Реферат по предмету "Экономика"


Современный рынок труда и проблемы безработицы

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Рынок труда: занятость и безработица
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда
1.2 Сущность, виды и формы занятости
1.3 Сущность, формы и виды безработицы
Глава 2. Основные направления и реализации действии пообеспечению стабильности на рынке труда
2.1 Структура рынка труда
2.2 Анализ деятельности правительства Москвы посокращению и стабилизированию нынешней ситуации на рынке труда
2.3 Практические рекомендации посовершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Сфера труда – важная и многоплановаяобласть экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынокрабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественномпроизводстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеетпринципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живыелюди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделеныспецифическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными,религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенноевлияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются насостоянии рынка рабочей силы в целом.
На рынкетруда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, втом числе величина заработной платы, условия труда, возможность полученияобразования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок трудаотражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах(отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. вобщественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы идинамику безработицы.
Рынок трудапредставляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочейсилы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рыноквключает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и всеиндивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан состальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом,рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственныхи профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессепроизводства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности,от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должнаприсутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствованияспособностей работника к труду.
Кругпродавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входят и шахтер,нанимающийся для добычи угля под землей, и рок-певец, подписывающий договор напроведение концертов, и ученый, получающий деньги для проведения нужныхзаказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье заруководство определенной сферой деятельности.
Испытываяпотребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, болеевысоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которомуон мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе нарабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будетпроисходить социальное и экономическое развитие общества, основанное нарыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с однойстороны, и нанимателей – с другой.
Рынок труда – совокупность экономических июридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги назаработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить вобмен на трудовые услуги. На данный момент времени это очень актуальная тема,так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики.
Актуальность даннойработыобусловлена тем что, в связи со спадом производства в целом по России положениена рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилосьтакое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезныесоциальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источникдоходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Этимобъясняется актуальность выбранной темы.
Целью работы является анализрынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования является рыноктруда
Предметом особенности современногорынка труда, его направления, основные механизмы реализации на практике
Задачи:
· Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функцийрынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
· Выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенныхгрупп населения;
· Оценить состояние рынка на сегодняшний день.

Глава 1. Рынок труда:занятость и безработица
 
1.1 Сущность, структура ифункции рынка труда
В самом общемвиде рынок — система экономических отношений между продавцами и покупателямитоваров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое игеографическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения,обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается икак механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
Каждое изназванных определений (система отношений, пространство, механизм) даетсущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок».Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг,кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности,связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данномрынке.
Среди рынковособое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений,поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовойдеятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночнойэкономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределенияобщественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости,по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структуройобщественных потребностей и форм собственности.
Существуетнесколько научных определений рынка труда, например:
Рынок труда —это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людямобменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которыефирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Рынок труда– это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, врезультате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Онвключает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рыноктруда большинство работающего населения получает работу и доходы[1].
Выведем одно,наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда — это социально-экономическаясистема, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных скуплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфератрудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы;наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда междуработодателями и наемными работниками.
Рынок трудаможно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий всесовокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос(общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить отекущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основнымихарактеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингентнезанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу илинеукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребностиэкономики в кадрах.
Текущий рыноктруда состоит из отдельных элементов:
1. открытый рынок труда – этоэкономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке ипереподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
2. скрытый рынок труда – это лица,которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращениемпроизводства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены безущерба для производства.
Оба рынкаимеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Функционированиерынка труда имеет ряд следующих особенностей, связанных с характером испецификой воспроизводства рабочей силы:
1. Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу отвладельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда,поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования ичастичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей втечение определенного времени.
2. Значительная продолжительность по времени контакта продавца ипокупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения ииграет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.
3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленнойсистемы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости ит.д.).
4. Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационнымуровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.
5. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любогодругого, вещного товара. Первый обмен начинается и сфере обращении товара —рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства изаканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг.Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
6. Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания иусловий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе ит.д.
Рынок трудакак система включает следующие элементы: субъекты рынка труда: правовые акты идокументы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынкатруда; инфраструктура рынка труда.
Основными субъектамирынка трудаявляются наемные работники и их объединения — профсоюзы,работодатели (предприниматели) и их союзы, государство.
Длянормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты,нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четкоопределяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностейк труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальноестрахование на случай потери работы и т.д.
Инфраструктурарынка труда— это система институтов, учреждений и организаций, занимающихсяпроблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда(государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структурысодействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации,фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.)[2].
Наличие ивзаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормальногофункционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условиядля выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:
1. организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
2. обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночноговзаимодействия;
3. установление равновесных ставок заработной платы;
4. содействие решению вопросов занятости населения;
5. осуществление социальной поддержки безработных.
 

