Содержание
Введение
Глава1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования
1.1История развития модели социально – рыночной экономики
1.2Основные положения теории социальной рыночной экономики
Глава2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики
2.1Становление социально – рыночной экономики в России
2.2Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики
Раздел3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российскойсоциально-рыночной модели экономики
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальномповороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночнойэкономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержитне только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опытпретворения ее в жизнь в Германии.
Актуальность избранной темы состоит в том, чтобы осветитьопыт ФРГ для России и показать, что Россия уже располагает опытом формированиясоциальной рыночной экономики, который надлежит эффективно использовать. Именноопыт формирования социальной рыночной экономики является самым прогрессивнымопытом современного рыночного хозяйствования, наиболее приемлемым в российскихусловиях способом решения назревших социальных проблем и самым эффективнымпутем преодоления кризисного состояния российской экономики.
Целью исследование социальной рыночной экономики какособого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночногохозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работепоставлены следующие задачи:
— проанализировать теоретический аспектсоциально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой ироссийской практики
— исследовать российский опыт применениясоциально-рыночной экономики
— выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Глава 1. Социальная рыночная экономика как системахозяйствования
1.1 История развития модели социально – рыночной экономики
Социальную рыночную экономику необходимо рассматривать сдвух сторон, а именно:
1) как реально существующую современную системухозяйствования, которую ее сторонники провозглашают самой совершенной формойкапиталистической рыночной экономики,
2) как одно из самых влиятельных направлений современнойэкономической мысли, так называемый ордолиберализм, рассматриваемый в качествесложной доктрины (теории) социальной рыночной экономики.
Как система хозяйства и как доктрина, социальная рыночнаяэкономика не возникла на пустом месте. Если эту систему хозяйства мырассматриваем как высшую форму капиталистической рыночной экономики, то,следовательно, наука обязывает трактовать ее как результат эволюции именнорыночной экономики.
Базовым элементом характеристики рыночной экономикиявляется положение о всеобщей свободе как основополагающем принципе не толькорыночного хозяйства, но и образа жизни в целом. Из этого принципа вытекает понятиелиберализма (от лат. liberalis — свободный)
Здесь важно отметить, что реальный исторический процессстановления свободного рыночного хозяйства, пришедший на смену феодальномуобществу, выдвинул в среде прогрессивной части нарождающегося буржуазногообщества требования свободы, равенства и братства, провозглашенные как естественноеправо всех людей пользоваться достижениями цивилизации, распоряжаться плодамисвоего труда и своей судьбой, а в экономической мысли возобладала концепцияэкономического либерализма.
Как последовательная и всесторонняя доктринаэкономический либерализм представлен в работе классика английской политическойэкономики А.Смита «Исследование о природе и причинах богатстванародов» (1776 г.)
Представители экономического либерализма рассматривалисистему свободного предпринимательства как «естественную» формурациональной хозяйственной деятельности; механизм стихийного рынкапровозглашался ими единственно возможным эффективным регулятором хозяйственныхпроцессов, обеспечивающим оптимальное распределение и использованиеэкономических ресурсов. Они отвергали необходимость государственноговмешательства в экономическую жизнь общества, возлагая на него роль«ночного сторожа», призванного охранять устои рыночного хозяйства.Социальные явления в либеральной доктрине рассматривались как равнодействующиенезависимых индивидуальных сил, а реализация частного интереса рыночныххозяйствующих субъектов в конечном счете ведет к общественному благу (теорияневидимой руки).
Поэтому требование неограниченной свободы частногопредпринимательства явилось основополагающим пунктом данной концепции, апринцип «Laissez faire, laissez passer» — пусть каждый идет своимпутем, -стал лозунгом, а в экономической литературе и синонимом либерализма.
Дальнейшее исследование эволюции либерализма убеждает насв том, что: во-первых, либеральная доктрина не является неизменной, онанепрерывно изменяется, ее содержание обогащается, вбирая все новые положения;во вторых, эта эволюция основана на изменениях в реально происходящих экономическихпроцессах и связанных с этими процессами реализация интересов различных слоевбуржуазного общества.
Если в начале экономический либерализм отражал вполнеконкретные интересы прогрессивного рыночного предпринимательства, направляясвои идеи против различного рода ограничений свободы конкуренции, частной капиталистическойсобственности и системы рыночного хозяйствования, то затем оказалось, чтореализация принципа Laissez faire породила внутреннее сопротивление со сторонынаемного труда, побудившее усомниться во внутренней гармонии Laissez faire.
