--PAGE_BREAK--
В структуре формирования доходов населения произошли следующие изменения:
· Резко сократилось число и размеры индексации заработной платы в связи с ростом цен (в 1995 и 1996 гг. индексация проводилась по 2 раза);
· Индексация стала распространяться только на бюджетную сферу, рост заработной платы работников хозяйствующих субъектов был поставлен в зависимость от роста объема производства (0,7% роста фонда заработной платы на каждый процент прироста объемов производства);
· Потребительские субсидии были сведены до минимума и оставлены только на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг;
· Доля социальных трансфертов в доходах населения снизилась;
· Повысилась доля доходов от различных видов предпринимательской деятельности, а также продажи сельскохозяйственных продуктов.
Одной из важных задач этого этапа было также обеспечение роста благосостояния сельского населения за счет развития на селе сферы обслуживания, строительства предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в местах ее производства, улучшения обеспечения сельчан природным газом, питьевой водой, строительства благоустроенных дорог и т.п.
Третий этап характеризуется углублением рыночных реформ и реализацией ее основной цели – достижение устойчивого экономического роста, увеличения производства ВВП и повышения на этой основе уровня жизни народа.
Основным направлением социальной политики на третьем этапе становится обеспечением роста доходов основной части населения за счет их трудовой и предпринимательской деятельности. Важное значение в этой связи приобретают меры по созданию новых рабочих мест, особенно в сельской местности, меры по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, то есть меры, направленные на активизацию деятельности и ответственности за собственное материальное благополучие самого населения.
Развитие малого и среднего бизнеса, становится на данном этапе одной из приоритетных задач экономической политики государства. Оно должно служить средством решения проблем занятости и важным источником благосостояния населения. Вместе с тем, государством уделяется большое внимание вопросам совершенствование адресной социальной защиты населения и в первую очередь его социально уязвимым слоям. В целях усиления социальной защиты одиноких престарелых пенсионеров и инвалидов, более полного удовлетворения их нужд в социальном обеспечении и улучшении жилищно-бытовых условий Кабинетом Министров Республики в декабре 1999 года утверждена Программа мер на 2000-2005 гг. по усилению адресной социальной защиты этой категории граждан и в дальнейшем продолжение этой программы вплоть до 2015 года..
Программой предусмотрено решение всех самых насущных проблем. Среди которых забота об их здоровье, бесплатное осуществление необходимого ремонта жилья, укрепление материально-технической базы, повышение медико-санитарной службы в домах-интернатах, где проживают престарелые граждане и инвалиды, займут основное место в реализации Программы.
1.2 Социальная сфера, образование и здравоохранение в Республике Узбекистан.
В расходной части Государственного бюджета на 2009 год приоритетное направление отдавалось образованию, здравоохранению, социальной поддержке населения, экономике и централизованным инвестициям.
На новое строительство и капитальную реконструкцию общеобразовательных школ использовано 360,8 млрд.сум[2] инвестиций, что составило 11,9 процента
от объема инвестиций непроизводственного назначения и 35,6 процента от инвестиций, вложенных в отрасль образования. Особого внимания заслуживает тот факт, что за 2009 «Год развития и благоустройства села» работа в данном направлении поднята на новый уровень, построены и реконструированы 1 тысяча 957 школ, из которых 1 тысяча 622 находятся в сельской местности. Также необходимо отметить, что в 2009 году было возведено и реконструировано 214 академических лицеев и профессиональных колледжей, из них 170 – в сельских районах. Непосредственно на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение этих учебных заведений в сельской местности в целом затрачено 895 миллиардов сумов. В 2009 году 4200 сельских школ подключены к сети Интeрнeт.[3]
В деле строительства, ремонта и восстановления объектов социальной сферы в2009 году за счет средств государственного бюджета полностью завершены строительные работы в182 современных лицеях и колледжах, 697школах.Также за счет средств местного бюджета и спонсорских средств на территориях осуществлен полный ремонт и сдача в эксплуатацию около1,5 тысяч школ и дошкольных образовательных учреждений, 246 больниц и сельских врачебных пунктов, 84 спортивных объектов. Из общего объема использованных инвестиций на новое строительство и капитальную реконструкцию общеобразовательных школ средства Фонда школьного образования составили 82,0 процента, Фонда развития детского спорта – 8,7 процента, иностранных инвестиций и кредитов – 7,5 процента. В 2010 году в рамках усовершенствования материально-технической базы учреждений образования планируется строительство 14 общеобразовательных школ, 4 академических лицеев, 99 домов студентов, новых учебных корпусов Ташкентского государственного экономического университета, Термезского государственного университета, Самаркандского филиала Ташкентского университета информационных технологий, реконструкция здания Ташкентского финансового института. За истекшие годыоснащенность лабораторий физики увеличилась на 71,2 процента, химических лабораторий на 68,4 процента, лабораторий биологии на 68,4 процента, компьютерных классов на 54,7 процента, в 2010 году намечается оснащение компьютерных классов на 76,3 процента( рис.1)[4].
Рис.1
Оснащенность учебно-лабораторных кабинетов общеобразовательных школ в 2005-2009 годах
В 2010 году более 50 процентов средств госбюджета будут направлены на развитие сфер образования и здравоохранения.При распределении этих средств особое внимание будет уделено финансированию специализированных медицинских центров с высокоразвитой технологией, оборудованием их современной медицинской техникой и инвентарем, завершению капитального ремонта центров кардиологии и микрохирургии глаза, мероприятий, связанных с оздоровлением женщин и подрастающего молодого поколения.
Была увеличена сумма средств, направленных на финансирование капитального ремонта и укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, в том числе родильных домов, инфекционных лечебниц, специализированных лечебных учреждений.
На обеспечение службы экстренной медицинской помощи современными машинами скорой помощи, средствами связи, а также на капитальный ремонт объектов службы экстренной медицинской помощи, то есть на сферу здравоохранения на 2010 год предусмотрено 1 триллион 700 миллиардов сумов, то есть на 30 процентов больше по сравнению с 2009 годом. Работникам этой службы с 1 января 2009 года повышены должностные оклады в среднем на 30%.
Кроме того, на культуру, науку, средства массовой информации предполагается выделить, то есть в целях усиления социальной защиты и повышения благосостояния населения в 2010 году из бюджета будет направлено около 8 триллионов сумов, в том числе, 1,8 триллионов сумов государственных средств, 3,3 триллионов сумов кредитов коммерческих банков и 2,7 триллионов сумов средств ответственных исполнителей.
Из общего объема освоенных инвестиций непроизводственной сферы в
жилищном строительстве освоено 1186,9 млрд.сум или 39,0 процента от их объема.
В январе-декабре 2009 года построены и сданы в эксплуатацию 64,4 тыс. квартир общей площадью 7613,3 тыс. кв. м (105,2 процента к уровню января-декабря 2008г.), в том числе в сельской местности – 5089,4 тыс. кв. м (103,8 процента)[5](смотрите таблицу 1):
Таблица 1. Анализ строительных работы за 2009 год
Для надежной работы в зимний период отопительных котлов и отопительных систем коммунального хозяйства, для гарантированного обеспечения населения горячей энергией, а также для финансовой поддержки осуществляемых реформ в системе коммунального обслуживания в соответствии с поручением Президента республики планировался выделить средства из Государственного бюджета.
