Министерствонауки и образования Украины
Запорожскаягосударственная инженерная академия
Кафедра:бухгалтерского учета и аудита
Курс: международнаяэкономика
Курсоваяработа
Натему: «Современные концепции регулирования международных отношений»
Выполнила: студентка 2 курса
Группы УиА-1-01д.
Шифр: 010463
Рудковская Ирина
Проверила: Лыщенко Е.Г.
ЗАПОРОЖЬЕ,2002
Содержание:
Введение.........................................................................................................................4
Раздел 1. Таможенные тарифы и пошлины. Нетарифные барьеры..........................5
1.1. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных пошлин...............................5
1.2. Аргументы противтарифов...................................................................................10
1.3. Аргументы в защитутарифов................................................................................12
1.4. Нетарифныебарьеры..............................................................................................15
1.4.1. Измерение нетарифныхметодов........................................................................15
1.4.2. Квотирование(контингентирование)................................................................16
1.4.3. Лицензирование...................................................................................................17
1.4.4. «Добровольные» ограниченияэкспорта… 19
Раздел 2. Механизмы многостороннего регулирования............................................21
2.1. Система международныхорганизаций.................................................................21
2.2. Сферы деятельности...............................................................................................22
2.3. Выполняемые функции …24
Раздел 3. Регулирование международной торговли
ВТО: торговля товарами...............................................................................................28
Вывод..............................................................................................................................36Список использованной литературы...........................................................................37Приложения...................................................................................................................38
Введение
В первом разделе раскрытыпонятия государственного регулирования международной торговли. Основными егоинструментами являются тарифные и нетарифные барьеры.
Во втором разделе я рассмотреласистему международных организаций, их функции и сферы деятельности. В миренасчитывается более 100 международных организаций, в большей или меньшейстепени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Ониразличны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику.Международные организации можно классифицировать в соответствии с разными критериями,но не один из них не является идеальным.
Третий раздел посвященрегулированию международной торговли. Наиболее важная сфера международнойэкономики – международная торговля товарами и услугами – регулируетсянесколькими международными организациями, в числе которых главной являетсяВсемирная торговая организация (ВТО).
Главной целью курсовой работыявляется раскрытие основных недостатков и преимуществ государственногорегулирования международных отношений.
Задача курсовой работы –рассмотреть современный мировой подход к регулированию международных отношенийна примере Всемирной торговой организации (ВТО).
Раздел 1. Таможенные тарифы и пошлины
1.1. Понятие таможенного тарифа. Виды
таможенных пошлин
В зависимости от того, какаясторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющихдруг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф взависимости от контекста может определяться как:
Ø инструмент торговой политики игосударственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействиис мировым рынком;
Ø свод ставок таможенных пошлин,применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу,систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономическойдеятельности;
Ø конкретная ставка таможенной пошлины,подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможеннуютерриторию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадаетс понятием таможенной пошлины.
В отдельныхстранах таможенная территория может не совпадать с географической территорией.Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу,включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тарифлюбой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которыеиспользуются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможеннаяпошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте илиэкспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенныепошлины выполняют три основные функции:
ý фискальную, которая относится и кимпортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статейдоходной части государственного бюджета;
ý протекционистскую (защитную),относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждаетместных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
ý балансировочную, которая относится кэкспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения экспорта товаров,внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификациятаможенных пошлин.
По способувнимания:
— адвалорные – начисляются в процентах ктаможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможеннойстоимости);
— специфические – начисляются в установленномразмере за единицу облагаемого товара (например, 10$ за 1т);
— комбинированные – сочетают оба названных вида таможенногообложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10$ за 1 т).
Адвалорныепошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно приобложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что ониподдерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо отколебаний цен не товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлинасоставляет 20% цены товара, то при цене товара 200$ доходы бюджета составят 40$.При увеличении цены товара до 300$ доходы бюджета возрастут до 60$ при падениицены товара до 100$ – сократятся до 20$. Но независимо от цены адвалорнаяпошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорныхпошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценкистоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара можетколебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс,процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование)факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, чтооставляет место злоупотреблениям.
Специфическиепошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримоепреимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев неоставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты спомощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.Например, специфическая пошлина в 1000$ за один импортный автомобильзначительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000$, посколькусоставляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000$, поскольку составляет8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защитывнутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны,во время экономического спада и падения импортных цен специфический тарифувеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объектуобложения:
— импортные – пошлины, которые накладываются наимпортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынкестраны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мирадля защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
— экспортные – пошлины, которые накладываются наэкспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различийв уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельныетовары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
— транзитные – пошлины, которые накладываются натовары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаютсякрайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
— сезонные – пошлины, которые применяются дляоперативного регулирования международной торговли продукцией сезонногохарактера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не можетпревышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычноготаможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
— антидемпинговые – пошлины, которые применяются вслучае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем ихнормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущербместным производителям подобных товаров либо препятствует организации ирасширению национального производства таких товаров;
— компенсационные – пошлины, накладываемые на импорттех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовалисьсубсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобныхтоваров
Обычно эти особыевиды пошлин применяются странно либо в одностороннем порядке в чисто защитныхцелях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров,либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющиеинтересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особыхпошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительстваили парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке состороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонниепереговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснениявозникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласияполитическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайнимсредством, к которому прибегают страны, когда все остальные способыурегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
— автономные – пошлины, вводимые на основанииодносторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение овведении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, аконкретные ставки таможенной пошлины устанавливаются соответствующим ведомством(обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряютсяправительством;
— конвенционные (договорные) – пошлины,устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такогокак Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений отаможенном союзе;
— преференциальные – пошлины, имеющие более низкиеставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которыенакладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие изразвивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическоеразвитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общаясистема преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифовразвитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.
По типам ставок:
— постоянные – таможенный тариф, ставки которогоединовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятьсяв зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифыс постоянными ставками;
— переменные – таможенный тариф, ставки которогомогут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (приизменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в ЗападнойЕвропе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способувычисления:
— номинальные – тарифные ставки, указанные втаможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровнетаможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
— эффективные – реальный уровень таможенных пошлинна конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортныеузлы и детали этих товаров.
Все виды пошлинсуммированы в табл. 1 – приложение 1.
1.2. Аргументы против тарифов
Исторически основной спормежду сторонниками и противниками протекционизма концентрировался наобсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средстваэкономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками ипротивниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всехстранах и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.
Противники тарифов обычностроят свою аргументацию на следующем:
Ø Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общегоравновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижаетсяот введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояниебольшой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффектулучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие отвведения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортомдругих стран или группы стран, то условия торговли большой страны могутулучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровняблагосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, влюбом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно,поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.
Ø Одностороннее введение тарифовнередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли имеждународной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей водностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей отнаплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответныетарифные санкции, которые чаще затрагивают основные товары их экспорта. Событиямогут развиваться по схеме «действие – противодействие» до тех пор, покаторговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствияэтого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуютуровни тарифов, которые устраивают каждые из них.
Ø Тариф приводит к увеличениюналогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, таки аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителейперераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно внебогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести квозникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Крометого, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежноеследствие, стоимости жизни в стране.
Ø Тариф на импортные товары косвенноподрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортныетовары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которыеприводит к росту издержек на производство экспортной продукции, котораястановится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф,сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ееэкспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны.Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства иобострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспортсеми латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что, по меньшей мере,половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами,которые страдают от его введения.
Ø Тариф ведет к сокращению общегоуровня занятости. Защищаярабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие симпортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости вэкспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-заограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительноевлияние от ведения тарифа на уровень занятости в экспортных отраслях. Болеетого, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержекпроизводства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допуститьоттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату,что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимыхими товаров и, следовательно, экспорт в целом.
1.3. Аргументы в защиту тарифов
Несмотря на стольубедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном миреимпортные тарифы используются как главный способ государственного регулированиявнешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защитутаможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, икаждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ееместным условиям. Для Украины более актуальны следующие аргументы в защитутаможенных тарифов:
Ø Тариф – защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности,которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильноразвиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороныгосударства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевыхиностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. Данныйаргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, оченьтрудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости,достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующиегруппы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будутубеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифаможет оказаться политически очень непростым делом. Во-вторых, очень сложноопределить отрасли, которые в течении разумного промежутка времени смогут подзащитой тарифа развиваться настолько, чтобы стать конкурентоспособными намировом рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран неподтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем внезащищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальнымстранам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей,но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец,существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающиеотносительные цены и не влияющие на внутреннее потребление, такие как,например, субсидии новым отраслям. Правда, недостаток заключается в том, что, вотличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагаютдополнительные бюджетные расходы.