С этого момента вектор движения либеральной доктриныперемещается извне вовнутрь, отражая ограничения свободного предпринимательствасо стороны государства (фабричное законодательство) и со стороны наемного труда(профсоюзное движение). Экономический либерализм обогащается положениями огармонии интересов, незыблемости и вечности рыночной системы хозяйствования.Бедность, нищета, безработица, кризисы и потрясения, несправедливоераспределение доходов, присущее принципу laissez faire, — все это либеральнаядоктрина объявляет генетически несвойственными, навязанными рыночномусвободному хозяйствованию, внешними по отношению к нему силам.
Но именно в этом пункте либеральная доктрина дает первуютрещину, из которой вытекает либеральное направление, частично признающеенесправедливость распределения доходов и другие «недостатки» laissezfaire; оно предлагало реформировать частную капиталистическую собственность исистему распределения доходов путем их перераспределения.
Либеральная доктрина раскалывается на два направления:ортодоксальное и реформистское. Вместе с этим возникают антилиберальныедоктрины, вначале социалистов-утопистов, а затем — марксизм, исповедующийисторически преходящий характер рыночной экономики вообще.
По мере эволюции рыночной капиталистической экономики расколлиберальной доктрины усиливался. Ортодоксальный экономический либерализмдостигает высшего своего проявления в форме неоклассического синтеза,утверждающего незыблемость гармонии интересов в буржуазном обществе и егонепреходящую жизнеспособность. Это существенно обновленный либерализмнеоклассиков, т.е. ортодоксальный неолиберализм, который под ударами кризисныхсостояний рыночной экономики в середине XX в. преобразуется в так называемыймонетаризм. Особенность этой формы ортодоксального неолиберализма видится втом, что он фактически отходит от одного из важнейших постулатов ортодоксов огармонии интересов, признает несправедливость laissez faire, но отвергаетсоциализацию рынка, ограничивающей, якобы, динамичность прогресса рыночногохозяйствования.
Иначе развивался реформистский экономический либерализм,проявляясь в различных формах дирижизма (институционализме, государственномкапитализме), он достиг высшего развития в кейнсианстве признавшем, что дальнейшеесуществование рыночной экономики невозможно без поддержки государства, которое,отныне берет на себя руководящую регулирующую роль, «обуздав» laissezfaire. Воплощение кейнсианства в жизни превращает рыночную экономику в«смешанную» экономику, «ремонтирует» ее. Это подремонтированныйлиберализм, другая разновидность неолиберализма, именно — кейнсианскийнеолиберализм.
Возникновение кейнсианства знаменательно тем, что оносопровождается почти одновременным возникновением другой влиятельной формыреформистского либерализма — ордолиберализма, доктрины социальной рыночной экономики,сущность которой выражается сочетанием свободной конкуренции с социальнымвыравниванием, которые воплощаются в жизнь особым, конституционно-законодательнозафиксированным экономическим и социальным порядком.
1.2 Основные положения теории социальной рыночнойэкономики
Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем.Soziale Marktwirtschaft) — экономическая система, организованная на основерыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется наоснове взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободныхиндивидуальных потребителей.
Модель социально-рыночной экономики исходит изтребования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полныйконтроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешаннойэкономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самихпотребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структурураспределения ресурсов.
Однако при этом экономически более сильные обязаныподдерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувствавзаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировкенесправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, авпоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночнойэкономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад вразвитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, ВильгельмРёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократическогодвижения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
На сегодняшний день изучение теорий социального рыночногохозяйства, и особенно исторической природы той структуры, которая должна бытьсформирована на рынке, представляет особый интерес для тех стран, которые, каки Россия находятся в процессе перехода от коммунистического к рыночномупорядку. Сегодня многими экономистами признается, что России предстоит ещестроить рыночное хозяйство и предстоит создание социально- ориентированнойрыночной экономики, а не либеральной, исходя из национальных особенностейстраны, ну и конечно с учетом мирового экономического кризиса, криминализации,правового беспорядка, исправления допущенных ошибок.
И вот в свете необходимости учиться на чужих ошибках,хотелось бы еще раз вернуться к рассмотрению пути, пройденного Германией запятьдесят с лишним лет, по построению социальной рыночной экономики.Проанализировать это «германское чудо» или «третий путь»,как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.