В основном капитальные средства из бюджета направлены на строительство и реконструкцию академических лицеев, профессиональных колледжей, общеобразовательных школ (смотрите приложения1, 2 ,3), обеспечение населения питьевой водой(На строительство водопроводных сетей освоено 118,3 млрд. сум инвестиций, в том числе 53,9 млрд. сум – за счет иностранных инвестиций и кредитов (45,6 процента от общего их объема), 40,4 млрд. сум за счет средств бюджета (34,2 процента), 11,3 млрд. сум — за счет средств населения (9,6 процента)) и природным газом (газовых сетей освоено 9,1 млрд. сум инвестиций, в том числе 99,98 процента — за счет средств населения, смотрите приложение4), на ирригационные и мелиорационные мероприятия, на развитие производства.
Со стороны главы государства перед правительством в 2010 году поставлена задача усовершенствования межбюджетных отношений, расширения базы доходов дотационных местных бюджетов, повышения роли, независимости и ответственности местных властей в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также увеличения доли местных бюджетов в Государственном бюджете.
Отменены дотации из республиканского бюджета местным бюджетам Самаркандской и Сырдарьинской областей. Сокращены почти в два раза дотации при финансировании расходов местных бюджетов Республики Каракалпакстан, Андижанской, Джизакской, Наманганской, Сурхандарьинской и Хорезмской областей.
В утвержденном Государственном бюджете на 2004 год доходы бюджета составили в сумме 2621,1 млрд. сум. или 21,2% к ВВП, расходы бюджета в сумме 2740,3 млрд. сум или 22,2% к ВВП, а дефицит бюджета ограничен в 119 млрд. сум или 1% к ВВП. Стоит отметить, что по сравнению прошлых лет в 2009 году государственный бюджет составил профицит в размере 0,2% к ВВП. А в 2010 году ожидается дефицит с 1%[6].
Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться исключительно за счет не инфляционных источников, то есть поступлений от приватизации государственного имущества, государственных облигаций и внешних заимствований.
1.3 Реформирование и развитие системы образования
В Республике Узбекистан с первых шагов по пути независимости придается большое значение обеспечению конституционных прав граждан на образование, дальнейшему развитию образовательных структур, охвату населения всеми формами образования и воспитания. Согласно Конституции Узбекистана все граждане республики, независимо от их происхождения, пола, национальности, вероисповедания, имеют равные права в получении образования всех ступеней. Широкие возможности для развития системы образования открылись с принятием в июле 1992 года закона Республики Узбекистан “Об образовании”. В соответствии с этим, в целяхкоренного реформирования системы образования в нашей стране, внедрения современных достижений и передового опыта в этом направлении были приняты Национальная программа по подготовке кадров( 29 августа 1997 год) и Государственная общенациональная программа развития школьного образования, реализация которых в 2009 году практически завершена. В результате этого, завершается переход к 12-летнему образованию, дающего возможность нашим детям наряду с общим образованием овладеть конкретной профессией.
Несмотря на сложности переходного периода стране удалось сохранить систему подготовки кадров и обеспечить широкий доступ ко всем ступеням системы образования всех слоев населения, независимо от материального положения, местопроживания, национальности. Вместе с тем, в нашей стране, исходя из Национальной программы по подготовке кадров и принципов системы непрерывного образования,обращается большое внимание деятельности внешкольных образовательных учреждений. В настоящее время в республике действует около600 внешкольных образовательных учреждений, к ряду которых относятся центры творчества учащихся, центры технического творчества, экологические центры, центры юных путешественников и краеведов, центры здорового поколения, детские парки, языковые центры, речевые центры, центры по подготовке профессии и другие( см таб. 2)
Таблиц 2. Внешкольные образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан в
2009-2010 учебном году[7]
Самое главное,в воспитании гармонично развитого поколенияважным считается не только обучение молодежи знаниям, но и пробуждение в них интереса к различным сферам общественной жизни – культуре, искусству, физическому воспитанию и спорту, науке и др.В этих целях в настоящее время 524,2 тысяч школьников привлечены во внешкольные образовательные учреждения, 2694,2 тысяч – в предметные кружки в общеобразовательных школах, 286,5 тысяч – в спортивные школы, 41,4 тысяч – музыкальные школы, 150,3 тысяч – в кружки направления «мастер-ученик». Данный показатель составляет 75,1 процента (3657,3 тысячи) относительно количества всех школьников по республике.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ состояния системы образования Узбекистана
По уровню образования Узбекистан стоит в одном ряду с развитыми странами мира. Индекс образования в Узбекистане, по данным Госкомстата на 01 января 2010 года[8], составляет 0,9920, в то время как среднемировое значение — 0,77. То есть практически все население страны грамотно. На каждые 1000 работающих 948 имеют образование, в том числе неполное среднее – 127, среднее – 480, среднее специальное – 199, высшее и незаконченное высшее – 142. Более 99% населения грамотны.
Таблица
3
. Индекс образования в Узбекистане[9],2009 г.
Категория работающего населения по образованию
Показатель на 1000 человек
Высшее и незаконченное высшее
142
среднее специальное
199
среднее
480
Неполное среднее
127
Имеют образование
948
В целом в общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях Узбекистана уже в 2000 году обучалось 27,1% населения республики. Этот показатель соответствует уровню, достигнутому развитыми странами мира и в 2008 году число учащихся составило 7214 (тыс. человек)
Практически решена проблема полного охвата 7-15 — летних детей обучением в 1-9 классах общеобразовательных школ, этот показатель составляет 96,8%.В возрасте 15-18 лет 33% детей соответствующего возраста посещали общеобразовательную среднюю школу и 41,6% учились в средних специальных учебных заведениях.В настоящее время в республике функционируют 9769 общеобразовательные школы, в том числе 9726 дневных, где обучается более 5 млн. учащихся (Приложение 5)[10]. В 63 высшем учебном заведении Узбекистана обучается свыше 183,6 тыс. студентов, а в Ферганской области в данный момент действуют три высших учебных заведения и два филиала столичных ВУЗа[11]. С 1991 года осуществлено преобразование педагогических институтов в областных центрах в университеты с целью придания им более высокого статуса и повышения там уровня преподавания и обучения.
За 1991-2010 годы вузами республики подготовлено несколько тысяч специалистов различного профиля. Функционирует современная структура подготовки специалистов высшей квалификации по системе бакалавриата с 4-годичным сроком обучения и магистратуры (2 года обучения). Совершенствуется процесс отбора абитуриентов в учебные заведения республики за счет введения тестового метода и рейтингового контроля. Для повышения качества обучения в вузах введен модульный принцип, основанный на постоянном мониторинге знаний и подготовленности студентов, позволяющий осуществлять постоянный контроль за усвоением ими программ и самостоятельной работой.
В 2009 году высшие учебные заведения республики окончили 66426молодых специалистов, из них 20930 человек (32 процента) на основе государственного гранта, 45496 человек (68 процентов) на платно-контрактной основе). В том числе очное отделение бакалавриата закончили 52011 человек (18246 человек на основе государственного гранта, 33765 человек на платно-контрактной основе), специальные заочные отделения закончили 6140 человек (1236 человек на основе государственного гранта, 4904 человек на платно-контрактной основе)[12], магистратуру закончили 8275 человек (1448 человек на основе государственного гранта, 6827 человек на платно-контрактной основе) (рис.2). В настоящее время в вузах республики работает более 8 тыс. докторов и кандидатов наук – это около 43,6% всего профессорско-преподавательского состава.