Ø Тариф – средство стимулирования отечественногопроизводства. Этотаргумент интенсивно эксплуатировался развивающимися странами. Поскольку местнаяпромышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами,производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку онануждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствиеможет привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, чтоналожит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий побезработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень,возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегаютперераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить однойстране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт исохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают исвой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспортменьшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемыхданной страной.
Ø Тариф – важный источник бюджетныхдоходов. Этотаргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активноэксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Вусловиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран простоне в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения ипредприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровнесоциальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины,организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, посколькув большинстве стран он должен в момент физического пересечения товаромтаможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающимиграницу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаяхоказывается намного дешевле, чем создание разветвленной системы сбора налогов,которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономическойжизни.
Однако использовать импортныйтариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, покаместная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналогиимпортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращенияимпорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджетасократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутреннийналог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине.В идеале со временем желательно совсем отказаться от импортной пошлины ипревратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом,тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только дляслаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную частьбюджета.
Ø Тариф – защита национальнойбезопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разрядувнеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех илииных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычновысказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентнына мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадияхсвоего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политическивесомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которыесобираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображениянациональной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территорииминимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайныхобстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающимвведение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в1959-1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее идешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежелиподдерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальноепроизводство.
1.4.Нетарифные барьеры
1.4.1.Измерение нетарифных методов
Для измерениянетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
— Индекс четности – индекс, показывающий долю тарифныхпозиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется дляопределения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительнуюважность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.
— Индекс покрытия – показывает стоимостную долюэкспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этогоиндекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивныхнетарифных барьеров.
— Индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка ивнутренней цены на товар, импорт и экспорт которого подвергается нетарифнымограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница междувнутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.
Обычно для целейсопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитываютстоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины.
Количественныеограничения - административная форма нетарифного государственногорегулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатурутоваров, разрешенных к экспорту и импорту. Количественные ограничения могутприменяться по решению правительства одной страны или на основе международныхсоглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественныеограничения включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничениеимпорта.
1.4.2.Квотирование (контингентирование)
Наиболеераспространенной формой количественных ограничений является квота иликонтингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с тойразницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квотсезонного характера.
Квота –количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товараопределенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленностиих действия квоты разделяются на:
— экспортные – вводятся либо в соответствии смеждународными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждойстраны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны дляпредотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.
— импортные – вводятся национальнымправительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированноститоргового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, атакже как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
По охвату квотыделятся на:
— глобальные – устанавливаются на импорт илиэкспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости оттого, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется.Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровнявнутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннегопроизводства и потребления товара.
— индивидуальные – установленная в рамках глобальнойквоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квотыустанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основныепреимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеютсятесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всегоиндивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный периодвремени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите.Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственнойпродукции нового урожая.
Обычно политикаимпортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифнаяполитика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, семтарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны,импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, посколькуместные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров непревысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.Различия импортного тарифа и импортной квоты суммированы в таблице 2 –приложение 1.
1.4.3.Лицензирование
Тесно связан сквотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование –регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемыегосударственными органами на экспорт или импорт товара в установленныхколичествах за определенный промежуток времени.
Лицензированиеможет являться составной частью процесса квотирования (и тогда егоэкономическое содержание полностью совпадет с рассмотренным выше) или бытьсамостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случаелицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезтитовар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
— разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1года на ввоз или вывоз конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговойсделки;
— генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз тогоили иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
— автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленнопосле получения от экспортера или импортера заявки, которая не может бытьотклонена государственным органом.
Лицензированиеиспользуется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целейгосударственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используютлицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамкахустановленной квоты.
Механизмыраспределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
— аукцион – продажа лицензий на конкурснойоснове. Считается самым экономически эффективным способом распределениялицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходамиот таможенной пошлины на тот же товар.
— Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензийза определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующийпериод или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынужденысократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить ихлоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В СШАтакая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий наимпорт нефти;
— Распределение лицензий на внеценовойоснове – выдачаправительством лицензийтем фирмам, которые продемонстрировали своюспособность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычноэтот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериевоценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала ипр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большимизатратами и злоупотреблениями.
Страны используют при распределениилицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющегонаиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболеерыночному методу.