1.2 Сущность, виды иформы занятости
 
Занятость: социально-экономическаясущность и ее основные характеристики.
Проблемазанятости населения является одной из важнейших социально-экономическихпроблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью,так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальныхблаг. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщуюэкономическую категорию, характерную для всех общественно-экономическихформаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала обществапредставляют не только экономический интерес, они являются и основнымипоказателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение кчеловеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Существуюттеоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость – этообщественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных иобщественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовойдоход. Практически занятость — это соотношение между числом трудоспособного населенияи числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсовобщества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинныепроцессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальныйхарактер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и всамовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степеньудовлетворения этой потребности при определенном уровнесоциально-экономического развития общества[3].
Современнаяситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики,следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогрессобщества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересычеловека в сфере труда.
Основныепринципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
1. Первый принцип — обеспечение свободы в труде и занятости,запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежитприоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
2. Второй принцип — создание государством условий для обеспеченияправа на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве иматериальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Согласнозаконодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими понайму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельнообеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью[4].
К незанятомунаселению относятсядве группы граждан:
1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного изсупругов, родителей и др.;
2) вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь,подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощьюслужб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающихпособие по безработице. Важно определить статус занятости для экономическиактивного населения, включая и безработных.
Обычноразличают пять статусов:
1) Наемные работники — это лица, работающие по заключенномуписьменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководствомпредприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получаютоговоренную при найме оплату.
2) Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельноосуществляющие деятельность приносящую им доход, не использующие либоиспользующие наемных работников только на короткий срок.
3) Работодатели — лица, управляющие собственным предприятием либоуполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом ит.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функциинаемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучиепредприятия.
4) Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающиебез оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5) Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, — этобезработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей имдоход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иномустатусу занятости.
По степениколичественного и качественного соответствия между потребностью экономики врабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятостьполную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную иоптимальную[5].
Полнаязанятость —это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающиеработать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом ипредложением рабочей силы.
Продуктивнаязанятость —это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства,внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительноститруда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивнаязанятость — это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачиваетсяобществом.
Свободноизбранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью ктруду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самомуработнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор междузанятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду[6].
Рациональнаязанятость — этозанятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения(перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом ихполовозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводстватрудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональнуюзанятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численностиэкономически активного населения.
Рациональнаязанятость определяется по формуле:
/>
где Зпр –продуктивная занятость; Зп – полная занятость.
Эффективнаязанятостьпредполагает способность общественного управления воспроизводитьсоциально-экономические условия развития работников, диктуемые критериямиобраза жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятостипредполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечиваетдостойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного ипрофессионального уровня для каждого члена общества на основе ростаобщественной производительности труда, а также экономическую и социальнуюцелесообразность рабочих мест.
Социальнополезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как вобщественном производстве, на военной службе, в органах МВД, ведущих домашнеехозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
Практическаяпотребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры)занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслямэкономики.
Выделяюттакже различные формы занятости — организационно-правовые способы, условиятрудоиспользования, группировка которых по отдельным признакам представлена вприложении 2. Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.
По способуучастия в общественном труде занятость населения можно подразделить назанятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость понайму представляетсобой отношения, возникающие между собственниками средств производства иработниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу вобмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельнаязанятость является относительно новой формой занятости населения. Это отношения(экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия вобщественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе,самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получениетрудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
По режимурабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени инеполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основываетсяна регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая внастоящее время составляет 40 часов в неделю[7].
Порегулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную,временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает,что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже —каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость наопределенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочнаязанятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагаетработу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означаетвыполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью полученияматериального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимноститрудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальнаязанятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальнаязанятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющаяисточником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
По условияморганизации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную инестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудовогопроцесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость — это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одногоработодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке втечение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за этирамки и включает следующие формы:
1. занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени,такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочеговремени и др.;
2. занятость, связанная с социальным статусом работников:самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
3. занятость на работах с нестандартными рабочими местами иорганизацией труда: надомный труд, «работники по вызовам»,вахтово-экспедиционная занятость;
4. занятость по нестандартным организационным формам: временныеработники, совместительство[8].
1.3Сущность, формы и виды безработицы
 
Вообще,проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологиобъясняли наличие безработных “плохим поведением” самих рабочих, то в новыхусловиях они заговорили о “несовершенствах” и этим объясняли возникновение исуществования “избыточного” населения.
Одним изсамых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынкомтруда и занятостью населения, является, как отмечалось выше, безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной,большей или меньшей части экономически активного населения, способной ижелающей трудиться,
Всоответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющийзанятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.
В России статусбезработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения вРоссийской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которыене имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости вцелях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»[9];кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаныграждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
Довольнотщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (втораяполовина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет количество истоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводитк относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и вэтом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполнекорректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, илихотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще болеевысокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличностьразвития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитиярыночного хозяйства. Выведение безработицы из циклического развития экономикистало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории.
В современнойэкономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая частьрыночного хозяйства. Она способствует:
1. улучшению качественной структуры рабочей силы, ееконкурентоспособности как товара;
2. формированию нового мотивационного механизма и соответствующегоотношения к труду;
3. повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человекас трудом;
4. наличию трудового резерва на случай необходимости быстрогоразвертывания нового производства.
В этой связибольшой интерес представляет классификация форм безработицы по различнымкритериям (табл. 1.1).

Таблица 1.1
Формы безработицы и иххарактеристикаКритерии классификации Форма безработицы Характеристика
1. Причины
возникновения
безработицы
Фрикционная
Институциональная
Добровольная
Структурная
Технологическая
Конверсионная
Циклическая
Региональная
Экономическая
Сезонная
Маргинальная
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.
Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы
Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать
Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства
Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования
Разновидность структурной безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом
Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств
Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях
Безработица среди слабо защищенных слоев населения 2. Продолжительность безработицы Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная
До 4 месяцев
4—8 месяцев
8—18 месяцев
Более 18 месяцев 3. Внешняя форма проявления безработицы
Открытая
Скрытая
Включает всех незанятых граждан, ищущих работу
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»
Логическимпродолжением предложенной классификации форм безработицы является ееструктуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным исоциальным признакам:
1. по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношениибезработных — женщин;
2. по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лицпредпенсионного возраста;
3. по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие,технические исполнители);
4. по уровню образования;
5. по профессиональным и стажевым группам;
6. по уровню доходов и обеспеченности;
7. по причинам увольнения;
8. по ментальным группам.
При решениипроблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы(естественного уровня) безработицы — оптимального для экономики резерва рабочейсилы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональныеперемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностейпроизводства[10].
Абсолютноеотсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционнаяи структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественныйуровень безработицы.
Безработицавлечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Средиэкономических последствий безработицы можно назвать следующие:
1. недовыпуск продукции, недоиспользование производственныхвозможностей общества.
2. значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихсябезработными, поскольку работа является для них основным источником средствсуществования;
3. снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающейконкуренции на рынке труда;
4. увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимостисоциальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д[11].
Помимо чистоэкономических издержек безработица имеет и значительные социальные ипсихологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чемэкономические. Основные среди них следующие:
1. усиление политической нестабильности и социальной напряженности вобществе;
2. обострение криминогенной ситуации, рост преступности, посколькузначительное число правонарушений и преступлении совершается неработающимилицами;
3. повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистыхзаболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
4. деформация личности безработного и его социальных связей,выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан,потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений ираспадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствиябезработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и послетрудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, что требуетзначительных усилий по реабилитации безработных.
Экономическиеи социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, чтоэто достаточно опасное для общества и для личности явление, требующеепроведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидациюпоследствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение еенеконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.
 

