/>
Лекция№8: Собственность и ее роль в системе экономических отношений
План
1.Сущность отношений собственности
2.Субъекты, объекты и формы собственности. Система отношений собственности
3. Собственностьи экономические системы
4.Приватизация
1.Сущность отношений собственности
Обыденное понимание собственности обычно связанно с имуществом,вещью, принадлежащим кому-нибудь, что например, находит свое выражение ввысказывании «продать свою собственность». С научной точки зренияэтот взгляд, высказывание не верно. Продать, иметь или приумножить можно толькообъекты собственности, но не собственность, поскольку собственность это невещь, а общественное отношение, характеризующее принадлежность вещи тому илииному лицу. Собственность, в самом общем определении, есть отношение междулюдьми по поводу принадлежности вещей. Оно проявляется в том, что один человек(или группа людей) относится к определенной вещи как к своей, а другие людиотносятся к ней как к чужой.
Место собственности в жизни общества можно показать, используяследующие утверждения: во–первых, собственность определяет всю системуэкономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.Во–вторых, именно собственность определяет место индивида, социальной группы,класса в жизни общества. В–третьих, существование и многообразие формсобственности приводит к росту производительности труда и эффективностипроизводства в силу конкуренции между ними (выживает и расширяет свое влияниенаиболее результативная форма собственности, а выигрывает от этого всё общество).
Различают экономическое (объективное) и юридическое (субъективное)содержание отношений собственности.
Собственность как определенное экономическое отношениесостоит из двух компонентов, либо имеет две стороны. Во-первых, отношениясобственности – это отношения между людьми по поводу определенного имущества.Они выражаются в присвоении этого имущества конкретным лицом и недопустимостипосягательств на имущество собственника со стороны третьих лиц. Во-вторых,отношения собственности – это отношения лица к присвоенному имуществу как ксвоему собственному. Собственник обращается с имуществом по своему усмотрению сучетом его потребительских свойств, а также необходимости соблюдения прав изаконных интересов других лиц.
Содержание экономических отношений собственности представляетсобой возможность определенных лиц использовать принадлежащее им имущество посвоему усмотрению и независимо от кого-либо, устраняя или допуская ксобственным материальным благам любых граждан либо объединений. Экономическоесодержание собственности раскрывается через объектно-субъектные отношения поповоду и в процессе производства, распределения (перераспределения, обмена ипотребления) экономических ресурсов общества.
Правовое содержание отношений собственности находитсвое выражение в праве собственности, когда объективные экономическиеотношения складывающиеся в обществе по поводу принадлежности благ, ресурсовзакрепляются в нормах права, которые всегда субъективны (посколькусоздаются отдельными индивидами).
Уже давно ученые поняли, что источником возникновения собственности,ее первоосновой является труд. Где нет труда, нет и собственности, где естьтруд, собственности не может не быть. «Хотя вода, бьющая из ключа, принадлежиткаждому, писал английский философ XVII в. Джон Локк, но кто же станетсомневаться, что вода, находящаяся в кувшине, принадлежит тому, кто ее набрал?Его труд взял ее из рук природы, где она была общей собственностью ипринадлежала одинаково всем ее детям, и тем самым он присвоил ее себе». Изэтого наблюдения учеными был сделан важный вывод, что именно труд превращаетвещи в чью-либо собственность и что с этой точки зрения труд есть присвоениеблаг в собственность субъекта труда. Следовательно, результаты труда не могутбыть «ничьими», именно поэтому распространенное утверждение, чтогосударственная собственность это «ничья» собственность, не более чемпроявление экономической неграмотности.
Наряду с утверждением, что основой собственности является труд, вэкономической науке возникло представление о собственности, характеризуемоевысказыванием П. Прудона: «собственность есть кража» (19 в.). Подобная точказрения опирается на многочисленные факты образования объектов собственностипосредством воровства и грабежа на протяжении всего средневековья и новоговремени, особенно в эпоху первоначального накопления капитала.
Отсюда следует, что собственность есть общественноеотношение, выражающее процесс присвоения благ посредством всех видов труда. Приэтом, если человечество в целом может преумножить свою собственность толькопосредством преобразования вещества природы, созидательного труда, то отдельныелюди и группы людей, включая нации и государства, могут этого достичь крометого путем захвата объектов собственности у других людей, или, попросту говоря,грабежа.
2.Субъекты, объекты и формы собственности. Система отношений собственности
В качестве основы процесса рыночногообращения собственности, как правило, используется классификация собственностив системе определений Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ):объекты, субъекты, формы и права собственности.
Объект собственности –пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества,вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или вкакой-то степени принадлежащий субъекту.
