствования. Масштаб эксперимента увеличивался, вовлекая другие районыКитая. Анализируя опыт эксперимента, китайские специалисты разрабатывалихозяйственное законодательство. Перед китайскими экономистами стояли тризадачи:
· Научнаянесостоятельность левацких методов хозяйствования, нанёсших урон всемухозяйству Китая,
· Ограниченностьтрадиционных представлений о социализме,
· Новыепути строительства социализма.
На XIIсъезде КПК в сентябре 1982 года Дэн Сяопином поставлена цель за 20 летувеличить производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в четырераза. Предполагалось, что ВНП составит 1 триллион долларов. В декабре 1982 годана пятой сессии ВСНП был утверждён пятилетний план экономического и социальногоразвития КНР на 1981 – 1985 гг. В ходе выполнения этого плана произошлиположительные сдвиги в экономике страны. Успехи были достигнуты как в областисельского хозяйства, так и в производстве валовой промышленной продукции. Среднегодовыетемпы прироста 8,1% и 10,7% соответственно. Темпы роста экономики превысилизадания пятилетки. Повысился уровень жизни трудящихся. Среднегодовой рост ихдоходов составил 13% (при росте цен 9,3%). Доходы крестьян удвоились. Розничныйтоварооборот удвоился. Были отменены карточки на большинство товаров.Уменьшилось число безработных с 5,9% до 2%. Были сделаны существенные успехи внауке и технике. Успешно развивающаяся реформа сельского хозяйства с начала1985 года переносится и в город. К середине 1987 года реформой было охвачено 72города. Активизировалась внешнеэкономическая деятельность. Объём внешнейторговли в 1987 году был в четыре раза больше, чем в 1978 году. За 1979 – 1987гг. КНР привлекла 58,7 млрд. долларов зарубежных средств в форме займов икредитов, и 23,7 млрд. долларов прямых инвестиций. К середине 1989 года былоутверждено создание более 19 тысяч совместных предприятий. Но возникли и новыетрудности. В связи с недостаточно обоснованным планированием появились элементыстихийности в экономике. В погоне за сверхвысокими темпами капиталовложения восновные фонды и фонды потребления слишком резко возросли, эмиссия денегчрезмерно увеличилась, в итоге появилась нестабильность. Проблемой оставалсярастущий бюджетный дефицит. Поощрение индивидуального предпринимательства,рыночной деятельности привело к распространению духа стяжательства, ростуэкономических преступлений. Основной задачей промышленной реформы было решениепроблемы диспропорции в соотношении тяжёлой и лёгкой промышленности, развитиепроизводства предметов потребления. Было упорядочено обслуживающее направлениетяжёлой индустрии, совершён переход от обслуживания роста производства в даннойотрасли к обслуживанию сельского хозяйства и лёгкой промышленности путёмпоставок исходного сырья и оснастки к обслуживанию технического оснащениянародного хозяйства страны. Было упорядочено соотношение между накоплением ипотреблением, сужены чрезмерные масштабы капитального строительства в общемобъёме строительства. Эти меры улучшили пропорции между различными отрасляминародного хозяйства, улучшило жизнь людей. Произошёл значительный рост рядатоваров потребления, повысилось их качество, разнообразие.
В начале 1984 годаправительство выступило с призывом осуществить реформу в торговле, а такжереформы «каналов обращения». Наряду с сохранением руководящей ролигосударственной торговли в товарообороте требовалось активное развитиеколлективной и индивидуальной торговли. Требовалась реформа закупоксельскохозяйственной продукции государством. Необходимо было создание системытоварооборота, обладающей многими каналами, небольшим числом промежуточныхзвеньев и применяющей открытые формы, чтобы дать возможность товарам находитьпути реализации.
На очередной сессииВСНП в апреле 1986 года утвердили 7-летний план экономического и социальногоразвития на 1986-1990 гг. Планировалось обеспечить рост валовой промышленностии сельскохозяйственной продукции на 38%, и валового национального продукта на44%. Реформу разбили на два этапа: 1986-1987 гг. комплексный характер реформ,затем расширение сферы и углубление характера реформ. Намечалось осуществлениесистемы планирования с использованием трёх форм планового управления:
· Вотношении небольшого числа ключевых отраслей и предприятий, связанных свыпуском важнейшей дефицитной продукции в рамках национальной экономики. Этопроизводство осуществляется на основе директивных планов,
· Производствои выпуск на мелких предприятиях второстепенных видов продукции с учётомрыночной конъюнктуры,
· Направляющеепланирование в отношении предприятий и видов продукции, находящиеся между двумявышеуказанными категориями. Закону стоимости будет отводиться значительнобольшая роль. Одновременно равными темпами будут осуществляться реформы цен,налоговой и финансовой систем.
