Реферат по предмету "Философия"


Специфика политических конфликтов

Спецификаполитическихконфликтов
Извсех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов являетсяполитическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения,представляющие собой отношения господства и подчинения.
Всоциально-политическом смысле совокупность существующих в обществе позицийпредставляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе задоминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п. Существующая внедрах политического поля борьба есть политический конфликт за установлениегосподства в системе властных отношений, за сохранение или трансформациюсуществующих властных структур и системы государственной власти. При анализесущности и направленности политического конфликта необходимо учитыватьполитического спроса и политического предложения в каждый данный момент времении определяемую в зависимости от этого соотношения позицию в политическом полепартии или профсоюза.
Еслипредставить теоретические положения о сущности и роли политического конфликта,сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в обощенном виде, то следуетконстатировать, что в социальном пространстве, которым является общество,всегда существуют взаимодействия людей, включающие в себя как сотрудничество,так и конкурентность. Наиболее острые формы конкурентные взаимодействияприобретают в политическом пространстве, где объектом конфликта становятсяотношения доминирования, отношения господства и подчинения, воплощаемые вовластных отношениях и структурах. Политический конфликт представляет собойпроявление и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон(индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у другараспределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.
Основнымобъектом политического конфликта выступает политическая власть как способ исредство господства одного социального слоя (класса) над другим. В своейсодержательной сущности власть представляет собой способность и возможностьодного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и,навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощиразличных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, и т. п. Всовременном обществе власть представляет собой институционально оформленнуювозможность и способность определять, направлять и контролировать содержание иформы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельныхиндивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказыватьвластное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующихв данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политическойвластью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, апоследние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять ихгосподствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношениявласти есть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим иопределяются политические позиции различных социальных групп в обществе:политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих кэтим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которыеобладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, теже, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобыизменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именнопоэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которыхвыступает политический конфликт.
Лишенныевласти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою политическуюущемленность. Только постепенно, столкнувшись с несправедливостью, с более илименее замаскированным игнорированием их коренных интересов со стороны лиц илигрупп, владеющих властью, индивиды и группы, не обладающие властью, и потомувынужденные подчиняться другим, начинают осозновать противоположность своихинтересов интересам тех, кто осуществляет власть в обществе. Но для осуществлениявласти в обществе существуют определенные социальные институты: государство иего органы управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суди т. п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснитьназванные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные измененияв их структуре, содержании и направленности деятельности, а сделать это оченьтрудно, поскольку все эти институты опираются не только на силу права, но и нанасилие. Поэтому только концентрированными усилиями индивидов и групп,занимающих недоминирующее положение в отношениях власти, в отношенияхполитического господства и подчинения, можно добиться перераспределения властии изменения ее структуры, к чему и направлен политический конфликт.
Толькоосознав свои политические интересы, их противоположность интересам правящейверхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы, социальная группа,лишенная власти и вынужденная подчиняться другой, господствующей группе,получает возможность отобрать власть у последней. Но чтобы эти усилия носилиорганизованный и целенаправленный характер, социальная группа, ущемленнаясуществующей системой распределения власти в обществе, формирует политическиедвижения, организации, партии, нацеленные на борьбу с властвующей социальнойгруппой. Так возникает активно действующий субъект в складывающейсяполитической ситуации.
Взависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения конфликтующихполитических сил, эффективности или неэффективности выбранной лидерами соперничающихдвижений, партий, организаций стратегии и тактики борьбы, политический конфликтрано или поздно находит свое разрешение. Оно может быть весьма различным посвоим итогам, но три главных формы разрешения политического конфликта таковы:1) интеграция с соперником; 2) кооперация с соперником; 3) подавлениесоперника.
Длятого, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы,разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченномвиде, необходима его определенная типологизация, т. е. выделение основных типовполитических конфликтов.