Рис.2Данные о выпускниках, закончивших ВУЗы в республике в 2008-2009 учебном году
Необходимость и приоритеты реформы системы образования
В 1997 году Узбекистан приступил к реализации Национальной программы по подготовке кадров, представляющей долговременную стратегию развития образования в стране. Необходимость реформирования системы образования в республике была вызвана, прежде всего, потребностью приведения качества рабочей силы в соответствие с требованиями рыночной экономики и изменениями, происходящими в обществе, а также с демографической спецификой Узбекистана, где около 43 процентов населения составляют дети и подростки до 16 лет, а 56,7 процента проживает в сельской местности.[13]
Цель реформ в данной сфере – создать открытую, эффективную и развивающуюся систему непрерывного образования, способную обеспечить физическое, интеллектуальное и духовное развитие общества, гражданское согласие и общенациональное единство, устойчивый экономический рост и улучшение уровня жизни в республике. Реформа, прежде всего, направлена на обеспечение гуманистического, демократического, светского характера обучения и воспитания, непрерывности и преемственности всех уровней образования.
Законодательная основа переустройства образовательной сферы в Узбекистане была обеспечена принятием в 1997 году Законов “Об образовании” и “О национальной программе подготовки кадров”.
Национальная программа предусматривает переход на всеобщее двенадцатилетнее образование. Базовым и обязательным будет девятилетнее общее образование. Последующие три года обязательного обучения молодежи будут проходить в двух типах средних учебных заведений – профессиональных колледжах и академических лицеях, которые обеспечат общее среднее образование и дадут необходимый минимум знаний для дальнейшего продолжения учебы в высших учебных заведениях. Специализация колледжей – это привитие профессиональных трудовых навыков, а лицеев – углубленное изучение наук.
Такой подход очень актуален для Узбекистана, поскольку значительная часть молодежи, в первую очередь, проживающая на селе, намерена после окончания школы пополнить рынок труда, и нуждается в профессиональной подготовке. В настоящее время около 10% выпускников школ продолжает учебу в высших учебных заведениях, примерно 20% – в средних специальных учебных заведениях. В 2007/2008 году в ВУЗах обучались 296,6 (тыс. человек), в академических лицеях-75,6 (тыс. человек) и в профессиональных колледжах-1119,7(тыс. человек). То есть не менее 70% молодых людей, окончивших школу, нуждается в профессиональной подготовке для вступления на рынок труда. Создание условий для такой подготовки уже в процессе школьного обучения – поворотный пункт в реформе образовательной системы.
Еще один важный принцип, введенный в Национальную программу по подготовке кадров, – непрерывность образования. Он означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в девятилетней, а затем в трехлетней школе. Далее – вузовское образование с двумя ступенями – бакалавриатурой и магистратурой. Послевузовское образование также включает в себя две ступени – аспирантуру и докторантуру. После получения двенадцатилетнего общего образования, на каждой последующей ступени обучающиеся могут прервать процесс обучения и приступить к трудовой деятельности с возможностью возобновления обучения на прерванной ступени. Вместе с тем непрерывность образования означает, что, и приступив к трудовой деятельности, человек может продолжать учиться. Для этого создаются всевозможные формы переобучения и повышения квалификации кадров, позволяющие поддерживать профессиональные знания на уровне современных науки и техники. В таком контексте непрерывное образование выступает гарантом развития познавательных способностей, формирования самостоятельного творческого мышления, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Реализация стратегии Национальной программы по подготовке кадров
За сравнительно короткий срок после принятия в 1997 году Национальной программы по подготовке кадров она уже дает конкретные и ощутимые результаты в реформировании образовательной системы путем ее структурных преобразований, осуществления непрерывности образования, придания ей формы наиболее современных мировых образовательных систем.
В организации системы образования постепенно расширяются границы после 9-классного школьного образования за счет увеличения сроков обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах (после 9 класса обучение в них рассчитано на 3 года, тогда как в общеобразовательных школах – на 2 года) и введения двухуровневой подготовки (бакалавриат и магистратура) в высших учебных заведениях. В дошкольном образовании начато внедрение системы непрерывного образования – в дошкольных детских учреждениях открываются специальные классы для одаренных детей. Осуществлена передача дошкольных учреждений с баланса предприятий в местные бюджеты, что способствовало стабилизации в развитии детских дошкольных учреждений. Получают развитие новые типы дошкольных учреждений – надомные детские сады, комплексы детсад-школа. Решением правительства республики с 1999 года разрешена организация частных детских дошкольных учреждений, обеспечивающих повышение качества воспитания. В школьном образовании создана структура 9-летнего образования, обеспечивающая слияние начального и нижнего среднего образования в один непрерывный цикл.
Начала функционировать система среднего профессионального специального образования, включающая сеть академических лицеев и профессиональных колледжей. Уже на начало 2000/2001 учебного года в республике функционировало 287 таких учреждений, в том числе 46 академических лицеев и 241 профессиональный колледж, в которых обучалось 69,3 тыс. учащихся (в лицеях – 9,8 тыс., в профессиональных колледжах – 59,5 тыс.) и эти показатели повышаются.
В 2009-2010 учебном году этот показатель составил: академические лицеи- 12300 (ученических мест) и профессиональные колледжи- 115610 (ученических мест)[14].
В процессе реализации Национальной программы по подготовке кадров для общеобразовательных школ республики выпущено 63,4 млн. экземпляров учебников, в том числе 48,7 млн. – нового содержания. Доля новых учебников постепенно занимает доминирующее место: если в 1998 году она составляла 64,2% то в 2000 – 92,7% от общего количества учебников. А в течении 2009-2010 учебного года планировалось издание еще 23 млн. Экземпляров учебников и учебных пособий 315 наименований.( смотрите таб. 4)
Таблица 4.
Сведения об учебниках и учебных пособия, изданных в 2004-2009 годах для общеобразовательных школ [15]
Основной движущей силой преобразования системы образования выступают преподаватели, способные работать в новой системе. Для своевременного обеспечения учебных заведений качественным составом преподавателей осуществляется их целенаправленная постоянная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Прогресс в совершенствовании системы образования Узбекистана достигнут благодаря гарантированной финансовой поддержке со стороны государства. Несмотря на финансовые трудности в условиях переходного периода, Узбекистан смог сохранить достаточно стабильную долю государственных расходов на образование в процентах к ВВП и в общих государственных расходах. После сокращения доли образования в общегосударственных расходах с 21,6% в 1990 году до 18,1% в 1991 году с 1992 года наметился ее стабильный рост – до 22,8% в 1995 году и до 24,4% в 1999 году. В 2010 году более 50 % средств госбюджета будут направлены на развитие сфер образования и здравоохранения. Это, несомненно, результат мер, принятых для эффективной реализации Национальной программы по подготовке кадров. Данная программа, являясь ядром реформы системы образования в Узбекистане, представляет собой наглядный пример долговременных стратегических действий, направленных на создание достойных условий для каждого гражданина республики. Уникальность программы не только в ее содержании, но и в том, что она принята и реализуется в переходный период, когда обострены проблемы в экономической, политической и социальной сферах общества и есть соблазн ради достижения краткосрочных целей забыть о долговременных перспективах.
Система образования по своей природе не может обеспечить быстрых результатов. Вложения в эту сферу дают отдачу через значительный отрезок времени, и их трудно измерить в денежной форме. Так что вложение государством средств в образование доказывает, что оно действительно заботится о будущих поколениях, о долговременных перспективах развития страны.