Глава 2. Основные направления иреализации действии по обеспечению стабильности на рынке труда
труд рынок занятостьбезработица
2.1 Структура рынка труда
 
Рынок труда2009 оченьсильно изменился за последний год, виной этому мировой финансовый кризис. Еслираньше рынок труда стабильно рос вместе с экономикой, люди брали кредиты,покупали квартиры, машины, бытовую технику и спрос на специалистов значительнопревышал предложения, то сейчас все иначе. По всей стране идет массовоесокращение персонала, в разных отраслях, но больше всего в банковском секторе истроительстве.
Структурарынка труда 2009 значительно отличается даже от прошлого 2008 года. Если раньшенаиболее оплачиваемые профессии были строители или банкиры, то сейчас студентови абитуриентов уже не так привлекают эти профессии. Нынешнее положение рынкатруда сейчас показывает, что наиболее привлекательная работа, даже для бывшихуспешных менеджеров, это госслужба. Действительно, работа в госслужбе сейчасможет стать хорошим шансом, чтобы сделать карьеру.
Если раньшеведущие менеджеры получали зарплаты более 3,5 миллионов долларов, то рыноктруда 2009 уже диктует свои правила и не только ведущим менеджерам. С 2009 годапособия по безработице составляют от 850 рублей до 4900 рублей. Определениеразмера пособия по безработице зависит, прежде всего, от того, когда и как васуволили. Минимальный размер пособия по безработице выплачивается гражданам,которые ищут работу первый раз, после 1 года или граждане, которые были уволеныза нарушение дисциплины.
Но такжесуществуют общее и специальное определение размера пособия по безработице, этозависит, главным образом, какой у вас стаж и по какой причине были уволены. Втаком случае размер пособия по безработице будет различаться. Предположим,работник был уволен без основательно, то определение размера пособия побезработице будет следующее: Вначале, в течении 3 месяцев, будет выплачиваться75% от среднемесячного заработка, откуда его уволили. Следующие 4 месяца — 60%.Свыше 7 месяцев, безработный, будет получать 45%, от среднемесячного заработка.Но какая бы не была зарплата, пособие будет не меньше минимального и не большемаксимального, то есть не выше 4900 рублей. При определении размера пособия побезработице, учитывается только официальная часть зарплаты, так называемая«белая» оплата труда[12].
Сезонноеснижение безработицы в летние месяцы вот-вот сменится в новым всплескомувольнений. При этом тяжелое финансовое положение предприятий не оставляетнадежд на появление новых рабочих мест. Десяткам регионов страны угрожаетзастойная безработица, к которой население уже не сможет адаптироваться за счетсохранившихся сбережений.
Официальныйуровень регистрируемой безработицы, который снижается в последнее время,вырастет после окончания летнего сезона, возможно, что в начале сентября произойдетнекоторое увеличение обращений в службы занятости и соответственно рострегистрируемой безработицы»/
По итогам2009 года уровень официально зарегистрированной безработицы, по прогнозуРоструда, может составить 2,6 млн. человек. В то же время фактическаябезработица, определяемая прямыми опросами населения по методике Международнойорганизации труда, значительно превышает 7 млн. человек и может перевалить кконцу года, по мнению некоторых экспертов, и за 10–12 млн. человек. «Посостоянию на май общий уровень безработицы составлял около 7,7 миллионачеловек. Думаю, что сейчас он несколько ниже».
«Особыхизменений на рынке труда до конца года ждать не следует. Сокращения будутпродолжаться с теми же темпами, которые мы наблюдаем сегодня. Резерв для ростабезработицы существует. По данным мониторинга Минздравсоцразвития, численностьработников, находившихся в простое, в отпусках без сохранения заработной платы,работающих неполное рабочее время, составляет около 1,7 миллиона человек. Общаячисленность безработных не превысит до конца текущего года 8–9 миллионовчеловек, а численность зарегистрированных в службе занятости населениябезработных – 3 миллиона человек.
ЭкспертыВсемирного банка и Роструда называют ситуацию на рынке труда сложной, ностабильной. По их расчетам, на сегодня рабочих мест лишились 3,4 млн. человек.А в 31 регионе России число уволенных увеличилось более чем в 2 раза присреднероссийском росте в 1,6 раза. В результате кризиса сильнее пострадалирегионы с благополучной докризисной ситуацией на рынке труда. Адаптация рынкатруда к спаду производства идет по трем основным направлениям: сокращениезанятости, снижение реальной заработной платы и сокращение рабочего времени. Запрошедший год занятость сократилась на 5%, реальная заработная плата – всреднем на 4%. Кроме того, предприятия существенно расширили масштабыиспользования сокращенного рабочего времени.
Уровеньзарегистрированной безработицы, т.е. соотношение числа безработных, официальнозарегистрированных в органах государственной службы занятости, к экономическиактивному населению, составляет в августе 2009 года 0,88%.
Другимпоказателем, характеризующим ситуацию на рынке труда, является уровеньбезработицы, рассчитываемой по методологии Международной Организации Труда(МОТ). В соответствии с этой методологией к безработным относятся не толькограждане, официально зарегистрированные на бирже труда, но и граждане, неимеющие какого-либо занятия и активно его ищущие. Численность граждан,активного ищущих работу, определяется на основе выборочного обследования семейс последующим распространением на все население.
Это скорееопрос по принципу самоидентификации конкретной личности, а не по системе ееэкономической востребованности.
Такимобразом, превышение безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, над уровнемзарегистрированной безработицы связано с различием методик отнесения граждан ккатегории безработных.
Вместе с темэксперты считают, что неполная занятость лишь маскирует реальные проблемыбезработицы и снимает нагрузку с федерального бюджета. Ведь находящиеся внеоплачиваемом отпуске граждане не могут обратиться за пособием по безработице.
Международнаяорганизация труда опровергает заявления российских властей о том, что пикбезработицы в стране пройден. К концу года, по прогнозам МОТ, уровеньбезработицы достигнет 12%. Причины очевидны: экономика продолжает падать.
За последниедве недели число зарегистрированных безработных в стране уменьшилось на 46тысяч человек. И, хотя это капля в море (в стране сейчас 2,2 млн человекофициально не имеют работы, а по методике Международной организации труда,общее число безработных граждан на начало мая достигает 7,7 млн человек –10,2%), российские власти спешат делать оптимистичные выводы. «Пик ростабезработицы пройден», – заявил накануне Владимир Путин. Вице-премьер РоссииАлександр Жуков также на днях сообщил, что количество официальнозарегистрированных безработных к концу года может снизиться до двух миллионовчеловек, хотя официальный прогноз Минздравсоцразвития – 2,8 млн.