Как известно из истории, чисто капиталистическоеобщество, построенное исключительно на частной собственности, максимализацииприбыли и рыночно — ценовой координации, без каких-либо гарантий со стороныгосударства, в области социальной безопасности, без уравновешивания и сокращенияочень большой разницы в доходах, пока еще не стало реальностью. Но затоизвестно, что неограниченное стремление к прибыли и выгоде превращается вскупость и алчность, неограниченное накопление частной собственности ведет кколичественному скачку и проблеме власти. Таким образом, есть ряд причин, такихкак социальное обеспечение в старости, здравоохранение, отдых, получениеобразования, забота и помощь тому населению, которое, либо совсем, либочастично не может принимать участие в хозяйственной жизни, национальная игосударственная безопасность, которые заставляют ряд стран, в том числе иГерманию, идти по пути построения социальной рыночной экономики.
Для рыночной экономики было скроено «широкоеплатье», которое позволяло расширять теорию рынка, признавая, что впроцессе формирования капитализма возникают диалектические противоречия,которые нужно уравновешивать «Ausgleich», но не путем ориентации намарксизм, а путем максимализации прибыли и использование ее с наибольшейполезностью. Синтез социального уравновешивания и гарантия свободного действиярыночных сил, свободная инициатива в сочетании с социальным прогрессом, свободазаключения контрактов и крайности антимонопольной политики, региональнаяполитика позволяет уравновесить потребности человека с потребностями окружающейсреды и экологии. В Германии для решения вопросов уравновешивания дажефункционирует Банк уравновешивания.
Теория социального рыночного хозяйства строится на двухисточниках — на трактовке ценовой системы и механизма конкуренции в духе классическойполитической экономики Адама Смита и Рикардо и на социологии знания, социологиикультуры и культурных наук. Утверждается центральная и независимая роль рынка,как средства социальной координации и ценовой системы, как механизма координацииспроса и предложения в соответствии с потребностями и пожеланиями потребителя,где очень большая роль отводится решению следующих задач:
Свободной конкуренции (здесь основополагающим являетсязакон о запрете ограниченной конкуренции,1957г., дающий право свободного выбораместонахождения предприятия, метода производства, свободы в формированиидохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциалаличности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход исчитают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добитьсяконкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многиепредприниматели, и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством,с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качествеконкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качествотоваров, накладывая на недобросовестных производителей, материальные штрафы иобязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускаетболее 3% скидок для конечного потребителя.
Экономической свободе и ориентации на экономический ростинвестиции в промышленность .
Свобода внешней торговли, свободный обмен валют ирасширение международного разделения труда в рамках мировой экономики.Свободная международная торговля и неограниченная
Для решения социальных вопросов в социальной рыночнойэкономике ставятся следующие цели и задачи:
Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценитсякак человек и сотрудник.
Реализация порядка конкуренции как задача права идеятельности правительства.
Антимонопольная политика с целью борьбы созлоупотреблением экономической властью.
Политика стабилизации, направленная на обеспечениебезопасности рабочего, в период экономических спадов.
Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночнымпорядком(прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье,бесплатное образование).
Политика развития городов и субсидий государства на недорогостоящее жилье.
Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы датьвозможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.
Дальнейшее развитие социальной безопасности.
Городское планирование.
Введение правительством кооперативных элементов рыночногохозяйства например, жилищных кооперативов.
Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйстводолжно определить минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.
Этот довольно обширный перечень государственных мер, намой взгляд, обязательно следует учесть российской экономике. Германия, как иРоссия обладает опытом перехода от планового хозяйства к рыночному, правда лишьв ГДР, но при этом в отличие от России, где, к сожалению, не произошло послеперехода к капиталистическому рынку экономического роста и сейчас болееправильно говорить о «византийском форме капитализма», но мы должнывсе сделать для экономического роста или потеряем свою страну.
Германия же продолжает свое экономические развитие и всвоих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
Окончательная интеграция новых федеральных земель вэкономическую систему единой Германии.
Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза засчет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности дляинвестирования новых районов на востоке.
Проведение существенной перестройки экономики в пользувысокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширенияинтернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада вобразование, инвестиций в науку.
