ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Внешняя торговля, совместныепредприятия и кредитно-финансовые отношения
1.2. Научно-техническоесотрудничество и информационные услуги
1.3. Мировая транспортная система имеждународный туризм
2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРАМЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Динамика и структурамеждународной экономической деятельности России и стран СНГ
2.2. Внешнеэкономические связи Россиис промышленно развитыми странами мира
2.3. Развивающиеся страны вмеждународной экономической деятельности России
3. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ ВСИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
3.1. Проблемы торговли зарубежногопартнера с Россией
3.2. Проблемы торговли России сзарубежными партнерами
3.3.Основные направления государственногорегулирования международной экономической деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Объективныйпроцесс международного территориального разделения труда затрагивает всестраны, и чем глубже он, тем выше экономическая эффективность развитияхозяйства стран, регионов мира в целом. Поэтому широкое вовлечение России вмеждународное разделение труда и мирохозяйственные связи являются одним изнеобходимых условий превращения страны в демократическое государство с развитойрыночной экономикой.
Целькурсового исследования: изучить пути и методы повышения эффективностикоммуникаций в управлении.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть динамику международной экономической деятельности;
2.Привести географическую структуру международной экономической деятельности;
3.Рассмотреть проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей;
4.Оценить основные направления государственного регулирования международнойэкономической деятельности.
Объектисследования — система международной экономической деятельности России.
Предмет- формы международной экономической деятельности.
Впервой главе курсового исследования речь идет о формах международнойэкономической деятельности, используемых во внешнеэкономической деятельностиРФ. Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международнойэкономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги– перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности.Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странамиспособствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение вусловиях ее либерализации.
Вовторой главе представлена географическая структура международной экономическойдеятельности. В настоящее время происходит сдвиг в географической структуреПроисходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ вовнешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграциюпока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономическойдеятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счетпреимущественно экспортно-импортных операций. Вопрос, связанный сгеографической структурой международной экономической деятельности освящен вовторой главе.
Втретьей главе рассмотрена актуальная проблема интеграции России в системумирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:
1.зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;
2.происходит демократизация международной экономической деятельности;
3.основными направлениями государственного регулирования международнойэкономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортнойсистемы России, улучшение доступа российских товаров на международныеэкономические рынки.
Вкурсовой работе использовались данные статистических сборников, экономическихжурналов, а также литература МорозовойТ.Г., Абалкина Л.И., Булатова А.С.,СтровскогоЛ.Е.
1.ФОРМЫИ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внешняя торговля,совместные предприятия и кредитно-
финансовые отношения
Международноеразделение труда базируется на стремлении человечества ко всё большейэффективности ведения хозяйства, а в последнее десятилетие и к обеспечению всёбольшего многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и товаров, чтопришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международномобмене принцип экономического масштаба начал вытесняться другим принципом –экономического многообразия. Он привёл к полному отказу от возможности того,что каждая национальная экономика в состоянии покрыть всё разнообразие спроса.Более того, в условиях постиндустриального общества идёт углублениеспециализации производства. В основе специализации теперь лежат качественныекритерии (наукоёмкость, надежность, «чистота») [6, с.346].
Кначалу 1990-х годов внешняя торговля Россия оказалась в трудном положении, обусловленном в значительной степени внутренними и внешними факторами. Выструктуре экспорта превалировать сырьевые продукты, прежде всеготопливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для производства. Приоритетнымивнешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы.
Внастоящее время торговые отношения Российской Федерации развиваются более чем с100 странами мира. За 1992 – 1997гг. внешнеэкономический оборот имел положительнуюдинамику и взрос с 96,6 до 161,6 миллиардов долларов, или на 67,3 %.Дестабилизация
финансового рынкав августе 1998г., вызванная резким падением цен на мировом рынке на нефть инефтепродукты, привела к резкому изменению тенденции развития внешней торговли.Объем внешнеторгового товарооборота возрос до 115,1 миллиарда долларов, а в2002г. – до 167,5.Основным фактором, определившим динамику товарооборота,стали: улучшение коньюктуры цен на энергоносители на мировом рынке. При этомэкспорт продукции из России составил 75,1 млрд. долларов, а импорт – 40,2 млрд. долларов. В современной структуре внешнеторгового товарооборота России сзарубежными странами 86,7 % приходится на экспорт и 13,3 % на импорт продукциии имеет положительное сальдо[15, с.435].
/>
Рис.1. География внешней торговли России, 2003г., %
Новымнаправлением в международной экономической деятельности России сталоустановление прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческимифирмами и предприятиями зарубежных стран и создание на территории России совместных предприятий. Эти предприятия образуются на основе долевого участияотечественного и зарубежного капитала. Наибольшую активность при этом проявляюткомпании промышленно развитых стран – Германии, США, Финляндии, Франции,Италии, Австрии, а также стран с развивающейся рыночной экономикой – Болгарии,Польши, Венгрии, Китая. Число предприятий с участием с участием иностранногокапитала за 1998 – 2003гг. увеличилось с 2,5 до 14,7 тысяч. Наибольшееколичество их приходится на США – 3,4 тыс., Германию – 2,3 тыс., Великобританию– 1,3 тыс. и Финляндию – 1,2 тыс. На их долю приходится около 8 % всеговнешнеторгового товарооборота России. Размещаются совместные предприятия крайненеравномерно. Наибольшее их число приходится на Москву, Санкт — Петербург,Мурманскую, Самарскую, Сахалинскую, Тюменскую, Калининградскую области иКраснодарский край.
Направлениедеятельности совместных компаний весьма различны: от разработки природныхресурсов до выпуска наукоемкой продукции (самолетов, судов, компьютеров и др.)и торговли товарами народного потребления и услугами [15, с.438].
Особыйинтерес у иностранных компаний вызывают предприятия оборонного комплекса. Учитываявысокий научно-технический и кадровый потенциал оборонных предприятий,высокотехнологичные компании Запада и Востока создают совместные предприятия натерритории России. Так, США участвует в работе по конверсии российскихоборонных предприятий. Это сотрудничество началось с 1992г., когда была принята совместная программа по уменьшению военной угрозы. Создано более 50российско-американских совместных предприятий с участием российских оборонныхпредприятий, 11 в промышленности средств связи, 10 в радиопромышленности.Например, российско-американское предприятие по запуску спутников с помощью«Протон» с участием предприятия имени Хруничева М.В. и американской компании«Локхид». Контракт рассчитан на сумму более 600 млн. долларов, включаясоглашение по запуску 5 спутников для европейского телевещания.
Германскийконцерн «Сименс» и Ижевский моторостроительный завод создали совместноепредприятие «Ижтел» по производству междугородних телефонных станций [1,с.129].