Реформа системы здравоохранения
Анализ состояния системы здравоохранения Республики Узбекистан за годы независимости
После 1991 года Узбекистан унаследовал устаревшую систему здравоохранения, которая характеризовалась преобладанием стационарного лечения, причем больницы работали неэффективно, не отличаясь качественным лечением большого числа пациентов. Дополнительным фактором ухудшения качества медицинского обслуживания стали проблемы в обеспечении населения лекарствами и оснащении лечебных учреждений оборудованием. Все эти негативы особенно выпукло проявлялись на фоне сложной демографической ситуации, ухудшения состояния здоровья населения, роста числа инфекционных заболеваний.
Высокий уровень грамотности населения создает лучшие условия занятости, доходов, а значит и возможности для оплаты своевременных и высококвалифицированных медицинских услуг. Правительство Узбекистана уже предприняло значительные усилия по укреплению здоровья матерей и детей с помощью осуществления таких программ, как Скрининг матери и ребенка (1998 г.), Здоровое поколение (2000 г.), Охрана материнства и детства (2001 г.), другие меры по укреплению здоровья женщин и молодого поколения, а также меры по достижению наиболее важных целей по улучшении образа жизни семьи. Благодаря этим усилиям Узбекистан уже достиг существенного снижения уровня младенческой, детской, и материнской смертности. Средняя продолжительность жизни населения Узбекистана составляет 72,5 года против 69,3 лет в 1990 г, причем разница предстоящей жизни у мужчин и женщин в республике в среднем сократилась с 6,3 лет в 1990г до 4,7 в 2005г. Показатели продолжительности жизни в Узбекистане значительно выше, чем во многих других государствах СНГ и сопоставимы с развитыми странами мира.
Национальные ЦРТ 4-6 (Цели развития тысячелетия) направлены на снижение малообеспеченности и уязвимости посредством улучшения показателей здоровья населения. Основными целями являются снижение уровня детской и материнской смертности. Детское здоровье и материнская смертность считаются не просто индикаторами состояния здоровья населения, но и аспектами человеческого развития, которые включают в себя и вопросы доступа и качества здравоохранения, питания и расширение возможностей и прав женщин. Подобно другим странам мира, Узбекистан взял на себя обязательство по снижению уровня детской и материнской смертности к 2015 году. В результате смертность снизилась во всех регионах республики. Значительное снижение смертности наблюдается в городе Ташкента (с 7,8 до 7,1 промилле), Андижанской (с 5,1 до 4,6 промилле), Хорезмской (с 4,8 до 4,3 промилле) областях и в Республике Каракалпакстан (с 5,4 до 4,9 промилле).
В структуре общей смертности 58,9 процента составляют болезни системы кровообращения, 7,6 процента — новообразования, 6,6 процента — несчастные случаи, отравления и травмы, 6,3 процента — болезни органов дыхания. В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания, повышения качества медицинских услуг, воспитания здорового поколения, приведения системы здравоохранения в адекватное состояние в стране начала осуществляться ее реформа.
Стержневые цели реформы – переход от экстенсивного пути развития здравоохранения к интенсивному, формирование Национальной модели охраны здоровья населения республики, основанной на следующих принципах:
• обеспечение равных прав граждан республики на получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи в рамках гарантированного объема;
• приоритетное развитие первичного звена здравоохранения, дальнейшее расширение и совершенствование профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни, воспитание гармонично развитого поколения;
• поэтапный переход медицинских учреждений на платные формы обслуживания, внедрение медицинского страхования, развитие и стимулирование частной медицины;
• реформирование системы подготовки медицинских кадров;
• совершенствование системы лекарственного обеспечения населения, развитие собственной фармацевтической промышленности.
В связи с сокращением государственного бюджета во всех республиках бывшего СССР в период реформ наблюдалось сокращение расходов на здравоохранение. Но Узбекистан смог сохранить более высокий по сравнению с другими республиками уровень финансирования здравоохранения и улучшить его показатели.
Так, за 1990-1998 годы младенческая смертность снизилась в стране почти на 40 процентов, а материнская – почти в 2,6 раза. Число преждевременных родов сократилось более чем на 30 процентов, а число респираторных заболеваний – на 40 процентов. Продолжительность предстоящей жизни населения составила в 1999 году в среднем 70,2 года против 69 лет в 1990 году. Одно из важных направлений реформирования системы здравоохранения Узбекистана – смещение акцентов со стационарной помощи на амбулаторную, со специализированной медицины на общую. За истекшие десять лет более чем на 16,3% по сравнению с 1991 годом сократилось количество больничных учреждений, а круглосуточных коек в них – на 120,2 тыс. (46,4%). В то же время организовано 42,5 тыс. коек для дневного пребывания больных, где ежегодно оказывается помощь 1,3 – 1,4 млн. больных. Практически из общего количества больных, получивших стационарную помощь, каждый третий получил ее в дневном стационаре (см. таблицу 5).
Таблица 5. Число больничных учреждений и их использование
Более эффективному использованию имеющихся ресурсов способствует деятельность центров амбулаторной хирургии (ЦАХ). В них ежегодно получают оперативное лечение более 100 тыс. больных. Благодаря использованию указанных форм медицинского обслуживания и повышению эффективности лечения больных среднее число дней пребывания больного в стационаре в 2000 году снизилось до 12 против 14,9 в 1991 году. Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению в 2007 году составил 5810[16] против в 2000 году 4847. Успешно развиваются с 1996 года новые типы первичного звена здравоохранения – сельские (СВП) и городские врачебные пункты (ГВП), за счет которых осуществляется переход от многоступенчатой медицинской помощи к двухступенчатой.
Р
ис.
3 пути повышения культуры и качества жизни населения
Из рисунка видно, что все эти вопросы связаны со здоровьем человека. К примеру, в 2009 году центральные больницы всех сельских районов были обеспечены медицинским оборудованием, а также 44 санитарными машинами «УАЗ» и 280 специализированными машинами «скорой помощи» «Дамас-Амбуланс» на общую сумму более 12 миллионов долларов, сельским врачебным пунктам было предоставлено медицинско-лабораторное оборудование на сумму более 1 миллиона долларов. В течение года 3 миллиона 750 тысяч сельских жителей прошли квалифицированный медицинский осмотр, более 22 тысяч беременных женщин обследованы в скрининг-центрах, 400 тысяч пациентов прошли лечение и укрепили свое здоровье в клиниках нового строительства и за счет перепрофилирования имевшихся объектов здравоохранения. К числу главных разделов программы реформирования здравоохранения отнесена организация четкой системы оказания экстренной медицинской помощи населению. Основными задачами этой системы являются оперативное реагирование на все случаи, требующие экстренной медицинской помощи, ее своевременное и качественное оказание на месте происшествия. В связи с этим в течение 1999-2010 годов в республике создана принципиально новая служба экстренной медицинской помощи с головным центром в г. Ташкенте и сетью территориальных филиалов во всех областных центрах, а также городских и районных отделений.