1.4.4.«Добровольные» ограничения экспорта
Количественноеограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действийее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и врезультате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках такназываемых «добровольных» ограничений. «Добровольное» ограничение экспортавводится правительством обычно под политическим давлением более крупнойимпортирующей страны, которая угрожает применением одностороннихограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт,который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное»ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное наобязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере,не расширять объем экспорта, принятом в рамках официальногомежправительственного или неофициального соглашения об установлении квот наэкспорт товара.
«Добровольные»ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся кпонятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоеваниегосударственного положения на рынке и злоупотребление этим положением. Напрактике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговойполитики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг сдругом.
Раздел 2. Механизмы многостороннегорегулирования
2.1. Системамеждународных организаций
В конце ХХ в. проявиласьтенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингуважнейших процессов международной экономики в рамках небольшого количестваорганизаций. Ключевым и наиболее универсальными из них являются организации,которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодняважнейшими форумами согласования экономической политики между странами.
Международный валютный фондявляется компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих,функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономикикаждой из 182 стран, являющейся ее членом в частности. Группа Мирового банка состоитиз пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития,Международной ассоциации развития (159 членов), Международной финансовойкорпорации (170 членов) и Международного центра по урегулированиюинвестиционных споров (126 членов). Их главной задачей является предоставлениекредитов развивающимся странам с переходной экономикой для осуществления мерструктурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынкатруда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.Всемирная торговая организация, членами которой являются 131 государство,концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики –торговли товарами и услугами. ВТО возникла в 1995 г. на основе Генеральногосоглашения по тарифам и торговле, которое было подписано в 1947 г. Наконец, ООНсама является системой многих организаций, которая находится в процессереорганизации.
Официально система ООНвключает:
— Программы ООН – штаб-квартира ООН вНью-Йорке, офисы в Женеве и Вене; региональные экономические комиссии – дляАфрики в Аддис-Абебе (ЕСА), для Европы в Женеве (ЕСЕ), для Латинской Америки иКарибского залива в Сантьяго (ECLAC)и др.
— Специализированные агентства ООН –Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственнаяорганизация, Организация ООН в области образования, науки и культуры, Мировойбанк, Международный валютный фонд и др.
— Автономные организации ООН –Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация.
2.2.Сферы деятельности
Функции международныхорганизаций определяются теми задачами, которые на них возложены международнымсообществом. Практически все остальные формы международных экономическихотношений в той или иной степени регулируются международными организациями,задачи которых в той или иной конкретной сфере нередко пересекаются илидополняют друг друга.
В силу большого разнообразиямеждународных организаций их классификация может быть осуществлена по одномуключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой, и поэтому неможет не быть несколько эклектичной. Среди международных организаций,отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международнойэкономики, можно выделить следующие функциональные группы:
— Консультативные группы стран –относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, неоформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющиесвой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом иликакой-либо постоянно действующей международной организацией. Группа пяти стоитиз крупнейших промышленных стран, представители которых проводят совещанияпреимущественно в рамках Банка международных расчетов. Группа семи объединяладо принятия в нее России в 1997 году основные промышленные страны, президентыили премьер-министры которых проводят с 1975 года ежегодные совещания, накоторых согласовываются магистральные направления макроэкономической политикипо таким вопросам, как стимулирование экономического роста, бюджетные дефициты,инфляция, валютные курсы, занятость, отношения с развивающимися странами истранами с переходной экономикой. Группой восьми называют либо расширенную засчет присоединения России Группу семи, либо Группу G-8. Группа десяти объединяет 11 стран, согласившихся в 1962году предоставить кредитную линию МВФ в рамках Общего соглашения о займах. В ихчисле была Швейцария, которая вступила в МВФ только в 1992 году. Группадвадцати четырех объединяет страны – члены Комитета по развитию, собирающегосяво время ежегодных совещаний МВФ и Мирового банка, который выносит предложенияпо решению структурных и макроэкономических проблем развивающихся стран. Группасемидесяти семи – коалиция примерно 100 развивающихся стран, созданная назаседании ЮНКТАД в 1964 году, с целью координации их усилий в международныхпереговорах по ключевым проблемам международной экономики.
— Универсальные международныеорганизации – объединяют подавляющее большинство стран мира, собираютинформацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений.В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международнаяорганизация труда.