Большойинтерес для иностранных инвесторов представляет нефтяная и газовая отросли.Компании «Газпром» и «Эдисон» создали новое совместное предприятие «Вольта» длязакупок и поставок российского природного газа потребителям в Италии. Внефтяной промышленности действует около 40 совместных предприятий. Доляиностранных инвестиций в уставном капитале колеблется от 3 до 50 %.
Успешноначало свою деятельность и недавно созданное в подмосковном Голицине на баземестного автобусного завода (ГолАЗ) российско-германское совместное предприятиес участием известной немецкой фирмы «Мерседес-Бенз». С выходом на проектнуюмощность это предприятие будет производить 2,5 тысячи комфортабельных автобусовдля междугородних рейсов.
Важноеместо в экономическом развитии Российской Федерации занимает и развитии форммеждународной экономической деятельности занимает развитие кредитно-финансовыхотношений. РФ устанавливает тесные контакты с основными международнымифинансовыми институтами – Международным валютным фондом,
Международнымбанком реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР взял обязательства опредоставление кредитов в основном совместным предприятиям на сумму более 600млн. долларов.
Активизироватьсвои кредитные операции в России намерены специально созданные в Великобритании«Фрэмингтон Раша Фанд», а также такие известные американские инвестиционныефонды. Как «Морган Стэнлей», «Соломон Бразерз», «Голдман Сакс», «Креди СвисФерст Бостон».
Россияостается крупнейшим получателем кредитов ЕБРР. В своей кредитной политике банкделает акцент на поощрении малых предприятий, причем не в Москве, а впровинции. Объемы инвестиций ЕБРР в экономику РФ в 2000г. Более чем вдвоевыросли по сравнению с1999г. И составили 579 млн. евро, это 21,7 % всехвложений ЕБРР в экономику европейских стран. Большая часть средств была направленана развитие металлургического и агропромышленного комплексов и на развитиемалого бизнеса [15, с.432].
1.2. Научно-техническоесотрудничество и информационные услуги
Переходк открытой экономике способствует развитию научно-технического сотрудничества сдругими странами в различных областях знаний и производственной деятельности.Сотрудничество предполагает совместное осуществление научных разработок,прогнозирование и координацию научно-технической деятельности; сотрудничество вобласти в области научно-технической информации и подготовки кадров; обменучеными и специалистами для работы в научно-исследовательских и учебныхинститутах стран-партнеров; обеспечение НИОКР необходимой аппаратурой,приборами и оборудованием.
Примеромможет служить сотрудничество в подготовке и осуществление совместныхкосмических программ с Германией, США, Францией, Израилем и другимигосударствами. В коммерческих запусках спутников участвуют американскаякорпорация «Локхид», немецкая фирма «Даза». На российский рынок вышлиамериканские и французские авиастроительные фирмы. В автомобильнойпромышленности разворачивают свою деятельность немецкие и американскиеавтогиганты– «Мерседес-Бенц», «Дженерал-Моторз»(осуществляет сотрудничество скурским заводом ОАО «Электроагрегат»), «Фиат»; в производствеэлектроэнергетического оборудования – «Сименс» и «АББ»; в производственефтеперерабатывающего и дорожно-строительного оборудования – американскаяфирма «Катерпиллер». Сотрудничество в мирном использовании атомной энергии осуществляетсясо странами Южной Америки (Чили, Бразилия) и Юго-Восточной Азии (Индия).
Подводяитог вышесказанному, можно констатировать, что такая форма международнойэкономической деятельности, как международное научно-техническоесотрудничество. Представляет несомненный интерес и имеет перспективность сточки зрения ее дальнейшего развития.
Новымнаправлением в развитии форм международной экономической деятельности являетсясотрудничество в области информационных услуг. Интенсивные интеграционныепроцессы, происходящие в Западной Европе, в том числе в сфере экономики, врядли были бы возможны без современных средств и методов информатики, надежнойдистанционной передачи больших массивов информации. Такая передачаосуществляется с помощью территориально-распределенных автоматизированных сетейсвязи, включая международные. Уже длительное время функционирует международнаясеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европычерез московский узел в институте автоматизированных систем [15, c.432].
Внаши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля,труд и капитал. На современном этапе для информационного обеспечения, включаясферу международного и экономического прогнозирования, характерны следующиеособенности:
-значительноеувеличение спроса на информацию в начале 90-х годов, в условиях замедленноготемпа экономического развития;
— внедрение принципиально новой психологии на базе быстрого развития компьютернойтехники. За последние 20 лет ХХ века микросхемы в расчете на один бит стали в1000 раз дешевле и во столько же раз эффективнее;
— быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу информационнойтехнологии [12, с.323].
Интеграцияв области информатики приобретает новые организационные виды. Многостороннеемеждународное сотрудничество стран Западной и Восточной Европейскойинформационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям(ЕИСМО). Стратегической целью этой системы является интеграция в областиинформатики стран Западной и Восточной Европейской, включая Россию и некоторыестраны СНГ. Достаточно полная информация в области международных отношений,доступ к которой быстрой обеспечивается средствами данной сети с помощьюкомпьютеров и средств телекоммуникаций, во многом определяет успешноесовременное решение экономических, политических и других проблем вЕвропе[15, с.433].
Примерно¾ современного мирового рынка информационных услуг приходится наоперации пяти наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационныхуслуг составляет 50%, что значительно больше доли этой страны, например, вмировой торговле(12%). На втором месте находится Япония (более 10% мировогорынка). Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странахоснову рынка составляют собственно информационные услуги.
1.3. Мироваятранспортная система и международный туризм
Научно-техническийпрогресс вносит существенные изменения в характер международной торговли,вызывая наряду со структурными сдвигами в товарных потоках изменение схемтранспортного обеспечения. Быстрое изменение структуры производственныхмощностей на транспорте происходит в связи с расширением спроса на перевозочнуюработу на мировых транспортных рынках, а главное в результате новых требованийк качеству транспортных услуг. Характерным результатом научно-техническойреволюции на мировых транспортных рынках, а главное в результате новыхтребований к качеству транспортных услуг. Характерным результатомнаучно-технической революции на мировых транспортных рынках является постоянныйрост конкурентоспособности различных видов транспорта,
усилениепотенциальной возможности их взаимозаменяемости[6, с.235].
Вмировом грузообороте резко выделяется морской транспорт, доля которогопостепенно возрастала и до сих пор почти не снижается с 52 до 62 %. То же можносказать о доле в пассажирообороте легкового пассажирского индивидуальноготранспорта – с 57 до 60 %. Происходит интенсивное изменение структуры перевозокмежду отдельными видами транспорта.
Международныйтуризм занимает видное место в экономике большинства стран. Являясьпотребителем услуг, предоставляемых различными отраслями народного хозяйства,он одновременно способствует расширению объемов их деятельности, качественномусовершенствованию, получению значительных валютных поступлений при сравнительнонебольших вложениях вложеньях.