Пенсионная реформа, когда наряду с государственнымсоциальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний деньявляется одним из острейших, снижение в 1999 году до 10,2%, а в 2000г.ожидаемое снижение до 9,5% не решает кардинально проблему и она еще нескольколет будет сохраняться на этом уровне, причина нехватки новых рабочих мест ненизкий совокупный спрос, а структурные и институциональные проблемы, нетгибкости на рынке труда.
Развитие энергосберегающих технологий за счет экологическогоналога, решение экологических проблем в «глобальном» масштабе.
В заключении хочу отметить, что социальная рыночнаяэкономика остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализациюэкономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникаетнеобходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящихпроектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынкас потребностями социальной безопасности.
Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной,которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можноменять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошуюжизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задачхозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной изважнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы иреализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось бы пожелать России наее трудном пути построения социально ориентированной экономики.
Глава 2. Российская практика построения модели социальнорыночной экономики
2.1 Становление социально – рыночной экономики в России
Россия имеет богатейший опыт реформирования своейэкономики. Практически с середины 80-х годов идет непрерывный процесс рыночныхпреобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственнойсобственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективнойсобственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночнымформам хозяйствования. За период с середины 80-х годов до 2000 г. былоиспробовано три модели рыночных преобразований:
С 1987 по 1990 г.г. проводилась так называемаярадикальная реформа хозяйственного механизма, направленная на вытеснениеплановых рыночными способами регулирования экономики.
Предприятия были переведены на режим самофинансирования,самоокупаемости; отменена монополия государства на внешнеэкономические связи,предприятия получили право самостоятельно выходить со своей продукцией намеждународный рынок; планирование утратило прежний статус государственногозакона и приобрело в некотором роде индикативные черты.
Иными словами, роль планирования была снижена за счетусиления рыночных рычагов хозяйствования.
Этот этап с некоторой натяжкой называли рыночнымсоциализмом, так как усиленные рыночные регуляторы покоились на незыблемомосновании общественно-государственной собственности, а потому не смоглиреализоваться сообразно своей природе и хозяйственная реформа захлебнулась.
Было признано, что расширение рыночных отношенийневозможно на неизменных отношениях собственности и необходимо их преобразоватьв формы, отвечающие природе рыночных отношений, т.е. в формы преимущественночастной собственности. Так возникла концепция перехода советской экономики ктак называемому регулируемому рынку, по сути дела, к специфическому вариантукейнсианской «смешанной экономики».
В 1990 — 1991 г. руководство страны в ходе различногорода дискуссий нарабатывало теоретические обоснования перехода к регулируемомурынку под флагом демократического обновления социализма, параллельно создаваяправовую основу разгосударствления и приватизации собственности. Однако довестидо конца эту модель рыночной реформы не удалось из-за развала СССР в конце 1991г.
К руководству Россией пришли еще более радикальныерыночные реформаторы, начавшие с января 1992 г. шоковый вариант рыночногореформирования, обвальную приватизацию собственности в соответствии срекомендациями Вашингтонского Консенсуса.
Шоковая либерализация цен сопровождалась гиперинфляцией,съевшей многолетние сбережения населения и снизившей реальную оплату труда донищенского уровня.
Разрыв хозяйственных связей из-за крушения СССР,беспорядочная приватизация, расстройство денежной системы страны и внешнеэкономическаяэкспансия ввергли страну в состояние глубочайшего кризиса, свели на нет системусоциальной защиты населения, вдвое снизили объемы производимого ВНП и породилимассовую безработицу.
Надежды рыночных радикальных реформаторов на созданиесоциально- рыночной экономики прозападного образца не оправдались. Странанаходится в плачевном состоянии. Обществом все больше осознается необходимостьизменения курса реформ.
2.2 Оценка результатов реализации российскойсоциально-рыночной модели экономики
Российская экономика за восемь последних лет существеннопревысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировуюсемерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередивтакие страны, как Италия и Франция.
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%. При росте этогопоказателя на 7,2% в год, можно добиться удвоения ВВП к концу следующего 2009года объем ВВП РФ в 2008 году достиг 1 триллиона 330 миллиардов рублей.
Чистый приток капитала в РФ в 2008 году составил 82,3миллиардов долларов, что является рекордом. В 2007 году приток капитала былпочти вдвое меньше — 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз запоследние 8 лет, Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самыхнизких показателей в мире).