Объекты гражданского права,классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены нарис. 1
/>
Рис. 1. Объекты гражданского права вРоссийской Федерации
Структура объектов движимого инедвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколькокрупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимогоимущества.
/>
Рис.2. Виды недвижимого имущества
/>
Рис.3. Виды движимого имущества
собственность приватизацияэкономический
Движимые вещиГражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся кнедвижимости.
Субъект собственности –активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладанияобъектом собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РоссийскойФедерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация,субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица,граждане.
/>
Рис.4. Субъекты собственности
Форма собственности –это ее вид, определенный по субъекту собственности. Другими словами, формасобственности определяет принадлежность разнообразных объектовсобственности субъекту единой природы. В Российской федерации (ст. 212 ГК РФ) вравной степени признаются несколько форм собственности: частная,государственная, муниципальная и иная. Иные формы собственностивключают, как правило, формы смешанной собственности общественных и другихнекоммерческих организаций. Именно в группе форм смешанной собственности можнонайти многообразие современных хозяйственных образований, в том числе:
q совместныепредприятия (долевое объединение имущественных комплексов иностранных иотечественных собственников, в том числе государственных и муниципальных);
q кондоминиумы(объединенное имущество, подразделяемое на индивидуальные частные владения иразличные элементы совместной собственности);
q корпорации(объединение предприятий и обществ с различными уровнями юридической и хозяйственнойсамостоятельности) и др.
/>
Рис.5. Формы собственности
Т.о. фактически любой вид объектовгражданского права из различных форм собственности как товар может сформироватьсвой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразнойиерархической и разветвленной структурой, органами управления, их функциями,связями и отношениями, региональными и прочими признаками. В настоящее время нарынке собственности России обращаются достаточно активно только некоторые извозможных ее видов: недвижимость и ценные бумаги, хотя в экономически развитыхстранах на рынке представлены все формы и виды собственности (всевозрастающуюроль играет рынок интеллектуальной собственности).
3.Собственность и экономические системы
Экономическая система —это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе наоснове сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
В зависимости от преобладания той илииной формы собственности в экономике, выделяют 4 укрупненных типа экономическихсистем.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ) КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая - Стимул к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. Конкуренция Есть Нет Есть Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики, оружие и т.д.) Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения
+ Традиционная экономическая система. Отличительныеособенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология,в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов,преобладание ручного труда. Как правило речь идет об аграрных,сельскохозяйственных экономиках, в которых преобладающей формой собственностиявляется общинная собственность на землю. Все ключевые экономические проблемырешаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племеннымии даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизньюосуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей илифеодалов. В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась внекоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняютсяи в странах среднего уровня развития.
Для каждой экономической системы характерны свои национальныемодели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории,уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями, поэтомуговорят о многообразии моделей в рамках 4 основных типов экономических систем.
Наиболее известные национальные модели:
· Американская модель построена на системевсемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболееактивной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровеньжизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесьвообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительноститруда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом дляамериканской модели характерно государственное воздействие, направленное наподдержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
· Шведская модель отличается сильнойсоциальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенстваза счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченныхслоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов,зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП,причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно,это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физическихлиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая,что функция производства ложится на частные предприятия, действующие наконкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни(включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементовинфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
· Социальное рыночное хозяйство Германии(ФРГ). Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровскихвремен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким)возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуютсятак называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерскиехозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использованиипобудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
· Японская модель характеризуетсяопределенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработнойплаты) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижениесебестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировомрынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитиинационального самосознания, приоритете интересов нации над интересамиконкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы радипроцветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана сактивной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальнойстадии.
· Южнокорейская модель имеет много общего сяпонской. Это, в частности, относится к особенностям психологического складанаселения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своимобязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим дляобеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройкеэкономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая,тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценамина ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительскогоназначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулированияэкономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров намировом рынке. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развитиярыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовалосозданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, такназываемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. И наконец,еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес дляРоссии, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкомуи среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые срокисреднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской ияпонской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам врыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировымфинансовым кризисам.
4.Приватизация
Разгосударствление – это совокупность мер попреобразованию государственной собственности, направленных на устранениечрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие сгосударства большинства функций хозяйственного управления, передачусоответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальныххозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, чтогосударство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаютсямасштабы государственного предпринимательства, но государство остаетсяструктурным элементом смешанной экономики. Приватизация выступает одним измножества способов разгосударствления.
Процесс приватизации имеетдлительную историю, еще А. Смит более трех веков назад писал, что продажаземель могла бы принести значительную сумму денег; когда коронные (т.е.государственные) земли станут частными, они будут улучшены.