Эксперты неразделяют этот оптимизм. Международная организация труда ожидает, что к концу2009 года показатель безработицы вырастет до 12%. По прогнозу директорадепартамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, уровень безработицы кконцу 2009 года достигнет 11–12%, или 8,5–9 млн. человек.
Некотороеулучшение на рынке труда, наблюдаемое в последние недели, носит временныйхарактер.
Цифрывидимого «спада безработицы» объясняются тем, что сельскохозяйственные работы всамом разгаре и временно часть рабочей силы поглощена ими. Впрочем, власти,несмотря на оптимистичные заявления, также не исключают скачка безработицы,когда летнее оживление на рынке труда сойдет на нет. «Наша задача – добиться,чтобы осенью не произошел новый всплеск безработицы», – предупредил Путин.
«Осенью,поскольку экономический спад продолжается и никаких мер по оживлению экономикине предпринято, может быть и вторая волна сокращений»,
Единственное,что может спасти падающую экономику, а вслед за этим и падающий рынок труда,это осенний рост цен на нефть. Если его не будет, нового всплеска безработицыне избежать.
Премьер-министрВладимир Путин считает возможным увеличить финансирование программ занятости изфедерального бюджета в 2010 году.
«Следующийгод будет тоже непростым, в том числе и на рынке труда. Нужно предусмотретьнеобходимые ресурсы для продолжения этих программ, а может быть, даже поувеличению (финансирования)», — заявил Путин в понедельник на заседаниипрезидиума правительства[13].
“Экономическийспад заставил москвичей отложить в сторону амбиции при поиске работы и далвозможность работодателям сэкономить на зарплатах. Однако спрос на настоящихспециалистов по-прежнему высок.
Наканунестоличные власти признали, что не могут справиться с растущим потокомбезработных. Им не хватает финансовых средств на выплату пособий побезработице. “Рост числа безработных из-за кризиса повлек за собой и увеличениерасходов по выплате пособий безработным гражданам. Сегодня у нас существуетнедостаток средств для выплаты пособий для покрытия этого дефицита будутнаправлены 500 миллионов рублей из федерального бюджета.
Темп приростачисла безработных в Москве к концу апреля замедлился по сравнению с началомэтого года и составляет порядка 1,6 тысячи человек в неделю, число официальнозарегистрированных безработных в столице достигает 48,1 тысячи человек, или0,7% экономически активного населения.
При этом настоличном рынке труда насчитывается свыше 231 тысячи вакансий, однако приемлемыдля москвичей лишь 92 тысячи из них доля вакансий типа “строитель со знаниемнескольких иностранных языков” на московском рынке труда составляет почтиполовину заявок. “Все мы понимаем, для кого размещаются такие вакансии сзарплатой на уровне прожиточного минимума. Таких вакансий в столичном банкеданных почти половина”, столичные власти в данном случае бессильны чтоб оказатьвлияние на качество тех вакансий, которые размещаются.
В органахгосударственной службы занятости потребность в работниках для замещениясвободных рабочих мест (вакантных должностей) по состоянию на 14 августа т.г.составляла 199,8 тыс. единиц, что на 23,4 тыс. единиц больше, чем на началотекущего года.
В структуребезработных преобладают работники оптовой и розничной торговли, обрабатывающихпроизводств, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой ипредоставлением услуг, в строительстве, на транспорте и связи, игорном бизнесе,финансовой деятельности, предоставлением прочих коммунальных, социальных иперсональных услуг.
Средипрофессий и специальностей, на которые сохраняется устойчивый спрос средиработодателей и открыты вакансии, преобладают специальности подсобногорабочего, водителя автомобиля, уборщика производственных и служебных помещений,дворника, маляра, оператора ЭВМ, грузчика, продавца продовольственных товаров,милиционера, медицинской сестры, менеджера, охранника.
Сейчас однаиз главных задач, которую мы решаем – достичь сбалансированного спроса нарабочую силу организаций и предложений со стороны службы занятости.
Пока ещепотребность в работниках для замещения вакантных должностей в 3,4 разапревышает количество безработных граждан.
Чтобы достичьбаланса службой занятости организуется профессиональное переобучение. Посостоянию на середину июля 2009 г. по направлениям службы занятости к немуприступили 4 тыс. безработных граждан, из них 2,5 тыс. человек в настоящеевремя продолжают обучение.
В настоящеевремя Правительство Москвы проводит работу по мониторингу наличия вакантныхдолжностей в подведомственных бюджетных учреждениях. Сведения о вакансияхиспользуются для дальнейшего трудоустройства молодых специалистов.
Общееколичество зарегистрированных безработных по состоянию на 14 августа т.г.достигло 58,3 тыс. человек. При этом в последнее время их количество прирасталонезначительно — на 0,9 тыс. человек в течение июля т.г. и 0,5 тыс. человек – запервую половину августа т.г. Для сравнения – в январе т.г. – на 5,6 тыс.человек, февраль – 8,5 тыс. человек, март – 7,1 тыс. человек, апрель – 6,4 тыс.человек.
В то же времямы понимаем, что такое незначительное увеличение безработицы в июне-августеможет объясняться сезонным фактором и «скрытым» уровнем безработицы, прикотором ряд предприятий не производит сокращения штатов, а сокращает рабочуюнеделю.
Уровеньзарегистрированной безработицы от экономически активного населения по состояниюна 14 августа составил 0,88%.
Численностьуволенных граждан с начала периода наблюдения (октябрь 2008 г.) нарастающимитогом составила 42,0 тыс. человек, из которых трудоустроено 11,4%.
Численностьработников, намеченных к высвобождению в сентябре 2009 года, ожидается вколичестве 3,9 тыс. человек.
Численностьработников занятых неполное рабочее время, находящихся в вынужденных отпускахсоставило 47,4 тыс. человек.
Наиболеевостребованные специальности — водитель автотранспорта (8 тысяч предложений),слесарь (5 тысяч) и подсобный рабочий (4,6 тысячи). Кроме того, сохраняетсяспрос на уборщиков, монтажников, сварщиков, электромонтеров, каменщиков,плотников и поваров. Из более квалифицированных специальностей востребованыспециалисты по продажам, медсестры и врачи. Зато секретари, офис-менеджеры,финансовые менеджеры и пиар-специалисты сейчас мало кому нужны.
Ситуацияпродолжает оставаться напряженной. Количество резюме на интернет-порталах попоиску работы превышает количество размещенных вакансий примерно в 10 раз. Этимпользуются работодатели, предпочитая нанимать самых квалифицированныхспециалистов за довольно скромные деньги.
Отметим, чтопо данным опросов, почти треть москвиче, потерявших работу, готова переехать изМосквы в регионы, если там им предложат достойную занятость.
Лучше всегодело с трудоустройством обстоит в Еврейской автономной области, РеспубликеТыва, Астраханской, а так же Сахалинской областях — там количество безработныхсократилось заметнее всего. А вот в Иркутской, а так же Нижегородской областях,Санкт-Петербурге, а так же Москве рост безработицы продолжается.