— Отраслевые международные организации– регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли имина международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран –экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств,главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдениемквот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен нанефть. В числе других организаций этой группы выделяются товарные соглашения,такие как международные организации по какао, кофе, джуту, натуральномукаучуку, сахару и др. Их главная задача – обеспечить стабильность мировых ценна соответствующие товары, служить форумом для обсуждения проблем, возникающихна товарных рынках, между их производителями и импортерами, собирать ианализировать статистические данные о мировом рынке соответствующего товара.
— Региональные международныеорганизации – многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие винтеграционную форму и служащие для них форумом для обслуживания региональныхпроблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики ввопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данномрегионе. Примерами региональных международных организаций являются Балтийскийсовет и Балтийская ассамблея, Латиноамериканская энергетическая организация (OLADE), Союз стран реки Мано и пр. В числерегиональных международных организаций выделяется подгруппа региональныхкомиссий ООН – для Латинской Америки, Африки, Европы и т.д.
— Банковские международные организации– включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавскийинвестиционный банк, Латиноамериканский экспортный банк. Отдельной группой вчисле международных банковских организаций являются международные банкиразвития – Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банкразвития, Западно-Африканский банк развития, Межамериканский банк развития,Скандинавский банк развития, Исламский банк развития, Банк развития Карибскогобассейна и пр. Характерной чертой банков развития является то, что они носятрегиональный характер и их деятельность направлена на совместное с другимибанками финансирование проектов в странах членах. Поскольку финансированиепредоставляется на более льготных, чем рыночные, условиях и многие кредиты невозвращаются в срок, некоторые банки развития, объединяющие развивающиесястраны, находятся на грани банкротства.
2.3.Выполняемые функции
Функции, выполняемыемеждународными организациями, весьма многочисленны и зависят от того, какиезадачи возлагают на них участвующие страны. С точки зрения международнойэкономики наиболее важными являются следующие основные функции:
— Содействие – организация международныхконференций, сбор и анализ статистических материалов, публикация ираспространение статистики и исследований, предоставление помещений исекретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров. Страныпредоставляют в международные организации, занимающиеся содействием, только теданные, которые правительство считает нужным предоставить, и зачастую этоограничивается просто подпиской на текущие статистические и аналитическиепубликации, которые пополняют собой архивы и библиотеки. Эти функции выполняют,например, секретариаты Парижского клуба или Совета сотрудничества странПерсидского залива.
— Наблюдение – содействие с возможностьюформулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те илииные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказаниятем самым воздействия на экономическую политику страны. Наблюдение осуществляетсяв основном с помощью анализа вторичных источников, на основе которыхсекретариат готовит доклады, и путем обмена политическими декларациями во времясессий. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, — ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны кпроведению определенной экономической политики. Однако никакими реальнымирычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.
— Надзор – более жесткая форма наблюдения,связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и поустановленной форме данные о своем экономическом положении и выслушиватьрекомендации по существу текущего экономического развития. Правительства,подписавшие устав международных организаций, осуществляющих надзор, обязаны сопределенной частотой принимать у себя мисси экспертов из этих организаций ипредоставлять им помимо текущих публикаций также и первичную информацию,отвечать на их вопросы и быть максимально откровенными. Содержание дискуссий,по желанию правительства, может оставаться конфиденциальным и не обнародоватьсямеждународной организацией, с которой велись дискуссии. Типичный пример – МВФ,главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономическойполитикой стран-членов с целью предоставления им опирающихся на мировой опытрекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономическихдисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем. Практически,однако, страны-члены могут игнорировать такие рекомендации.
— Регулирование – надзор, опирающийся на принуждениестран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработкусоответствующих норм и механизмов принуждения к их использованию. Регулированиев международной экономике основано на том, что страны добровольно принимаютрешение о создании международного механизма решения тех или иных проблем,договариваются о принципах его функционирования и о том, как они будутсовместно наказывать те страны, которые не будут следовать принципам, подкоторыми они сами же подписались. Примером является ВТО, в рамках которойустановлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилосьболее сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которыеприменяются против нарушителей согласованных правил.