Программа социально-экономического развития страны до2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь долженобеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратногоповышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитиевысокотехнологичных отраслей экономики — авиа- и судостроения, транспортной системы,энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, сточки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва сразвитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственныйрезультат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что длярешения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективенеобходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно этотребование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г.,продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании.
Оценка темпов экономического роста, требуемая дляудвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточноочевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировуюэкономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение оравенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющиерост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно этипараметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми дляопределения относительного уровня экономического развития. Понимание этогоприводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в ихтрадиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровнеэкономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот быливведены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однакоединого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое,отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, чтопрактически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить этокачество роста, как оно влияет на общие требования к перспективнойэкономической динамике и как можно им управлять.
Подчеркнем, что в показателях динамики ВВП, как ипоказателях роста производства в отраслях, вообще говоря, учитывается изменениекачества продукции и услуг. Учет качества в характеристиках динамикипроизводства выполняется, как известно, за счет структурных и ценовых факторов.Существуют также специальные методики оценки качества жизни, измерения влиянияна экономику технического прогресса, например, с помощью производственныхфункций, а также другие подходы, в той или иной мере имеющие отношение кизмерению качественных приращений в экономике.
Тем не менее измерение посредством статистики динамикикачества продукции в рамках национальной экономики, а также специальные методыизмерения качественных изменений в ней недостаточны для ее позиционирования сточки зрения уровня и динамики качества в рамках мировой экономики, тем более вусловиях научно-технического прогресса и процесса глобализации. Более того,игнорирование относительных изменений в уровне качества в рамках именно мировойэкономики приводит к искажению реальных характеристик экономической динамики иотносительных оценок развития различных стран.
Межстрановые сопоставления свидетельствуют о том, чтокачество роста оказывает существенное влияние как на относительныехарактеристики развития, так и на итоговую экономическую динамику.
Наиболее яркий пример неадекватности и несоизмеримоститрадиционных показателей динамики развития и важности учета качественнойсоставляющей экономического роста – экономическое соревнование СССР и США вовторой половине прошлого века.
Как известно, парадокс соревнования советской иамериканской экономик состоял в том, что соотношение производства двух стран втечение нескольких десятилетий (с 1960 по 1990 г.) оставалось приблизительно наодном и том же уровне (объем производства в СССР составлял 55-65% от уровняСША) причем в течение этих лет темпы экономического роста в СССР стабильнопревышали темпы развития американской экономики в 1,5-2,0 раза [1]. Притрадиционном количественном счете такие соотношения в экономической динамикедолжны были позволить Советскому Союзу за 30-летний период догнать США по валовомувыпуску или валовому внутреннему продукту1. Однако, этого не произошло2.Сохранение (или незначительное изменение) пропорций объемов советской и американскойэкономик, начиная с 60-х годов, означает, фактически, что 3,2% годового ростаамериканской экономики этого периода примерно соответствует 5,1% ростасоветской экономики, и наоборот? 5,1% роста советской экономики ненамногобольше 3,2% роста экономики США, но не в смысле объемов прироста продукции, а всмысле динамики производства. Видимая парадоксальность и противоречивостьприведенных рассуждений легко рассеиваются, если вспомнить, что объемныесоотношения американской и советской экономик определялись не темпами роста запредыдущие годы (и соответствующим базовым соотношениям объемов), а фактическискладывающимися (на данный момент) пропорциями обмена
На рубеже 2010 — 2015 годов одним из ключевых факторовмакроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса.Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга приусловии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году можетвывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдоторгового баланса — к 2012 году. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этотрубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленнымувеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательноготоргового сальдо (в 2018 — 2020 годах оно может возрасти до 1,5 — 2 процентоввалового внутреннего продукта).
Образование дефицита баланса по текущим операциям создаетусловия для прекращения укрепления курса рубля. Предполагается стабилизацияреального эффективного курса после 2011 года.
В 2015 — 2020 годах укрепление рубля может возобновитьсяпод влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям исближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.
Покрытие возникающего дефицита счета текущих операцийбудет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объемчистого притока капитала может возрасти в несколько раз.
Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциямпри помощи притока капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютныхрезервов. Это позволит Центральному банку Российской Федерации перейти к свободномурежиму плавающего курса национальной валюты и создаст условия для перехода кустановлению целевых показателей инфляции.
В этих условиях достижение целей макроэкономическойполитики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
Первое направление — снижение инфляции до 3 процентов вгод.