Все клиники данной службы, располагающие более 138,8 тыс. круглосуточных больничных коек, оснащены высокотехнологичным медицинским оборудованием. Только за 2000 год в этих учреждениях была оказана помощь свыше 200 тыс. больным, в центре и его филиалах проведено более 23 тысяч операций. Чрезвычайно важно для здорового ребенка грудное вскармливание. Оно укрепляет его иммунную систему и создает дополнительный защитный механизм от инфекционных болезней и аллергических проявлений в детском возрасте. К достижениям здравоохранения Узбекистана можно отнести то, что практически все новорожденные вскармливаются в стране материнским молоком до 6-месячного возраста (см. рисунок 4)
Рис. 4
динамика показателей младенческой ( число умерших детей до 1 года на 100000 родившихся живым)
Численность постоянного населения, по предварительным данным, по состоянию на 1 января 2010 года составила 28000,8 тыс. человек и увеличилась с начала текущего года на 467,4 тыс. человек или на 1,7 процента. Естественный прирост населения составил 519,0 тыс. человек, из них
299,0 тыс. человек (57,6 процента) приходится на сельскую местность.
Таблица 6. Естественное движение населения в январе-декабре 2009г. характеризуется следующими данными
тыс.
человек
прирост,
снижение (-)
на 1000
населения
Родившиеся
649,7
3,6
23,3
Умершие
130,7
-8,1
4,7
в том числе дети в возрасте
до одного года
7,3
-0,7
11,9*)
Естественный
прирост
519,0
11,7
18,6
Браки
277,6
27,4
10,0
Разводы
17,2
0,8
0,6
Число родившихся в январе-декабре 2009г. составило 649,7 тыс. человек и увеличиласьпо сравнению ссоответствующим периодом 2008г. на 3,6 тыс. человек или на 0,6 процента, а коэффициент рождаемости уменьшилась с 23,6 до 23,3 промилле.
Уменьшениекоэффициентарождаемости наблюдается в Сырдарьинской (с 24,3 до 22,8 промилле), Наманганской (с 24,4 до 23,0 промилле), Самаркандской (с 25,6 до 24,2 промилле) и Сурхандарьинской (с 25,9 до 24,6 промилле) областях. По предварительным данным, в январе-декабре 2009г., умерло 7,3 тыс. детей в возрасте до 1 года. Коэффициент младенческой смертности уменьшился с 12,5 промилле до 11,9 промилле.
Из общего числа умерших детей в возрасте до 1 года 49,4 процента умерли – от состояний, возникающих в перинатальном периоде, 33,5 процента — от болезней органов дыхания, 7,4 процента — от врожденных аномалий и 3,3 процента — от инфекционных и паразитарных заболеваний. [17]
Совершенствуется система подготовки и переподготовки медицинских кадров. Разработанная в республике программа предусматривает повышение качества подготовки и переподготовки квалификации медицинских кадров в учебных заведениях республики и за рубежом, сокращение дисбаланса между количеством врачей и средних медработников. Проводимая реформа системы подготовки кадров предусматривает непрерывность и многоступенчатость в получении медицинского образования, увеличение роли среднего медперсонала в лечебном процессе. Большое внимание уделено вопросам улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в республике. В целях совершенствования деятельности санитарно-эпидемиологической службы созданы Департамент и центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработаны положения о них, а также о Центре СПИД, Центре по борьбе с особо опасными и карантинными инфекциями.
Борьба с распространением инфекционных заболеваний неразрывно связана с улучшением снабжения населения доброкачественной питьевой водой. Не допущен завоз карантинных инфекций из эпидемиологически неблагополучных соседних стран. Важным результатом реформ в здравоохранении стало становление негосударственной медицины. Организованы и функционируют в 2007 году санатория и учреждения отдыха, их общая численность составляет 266, в них коек (мест) 36,7 тысяч. А также в 2007 году число санаториев и пансионатов с лечением составило 102, соответственно в них коек 16,4 тысяч. Расширяется объем и улучшается качество платных медицинских услуг, отмечается увеличение числа лиц, пользующихся ими.
К 2007 году в республике численность врачей всех специальностей составило на 10000 населения 28,4 или 76,9 тысяч. Для стимулирования развития негосударственного сектора здравоохранения частные медицинские учреждения на 5 года с момента их образования освобождены от уплаты всех налогов. Осуществляются меры по повышению обеспеченности учреждений здравоохранения и населения лекарственными средствами. В республике разработана программа развития собственной фармацевтической промышленности, которой предусмотрено расширение производства и импортозамещения основных лекарственных средств, вакцин и других препаратов.
Важным результатом проведенных реформ стало создание эффективно действующей системы частных аптек. Именно через них в настоящее время осуществляется реализация основной части лекарственных препаратов населению. Подытоживая достигнутое в реформировании системы здравоохранения в Узбекистане за десять лет независимости, необходимо отметить, что стране удалось заложить основы принципиально новой системы здравоохранения, которая ориентирована на функционирование в рыночных условиях и способна обеспечить основные запросы людей в получении качественных медицинских услуг. Ее характерные черты: отказ от экстенсивного, количественного подхода, ориентация на каждого отдельного человека, направленность на профилактику и предупреждение болезней, переход от многоуровневой системы к возрастающей роли местного, особенно сельского здравоохранения.
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ
2.1 Оценка уровня и динамики текущих доходов и расходов населения
Уровень жизни населения в значительной степени зависит от уровня накопленных активов домохозяйств и текущих доходов семей.
Отличительной особенностью Узбекистана является то, что 98% семьей, независимо от их текущего материального положения, имеют собственное жилье, находящееся у них в частной собственности. Значительная часть семей, а в сельской местности, где сосредоточена большая часть малообеспеченного населения – 96,7%, имеет в пожизненном наследуемом владении приусадебные участки, на которых можно выращивать сельскохозяйственную продукцию, или вести малую предпринимательскую деятельность.(смотрите таб. 7)
Таблица 7.Обеспеченность семей собственным жильем и приусадебными участками в пожизненном наследуемом владении
Квинтили по текущим доходам
Удельный вес семей в квинтиле, Имеющих собственное жилье (индивидуальный жилой дом или Квартиру и многоквартирном жилом
доме), %
Удельный вес семей, в
квинтиле, имеющих
приусадебный участок, %
1 квинтиль
98,2
87,3
5 квинтиль
97,8
56,2
Место проживания
Город
94,9
51,9
Село
98,3
96,8
В ноябре 2003 года в рамках исследования эффективности использования активов домохозяйств, проведенного Центром экономических исследований, было выявлено, что средняя стоимость накопленных активов домохозяйств составляет более 6,4 тыс. долл. США на семью или в масштабах страны превышает в эквиваленте 35 млрд. долл. США.
В структуре активов домохозяйств около 80% приходится на жилье, которое в подавляющем большинстве находится в частной собственности. По оценкам за 2,5 года, прошедших после указанного обследования, рыночная стоимость жилья в республике выросла в городах – более чем в 3 раза, а с учетом сельской местности – в среднем в 2,5 раза. Таким образом, на начало 2007 года общую стоимость активов домохозяйств можно оценочно определить в сумму около 80 млрд. долл. США16, или в среднем около 14,5 тыс. долл. США на семью. Вместе с тем, указанные активы используются для получения предпринимательских доходов лишь на 4,1%, что указывает на наличие большого и пока не используемого потенциала для роста доходов семей от предпринимательства. Среди обследованных семей по крайней мере в 2 разабольше тех, кто хотел бы организовать семейный бизнес на базе ресурсов домохозяйств, чем тех, кто уже это сделал. Среди факторов, не позволяющих домохозяйствам в полной мере задействовать свои активы, можно выделить несколько причин, и едва ли не важнейшими из них являются экономические… Даже если принять во внимание, что частным предпринимательством может заниматься 25% всех семей, из которых около 20% не обладает для этого нужными финансовыми ресурсами, потребность в заемном стартовом капитале оценочно составляет около 1 млрд. долл. США. Мобилизация ресурсов домашних хозяйств требует не только денежных вложений, но и благоприятных условий для инвестирования. Причиной отказа от экономической деятельности на базе домохозяйств являются также факторы неэкономического характера, в первую очередь законодательные, институциональные, административные. Проблемы законодательного характера главным образом обусловлены тем, что законодательно установленные гарантии прав собственников не всегда подкреплены механизмами их реализации.