Объяснить этоможно тем, что основная масса вакансий в обеих столицах представлена непроизводственными предприятиями, а различными сервисами, а так жеразвлекательными организациями. Именно на их услугах россияне, а так же сталиэкономить в первую очередь, из этого следует прибыли ресторанов, кинотеатров,игорных заведений, банков, а так же страховых компаний упали заметнее всего.Как результат, вышеперечисленным организациям пришлось стремительно сокращатьштат. То же касается производителей, а так же продавцов дорогих товаров —автомобилей, ювелирки, недвижимости. К лету специалисты ожидают ликвидациимногих риелтерских агентств.
Впрочем,цифры могут не отображать реальной ситуации на рынке труда: просто в столицепроцедура постановки на учёт в службе занятости намного легче, чем в регионах —жителям районных центров жаль своих времени и сил на то, чтобы добираться доотделения службы занятости, простаивать в очередях и получать около 5 тысячрублей в виде пособия по безработице. Поэтому и цифры там такие обнадёживающие.
К тому же,общая статистика не отображает и так называемых «мнимых занятых». Тысячи людейне регистрируются на бирже труда и даже официально продолжают числиться наработе, но фактически не работают и, соответственно, не получают зарплат. Вобщей сложности в такой ситуации находятся 1 млн 553,4 тысячи россиян. 1 млн254 тысяч работают неполное рабочее время, 81 тысячу администрация предприятийотправила в отпуска, 218,4 тыс. человек вообще просиживают без дела по винеруководства компаний.
В общем,временно Минздравсоцразвития успокаивает, что рост безработицы незначителен,цифры остаются тревожными, да и прогнозы аналитиков оптимистичными не назовёшь.Если и стало меньше безработных, то только благодаря сезонным изменениям.Весной люди предпочитают тратить время на дачные дела и подготовку детей кэкзаменам, вот и не обращаются за пособием по безработице. В последнюю неделюапреля 94 организации Москвы подали в местную службу занятости сведения опредстоящем сокращении штатов. Согласно этим спискам, работы лишатся 2905человек.
Обсуждение вопросао безработице в условиях мирового финансового всемирный экономический кризисадля любого правительства — это почти как момент истины. Тенденция динамикироссийского рынка труда вроде бы улучшает настроение: в январе-феврале — ростбезработицы 9%, в марте-апреле — уже 1,6%.
Ноуспокаиваться рано, предупредил Путин. «Наша главная задача — не допуститьмассового роста безработицы в промышленно развитых регионах и ещё, к тому же,монопрофильных городах. Мы должны сохранить квалифицированные рабочие кадры,дать людям получить новую профессию или найти временный источник дохода, былосоздано более 1 миллиона временных рабочих мест. Около 220 тысяч работниковсмогут пройти переподготовку, 50 тысяч человек стажировку. Адресную финансовуюпомощь получат около 16 тысяч граждан, переезжающих для работы в другие регионыстраны», — сообщил премьер-министр.
Ситуацию нарынке труда контролируют в Минздравсоцразвития. И это касается не только числабезработных, но и ещё, к тому же, так называемой группы риска. Группа, со словглавы ведомства Татьяны Голиковой, становится меньше: «Прирост количестваграждан, которые находятся под риском увольнения, в последние недели составляет0,5%. В то время как в еженедельном мониторинге января-февраля эти данныесоставляли 20-25%».
Этойкатегории граждан тоже предлагается переобучение. Но проходить оно должнотолько на те специальности, которые будут востребованы после кризиса, напомнилПутин.
Вследующем году число безработных вырастет более чем в два раза. По прогнозудепартамента труда и занятости населения города, который был представлен навчерашнем заседании столичного правительства, этой осенью в городе можетпроизойти очередной всплеск увольнений. Несмотря на мрачные прогнозы,департамент, по информации мэра Москвы Юрия Лужкова, освоил только третьвыделенных ему из бюджета средств на создание новых рабочих мест. Впрочем, мэруже нашел один рецепт для спасения рынка труда столицы: квоту на мигрантов вследующем году уменьшат до рекордных 200 тыс. человек[14].
Заседаниегородского правительства было посвящено принятию программы содействия занятостинаселения Москвы на 2010 год. Глава департамента труда и, таким образом,занятости населения города Олег Нетеребский ничем не смог обрадоватьруководство города. По прогнозу его ведомства, число безработных в регионепосле наблюдавшейся летом некоторой стабилизации на рынке занятости осеньюснова возрастет. «В Москве еще есть резервы для высвобождениясотрудников», — аккуратно выразился чиновник.
Генеральныйдиректор «Финэкспертизы Консалтинг» Дмитрий Шустерняк полагает, чтоосенний всплеск безработицы в мегаполисе обусловлен объективными причинами:«Летом рабочих мест традиционно больше, экономика, преимущественно в сфересервиса, живее, а главное — потерявшие весной работу москвичи не искали ее влетний период. А вот осенью они будут это делать».
Вследующем году произойдет не легче, полагают в мэрии: общая численность безработныхв среднегодовом исчислении составит по реалистическому варианту 150 тыс.человек. Диапазон крайних — оптимистического и, таким образом,пессимистического сценариев — 120— 180 тыс. человек. сегодня, по официальнойстатистике, в городе 60 тыс. безработных.
ЮрийЛужков остался недоволен запланированным ростом безработицы в Москве.Первоочередная задача для нас — сохранение потенциала рабочих мест. Вторая —формирование новых точек приложения труда".
Впрочем,с формированием новых рабочих мест в городе тоже оказалось далеко не все впорядке. «На 2009 год вам было выделено 1,8 млрд рублей на создание 56,3тыс. новых рабочих мест, на в данный момент вы создали только 29 тыс., асредств использовали лишь на 30%, — сообщил Лужков. — Я хотел сделать вам замечаниепо этой слабой части работы в конце заседания».
Тенденцияк сокращению занятых будет продолжаться весь 2010 год". В качестве однойиз антикризисных мер Юрий Лужков назвал радикальное сокращение квоты наиностранную рабочую силу.
2.2 Анализ деятельности правительстваМосквы по сокращению и стабилизированию нынешней ситуации на рынке труда
ПравительствомМосквы создан Межведомственный штаб по вопросам занятости населения иобеспечения стабильной ситуации на рынке труда. На еженедельных заседанияхштаба, с участием руководителей органов исполнительной власти и профсоюзов,рассматриваются вопросы обеспечения стабильной ситуации в отраслях экономики ина конкретных предприятиях, соблюдения трудового законодательства привысвобождении работников, проблемы, связанные с привлечением и высвобождениемтрудовых мигрантов, другие вопросы, связанные с минимизацией негативных явленийна рынке труда, обеспечением социально-трудовых гарантий. Реализуютсямероприятия по содействию в трудоустройстве граждан, увольняемых из организацийв связи с сокращением численности или штата работников организаций дорасторжения трудового договора, оказанию предувольнительных услуг гражданам,организации консультационного пункта для военнослужащих. В целях минимизациинегативного воздействия финансового кризиса на рынок труда города Москвы вмарте т.г. Правительством Москвы принята Программа дополнительных мер поснижению напряженности на рынке труда, в рамках которой организуютсяобщественные работы, временно трудоустраиваются работники, оказавшихся подугрозой массового увольнения.