Реализация данного приоритета будет осуществляться засчет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведенияконсервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а такжесоздания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом иразвития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.
Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товарыи услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизмарегулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментахпараллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательнойлиберализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.
Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен нарынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станетразвитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использованиямеханизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействиякартельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочныхдоговоров на поставку товаров.
Важными факторами сдерживания инфляции станет реализациямер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов РоссийскойФедерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции,расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительскихкооперативов.
Второе направление — переход к новым денежно-кредитныммеханизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополненииликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банкомРоссийской Федерации.
По оценке, темпы роста потребительских цен составили в2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми значениями на уровне 8,5процента.
Превышение прогнозных темпов инфляции в 2008 годуобусловлено следующими факторами:
— опережающий рост спроса населения на товары и услуги, втом числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению сростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На факторускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основнойвклад в рост потребительских цен — свыше 60 процентов общего роста цен;
— избыточный рост денежного предложения в результатеустановления высоких мировых цен на нефть, который, несмотря на стерилизациюзначительной части избыточных доходов в Стабилизационном фонде РоссийскойФедерации, превышает денежный спрос;
— резкое повышение тарифов на услугижилищно-коммунального хозяйства в начале 2007 года, а также нормативовпотребления тепла, воды и газа, которое привело к значительному увеличениюплатежей населения. Вклад этого фактора в инфляцию 2008 года оценивается науровне 22-23 процентов общего роста цен.
В связи с этим необходима реализация мер, направленных наснижение темпов инфляции.
Снижению инфляции будут способствовать поддержаниемакроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста,развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальныхпроблем.
По уровню инфляции РФ занимает первое место среди странБРИК и G8. По данным на март текущего года, инфляция в РФ увеличилась на 14процентов по сравнению с мартом прошлого года. В Индии инфляция составила 8процентов, в Бразилии — 5,6 процента, в Китае наблюдалась дефляция на уровнеминус 1,2 процента. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9 процента, вИталии — 1,2 процента, Канаде — 1,2 процента, в Германии — 0,5 процента, воФранции — 0,3 процента. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция — 0,3 процента и 0,4 процента соответственно.
По данным на 1 января 2008 года в службах занятостиРоссии были зарегистрированы 5 миллионов 707 тысяч безработных, что составляет5,8% экономически активного населения страны. При этом он пояснил, что еще 5,6миллиона человек, 7,5% трудоспособного населения, не имели занятия, но активноего искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ)они классифицируются как безработные.
Россия лидируют и по уровню безработицы (в марте 2009года – уже 10 процентов к уровню экономически активного населения). В Японииуровень безработицы составил 4,8 процента, Германии — 7,6 процента, Франции — 8,8 процента, Великобритании — 7 процентов, США — 8,5 процента, Италии — 6,9процента (данные за четвертый квартал 2008 года), Канаде – 8 процентов.
Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет12%, а уровень бедности — 15,5%. Неожиданно быстрое расширение социальноговлияния кризиса в России — важный аспект кризиса, на который важно обратитьвнимание. По оценкам Всемирного Банка, официальная безработица в 2009 г можетвырасти до 12,7 млн человек до конца года. Безработица в РФ по методологииМеждународной организации труда в феврале 2009 г составила 8,5%. Уровеньбедность в России к концу 2009 года ориентировочно может составить 15,5%,увеличившись на 2,8% по отношению к началу года.
Рост безработицы может привести к дополнительному падениюВВП на 0,7 процентных пункта. Несмотря на то, что власти отрицают возможностьповышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышенминимальный размер пособия (сейчас – 850 руб.), а высокий уровень инфляциипослужит хорошим оправданием для такого повышения. Мировой ВВП по прогнозам упадетв 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7процентов, в Японии — до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижатьсядоходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но итам они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВПтакже может упасть более чем на 2%.
У воздействия глобального экономического кризиса наРоссию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структурыэкономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включаяфинансовую систему.
Основная проблема российской экономики — до сих пор оченьвысокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годыгосударство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающейпромышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играетнефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризисапрактически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не толькоцены, но и спрос.
Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособностьнесырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, ненашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы отсырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат — значительное падение промышленногопроизводства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд другихнегативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, вкоторых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условияхпостоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема — недостаточная развитость финансовогосектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся впоследние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать нафинансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы былидороже, сроки кредитования — меньше. Компании вынуждены были занимать зарубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались вомногом за счет внешних источников — высоких цен на сырье, «дешевых» кредитовиностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечениядолгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшемуразвитию российской социально-рыночной модели экономики
Социально ориентированный тип экономического развитияРоссийской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционныхсекторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного итранспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высокихпеределов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производствавалового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращение инноваций в ведущий факторэкономического роста во всех секторах экономики, повышение производительноститруда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 — 5 рази снижение энергоемкости в среднем в 1,6 — 1,8 раза. Доля промышленныхпредприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 — 50процентов (2007 год — 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объемевыпуска — до 25 — 35 процентов (2007 год — 5,5 процента).
В-третьих, формирование новой экономики — экономикизнаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторовнациональной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовойвнутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикойзнаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования,высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторскихразработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии имашиностроения (для статистических оценок используется группировка образованияи здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи имашиностроения).
Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора вваловом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 — 20 процентов (2007 год- 10 — 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должныподняться до 2,5 — 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год- 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышениирезультативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за счет государственных и частныхисточников составят 6,5 — 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году(2007 год — 4,8 процента), на здравоохранение — 6,7 — 7 процентов валовоговнутреннего продукта в 2020 году (2007 год — 4,2 процента), что обеспечитопережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритетепокупательной способности рубля и валют других стран доли расходов наобразование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 — 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран./>/>/>
Особенность перехода к инновационному социальноориентированному типу экономического развития состоит в том, что Россиипредстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Вусловиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровняразвитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечиваяопережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализациюв мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализоватьнациональные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического ростазаключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роставалового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономическойдифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационноймодели экономического роста связан и с формированием нового механизмасоциального развития, основанного на сбалансированности предпринимательскойсвободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанныхпо ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление — развитие человеческого потенциалаРоссии. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий дляразвития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российскихграждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособностичеловеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.Будут достигнуты следующие результаты:
преодоление негативных демографических тенденций,стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышениекачества жизни населения;
формирование условий для устойчивого повышения заработнойплаты, соответствующего темпам роста производительности труда и качествурабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда,обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениямиработников, работодателей и государства;
повышение зависимости размера трудовых пенсий отзаработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольныхнакопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизньпенсионеров;
обеспечение возможности получения качественногообразования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурнымценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализацииэкономической и социальной инициативы;
переход от системы массового образования, характерной дляиндустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социальноориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию длявсех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальнойнаукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственнойличности;
обеспечение населения доступным и качественным жильем,создание комфортной городской среды для человека и эффективногожилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселениянаселения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки лиц,относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилыхлюдей, инвалидов и детей;
создание экономических условий сохранения и умножениякультурных и духовных ценностей российского народа;
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма,физической культуры и спорта;
улучшение качества окружающей среды и экологическихусловий жизни человека;
снижение уровня преступности;
обеспечение высокой профессиональной и территориальноймобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностныхориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.
Второе направление — создание высококонкурентнойинституциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность ипривлечение капитала в экономику, в том числе:
создание и развитие конкурентных рынков, последовательнаядемонополизация экономики;
отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки вэкономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплатеналогов;
поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса,основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков засчет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономическойполитики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развитияфинансовых институтов;
улучшение условий доступа организаций к долгосрочнымфинансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов,обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
повышение договороспособности организаций и прозрачностиведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
обеспечение высокого качества государственногоадминистрирования в сфере экономики.
Третье направление — структурная диверсификация экономикина основе инновационного технологического развития, в том числе:
формирование национальной инновационной системы, включаятакие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научныхисследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики,инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынкаинтеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
формирование мощного научно-технологического комплекса,обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научныхисследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
создание центров глобальной компетенции в обрабатывающихотраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
содействие повышению конкурентоспособности ведущихотраслей экономики путем использования механизмов частно-государственногопартнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникамдолгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональнымикадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции свысокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетоммеждународной практики в данной области.