Проведенный анализ выявил, что главным источником административных препятствий являются:
1) большое количество разрешительных процедур, включая ограничения по распоряжению земельными участками;
2) частые изменения административных правил и установлений;
3) неопределенные формулировки административных правил и норм, допускающие их неоднозначное толкование.
В последние годы в связи с ростом текущих доходов населения растет уровень обеспеченности семей отдельными видами товаров длительного пользования. Вместе с тем, уровень обеспеченности семей товарами длительного пользования по многим позициям пока еще отстает от соответствующих показателей в развитых странах и по мере роста доходов населения имеет.
С 1996 года в республике сложилась положительная динамика роста реальных денежных доходов в среднем на душу населения. Среднегодовой прирост реальных доходов населения в течение последних шести лет составлял (с поправкой на ИПЦ) в среднем около 16,2%. В 2006 году по отношению к 2000 году реальные доходы выросли почти в 2,5 раза.
Доходы населения в 2000-2006 годах в республике повышались повсеместно. Наибольший их рост произошел в регионах с высокими доходами – г. Ташкенте и Навоийской области. Это оказало заметное влияние на усиление существующей дифференциации между регионами по уровню среднедушевых доходов. Начиная с 2000 года, каждые три года средняя заработная плата в стране увеличивается почти в 2,5 раза. В результате доля заработной платы в структуре доходов населения несколько возросла к уровню среднедушевых доходов. Более быстрыми темпами растут доходы населения от различных видов предпринимательской деятельности, собственности и самозанятости.
С 2001 года удельный вес совокупных доходов от предпринимательской деятельности и работы в дехканских хозяйствах возрос с 26,9% до 36,4%.
Всё больше продукция личных подсобных и дехканских хозяйств принимает товарный характер. Она становится чаще фактором роста денежных доходов населения, нежели источником натурального потребления. Это свидетельствует о росте экономической эффективности использования выделенных дехканским хозяйствам земельных участков. Они широко и продуктивно используются для производства товарной продукции и генерирования денежных доходов. Рост доходов населения стимулировал более совершенную структуру расходов. За период с 2000 года в структуре расходов населения сократился удельный вес расходов на покупку товаров и вырос удельный вес расходов на оплату услуг. Одновременно растут расходы на ведение подсобного хозяйства и бизнеса, покупку недвижимости и накопления. В товарной структуре расходов снижается удельный вес расходов направляемых на покупку продовольственных товаров при одновременном росте доли расходов, направляемых на покупку непродовольственных товаров, в том числе товаров длительного пользования.
Обеспечение роста доходов населения Узбекистана
Президент Узбекистана в своем произведении «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» особо остановился на результатах реализуемой в стране политики по стимулированию труда, повышению заработной платы и обеспечения роста доходов населения.
Уровень доходов членов общества является важным показателем их благосостояния, и вместе с тем, определяет возможности отдельных лиц по отдыху, получению образования, пользования услугами здравоохранения, удовлетворения самых важных жизненных потребностей. Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, все виды денежных поступлений в виде пособий, пенсий, стипендий, доходы в форме процентов от собственности, дивидендов, ренты, доходы, поступившие от реализации ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий ремесленничества и оказания разнообразных услуг.
В соответствии со стратегической задачей по увеличению в нашей стране до 2010 года размера реальной зарплаты в 2-2,5 раза, в 2008 году размер заработной платы, пенсий, стипендий и пособий увеличился в 1,5 раза.(рис.5)
Рис. 5 Рост заработной платы работников бюджетных сфер, раз
В результате размер средней номинальной заработной платы в последнем месяце 2008 года увеличился до 418,1 тыс. сумов против 270,6 тыс. сумов в 2007 году, а средний размер пенсий с 62,3 тысячи сумов 98,3 тыс. сумов.(рис.6)
Рис. 6 Рост размера средней номинальной заработной платы и пенсий в 2008 году, в тыс. сум
Если в декабре 2007 года среднемесячная заработная плата, с учетом хозяйственных субьектов и бюджетных сфер, составляла 210 долларов США, то в 2008 году составил более 300 долларов США. Реальные денежные доходы населения в 2007 году увеличились на 27%, а в течении 2008 году на 23%.(рис.7)
Рис. 7 Рост реальных доходов населения, в процентах по сравнению с прошлым годом
Между тем, Президент Узбекистана в 2008 году делал прогнозы относительно 2009 году в своем произведении МФЭК, и отметил, что в 2009 году размер средней заработной платы предусматривается увеличить в бюджетной сфере в 1,4 раза, соответственно, по хозяйствующим субъектам.
Естественно, серьезный рост заработной платы и реальных доходов населения, наряду со стабильными темпами роста национальной экономики, зависит и от эффективности внешней торговли и экспорта. Несмотря на ухудшение конъюнктуры внешнего рынка, внешнеторговый оборот увеличился в 2007 году с 15719,6 млн. долларов до 19077,0 млн. долларов в 2008 году, то есть в 21,4%.
Увеличение заработной платы и реальных доходов населения, наряду с стабильным развитием национальной экономики, зависят и от эффективности деятельности в сфере внешней торговли и экспорта. Реальные доходы населения в течение 2009 года возросли на 26,5 процента, рост заработной платы, пенсий и пособий в 2009 году в среднем составил 40 процентов, что подтверждает вышесказанное.
За счет мер, принятых за последние годы по увеличению размера заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, снижения налоговых ставок на подоходный налог физических лиц, снижения уровня инфляции заметно увеличились валовые и реальные доходы населения, стабильно растет их покупательская способность. В частности, в 2009 году по сравнению с 2000 годом средняя заработная плата увеличилась в 28,5 раза, средний размер пенсий почти в 18 раз, денежные доходы на душу населения – в 12 раз.
В 2010 году намечается увеличить заработную плату не менее чем на 30 процентов, реальные доходы на 23 процента. Заметно возросли расходы населения на приобретение промышленных товаров длительного пользования.
В таких условиях особую значимость приобретает обеспечение на внутреннем рынке равновесия между растущей покупательской способностью населения и объемом потребительских товаров, производимых отечественными предприятиями, расширение видов данной продукции, надежное пополнение рынков такой продукцией. Так, благосостояние населения во многом зависит от его обеспеченности продовольственной продукцией. Для решения данного вопроса необходимо создать широкие возможности для производства такой продукции, более эффективно использовать деятельность дехканских и фермерских хозяйств.
На уровень жизни населения влияет структура его расходов и сбережений, а также пропорция между ними. В общем виде структура денежных расходов и сбережений населения состоят из приобретения товаров и оплата услуг, обязательных платежей и взносов, сбережений, ценных бумаг, приобретение твердой валюты и других расходов (рис.8).
Рис.8 Денежные расходы населения и сбережения
2.2 Оценка доступа домохозяйств к коммунальным услугам
Важнейшей характеристикой уровня жизни является доступность населения к основным видам коммунальных услуг, обеспечивающих для них достойные условия жизни. Обеспеченность основными видами коммунальных услуг характеризуется следующими данными (таб. 8).