Развитиемеждународного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов,обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новыерабочие места. По данным всемирного совета по туризму за 2002г. На туризмприходилось 11 рабочих мест. В среднем около 65% всех международныхтуристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15%на остальные регионы.
Основнымистранами, из которых прибывают граждане в Российскую Федерацию (в тыс.человек): Украина – 2031, Финляндия – 1276, Белоруссия – 1178, Польша -666, Грузия– 521, Литва – 440, Китай – 390, Армения – 330, Германия 323, Азербайджан 286,Казахстан – 2180. Общее количество туристов из этих стран составляет около 77%от посетивших РФ.
Видытранспорта (способы передвижения), используемые иностранными гражданами припутешествии в Россию, распределились следующим образом: воздушный – 19,8 %,автомобильный 44,7 %, железнодорожный – 25,4 %, водный – 5,2 %, пешком – 4,9%.Происходитпостоянное увеличение воздушного и железнодорожного транспорта. Уменьшается числопутешествующих пешком [5, с.143].
Постатистике ВТО, почти половина гостиничного фонда в мире (49,1 %) размещена вЕвропе. Гостиничный фонд в России составляет 3% от европейского. 270 лучшихотелей признаны в США – 48, в Италии – 27, в Швейцарии – 22, во Франции – 16, вГермании -15, в Великобритании – 13, в Испании – 10, в Японии – 8 и т. д.
Начинаяс 2000 года, мобильность населения возрастает. Увеличилось число поездок постране и за рубеж. Общее количество выездов из России за рубеж возросло в 2000году по сравнению с 1999 годом на 44,8 %. При этом в страны вне СНГ объемпоездок возрос на 17%. с целью туризма россияне совершили в 2000 году на 59,7% поездок больше, чем годом ранее. Туристический поток в страны вне СНГ приэтом увеличился на 65%.
Турбизнескак таковой всюду рад российским туристам, заинтересован в их наплыве, где быто ни было. А вот политические круги далеко не везде. Шенгенские соглашения,например, создали дополнительные затруднения для российских туристов,отправляющихся в Европу. Зато в Таиланде, на красном море, на побережьесредиземноморья нам всегда рады [7, с.32].
ВРоссии с одной стороны туристический бизнес на подъеме. Увы, крайне однобоко.Ставка на выездной туризм в ущерб внутреннему и въездному привела к тому, чтоключевая фигура – туроператор – в подавляющем большинстве оказался вынужденнымуйти с внутреннего рынка, переключится на более выгодную отправку российскихтуристов за рубеж.
Одиниз печальных результатов – более 20 млрд. долларов ежегодно уплывет из Россиипо линии туризма в другие страны и там экономически упрочняется турбизнес, а унас финансово обескровливает. Свыше 10 тысяч российских предприятий оказалисьневостребованными.
Зарубежныйтурбизнес оттесняет ослабленных отечественных туроператоров, захватывая себевсе более лакомые кусочки. В целом картина удручающая. Доля туризма вовнутреннем валовом продукте России менее 1 %, а в остальном мире гораздобольше.
Внастоящее время происходит изменение в структуре туризма: уменьшается числопознавательных и паломнических поездок, но увеличивается количество шоп-туров,когда о культурно-познавательных интересах нет и речи.
ВовлечениюРоссии в систему мирохозяйственных связей способствует изменению политическогоклимата на планете. Существует ранее по отношению к СССР, а затем и к егоприемнику РФ жесткие дискриминационные ограничения на развитие торговли состранами Запада практически сняты.
Международнаяэкономическая деятельность относится к числу секторов экономики, в которыхпереход к рыночным механизмам приобрел наиболее очевидный характер.Либерализация международных экономических отношений стала началом радикальныхрыночных реформ. За период становления рыночных отношений в России частныйсектор стал преобладать во внешнеторговых операциях. На его долю приходится 3/4 экспорта и 2/3 импорта России. Внешнеэкономическая деятельность принимаетвсе более открытый характер. Заметно расширилось число участниковвнешнеторговых операций за счет субъектов РФ.
2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯСТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Динамика и структура международной экономической деятельности
Процессстабилизации территории и обмена между ними специализированной продукцией иуслугами носит название географического разделения труда, высшей формойкоторого является международное [9, с.222].
Системавзаимосвязанных национальных экономик, в основе которой лежит международноеразделение труда, экономические и политические отношения, образует мировоехозяйство.
Вчисле внутренних предпосылок участия страны в мировом хозяйстве следуетвыделить естественно-географическую и экономическую составляющие. К первой изних относятся богатство и разнообразие в стране природных условий и ресурсов,их хозяйственно-географическая и транспортно-географическая оценка с точкизрения, как удовлетворения отечественного производства промышленной исельскохозяйственной продукции, так и с точки зрения возможностей ицелесообразности формирования на их базе специализации экономики стран вмеждународном разделение труда.
Кэкономическим факторам формирования участия страны в международном разделениетруда и мировом хозяйстве относятся, прежде всего общий уровеньтехнико-экономического развития и экономическая эффективность функционированияее народного хозяйства и входящих в него производственных, транспортных ипрочих систем и хозяйственных структур.
Дальнейшеерасширение торгово-экономических отношений России со странами СНГ – одно изнепременных условий развития отечественной экономики. Дело в том, чтопроизводственно-экономические и торговые связи бывшего СССР, а ныне новыхнезависимых государств формировались на протяжении всего периода существованияСоветского Союза в рамках единого народно-хозяйственного комплекса и на основесложившихся в то время территориального разделения труда и взаимообменапродукцией[8, с.23].
Вэтой системе отношений, например, Россия, Украина и Казахстан были представленыпреимущественно продукцией отраслей тяжелой индустрии – топливнойпромышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, атакже сельского хозяйства. Белоруссия участвовала в межотраслевом обменепродукцией отраслей наукоемкого, технически сложного трудоемкого машиностроения,а республики Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) иЗакавказья (Азербайджан, Грузия, Армения) поставляли в общесоюзный фондсельскохозяйственную продукцию (хлопок, виноград, фрукты) и промышленное сырье( нефть, газ, руды цветных металлов).
Однакоэкономическая целостность была разрушена в результате распада СССР. На повесткудня стала задача воссоздания утраченных хозяйственных связей и деловыхпартнерских отношений важнейшим шагом в этом направлении после подписания вдекабре 1991г. соглашения о создании СНГ стало заключение странами содружествав 1993г. договора о создании Экономического союза. Новая форма интеграциинациональных экономик призвана обеспечить формирование устойчивыхпроизводственно-хозяйственных связей и торговли в рамках единого экономическогопространства СНГ на условиях взаимовыгодного и равноправного деловогосотрудничества.