Цельпрограммы: принятие превентивных мер по снижению негативныхсоциально-экономических последствий возможного увольнения работников ипредупреждению роста безработицы в городе
Задачи программы:
1. повышение конкурентоспособности на рынке труда;
2. работников, находящихся под риском увольнения стимулированиесохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, втом числе общественных работ;
3. Закрепление на рабочих местах выпускников учреждений начального и среднегопрофессионального образования в целях приобретения опыта работы путеморганизации стажировки;
4. Основные мероприятия Программы в случае угрозы массовоговысвобождения (установление неполного рабочего времени, временная приостановкаработ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия повысвобождению работников);
5. Организация общественных работ в организациях города и насоциально значимых объектах для сотрудников, находящихся под угрозой массовоговысвобождения;
6. Организация стажировки для выпускников учреждений начального исреднего профессионального образования.
Уровеньрегистрируемой безработицы по данным Московской службы занятости населения вгороде Москве на конец 2008 года составил 0,35% экономически активногонаселения. По данным Мосгорстата на конец декабря 2008 года 65,0 тыс. человек,или 1,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные(по методологии Международной организации труда), что на 20,4% больше сентября2008 года.В условиях развивающегося экономического кризиса значительноусугубляется ситуация на рынке труда города Москвы, что сопровождаетсязначительным высвобождением работников.
В IV квартале2008 года на рынке труда города Москвы наметились следующие негативныетенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организацияхразличных видов экономической деятельности:
1. рост численности сокращенных из организаций работников;
2. увеличилось количество организаций, планирующих и проводящихмассовое высвобождение работников (ГОУ ВПО Московская медицинская академияимени И.М. Сеченова, ОАО МГТС Замоскворецкий центр услуг связи, ЗАО«Динамо-Плюс», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», ОАО«Квант», Федеральная таможенная служба Центральное таможенноеуправление, Московская северная таможня, Федеральная служба охраны РФ,войсковая часть N 1473);
3. введение режимов неполной занятости в организациях (ЗАО«Москабельмет», ООО «Московское учебно-производственноепредприятие N 13 ВОС», МОАО «Большевичка», ООО УК«МЕТАЛЛОИНВЕСТ»).
По состояниюна 31.12.2008 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении1136 организаций.
Общаячисленность граждан, предполагаемых к высвобождению, составляет 26,4 тыс.человек.
Профессионально-должностнойсостав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников,уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориямхарактеризуется следующими данными (в скобках — высвобожденные работники,обратившиеся в службу занятости), %:
1. доля руководителей, специалистов и технических исполнителей вобщей численности высвобождаемых работников — 60,4 (57,5);
2. доля руководителей (различного рода начальников, заместителей,менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов итехнических исполнителей — 41,8 (38,5);
3. доля инженеров в общей численности специалистов — 29,3 (26,5);
4. доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общейчисленности технических исполнителей — 65,5 (64,7);
5. в общей численности рабочих доля водителей — 8,6 (9,4); дворников,уборщиков — 10,0 (8,7); кладовщиков — 2,9 (3,5); рабочих слесарных ислесарно-сборочных работ — 9,0 (8,0).
Высокийобразовательный уровень — также одна из характерных особенностей структурыпредполагаемых к высвобождению москвичей. Показатели спроса и предложения нарынке труда города Москвы на конец 2008 года свидетельствовали о значительномпревышении количества вакантных рабочих мест, находящихся в банке данных службызанятости, над численностью безработных граждан (22,9 тыс. человек). Однако вIV квартале сформировались негативные тенденции, которые уже привели ксокращению в этот период количества вакансий и увеличению численностибезработных граждан, и они сохранятся на протяжении 2009 года. Сохранится изначительный дисбаланс спроса и предложения, который на конец годахарактеризовался следующими данными: 39% — вакансии для служащих, 61% — свободные рабочие места по рабочим профессиям.
В связи сизменением ситуации на рынке труда и предполагаемым увеличением числа обращенийграждан в органы службы занятости Правительством Российской Федерации приняторешение о снижении объемов привлечения иностранной рабочей силы. Так, приказомМинздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 777н городу Москве квота навыдачу иностранным гражданам разрешений на работу установлена в размере 392157ед., что на 21,5% меньше, чем планировалось.
С цельюуменьшения объемов привлечения в город иностранной рабочей силы московскойслужбой занятости осуществлялась работа по:
1. взаимодействию с работодателями по уточнению реальных потребностейгорода в привлечении иностранной рабочей силы ввиду сокращения объемовпроизводства, возникшего вследствие финансового кризиса;
2. активному направлению москвичей, граждан, находящихся под рискомувольнения, на переобучение по наиболее востребованным профессиям, по которымпланируется привлечение иностранных работников;
3. информированию государственных служб занятости населения субъектовРФ о свободных рабочих местах, на которые планируется привлечение иностранныхработников.
Источникомфинансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета,выделенные в виде субсидии городу Москве на реализацию мероприятий,организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в областисодействия занятости населения, средства города Москвы, средства работодателей.
Общий объемфинансирования Программы в 2009 году составит 416,2 млн. руб., в том числе:
1. субсидия федерального бюджета — 386,1 млн. руб. (92,8% от общегообъема финансирования);
2. средства бюджета города Москвы — 28,1 млн. руб. (6,7% от общегообъема финансирования);
3. средства работодателей — 2,0 млн. руб. (0,5% от общего объемафинансирования).
В результатереализации Программы будет обеспечена занятость:
1. после прохождения опережающего профессионального обучения — неменее 1,5 тыс. человек;
2. на временных рабочих местах в рамках организации общественных работне менее 13,1 тыс. человек;
3. на рабочих местах в рамках стажировки выпускников учрежденийначального и среднего профессионального образования — не менее 9,8 тыс.человек.
Реализациядополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамкахПрограммы позволит сдержать рост безработицы в городе Москве. Численностьбезработных граждан к концу 2009 года не превысит 40,0 тыс. человек, уровеньрегистрируемой безработицы составит 0,7% от численности экономически активногонаселения.
 