Содействие – наблюдение –надзор – регулирование исчерпывают весь спектр ключевых функций, которые могутвозложить на себя международные организации. По сути, все эти функциимногостороннего регулирования основаны лишь на доброй воле участвующих стран.Если правительство той или иной страны не видит выгод от членства вмеждународной организации, никто не может заставить принять его. Так же как,даже будучи членом организации, независимое государство может проигнорироватьего рекомендации или иные касающиеся ее решения. Некоторые надгосударственныефункции, приближающие международную организацию к роли мирового или хотя бырегионального правительства, будут иметь только некоторые органы ЕС послеперехода стран ЕС к единой валюте и начала работы Единого европейскогоцентрального банка. Тем самым надгосударственность, приводящая к управлениюэкономическими процессами в нескольких странах из единого центра, может бытьтолько в рамках высокоразвитого интеграционного объединения стран. Частичнофункцию надгосударственного регулирования выполняет МВФ в странах, которыеиспользуют его кредиты на основе того, что условием предоставления кредитаявляется выполнение правительством с МВФ программы экономических реформ.
Итак, в конце ХХ векапроявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию имониторингу важнейших процессов в рамках небольшого количества организаций.Наиболее универсальными из них являются МВФ, занимающийся макроэкономическойполитикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, последние годы всебольше направляющая свои усилия на социальные вопросы; и группа Мирового банка,концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах. Эти организациивозникли в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласованияэкономической политики между странами. В силу большого разнообразиямеждународных организаций их классификация может быть осуществлена по одномуключевому признаку, отличающему одну группу организаций от другой. Они делятсяна:
— консультативные группы стран, обычноне имеющие жесткой организационной структуры
— универсальные организации,охватывающие большинство стран мира; отраслевые организации, занимающиесяпроблемами производства и торговли определенным товаром
— региональные организации,концентрирующиеся на вопросах взаимного интереса обычно географически иэкономически близких стран
— финансовые организации, среди которыхвыделяются банки развития.
В международной экономикемеждународные организации выполняют следующие основные функции – содействие,заключающееся в организации международных переговоров и конференций;наблюдение, включающее возможность определения точки зрения организации на теили иные проблемы; надзор, означающий обязательство стран предоставлять данныео своем экономическом положении и проводить консультации; регулирование,опирающееся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международногосообщества.
Раздел 3. Регулирование международнойторговли
ВТО: торговля товарами
Мировая торговля товарамибыла предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первыхпослевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение потарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО)задумывалась как третья, наряду с МВФ и Мировым банком, организация, котораяприняла бы на себя функции регулирования международного экономическогосотрудничества. Устав торговой организации еще разрабатывался, а около 23 странуже согласовали и подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая,что за этим последует создание МТО. Однако история распорядилась иначе:несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, ипрежде всего США, отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количествоподписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалосьединственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.ГАТТ являлось главным форумом переговоров о снижении таможенных тарифов инесколько позже – о сокращении нетарифных ограничений. Переговоры в ГАТТосуществлялись в рамках раундов торговых переговоров, последний из которых –Уругвайский – увенчался созданием ВТО.
Всемирная торговаяорганизация – законодательная и институциональная основа международной торговойсистемы, механизм многостороннего согласования и регулирования политикистран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговыхспоров и разработки стандартной внешнеторговой документации.
ВТО была образована в 1995году на основании Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 года вг. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многостороннихторговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документови 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамкахмногосторонней торговой системы, которые впитали в себя все лучшее достигнутоев рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ, подписанное в 1947 г. споследующими изменениями и дополнениями, известное сейчас как «ГАТТ 1994»,входит в число правовых документов, лежащих в основе ВТО. Большинство в 3/4голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннеготоргового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемоготаким соглашением. Решение об изменении многостороннего соглашения требуетсогласия всех стран-членов, хотя такие решения обязательны только для стран,ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов принимается министерскойконференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются голосованием на основепринципа «одна стран – один голос», но, унаследовав традиции ГАТТ, ВТОпринимает большинство решений на основе согласия всех – консенсусом.
Принципиальное различие междуВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил,многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО являетсяпостоянной международной организацией, действующей на основе соглашения,ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ каксоглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов.ГАТТ изначально считалось временным соглашением, действующим до моментасоздания ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвященопрактически только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулированияторговли не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, какправа на интеллектуальную собственность. Многие соглашения по отдельнымтоварам, входившие в ГАТТ, и поэтому были селективными по характеру своегодействия. Наконец, система урегулирования торговых споров, действовавшая врамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельнымстранам блокировать принятие решений. Система урегулирования торговых споров,действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многиерешения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, наавтоматической основе.