Нарядус многочисленными соглашениями эффективной формой международной экономическойдеятельности стран СНГ становятся двухсторонние долгосрочные программыэкономического сотрудничества и программы по сотрудничеству в отдельныхотраслях экономики. Такие программы подписаны Российской Федерацией с Украиной,Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном. Продолжается подготовка иреализация аналогичных программ и с другими странами Содружества, и в первуюочередь с Белоруссией в рамках создаваемого с ней единого государства [13,с.154].
Внастоящее время на страны СНг приходится мене 1/5 всего внешнеторгового оборотаРоссии. В 2002г. он составил почти 26 млрд. долларов, в том числе экспорт –16.6 млрд. долларов, импорт – 10,2 млрд. долларов.
Средисубъектов РФ наиболее активно торговлю со странами содружества ведут Москва иМосковская обл., Санкт — Петербург, Белгородская, Нижегородская, Самарская,Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская области. На нихприходится 2/5 всего внешнеторгового оборота России со странами СНГ.
Втоварной структуре российского экспорта в страны содружества преобладаютминеральные продукты (свыше 50%), машины, оборудование и транспортные средства(18%), продукция химической промышленности (10%). В Россию из стран СНГпоступают главным образом машинно-технические товары (26%), продукцияхимической (14 %), металлургической (13%), легкой (11%) промышленностей идругие товары [8, с.29].
Сегодняодной из наиболее эффективных форм межгосударственного экономическогосотрудничества стран СНГ остается производственная кооперация, обеспечивающаядолговременные хозяйственные связи между этими странами. Некоторые из нихсохранились со времен существования СССР и продолжают успешно развиваться вновых экономических условиях, другие вновь формируются в рамках совместныхцелевых программ по выпуску конкурентно продукции, способной заменить на рынкеСНГ импортные товары. Перспективным направлением является созданиетранснациональных финансово-промышленных групп.
Особеннозначительны кооперационные связи в машиностроении. Например, автозаводы вЗапорожье, Луцке, Львове и Кременчуге работают, используя поставки узлов идеталей из других стран Содружества, в том числе из России. На Кременчугскийзавод по производству большегрузных автомобилей основные узлы (двигатель,сцепление, коробка передач) поставляют с Ярославского моторного завода, аосновными потребителями этих машин являются российские нефтяники,лесозаготовители и строители. На Украине из российских комплектующих изделийсобираются автомобили «Волга» и «Газель». Весьма успешно развиваетсясотрудничество между ПО «Минский моторный завод» и АМО «ЗИЛ».
Весьмаощутимы связи России си стран СНГ в поставках минерального сырья и топлива.Кроме России лишь Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан способныобеспечить свои потребности в топливе и энергии за счет собственногопроизводства и направить некоторое количество направить на сбыт. Остальныереспублики завозят из России от 80 до 100% потребляемого топлива.
Одновременнопотребности российских предприятий в марганцевых концентратах полностьюпокрываются ввозом их с Украины ( 80% ), из Грузии и Казахстана; хромовых –поставками из Казахстана; вся лакокрасочная продукция поступает с Украины.
Однимиз условий успешного функционирования рынка СНГ является урегулированиеотношений в валютно-финансовой сфере. Этому вопросу в последнее время уделяетсясамое пристальное внимание. Дело в том, что торговля между странами СНГосуществляется в свободно конвертируемых валютах, ресурсы которых у этих странограничены. По этому до 2/5 их товарооборота приходится на бартер, чтоусложняет взаимные расчеты при торговых операциях и приводит к задержкеплатежей. В настоящее время на межгосударственном уровне разрабатываютсямеханизмы использования национальных валют во внешнеэкономических расчетах [8,с.24].
Всфере экономики Содружество функционирует неизмеримо ниже своих возможностей.Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциалаи 25% запасов базовых видов природных ресурсов, оно имеет в мировом объеметорговли всего 2%. В мае 2004г. в Екатеринбурге прошел 1Х российскийэкономический форум по теме « Экономическое сотрудничество – фактор интеграциистран СНГ ). Все советы участников были сгруппированы в десять взаимосвязанныхпозиций.
2.2.Внешнеэкономическиесвязи России с промышленно развитыми
странамимира
Запоследние 10 – 15 лет вектор международных экономических связей России изменилсвое направление в сторону промышленно развитых государств мира. Эти страныиграют ведущую роль в мировой экономике, создавая почти 3/5 общемирового ВВП.На них сегодня приходится свыше половины всего внешнеторгового оборота РФ.Развитые страны являются главными потребителями топливно-энергетических исырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта. В свою очередь,страны Западной Европы, США и Япония сохраняют роль основных поставщиков современногооборудования и передовой технологии, продовольственных товаров, медикаментов идругой готовой продукции необходимой для российской экономики.
Сотрудничествос экономически и промышленно развитыми странами включает различные аспекты:торговлю, финансово-кредитные отношения, инвестиционную деятельность,научно-технический обмен, создание совместных предприятий и другие [12, с.382].
Наиболееактивно развиваются торгово-экономические отношения России со странами ЗападнойЕвропы, прежде всего с государствами Европейского Союза (ЕС). На долю ЕСприходится свыше 2/5 всего объема внешней торговли России со странами вне СНГ –почти 2/5 экспорта и половина импорта. Западная Европа – это основной рыноксбыта стратегических товаров российского экспорта (главным образомэнергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников получениясвободно конвертируемой валюты. Заинтересованность России в тесномсотрудничестве со странами Западной Европы определяется и еще и тем, что ониявляются основными кредиторами России и инвесторами в российскую экономику.
Кведущим торговым партнерам в Европе относятся Германия, Италия, Нидерланды,Великобритания, а также Финляндия и Франция. Внешнеторговый оборот России сэтими государствами превышает 4/5 всего объема внешней торговли России состранами ЕС и составляет 35% от общего объема внешней торговли России состранами вне СНГ.
Одиниз крупнейших деловых партнеров России выступает Германия. Россия и Германиясоздано более 1200 совместных предприятий. Германия – ведущий поставщик вРоссию современных технологий и оборудования, потребительских товаров,крупнейший кредитор. В России немецкий капитал направляется в основном в сферуторговли и услуг.
Хорошоизвестный в нашей стране производитель бытовой техники – фирма «Бош» направиласредства в создание современного завода по производству газовых плит вподмосковной Черноголовке.
Вроссийском экспорте в ФРГ преобладают энергоносители (нефть, газ) – в структуреэкспорта на них приходится до 70%, на цветные металлы – 10-13%. Долямашинно-технических изделий не превышает 2-3%.