2.3 Практическиерекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере рынка труда
 
Учитывая сложность ситуации на рынкетруда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложениемрабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующихпервоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризацииэкономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития иразработать на этой основе концепцию профессиональной занятости ипрофессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Посколькуданная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной.Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов ирабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, ивыпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. Приэтом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистовотдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможногозамещения и потребности в нем в целом.
Необходимоопределить проекты государственной значимости, для которой в первоочередномплане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая вовнимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительныхфинансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном),и местном уровнях.
На основанииуказанных проектов и концепции профессиональной занятости должны бытьопределены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовкиспециалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие заданияучебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетныхпрофессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должныи финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовкипо тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условияхстановится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящегозамещения незначителен.
Несмотря навсю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительнодолжны быть, составлены программы высвобождения мало — и неквалифицированныхрабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиямтрудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимозакончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информацииГосударственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступлениеинформации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободномрабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует вкорне изменить философию отношения к Государственной службе занятости,сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости – это впервую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всегосводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантныерабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места(или даже ставить задачу), неразумно.
В частипереобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороныработодателей должна иметь социальный ориентир – заказ, и под него из числабезработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимосоздать максимально благоприятные условия со стороны государства для развитияколлективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы взначительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность нарынке труда.
Следуетупростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволилобы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальноеположение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможныепоступления в республику валютных средств.
Целесообразнопроработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос обэкономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия)лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионноговозраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Этосоздало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих всоответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройствамолодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лицапредпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широкоиспользоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижностиидти не хочет.
Нужнопоследовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит болееоперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличениязанятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочихмест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологическогопроцесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к томуже нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшиезатруднения при трудоустройстве.
В сложившихсяэкономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, дажезаконодательно), при котором преимущественное право на переподготовку каквнутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и инымобразом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости),а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины,воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебныезаведения (право первого места работы).
Необходимпоиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее«предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенноеулучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии,осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно,придется менять неоднократно.
Необходимоускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединенийнанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств,Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрахспециалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующеготрудоустройства.
Посколькуструктурная перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важнымявляется разработка программ обеспечения занятости по конверсионнымпредприятиям.
Необходимо,особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ пообеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должныпроявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвоватьсамые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающиедостоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона,развитии предпринимательского сектора.
На уровнерегионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численностиработников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.
Учитывая, чтомногие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразноорганизовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее)профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействиязанятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособностиработников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, ктосегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществленакак на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так ичерез службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии нарынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размерывыплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, посколькувысвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качествебезработного с двумя профессиями, что расширяло возможности еготрудоустройства.
Такимобразом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложнуюсистему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученностии управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и повертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Онв значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.
Послерассмотрения и анализа вышеизложенных проблем, без которых немыслимосуществование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, появляется возможныйв этой непростой ситуации ход решения, для нормального функционирования рынкатруда. Являются следующие конкретные шаги:
1. Необходимо использовать специальные меры воздействия на рыноктруда, которые способствовали бы сохранению занятости населения, сохранениюмотивации к труду, получению дополнительного дохода.
2. Организация временного трудоустройства для работников, оказавшихсяпод угрозой массового высвобождения, на общественные и временные работы.
3. Создание новых рабочих мест параллельно с уже существующими и неиспользуемыми. Расширение сферы услуг. Ввиду значительного падения уровня жизниспрос на услуги сокращается. Растут лишь услуги госсектора, что являетсянегативным явлением.
4. Дотации на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь маломуи среднему бизнесу и других мероприятия, требующие расходов из бюджета илисокращения поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы.
5. Переобучение кадров. Эта мера помогает, когда одни отраслиугасают, а другие развиваются, то есть при структурной перестройке хозяйства. Сейчасже идет спад во всех отраслях, который обусловлен мировым кризисом.