Наряду с успехами былии проблемы. Темпы развития экономики превысили рационально допустимые,результат – дисбаланс отраслей народного хозяйства. Низкий уровень жизни из-заинфляции. Осенью 1988 года китайское руководство объявило о начале новогопериода политики урегулирования, направленной на оздоровление экономическойсреды и наведение экономического порядка путём углубления экономическойреформы. Основные задачи на ближайшие 3-4 года были преодоление перегреваэкономики, создание эффективной производственной структуры, обуздание инфляции,создание системы контроля за развитием экономики.
С 1995 года реформыэкономической системы Китая вступили в новый этап, прорывы наблюдались во всехобластях экономики. Во время выполнения Восьмого пятилетнего плана развитиянародного хозяйства Китая (1991-1995 гг.) были достигнуты впечатляющиерезультаты. Ежегодно ВВП страны увеличивался в среднем на 12% и достиг 5773млрд. юаней (почти в пять раз больше, чем в 1978 году). Среднегодовой приростпродукции сельского хозяйства составил 4,1%, средний прирост промышленногопроизводства более 10% в год.
Новый этап реформпредполагает два решительных поворота:
· Отпланового регулирования перейти к рыночным отношением,
· Отэкстенсивных форм развития производства перейти к интенсивным.
К 2000 годупланировалось увеличить среднедушевой ВВП в четыре раза по сравнению с 1980годом. Смысл реформ в том, чтобы улучшалась жизнь народа, повышался уровеньматериального благосостояния. Первоочередные цели: модернизация сельскогохозяйства и реформирование государственных промышленных предприятий. Результат– вхождение в систему рыночных механизмов. Аграрно-продовольственная проблемастановится всё более острой. Площадь обрабатываемых земель в Китае с каждымгодом сокращается, а под объекты промышленного и дорожного строительстваотводятся высокоплодородные земли. Китайские руководители видят выход вукрупнении мелких хозяйств, в создании аграрно-промышленно-торговых комплексов,которые будут не только выращивать сельскохозяйственную продукцию, но изаниматься их переработкой и реализацией. Внедрение достижений современнойагрономической науки и техники, укрупнение мелких хозяйств позволят ускоритьмеханизацию сельского хозяйства, поднять уровень жизни крестьян. Системауправления государственными предприятиями так же требует перестройки.Реформирование крупных государственных предприятий – важная государственнаязадача. Государственные фабрики и заводы составляют основу национальнойпромышленности, однако они убыточны, требуют больших государственных дотаций ине могут конкурировать с частными и иностранными предприятиями. Некоторыекитайские экономисты считают, что государственные предприятия нужноприватизировать, но руководство страны не согласно с такой позицией.
Усиление руководящейроли КПК важно для обеспечения реализации всех программ. Предполагалосьпровести социалистическую модернизацию в три этапа: к 2000 году планировалосьувеличить в четыре раза валовую продукцию и добиться средних показателей жизнинарода; к 2021 году в честь 100-летия КПК – поднять Китай до уровнясреднеразвитой страны; к 2049 году к 100-летию КНР – превратить Китай всовременную высокоразвитую державу.
В настоящее времяэкономические преобразования в Китае продолжаются. Частный сектор находится подстрогим налоговым и инспекционным контролем, важнейшим фактором экономическогоразвития остаётся государственный сектор. На 2010год экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнавЯпонию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.

Заключение
экономика китай социальное
Бурныепроцессы обновлений охватили в 1980-е годы весь социалистический мир. Яркопроявились они и в Китайской Народной Республике, где основой преобразований вовсех сферах общественной жизни стала широкая и радикальная реформахозяйственной системы. Было достигнуто известное продвижение во всех трёхглавных направлениях реформы – перестройке, работе предприятий и превращений ихв относительно независимых товаропроизводителей, формировании единой рыночнойсистемы, замене прямого экономического контроля косвенным, опирающимся главнымобразом на экономические и правовые рычаги. Началось формирование рыночныхмеханизмов. Инициаторам реформ в Китайской Народной Республике свойственнарешительность, настойчивость в деле перестройки хозяйственной системы.Экономика Китайской Национальной Республики располагает огромным потенциаломоздоровления и развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.