Таблица 8. Обеспеченность домохозяйств основными видами коммунальных услуг[18]
Виды коммунальных услуг
Удельный вес домохозяйств, имеющих доступ к услугам, %
2001г.
2003г.
2005г
2006г
2007г
2008г
2009г
Холодное водоснабжение
81,4
81,8
82,2
82.2
82.4
82.5
82.6
Природный газ
76,1
79,8
80,6
83,2
84,5
84,5
85,0
программы – по обеспечению населения чистой питьевой водой и природным газом. За указанный период в ходе реализации указанных программ за счет средств государственного бюджета внебюджетных средств, а также привлеченных кредитов международных финансовых институтов построено 114,2 тыс. км водопроводных сетей и 77,3 тыс. км газовых сетей. По состоянию на начало 2010 года уровень доступа населения к централизованному водоснабжению составил 82,6%, природному газу – 85,0%( в городе), а в селе- 78,7%. В 2009 году в республике полностью завершена работа по строительству и реконструкции 964,2 км газопроводов, которые уже сданы в эксплуатацию, осуществлена работа по строительству и реконструкции 2,3 тысяч км водопровода, в 366 сельских населенных пунктах сданы в эксплуатацию водные объекты (на 19 млрд. сумов).
Вместе с тем, значительная часть инфраструктуры водоснабжения и газоснабжения требует ремонта; многие домохозяйства страдают от перебоев в снабжении этими коммунальными услугами. Это влияет как на малообеспеченные, так и обеспеченные семьи. Но малообеспеченные семьи имеют меньше возможностей восполнить нехватку коммунальных услуг с помощью альтернативных источников.
Дифференциация в доступе к социальной инфраструктуре между городскими и сельскими домохозяйствами не очень велика по природному газу, но значительна по централизованному водоснабжению и еще больше – по канализации. Для смягчения этой ситуации для многих сельских жителей доступ к чистой питьевой воде обеспечивается за счет артезианских колодцев. Дифференциация между обеспеченными и малообеспеченными домохозяйствами в сельской местности незначительна, тогда как дифференциация в доступе малообеспеченных и обеспеченных домохозяйств в городах более заметна. (смотрите таб. 9)
Таблица 9. Доступ к социальной инфраструктуре/коммунальным услугам
Городское
население
Малообеспеченное
городское
население
Обеспеченное
городское
население
Сельское
население
Малообеспеченное
сельское
население
Обеспеченное
сельское
население
Водопровод
84,9
71,9
86,8
24,3
22,1
25,0
Центральное
ГВС
34,7
16,7
37,3
Для индивидуального жилья не требуется
Газопровод
93,4
92,4
93,6
71,8
67,0
73,4
Центральное
отопление
33,2
18,8
35,4
Для индивидуального жилья не требуется
Канализация
46,0
21,5
49,6
0,3
0,2
0,4
продолжение
--PAGE_BREAK--
Номинальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2009 года возросли на 36,4 процента, денежные расходы и сбережения — на 34,7 процента.
Таблица 10.структура номинальных денежных доходов населения и их использования за январь-ноябрь 2009 года характеризуется следующими данными:
Основная часть номинальных денежных доходов населения израсходована на приобретение потребительских товаров и оплату оказанных услуг – 71,8 процента. Потребительские расходы по сравнению январем-ноябрем 2008 года возросли на 31,3 процента.
На оплату обязательных платежей и взносов приходится 7,4 процента денежных доходов. Населением в целях накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах, также на покупку иностранной валюты и на другие цели было израсходовано 18,1 процента своих денежных доходов.
Таблица 11. Сопоставительная структура использования номинальных денежных доходов населения характеризуется ниже приведенными данными
2.3 Оценка и характеристика бедности по доходам
До распада СССР республика относилась к числу наиболее бедных регионов бывшего Союза –более 45% населения имели доход ниже установленной социальной черты – минимального размера заработной платы. Разрыв межхозяйственных связей в начале 90-х годов привел к снижению реального ВВП к 1996 году на 20,1%, что сказалось на росте малообеспеченности в первые годы реформ. В 1994 году обследованием 20 тыс. семей установлено, что 44,5% из них имели среднедушевой доход ниже минимальной заработной платы. Для оценки уровня жизни и бедности с 2000 года Государственный комитет по статистике на регулярной основе проводит новое обследование бюджетов домохозяйств, охватывающее около 10 тысяч домохозяйств. Кроме того, Правительство, при поддержке ЕС, ПРООН, и АБР провело серию единовременных обследований уровня жизни домохозяйств (i) в рамках формулировки Стратегии повышения уровня жизни (СПУЖ; исследование в Джизакской области), и (ii) в рамках Проекта Повышения уровня жизни (ПУЖ) Каракалпакстана и Наманганской и Ферганской областей. Недавно было проведено еще одно обследование по проекту Комплексное развитие территорий ПРООН в Кашкадарьинской области.
В географическом распределении бедного населения наблюдается большая дифференциация риска малообеспеченности между регионами, а также существенная разница между г. Ташкентом и остальными регионами страны. Наивысший риск малообеспеченности наблюдается в Каракалпакстане (44%) и самый низкий – в г. Ташкенте (6,7%). Фергана является областью, где риск малообеспеченности самый низкий – 15,8%.
Таблица 12. Географическое распределение малообеспеченности
Территория/область
Уровень
малообеспеченности
Все
население
Доля малообеспеченного
населения
Всего
25,8
100
100
Город
18,3
35,6
25,3
Село
30,0
64,4
74,7
Каракалпакстан
44,0
5,1
8,7
Андижан
23,1
9,5
8,5
Бухара
20,8
6,4
5,1
Джизак
29,6
3,7
4,3
Кашкадарья
41,0
8,5
13,5
Навои
26,3
2,9
3,0
Наманган
33,4
7,9
10,2
Самарканд
23,9
11,2
10,4
Сурхандарья
34,6
7,3
9,8
Сырдарья
32,6
2,4
3,0
Ташкентская область
20,4
10,1
8,0
Фергана
15,8
11,6
7,1
Хорезм
31,0
5,1
6,1
Г. Ташкент
6,7
8,2
2,1
Распространение бедности связано со следующими основными факторами:
1) Составом семьи и числом иждивенцев, прежде всего детей
Видно, что семьи с детьми и семьи с более чем 2- 3 иждивенцами подвергались большему риску малообеспеченности. Домохозяйства в сельской местности, где средний размер семьи намного выше за счет рождения 4-5 и более детей, имели большую вероятность стать малообеспеченными.
В 2005 году, средний размер малообеспеченных семей составлял 6,5 человек, а обеспеченных — 4,76. А средний уровень иждивенчества в малообеспеченных домохозяйствах составлял 0,81, по сравнению с 0,73 в обеспеченных семьях. В малообеспеченных семьях в среднем больше членов семьи трудоспособного возраста (3,6), по сравнению с обеспеченными семьями (2,7). Вместе с тем, тенденция снижения уровня рождаемости, наблюдающаяся в последние годы, в том числе в сельской местности, в определенной мере смягчает указанную проблему в тех семьях, которые ориентируются на 2-3 детную семью. Одновременно государство, наряду с предоставлением бесплатных услуг детям по образованию и здравоохранению, продолжает оказывать прямую материальную помощь малообеспеченным семьям, имеющим детей, что укрепляет их имущественный статус.
2)
С уровнем образования главы семьи.