Неменьшего внимания, чем торговля и инвестиционная деятельность, вроссийско-германских отношениях заслуживает научно-техническое сотрудничество исотрудничество в области образования. Так, Германская служба академическихобменов с Министерством образования России наладила обмен студентами,аспирантами, молодыми учеными и специалистами, владея для этих целейспециальные стипендии. Высококвалифицированные преподаватели из Германиитрудятся более чем в тридцати российских вузах [8, с.29].
Крупнымиторговыми партнерами России являются Италия, Великобритания и Франция. Масштабыторговых операций с этими государствами постоянно растут. Товарная структурароссийского экспорта в эти страны соответствует сложившимся тенденциям:основное место (70-80%) занимают энергоносители (природный газ, нефть инефтепродукты), черные и цветные металлы, химические продукты, лесоматериалы ицеллюлозно-бумажные изделия. В импорте преобладают машины, оборудование,транспортные средства, химические и резинотехнические изделия, потребительские(мебель, одежда, обувь, парфюмерия, косметика, медикаменты) и продовольственныетовары [1, с.151].
Францияодин из крупнейших кредиторов России. Значительная часть кредитов предназначенадля финансирования проектов в нефтяном секторе российской экономики.
Всебольшее значение для РФ приобретают ее экономические отношения с США. Рынок СШАпредставляет несомненный интерес с точки зрения передовых российскихтехнологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой,программным обеспечением. В свою очередь российский рынок является весьма емкими перспективным для американского бизнеса.
Запоследние 10 лет объем взаимной торговли вырос в три раза. Если в начале 90-хгодов на долю США приходилось менее 5% внешнеторгового оборота России состранами дальнего зарубежья, то сегодня она выросла до 10%, и сегодня вторговле с Россией США занимает второе место после Германии. Основу российскогоэкспорта в США составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импортепреобладают машины и оборудование (свыше 40%), а также сельскохозяйственныетовары и продукты их переработки. В последнее время в России активизироваласьинвестиционная деятельность американских компаний. Они занимают сегодня лидирующееместо среди иностранных инвесторов.
Несмотряна значительный прогресс, достигнутый в двусторонних отношениях России и США,остается еще не мало проблем, требующих своего решения. Так, до сих порсохраняются некоторые дискриминационные ограничения для торговли с Россией, и впервую очередь, для доступа российских товаров на американский рынок. Поэтомуустранение существующих барьеров на пути делового партнерства двух государств –одна из важнейших задач, которая решается в ходе постоянно ведущихся двухстороннихпереговоров.
Развитиемеждународной экономической деятельности России и Японии сдерживаются наличиемряда неурегулированных вопросов политического и экономического характера.Сегодня японская сторона исходит из невозможности пойти на сколько-нибудьширокое экономическое сотрудничество с Россией до тех пор, пока Японии не будутвозвращены так называемые «северные территории» (ряд южных островов Курильскойгряды). Об ограниченном характере внешнеэкономических связей свидетельствуетхотя бы тот факт, что доля России во внешней торговли с Японией не превышает1%. Однако, только за 2000 объем двухсторонней торговли вырос на 20% и превысил5 млрд. долларов, в том числе российский экспорт составил 4,6 млрд. долларов иимпорт из Японии – 0,6 млрд. долларов.
Вструктуре российского экспорта, главным образом из Дальневосточного региона,преобладают лесоматериалы, цветные металлы, руды и концентраты, минеральноетопливо, рыба и морепродукты. В импорте традиционно главенствующее местозанимают машины и оборудование, изделия из черных металлов, пластмассы и другиетовары химической промышленности.
Значительныйинтерес японские фирмы проявляют к крупным проектам, осуществляемым вДальневосточном регионе, — освоению нефтяных ресурсов на о.Сахалин,южноякутских углей, развитию инфраструктуры СЭЗ «Находка». Прогрессу в развитиироссийско-японских отношений способствует заключение в последние годы рядаважных экономических соглашений.
2.3.Развивающиеся страны в международной экономической
деятельностиРоссии
Сложившаясявзаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительноневысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторыпревращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителейроссийской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматриваюттоварообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник вторгово-экономических связях с Западом [10, с.96].
Важнымнаправлением российского экспорта должен стать вывоз в развивающиеся странывысокотехнологичного оборудования, научных идей для их совместногопрактического воплощения. С середины 90-х годов Россия активизирует процессытехнического содействия развивающимся странам. Основной их объем их пришелся наКитай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие рядэнергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционнымнаправлением российского экспорта в развивающиеся страны являются вооружений ивоенной техники
Вскорепосле отказа от системы государственного воздействия на эффективность внешнейторговли (1991г. указ президента «О либерализации внешнеэкономическойдеятельности»), уже в 1994г. Объем российско-африканской торговли уменьшился до740 млн. долларов против 2.7 млрд долларов в 1990г., и в настоящее время недостигает и 60% уровня 1990г. Наряду с резким снижением товарооборотапрекратились или уменьшились до крайне незначительной величины поставкикомплексного оборудования для строительства объектов национальной экономикиафриканских стран на условиях технического содействия и генерального порядка,приостановились в большинстве стран геологоразведочные работы. Свернутаподготовка национальных кадров на предприятиях, построенных при содействиинашей страны.
Однакоторгово-экономические отношения России с Индией, например, основаны нанормативно-правовой базе, созданной во второй половине ХХ века, а такжеподписанной президентом России в 2000г. Декларации о стратегическомпартнерстве, комплексной долгосрочной программе научно-технического сотрудничествана 2001 – 2010гг.[15, с.446].
Втоварной структуре российского экспорта преобладают цветные и черные металлы,удобрения, газетная бумага, на долю их приходится около 74% экспорта России вИндию. В меньшей степени поставляются машины, оборудование, транспортныесредства, продукция химической промышленности.
Активноразвивается военно-техническое сотрудничество. Важным достижениемроссийско-индийского сотрудничества стало создание усилиями «ХАЛ» и российским«МИГ-МАПО» совместное предприятие «ХАЛ-МИГ-МАПО».
Вструктуре российского импорта значительный удельный вес приходится на продукциюсельского хозяйства – чай, орехи, кешью, специи. Растет долямашинно-технической продукции, программного обеспечения, а также лаков, красок,драгоценных камней и ювелирных изделий. Одним из факторов, стимулирующих росттоварооборота между двумя странами, является использование средств, поступающихот Индии в погашение государственных кредитов СССР.
Однакоследует отметить, что рост товарооборота достигается преимущественно путемувеличения экспортно-импортных операций, в то время как развитие других формэкономического сотрудничества в последнее время практически прекратилось.Поэтому на втором заседании Межправительственной российско-индийской компаниибыли намечены возможные направления экономического сотрудничества в энергетике,черной и цветной металлургии, нефтяной и угольной промышленности.