По мнению ряда экономистов,в любой исторической эпохе акт продажи государственного имущества в частнуюсобственность можно считать приватизацией. Однако современное пониманиеприватизации складывается лишь в 70 годы 20 века.
Для понимания современнойприроды процессов приватизации важно учитывать наличие двух типов приватизации.Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой экономикстран Запада, вызванной экономическим кризисом конца 70-х годов 20 века, спереоценкой места и роли государственной собственности и государственногопредпринимательства в экономике. До этого момента экономика стран ЗападнойЕвропы и США характеризовалась сильным регулирующим воздействием государства набизнес, связанным отчасти с устранением последствий второй мировой войны,однако одновременный рост инфляции и безработицы – стагфляция, заставилправительства этих стран пересмотреть свою политику в сторону ослабления ролигосударства в рыночном механизме. Т.о. значительное число стран Запада в начале80-х годов осуществили приватизацию, преследуя при этом следующие цели:
1. увеличение доходов бюджета;
2. оздоровление государственных финансов;
3. повышение эффективности экономики;
4. оживление конкуренции;
5. демонополизация экономики.
Важно отметить, что успехприватизации в этих странах связан с тем, что преобразования осуществлялисьпостепенно, в уже сформировавшейся рыночной среде при наличии достаточноэффективного частного сектора.
Второй тип приватизациисвязывают с 1989 годом и преобразованием отношений собственности в бывшихстранах социалистического лагеря. Командно-административная экономика быласамой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка —это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию путемразгосударствления и приватизации госсобственности. Характерные черты второготипа приватизации заключаются в переходе от административно-командной системыхозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах; отсутствиилибо слабой развитости частного сектора экономики; быстром темпе реформ иотсутствии рыночных институтов способных регулировать приватизационный процесс.
Цели приватизации впереходной экономике:
1. создание слоя частных собственников и предпринимателей и развитиерыночных институтов;
2. пополнение средств государственного бюджета;
3. обеспечение экономической и имущественной самостоятельностисубъектов экономики;
4. повышение эффективности экономики;
После официальногопровозглашения рыночных преобразований либерализация экономических отношений впостсоциалистических странах осуществлялась путем проведения бесплатной(ваучерной) и денежной приватизации.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в еёпользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждыйгражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить изформального в реального собственника наделив его частью государственногоимущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, кэкономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационнымичеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случаегосударственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основнаяидея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, чтопредварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются нафондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появитсяэффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной частибюджета.
Бесплатная приватизация былапорождена двумя основными обстоятельствами. Во-первых, сугубо идеологическимисоображениями. Таким образом, была отдана дань социалистическому менталитету —созданы равные для всех членов общества стартовые условия для вхождения врыночную экономику, коль скоро национальное богатство было создано совместнымтрудом нескольких поколений советских людей. Вместе с тем ей не былоальтернативы и с точки зрения экономической: бесплатная приватизация носила вынужденныйхарактер вследствие того, что денежный капитал, необходимый для участия вденежной приватизации, по определению не мог быть накоплен в социалистическомобществе. Таковым не обладала даже номенклатура. К тому же ваучернаяприватизация открывала прежде всего ей (вместе с трудовым коллективом) наиболееперспективный доступ к присвоению управляемых ею объектов, что позволялосформировать контрольный пакет акций и без денежного капитала.
И все же вслед за ваучернойприватизацией, с развитием рыночных институтов и отношений проводится денежнаяприватизация. В ряде стран проблема денежного капитала решалась широкимдопуском к участию в приватизации иностранного капитала, как, например, вВенгрии. В России этого не случилось. Денежный капитал был накопленотечественными предпринимателями собственными усилиями и в кратчайшие срокипутем развертывания бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивнойдеятельности, в обоих случаях приносившей огромные доходы. Необходимо отметить,что первый тип приватизации — в развитых странах Запада осуществлялсяпрактически всегда именно в денежной форме. Однако причина здесь былапринципиально иной. Речь шла об оптимизации соотношения форм собственности дляповышения эффективности функционирования национальной экономики в целом, чтодостигалось путем сокращения непомерно разросшегося государственного сектора.
Можно говорить омногообразии подходов к определению термина приватизация:
Процесс продажи имуществагоспредприятий частному лицу, сектору или разгосударствление — это узкоепонимание приватизации.
Приватизация—позакону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» — этоприобретение у государства и муниципальных органов в частную собственностьпредприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия,оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев,акций) государства и местных органов в капитале АО.
В настоящее время всоответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества иоб основах приватизации муниципального имущества в РФ» под приватизациейпонимается «возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФили муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственностьфизических и юридических лиц».