Заключение
Итак, нарынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большогоколичества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно впроизводственном секторе.
Кроме того,имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высокуровень безработицы.
Наконец,рабочая сила должна быть достаточно мобильной.
Ничего этогона отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороныработодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг. Уровеньбезработицы такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочаясила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачкамигосударства и невозможностью свободной миграции по стране.
Конечно,экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные.Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом.Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют правана жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектораэкономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременнонужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количествоэкономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе).Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно – онокак раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди,способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властейтребуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотнымпротекционизмом и излишним человеколюбием. Большинство населения любой страныспособно лишь занимать готовые рабочие места – и только малая часть можетоткрывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любомэкономическом подъеме. Это профессиональные менеджеры и управленцы – типичныепредставители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, ужераскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно среднийкласс – союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема(он-то его и обеспечивает).
В идеалеследует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рыноктруда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпыэкономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовойинфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидироватьпожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть иобеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточныхработников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточностьспособствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете,уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним изфакторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должнызаключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры науровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметьобязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы испособно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случаемогли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но егонеобходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполненияиндивидуальных и коллективных трудовых договоров – это то, чего сейчас нам нехватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели илипрофсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.
Минимальнаяоплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы –это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.
Есть еще однапроблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональнаямобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мыможем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы порегионам: дифференциация первой – более 20 раз, второй – 12. В Москве огромныйдефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесьсоставляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остромдефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочейсилы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тожепрямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь несрабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, –даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основныхпрепятствий для внутренней миграции – субсидирование оплаты жилья. Рынокофициально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальноежилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во многораз превышает, предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс.Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он неможет получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. Авозможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс – жесткоасимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередьблокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно,половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион впоиске работы. Другая половина населения – собственники жилья, это довольновысокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицуэто отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего,нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-тооблегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Нособственность все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должныпоощрять переход к аренде в жилищной сфере.
В завершениивышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуетсянесбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российскойэкономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости,применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранениядиспропорций и деформаций.

Список использованнойлитературы
 
1. ЗаконРФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) «О занятости населения вРоссийской Федерации»
2. КибановА.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2006. – 584с.
3. ЛещинскаяГ. Молодежный рынок труда. //Экономист, №8, 2006 г.
4. ЛипсицИ.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическоеобразование).
5. МатыцинаН. Обеспечение занятости населения. -М.: Экономист. № 4. -2007.
6. НиколаеваИ.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006. – 336с.
7. ОктябрьскийП.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-328с.
8. ОстапенкоЮ.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006 – 268с. – (Высшееобразование).
9. ПавленковВ.А. «Рынок труда.» М., 2007г.
10.  Фалина И.Т. Статистикарынка труда. М.: “Проспект”, 2008 год.
11.  Четвернина Т. Положениебезработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики,№2, 2006г.
12.  work-news.ru/
Новости рынка труда. Занятость, безработица, оплата труда.
13.  www.hrmonitor.ru/ HR Monitor — мониторинг рынка труда, аналитика.
14.  hr-anticrisis.ru/
Новости рынка труда | Антикризисное управление персоналом

Приложение 1
Классификациярынков труда
/>

/>/>Приложение 2
Классификация формзанятости
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.