В2002г. Темпы роста внешнеторгового оборота РФ повысились по сравнению с 2001г.На 7,8 %. В географическом направлении российской внешней торговли в 2003 годупроизошел сдвиг в пользу дальнего зарубежья.
Долястран СНГ во внешнеторговом товарообороте РФ в 2003г. Понизилась до 17,1 % с18,2 % в 2002г., в том числе в экспорте повысилась до 15,2 % с 15,0 %, а вимпорте – упала до 20,4 % с 24,3%. Надежды на экономическую интеграцию врамках СНГ, таким образом, пока не оправдываются, несмотря на привилегированныйторговый режим[10, с.101].
В2003г. Наиболее высокие темпы роста товарооборота и экспорта наблюдался со Швейцарией– соответственно в 2,1 и 2,3 раза.
Потемпам российского экспорта в 2002г. выделились также торговля с Нидерландами(54 %), Китай (21 %), Франция (18 %). В тоже время сократился экспорт (из числакрупнейших партнеров) в Германию, Польшу, Великобританию, США.
Наибольшийрост импорта России в 2003г. наблюдался с Китаем – на 45%, Турцией — 39 %,Польшей – на 34 %, Италией – на 29 %, Нидерландами– на 24 %
3. ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ
МЕЖДУНАРОДНОЙЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Проблемы торговли зарубежного партнера сРоссией
Провозглашение в последнее десятилетие в Россиипримата рыночной экономики разнообразило формы сотрудничества с зарубежнымипартнерами.
Наряду с осуществляющейся в прошлом традиционнойторговлей, потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методовэкономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не можетфункционировать нормально. Причины этому следующие: значительное снижениеобъемов производства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, увеличивающаясяпо мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехваткасредств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономическойдеятельности [4, с.49].
Зарубежные партнеры считают, что торговля сРоссией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности инадежности осуществления принятых обязательств.
В настоящее время следует выделить три главныхнаправления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другимистранами СНГ.
1.Экспортно-импортныеотношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны).
2.Совместноепредпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономическихуслуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.
3. Разработка природных ресурсов — нефти, газа,леса, угля, цветных металлов и др.
В процессе разработки проектов сделок каждое изэтих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных,среднесрочных и долгосрочных интересов.
Краткосрочные интересы связаны, прежде всего снаименее рискованными и вполне реальными экспортно-импортными операциями. Приэтом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно,надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары изнашей страны, строгое осуществление поставок в соответствии с контрактнымиобязательствами.
Среднесрочные интересы касаются проектов,реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработкиможет возникнуть ряд серьезных и спорных проблем, которые необходимо осмыслитьи уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.
Долгосрочные интересы связаны с проектами,осуществляемыми за пределами 5 лет. В основном это проекты по разработкеприродных ресурсов. Здесь требуются капиталовложения. Применительно к нашейстране необходимо выделение государственных кредитных средств.
Продвижение средне- и долгосрочных проектов встранах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономической иполитической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многомбудут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ — Россия, Украина,Казахстан развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономическомсообществе.
Зарубежные партнеры рассматривают Россию какстрану, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех странСНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осуществление сделок.
1. Снижение роли специализированных органоввнешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. С этим в известной мереможно согласиться, так как после распада СССР шла частичная модернизациявнешнеторговых объединений, изменение структуры и отчасти направлений работыТоргово-промышленной палаты (ТПП) России, выступившей правопреемницей ТПП СССР.Изменения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, чтово внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным,и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию главным образом в связис сокращением кадров, другие сменили место работы (народившиеся коммерческиеструктуры, приглашая на работу высококвалифицированных специалистов, не жалеютсредств на оплату труда). В целом во внешнеторговых объединениях количествоэкспертов уменьшилось, следовательно, роль объединений ослабла.
2.Недостаточнаястабилизация банковско-финансовой системы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-двагода, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (наУрале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).
3.Задержкавыплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне,как правительственных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоитпроблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательствасоставляют значительную сумму.
Между тем прямое инвестирование иностранногокапитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. Спомощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственныхсредств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификациюуправленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России вмировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок,богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.
В соответствии с Указом Президента РФ был созданКомитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот органпризван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскуюэкономику.
4. Сложность функционирования совместныхпредприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых первыхмоментов создания и функционирования ПИИ в нашей стране зарубежных партнеровбеспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивныеизменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежнымпартнером право на 100% инвестиций[4, с.50].
ПИИ становятся заметным элементом рыночногосектора российской экономики. Материально-техническое снабжение производстваи сбыт продукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подборперсонала и определенное социальное обеспечение своих работников этипредприятия осуществляют исключительно на основе горизонтальных связей свнутренними и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государственныхорганов экономического управления. Основные экономические показатели, такие,как производительность труда и фондоотдача, в целом по совокупности совместныхпредприятий выше, чем по государственным предприятиям.
В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растетдоля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтехники, а такжемашин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей иреализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначноможно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных предприятий,а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности длявнедрения совершенных технологий и обучения кадров, способных управлятьсовременным производством.
Увеличивалось число предприятий с иностраннымиинвестициями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдаленных,наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок,росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.
Чрезвычайно емкий российский рынок, богатыеприродные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность,существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют своезначение как привлекательные для зарубежных инвесторов параметры принимающейстраны.
К сожалению, многие предприятия отходят отуставной деятельности и работают как посредники, без привлечения новейшихтехнологий или крупных инвестиций.
Отсутствие четкого правового законодательствапрепятствует вовлечению иностранных предприятий в сферу недвижимости, так какне приняты еще правовые акты, на основании которых разрешается передачасобственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободныхэкономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).
Становление новой системы внешнеэкономическихсвязей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованномуконтролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в недалекомпрошлом, приведет к успеху внешнеэкономоческой политике государства.
3.2.Проблемы торговли России с зарубежными партнерами
Главная отличительная особенность происшедших запоследние годы перемен во внешней торговле России — демонополизация внешнеэкономическойдеятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм,предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так,резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета экономическойвзаимопомощи (СЭВ). Если к концу 1980-х годов на страны — члены СЭВприходилось более 50 % внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифразначительно уменьшилась в связи с переориентацией бывших социалистическихстран на торговлю с Западом.
Российские товаропроизводители до сих пор немогут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.
Попытки закрепиться на рынках этих стран,продавая товары
по более низким ценам, приводят к тому, что против российских
экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И этоплохо, потому что обвинение в демпинге, т.е. в продаже товара по бросовымценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестнойконкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущеннойвыгоде [3, с.46].
Российский экспорт еще до распада СССР нередконазывали колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. В структурероссийского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин, оборудованияпродолжает оставаться низким.