Соглашение об образовании ВТОносит чисто институциональный характер и определяет такие организационныепараметры, как функции, сфера деятельности, структура, бюджет, формированиесекретариата, механизм принятия решений и пр., но в качестве приложений в неговключены все основные соглашения, подписанные в рамках Уругвайского раундаГАТТ. Таких приложений – четыре, причем документы, содержащиеся в первых трехиз них, являются обязательными для исполнения всеми членами ВТО, тогда какдокументы, содержащиеся в четвертом приложении, обязательны для техстран-членов ВТО, которые их подписали. Из правил ВТО возможны изъятия –временное освобождение стран-членов по их просьбе и с согласия остальных странот отдельных обязательств, накладываемых многосторонними торговыми соглашениямив рамках ВТО. Наиболее распространенные изъятия связаны с изменением тарифнойклассификации или введением новой классификации, что делает необходимым вновьпровести переговоры с торговыми партнерами о предоставлении взаимных торговыхуступок, а также о вступлении стран в региональные интеграционные группировки.
На основе совокупностисоглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется международнаяторговая система. В настоящее время ВТО является главной международнойорганизацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованныхпринципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий,проводимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важныепринципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
Ø Торговля без дискриминации – страны не должны предоставлятькому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляютвсем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своимнациональным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТОпредусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшегоблагоприятствования, РНБ, закрепленное в ст. 1 ГАТТ, так же как и в соглашенияхпо торговле услугами и интеллектуальной собственностью, правило, означающееобязательство распространить на третьи страны льготы и привилегии,предоставляемые одному из торговых партнеров. Это фундаментальное длямногосторонней торговой системы требование ВТО направлено против дискриминациитоваров в международной торговле на основе страны их происхождения или страныназначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО, возможны, если страна являетсячленом интеграционного объединения, если страна-партнер проводит несправедливуюторговую политику, наносящие ущерб национальным производителям. Как толькоиностранный товар попал на внутренний рынок, ему в соответствии с правилами ВТОдолжен быть предоставлен национальный режим, означающий, что на внутреннемрынке, как на национальные, так и на иностранные товары должны накладыватьсяодинаковые налоги, предъявляться одинаковые технические,санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим долженприменяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому изменениетаможенной ставки не является нарушением национального режима.
Ø Либерализация международной торговли – проведение многостороннихпереговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий напути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта врезультате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 допримерно 6%. Последний раунд таких переговоров – Уругвайский – привел кдоговоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое будетосуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровеньимпортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%,что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяетсярежим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.
Ø Применение мер, ограничивающихимпорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от использования протекционизма как средстваторговой политики. Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО неозначают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случаенеобходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка,предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает:
1. Защитные меры –временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабынаносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
2. Антидемпинговыепошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
3. Компенсационныепошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется вявной или скрытой форме.
Для использования защитныхмер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимогоущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемовнационального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр.Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикациюизвещения о начале расследования, расследование компетентными органамиимпортирующей страны причин и масштабов наносимого ущерба, проведениеконсультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада,содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран,экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страныактивно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг.проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованиюдругими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в томчисле в США 85 раз.
Ø Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики всоответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушенияпринятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны бытьуверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговойполитики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами.Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики являетсясвязывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставкуимпортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровеньсвязанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсацииих за наносимый ущерб. Одно из главных достижений Уругвайского раунда ГАТТзаключается в том, что удалось договориться об увеличении количества связанныхтарифов с 78 до 98% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговлисельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные. Предсказуемостьторговой политики также означает ее максимальную транспарентность и открытость,что означает прежде всего побуждение стран к отказу от использования каких-либодругих, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты внутреннегорынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
Ø Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказстран от использования несправедливых методов торговой политики, таких какдемпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии.Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые кэкспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговойполитики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международнойторговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на путисвободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизмпроверки торговой политики – детальный анализ торговой политики стран-членовсекретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашенийВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. Проверка торговойполитики четырех стран с наибольшей долей в мировой торговле, включая ЕС вцелом на правах одной из стран, осуществляется каждые два года, следующие 16стран проверяются каждые четыре года и остальные страны – каждые шесть лет. Врамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрениеВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлютоварами и услугами. Секретариат, со своей стороны, также готовит доклад,высказывающий его оценку торговой политики страны-члена. Оба доклада, так жекак и записи всех бесед, проводимых сотрудниками секретариата с официальнымилицами страны, публикуются и передаются на рассмотрение министерскойконференции, которая принимает их к сведению.