Остановимся более подробнона российском опыте приватизации.
Этапы приватизации в России:
1. Доваучерная (до 1991 г.)— в форме выкупа арендного имущества.
2. До 1 июля 1994 года —ваучерная приватизация.
3. Денежная.
4. Залоговые аукционы (1997)— государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакетыакций приватизированных предприятий для получения кредита.
Говоря об этапах приватизации, в России следует различать дваосновных: первый — это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации вРоссии, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появилсяприватизационный чек — ваучер). Организация приватизационной компаниивозлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлениюгосударственным имуществом. Этот этап приватизации предусматривал определенныебазовые идеи — упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовыхколлективов. На основе соответствующих законодательных актов ваучерный этапприватизации начался в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Быловыпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в10000 рублей. Вместе с тем, широко распространены были и денежные формыприватизации имущества на начальном этапе — аукционы и конкурсы приватизируемыхобъектов.
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации напервом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционныефонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощьюих на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в Россиистали акционерные предприятия. В процессе акционирования нормальной ситуациейсчиталось, когда все выпущенные акции предприятия были проданы гражданам. Частьэтих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условияхчленам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных исредних предприятий и подразделений находились в той или иной стадииакционирования.
В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы(например, в декабре 1992 г. — июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионахстраны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющихпрактически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн.человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старыхценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено начековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовыеколлективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупныеинституциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чековогоаукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера). Приватизационный чек — это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использоваласьгражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного илимуниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционныхфондов. Положительной стороной приватизационного чека явилось то, что чековаяприватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса — ведьчеки розданы всему населению, а сроки их реализации были ограничены. Тем самымв процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектамиприватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализациидругих стран. В этом и заключается специфика приватизации в России на начальномэтапе. Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половиныприватизационных чеков — примерно 90 миллионов.
Главные цели приватизации наначальном этапе в России были определены следующим образом:
1. формирование широкого слоя частных собственников;
2. повышение эффективности деятельности предприятий путем ихприватизации;
3. социальная защита населения и развитие объектов социальнойинфраструктуры за счет средств от приватизации;
4. содействие стабилизации российской экономики;
5. создание конкурентной среды и содействие демонополизации народногохозяйства;
6. привлечение иностранных инвестиций;
7. создание условий и организационных структур для расширениямасштабов приватизации;
Приватизацияпроводилась следующим образом:
1. Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.
2. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу(в т.ч. с ограничением состава участников).
3. Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу.
4. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемыхпредприятий по конкурсу и на аукционе.
5. Выкуп имущества, сданного в аренду.
6. Продажа долей, принадлежащих государству.
Наиболее распространенныйспособ приватизации в РФ — акционирование, т.к. в России сложилосьвысококонцентрированное и централизованное производство.
Приватизации подлежалиобъекты государственной и муниципальной собственности, к числу которых былиотнесены следующие: предприятия, цеха и производственные участки, выделенные всамостоятельные предприятия; оборудование, здания, сооружения, лицензии,патенты и др. материальные и нематериальные ценности; доли (паи, акции)государственных и местных органов власти в капитале АО, ТОО, СП, банков и пр. Обязательнойприватизации подлежали объекты и предприятия, в наибольшей мере влияющие наформирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также объекты ипредприятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы экономическогоразвития страны и формирование рынка.
Класс новых собственников впроцессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевойноменклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов,новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населения, сумевших вкороткое время накопить денежный капитал. Так называемые олигархи не толькообеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили ихзадолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятсянаиболее прибыльные: это НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», НК «ЮКОС», НК«Сибнефть», НК «Сиданко», металлургический гигант «Норильский никель»,Челябинский металлургический завод (АО «Мечел»), ОАО НЛМК, а также АО«НАФТА-Москва», Новороссийское и Мурманское морские пароходства,Северо-Западное речное пароходство.
Современный этапприватизации в России связывают с корректировкой принципов приватизации, чтонашло выражение в следующем:
— отказ от подхода кприватизации преимущественно как средству пополнения доходов государства;
— переход к приватизации по«точечным проектам» с использованием индивидуальных стандартных способовпродаж;
— развитие процессаприватизации недвижимости, в том числе — земельных участков подприватизированными предприятиями, что было особенно важно для привлеченияинвестиций, осуществления диверсификации производства, роста эффективности.
Государственной программойприватизации в настоящий момент преследуются следующие цели:
— привлечение инвестиций впроизводство;
— сокращение бюджетныхрасходов на управление;
— создание условий дляразвития рынка недвижимости;
— защита прав собственникови акционеров;
— содействие реализациимероприятий по социальной защите населения.