Но в целом роль внешнеэкономического комплекса вэкономике страны постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней торговли,прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения иначавшейся стабилизации.
В 2000г. сложилась благоприятная для Россииконъюнктура мирового рынка: наблюдались высокие темпы экономического роста вСША, оживление в экономике стран Западной Европы, в основном были преодоленыпоследствия финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Рослимировые цены на нефть; по оценке ОЭСР, в 2000г. они поднялись на 45,6% посравнению с предыдущим годом.
В российском экспорте 2000г. по существу как взеркале отразилась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефтьи другие энергоносители имели тенденцию к повышению. В частности, в 2000 г. экспортная цена на российскую нефть увеличилась на 67% против уровня 1999г., на природный газ— более чем в полтора раза, каменный уголь — на 60%, медь и алюминий — на11—12%.
В результате увеличилась валютная выручка,золотовалютные резервы страны повысились до 28 млрд. долл. (увеличение за годболее чем в 2 раза), существенно увеличились доходы федерального бюджета.
По оценкам специалистов, повышение цен нароссийскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету страны от 10 до 15 млрд.руб. дополнительных доходов. С учетом 38%-го роста экспортных цен и 14%-госнижения цен на импорт Россия дополнительно получила свыше 30 млрд. долл., чтообеспечило увеличение ВВП на 12% (реально на 7,3%, а без учета внешних факторовпривело бы к снижению ВВП).
Сырьевая направленность российского экспортапривела к сосредоточению высокой прибыли именно в сырьевых отраслях (в чернойи цветной металлургии, в топливной промышленности). В этих отраслях, естественно,выросли оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленностинаблюдался дефицит собственных оборотных средств. Отметим еще одну негативнуютенденцию, связанную с ростом российского топливно-сырьевого экспорта: выросдефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополииодновременно подняли цены.
Предприятия и организации, осуществляющиевнешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений,преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так,законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носятхарактера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится дополнительноразрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Этитак называемые подзаконные акты конкретизируют основные положениязаконодательных актов и разрабатываются центральными правительственнымиучреждениями.
Хотя вопросы повышения эффективностивнешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономикистраны в целом, о чем уже было сказано, можно выделить некоторые важныепроблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первуюочередь. К ним относятся:
1.Завершение создания законодательной базырегулирования
внешнеэкономической деятельности.
2.Совершенствование системы управлениявнешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства.
3.Принятие Федеральной программы развития экспортаРоссии, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта,расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки,наукоемких товаров, технологий и услуг.
4.Налаживание системы кредитования и страхованиепромышленного экспорта.
5.Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечитьпотребность экспортно-импортных перевозок.
6.Формирование благоприятного правового климата дляроссийского экспорта.
7.Совершенствование системы тарифного регулированияимпорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов).
Совершенствование системыконтроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.
8.Решение вопросов о пресечении реэкспортароссийских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированиюих экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительныхсумм в валюте.
10. Ускорение разработки программы пооптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическуюдеятельность[4, с.47].
Правительством Российской Федерации быларазработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритетыв экспортной деятельности на период до 2005г. Эту программу следуетрассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта.Была принята новая редакция (10 февраля 1999г.) Федерального закона «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.
Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений немогут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращенияобъема инвестиций. Внутреннее производство играет главную роль в определенииобъемов и структуры экспорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло «Основы промышленной политики страны на период до 2010 года». Согласно этойпрограмме для реконструкции Российской промышленности потребуется 2,5—2,8трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности(аэродинамическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическаяи электронная).
Для того чтобы успешно вступать в контакт сзарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расширять этиконтакты, необходимо вести постоянную работу по развитию договорно-правовойбазы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежнымистранами.
Необходимо также постоянно развиватьсотрудничество с международными экономическими организациями (Международнымвалютным фондом, Всемирным банком и др.), которые оказывают влияние наформирование экономической и внешнеэкономической политики России. С учетомзащиты государственных интересов необходимо по возможности объективнооценивать последствия их рекомендаций для нашей страны, в том числе и вобласти внешнеэкономической деятельности.
В отношениях России с международнымиэкономическими организациями важная роль принадлежит вступлению ее в ВТО. Всееще трудно определить сроки этого вступления и предвидеть его возможныепоследствия на экономику России, так как нормы и правила ВТО распространяются ина внутреннюю экономическую жизнь страны-члена, и это особенно нужно учитыватьприменительно к России, с учетом сегодняшнего состояния российской экономикив целом и конкурентоспособности ее продукции. Основные цели присоединенияРоссии к ВТО состоят в следующем:
1.Устранение дискриминационных ограничений вотношении
российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки
конкурентоспособных российских товаров и услуг.
2.Перевод торгово-экономических отношений России стреть
ими странами на равноправную, стабильную и долговременную
экономико-правовую основу.
3.Использованиемеханизма разрешения споров, существующего в рамках ВТО.
4.Совершенствованиезаконодательной базы России, практики ее применения с целью развитияэкономических реформ.
Создана Межведомственная комиссия, котораяпроводит комплексный сравнительный анализ соответствия российского законодательстванормам и принципам ВТО, разрабатывает меры по его изменению.
Очень важно обращать внимание на географическуюнаправленность внешнеторговых связей. Здесь в силу геополитических причинприоритеты нужно отдавать странам СНГ, и в настоящее время необходимо усилениемер, направленных на обеспечение большей выгодности экспортно-импортныхопераций с ними.
Со всеми восточно-европейскими странами былиподписаны протоколы о товарообороте. Товарные списки, прилагаемые к протоколамо товарообороте, носят индикативный характер, и государство не отвечает завыполнение хозяйственными организациями контрактных обязательств. С рядомвосточно-европейских стран подписаны соглашения о торговле и экономическомсотрудничестве, о взаимном поощрении и защите инвестиций и избежание двойногоналогообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.
В создании договорно-правовой базы как основыэкономических связей России с западноевропейскими странами большое вниманиеуделялось устранению препятствий и ограничений в торговле и созданию условийдля продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательныхограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.
В отношениях со странами Балтии главное вниманиеуделялось вопросам, связанным с положением русскоязычного населения, развитиюдоговорно-правовой базы, экономических связей[4, с.441].
Одно из главных направлений внешнеэкономическойдеятельности — обеспечение условий для осуществления равноправноготоргово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами ииспользование возможностей международных организаций для равноправноготоргово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами,использование возможностей международных организаций для содействия экономическимреформам в России. С Европейским союзом (ЕС) в 1994г. было подписано Соглашениео партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение создает условия для поэтапнойреализации в отношениях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров,капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний.