Прием в члены ВТО состоит изтрех этапов. На первом страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговойполитике, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предметопределения соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающейстать членом ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговорысо страной по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран. Еслипереговоры привели к принятию страной условий, определенных в многостороннихсоглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференцииВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. Послеголосования на очередной министерской конференции страна считается принятой вВТО. На начало 1997 года более 30 стран подали заявление на вступление в ВТО.
Если страны вступают в ВТО иподписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдатьзаложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьмасложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для ихразрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров –процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ееэкспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членомВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, атакже из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующихправилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле. Рассмотрением споровзанимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачукоторого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями винтерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит ихконсультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решениепроблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трехквалифицированных специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, которыйосновывается на аргументах, предоставленных каждой из сторон, и содержит точкузрения экспертов. Доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров,после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная свыводами доклада, может апеллировать решение Органа по рассмотрению споров,которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций; его решение сновавыносится на одобрение Органа по рассмотрению споров, решение которогосчитается окончательным и дальнейшему апеллированию не подлежит. Если страна,которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не принимает действий поисправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТОотменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ейв соответствии с правилами ВТО.
Несмотря на то, что процедураурегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесспереговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть изкоторых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляютпретензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерамиторговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США поповоду корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, которыйподвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию ианализу, что затрудняет экспорт.
В числе прочих функций ВТО:
— содействие развитию международнойторговли путем разработки стандартной внешнеторговой документации исистематической рационализации внешнеторговых процедур;
— техническое содействие в областивнешнеторговой политики и регулирования через проведение семинаров, «круглыхстолов», посылку миссий экспертов в развивающиеся страны и страны с переходнойэкономикой.
Новым направлениемдеятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблемокружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
Вывод
Государственное регулированиемеждународной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся натарифные – те, что основаны на использование таможенного тарифа, и нетарифные –все прочие (квотирование, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта).В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономическихэффектов (например, эффекты защиты и потребления, представляющие собой всовокупности эффекты потери экономики от введения тарифа). Наряду с тарифнымиметодами государства используют нетарифные методы торговой политики, дляколичественной квалификации которых используются индексы частотности, покрытияторговли и воздействия на цены.
Наиболее важная сферамеждународной экономики – международная торговля товарами и услугами –регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главнойявляется Всемирная торговая организация (ВТО).
Список использованной литературы:
1. Грис Т. Мироваяэкономика: Учебник для вузов / Грис Т., Леусский А.И.; Ред. Тарасевич Л.С. –СПб.: Питер, 2001. – 318с.
2. Буглай В.Б.,Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред.Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 159с.
3. Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.6 Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727с.
4. Мироваяэкономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для вузов / Ред. Колесов В.П.;Академия пед. и соц. Наук; Московский Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд.– М.: Флинта, 2001. – 479с.
5. Новицкий В.Е.Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг. – К.: МП « Изд-воЛибра», 1994. – 190с.
6. Тэор Т.Р. Мироваяэк-ка: Пособие для подготовки к экзамену. – СПб.: Питер, 2001. – 218с.
7. Косалапов Н.Развитие международного общения и координация международных отношений //Мировая экономика и международные отношения. – 1999. — №10. – с.105-104.
8. Мадиссон В.В.,Шахов В.А. Международные отношения и мировая политика // Политологиямеждународных отношений. – К.: «Либідь»,1997. – с.34-52.
9. Хозин Т.С. Какимбыть международным отношениям в ХХ веке // Международная жизнь – 2001. — №2. –с.73-86.
Приложение 1.
Таблица 1.Виды таможенных пошлин
по способу
взимания специфические адвалорные комбинированные по объекту обложения импортные экспортные транзитные по характеру сезонные антидемпинговые компенсационные по происхождению автономные конвенционные преференциальные по способу вычисления номинальные эффективные - по типам ставок постоянные переменные -
Таблица 2. Различия импортного тарифа и импортнойквоты
Импортный тариф Импортная квота Содержание эффекта дохода заключается в: перераспределении дохода от потребителей в бюджет перераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниям Рост внутреннего спроса на товар приводит к увеличению его импорта приводит к повышению его внутренней цены Администрирование достаточно компактных таможенных органов требует создания громоздкой системы распределения лицензий Ограничительный эффект зависит от колебания импортных цен точно ограничивает импорт желаемым количеством