Риск малообеспеченности выше для домохозяйств, в которых глава имеет образование ниже среднего специального профессионального образования. Среди малообеспеченных семей только в 8,8% глава семьи имеет высшее образование и 25,2 % — среднее профессиональное, в то время, как в 66% бедных семей глава семьи имеет образование ниже профессионального, в том числе в 17,3% — ниже полного среднего образования. Указанную проблему правительство решает за счет введения всеобщего обязательного и бесплатного среднего специального профессионального образования, которое в полную силу вступила с 2003 года, а также за счет расширения приема обучающихся в высшие учебные заведения.
Более высокий образовательный статус главы семьи с приобретение им в процессе обучения профессиональных навыков облегчит вступление молодежи на рынок труда, в том числе посредством частной предпринимательской деятельности.
3) С уровнем занятости главы семьи и ее трудоспособных членов
В обеспеченных семьях, заметно выше уровень занятости как главы, так и других трудоспособных членов семьи. В отношении места жительства, в некоторых районах малообеспеченность концентрируются больше в сельской местности, однако в малых городах или поселках городского типа проблема малообеспеченности имеет больший масштаб и остроту. Очень уязвимы жители
малых городов, в которых закрылись производственные объекты или наблюдались задержки с выплатой заработной платы, а также среди населения, не имеющего участков земли в качестве альтернативных источников дохода и личного потребления. Невысокие средние доходы, а соответственно и потребительский спрос жителей таких поселений не способствует и развитию сферы услуг.
Другой сферой, имеющей высокий риск бедности в связи с незанятостью трудоспособного населения, является аграрный сектор. Сокращение занятости в сфере сельского хозяйства было, в основном, обусловлено процессом преобразования ширкатных хозяйств в фермерские хозяйства. В частных фермерских хозяйствах занято в среднем на 25% меньше работников, чем в ширкатах и только небольшая часть работников заняты официально, тогда как другие – в качестве временных или сезонных работников. По оценкам, только в 2004 году около 460 тысяч работников были высвобождены из ширкатов. Это происходило в период, когда вследствие демографических тенденций, численность работоспособного населения увеличивалась приблизительно на 250 тысяч человек ежегодно. Реструктуризация в сочетании с ростом численности трудоспособного населения привели, в недавние годы, к росту доли занятости на низкооплачиваемых и сезонных работах в сельском хозяйстве и это негативно повлияло на уровень жизни населения в сельской местности.
Проживание в отдаленных кишлаках, где нет основных транспортных развязок или коммуникаций, связано с риском малообеспеченности. Частично проблема занятости высвобождаемой рабочей силы из сельской местности, а также незанятости в городах решается самим населением посредством временной трудовой миграции сельских жителей — в города, а также сельских и городских жителей — за рубеж. По оценкам численность трудовых мигрантов увеличилась с 44 тысяч человек в 2001 году до более 330 тыс. человек в 2006 г., а поступающие денежные переводы составляют около 2 млрд. долл. США, что позволяет смягчить проблему занятости, доходов и бедности.
Решение проблемы занятости высвобождаемых сельских жителей правительство видит не столько в перемещении высвободившейся рабочей силы из сельской местности в города, сколько посредством развития несельскохозяйственных производств в сельской местности. Проблема трудовой миграции требует заключения межправительственных соглашений по легализации миграции и защиты прав трудовых мигрантов.
4) С наличием низкооплачиваемой занятости
Занятость не защищает домохозяйства от риска малообеспеченности, и что занятость в качестве наемных рабочих в сельском хозяйстве, на дехканских участках, а также в государственных бюджетных организациях также связана с малообеспеченностью. Например, в соответствии с данными ОБД 2005 года, 33,7% глав домохозяйств были заняты в сельском хозяйстве, но в малообеспеченных семьях в сельском хозяйстве работали 48,7% глав домохозяйств (по сравнению с 29,6% глав домохозяйств обеспеченных семей). В сельском хозяйстве, сезонные и временные рабочие особенно уязвимы, также как и занятые на небольших собственных земельных участках, особенно в районах где имеются проблемы с качеством земель или орошением. Также уязвимы жители городов, имеющие временную работу или занятость, не требующую высокой квалификации. Однако проблема низкооплачиваемой и непродуктивной занятости не ограничена только сектором сельского хозяйства. Согласно административным данным, около 32% занятых в формальном секторе работают в сельском хозяйстве. Еще 32% работников формального сектора заняты в бюджетных организациях (здравоохранение, образование, коммунальные услуги, и др.), являющихся также секторами с низким уровнем оплаты труда. Так, в формальном секторе около двух третей рабочей силы занято в секторах, считающихся низкооплачиваемыми, где уровень зарплат составляет 50-60% от среднего уровня.
Меры по созданию новых рабочих мест с целью обеспечения занятости населения
В условиях рыночной экономики одной из важных задач считается обеспечение занятости населения. Так, безработица – неотъемлемая часть рыночной экономики. Значит, основная цель изучения проблемы безработицы — через повышение занятости населения расширение производства и разработка мер по дальнейшему улучшению условий жизни населения.
Особенно, в условиях углубленного мирового экономического кризиса проблема обеспечения занятости населения приобрела еще более актуальный характер.
Рис.9 создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан в 2009 году.
Когда речь идет об эффективности мер, реализуемых в рамках Антикризисной программы, нужно отметить, что они направлены на создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения.В результате принятых практических мер в стране в 2009 году было создано более 940 тысяч новых рабочих мест и около 500 тысяч из них созданы в сельской местности (рис. 9).
В результате влияния мирового финансово-экономического кризиса по всему миру появилась 56 миллионная армия безработных. А в это время в Узбекистане создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Примечательно, что сформировался своеобразный механизм создания новых рабочих мест, который последовательно действует по ряду направлений.
В республике новые рабочие места создаются по нескольким основным источникам (рис.1):
Рис. 10
.
Источники создания новых рабочих мест в Узбекистане в 2009 году
Как следует из рисунка, более 390 тысячи новых рабочих мест открыты в сфере малого бизнеса. Также необходимо отметить, более 270 тысячи из них приходится на сферу услуг.
Стимулирование надомничества на основе кооперации с промышленными предприятиями и надомного труда на основе подрядного договора является одним из важных направлений обеспечения занятости населения. В результате развития такого вида деятельности было создано около 130 тысячи новых рабочих мест. Такие меры, направленные на повышение уровня занятости, обеспечат возможность в условиях кризиса надежно защитить население, повысить его доходы и материальное благосостояние.
Президент указал, что в основе программы по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры содержатся огромные масштабы работ, что позволяет создать десятки тысяч новых рабочих мест, обеспечить активное участие всего населения страны в ее реализации.
В 2010 году в стране всего планируется создать всего более 950 тысяч новых рабочих мест. Около половины из них составят малые предприятия, микрoфирмы, большинство мест будет создано за счет дальнейшего развития индивидуального предпринимательства, сферы услуг и сервиса, расширения масштабов строительства на подрядной основе, в том числе работ по ремонту и реконструкции жилья.
И в 2010 году оправдавшими себя важными направлениями обеспечения занятости останутся привлечение населения к различным видам надомничества, развитие народного ремесленничества, стимулирование семейного бизнеса.
На этой основе намечается трудоустроить более 208 тысяч человек, и, прежде всего, многодетных матерей, инвалидов и других категорий населения,
нуждающиеся в социальной защите.
продолжение
--PAGE_BREAK--