При торговле российского партнера с зарубежнымважное значение имеют вопросы страхования экспортно-импортных операций,предоставления гарантий зарубежным инвесторам, кредитов для наших экспортеров,развития инфраструктуры, информационного обеспечения ВЭД и др.
3.3. Основные направления государственногорегулирования
внешнеэкономических связей
В современной системе мирохозяйственных связейРоссия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами,преимущественно сырьем и материалами [3, с.48].
Россия слабо вовлечена в международную кооперациюпроизводства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в формепрямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационныйобмен.
Экономика России оказалась зависимой от экспортаузкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импортамногих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе
перестала соответствовать внутренним возможностямстраны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Для решения задач по стабилизации ростанациональной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли,а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономикунеобходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:
1.Повышение конкурентоспособности российскойэкономики.
2.Сохранение позиций России на мировых товарныхрынках
(сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), атакже дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг.
3. Обеспечение равноправных условий доступароссийских
товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка отнедобросовестной иностранной конкуренции в
соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.
4. Проведение таможенно-тарифной политики,способствующей
созданию благоприятных условий для расширения национального
производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этомусловий конкуренции на внутреннем рынке.
5. Сокращение утечки капитала по каналам внешнейторговли путем создания более, благоприятных экономических условий в России, атакже ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций,включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввозатоваров.
Для достижения поставленных целей и повышенияэффективности функционирования внешнеэкономического комплекса потребуетсяразвитие системы и принципов государственного регулированиявнешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержкуреального сектора экономики, которое будет осуществляться по ряду основныхнаправлений:
Первое направление — выработка и реализацияцелостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизациитопливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (кактрадиционных, так и прогрессивных их видов, в том числе экспорт технологий иноу-хау).
Одним из приоритетов в этой области должно статьстимулирование, прежде всего на государственном уровне, экспортной деятельностироссийских производителей, и в первую очередь выпускающих продукцию с высокойдолей вновь созданной стоимости. Необходимо продолжить формирование системыкредитования и страхования экспортеров при участии государства с целью продвиженияна внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроение,космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включаяоборудование для ядерной энергетики, и другие производства). Большую роль вразвитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политикис экспортной ориентацией на период до 2005 г.
В условиях ограниченности национальных ресурсовна цели развития производства и инфраструктуры привлечение прямых иностранныхинвестиций рассматривается как важное условие оздоровления и придания динамизмароссийской экономике и развития внешнеэкономических связей.
Второе направление — улучшение доступа российских товаров навнешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических иправовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и ихравноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятиинеобоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий. Дляпродвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию более благоприятных условий доступароссийских товаров и услуг на зарубежные рынки будут способствовать вступлениеРоссии во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдениибалансов интересов России и стран — членов ВТО, а также эффективное участие вдействующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономическихорганизациях.
Третье направление — защита внутреннего рынка,опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая весьарсенал предусмотренных российским законодательством инструментов.
При этом, вводя дополнительные меры поупорядочению доступа импортных товаров на российский рынок, следует исходитьиз того, что они не должны стать орудием необоснованного протекционизма. Онидолжны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных иперспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должнасопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговойдеятельности.
Четвертое направление — формированиемеждународных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Торгово-экономические отношения России сгосударствами СНГ являются приоритетным направлением во внешнеэкономическихсвязях России.
В системе внешнеэкономических связей с дальнимзарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейскимсоюзом — основным торговым партнером, на долю которого приходится более третивнешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбытастратегических товаров российского экспорта (прежде всего энергоносителей) и,следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особаязаинтересованность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что страныЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Страны — участницы Центрально-Европейскогосоглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) — исторически входят в круг интересовРоссии, поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ — важнейшее направлениероссийской торгово-политической деятельности в этом регионе.
На американском континенте важнейшим торговымпартнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основныхнаправлений сотрудничества с этой страной учитываются лидерство США в мировойэкономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, чтоамериканский рынок является одним из перспективных с точки зрения продажпередовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями,ядерной энергетикой, программным обеспечением [13, с.156].
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для Россииопределяется уникальными возможностями для облагораживания структурыроссийского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспортароссийской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военнуютехнику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительногоинвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами Россииостанутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективнымирынками сбыта для российской машинотехнической продукции, включая вооружение ивоенную технику. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Египет,Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны такжекак потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономикиРоссии.
Перспективность сотрудничества со странамиЛатинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского
экспорта продукции высоких технологий и военногоназначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества,принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциалэтого региона.
Дальнейшая интеграция России в мировоеэкономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения трудас целью реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономикиявляется стратегическим направлением внешнеэкономической политики РоссийскойФедерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вкурсовом исследовании изучались формы и виды международной экономическойдеятельности, ее географическая структура, проблема интеграции России в системумирохозяйственных связей.
Внешняяторговля оказалась наиболее развитой формой международной экономическойдеятельности, а научно-технические связи и информационные услуги –перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности.Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странамиспособствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение вусловиях ее либерализации.
Внастоящее время происходит сдвиг в географической структуре. Происходит сдвиг впользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом оборотеснижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются.Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а сИндией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортныхопераций.
Актуальнаяпроблема сегодня интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ееоснове можно сделать выводы:
1.зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долейриска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;
2.происходит демократизация международной экономической деятельности;
3.основными направлениями государственного регулирования международнойэкономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортнойсистемы России, улучшение доступа российских товаров на международныеэкономические рынки.
Список использованных источников
1. Абалкин Л.И. Совместныепредприятия в России // Вопросы экономики. – 2004. — №3. – с. 129 – 132
2. Адрианов В.Д.Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
3. Внешнеэкономическийбизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. – М.: Республика, 1997. –591 с.
4. Внешнеэкономическаядеятельность предприятия, Л.Е. Стровский, С.А.Казанцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2001. – 847 с.
5. Внешнеэкономическиесвязи: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика,2000 – 512 с.
6. Географиямирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
7. Кварталов В.А.Проблемы туризма // Управление персоналом. – 2001. — №5 – с. 31 – 50
8. Коротова О.Н.Внешнеэкономические связи // География. – 2002. — №47. – с. 28 – 32
9. Кузьбожев Э.Н.,Козьева И.А. Экономическая география и регионолистика / Курск гос. техн. ун-т.Курск, 2000 – 229 с.
10. Курьеров В.Г.Внешнеэкономические связи России в 2002 году // ЭКО. – 2003. — №9. – с.90 – 113
11. Российскийстатистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат Р76 России. М,2003 – 705с.
12. Фомичев В.И.Международная торговля: Учебник; 2-е издание – М.: ИНФРА – М, 2000 – 446с.
13. Щебарова Н.Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. — №1. – 154 –157
14. Экономикавнешних связей России. Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1995 – 704с.
15. Экономическаягеография России. Под ред. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.