Решающуюроль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политическихконфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политическийконтекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е. определенный типобщества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и,соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Наиболееконструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностейполитических конфликтов представляется такой методологический подход, которыйподразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа покритерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и обществаоткрытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известныйанглийский сооциальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытомобществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной –общностью,строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах«открытого типа», где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок ипозиций, политические конфликты приобретают легитимный,институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуютсявозможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, сменыправительства и т. п., не доводя их до стадии социального макроконфликта.
Десятилетнийпериод, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода кдемократическому «открытому обществу» побуждает сделать вывод о переходномсостоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикойистьорического развития и набором определенных отличительных особенностей. Вэтом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.
Обществопереходного типа – это общество, для которого характерны нелинейныесоциально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов.Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовалареальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно необладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощьюопределенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликтынередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резкорасширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретаютнецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чащеразрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, адеструктивные формы и функции.
Всеэто обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций политическихконфликтов.
Политическийконфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнятькак негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативныхфункций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своегоразвертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабитьполитическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующиеполитические силы.
Политическийконфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешнихусловиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третьянегативная функция политического конфликта заключается в том, что при резкомослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса,усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политическойсистеме может прорваться экстремистская группировка, способная своими активнымидействиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и еенарода.
Однаков современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точказрения, согласно которой политические конфликты носят действительноразрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особонеблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурногоразвития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой,развитой системой социально-политического представительства (правовоегосударство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданскоеобщество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможностьобеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политическойсистемы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям.Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современногополитического конфликта превалирующими становятся функции позитивные,конструктивные, созидательные.
Однаиз таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.
Наиболееважной конструктивной функцией политического конфликта является его способностьстать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще однапозитивная функция политического конфликта в том, что его развертываниепозволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.
Своеобразиесовременных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяетсяих конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классовогохарактера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальныхреволюциях, где, по словам В. И. Ленина, «кризис верхов», когда верхи не моглиуправлять по-старому, сочетался с «кризисом низов», которые не могли миритьсясо старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтноепротивостояние неизбежно приобретало «вертикальную» направленность: «низы»восставали против «верхов».
Всовременных же условиях, когда политические конфликты в большей своей частииндивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастныхили более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействиеразвертывается преимущественно по «горизонтали», где противостоят друг другуразличные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанноео вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний даетоснование для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
— «вертикальный» конфликт между существующей в данной социальной системе властьюи общественно-политическими силами, интересы которых не только не представленыв структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях иподавляются.
— «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по поводу объемавластных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.
Разнообразиесодержания и функций политических конфликтов, форм их проявлений органическисвязано с многообразием их детерминации. Большинство конфликтологов в качестверешающей причины политических конфликтов выделяет группу объективных социальныхфакторов. К ним относятся, в первую очередь, реально существующие в обществеотношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы,социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, дают возможностьудерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия иреализовывать тем самым свои коренные политические, экономические и иныеинтересы, а другие, напротив, отделены от власти, не дают возможностисоответствующим индивидам и слоям реализовать свои интересы в политике,экономике культуре и т. п. Такое размежевание и противостояние позиций,интересов, потребностей в осуществлении властных отношений и т. п. чаще всегодетерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто владеетвластью и осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти ипоэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп,организаций, партий и т. п.
Второйдетерминантный узел в возникновении политических конфликтов составляют коренныерасхождения политических идеалов и предпочтений, целостных ориентацийиндивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего возникаютв тех странах, где противоборствуют качественно различные представления о путяхреформирования политической системы общества, его государственного устройства,выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выходаиз кризиса. Причем острота полититческого конфликта определяется не толькомасштабами и силой противоборства конкурирующих политических групп, но игибкостью, эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующейсистемы власти.
Третьимдетерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций всфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами идентификацииграждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным,этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливаетсясущественное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной иполитической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего происходят вобществах переходного типа, где людям приходится осозновать себя гражданаминового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификацияразрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление новых,преимущественно групповых идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или«мы – православные» и т. п. Такое раздробление идентификаций приводит красщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов на частные,вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной,национальной и т. п. группы интересам других групп.
Четвертыйдоминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и причин возникновенияи развития политических конфликтов в обществе, заключен в самой политическойсистеме современного общества, в свойственной ей организации государственнойвласти, где исполнительная власть конституционными установлениями отделяется отзаконодательной и судебной властей. Это по своей сущности один из широко распространенныхтипов конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типуотносятся такие конфликтные разновидности:
— между законодательной и исполнительной властью;
— между государственно-правовой системой и политической оппозицией, стремящейсяэту систему изменить;
— между государством и отдельным политическим институтом;
— между государством и личностью.
Такойтип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современноммире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбыболее или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, ихинтересов, целей, устремлений.
Ещеодним широко распростроненным в современных политических системах типомполитического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущаясовременным обществам социальная стратификация получает одно из самыхсущественных своих проявлений в политических статусах, в которых фиксируется иартикулируются политические позиции определенных социальных групп, их роль вполитической системе. Политический статус социальной группы или отдельнойличности включает в себя: а) место в иерархии политической власти (властвующаяэлита, правящие круги, оппозиция, избиратели и т. п.); б) совокупность и объемстатусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусныхполитических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр,мэр города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможностьтех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политическойжизни и влиять на нее.
Политическаяроль, представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степениобусловлена сущностью последнего и реализует его в совокупности определенныхстандартов поведения, ожидаемых другими индивидами и их группами.
Всилу различия политических статусов и ролей существующая в обществестатусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия вэтих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения состороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные конфликтныеситуации перерастают в реальные политические конфликты.
Статусно-ролевыеконфликты в современном обществе весьма разнообразны. Это могут быть конфликтымежду политической элитой и массами, между властью и народом, между фракциями впарламенте, между различными партиями в борьбе за влияние на массы, междуобещаниями политического лидера, сформулированными им в борьбе запрезидентство, и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство больших масснаселения и т. п.
Нередкос двумя основными типами политических конфликтов, характерных для «переходных»обществ, к когорым относятся, во-первых, государственно-правовые конфликты,во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще несколько типовполитических конфликтов. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1.По областям развертывания существующие в политическом социальном пространствеконфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитическихконфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение,удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитойи оппозицией, между политическими партиями, между законодательной иисполнительной, между центральной и между властью.
2.По качественным характеристикам противостояний они разделяются на «конфликты снулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те конфликты, в которыхпозиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствиечего победа одной из них оборачивается поражением другой, могутхарактеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесьможет служить победа одного из претендентов на президентских выборах,исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те жеконфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимногосогласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевойсуммой».
3.По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее ревлизациивыделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому изэтих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами,обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами,лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликтымежду центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятсяконфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковымисубъектами и носителями властных полномочий: между законодательной иисполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
4.По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политическиеконфронтации подразделяются на институционализированные инеинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамкахдеятельности существующих в обществе социальных институтов – развитаядемократия, правовое государство, гарантированная конституционнымиустановлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельностьполитических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязяниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.
5.По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующихсторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытыеполитические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формахполитического действия – участие в выборах, политические забастовки иманифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т. п. Вотличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых отширокой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор,подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политическийшантаж и т. п.
6.По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликтыподразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из нихмогут служить отставка правительства или отставка министра, вызваннаяпротестами общественности в связи с его взяточничеством или другиминеблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколькодесятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт междуИзраилем и группой арабских стран.
7.По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются наа) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б)политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиямиотставки президента, правительства и т. п.; г) движение политического протеста;д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот,завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическаяреволюция – массовое политическое действие, приведшее к слому прежнейгосударственной машины и коренной трансформации политической системы; и)политический шантаж, т. е. угроза разглашения компрометирующих сведений ополитических деталях.
Каждыйиз типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способенсыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль вразвертывании политических процессов. Поэтому вожно знать эти особенности,чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьмаизменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список литературы
·Е.М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001
·В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию», Москва, 1995
·А. В. Глухова «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.