Четвертое направление — закрепление и расширениеглобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика,транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
обеспечение стабильности и расширение поставокэнергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктоваядиверсификация энергетического экспорта;
развитие на территории России крупных узлов международнойэнергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;
переход от экспорта первичных сырьевых и энергетическихресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;
завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемыхисточников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистыхтехнологий производства энергии;
формирование конкурентоспособной транспортнойинфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российскойэкономики;
укрепление позиций России на мировом рынке продукциилесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивоговоспроизводства лесного богатства страны;
реализация водного потенциала российской экономики — вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России приобязательном соблюдении природоохранных требований;
реализация аграрного потенциала в части развития экспортазерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистыхпродуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.
Пятое направление — расширение и укреплениевнешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия вмировом разделении труда, в том числе:
расширение возможностей реализации сравнительныхпреимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализациидля привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;
поэтапное формирование интегрированного евразийскогоэкономического пространства совместного развития, включая становление Россиикак одного из мировых финансовых центров;
выстраивание стабильных диверсифицированных связей смировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развитияроссийской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
усиление роли России в решении мировых глобальных проблеми формировании мирового экономического порядка.
Шестое направление — переход к новой моделипространственного развития российской экономики, в том числе:
формирование новых центров социально-экономическогоразвития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры,и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующихконкурентный потенциал территорий;
сокращение дифференциации уровня и качества жизни натерритории России с помощью мер социальной и региональной политики;
укрепление системы стратегического управлениярегиональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионови размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательстврегиональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.
/>/>Взаимодействие государства, частного бизнеса и обществакак субъектов инновационного развития
Достижение целей развития, успешная модернизацияэкономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмоввзаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координациюусилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных группобщества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
Инновационный тип экономического развития требуетсоздания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы,повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российскихчастных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальныхрынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес являетсяосновной движущей силой экономического развития. Государство может создатьнеобходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменятьбизнес собственной активностью.
В целях перехода к инновационному социально ориентированномуразвитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельностибудет руководствоваться следующими принципами:
создание условий для свободы предпринимательства иконкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательскогосообщества;
снижение административных барьеров в экономике,превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
формирование условий для массового создания новых частныхкомпаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышениюобщественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
устранение избыточного государственного регулированияэкономики и переход преимущественно к косвенным методам регулированияэкономических процессов;
поэтапное сокращение участия государства в управлениисобственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных иэффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки,равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
концентрация государственного предпринимательства главнымобразом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальнойбезопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условийконкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частныекомпании;
поддержание макроэкономической стабильности ипредсказуемости изменения основных макроэкономических параметров,последовательное снижение уровня инфляции;
развитие частно-государственного партнерства,направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, преждевсего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий,развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
поддержка инициатив бизнеса по участию в развитиисоциальной сферы и человеческого капитала;
активная поддержка российских компаний на внешних рынках,в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдениинорм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области,защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранныхгосударствах;
расширение участия предпринимательского сообщества вподготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированиемэкономики.
Основными субъектами, заинтересованными в переходе кинновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые вэкономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых вэкономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса,которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются вактивном технологическом перевооружении, управленческих и социальныхинновациях.
В целях эффективного вовлечения заинтересованныхсубъектов в формирование и реализацию социально-экономической политикинеобходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:
Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективноработающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободучастных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки дляактивизации инновационных процессов.
Заключение
В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальномповороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночнойэкономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержитне только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опытпретворения ее в жизнь в Германии.
Социальная рыночная экономика не является неизменнойдоктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которойможно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность ихорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практическихзадач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решенияодной из важнейших задач современности- возможности проявления личнойинициативы и реализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось быпожелать России на ее трудном пути построения социально ориентированнойэкономики.
Программа социально-экономического развития страны до2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь долженобеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратногоповышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитиевысокотехнологичных отраслей экономики — авиа- и судостроения, транспортной системы,энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, сточки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва сразвитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственныйрезультат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что длярешения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимообеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование,сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В.Путиным в последнем президентском послании.
Список используемой литературы
1. И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов,издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 2008
2. А. Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международныеотношения. 2008.
3. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2008.
4. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. – М.:Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2008.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.:ОАО «НПО «Экономика»», 2008.
6. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства игосударственного сектора в экономике. «Вопросы экономики». 2004г, №4
7. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия:правовые проблемы. – М.: Логос, 2008.
8. Е. Гайдар — Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики.2008г, №9
9. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования/ Геннадий Геннадьевич Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2008.
11. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстат- информ,2007.
12. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство“Эльф К — пресс”. Москва 2008.